Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическая профилактика / девиантное поведение / средство / личностное развитие / подросток / школа / педагог / социум / psychological and pedagogical prevention / deviant behaviour / means / personal development / teenager / school / teacher / society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.М. Даудова, А.М. Муталимова, С.Т. Мугадова

В статье рассмотрена психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения как средство личностного развития подростков. Высокая научная и общественная значимость проблемы девиантного поведения находит подтверждение в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях данного вопроса. Важная задача педагогов, психологов и родителей вовремя обнаружить проявления асоциального поведения у подростка и найти верный путь психолого-педагогической профилактики отклоняющегося от норм поведения. При этом стоит уделять особое внимание саморегуляции жизнедеятельности подрастающего поколения, показывать возможные пути для конструктивного разрешения конфликтов и развития позитивной самооценки, а также научить их в социально приемлемой форме выражать свои эмоции и чувства. Школа играет жизненно важную роль в детском и подростковом развитии. Изучая и понимая глубинные причины, мы можем эффективно определить основные факторы, способствующие отклонению от общественных норм. Эти знания позволяют нам осуществлять профилактические меры. При помощи ранней профилактики решаются задачи по поиску и нейтрализации возможных причин девиантного поведения ребенка, такая работа нацелена на всех детей и подростков. Поздняя профилактика, с другой стороны, предполагает коррекционные меры в отношении подростков, чье поведение уже не соответствует общепринятым стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOUR AS A MEANS OF PERSONAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS

The article considers psychological and pedagogical prevention of deviant behaviour as a means of personal development of adolescents. The high scientific and social significance of the problem of deviant behaviour is confirmed by numerous theoretical and applied studies of this issue. An important task of teachers, psychologists and parents is in time to detect manifestations of antisocial behaviour in adolescents and find the right way of psychological and pedagogical prevention of deviant behaviour. At the same time, special attention should be paid to self-regulation of the younger generation, to show possible ways for constructive conflict resolution and development of positive self-esteem, and to teach them to express their emotions and feelings in a socially acceptable form. School plays a vital role in child and adolescent development. By learning and understanding the underlying causes, we can effectively identify the main factors contributing to deviation from societal norms. This knowledge enables us to implement preventative measures. With early prevention, the tasks of finding and neutralising the possible causes of a child’s deviant behaviour are solved; such work is aimed at all children and adolescents. Late prevention, on the other hand, involves corrective measures for adolescents whose behaviour no longer conforms to accepted standards.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ»

7. Хоченкова Т.Е. Цифровая трансформация школы: SAMR для персонализации траектории развития цифровых компетенций педагогов. Педагогическое образование в условиях глобальной цифровизации. Новосибирск: НГПУ, 2021: 226-234.

8. Токтарова В.И., Ребко О.В., Семенова Д.А. Сравнительно-сопоставительный анализ моделей цифровых компетенций педагогов в условиях цифровой трансформации образования. Science for Education Today. 2023; Т. 13, № 5: 79-104.

9. Левашов В.К., Гребняк О.В. Цифровая культура российского общества и государства. Социологические исследования. 2020; № 5: 79-89.

10. Грехова И.П., Гузич М.Э. Особенности самоэффективности учителей с разным стажем работы. Северный регион: наука, образование, культура. 2023; № 3 (55): 36-42.

11. Уманская И.А., Голубев В.В. Самоэффективность и совладающее поведение студентов в период обучения в вузе. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020; Т. 26; № 1: 118-123.

12. Салмина Н.Г, Звонова Е.В., Елизарова Е.Ю. Компоненты представлений о самоэффективности специалиста. Вестник университета. 2021; № 3: 177-182.

13. Карпович И.А., Моргун Е.А. Образовательная среда вуза в условиях цифровой трансформации. Учёные записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2022; № 2 (78): 128-134.

14. Титаренко Л.Г Цифровизация обучения в условиях пандемии: отношение белорусских и иностранных студентов. Социологический альманах. 2022; № 13: 269-277.

15. Белокрылова В.А., Лукашевич В.К., Никитина Ю.Ф. Социально-гуманитарные технологии в инфраструктуре «общества риска». Философские исследования: сборник научных трудов. Минск: Беларусская думка, 2021: 137-148.

References

1. Sinyaeva A.Yu. Cifrovye kompetencii pedagoga v sovremennom obrazovanii. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023; № 1: 205-211.

2. Guseva N.V. Cifrovye tehnologii kak sredstvo povysheniya 'effektivnosti i kachestva inoyazychnogo obrazovatel'nogo processa. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 67-69.

3. Koroleva N.Yu. Model' podgotovki magistrantov pedagogicheskogo obrazovaniya k deyatel'nosti v virtual'noj social'no obrazovatel'noj srede na osnove razvitiya cifrovyh kompetencij. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2020; T. 17, № 3: 237-253.

4. Burceva S.S. Cifrovaya didaktika i novye podhody k professional'noj podgotovke pedagogov. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya. 2022; № 4 (28): 19-29.

5. Ignat'ev V.P., Shahurdin V.D. Model' formirovaniya cifrovyh kompetencij sovremennogo pedagoga. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021; № 7 (160): 4-10.

6. Havenson T.E., Gizatullin M.A. Cifrovaya tehnologicheskaya gotovnost' uchitelej: podhody k izmereniyu. Tendenciirazvitiya obrazovaniya. 'Effektivnost'obrazovatel'nyh institutov. Moskva: Delo, 2020: 188-195.

7. Hochenkova T.E. Cifrovaya transformaciya shkoly: SAMR dlya personalizacii traektorii razvitiya cifrovyh kompetencij pedagogov. Pedagogicheskoe obrazovanie v usloviyah global'nojcifrovizacii. Novosibirsk: NGPU, 2021: 226-234.

8. Toktarova V.l., Rebko O.V., Semenova D.A. Sravnitel'no-sopostavitel'nyj analiz modelej cifrovyh kompetencij pedagogov v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya. Science for Education Today. 2023; T. 13, № 5: 79-104.

9. Levashov V.K., Grebnyak O.V. Cifrovaya kul'tura rossijskogo obschestva i gosudarstva. Sociologicheskieissledovaniya. 2020; № 5: 79-89.

10. Grehova I.P., Guzich M.'E. Osobennosti samo'effektivnosti uchitelej s raznym stazhem raboty. Severnyj region: nauka, obrazovanie, kul'tura. 2023; № 3 (55): 36-42.

11. Umanskaya I.A., Golubev V.V. Samo'effektivnosti i sovladayuschee povedenie studentov v period obucheniya v vuze. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ceriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2020; T. 26; № 1: 118-123.

12. Salmina N.G., Zvonova E.V., Elizarova E.Yu. Komponenty predstavlenij o samo'effektivnosti specialista. Vestnik universiteta. 2021; № 3: 177-182.

13. Karpovich I.A., Morgun E.A. Obrazovatel'naya sreda vuza v usloviyah cifrovoj transformacii. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tehnologij upravleniya i 'ekonomiki. 2022; № 2 (78): 128-134.

14. Titarenko L.G. Cifrovizaciya obucheniya v usloviyah pandemii: otnoshenie belorusskih i inostrannyh studentov. Sociologicheskij al'manah. 2022; № 13: 269-277.

2. Belokrylova V.A., Lukashevich V.K., Nikitina Yu.F. Social'no-gumanitarnye tehnologii v infrastrukture «obschestva riska». Filosofskie issledovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Minsk: Belarusskaya dumka, 2021: 137-148.

Статья поступила в редакцию 15.04.24

УДК 378

Daudova D.M., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Psychology of Personality Development, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala), E-mail: burliyat76@yandex.ru.

Mutalimova A.M., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Psychology of Personal Development, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: burliyat76@yandex.ru.

Mugadova S.T., senior teacher, Department of Psychology of Personal Development, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: burliyat76@yandex.ru

PSYCHO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOUR AS A MEANS OF PERSONAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS. The article considers psychological and pedagogical prevention of deviant behaviour as a means of personal development of adolescents. The high scientific and social significance of the problem of deviant behaviour is confirmed by numerous theoretical and applied studies of this issue. An important task of teachers, psychologists and parents is in time to detect manifestations of antisocial behaviour in adolescents and find the right way of psychological and pedagogical prevention of deviant behaviour. At the same time, special attention should be paid to self-regulation of the younger generation, to show possible ways for constructive conflict resolution and development of positive self-esteem, and to teach them to express their emotions and feelings in a socially acceptable form. School plays a vital role in child and adolescent development. By learning and understanding the underlying causes, we can effectively identify the main factors contributing to deviation from societal norms. This knowledge enables us to implement preventative measures. With early prevention, the tasks of finding and neutralising the possible causes of a child's deviant behaviour are solved; such work is aimed at all children and adolescents. Late prevention, on the other hand, involves corrective measures for adolescents whose behaviour no longer conforms to accepted standards.

Key words: psychological and pedagogical prevention, deviant behaviour, means, personal development, teenager, school, teacher, society

Д.М. Даудоеа, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» г. Махачкала, E-mail: burliyat76@yandex.ru

А.М. Муталимоеа, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: burliyat76@yandex.ru

С.Т. Мугадоеа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: burliyat76@yandex.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье рассмотрена психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения как средство личностного развития подростков. Высокая научная и общественная значимость проблемы девиантного поведения находит подтверждение в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях данного вопроса. Важная задача педагогов, психологов и родителей вовремя обнаружить проявления асоциального поведения у подростка и найти верный путь психолого-педагогической профилактики отклоняющегося от норм поведения. При этом стоит уделять особое внимание саморегуляции жизнедеятельности подрастающего поколения, показывать возможные пути для конструктивного разрешения конфликтов и развития позитивной самооценки, а также научить их в социально приемлемой форме выражать свои эмоции и чувства. Школа играет жизненно важную роль в детском и подростковом развитии.

Изучая и понимая глубинные причины, мы можем эффективно определить основные факторы, способствующие отклонению от общественных норм. Эти знания позволяют нам осуществлять профилактические меры. При помощи ранней профилактики решаются задачи по поиску и нейтрализации возможных причин девиантного поведения ребенка, такая работа нацелена на всех детей и подростков. Поздняя профилактика, с другой стороны, предполагает кор-рекционные меры в отношении подростков, чье поведение уже не соответствует общепринятым стандартам.

Ключевые слова: психолого-педагогическая профилактика, девиантное поведение, средство, личностное развитие, подросток, школа, педагог, социум

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что общество постоянно стремительно менялось, что отражалось и на коллективном сознании и нормах поведения, эти изменения нередко несли за собой определенные кризисы в социально-психологическом развитии общественного сознания. Данные кризисы усилились из-за серьезных реформ во всех направлениях социальной жизни.

Актуальность исследования состоит в том, что современные тенденции, реализуемые в социуме, приводят к возрастанию различных мнений, взглядов на идеалы и моральные законы влечет за собой многократные случаи проявления девиантного поведения и социальных отклонений и общего повышения конфликтности.

Важная роль отводится исследованию ситуациям негативных отклонений в поведении подростков, так как зачастую они склонны к негативному влиянию со стороны. Процесс активной социализации человека выпадает как раз на этот возрастной период, в этот момент подростки особенно уязвимы и восприимчивы ко всем процессам, происходящих в обществе, они стараются адаптироваться в нем и принять новую реальность, свое взросление, найти свое место среди окружения.

В связи с этим девиантное поведение подростков рассматривается как распространенный феномен, который связан с непростым возрастным переходом -кризисом сознания и восприятия своего «Я». Данный вопрос нашел отражение в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях и получил высокую научную и общественную значимость.

Цель данной статьи заключается в изучении психолого-педагогической профилактики девиантного поведения как средства личностного развития подростков.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- проанализировать труды ученых, занимавшихся изучением профилактики девиантного поведения,

- показать роль педагога и семьи в эффективной профилактике девиантного поведения подростков.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (наблюдение за школьниками).

Научная новизна статьи определяется тем, что дан анализ определений термина «девиантное поведение», показана роль школы, играющая жизненно важное значение в детском и подростковом развитии.

Теоретическая значимость статьи заключается в том, что важнейшей задачей педагогов, психологов и родителей заключается в своевременном выявлении проявлений асоциального поведения у подростка, а также помощи в поиске правильной психолого-педагогической профилактики отклоняющегося от норм поведения.

Практическая значимость заключается в том, что рассмотренные в данной статье результаты и выводы исследования носят универсальный характер, что делает возможным их использование в процессе психолого-педагогической профилактики девиантного поведения.

Своевременное выявление проявлений асоциального поведения у подростка и поиск путей психолого-педагогической профилактики отклоняющегося от норм поведения являются главными задачами педагогов-психологов и родителей. Поэтому необходимо обращать внимание на саморегуляцию жизнедеятельности подростков, помочь найти верный путь для эффективного разрешения конфликтов и развития позитивной самооценки, а также научить их в социально приемлемой форме выражать свои эмоции и чувства.

Прежде чем изучать девиантное поведение, следует понять, что оценка любого поведения предполагает сравнение его с нормой. В контексте девиантного поведения большое значение имеют социальные нормы.

В «Социологическом словаре» под ред. Г В. Осипова, Л.Н. Москвичева социальная норма представляет собой требование, пожелание, предписание, ожидание определенного типа поведения. С одной стороны, это мера поведения конкретного индивида, с другой стороны - ориентир для общества при оценке поведения индивида [1].

В «Большом толковом социологическом словаре», норма представляется как стандарт, правило, которое регулирует поведение в социальной обстановке. Понятие нормы здесь подразумевает понятие социального контроля, т. е. положительных и отрицательных средств, предназначенных для обеспечения конформности, применения санкций к отклонениям от нормы [2].

Баширова Л.С. пишет, что «социальная норма определяется исторически, она складывается веками в рамках отдельной социальной группы. Такие нормы могут фиксироваться в нормативных актах, но чаще всего это различные религиозные тексты, общественное мнение, взгляды, традиции, обычаи. Автор выделяет такие способы регулирования социальных норм, как дозволение, предписание и запрет» [3].

Следовательно, социальная норма - это своего рода свод правил, существующий в конкретном социуме в конкретный период времени. В обществе со все более интенсивным образом жизни подключение к социальным нормам становится все более и более сложной задачей, тем более что системы таких норм, ценностей также подвергаются постоянному давлению со стороны ряда альтернативных моделей. При этом молодые люди, возможно, в большей степени, чем любой другой возрастной диапазон, подвержены воздействию конкурирующих «агентов социализации». И все это в тот период жизни, когда они чувствуют потребность искать и находить свой оптимальный жизненный путь. Как следствие, часть молодых людей не выдерживают давления, что приводит к девиантному поведению.

Трактовки понятия «девиантное поведение» разными авторами отличаются. К примеру, Коробанова Ж.В. и др. считают, что «девиантное (ненормальное, отклоняющееся, аномальное) поведение - это система поступков, которые противоречат принятым в обществе нормам. Девиации проявляются несбалансированностью психических процессов, неспособностью к адаптации, нарушением процессов самоактуализации, уклонением от нравственного, эстетического контроля над поведенческими особенностями» [4].

Значит, девиантность - это любое поведение, которое не соответствует ожидаемым правилам, убеждениям и нормам в соответствии с установленными стандартами общества. Следовательно, ряд действий, которые считаются деви-антными для одного социума, для другого таковыми не являются. Таким образом, классификация того, что является девиантным, всегда основывается на том, как общество рассматривает тот или иной поступок, одобряет или не одобряет его. Иначе говоря, девиантное поведение можно изучать с точки зрения поведения, которое противоречит принятым нормам.

Исследователь С.В. Григорьева [5] подчеркивает, что большое значение имеет семья. Она представляет первую в жизни ребенка социальную группу, которая транслирует морально-этические, культурные ценности, оказывает колоссальное влияние на развитие личности ребенка, освоение им социальных ролей.

С.Н. Жданова [6] отмечает, что семейные отношения оказывают большое влияние на уровень вовлеченности подростков в девиантные действия, ослабляя социальные ограничения.

В частности, конфликты между родителями, отсутствие родителей, развод родителей прямо и косвенно влияют на поведение детей. Чем лучше отношения родителей и чем больше они обеспечивают благоприятную среду для развития своего ребенка, тем меньше вероятность того, что он будет участвовать в деви-антных действиях.

Данилова З.А. придает большее значение социально-географическому аспекту, связывая проживание в определенном районе города и девиантность. Опираясь на исследования процесса криминализации людей, которые живущих в бедных кварталах, автор отмечает, что в неблагополучных районах, где проживают безработные, высок уровень преступности и правонарушений, высока доля и молодых людей с девиациями в поведении [7].

Иными словами, девиантное поведение - это своего рода форма поведения, проявляющаяся у людей, страдающих от социального напряжения, т. е. от несоответствия между культурно предписывающими средствами и социально предписывающими целями, что заставляет их по-разному направлять напряжение и, следовательно, проявлять разные формы аномального поведения. Если с данным явлением не бороться должным образом, это становится предиктором девиантного поведения, т. е. деятельности, запрещенной обычаями, общественными нравами или законами, призванными сдерживать или препятствовать такой активности.

Таким образом, можно заключить, что девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Это очень большая группа отклонений, в частности агрессия, преступная деятельность, интернет-зависимость, нежелание обучаться, проституция, прием психоактивных веществ, самоубийство, игровая, компьютерная зависимость и т. д. Основной причиной девиации, судя по всему, выступает низкая эффективность процесса социализации.

В области социально-педагогической науки выделяются два ключевых фактора: воздействие со стороны семьи и воздействие со стороны школы. Известно, что период полового созревания сам по себе сопряжен с многочисленными трудностями, и зачастую мы видим, как дети из внешне благополучных семей совершают антиобщественные поступки или иначе проявляют асоциальные качества.

Поведение человека может как положительно, так и отрицательно отклоняться от социально приемлемых норм. Позитивное отклонение возникает, когда чье-либо поведение никому не причиняет вреда и выглядит как нонконформизм.

Негативные девиантные расстройства нарушают устоявшиеся социальные системы и обычно приводят к насилию и преступности. Позитивная девиантность относится к творчеству, которое приносит позитивные изменения в общество, в то время как негативная девиантность деструктивна и вообще не приносит обще-

ству ничего позитивного. Признаки девиантного поведения включают социальную изоляцию и самоидентификацию как девиантную с точки зрения возраста и пола. Очень важно отличать отклоняющееся поведение (противоправное и аморальное) от таких черт характера, как странность, эксцентричность, чудаковатость, доступная индивидуальность, которые не являются вредными.

Школа играет жизненно важную роль в детском и подростковом развитии. Изучая и понимая глубинные причины, мы можем эффективно определить основные факторы, способствующие отклонению от общественных норм. Эти знания позволяют нам осуществлять профилактические меры.

Часто таких значимых взрослых можно найти в школьной среде, например, среди классных руководителей, учителей-предметников, школьных психологов, социальных педагогов или учителей, ведущих внеклассные мероприятия. Эти взрослые служат опорой для ребенка в трудные времена и придают ему сил.

Более того, они оказывают значительное влияние на формирование ценностей и убеждений ребенка, иногда даже большее, чем собственные родители. Поэтому если в жизни подростка отсутствует значимый взрослый, он подвергается большему риску столкнуться с трудностями.

Если ребенок пропустил время, есть несколько способов профессионально скорректировать его девиантное поведение.

К ним относятся следующие методы работы:

- информирование ребенка и улучшение понимания им внутренних проблем, с которыми он сталкивается,

- обучение с помощью метафор,

- вовлечение его в хобби и занятия, которые ему интересны,

- установление с ним связи, возможно, с помощью психолога, если это необходимо.

Профилактика девиантного поведения должна включать в себя работу не только с учениками, но и с родителями и учителями, по крайней мере, в плане предоставления информации. К сожалению, не во многих местах это является приоритетом. Часто ни учителя, ни родители не могут точно определить, когда ребенок проявляет проблемное поведение.

В настоящее время родители в первую очередь сосредоточены на удовлетворении финансовых потребностей и могут не знать о друзьях своего ребенка или о том, как он проводит свободное время. В педагогическом сообществе существуют разные мнения по этому вопросу: одни педагоги считают профилактику асоциального поведения обременительной задачей, другие - необходимой работой.

В современном образовательном пространстве школы не только уделяют внимание учебной деятельности, но и ведут социально-педагогическую работу по профилактике асоциального поведения среди детей и подростков.

Очень важно бороться с отклонениями и агрессивным поведением небольшой части учащихся, поскольку это может помешать учебному прогрессу большинства. Школьная администрация решает эту проблему, используя доступные ей ресурсы. Одни нанимают социальных педагогов, другие создают социально-психологические службы. Некоторые школы просто включают эту работу в должностные обязанности классных руководителей.

Однако, когда администрация школы и учителя воспринимают социально-педагогическую работу как обязательную задачу, это становится обременительным и сводит взаимодействие к простой формальности с профилактическими службами, такими как протоколы, мониторинг и ответы на запросы.

С другой стороны, если учителя воспринимают эту работу как особую миссию, то во главу угла ставится благополучие ребенка, а не только опора на рейтинги сверху. Распределяя ответственность за все школьные проблемы между педагогическим коллективом, не выделяя социального педагога или директора, неблагополучные ученики имеют больше шансов получить значимую поддержку и заботу.

Для того чтобы предотвратить эскалацию девиантного поведения, очень важно определить, каким образом старшеклассники удовлетворяют свои потребности.

Кроме того, важно выявить любые потенциальные отклонения в их потребностях и то, как они планируют удовлетворять их в будущем. Применяя педагогические стратегии, мы можем эффективно устранить девиантные способы удовлетворения этих потребностей и способствовать развитию социально приемлемого поведения.

Профилактика должна быть непрерывной и системной, особенно при работе с подростком, в которой именно своевременность приобретает особое значение. Работа с развивающейся личностью, особенно с подростком, требует ориентации на первичную профилактику, которая включает в себя такие задачи, как выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведение

Библиографический список

профтестирования, содействие адаптации учащихся, тестирование на употребление психоактивных веществ, изучение социально-психологических характеристик, выявление девиантного поведения.

Работа по профилактике вторичного уровня нацелена на то, чтобы своевременно выявить отклонения в развитии и принять соответствующие меры по отношению к представителям группы риска.

Примером таких профилактических мер может служить проект, предполагающий социально-психологическое тестирование, которое состоит из двух этапов: проведение тестов для выявления детей из группы риска; проведение медицинского обследования на наличие наркотических веществ в организме.

При помощи ранней профилактики решаются задачи по поиску и нейтрализации возможных причин девиантного поведения ребенка, такая работа нацелена на всех детей и подростков.

Поздняя профилактика, с другой стороны, предполагает коррекционные меры в отношении подростков, чье поведение уже не соответствует общепринятым стандартам.

Для эффективной профилактики девиантного поведения у подростков необходимо включить в методы социальной работы следующие мероприятия:

1. Сосредоточение внимания на устранении дискомфорта внутри ребенка, его социального и природного окружения, а также предоставление подростку возможности приобрести необходимые навыки решения проблем.

2. Обучение подростка новым навыкам, которые помогут ему достичь своих целей и сохранить благополучие.

3. Решение потенциальных проблем до их возникновения и осуществление профилактических мер.

4. По сути, деятельность по предупреждению различных отклонений в поведении детей, подростков и молодежи должна быть всесторонней и тщательной, отвечающей современным стандартам и требованиям.

5. По мнению директоров школ, педагоги образовательных учреждений должны уделять приоритетное внимание профилактике всех видов девиаций учащихся.

Родители, братья и сестры, которые не уверены, как реагировать на ребенка с девиантным поведением, могут проявлять невротические реакции, гнев, насилие. Это не приведет к положительным результатам. Общение с ребенком -двусторонняя связь. Следовательно, чтобы подросток изменился, родитель тоже должен измениться. Это особенно актуально, когда долгосрочные результаты являются результатом работы родителей с ребенком. Все стороны отношений должны понимать важность перемен.

Более того, вовлечение всей семьи в процесс адаптации, реабилитации и профилактики - это шаг в правильном направлении. Действительно, такое включение приводит к интеграции процесса. Следовательно, интеграция становится инструментом борьбы с девиантным поведением. Видя, что в этом участвует вся их семья, подросток подключается к положительным эмоциям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это объясняет отдельное внимание, уделяемое роли семьи в контексте социальных структур девиантного поведения. В конце концов, быть любимым и ценимым - это действительно эффективное средство, ограждающее от проявления от девиантного поведения.

В настоящее время школы также опираются на имеющиеся социальные ресурсы, привлекая учителей к решению социальных проблем учащихся и их семей.

Кроме того, педагоги-психологи, работающие в школах, активно используют психологические подходы к профилактике, включая выявление причин девиант-ного поведения и оказание психологической помощи учащимся и их родителям.

По мнению учёных Д.М Маллаева [8], С.Н. Ждановой, М.А. Валеевой, С.В Сальцевой [9], данные подходы, когда основная работа с учащимися с де-виантным поведением осуществляется комплексно, с привлечением специалистов по девиантнному поведению, социальных педагогов, психологов, родителей учащихся [8; 9], должны реализовываться на основе гуманистических традиций с опорой на личность школьника и приложением всех сил для преодоления выявленных отклонений в поведении.

Это позволяет реализовать идеи гуманистической парадигмы и обеспечить своевременную коррекцию, что позволит учащимся перейти на новую ступень образования (профессионального), получить профессию в дальнейшем [10; 11].

Таким образом, можно сделать вывод, что достичь высоких результатов в профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте можно только за счет согласованной работы всех социальных сфер, окружающих подростка. Необходимо начинать с повышения роли семьи в профилактике девиантного поведения.

1. Социологический словарь. Москва: Норма, 2008.

2. Большой толковый социологический словарь (Collins). Перевод с английского. Москва: Вече, АСТ, 1999; Т. 1 (А-О).

3. Баширова Л.С. Социальная норма и девиация. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000; № 2: 97-100.

4. Коробанова Ж.В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности. Социально-гуманитарные знания. 2020; № 1: 145-154.

5. Григорьева С.В. Девиантное поведение несовершеннолетних: монография. Санкт-Петербург; Псков: МИНПИ, 2005.

6. Жданова С.Н. Основы социологии семьи: учебно-методическое пособие. Оренбург 2013.

7. Данилова З.А. Девиантное поведение в молодежной среде: монография. Новосибирск: Издательство Сибирского отделения Российской академии наук, 2008.

8. Маллаев Д.М. Современные вызовы образовательных парадигм и их влияние на развитие дефектологической науки и профессиональной подготовки. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017; Т. 11, № 4: 98-101.

9. Жданова С.Н., Валеева М.А., Сальцева С.В. и др. Методика и технология социально-педагогической деятельности. Социальный педагог: теоретико-программные основания профессии: учебно-методическое пособие. Оренбург, 2009: 127-146.

10. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен. Власть истории и история власти. 2022; Т. 8, № 1 (35): 20-29.

11. Байханов И.Б. Самообразование как детерминант социально-профессионального развития личности. Миссия конфессий. 2020; Т. 9, Ч. 1, № 8 (49): 860-865.

References

1. Sociologicheskij slovar'. Moskva: Norma, 2008.

2. Bol'shoj tolkovyj sociologicheskij slovar' (Collins). Perevod s anglijskogo. Moskva: Veche, AST, 1999; T. 1 (A-O).

3. Bashirova L.S. Social'naya norma i deviaciya. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2000; № 2: 97-100.

4. Korobanova Zh.V. Deviantnoe povedenie lichnosti: social'nye i psihologicheskie osobennosti. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2020; № 1: 145-154.

5. Grigor'eva S.V. Deviantnoe povedenie nesovershennoletnih: monografiya. Sankt-Peterburg; Pskov: MINPI, 2005.

6. Zhdanova S.N. Osnovy sociologiisem'i: uchebno-metodicheskoe posobie. Orenburg, 2013.

7. Danilova Z.A. Deviantnoe povedenie v molodezhnoj srede: monografiya. Novosibirsk: Izdatel'stvo Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk, 2008.

8. Mallaev D.M. Sovremennye vyzovy obrazovatel'nyh paradigm i ih vliyanie na razvitie defektologicheskoj nauki i professional'noj podgotovki. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2017; T. 11, № 4: 98-101.

9. Zhdanova S.N., Valeeva M.A., Sal'ceva S.V. i dr. Metodika i tehnologiya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Social'nyjpedagog: teoretiko-programmnye osnovaniya professii: uchebno-metodicheskoe posobie. Orenburg, 2009: 127-146.

10. Bajhanov I.B. Osobennosti upravleniya chelovecheskimi resursami v usloviyah global'nyh peremen. Vlast' istorii i istoriya vlasti. 2022; T. 8, № 1 (35): 20-29.

11. Bajhanov I.B. Samoobrazovanie kak determinant social'no-professional'nogo razvitiya lichnosti. Missiya konfessij. 2020; T. 9, Ch. 1, № 8 (49): 860-865.

Статья поступила в редакцию 26.03.24

УДК 378

Paskevskaya N.A., teacher, Director of ANO DPO "Baikal Institute of Spiritual and Moral Foundations of Family and Society'; postgraduate, Department of Pedagogy and Medical Psychology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Irkutsk, Russia), E-mail: paskevskaya-n@yandex.ru

Kolomiets O.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Medical Psychology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University; Director of ANO DPO "International Institute of Professional Development of a Teacher (Moscow, Russia), E-mail: olga9104545604@mail.ru

PREPARATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR EDUCATIONAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF "CITIZENSHIP" AND "PATRIOTISM" AMONG SCHOOLCHILDREN. At the present stage of Russia's development, in solving the task set by the state for the education system of educating the younger generation capable of ensuring national security and sustainable development of the country, the upbringing of spiritual and moral values "citizenship" and "patriotism" is of particular importance, which determines the relevance of the research conducted by the authors of the article. Its objective is to reveal the potential of preparing future teachers for educational work aimed at mastering civic and patriotic values by schoolchildren. The tasks of the study include the development of effective conditions for the organization of educational activities and appropriate educational and methodological support. The obtained results confirm the theoretical and practical significance of the conducted research, during which the educational result of the planned quality level is achieved. The article concludes that the pedagogical practice of students in educational work reveals significant opportunities for the development of spiritual and moral values of citizenship and patriotism. High-quality training of future teachers for pedagogical practice in educational work ensures the planned level of quality of educational results of schoolchildren.

Key words: spiritual and moral values, citizenship, patriotism, educational activities, educational and methodological support

Н.А. Паскееская, педагог, директор АНО ДПО «Байкальский институт духовно-нравственных основ семьи и общества», аспирант кафедры педагогики и медицинской психологии ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)», г. Иркутск, E-mail: paskevskaya-n@yandex.ru О.М. Коломиец, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)», директор АНО ДПО «Международный институт профессионального развития педагога», г. Москва, E-mail: olga9104545604@mail.ru

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ» И «ПАТРИОТИЗМ»

На современном этапе развития России перед системой образования поставлена задача воспитания подрастающего поколения, способного обеспечить национальную безопасность и устойчивое развитие страны. Особую значимость приобретает воспитание духовно-нравственных ценностей «гражданственность» и «патриотизм», что определило актуальность проведенного авторами статьи исследования. Его целью было раскрыть потенциал подготовки будущих педагогов к воспитательной работе, направленной на овладение школьниками гражданско-патриотическими ценностями. В задачи исследования входила разработка эффективных условий организации воспитательной деятельности и соответствующего учебно-методического сопровождения. Полученные результаты подтвердили теоретическую и практическую значимость проведенного исследования, в ходе которого был достигнут воспитательный результат запланированного уровня качества. В статье делаются выводы о том, что педагогическая практика студентов по воспитательной работе раскрывает существенные возможности для развития духовно-нравственных ценностей «гражданственность» и «патриотизм». Качественная подготовка будущих педагогов к педагогической практике по воспитательной работе обеспечивает запланированный уровень качества воспитательных результатов школьников.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, воспитательная деятельность, учебно-методическое обеспечение

На современных педагогов возложена важная миссия - воспитать будущего гражданина - патриота своей страны, присвоившего традиционные духовно-нравственные ценности, способного и готового служить своему Отечеству в военное и мирное время, выполнять обязанности гражданина России, содействовать обеспечению национальной безопасности и участвовать в устойчивом развитии нашей страны в будущем.

Актуальность исследования обусловлена социальным заказом государства воспитать школьников и студентов в соответствии с определенными требованиями к системе образования. В Указе, подписанном Президентом РФ В. Путиным 21.07.2020 г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», закреплена необходимость «воспитания гармонично

развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [1]. Важность решения задачи гражданско-патриотического воспитания в современном обществе обозначена в Указе Президента РФ № 809, принятом 9 ноября 2022 г, «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2].

Подготовка сегодняшних студентов - завтрашних педагогов к воспитательной деятельности по формированию патриотизма и гражданственности как ценностей духовно-нравственной сферы является крайне необходимой составляющей подготовки студентов педагогических вузов к будущей профессии. Наряду с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.