Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ И ОБЩЕСТВОМ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ И ОБЩЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЕЙНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / STUDENTS / TRAINING OF FUTURE TEACHERS / FAMILY / SCHOOL / SOCIETY / SOCIAL PARTNERSHIP / THE INTERACTION OF FAMILY AND SOCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабалаева Гульмира Таштановна

Быстрое изменение социально-экономических условий в определенной степени влияет на взаимодействие субъектов образовательной системы в воспитании детей и молодежи, которое проявляется в усложнении ответственности в принятии педагогических решений, вызванной усилением взаимосвязи тех, кто участвует в этом воспитании. Проблема усугубляется тем, что в Кыргызской Республике вопросы взаимодействия школы, семьи и общества изучены недостаточно. Исходя из вышесказанного, определено содержание взаимодействия школы, семьи и общества и выявлены дальнейшие пути реализации рассматриваемого аспекта в подготовке педагогических кадров. Для изучения состояния теории и практики взаимодействия между школой, семьей и обществом в условиях современной социально-экономической и социокультурной ситуации использовались такие методы, как теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, беседа, изучение документации и опыта образовательных организаций Кыргызской Республики, математические методы. В исследовании участвовал 231 студент (Кыргызский национальный университет (КНУ) им. Ж. Баласагына и Кыргызско-Российской академии образования (КРАО)). Из них 114 студентов 1-4-х курсов контрольной группы (КРАО) и 117 студентов 1-4-х курсов экспериментальной группы (КНУ). Для эффективного осуществления взаимосвязи семейного и общественного воспитания предлагаются спецкурс и специальная система подготовки студентов педагогических специальностей вузов. Полученные результаты показывают, что проблема взаимодействия школы, семьи и общества на сегодняшний день остается одним из важных аспектов деятельности вузов, так как она связана с оказанием помощи будущему учителю в руководстве совместной деятельностью школы, семьи и общества с целью объединения усилий сотрудничества субъектов воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS FOR INTERACTION WITH FAMILY AND SOCIETY

Changes in the life of modern society entailed a violation in the preexisting interaction of school, family and society. The rapid change in the socio-economic conditions of society to a certain extent changes the interaction of the subjects of the educational system in the upbringing of children and youth, which is manifested in the complication of responsibility in making pedagogical decisions, caused by the increased relationship between those who participate in this upbringing. The problem is compounded by the fact that in the Kyrgyz Republic the issues of interaction between schools, families and society have not been sufficiently studied both theoretically and practically. Based on the foregoing, the aim of the article is to determine the content of the interaction of school, family and society and to identify the further implementation of this aspect in the training of teachers. In this study, we used such methods as: theoretical analysis of philosophical, psychological and pedagogical literature, questioning, observation, conversation, study of documentation and experience of educational organizations of the Kyrgyz Republic, mathematical methods). All these methods were used to study the state of the theory and practice of interaction between school, family and society in the current socio-economic and sociocultural situation. The study involved 231 students (J. Balasagyn KNU and the Kyrgyz-Russian Academy of Education (KRAO)). Of these, 114 students of 1-4 courses in the control group (KRAO). 117 students of 1-4 courses in the experimental group (KNU). Studying the problem of interaction between the school, family and society suggests that modern students of pedagogical directions of universities of the Kyrgyz Republic need special effective training as future teachers for partnerships with parents and representatives of society, where relations of responsibility, mutual trust and awareness of the coherence of goals should prevail, tasks and content in the upbringing of a growing person. For the effective implementation of the relationship of family and social education, a special course and a special system for training students of pedagogical specialties of higher educational institutions are offered. The results of the study show that the problem of interaction between the school, family and society today remains one of the important aspects of the activities of universities, as it is associated with assisting the future teacher in managing the joint activities of the school, family and society in order to combine the efforts of cooperation between the subjects of education.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ И ОБЩЕСТВОМ»

УДК 378

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-224-232

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ И ОБЩЕСТВОМ

Г. Т. Карабалаева

Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, Бишкек, Кыргызская Республика

Быстрое изменение социально-экономических условий в определенной степени влияет на взаимодействие субъектов образовательной системы в воспитании детей и молодежи, которое проявляется в усложнении ответственности в принятии педагогических решений, вызванной усилением взаимосвязи тех, кто участвует в этом воспитании. Проблема усугубляется тем, что в Кыргызской Республике вопросы взаимодействия школы, семьи и общества изучены недостаточно. Исходя из вышесказанного, определено содержание взаимодействия школы, семьи и общества и выявлены дальнейшие пути реализации рассматриваемого аспекта в подготовке педагогических кадров. Для изучения состояния теории и практики взаимодействия между школой, семьей и обществом в условиях современной социально-экономической и социокультурной ситуации использовались такие методы, как теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, беседа, изучение документации и опыта образовательных организаций Кыргызской Республики, математические методы. В исследовании участвовал 231 студент (Кыргызский национальный университет (КНУ) им. Ж. Баласагына и Кыргызско-Российской академии образования (КРАО)). Из них 114 студентов 1-4-х курсов контрольной группы (КРАО) и 117 студентов 1-4-х курсов экспериментальной группы (КНУ). Для эффективного осуществления взаимосвязи семейного и общественного воспитания предлагаются спецкурс и специальная система подготовки студентов педагогических специальностей вузов. Полученные результаты показывают, что проблема взаимодействия школы, семьи и общества на сегодняшний день остается одним из важных аспектов деятельности вузов, так как она связана с оказанием помощи будущему учителю в руководстве совместной деятельностью школы, семьи и общества с целью объединения усилий сотрудничества субъектов воспитания.

Ключевые слова: студенты, подготовка будущих педагогов, семья, школа, общество, социальное партнерство, взаимодействие семейного и общественного воспитания.

Изменения, произошедшие в области социально-экономических отношений, негативно отразились на взаимодействии школы, семьи и социума. Взаимодействие семейного и общественного воспитания превращается из объективной тенденции в теоретическую и практическую проблему. Для ускорения этого процесса необходимо его научное освещение и практическое руководство им. Часто это сводится к простой сумме влияний семьи и общества, к согласованным единым методическим действиям (требованиям) учителей, родителей и общества. Взаимодействие школы, семьи и социума в воспитании подрастающего поколения предполагает взаимодействие указанных сторон в вопросах создания единой воспитательной среды.

Однако зачастую влияние, оказываемое школой, семьей и социумом на ребенка, становится разнонаправленным, а порой и противоречивым. Все это негативно отражается на социализации личности детей и подростков, а иногда становится даже причиной их социаль-

ной дезадаптации, в связи с чем наблюдаются разногласия и взаимные претензии между обществом, семьей и школой. Каждый институт (семья, школа, общество) старается перенести ответственность за воспитание и обучение детей и подростков друг на друга.

Данная проблема требует активизации своего изучения как в теоретическом, так и практическом аспектах. Проведенный анализ госстандартов Кыргызской Республики и учебных планов вузов по направлению «Педагогика» показал, что будущие педагоги в теоретическом и практическом плане недостаточно подготовлены к работе по взаимодействию с семьей и обществом, что и послужило основанием для углубленной и целенаправленной подготовки студентов по педагогическим направлениям в Кыргызском национальном университете (КНУ) им. Ж. Баласагына.

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть содержание взаимодействия школы, семьи и общества и выявить дальнейшие пути реализации рассматриваемого аспекта в подготовке педагогических кадров.

Изменения, произошедшие в области социально-экономических отношений, негативно отразились на взаимодействии школы, семьи и социума. Расслоение общества, снижение общественных начал в социальной сфере, изменение социального статуса образовательных организаций и другие обстоятельства требуют пересмотра методологических оснований взаимодействия основных институтов образования и воспитания.

Важнейшим условием формирования полноценного, социально активного и самодостаточного в личностном и социальном плане подрастающего поколения является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья - школа - общество». Чем теснее будет связь семьи, школы и социума, тем полновеснее будет отдача от проводимых реформ по подготовке молодежи как активных граждан и членов общества.

В современных условиях демократизации и гуманизации общества актуальным становится повышение интеллектуального, духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, в этом плане приоритетным направлением является взаимодействие всех социальных институтов, причастных к воспитанию детей и подростков, в том числе школы, семьи и общества, каждый из которых несет социальную нагрузку в воспитании подрастающего поколения.

Несомненно, в связи с социально-экономическими, социокультурными, глобализаци-онными и цивилизационными изменениями, происходящими в обществе, актуальным становится поиск новых путей и подходов к осуществлению взаимодействия таких институтов социализации, как школа, семья и общество, которые бы отвечали современным запросам и вызовам общества (миграция, насилие, терроризм и пр.).

Теоретико-методологической основой послужили исследования, посвященные анализу взаимодействия семьи, школы и общества в деле воспитания школьников (Ю. К. Бабан-ский, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, С. В. Дармодехин, А. В. Мудрик, А. М. Низова, В. С. Семенов, А. Г. Хрипкова, Х. Й. Лийметс и др.); проблеме педагогического руководства взаимодействия семьи и школы (Т. В. Беликова, Г. А. Коссая, Л. А. Николенко, А. Г. Хрипкова и др.); проблеме подготовки учителя к взаимодействию с разными институтами образования и воспитания (Р. М. Капралова, А. Т. Фонотова и др.).

Взаимодействие как педагогическая категория находит отражение в работах И. В. Гребенникова, Х. Й. Лийметса, А. М. Низовой, Г. Н. Филонова, А. Г. Хрипковой и др., как основное условие педагогического процесса, без которого всякий педагогический процесс теряет свою воспитывающую и обучающую сущность.

Вызывают интерес исследования таких ученых Кыргызстана, как Д. Ж. Аманалиев, Н. А. Асипова, Ч. М. Ермекова, Л. А. Лосанова, Р. Н. Токсонбаев и др., которые рассматри-

вают пути взаимодействия и взаимовлияния семьи, школы и социума в воспитании школьников. В частности, Д. Ж. Аманалиев [1] в своем исследовании «Школа, семья и общественность» рассматривает организующую роль партийных организаций в деле совместной работы школ, семьи и общественности по воспитанию учащихся. В работе раскрывается положительный опыт советов содействия семье и школе, созданных на предприятиях, в цехах, колхозах и совхозах в советское время. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании подростков по месту жительства исследовала Ч. М. Ермекова [2]. В своем изыскании Р. Н. Токсонбаев рассматривает проблемы взаимодействия школы, семьи в формировании социальной активности младших школьников [3].

Теоретические основы исследования осуществлялись также путем изучения, анализа и критического осмысления современной литературы по данной проблеме. Изучение проблемы взаимодействия и взаимосвязи «семьи - школы - общества» показывает, что данная проблема на сегодняшний день актуальна. Так, например, в трудах О. В. Кучмаевой, О. Л. Петряковой, М. Г. Кучмаева [4] рассматриваются проблемы формирования механизмов взаимодействия институтов семьи и общества, которые участвуют в современном процессе социализации детей. Особое внимание уделено направлениям взаимодействия семьи с институтами общества в процессе воспитания детей. Авторами предложены основные направления семейной и государственной политики в данной сфере.

В исследовании А. М. Каменского [5] рассматриваются современные проблемы и риски в организации взаимодействия школы и общества. Для организации данного взаимодействия предлагается долговременная проектная деятельность школы совместно с социальными партнерами в различных аспектах деятельности. В качестве ключевого условия, способствующего развитию современной личности, рассматривается образовательная среда г. Санкт-Петербурга.

Исследователями С. М. Малиновской и Н. А. Люрья [6] рассматриваются методологические основы и предлагаются организационно-педагогические условия для эффективности общего образования детей мигрантов. Предлагается создание гуманизированной образовательной среды, рекомендуются различные формы взаимодействия школы, семьи и социальных институтов, поддерживающих как общее, так и дополнительное образование. Для обеспечения целостности процесса образования предлагается как основной фактор тесное взаимодействие коллектива учителей со взрослым населением в обеспечении преемственности поколений.

В исследованиях О. А. Тихоновой, З. Г. Шарафетдиновой [7], Ф. А. Ильдархановой [8] акцентируется внимание на необходимости укрепления института семьи и возрождения семейных ценностей. Исследователями предлагаются отдельные методики, которые способствуют подготовке студентов педагогического вуза к взаимодействию с семьей. Авторы считают это одним из путей укрепления института семьи.

Исследования показывают, что к настоящему времени создан общетеоретический научный фонд, связанный с изучением понятия взаимодействия школы, семьи и общества, но в то же время недостаточно разработанными остаются реальные формы и виды такого взаимодействия. В научных трудах недостаточно определены социально-педагогические потребности общества в квалифицированных педагогических кадрах, способах осуществления взаимосвязи семейного и общественного воспитания и др., неизученным остается вопрос, касающийся возрастания социальной ответственности семьи в подготовке детей и молодежи к социальному взаимодействию в обществе.

Анализ психолого-педагогической литературы и собственного эмпирического опыта позволил определить наличие существующей проблемы, сущность которой состоит в необ-

ходимости нового научно-теоретического осмысления и определения педагогических путей в подготовке будущих педагогов с целью формирования готовности к взаимодействию школы, семьи и общества.

На констатирующем этапе нашего исследования, в результате проведенных со студентами бесед, анкетирования, анализа учебных планов, учебных программ, мы выяснили, что уровень готовности студентов педагогических направлений к взаимодействию школы, семьи и общества остается низким (см. таблицу). В дальнейшем, в ходе проведения педагогической практики, мы столкнулись с тем, что студенты не могут организовать, скоординировать совместную деятельность с родителями, с представителями общества. Все эти трудности и некомпетентность студентов обусловлены, прежде всего, незнанием теоретических вопросов такого взаимодействия, незнанием методики работы как с родителями, так и с социумом.

На основе этого нами были разработаны спецкурс «Взаимосвязь семейного и общественного воспитания» [9], а также учебное пособие «Семейное и общественное воспитание» [10]. Особенностью спецкурса явилась его нацеленность не только на теоретические знания, но и на его методическую и практическую подготовку студентов к использованию знаний по руководству и осуществлению взаимодействия семейного и общественного воспитания в педагогическом процессе современной школы.

Целью предлагаемого спецкурса было сформировать у студентов готовность к работе по взаимодействию «школа - семья - общество». Данная цель достигалась решением следующих задач: дать студентам теоретические знания о сущности и содержании семейного и общественного воспитания; познакомить с целями, задачами, содержанием, методами и формами семейного и общественного воспитания, а также с различными видами деятельности с родителями и обществом; сформировать умения и навыки в общении, налаживании контактов с семьей и обществом.

Исходя из того, что формирование готовности будущих учителей к работе по взаимодействию школы, семьи и общества предполагает включение студентов в активную и разнообразную деятельность в учебно-воспитательном процессе в вузе, мы сконструировали систему занятий, которые вошли в общую программу подготовки бакалавров. Так, на протяжении 4 лет в цикле психолого-педагогических, профессиональных и спецдисциплин, а также в ходе прохождения студентами педагогической практики, нами проводились лекции, семинарские занятия, беседы, консультации, которые специально насыщались необходимой теоретической, методической и практической частью, где содержался конкретный материал по вопросу взаимодействия школы, семьи и общества.

В основе спецкурса «Взаимосвязь семейного и общественного воспитания» мы определили три группы заданий, которые различаются по своей длительности, сложности и степени самостоятельности. Первую группу составили репродуктивные задания (выполнение несложных упражнений и самостоятельных работ), вторую - эвристические, частично-поисковые задания (частичный анализ и применение творческого подхода), третью группу - творческие задания (знакомство с дополнительной психолого-педагогической литературой, проведение сравнительного анализа и т. д.).

Все группы заданий заранее предлагались студентам для выполнения и являлись необходимой составляющей в процессе формирования готовности будущего педагога к работе по взаимодействию школы, семьи и общества. Часть заданий второй и третьей группы выполнялась студентами в процессе прохождения педагогической практики.

Разработанный и апробированный нами спецкурс «Взаимосвязь семейного и общественного воспитания» представляет собой комплекс учебно-воспитательных мероприятий, на-

правленных на повышение уровня усвоения студентами теоретического материала. После овладения теоретическими знаниями студенты совершенствовали и углубляли свои знания, умения и навыки в процессе прохождения непрерывной педагогической практики (1-4-й курсы).

Основным педагогическим условием реализации взаимодействия школы, семьи и социума понимается умение студентами создавать образовательное и воспитательное пространство (среду), в котором была бы представлена совокупность педагогических, психологических факторов, обеспечивающих возможность организовать совместную активную творческую деятельность учителей, родителей, представителей социума.

В ходе проведения исследования нами были разработаны структурно-функциональная модель, программа, планы, анкеты, которые использовались для обучения студентов с целью формирования готовности к работе по взаимодействию «школа - семья - общество».

В процессе педагогической практики студентам было дано следующее задание: изучить состояние работы с родителями в классах, для чего они должны были проанализировать годовой план, перспективный план работы с родителями и социальными партнерами. Поскольку наиболее проблемной сферой для будущих педагогов являются организационные вопросы, связанные с включением родителей, социума в социальное партнерство (социальное партнерство подразумевает установление отношений взаимовыгодного сотрудничества, социального диалога), то необходимо научить студентов организовывать мероприятия, побуждающие родителей и представителей социума включиться в жизнь школы.

Предлагаемая структурно-функциональная модель социального партнерства в образовательной среде школы отражает взаимосвязь социальных институтов: школы, семьи и общества. Модель представляет собой систему, состоящую из следующих блоков.

Целевой блок содержит анализ социокультурной ситуации, цель и принципы социального партнерства. В данном блоке студентам предлагалось оценить социокультурную ситуацию, выработать цель и определить принципы социального партнерства.

Информационно-аналитический блок предполагал сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, а также выявление готовности семьи ответить на запросы школы. Данный блок рассматривает также вопросы привлечения к такой работе социума (медиков, инспекторов по делам несовершеннолетних, работников музеев и т. д.). Для решения этих вопросов мы обучали студентов использовать разные формы работы: лекции, индивидуальное и групповое консультирование, опрос, анкетирование, интервьюирование, патронаж, наблюдение и специальные диагностические методики, выпуск информационных листов, газет, листов-памяток, составление писем (через интернет) и т. п.

Следующий блок - организационно-деятельностный - раскрывает формы и механизмы реализации социального партнерства в образовательной среде школы. Для реализации данного блока мы использовали такие формы работы, как психологический тренинг (обучение интерактивного общения с родителями, представителями социума); «виртуальная приемная», которая предполагает виртуальное общение с родительской общественностью на сайте «Образовательный портал» и т. д. Государственно-общественное управление реализуется через создание нормативно-правовой базы социального партнерства, поэтому студентам предлагалось изучать, анализировать такие документы, как Устав школы, программы развития школы, договоры и др.

В оценочно-результативном блоке представлены критерии развития социального партнерства. Для определения эффективности усилий мы обучали студентов использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Все блоки взаимосвязаны с компонентом «педагогические пути», во всех компонентах реализации модели участвуют соци-

альные партнеры: родители, организации дополнительного образования детей, администрация города (района, села), войсковые части, поликлиника, отделение милиции, дорожно-по-стовая служба и др. Каждый социальный партнер обладает определенными воспитательными возможностями, которые расширяют образовательные возможности среды школы.

Таким образом, такая работа позволила структурировать деятельность будущих педагогов для работы с семьей и социумом и создания единого воспитательного и образовательного пространства, т. е. реализации социального партнерства в образовательной среде школы.

Научно обоснованное решение проблемы подготовки студентов к осуществлению взаимосвязи общественного и семейного воспитания предполагает знание уровня ее сформи-рованности. Были взяты следующие показатели, раскрывающие сформированность готовности: осознание социальной необходимости осуществления взаимосвязи общественного и семейного воспитания; постоянное стремление к решению задач совместной деятельности школы, семьи и общества; глубина, полнота и подвижность теоретических знаний; самостоятельность студентов в выполнении действий по осуществлению руководства семейным и общественным воспитанием учащихся.

Исходя из критериев и показателей готовности, были выделены четыре уровня: высокий, достаточный, средний и низкий (таблица).

Уровень сформированности профессиональной готовности студентов к работе по осуществлению взаимосвязи общественного и семейного воспитания в начале и конце эксперимента

Группа Уровень

Начало эксперимента Конец эксперимента

Высокий Достаточный Средний Низкий Высокий Достаточный Средний Низкий

Экспериментальная 14 26 34 6 12 26 30 32

Контрольная 12 25 34 9 44 47 7 2

Мы пришли к выводу, что динамика развития профессиональной готовности студентов зависит от специально организованной учебно-образовательной и учебно-практической деятельности студентов, что подтверждают результаты нашего исследования.

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что процесс формирования готовности студентов к работе по осуществлению взаимодействия школы, семьи и общества обусловлен рядом педагогических путей:

1) вооружение студентов научно обоснованными теоретическими, методическими и практическими знаниями и навыками по осуществлению взаимодействия общественного и семейного воспитания;

2) обеспечение компетентностного подхода в достижении единства содержания, форм и методов обучения по формированию готовности студентов к осуществлению взаимосвязи семейного и общественного воспитания;

3) целенаправленное включение студентов в общественную жизнь образовательной организации, в процессе которой приобретаются навыки общения с родителями учащихся и обществом.

Таким образом, подготовка студентов педагогических направлений вузов к взаимодействию школы, семьи и общества остается одной из актуальных проблем теории и практики вузовской педагогики, которая требует глубокого осмысления, целенаправленности и систематичности. Попытка решения вопроса подготовки студентов педагогических вузов к го-

товности к взаимодействию школы, семьи и общества путем целенаправленного углубления и насыщения предметов психолого-педагогического, профессионального цикла, а также закрепления теоретических знаний в период прохождения непрерывной педагогической практики требует поиска и создания специальных условий в вузе.

Список литературы

1. Аманалиев Д. Школа, семья и общественность. Фрунзе, 1975. 80 с.

2. Ермекова Ч. М. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании подростков по месту жительства (на примере материалов КиргССР): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Алма-Ата, 1990. 19 с.

3. Токсонбаев Р. Н. Взаимодействие школы, семьи в формировании социальной активности младших школьников (на материалах 3-4 кл. школ Кыргызстана): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 1991. 23 с.

4. Кучмаева О. В., Петрякова О. Л., Кучмаев М. Г. Взаимодействие семьи и общества: особенности и перспективы / под общ ред. О. В. Кучма. М.: Государственная академия славянской культуры, 2012.

5. Каменский А. М. Социальное партнерство как дополнительный образовательный ресурс // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1. С. 181-190.

6. Малиновская С. М., Люрья Н. А. Методологические основания и организационно-педагогические условия успешного образования детей мигрантов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1. С. 103-111.

7. Тихонова О. А., Шарафетдинова З. Г. Подготовка студентов педагогического вуза к взаимодействию с семьей как путь к укреплению института семьи и семейных ценностей // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9, № 2-2. URL: http://www.ej.soc-journal.ru (дата обращения: 17.11.2019).

8. Ильдарханова Ф. А. Кризис и семья - стратегия выживания. Санкт-Петербург; Казань: НИЦ семьи и демографии АН РТ, 2009. 104 с.

9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Взаимосвязь семейного и общественного воспитания: для студ. пед. специальностей» / сост. Г. Т. Карабалаева. Бишкек: КНУ им. Ж. Баласагына, 2016. 28 с.

10. Карабалаева Г. Т. Семейное и общественное воспитание: учеб. пособие для студ. вузов. Бишкек: КНУ им. Ж. Баласагына, 2016. 213 с.

Карабалаева Гульмира Таштановна, доктор педагогических наук, профессор, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына (ул. Фрунзе, 547, Бишкек, Кыргызская Республика, 720033). E-mail: karabalaevagulmira@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 22.01.2020.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-224-232

PREPARATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS FOR INTERACTION WITH FAMILY AND SOCIETY

G. T. Karabalayeva

Balasagyn Kyrgyz National University, Bishkek, Kyrgyz Republic

Changes in the life of modern society entailed a violation in the preexisting interaction of school, family and society. The rapid change in the socio-economic conditions of society to a certain extent changes the interaction of the subjects of the educational system in the upbringing of children and youth, which is manifested in the complication of responsibility in making pedagogical decisions, caused by the increased relationship between those who participate in this upbringing. The problem is compounded by the fact that in the Kyrgyz Republic the issues of interaction between schools, families and society have not been sufficiently studied both theoretically and practically. Based on the foregoing, the aim of the article is to determine the content of the interaction of school, family and society and to identify the further implementation of this aspect in the training of teachers. In this study, we used such methods as: theoretical analysis of philosophical, psychological and pedagogical

literature, questioning, observation, conversation, study of documentation and experience of educational organizations of the Kyrgyz Republic, mathematical methods). All these methods were used to study the state of the theory and practice of interaction between school, family and society in the current socio-economic and sociocultural situation. The study involved 231 students (J. Balasagyn KNU and the Kyrgyz-Russian Academy of Education (KRAO)). Of these, 114 students of 1-4 courses in the control group (KRAO). 117 students of 1-4 courses in the experimental group (KNU). Studying the problem of interaction between the school, family and society suggests that modern students of pedagogical directions of universities of the Kyrgyz Republic need special effective training as future teachers for partnerships with parents and representatives of society, where relations of responsibility, mutual trust and awareness of the coherence of goals should prevail, tasks and content in the upbringing of a growing person. For the effective implementation of the relationship of family and social education, a special course and a special system for training students of pedagogical specialties of higher educational institutions are offered. The results of the study show that the problem of interaction between the school, family and society today remains one of the important aspects of the activities of universities, as it is associated with assisting the future teacher in managing the joint activities of the school, family and society in order to combine the efforts of cooperation between the subjects of education.

Keywords: students, training of future teachers, family, school, society, social partnership, the interaction of family and social education.

References

1. Amanaliyev D. Shkola, sem'ya i obshchestvennost' [School, family and the public]. Frunze, 1975. 80 p. (in Russian).

2. Ermekova Ch. M. Vzaimodeystviye shkoly, sem'i i obshchestvennosti v vospitanii podrostkov po mestu zhitel'stva (naprimere materialov KirgSSR). Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The interaction of the school, family and the public in the education of adolescents at the place of residence (on the example of materials of the Kyrgyz SSR). Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Alma-Ata, 1990. 19 p. (in Russian).

3. Toksonbayev R. N. Vzaimodeystviye shkoly, sem'i v formirovanii sotsial'noy aktivnosti mladshikh shkol'nikov (na materialakh 3-4 kl. shkol Kyrgyzstana). Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The interaction of schools, families in the formation of social activity of primary schoolchildren (the study of 3-4 grades of schools in Kyrgyzstan). Abstract of thesis. cand. ped. sci.]. Dushanbe, 1991. 23 p. (in Russian).

4. Kuchmayeva O. V., Petryakova O. L., Kuchmayev M. G. Vzaimodeystviye sem'i i obshchestva: osobennosti i perspektivy. Pod obshchey redaktsiey O. V. Kuchmayevoy [The interaction of family and society: features and prospects. Under the general editorship of O. V. Kuchmaeva]. Moscow, State Academy of Slavic Culture Publ., 2012. 169 p. (in Russian).

5. Komenskiy A. M. Sotsial'noye partnerstvo kak dopolnitel'nyy obrazovatel'nyy resurs [Social partnership as an extra-curricular resource]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2018, vol. 1, pp. 181190 (in Russian).

6. Malinovskaya S. M., Luria N. A. Metodologicheskiye osnovaniya i organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya uspeshnogo obrazovaniya detey migrantov [Methodological grounds, organizational and pedagogical conditions of the efficient education of migrants' children]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no. 1, pp. 103-111 (in Russian).

7. Tikhonova O. A., Sharafetdinova Z. G. Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k vzaimodeystviyu s sem'yey kak put' k ukrepleniyu [Preparing students of a pedagogical university for interaction with the family as a way to strengthen the institution of the family and family values]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykhproblem - Modern Studies of Social Issues, 2018, vol. 9, no. 2-2. URL http://ej.soc-journal.ru (accessed 17 November 2019).

8. Il'darkhanova F.A. Krizis i sem'ya - strategiya vyzhivaniya [Crisis and family - a survival strategy]. Saint Petersburg, Kazan, Family and Demography Research Center Publ., 2009. 104 p. (in Russian).

9. Uchebno-metodicheskiy komplekspo distsipline «Vzaimosvyaz'semeynogo i obshchestvennogo vospitaniya: dlya studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey». Sost. G. T. Karabalayeva [Educational complex on the discipline "The relationship of family and social education": for students of pedagogical specialties. Comp. G. T. Karabalayeva]. Bishkek, KNU im. ZH. Balasagyna Publ., 2016. 28P p. (in Russian).

10. Karabalayeva G. T. Semeynoye i obshchestvennoye vospitaniye: uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov [Family and public education: a textbook for university students]. Bishkek, KNU named after ZH. Balasagyn Publ., 2016. 213 p. (in Russian).

Karabalayeva G. T., doctor of pedagogy, professor, J. Balasagyn Kyrgyz National University (ul. Frunze, 547, Bishkek, Kyrgyz Republic, 720033). E-mail: karabalaevagulmira@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.