Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / ЭЛЕКТОРАТ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байханов Исмаил Баутдинович

Исследуются концептуальные основы формирования электоральной культуры учителя. Актуальность работы обусловлена необходимостью повышения электоральной активности граждан и мотивации к участию в электоральном процессе. Предлагается новый взгляд на участие в электоральном процессе через призму электоральной культуры. Электоральная культура рассматривается как часть общей культуры, которую необходимо начинать формировать как можно раньше. В этом процессе должны участвовать не только семья, но и образовательные учреждения. Поэтому можно предположить, что наибольшим потенциалом в формировании электоральной культуры обладает учитель. В связи с этим необходимо формировать электоральную культуру у учителей и представление о технологиях трансляции электоральной культуры. А электоральная культура может быть сформирована только в специальной кросс-многоуровневой образовательной среде, которая создает условия для этого. Концептуальные основы формирования электоральной культуры представлены основными положениями, понятийно-категориальным аппаратом, методологическими основаниями, теоретическими основами, смысловым центром концепции, содержательно-смысловым наполнением, педагогическими условиями и апробацией концепции. Представлен алгоритм реализации концепции, позволяющий проследить логику движения от теоретических положений к практической реализации. Подробно продемонстрированы целевые установки концепции, определяющие ее содержание, а также правовая и нормативная основа, которая положена в основу разработки концепции. Особое внимание уделено педагогическим условиям реализации концепции и теоретическим основаниям. Охарактеризованы границы применения концепции. В качестве теоретико-методологической основы концепции предлагается четырехуровневая иерархическая структура методологических оснований, включающая подходы на различных уровнях. Практическим результатом реализации концепции является программа дополнительного образования для учителей, ориентированная на формирование электоральной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF THE FORMATION OF THE ELECTORAL CULTURE OF THE TEACHER

The work is devoted to the consideration of the conceptual foundations of the formation of the electoral culture of the teacher. The relevance of the work is due to the need to increase the electoral activity of citizens and increase motivation to participate in the electoral process. The author of the work offers a new perspective on participation in the electoral process through the prism of electoral culture. Electoral culture is considered as a part of the general culture. Electoral culture should be formed as early as possible. Not only the family, but also educational institutions should participate in this process. The author believes that the teacher has the greatest potential in the formation of electoral culture. In this regard, it is necessary to form an electoral culture among teachers and further form their understanding of the technologies of broadcasting electoral culture. The author proves that electoral culture can be formed only in a special cross-multilevel educational environment that creates conditions for this. The conceptual foundations of the formation of electoral culture are represented by the main provisions, conceptual and categorical apparatus, methodological foundations, theoretical foundations, semantic center of the concept, content and semantic content, pedagogical conditions and approbation of the concept. The paper presents an algorithm for the implementation of the concept, which allows to trace the logic of movement from theoretical positions to practical implementation. The objectives of the concept, defining its content, as well as the legal and regulatory framework that underlies the development of the concept are presented in detail. Special attention is paid to the pedagogical conditions for the implementation of the concept and the theoretical foundations. The limits of the concept application are characterized. As a theoretical and methodological basis of the concept, we propose a four-level hierarchical structure of methodological foundations, including approaches at various levels. The practical result of the implementation of the concept is a program of additional education for teachers, focused on the formation of electoral culture.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ»

Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 2 (48). C. 86-97 Pedagogical Review. 2023, vol. 2 (48), pp. 86-97

УДК 37.00

https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-2-86-97

Концептуальные основы формирования электоральной культуры учителя

Исмаил Баутдинович Байханов

Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Чеченская Республика, Россия,

rector@chspu.ru

Аннотация

Исследуются концептуальные основы формирования электоральной культуры учителя. Актуальность работы обусловлена необходимостью повышения электоральной активности граждан и мотивации к участию в электоральном процессе. Предлагается новый взгляд на участие в электоральном процессе через призму электоральной культуры. Электоральная культура рассматривается как часть общей культуры, которую необходимо начинать формировать как можно раньше. В этом процессе должны участвовать не только семья, но и образовательные учреждения. Поэтому можно предположить, что наибольшим потенциалом в формировании электоральной культуры обладает учитель. В связи с этим необходимо формировать электоральную культуру у учителей и представление о технологиях трансляции электоральной культуры. А электоральная культура может быть сформирована только в специальной кросс-многоуровневой образовательной среде, которая создает условия для этого. Концептуальные основы формирования электоральной культуры представлены основными положениями, понятийно-категориальным аппаратом, методологическими основаниями, теоретическими основами, смысловым центром концепции, содержательно-смысловым наполнением, педагогическими условиями и апробацией концепции. Представлен алгоритм реализации концепции, позволяющий проследить логику движения от теоретических положений к практической реализации. Подробно продемонстрированы целевые установки концепции, определяющие ее содержание, а также правовая и нормативная основа, которая положена в основу разработки концепции. Особое внимание уделено педагогическим условиям реализации концепции и теоретическим основаниям. Охарактеризованы границы применения концепции. В качестве теоретико-методологической основы концепции предлагается четырехуровневая иерархическая структура методологических оснований, включающая подходы на различных уровнях. Практическим результатом реализации концепции является программа дополнительного образования для учителей, ориентированная на формирование электоральной культуры.

Ключевые слова: концепция, электоральная культура учителя, электорат, методологические подходы, педагогические условия, специальная образовательная среда

Для цитирования: Байханов И. Б. Концептуальные основы формирования электоральной культуры учителя // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 2 (48). С. 86-97. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-2-86-97

Original article

Conception of the formation of the electoral culture of the teacher

Ismail B. Baykhanov

Chechen State Pedagogical University, Grozny, Chechen Republic, Russian Federation, rector@chspu.ru

Abstract

The work is devoted to the consideration of the conceptual foundations of the formation of the electoral culture of the teacher. The relevance of the work is due to the need to increase the electoral activity of citizens and increase motivation to participate in the electoral process. The author of the work offers a new perspective on participation in the electoral process through the prism of electoral

© И. Б. Байханов, 2023

culture. Electoral culture is considered as a part of the general culture. Electoral culture should be formed as early as possible. Not only the family, but also educational institutions should participate in this process. The author believes that the teacher has the greatest potential in the formation of electoral culture. In this regard, it is necessary to form an electoral culture among teachers and further form their understanding of the technologies of broadcasting electoral culture. The author proves that electoral culture can be formed only in a special cross-multilevel educational environment that creates conditions for this. The conceptual foundations of the formation of electoral culture are represented by the main provisions, conceptual and categorical apparatus, methodological foundations, theoretical foundations, semantic center of the concept, content and semantic content, pedagogical conditions and approbation of the concept. The paper presents an algorithm for the implementation of the concept, which allows to trace the logic of movement from theoretical positions to practical implementation. The objectives of the concept, defining its content, as well as the legal and regulatory framework that underlies the development of the concept are presented in detail. Special attention is paid to the pedagogical conditions for the implementation of the concept and the theoretical foundations. The limits of the concept application are characterized. As a theoretical and methodological basis of the concept, we propose a four-level hierarchical structure of methodological foundations, including approaches at various levels. The practical result of the implementation of the concept is a program of additional education for teachers, focused on the formation of electoral culture.

Keywords: concept, electoral culture of the teacher, electorate, methodological approaches, pedagogical conditions, special educational environment

For citation: Baykhanov I. B. Kontseptual'nyye osnovy formirovaniya elektronnoy kul'tury uchitelya [Conception of the formation of the electoral culture of the teacher]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2023, vol. 2 (48), pp. 86-97. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2023-2-86-97

Основой развития любого государства является эффективно функционирующая электоральная система, в результате работы которой к управлению страной на всех уровнях приходят люди, которые обладают доверием и поддержкой большинства электората. «Социальное время в отдельные периоды общественной жизни течет по-другому, в нем обнаруживаются новые связи личного и общественного начал жизни человека. А от таких связей во многом зависит уже не определенный политический выбор, а степень зрелости гражданского общества и степень ответственности власти перед избирателями» [1, с. 34]. Эта связь личного и общественного является тем уникальным моментом, когда личность осуществляет свой электоральный выбор. «Степень электоральной активности как неопределившейся части избирателей, так и электоральное поведение той его части, которая сделала предварительный выбор в пользу того или иного кандидата, той или иной партии, может определяться их рейтингом, прогнозом, способностью партии преодолеть установленный законодательством процентный барьер» [1, c. 36]. Однако, как показывает практика, результаты выборов зависят не только от рейтингов, прогнозов и агитации. Степень электоральной активности зависит от уровня сформированности электоральной культуры, которая, в свою очередь, во многом определяется социально-профессиональным развитием личности [2, 3].

Формирование электоральной культуры - абсолютно новая область исследований, поскольку ранее с электоральными процессами больше связывали такие направления, как гражданское и патриотическое воспитание, формирование гражданской самоидентичности, активной жизненной позиции, мировоззрения. Поэтому необходимо говорить о формировании электоральной культуры как компонента общей культуры личности [4].

Особое значение в формировании электоральной культуры имеет возраст, когда эту культуру начинают формировать. Чем раньше начинается формирование электоральной культуры, тем более осознанным становится далее отношение к электоральному процессу. Немалую роль здесь может сыграть учитель, который сам прежде всего должен обладать электоральной культурой.

Формирование электоральной культуры будущего учителя практически не осуществляется в современной высшей школе. Уделяется внимание многим направлениям в личностном и профессиональном развитии будущего учителя, например гражданскому и патриотическому воспитанию, но практически не уделяется внимания формированию и развитию в личности будущего учителя и качеств, позволяющих ему не только быть сознательным и активным членом электората, но и транслировать электоральную культуру окружающим, используя специфику своей профессиональной деятельности. Это определяет необходимость разработки педагогической концепции формирования и развития электоральной культуры учителя в специальной кросс-многоуровневой образовательной среде. Мы предлагаем концепцию, которая позволяет коренным образом изменить ситуацию.

По мнению Е. В. Яковлева, которое мы разделяем, «термин "концепция", как правило, используется в двух основных контекстах: внутреннем или внешнем по отношению к процессу изучения явления, а именно как направляющая идея исследования или как форма представления результатов научной работы. В последнем случае концепция представляет собой определенную теоретическую конструкцию и потому должна иметь четко выраженную логическую структуру» [5, с. 5].

Наиболее правильным считается использовать следующее определение: «Концепция - комплекс ключевых положений, достаточно полно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существования в действительности или практической деятельности человека» [6, с. 366].

Используя существующие определения и принимая во внимание специфику педагогики как области научного знания, под педагогической концепцией будем понимать динамическое фундаментальное знание о педагогическом явлении или объекте, представленное в виде системы, комплексно и всесторонне раскрывающей его сущность, содержание, особенности и на их основе предлагающей технологию взаимодействия с этим объектом или явлением в образовательном процессе.

В разработке концепции формирования и развития электоральной культуры учителя мы будем исходить из сформулированного выше определения педагогической концепции и предложенного другими учеными и полностью разделяемого нами определения знаний в педагогическом контексте.

Изучение существующих в настоящее время и классических педагогических концепций привело к выводу о том, что структурно и композиционно представление педагогической концепции как системной совокупности научных знаний и как формы представления результатов научного исследования должно включать следующие компоненты: основные положения концепции; понятийно-категориальный аппарат; методологические основания; теоретические основы; смысловой центр концепции; содержательно-смысловое наполнение; педагогические условия эффективного функционирования и развития исследуемого явления или объекта; апробация концепции.

В соответствии с указанными компонентами, которые представлены выше, изложим далее разработанную педагогическую концепцию формирования и развития электоральной культуры учителя.

Общие положения концепции. Основная идея педагогической концепции формирования электоральной культуры учителя состоит в использовании потенциала учителя в повышении электоральной активности населения, особенно его молодежной части.

Основополагающий замысел концепции состоит в научном обосновании и разработке концептуальной педагогической модели формирования электоральной культуры учителя, ориентированной на реализацию в специальной образовательной среде, приспособленной к эффективному использованию в условиях современного образовательного пространства педагогического университета, направленной на развитие личностных качеств учителя, связанных с активным участием в электоральном процессе и трансляцией электоральной культуры окружающим.

К правовым основам разработанной концепции формирования и развития электоральной культуры учителей относятся:

- Конституция Российской Федерации [7];

- Закон «Об образовании в РФ» [8], в статье 3 которого говорится о том, что одним из принципов является «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры...» [8], это свидетельствует о том, что воспитание электоральной культуры, с которой так или иначе связаны все перечисленные качества, декларируется как задача государственного масштаба для системы общего образования; аналогичные задачи мы находим и в статье 69, посвященной высшему образованию: «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации»;

- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 01.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования"» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023), в котором стратегическими национальными приоритетами обозначены «.развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства...» [9]; к указанным приоритетам напрямую относится электоральная культура;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [10];

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [11];

- Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [12];

- послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. [13] и от 21 апреля 2021 г. [14].

В указанных основных и многих других документах на государственном уровне подтверждается необходимость создания условий для развития всех качеств личности, которые необходимы и для участия в электоральном процессе, обращается внимание на важность сознательного волеизъявления каждого гражданина, активность в этой области и привлечение молодежи к электоральному процессу. В связи с этим необходимо использование потенциала учителя, для которого работа с молодежью является профессией.

Также необходимо обратить внимание на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, который определяет необходимость достижения таких образовательных результатов, как «гражданская позиция старшеклассника как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок», «соответствие идеалам гражданского общества», «формирование культурно-исторических ориентиров для гражданской самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества», «усвоение демократических ценностей», «личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации» [15]. То есть то, что стремится увидеть государство в своих гражданах, заложено в школьных образовательных стандартах, следовательно, это выступает главным ориентиром для учителя.

Источниками разработки концепции формирования и развития электоральной культуры учителя явились:

- существующий и сформулированный в указанных выше и других нормативных документах социальный заказ на активного члена социума, способного делать осознанный выбор своего будущего и несущего ответственность за свой выбор, осознание обществом потребности в личности, обладающей активной жизненной и гражданской позицией, электоральной культурой, высоким педагогическим профессионализмом и компетенциями, позволяющими транслировать электоральную культуру окружающим, осознание личностью потребности в личном участии в выстраивании своего будущего посредством участия в электоральном процессе;

- изменения в функционале современного учителя и требованиях к его профессиональной подготовке, сформированности активной жизненной позиции; учитывая скорость, с которой развивается современное общество, и динамику информационного пространства, в котором функционирует современная личность, можно констатировать, что предназначение учителя значительно изменилось, к функциям образования и развития личности добавилась очень важная функция педагогического сопровождения и поддержки личности обучающегося в процессах самоидентификации, самопознания, осознания себя как активного участника мирового культурного и политического процесса.

Педагогическая концепция формирования и развития электоральной культуры учителя опирается на фундаментальные теории современной общей педагогики (целостного педагогического процесса, педагогических систем, ориентации личности в мире ценностей, управления педагогическим процессом, обучения взрослых); профессиональной педагогики (профессионально-личностного развития, профессиональной культуры учителя, формирования личности учителя); профессиональной педагогической деятельности (инновационной деятельности педагога, педагогической квалиметрии, педагогического моделирования, педагогических технологий). Специальных педагогических теорий, направленных на формирование и развитие электоральной культуры учителя, на которые мы могли бы опереться как на теоретическую базу, пока не существует.

Концепция формирования и развития электоральной культуры учителя занимает особое место в теории педагогики и связана, на наш взгляд, со смежными педагогическими теориями и концепциями, среди которых:

- идеи развития гражданского общества и образования (Е. А. Ануфриев, В. И. Загвязинский, И. М. Ильинский, Н. Д. Никандров);

- теории формирования образовательной среды (Я. Корчак, Д. Ж. Маркович, В. А. Ясвин и др.).

Кроме того, концепция формирования и развития электоральной культуры связана с теориями

и концепциями других наук, например:

- концептуальные положения об идейно-нравственном развитии личности (А. В. Иващенко, Г. П. Иванова);

- концепции в области избирательного права, представленные в трудах К. В. Арановского, Ю. А. Дмитриева, В. Б. Исраеляна, В. В. Комаровой, Б. А. Макарова, С. С. Зенина, Е. А. Лукашевой, Н. С. Коневой, В. И. Фадеева и др.

Цель является главным компонентом концепции, главным ориентиром. При разработке данной концепции мы осуществили декомпозицию цели, в результате чего получили иерархию целей следующего характера:

- цели цивилизационные - формирование мирового сообщества, осознающего ответственность за судьбу мира, действующего на благо цивилизации; здесь уместно обратиться к трактовке вселенского заказа на образование человека в философии русского космизма - комплексу учений о взаимодействии человека и мира (Д. Л. Андреев, Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский, В. С. Соловьев и др.); идея о вселенском масштабе предназначенности человека, называемая русским космизмом, с педагогической точки зрения означает гораздо более глубокую идею вселения своим внутренним миром во внешний мир посредством собственной деятельности и создания творений, подобных тем, которые окружают человека;

- цели государства - формирование электората, ответственно и сознательно относящегося к настоящему и будущему общества, в котором он живет, осознающего свою значимость в электоральных процессах и заинтересованного в активности окружающих;

- цели образовательного учреждения - формирование специальной образовательной среды, способствующей формированию и развитию электоральной культуры учителя; такая среда становится специальным пространством, которое далее используется не только для формирования и развития электоральной культуры учителя, но становится центром электоральной культуры, который осуществляет консультационную, экспликативную, просветительскую, информационную, интерпретационную и другие функции;

- цели личности - формирование электоральной культуры с целью развития самой личности.

Кроме того, в целеполагании видятся две принципиальные цели разрабатываемой концепции -

формирование электоральной культуры учителя и подготовка учителя к трансляции электоральной культуры окружающим, причем речь идет не только об обучающихся, но обо всех, кто окружает учителя в повседневной жизни и относится к нему как к человеку, транслирующему определенную культуру, знания, умения и навыки.

Границы применимости концепции формирования и развития электоральной культуры связаны с особенностями ее использования, а именно:

- с возможностями усовершенствования различных аспектов концепции;

- постоянно развивающимся знанием в педагогике и других смежных областях;

- ближними и перспективными целями и задачами, стоящими в образовательной сфере, которые, с одной стороны, обосновывают потребность в создании педагогической концепции, а с другой -определяют перечень важнейших вопросов и глубину их проработки в зафиксированных рамках.

Границы применимости концепции не являются постоянными, они находятся в динамике, поскольку в динамике находится любое научное знание.

Понятийно-категориальный аппарат концепции формирования и развития электоральной культуры учителя представлен прежде всего основными понятиями, позволяющими раскрыть сущность исследования, основным из которых является электоральная культура учителя - совокупность ком-петентностного (электоральная компетентность), ценностного (электоральная диспозиция), дея-тельностного (электоральная активность) и трансляционного компонентов, обусловленных системой рациональных и иррациональных предпочтений личности учителя, формирующих относительно устойчивую систему знаний, ценностей, норм и моделей электорального поведения, транслируемых в ходе образовательных отношений, способствующих формированию гражданской идентичности, реализуемой в активной жизненной позиции всех участников образовательного процесса.

Основы концепции формирования и развития электоральной культуры учителя можно разделить на методологические и теоретические. К методологическим основам относится совокупность подходов, использованных в разработке и обосновании концепции и представленных в виде четырехуровневой иерархической структуры методологических оснований. Решение рассматриваемой многогранной и многоаспектной проблемы будет успешным, если в качестве теоретико-методологических оснований педагогической концепции формирования и развития электоральной культуры учителя примем систему методологических подходов: диалектического материализма и ноосферно-го подхода (мировоззренческий уровень); системного и неоэволюционного подходов (общенаучный уровень); средового, компетентностного и деятельностного подходов (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие) (конкретно научный уровень); управленческих, правовых, игровых, образовательных технологий на технологическом уровне. Использование предлагаемой системы подходов обеспечивает иерархическую многоуровневость концепции формирования и развития электоральной культуры учителя и опреде-

ляет ее иерархический характер благодаря структурной взаимосвязи компонентов и их концептуальному единству.

В ходе разработки концепции исходили из существования уровней, которые позволяют раскрыть сущность и содержание концепции. Можно предположить, что в концепции следует различать социально-исторический, теоретический уровни, уровень моделирования и технологический практико-ориентированный уровень, позволяющий представить, каким образом данная педагогическая концепция реализуется на практике.

На социально-историческом уровне формирование и развитие электоральной культуры требуют аналитического представления исторического становления данного явления, что позволяет адекватно понять и оценить современное состояние проблемы формирования электоральной культуры, оценить перспективы ее трансформации в ходе развития социума. Это было сделано в первой главе исследования, в результате сделан вывод, что проблема формирования электоральной культуры учителя практически не имеет исторических этапов развития, но есть этапы развития, например политической культуры, формирования гражданственности и т. д. Также можно предложить периодизацию (шесть периодов) исследований формирования электоральной культуры вообще. Именно у учителей данный феномен в педагогической науке рассматривается впервые.

На теоретическом уровне выделены и проанализированы функции электоральной культуры, ее компонентный состав и внутренние связи исследуемого явления, уточнен терминологический аппарат, дано определение ключевого понятия данного исследования - определение понятия «электоральная культура учителя». Теоретический уровень также подразумевает разработку и анализ специфики концептуальной модели формирования электоральной культуры учителя, а также комплекс организационно-педагогических условий ее реализации.

Технологический уровень предусматривает применение разработанной модели в плоскость пра-ктико-ориентированных технологий. Процессуальная часть педагогической концепции формирования электоральной культуры представлена алгоритмами, отражающими последовательность операций при формировании и развитии электоральной культуры учителя.

Для того чтобы реализация предлагаемой концепции была результативной, необходимо создать следующие педагогические условия:

- формирование специальной кросс-многоуровневой образовательной среды (она создаст специальное пространство, наполненное необходимым для формирования электоральной культуры содержанием, оформленное особым образом и воздействующее на учителя особым образом);

- модульное структурирование содержания образования, необходимого для формирования электоральной культуры учителя (вообще модульное структурирование содержания образования характерно для современных образовательных систем, поскольку придает им больше гибкости, вариативности и своего рода возможности «подстраивания» под индивидуальные предпочтения в образовательном процессе);

- интегрированный характер содержания образовательной составляющей, который означает, что содержание обучения при формировании и развитии электоральной культуры отбирается из различных областей знания; содержание обучения касается информации об организации электорального процесса и подготовки к нему, современных политических партиях и общественных движениях, общественных организациях, молодежных движениях, персоналиях современного политического процесса, истории электорального процесса и электорального права, истории политических движений и партий в России и за рубежом, современной политической, экономической и социальной ситуации в России, электоральных технологиях, нормативной базе современного электорального процесса, психологической составляющей электорального процесса, современных политических технологиях, коммуникации с электоратом, особенностях молодежного электората, техно-

логиях работы с молодежью по формированию электоральной культуры и многих других разделах информации;

- превалирование деятельностной составляющей в обучении. Данное педагогическое условие означает, что при наличии теоретической подготовки, большого объема информации теоретического характера основной формой обучения остается деятельность учителя, для организации которой необходимо использовать активные, инновационные методы обучения. Об этом же говорит и дея-тельностный подход в образовании, который в данном исследовании является одним из основных (Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. В. Хуторской, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин и др.);

- создание коммуникативной среды, способствующей формированию и развитию электоральной культуры учителя. Мы полагаем, что специальная кросс-многоуровневая образовательная среда, о которой мы говорили выше как об условии формирования электоральной культуры учителя, должна также обладать свойствами, позволяющими также называть ее коммуникативной средой. В ходе взаимодействия с образовательной средой складывается диалог учителя и образовательной среды, диалог, в результате которого происходит формирование электоральной культуры учителя. Необходимо отметить, что вообще любое взаимодействие с действительностью - это всегда диалог. В данном случае этот диалог является основой коммуникативной деятельности. Коммуникация в электоральном процессе является принципиальной необходимостью, поскольку именно в коммуникации возможна трансляция электоральной культуры. Кроме того, коммуникация - это одновременно взаимодействие личностных смыслов различных участников коммуникации, в ходе которой личностные смыслы могут трансформироваться и модифицироваться. В диалоге с окружающим миром в коммуникации формируется система ценностей, у взрослых людей эта система ценностей изменяется. Кроме того, коммуникативное пространство позволяет раскрывать личностный потенциал, который лучше всего проявляется именно в диалоге. В формировании электоральной культуры и навыков ее трансляции коммуникация имеет базовое значение, поскольку от коммуникативных навыков учителя зависит способность трансляции электоральной культуры окружающим. Развитие коммуникативных способностей, которые у учителя в силу его профессиональной деятельности должны быть на высоком уровне, способствует успешной трансляции электоральной культуры. Необходимо развивать не только коммуникативные навыки, но и мотивацию к ведению диалога с окружающими, что является не менее важным.

Таким образом, соблюдение указанных педагогических условий способствует формированию и развитию электоральной культуры.

Как уже отмечалось выше, заключительным этапом представления концепции всегда является апробация педагогической концепции. Этот процесс связан с установлением истинности научных утверждений, формирующих концепцию, посредством ее эмпирической проверки.

Предлагаемая концепция формирования и развития электоральной культуры учителя реализуется в специальной кросс-многоуровневой образовательной среде в соответствии с алгоритмом, представленным на рисунке. Данный алгоритм отражает все этапы существования концепции с момента ее разработки до момента актуализации электоральной культуры учителя. Этап разработки концепции включается в этот алгоритм, поскольку именно на этапе разработки формируются все основные теоретические положения, которые затем реализуются на практике.

Разработка педагогической концепции осуществляется с учетом ее целевых установок и теоретических положений, подробно представленных в теоретической части исследования. Далее создаются педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию концепции, а также создается специальная кросс-многоуровневая образовательная среда, содержание которой обеспечивает благоприятное пространство для реализации концепции.

Алгоритм внедрения концепции формирования и развития электоральной культуры учителя

Затем разрабатывается программа дополнительного образования для учителей, целью которой является формирование и развитие электоральной культуры. Реализация программы осуществляется одновременно с проведением психологического тренинга для учителей, ориентированного на решение психологических проблем, связанных с участием в электоральном процессе и с трансляцией электоральной культуры различным группам населения, формированием психологической готовности к активному участию в электоральном процессе и трансляции электоральной культуры окружающим. В ходе реализации программы осуществляется формирование всех четырех компонентов электоральной культуры учителя.

Таким образом, предлагаемые концептуальные основы формирования электоральной культуры учителя позволяют создать условия, при которых в специальной кросс-многоуровневой образовательной среде педагогического вуза у учителя формируется электоральная культура, а также представления о технологиях ее трансляции окружающим. Учитель может ее транслировать не только обучающимся, но всем окружающим его субъектам, главное, чтобы учитель обладал мотивацией к этой трансляции.

Список источников

1. Байханов И. Б. Избирательный процесс в координатах социального времени // Обозреватель - Observer: научно-аналит. журнал. 2012. № 9 (272). С. 33-43.

2. Байханов И. Б. Самообразование как детерминат социально-профессионального развития личности. Ч. 1 // Миссия конфессий. 2020. Т. 9, № 8 (49). С. 860-865.

3. Байханов И. Б. Социально-профессиональное развитие личности: самообразование как детерминат. Часть 2 // Миссия конфессий. 2020. Т. 9, № 8(49). С. 905-911.

4. Байханов И. Б. Электоральная культура учителя в условиях информационного общества // Евразийский союз ученых. Серия: Педагогические, психологические и философские науки. 2022. Т. 1, № 8 (101). С. 12-19.

5. Яковлев Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.

6. Социальный менеджмент: учебник / под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», Академия труда и социальных отношений, 1999. С. 366.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.01.2023).

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 40174/779e21e98202dcc3c9d0dd5994c7d061e7ab1f5f/ (дата обращения: 19.12.2022).

9. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 01.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/9b3c60e164a8173e5ec881c3ac 776ae45f8d7c26/ (дата обращения: 06.01.2023).

10. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_297432/#dst100061 (дата обращения: 20.01.2023).

11. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/#dst100020 (дата обращения: 28.12.2022).

12. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763b c2e593f/#dst100013 (дата обращения: 10.01.2023).

13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_342959/#dst100057 (дата обращения: 23.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_382666/#dst100079 (дата обращения: 27.12.2022).

15. Приказ Минобразования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N° 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями 2018 г.) (дата обращения: 27.12.2022).

References

1. Baikhanov I. В. Izbiratel'nyy protsess v koordinatakh sotsial'nogo vremeni [Electoral process in the coordinates of social time]. Obozrevatel'- Observer: nauchno-analiticheskiizhurnal, 2012, no. 9 (272), pp. 33-43 (in Russian).

2. Baikhanov I. B. Samoobrazovaniye kak determinat sotsial'no-professional'nogo razvitiya lichnosti. Chast' 1 [Self-education as a determinant of socio-professional personal development. Part 1]. Missiya konfessiy - Mission Confessions, 2020, vol. 9, no. 8 (49), pp. 860-865 (in Russian).

3. Baikhanov I. B. Sotsial'no-professional'noye razvitiye lichnosti: samoobrazovaniye kak determinat. Chast' 2 [So-cio-professional development of personality: self-education as a determinant. Part 2]. Missiya konfessiy - Mission Confessions, 2020, vol. 9, no. 8 (49), pp. 905-911 (in Russian).

4. Baikhanov I. B. Elektoral'naya kul'tura uchitelya v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [Electoral culture of the teacher in the conditions of the information society]. Evraziiskiy soyuz uchenykh. Seriya: pedagogicheskiye, psikhologicheskiye i filosofskiye nauki - Eurasian Union of Scientists. Series: pedagogical, psychological and philosophical sciences, 2022, no. 8 (101), vol. 1, pp. 12-19 (in Russian).

5. Yakovlev E. V. Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskiye aspekty postroyeniya [Pedagogical concept: methodological aspects of construction]. Moscow, Gumanitarnyy izdatel'skiy tsentr VLADOS Publ., 2006 (in Russian).

6. Valovoy D. V. (ed.) Sotsial'nyy menedzhment: uchebnik [Social Management: tutorial]. Moscow, ZAO "Biznes shkola Intel-Sintez", Akademiya truda i sotsial'nykh otnosheniy Publ., 1999 (in Russian).

7. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobren-nymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12,1993 with amendments approved during the nationwide vote on July 1, 2020)] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed 20 January 2023).

8. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012N273-FZ (red. ot 29.12.2022) "Ob obrazovanii vRossiiskoy Federatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 11.01.2023) [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on December 29, 2022) "On Education in the Russian Federation" (as amended and supplemented, effective from January 11, 2023)] (in Russian). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/779e21e98202dcc3c9d0dd599 4c7d061e7ab1f5f/ (accessed 12 December 2022).

9. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 no. 1642 (red. ot 01.12.2022) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Razvitiye obrazovaniya" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2023) [Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642 (as amended on December 1, 2022) "On Approval of the State Program of the Russian Federation "Development of Education" (as amended and supplemented, entered into force on January 1, 2023)] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_286474/9b3c60e164a8173e5ec881c3ac776ae45f8d7c26/ (accessed 06 January 2023).

10. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 no. 204 (red. ot 21.07.2020) "O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh za-dachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda" [Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 (as amended on July 21, 2020) "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024"] (in Russian). URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/#dst100061 (accessed 20 January 2023).

11. Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 no. 474 "O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossiiskoy Federatsii na period do 2030 goda" [Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030"] (in Russian). URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/#dst100020 (accessed 28 December 2022).

12. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 no. 400 "O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiiskoy Federatsii" [Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/61a97 f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/#dst100013 (accessed 10 January 2023).

13. Poslaniye Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot January 15, 2020 [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated January 15, 2020] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_342959/#dst100057 (accessed 23 December 2022).

14. Poslaniye Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 21.04.2021 [Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated April 21, 2021] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_382666/#dst100079 (accessed 27 December 2022).

15. PrikazMinobrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. no. 413 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya" (s izmeneniyami i dopolneniyami 2018 g.) [On Approval of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education (with amendments and additions in 2018)] (in Russian) (accessed 27 December 2022).

Информация об авторе

Байханов И. Б., кандидат политических наук, доцент. Чеченский государственный педагогический университет (пр. Х. Исаева, 62, Грозный, Чеченская Республика, Россия, 364068).

Information about the author

Baykhanov I. B., Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Chechen State Pedagogical University (pr. Kh. Isayev, 62, Grozny, Chechen Republic, Russian Federation, 364068).

Статья поступила в редакцию 15.03.2023; принята к публикации 16.03.2023 The article was submitted 15.03.2023; accepted for publication 16.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.