УДК 378.22; 377.5; 159.9,
йО! 10.23951/2307-6127-2017-2-183-197
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Н. И. Сухачёва
Томский государственный педагогический университет, Томск
Представлен анализ работ ученых, педагогов и психологов. Томского государственного педагогического университета, посвященных проблеме профессионального становления развивающейся личности будущего педагога в системе педагогического вуза. На основании многопрофильного анализа делаются следующие выводы: сложный, экзистенциальный процесс личностного и профессионального развития студента неотделим от организации творческого образовательного пространства. Он должен обеспечить на основе концепции профессионального и личностного ориентирования высшего образования: во-первых, согласование всего многообразия подходов, объединяющих показатели качества результатов процесса образования; уровень общей подготовки студента-педагога, многопрофильный показатель профессиональной подготовки выпускника-педагога; личное стремление и способность стать творчески ориентированным профессионалом в системе современного образования. Общей объединяющей идеей анализируемых работ ученых ТГПУ является то, что, помимо преподавания непосредственно академических дисциплин со студентами - будущими педагогами, должна проводится работа, способствующая личностной самореализации и профессиональному самоопределению.
Итоговые выводы по проведенному анализу заключаются в том, что на основе многопрофильных экспериментальных подходов проверена достоверность педагогических условий, которые способствуют кристаллизации идентичности профессиональной в частности и развитию личности выпускника-педагога в целом. Повышение качества системы педагогического образования предполагает решение важных методологических проблем управления качеством педагогического знания, которые включают решение психолого-педагогической проблемы профессионального самоопределения и образовательной идентичности. Подходы к решению обозначенных проблем должны фиксироваться в оценках экспертов при анализе технологических методов и направлений управления качеством образования.
Ключевые слова: идентичность, экзистенциальный кризис, развивающаяся личность, педагогическое образование, профессиональное становление.
Актуальность представленного обзора обусловлена ситуацией развития, как экономической, так и социальной, в которой существует современная студенческая молодежь. Проблемы смысложизненных ориентаций и профессиональной самореализации в настоящей молодежной среде поднимаются все раньше и ставятся все острее. Исследование студенческой популяции, приспосабливающейся к реальным, весьма жестким социально-культурным и экономическим условиям, выходит на первый план, потому что несет в себе идею развития здорового общества в целом и человека в частности. Все обозначенные проблемы подводят исследователей ТГПУ к идее необходимости создания основы научного моделирования всех направлений системы образования в педагогическом вузе. Не упуская значимость предметной подготовки и академической успеваемости, сделать акцент на системе
профилактики психического здоровья, учитывать разработанные, внедренные и постоянно совершенствующиеся принципы педагогического и психологического сопровождения в течение всех лет обучения в вузе. Студенческое сообщество всегда имело особый социальный статус и эмоционально-нравственную нишу в структуре общества. Молодежь студенческая имеет активную жизненную позицию, несмотря на все возрастающий инфантилизм и навязываемую потребленческую позицию. Молодые специалисты всегда отличаются высоким уровнем стремления к самоутверждению, как личностному, так и профессиональному. При этом у современной молодежи отмечаются хороший творческий потенциал и высокая готовность к практическому участию в социальных преобразованиях России. По данным статистики, в России на 10 тыс. населения приходится 520 студентов.
Актуальная социально-экономическая ситуация находит отражение и в жизни российских студентов, наполняя ее целым спектром разных проблем, тесно связанных с кризисными явлениями и переменами в обществе. Процесс обучение в вузе ставит совершенно иные требования к личности вчерашних школьников, и им приходится в короткий срок адаптироваться к совершенно иным условиям жизни: учебным, профессиональным, социальным, организационным и т. д.
Определенный процент молодежи приходит в высшие учебные заведения с неверными представлениями о системе вузовского образования в общем и студенческой жизни в частности, а именно иллюзии о полной свободе студенческой жизни. Юношами иногда двигают внешние цели (например, избежать службы в армии), это затрудняет интеграцию в учебный процесс и имеет порою негативные последствия.
К актуальным проблемам можно также отнести несформированность профессиональной мотивации и отсутствие адекватных представлений о будущей трудовой деятельности [1].
Опыт преподавания в вузе показывает, что для студентов педагогических вузов ситуация многократно осложняется внутренним конфликтом, связанным с объективной амбивалентной привлекательностью профессии педагога при ее низком социально-экономическом статусе в обществе [2, 3].
Научная новизна и теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что нами сделана попытка систематизировать многолетний труд ученых ТГПУ, как педагогов, так и психологов, в направлении проблемы развивающейся личности и формирования профессиональной идентичности. Кризис, переживаемый студентами и реконструируемый в пространстве самоопределения с учетом многофакторного аспекта педагогических условий образовательной среды, со всей многогранностью специфики педагогического вуза, исследуется нами в моногопрофильном педагогическом и психологическом контексте.
В реальной ситуации экономического и социального кризиса большинство обучающихся в вузах на дневных отделениях имеют внеучебную занятость (вынуждены зарабатывать на жизнь), что делает проблемным построение как самой структуры учебного процесса, так и взаимодействия всех его участников.
В системе психосоциальных задач юношеского возраста самоопределение в системе жизненных ценностей имеет особое значение. Разрешение экзистенционального акмеоло-гического кризиса в юношеском возрасте, на наш взгляд, затруднено кризисными явлениями в российском обществе, включая ценностно-смысловую дезинтеграцию. Молодые люди дезориентированы в том, чему отдать предпочтение - развлечениям, учебе, личным отношениям, семье, карьере или спорту. Передача семейных традиций нарушена. Под влиянием массовой культуры на первом плане оказываются ценности потребления и гедонизма, что вступает в противоречие с целями обучения в вузе.
Следует признать, что в XXI в. активным социумом стала молодежь, родившаяся и получившая образование и воспитание на постсоветском пространстве в совершенно иных морально-нравственных реалиях, прежние представления о студенчестве устарели.
Современная молодежь, оказавшись в свободном социально-экономическом пространстве, используя его структурные возможности, не захотела подчиниться его структурным требованиям. У «поколения скептиков» сформировались чуждые реальности установки на усовершенствование мира, которые всегда были свойственны лишь богатым наследникам и подросткам. Многочисленные психологические и социологические исследования отмечают разнообразные приемы самовыражения, которые являются для молодежи средством самоопределения, взаимопонимания, выразительной самопрезентации вовне, способом изолировать свою жизнь от старшего поколения, при этом активно пользуясь всеми благами, этим поколением заработанными. Эмоции, мечты и планы, которые ранее, во времена студенческого движения, по большей части ориентировались на реальное, официальное, теперь связываются с альтернативным. Общение на равных начинается уже с очень раннего возраста, родители воспринимаются подростками в лучшем случае как советчики, нежели как руководители. Другой фактор образа жизни современной молодежи таков: индивидуальный, независимый стиль жизни проявляется у современного молодого поколения раньше, чем у прежних поколений подростков, однако и длится дольше. Наиболее распространенным образцом поведения, на который ориентировалась молодежь, например, середины 80-х гг. ХХ в., оказалось «самоутверждение». Мотив «отчужденности», напротив, практически отсутствовал. Типичным символом молодежи c середины 90-х стала также «самостоятельность».
Современные исследования показывают, что молодежь трезво оценивает окружающий мир. Однако в контексте социальной ситуации развития молодые люди не только испытывают трудности в будущем трудоустройстве, но и осознают недостатки проектирования образовательного пространства, совмещающего в себе традиционность и инновацион-ность, являющегося одним из факторов психогенности современного высшего образования. Добавив к этим переживаниям экзистенции развивающейся личности, мы получаем молодого человека с выраженным внутренним конфликтом, балансирующего на грани пограничных нервно-психических расстройств [4, 5].
Все перечисленные проблемы активно исследуются учеными Томского государственного педагогического университета и явились предметом нашего исследования в рамках гносеологического интереса к проблеме формирования идентичности и профессионального становления современного студента-педагога
На первом месте, по мнению исследователей, стоят проблемы образовательной системы в контексте педагогического вуза. При этом следует учесть, что тенденция развития любых направлений профессионального общества такова, что процесс исследовательской деятельности, непрерывные инновации становятся принципом любой профессиональной деятельности, готовность к исследовательской работе рассматривается как значимая профессиональная составляющая личностного потенциала с позиции представлений о пригодности профессиональной в любом направлении педагогической деятельности. Исходя из этого цель организации процесса образования в системе высшей школы педагогического вуза на современном этапе состоит в подготовке обучающихся, готовых проявлять не только предметную и воспитательную, но и исследовательскую активность в профессиональной деятельности. Такая идея подразумевает создание таких организационно-методических условий, которые будут стимулировать включение студентов педагогических вузов в процесс освоения научных методов с целью наиболее полного раскрытия творческого по-
тенциала, который обеспечит их право на участие в научно-исследовательской работе и будет способствовать самореализации личностного потенциала.
В целом в педагогических вузах готовность студентов к исследовательской работе в современных реалиях является базовым показателем качественной профессиональной готовности будущих выпускников-педагогов. Данные показатели соответствуют требованиям процедуры государственной аккредитации и аттестации вуза к показателям совершенствования научных исследований и научной деятельности в различных его структурных подразделениях, занятых обеспечением соответствующих образовательных программ, а также требованиям и нормам к качественной составляющей профессиональной подготовки выпускника-педагога, которые заданы новыми ФГОС ВПО и другими [6, 7].
В свете поставленных задач проводятся комплексные исследования как непосредственно образовательной среды, так и сочетанного фактора мероприятий, которые способствуют благоприятной реализации поставленных задач. Исследователи психолого-педагогического направления на основании многолетних наблюдений и эмпирических данных приходят к выводу о том, что процесс педагогического совершенствования в высшей школе является противоречивым: с одной стороны, в реальной практике утвердился стереотип профессиональной деятельности как психолога системы образования, так и предметника-педагога, в которой преобладает личностная направленность профессионального педагогического ориентирования и мышления; с другой стороны, мы имеем сложившуюся модель профессионального педагогического образования, которая ориентирована в своей основе на традиционные педагогические парадигмы, с «профессиональным перекосом» педагогического образования, в котором все усилия прилагаются к реализации идеи «повышения научности», что влечет за собой насыщение учебных планов новыми дисциплинами при том, что очевидным является понимание того, что подготовка выпускника-педагога не может сводится к освоению только научных и теоретических подходов к предметной и педагогической деятельности, а ставит задачу профессионального, личностного развития учителя, его профессионального кругозора и мотивации самосовершенствования, что личностно ориентированный, системно-деятельностный подходы и суть технологий современного образования таковы, что готовность к практической деятельности выпускника-педагога нельзя реализовать, обеспечив элементарное информационное накопление знаний. В целях преломления перечисленных противоречий в образовательном процессе следует сформировать единство специальной, методологической и психолого-педагогической подготовки студентов-педагогов [8-12], это станет основой профессионального, личностно ориентированного мировоззрения выпускника педагогического вуза и поможет ему построить жизненную, социальную и профессиональную позицию. Педагогическая и социально-культурная системы традиционно настроены на то, что педагог, учитель, рассматривается не только как субъект педагогического общения и как носитель культурного образца социальных нормативов. В современной системе образования ориентиры духовные, экзистенциальные являются приоритетными, на такой философский вопрос - сможет ли образование в реальной социально-экономической действительности ответить на запросы общества о системе образования как синергетике знания и духовности - мы все чаще слышим диагностически-пессимистический, однако весьма конструктивный ответ о кризисе становления идентичности как личной, так и образовательной, о нереализованном потенциале образования персонифицированного, гуманистического [13-15].
Вариативные модели современных подходов к персонификации и индивидуализации системы повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования ориентированы на современные модели аттестации, направления повышения качества педаго-
гического постдипломного образования, реконструкцию и совершенствование Я-концеп-ции профессиональной у педагогов дошкольного образования в условиях профессиональной переподготовки, обновления дополнительного профессионального образования системой компетентностного подхода, развития практико-ориентированных технологий высшего педагогического образования посредством разработки все более совершенных программ повышения квалификации педагогов - лишь немногие из направлений научно-исследовательской и практической деятельности ученых и руководителей структурных подразделений Томского государственного педагогического университета, направленных на оптимизацию среды и повышение качества педагогического образования, учитывая, что реализуются данные программы не только при обучении студента-педагога, но и при переподготовке и повышении квалификации педагогических работников [16-20].
Особое внимание в исследованиях уделяется: методам и технологиям реализации современных подходов педагогов - подготовке профессионалов, что включает в себя такую актуальную задачу современного образования, как формирование предметных компетенций у выпускников-педагогов посредством работы с электронными учебно-методическими комплексами, техниками психолого-педагогического воздействия, что является маркером профессиональной компетентности педагогов в системе педагогического взаимодействия; эклектичным, синергетическим подходам в обеспечении предметной подготовки и специфике организации формирования процесса информационной компетенции, активизации познавательной деятельности обучающихся на лекционных, семинарских и практических занятиях. В трудах исследуются теоретические проблемы проектирования педагогических технологий в системе профессионального образования и особенности организации процесса формирования информационной компетенции будущего специалиста. Отдельным блоком в исследованиях развития личностного и профессионального потенциала стоят работы, направленные на реализацию проблем студентов-педагогов, занятых в различных сферах педагогической деятельности, обучающихся на разных уровнях подготовки (как бакалавров, так и магистров), а также проходящих обучение по различным формам и программам [21-31].
Исследование всех вышеозначенных проблем неразрывно связано с психологическими проблемами развивающейся личности, которым посвящено немало исследований, это и изучение взаимосвязи социальной тревожности и психологических защит студентов педагогического вуза, и психологической безопасности личности в образовательной среде высшего учебного заведения, а также внутренние психологические условия деятельности профессионала, когнитивная составляющая профессиональной подготовки педагогов и роль рефлексии в профессиональном становлении педагога [32-36].
В рамках проблем развивающейся личности будущего педагога хотелось бы выделить исследования С. И. Поздеевой, посвященные профессиональному становлению. Учитывая, что с переходом российской системы высшего профессионального образования на двухуровневую систему подготовки особое внимание уделяется процессу формирования у студентов исследовательских компетенций. Распространена точка зрения, что основой магистерских программ в образовании педагогов являются: овладение компетентностным подходом при организации практической, научной и исследовательской деятельности (например, для поступления в аспирантуру, необходимо иметь диплом магистра), технологий и методов преподавания в системе высшего образования (так как бакалавр права преподавать в вузе не имеет); персонализация высшего образования и овладения технологиями инклюзии. Последняя функция означает, что обучающийся-магистрант (а это в своей основе уже практикующий педагог) либо направленно овладевает методами научной работы (готовясь к поступлению в аспирантуру или преподавательской деятельности в системе высшего об-
разования), либо занят повышением квалификации, углубляя полученные профессиональные и педагогические навыки (часто в смежных профессиональных областях). Учитывая настоящее положение дел, магистранты, проходящие обучение по направлениям: «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», должны рефлексировать суть педагогического исследования, методы его организации, роль эмпирического психолого-педагогического исследования в профессиональной деятельности. По мнению исследователей ТГПУ, это актуально не только в направлении обеспечения качества подготовки магистерской диссертации как показателя квалификационной компетентности магистров, но и качественной трансформации профессиональной деятельности выпускников-магистров, практикующих педагогов и психологов. Характеризуя педагогическое исследование как таковое, можно дать определение как процессу научного познания в области педагогических проблем и задач системы образования. Учитывая, что образовательная практика -это практика взаимоотношений участников педагогического процесса, объектом педагогического исследования можно считать изучение отношений в системе образования, их влияние на участников образовательной деятельности. Из чего следует вывод о том, что педагог, как профессионал, должен организовать совместную образовательную деятельность со всеми участниками образовательной системы (коллегами, детьми, учащимися различных уровней, студентами, родителями) и построить адекватные образовательные отношения. Если мы рассматриваем деятельность педагога-исследователя, то предполагаем, что это предполагает изучение организации совместной образовательной деятельности, ее реформацию и модернизацию и то, что должно происходить в результате таких изменений [37-41].
Большое количество исследований посвящено проблемам формирования идентичности (личностной и профессиональной) студентов педагогического вуза. Непосредственно профессиональное самоопределение, духовный рост и личностное развитие за время обучения в вузе проходят на фоне окончательного формирования Я-концепции. Этот процесс многогранного формирования идентичности, экзистенциальный мотив самопостижения и самопонимания проявляется в сложном процессе самовосприятия и самоактуализации. Самоопределение духовное у студенческой молодежи сопровождается в процессе психологического консультирования в рамках деятельности службы психологического сопровождения вуза и предполагает ориентацию в семиотике кризиса идентичности, т. е. экзистенциального кризиса, где психолог службы сопровождения вуза играет роль значимого Другого в процессе проживания и в позитивном выходе из самой кризисной ситуации, которую так или иначе переживают все студенты. Знание сути психологической закономерности и основных принципов личностного развития - базовая задача педагогических принципов теоретической психологии и практической деятельности всех специалистов, занятых в системе образовательного процесса вуза. Ориентация в основных теоретических подходах психологии личностных кризисов помогает более глубокому изучению личностной мотивации, помогает вникнуть в суть конструктивных и деструктивных моментов ситуаций проживания кризиса, формирует умение их диагностировать и реконструировать в позитивном ключе. Главным из приоритетных направлений данной проблемы является амбивалентность выхода из кризисной ситуации, техники помощи студенту, переживающему знаковый момент жизни, методы и принципы самопомощи. Исследователями ТГПУ, как педагогами, так и психологами, предлагаются приоритетные направления в рефлексии места и роли переживания кризисов в развитии личности, их разновидность, мотивы и источники, способствующие как возникновению кризисной ситуации, так и выходу из нее. В исследованиях представлено все многообразие подходов к проблеме становления личностной идентичности, ее типологии, направлениях формирования и соотношение с социальной идентичностью [42-49].
В высшей школе образовательный процесс тесно связан с процессом нравственного воспитания. В современном педагогическом пространстве многие исследователи признают потребность всей системы высшего образования в серьезной, всесторонней воспитательной работе со студентами в процессе подготовки выпускника-педагога. Первую роль здесь играют дисциплины гуманитарного профиля. Становлении личностного роста студентов в направлении духовности отводится преимущественно психологическим дисциплинам. К этому предмету у студентов непсихологических факультетов большие требования, поскольку с ним всегда связаны большие ожидания. Большой процент студентов с психологическими проблемами делает попытки их разрешить в процессе изучения дисциплины с помощью преподавателя психологии. Самый большой спектр психологических проблем у первокурсников, адаптирующихся к вузу, - это многолетний собственный практический опыт работы в службе психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в вузе, позволяющий сформировать мнение о повышенной невротизации первокурсников как следствии переживаемого ими кризиса и сделать вывод о необходимости совершенствования методов и подходов психопрофилактики [50-52].
В исследованиях педагогов и психологов Томского государственного педагогического университета отражена полоролевая специфика развития студентов: личностные и гендер-ные особенности, мужская идентичность юношей-студентов, а также готовность студентов к брачно-семейным отношениям (работа по данной проблеме проводится в рамках учебно-воспитательной работы вуза) [53-55].
Отдельно хотелось бы отметить вопросы психического здоровья и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Томском государственном педагогическом университете, которому посвящены как теоретические, так и практические работы. Становление профессиональной идентичности рассматривается исследователями как кризис. Сама фабула кризиса формирования профессиональной идентичности через идентичность образовательную у студентов проходит не только через учебно-образовательную составляющую, и воспитательные моменты, затрагивающие нравственно-духовный спектр личности, а потому его смыслообразующей базой является предпрофессиональный кризис идентичности. Этот фактор подтверждается тем, что наибольшее количество студентов, переживающих кризисные состояния, обучаются на первом и четвертом курсах бакалавриата. Мы обоснованно можем утверждать, что кризис первого года и выпускного курса объективный социально-педагогический и психологический факт образовательной системы. В исследованиях делается вывод о том, что непосредственно процесс профессионального становления и самоопределения студентов педагогического вуза в сочетании с формированием профессиональной идентичности через идентичность образовательную является противоречивым и многогранным.
Все эти противоречия, и социальные, и психолого-педагогические, провоцируются дисбалансом между основными принципами функционирования и развития педагогической системы, со всем ее разветвлением, с одной стороны, и социальными процессами, осложненными кризисной ситуацией, с другой стороны. Этот дисбаланс проявляется в значительном отставании функциональной способности педагогической системы, социальной и экономической девальвации труда педагога от развивающегося общества и в недооценке социокультурной роли образования в целом, что в современных условиях является системообразующим принципом развития кризиса профессионального самоопределения выпускника-педагога в сочетании с непосредственной угрозой здоровому развитию личности.
Самоопределение личностное и профессиональное в процессе получения образования в системе педагогического вуза исследователями рассматривается не только как професси-
ональная подготовка педагога, но и как развитие личности в целом, ее духовный рост, которые происходят на фоне становления самоидентичности профессионала-предметника и педагога. Этот сложный и противоречивый процесс является базой самоактуализации как наиболее желательного качества любого человека и гражданина, педагога-профессионала прежде всего. Моральное и духовное самоопределение студентов в системе службы психолого-педагогического сопровождения вуза дополняет и завершает весь комплекс воспитательной системы вуза и способствует позитивному разрушению студенческого кризиса идентичности [56-62].
Таким образом, проблема профессионального становления будущих педагогов в Томском государственном педагогическом университете исследуется с позиций мультифактор-ного анализа с обязательным изучением социальной ситуации развития. Гармоничную, готовую к профессиональной деятельности личность целесообразно рассматривать как результат гармоничного взаимодействия индивида со средой при ведущей роли личности.
Список литературы
1. Жигинас Н. В. Организация, направления и методы исследования психического здоровья студентов. Принципы и методы психологической помощи студентам, переживающим кризис // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 45-49.
2. Жигинас Н. В., Семке В. Я. Психическое здоровье студентов. Томск: Изд-во ТГПУ. 2009. 180 с.
3. Жигинас Н. В. Психология студенческого кризиса: методология, феноменология, медико-психологическое сопровождение: дис. ... д-ра психол. наук, Томск, 2011. 449 с.
4. Жигинас Н. В., Семке В. Я. Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе. ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. 224 с.
5. Жигинас Н. В. Сравнительный анализ результатов мониторинга и скрининга социальной ситуации развития студентов (региональный аспект) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 132-134.
6. Багачук А. В. Научно-образовательная среда педагогического вуза как условие формирования готовности будущих учителей к исследовательской деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 58-61.
7. Копытов А. Д., Черепанова Т. Б. К вопросу о феноменологии современного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 169-172.
8. Дмитриева Т. В. Структурно-уровневая модель развития учебной активности студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 27-35.
9. Смышляева Л. Г., Яковлева А. Г. Реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ: особенности оценки результативности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 23-27.
10. Кочеткова Т. Н. Условия, способствующие развитию субъектности студентов в процессе получения высшего образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 185-190.
11. Вахитова Г. Х. Условия формирования готовности студентов - будущих педагогов к реализации программ предшколь-ного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 24-29.
12. Обухов В. В., Войтеховская М. П. Основные направления создания инновационно-педагогической среды педагогического университета в современных условиях // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 49-55.
13. Жигинас Н. В., Широкова Н. И. Становление профессионализации студентов педагогического вуза: психолого-педагогический аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 67-73.
14. Жигинас Н. В. Педагогические условия формирования и преодоления акмеологического кризиса идентичности студентов вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 205-208.
15. Санников А. Ф., Жигинас Н. В. Персонализированный подход в организации учебно-образовательного процесса студентов заочного отделения педагогического вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 12 (127). С. 218-221.
16. Обухов В. В., Войтеховская М. П., Осипова И. В. Современные вариативные модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования, ориентированные на новые модели аттестации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). С. 93-98.
17. Матюшкина М. Д. Пути повышения качества постдипломного педагогического образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 32-37.
18. Смышляева Л. Г., Купершлаг И. Г., Кравченко О. И. Развитие профессиональной Я-концепции педагога дошкольного образования в условиях профессиональной переподготовки // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 45-52.
19. Смышляева Л. Г. Компетентностное обновление дополнительного профессионального образования: теоретические и организационно-методические основы. Компетентностное обновление на разных ступенях образования: коллективная монография / под ред. С. И. Поздеевой. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2010. С. 155-174.
20. Смышляева Л. Г., Французская Е. О. Развитие практики компетентностно-ориентированной технологизации высшего образования средствами программ повышения квалификации преподавателей // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 77-83.
21. Пьяных Е. Г. Использование технологий и методов дистанционного обучения при работе с магистрантами // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 38-42.
22. Яценко Т. Е. Методы психологического воздействия как индикатор психологической компетентности будущих педагогов в педагогическом взаимодействии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 169-174.
23. Рыбников В. Ю., Марихин С. В., Уманец Д. М. Теоретические проблемы проектирования педагогических технологий в системе профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 2833.
24. Раитина М. Ю., Покровская Е. М. Междисциплинарные подходы в обеспечении образовательного процесса в вузе: основные тенденции, цели, задачи // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 7-13.
25. Артеменко Н. А., Белогуров С. В. Особенности организации процесса формирования информационной компетенции будущего специалиста // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 13-18.
26. Пьяных Е. Г., Немчанинова Ю. П. Смешанное обучение как эффективная форма работы с магистрантами в области естественно-научного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 7 (122). С. 257-260.
27. Полицинский Е. В., Румбешта Е. А. Активизация познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 37-40.
28. Киндяшова А. С., Жигинас Н. В. Формирование предметных компетенций будущих педагов средствами электронного учебно-методического комплекса // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 140-145.
29. Файзуллаева Е. Д., Дудина Е. Н. Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке бакалавров дошкольного образования: опыт участия в федеральном эксперименте // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 69-76.
30. Петрова Е. Ю., Ершова Т. В. Формирование методической компетентности у будущих учителей географии // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 52-58.
31. Румбешта Е. А. Подготовка учащихся и учителя к организации совместной деятельности по решению учебных и образовательных проблем // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 23-30.
32. Булатова Т. А., Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Изучение взаимосвязи социальной тревожности и психологических защит студентов: интегральный подход к решению проблемы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Reviev). 2015. 3 (9). C. 33-39.
33. Буртовая Н. Б. Внутренние психологические условия деятельности профессионала // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 21-25.
34. Закотнова Е. Ю., Корытова Г. С. Психологическая безопасность личности в образовательной среде высшего учебного заведения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 13-17.
35. Закотнова Е. Ю., Жигинас Н. В. Когнитивная составляющая профессиональной подготовки педагогов: постановка проблемы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 19-23.
36. Азбукина Е. Ю. Роль рефлексии в профессиональном становлении педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 90-94.
37. Поздеева С. И., Путинцева Е. Б. Открытое образовательное портфолио ученика начальной школы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 85-89.
38. Поздеева С. И. Особенности гуманитарного управления инновациями для становления профессионализма педагога начальной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 194-196.
39. Поздеева С. И. Проблемы реализации образовательной деятельности в подготовке и повышении квалификации современного педагога // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 64-69.
40. Поздеева С. И., Кириллова И. О. Место педагогического исследования в подготовке и профессиональной деятельности магистра // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 43-47.
41. Поздеева С. И. Педагогическая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 93-100.
42. Бекузарова Н. В., Ермолович Е. В. Профессиональный портрет выпускника по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «Бакалавр» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 83-89.
43. Карипов Б. Н. Идентичность как главный фактор политического развития // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 60-62.
44. Степанова О. А. К проблеме развития познавательной самостоятельности студентов вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 65-67.
45. Жигинас Н. В. Кризис идентичности студентов в свете проблемы психического здоровья // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 61-64.
46. Жигинас Н. В. Типология и учебно-образовательная составляющая студенческого кризиса // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 143-147.
47. Жигинас Н. В. Сравнительный анализ результатов мониторинга и скрининга социальной ситуации развития студентов (региональный аспект) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 132-134.
48. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Экзистенциальные кризисы развивающейся личности: постановка проблемы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 226-230.
49. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Диалог и оценка качества педагогического образования в профессиональном самоопределении выпускника // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 103-107.
50. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Транскультурализм как актуальная задача современной педагогики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 103-108.
51. Сухачёва Н. И., Жигинас Н. В. Кризис развивающейся личности в современных условиях: постановка проблемы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 25-30.
52. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Профессионализация выпускников педагогического вуза как основа интеграции качественного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 56-62.
53. Никитина А. А., Радина Н. К. Мужская идентичность юношей- студентов: социально-психологические аспекты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 121-125.
54. Толстолес Е. С., Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Личностные и гендерные особенности студентов медицинских учебных заведений // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 152-156.
55. Шубович М. М., Фаизова В. Б. Результаты экспериментальной деятельности по формированию готовности студентов к брачно-семейным отношениям в рамках учебно-воспитательной работы вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 43-51.
56. Аксенов М. М., Жигинас Н. В. Теоретические и концептуальные основы охраны психического здоровья студентов и формирования экзистенциальных кризисов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 40-45.
57. Жигинас Н. В. Организация, направления и методы исследования психического здоровья студентов. Принципы и методы психологической помощи студентам, переживающим кризис // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 45-49.
58. Жигинас Н. В. Исследование медико-психологических условий профилактики психического здоровья студентов и работы с экзистенциальными кризисами в психологической службе вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 94-99.
59. Жигинас Н. В. Теоретические и концептуальные основы профилактики психического здоровья студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 6 (84). С. 71-75.
60. Жигинас Н. В. Принципы организации и направления медико-психологического сопровождения студентов вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 200-204.
61. Жигинас Н. В. Психология студенческого кризиса: методология, феноменология, типология, профилактика: монография. 2-е изд., перераб. и доп. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2011. 216 с.
62. Жигинас Н. В., Семке В. Я. Персонологический подход в консультировании кризисных состояний. Томск. Изд-во ТГПУ, 2012. 244 с.
Сухачёва Наталия Игоревна, старший преподаватель лаборатории обеспечения общеуниверситетских и гуманитарных дисциплин, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).
Материал поступил в редакцию 06.03.2017.
DOI 10.23951/2307-6127-2017-2-183-197
PROBLEMS OF THE DEVELOPING PERSONALITY AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL STUDENTS IN THE RESEARCH OF SCIENTISTS OF TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
N. I. Sukhacheva
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The review is devoted to the analysis of the work of scientists and psychologists, teachers of Tomsk State Pedagogical University, the problem of professional formation of the developing personality of the future teacher in pedagogical higher school system. On the basis of multidisciplinary analysis the following conclusions are made. A complex, existential process of personal and professional development of a student is inseparable from the organization of a creative educational space. It must ensure that, based on the concept of democratization and humanization of higher education, the coordination of the entire range of models that describe the quality of education results, the quality of education, teacher student the quality of the professionalization of teaching a higher school graduate, his willingness to become a teacher-creator in the modern education. Therefore, it is important that in addition to teaching purely academic disciplines to students - future teachers, more work should still be done which could contribute to their professional and personal self-determination.
Final conclusion on the study lies in the fact that on the basis of multidisciplinary experimental approaches, verified the accuracy of the pedagogical conditions conducive to the formation of educational identity of the graduate teacher. You can see how the personal growth of the graduate-teacher is related, on the one hand, with the reflection of his insufficient implementation / potential feasibility, on the other hand - with multiple identities, the most important of which at this stage of social development is the personality of the graduate-the educational identity. This view has a certain socio-cultural "lining" because pedagogy is exactly the dominant image of the man in culture. Today, typical of the culture of postmodern discourse incomplete, open personality innovation, reflection development, the ability to emotional and volitional voltage leads to the isolation of potentiality as the distinctive features of the human in general, putting pedagogy task of studying not only current but also future potential of being graduates - the future professional. Therefore, improving the quality of education implies solution of important methodological problems of quality management of pedagogical knowledge, which include the solution of psychological and pedagogical problems of professional self-identification and education. The directions of solutions to these problems must be taken into account by expert assessments as training in technological quality management.
Key words: identity, existential crisis, developing personality, teacher education, professional development.
References
1. Zhiginas N. V. Organizatsiya, napravleniya i metody issledovaniya psikhicheskogo zdorov'ya studentov. Printsipy i metody psikhologicheskoy pomoshchi studentam, perezhivayushchim krizis [The organization, the direction and methods of
investigation of mental health of students. Principles and methods of psychological assistance to students in crisis]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no. 10 (73), pp. 45-49 (in Russian).
2. Zhiginas N. V., Semke V. Ya. Psikhicheskoye zdorov'e studentov [Mental health of students]. Tomsk, TSPU Publ., 2009. 180 p. (in Russian).
3. Zhiginas N. V. Psikhologiya studencheskogo krizisa: metodologiya, fenomenologiya, mediko-psikhologicheskoye soprovozh-deniye. Dis. dokt. psikhol. nauk [Psychology of student crisis: methodology, phenomenology, medical and psychological support. Diss. doct. of psychol. sci.]. Tomsk, 2011. 449 p. (in Russian).
4. Zhiginas N. V., Semke V. Ya. Mediko-psikhologicheskoye soprovozhdeniye obrazovatel'nogo protsessa v vuze. GOU VPO "Tomskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet" [Medical and psychological support of the educational process at the university. Tomsk State Pedagogical University]. Tomsk, TSPU Publ., 2009. 224 p. (in Russian).
5. Zhiginas N. V. Sravnitel'nyy analiz rezul'tatov monitoringa i skrininga sotsial'noy situatsii razvitiya studentov (regional'nyy aspekt) [Comparative analysis of the results of monitoring and screening of the social situation of students (regional aspect)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 2 (80), pp. 132-134 (in Russian).
6. Bagachuk A. V. Nauchno-obrazovatel'naya sreda pedagogicheskogo vuza kak usloviye formirovaniya gotovnosti budushchikh uchiteley k issledovatel'skoy deyatel'nosti [Scientific and educational environment of pedagogical higher school as the condition of formation and development of research activity of future teachers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 2 (117), pp. 58-61 (in Russian).
7. Kopytov A. D., Cherepanova T. B. K voprosu o fenomenologii sovremennogo obrazovaniya [The question of phenomenology of modern education]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, no. 1 (15), pp. 169-172 (in Russian).
8. Dmitrieva T. V. Strukturno-urovnevaya model' razvitiya uchebnoy aktivnosti studentov [Structural-tayered model of students' learning activity development]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2014, no. 1 (142), pp. 27-35 (in Russian).
9. Smyshlyaeva L. G., Yakovleva A. G. Realizatsiya kompetentnostno-orientirovannykh obrazovatel'nykh programm: osobennosti otsenki rezul'tativnosti [Implementation of competence-oriented education programs: features of performance evaluation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 8 (86), pp. 23-27 (in Russian).
10. Kochetkova T. N. Usloviya, sposobstvuyushchiye razvitiyu sub''ektnosti studentov v protsesse polucheniya vysshego obrazovaniya [Conditions promoting the development of the students' subjectivity in the process of getting higher education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 6 (121), pp. 185-190 (in Russian).
11. Vakhitova G. Kh. Usloviya formirovaniya gotovnosti studentov - budushchikh pedagogov k realizatsii programm predshkol'nogo obrazovaniya [Conditions of formation of readiness of students - future teachers to implement programs of pre-school education]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, no. 2 (8), pp. 24-29 (in Russian).
12. Obukhov V. V., Voytekhovskaya M. P. Osnovnye napravleniya sozdaniya innovatsionno-pedagogicheskoy sredy pedagogicheskogo universiteta v sovremennykh usloviyakh [The main directions of innovation and the creation of educational environment of pedagogical university in modern conditions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no. 10 (73), pp. 49-55 (in Russian).
13. Zhiginas N. V., Shirokova N. I. Stanovleniye professionalizatsii studentov pedagogicheskogo vuza: psikhologo-pedagogicheskiy aspekt [Formation of pedagogical high professionalization of students: psychological and pedagogical aspect]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no. 10 (73). pp. 67-73 (in Russian).
14. Zhiginas N. V. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya i preodoleniya akmeologicheskogo krizisa identichnosti studentov vuza [Pedagogical terms of forming and overcoming of scmeological crisis of identity for students of higher learning]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 6 (121), pp. 205-208 (in Russian).
15. Sannikov A. F., Zhiginas N. V. Personalizirovannyy podkhod v organizatsii uchebno-obrazovatel'nogo protsessa studentov zaochnogo otdeleniya pedagogicheskogo vuza [Personalized approach to the organization of teaching and educational process extramural students of pedagogical higher school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 12 (127), pp. 218-221 (in Russian).
16. Obukhov V. V., Voytekhovskaya M. P., Osipova I. V. Sovremennye variativnye modeli personifitsirovannogo i individualizirovan-nogo povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya, orientirovannye na novye modeli attestatsii [Modern variable models of the personalized and individualized training of educators focused on new models certification]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitetata - TSPU Bulletin, 2013, no. 13 (141), pp. 93-98 (in Russian).
17. Matyushkina M. D. Puti povysheniya kachestva postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Improving the quality of postgraduate pedagogical education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 4 (119), pp. 32-37 (in Russian).
18. Smyshlyaeva L.G., Kupershlag I. G., Kravchenko O. I. Razvitiye professional'noy Ya-kontseptsii pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya v usloviyakh professional'noy perepodgotovki [Development of professional self-concept of preschool teachers in vocational retraining]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no. 1 (11), pp. 45-52 (in Russian).
19. Smyshlyaeva L. G. Kompetentnostnoye obnovleniye dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: teoreticheskiye i organizatsionno-metodicheskiye osnovy. Kompetentnostnoye obnovleniye na raznykh stupenyakh obrazovaniya [Competent updating of additional vocational education: theoretical and organizational-methodological basis. Competent update at different levels of education]. Ed. by S. I. Pozdeeva. Tomsk, TSPU Publ., 2010. Pp. 155-174 (in Russian).
20. Smyshlyaeva L. G., Frantsuzskaya E. O. Razvitiye praktiki kompetentnostno-orientirovannoy tekhnologizatsii vysshego obrazovaniya sredstvami programm povysheniya kvalifikatsii prepodavateley [Development of competence-building technologisation of higher education by means of professional enhancement courses for academic staff]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no. 2 (12), pp. 77-83 (in Russian).
21. P'yanykh E. G. Ispol'zovaniye tekhnologiy i metodov distantsionnogo obucheniya pri rabote s magistrantami [The use of distance learning technologies when working with candidats for master's degree]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2015, no. 1 (7), pp. 38-42 (in Russian).
22. Yatsenko T. E. Metody psikhologicheskogo vozdeystviya kak indikator psikhologicheskoy kompetentnosti budushchikh pedagogov v pedagogicheskom vzaimodeystvii [Methods of psychological impact as indicator of psychological competence of future teachers in pedagogical interaction]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 6 (121), pp. 169-174 (in Russian).
23. Rybnikov V. Yu., Marikhin S. V., Umanets D. M. Teoreticheskiye problemy proektirovaniya pedagogicheskikh tekhnologiy v sisteme professional'nogo obrazovaniya [Theoretical problems of pedagogical technologies design in the system of vocational education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 4 (132), pp. 28-33 (in Russian).
24. Raitina M. Yu., Pokrovskaya E. M. Mezhdistsiplinarnye podkhody v obespechenii obrazovatel'nogo protsessa v vuze: osnovnye tendentsii, tseli, zadachi [Interdisciplinary approaches in educational process support in universities: main tendencies, aims and tasks]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, no. 2 (4), pp. 7-13 (in Russian).
25. Artemenko N. A., Belogurov S. V. Ob osobennosti organizatsii protsessa formirovaniya informatsionnoy kompetentsii budushchego spetsialista [Some features of the organization process of formation of information competence of the future expert]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, no. 1 (3), pp. 13-18 (in Russian).
26. P'yanykh E. G., Nemchaninova Yu. P. Smeshannoye obucheniye kak effektivnaya forma raboty s magistrantami v oblasti estestvenno-nauchnogo obrazovaniya [Mixed learning as an effective form of work with master of natural science education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitetata - TSPU Bulletin, 2012, no. 7 (122), pp. 257-260 (in Russian).
27. Politsinskiy E. V., Rumbeshta E. A. Aktivizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti studentov na lektsionnykh zanyatiyakh [Activation of students' cognitive activity at lectures]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 6 (108), pp. 37-40 (in Russian).
28. Kindyashova A. S., Zhiginas N. V. Formirovaniye predmetnykh kompetentsiy budushchikh pedagov sredstvami elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa [The formation of subject specific competences of future teachers by means of electronic educational and methodical complex]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 8 (123), pp. 140-145 (in Russian).
29. Fayzullaeva E. D., Dudina E. N. Praktiko-orientirovannyy podkhod k professional'noy podgotovke bakalavrov doshkol'nogo obrazovaniya: opyt uchastiya v federal'nom eksperimente [Practice-oriented approach to professional training of bachelors of preschool education: experience of participation in the federal experiment]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2016, no. 2 (12), pp. 69-76 (in Russian).
30. Petrova E. Yu., Ershova T. V. Formirovaniye metodicheskoy kompetentnosti u budushchikh uchiteley geografii [Formation of methodical competence of future teachers of geography]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no. 2 (12), pp. 52-58 (in Russian).
31. Rumbeshta E. A. Podgotovka uchashchikhsya i uchitelya k organizatsii sovmestnoy deyatel'nosti po resheniyu uchebnykh i obrazovatel'nykh problem [The training of schoolchildren and their teacher for organisation of their joint activities in the solution of learning and educational problems]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no. 3 (13), pp. 23-30 (in Russian).
32. Bulatova T. A., Grebennikova E. V., Shelekhov I. L. Izucheniye vzaimosvyazi sotsial'noy trevozhnosti i psikhologicheskikh zashchit studentov: integral'nyy podkhod [The study of the relationship of social anxiety and psychological protection of students: an integrated approach]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 7 (122), pp. 257-260 (in Russian).
33. Burtovaya N. B. Vnutrenniye psikhologicheskiye usloviya deyatel'nosti professionala [The internal psychological conditions of professional activity]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no. 1 (11), pp. 21-25 (in Russian).
34. Zakotnova E. Yu., Korytova G. S. Psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti v obrazovatel'noy srede vysshego uchebnogo zavedeniya [Psychological safety of the person in the educational environment of a higher educational institution]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no. 4 (14), pp. 13-17 (in Russian).
35. Zakotnova E. Yu., Zhiginas N. V. Kognitivnaya sostavlyayushchaya professional'noy podgotovki pedagogov: postanovka problem [The cognitive component of the training for teachers: problem statement]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 3 (156), pp. 19-23 (in Russian).
36. Azbukina E. Yu. Rol' refleksii v professional'nom stanovlenii pedagoga [Reflection of professional formation of educator]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 2 (117), pp. 90-94 (in Russian).
37. Pozdeeva S. I., Putintseva E. B. Otkrytoye obrazovatel'noye portfolio uchenika nachal'noy shkoly [The open educational portfolio of primary school children]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Reviev, 2014, no. 2 (4), pp. 85-89 (in Russian).
38. Pozdeeva S. I. Osobennosti gumanitarnogo upravleniya innovatsiyami dlya stanovleniya professionalizma pedagoga nachal'noy shkoly [Humanitarian Innovation Management Features for becoming an elementary school teacher professionalism]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 12 (140), pp. 194-196 (in Russian).
39. Pozdeeva S. I. Problemy realizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti v podgotovke i povyshenii kvalifikatsii sovremennogo pedagoga [Problems of realization of educational activities in training and professional development of the modern teacher]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, no. 3 (5), pp. 64-69 (in Russian).
40. Pozdeeva S. I., Kirillova I. O. Mesto pedagogicheskogo issledovaniya v podgotovke i professional'noy deyatel'nosti magistra [The place of the pedagogical research in the preparation and professional activities of the master]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, no. 4 (6), pp. 43-47 (in Russian).
41. Pozdeeva S. I. Pedagogicheskaya deyatel'nost' kak predmet psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniy i publikatsiy [Pedagogical activity as a subject of psychological and pedagogical research and publications]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, no. 4 (6), pp. 93-100 (in Russian).
42. Bekuzarova N. V., Ermolovich E. V. Professional'nyy portret vypusknika po napravleniyu podgotovki "Pedagogicheskoye obrazovaniye" s kvalifikatsiey (stepen'yu) "Bakalavr" [Professional characteristics of a graduate (bachelor program in education) in the context of modern tendencies in the development of education in Russia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 2 (117), pp. 83-89 (in Russian).
43. Karipov B. N. Identichnost' kak glavnyy faktror politicheskogo razvitiya [Identity as sociocultural factors and its influence on political change]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 6 (121), pp. 60-62 (in Russian).
44. Stepanova O. A. K probleme razvitiya poznavatel'noy samostoyatel'nosti studentov vuza [On the problem of cognitive self-sufficiency of university students]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, no. 2 (4), pp. 65-67 (in Russian).
45. Zhiginas N. V. Krizis identichnosti studentov v svete problemy psikhicheskogo zdorov'ya [The crisis of students' identity in the light of the problem of mental health]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 4 (82), pp. 61-64 (in Russian).
46. Zhiginas N. V. Tipologiya i uchebno-obrazovatel'naya sostavlyayushchaya studencheskogo krizisa [Typology and educational components students' identity crisis]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 6 (134), pp. 143-147 (in Russian).
47. Zhiginas N. V. Sravnitel'nyy analiz rezul'tatov monitoringa i skrininga sotsial'noy situatsii razvitiya studentov (regional'nyy aspekt) [Comparative analysis of the results of monitoring and screening of the social situation of students (regional aspect)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 2 (80), pp. 132-134 (in Russian).
48. Zhiginas N. V., Sukhacheva N. I. Jekzistencial'nye krizisy razvivayushcheysya lichnosti: postanovka problem [Existential crises of developing personality: formulation of the problem]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 7 (148), pp. 226-230 (in Russian).
49. Zhiginas N. V., Sukhacheva N. I. Dialog i otsenka kachestva pedagogicheskogo obrazovaniya v professional'nom samoopredelenii vypusknika [Dialogue and assessment of quality of teacher education in professional self-identification of the graduate]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 9 (162), pp. 103107 (in Russian).
50. Zhiginas N. V., Sukhacheva N. I. Transkul'turalizm kak aktual'naya zadacha sovremennoy pedagogiki [Transculturalism as an urgent problem of modern pedagogy]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, no. 4 (10), pp. 103-108 (in Russian).
51. Sukhacheva N. I., Zhiginas N. V. Krizis razvivayushcheysya lichnosti v sovremennykh usloviyakh: postanovka problem [Crisis of developing person in modern conditions: setting of the problem]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no. 2 (12), pp. 25-30 (in Russian).
52. Zhiginas N. V., Sukhacheva N. I. Professionalizatsiya vypusknikov pedagogicheskogo vuza kak osnova integratsii kachestvennogo obrazovaniya [The professionalization of pedagogical university graduates as a basis for the integration of high-quality education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 6 (159), pp. 56-62 (in Russian).
53. Nikitina A. A., Radina N. K. Muzhskaya identichnost' yunoshey-studentov: sotsial'no-psikhologicheskiye aspekty [Man's identity of young men - student: social-psychological aspects]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2012, no. 6 (121), pp. 121-125 (in Russian).
54. Tolstoles E. S., Shelekhov I. L., Berestneva O. G. Lichnostnye i gendernye osobennosti studentov meditsinskikh uchebnykh zavedeniy [Personal and gender characteristics of medical students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 6 (121), pp. 152-156 (in Russian).
55. Shubovich M. M., Faizova V. B. Rezul'taty eksperimental'noy deyatel'nosti po formirovaniyu gotovnosti studentov k brachno-semejnym otnosheniyam v ramkah uchebno-vospitatel'noy raboty vuza [The results of experimental activity on forming readiness of students to marriage and family relations within the framework of teaching and educational work of the university]. Nauchno-pedagogicheskoye obozrenie - Pedagogical Review, 2014, no. 3 (5), pp. 43-51 (in Russian).
56. Aksenov M. M., Zhiginas N. V. Teoreticheskiye i kontseptual'nye osnovy okhrany psikhicheskogo zdorov'ya studentov i formirovaniya ekzistentsial'nykh krizisov [Theoretical and conceptual framework for the protection of mental health of students and the formation of an existential crisis]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no. 10 (73), pp. 40-45 (in Russian).
57. Zhiginas N. V. Organizatsiya, napravleniya i metody issledovaniya psikhicheskogo zdorov'ya studentov. Printsipy i metody psikhologicheskoy pomoshchi studentam, perezhivayushchim krizis [The organization, the direction and methods of investigation of mental health of students. Principles and methods of psychological assistance to students in crisis]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no. 10 (73), pp. 45-49 (in Russian).
58. Zhiginas N. V. Issledovaniye mediko-psikhologicheskikh usloviy profilaktiki psikhicheskogo zdorov'ya studentov i raboty s ekzistentsial'nymi krizisami v psikhologicheskoy sluzhbe vuza [A study of medical and psychological conditions of students' mental health prevention and work with an existential crisis in the psychological service of the university]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no. 10 (73), pp. 94-99 (in Russian).
59. Zhiginas N. V. Teoreticheskiye i kontseptual'nye osnovy profilaktiki psikhicheskogo zdorov'ya studentov [Theoretical and conceptual bases of preventive measures of psychological health of students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 6 (84), pp. 71-75 (in Russian).
60. Zhiginas N. V. Printsipy organizatsii i napravleniya mediko-psikhologicheskogo soprovozhdeniya studentov vuza [Scietific forms of medical and psychological support of the educational process at higher school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo - TSPU Bulletin, 2011, no. 12 (114), pp. 200-204 (in Russian).
61. Zhiginas N. V. Psihologiya studencheskogo krizisa: metodologiya, fenomenologiya, tipologiya, profilaktika [Psychology of student crisis: methodology, phenomenology, typology, prevention]. Tomsk, TSPU Publ., 2011. 216 p. (in Russian).
62. Zhiginas N. V., Semke V. Ya. Personologicheskiy podkhod v konsul'tirovanii krizisnykh sostoyaniy [Personological approach to counseling crisis conditions]. Tomsk, TSPU Publ., 2012. 244 p. (in Russian).
Sukhacheva N. I., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]