УДК 376.5 ББК 74.200.44 Р 64
Д.А. Розанов
Преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: Rozanov_82@mail.ru
СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы воспитания детей в современном сельском социуме, характеризуется динамизация процесса педагогической запущенности детей, анализируется поиск оптимальной модели подготовки будущего учителя сельской школы к субъектному взаимодействию школы и семьи в воспитании ребенка, изучается личность современного учителя сельской школы как специалиста, владеющего арсеналом социальнопедагогической деятельности и способного эффективно взаимодействовать в партнерских отношениях с разными специалистами, объектом внимания которых является ребенок, а также перечисляются функции, которыми овладевают родители в процессе социального «выздоровления» семьи.
Ключевые слова: субъектное взаимодействие, социальное партнерство, педагогическая запущенность, педагогическая субъектность, личность современного учителя, социальнопедагогическая деятельность, партнерское взаимодействие, культура педагогического взаимодействия, гуманистический подход.
D.A. Rozanov
Lecturer of the Theory and Technique of Professional Training Department of the Armavir State Pedagogical Academy; E-mail: Rozanov_82@mail. ru
MODERN SOCIALIZATION OF PEDAGOGICALLY NEGLECTED CHILDREN BY MEANS OF SUBJECT INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTION
AND THE FAMILY
Abstract. The paper examines the most actual problems of education of children in modem rural society. The author characterizes the dynamics of the process of pedagogical neglect of children. An analysis is undertaken to search for optimum model of training of the future teacher of rural school to subject interaction of school and a family in education of the child. The person of the modern teacher of rural school is studied as the expert owning an arsenal of social-pedagogical activity and capable to effectively cooperate in partner relations with the different experts who investigate the child. The author lists functions which parents master in the course of social “recover” of a family.
Keywords: subject interaction, social partnership, pedagogical neglect, pedagogical sujectness, the person of the modern teacher, social-pedagogical activity, partner interaction, culture of pedagogical interaction, humanistic approach.
Проблема воспитания детей в сельском социуме является одной из наиболее актуальных проблем современного общества, поскольку современная воспитательная модель школы малоэффективна в плане взаимодействия с семьей ученика в вопросах его воспитания. Отсутствие необходимого внимания к решению данной проблемы создает социальное напряжение в обществе, лишая при этом перспективы существования
цивилизованных, культурных форм взаимодействия людей. Это приводит к педагогической запущенности ребенка, создает немалые трудности в становлении его личности, усвоении системы ценностей, норм, правил поведения. В свою очередь, это порождает противоречие между новыми требованиями к личности, с одной стороны, а также уровнем и характером ее наличных знаний, навыков, качеств и способностей, с другой стороны. Данное противоречие затрудняет социализацию педагогически запущенных детей в сегодняшних условиях, что предопределяет необходимость разработки и реализации такой модели подготовки будущего учителя сельской школы, которая адекватна потребностям общества и личности самого ребенка. Поиск оптимальной модели подготовки будущего учителя сельской школы к субъектному взаимодействию школы и семьи в воспитании ребенка был сопряжен с ситуацией, для которой характерен кризис основных институтов воспитания: семьи, системы образовательных учреждений.
Изучение современной практики взаимодействия образовательного учреждения и семьи в воспитании детей показало, что небольшой процент родителей оказался способным к конструктивному, системному взаимодействию с образовательным учреждением. Остальные две другие группы родителей, которые условно можно назвать как «уклоняющиеся» и «противодействующие», не относятся к числу стремящихся активно, последовательно и конструктивно взаимодействовать с образовательным учреждением в воспитании ребенка. Учителя школ в своем большинстве также не проявили заинтересованности, готовности к конструктивному партнерскому взаимодействию с семьей в вопросах воспитания ребенка. Поэтому возникла необходимость через систему вузовской подготовки будущего учителя создать оптимальные условия для формирования его готовности к профессиональной работе, направленной на повышение уровня педагогической компетентности и развитие педагогической культуры родителей, выработку единого взгляда семьи и школы на процесс воспитания, что позволит подготовить будущего учителя к партнерскому взаимодействию с родителями учащихся в вопросах воспитания. Данная необходимость позволяет сформулировать цель исследования, которая заключается в обосновании и экспериментальной проверке в вузе и технологии подготовки студента-будущего учителя к субъектному взаимодействию образовательного учреждения и семьи в воспитании сельских школьников. Объектом исследования выступает педагогический процесс в вузе. Предметом исследования является подготовка студентов педагогической академии к субъектному взаимодействию образовательного учреждения и семьи в воспитании сельских школьников.
В процессе исследования решается комплекс следующих задач:
1. На основе анализа специальной литературы уточнить понимание сущности субъектной взаимосвязи в воспитательном процессе, выявить особенности профессиональной подготовки будущего учителя к субъектному взаимодействию с семьями учеников.
2. Раскрыть содержание профессиональной готовности, уточнив критерии и показатели оценки уровней ее сформированности у студентов педагогического вуза.
3. Теоретически обосновать и эмпирически проверить модель подготовки и формирования профессиональной готовности будущего учителя.
4. Выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешность процесса подготовки и формирования профессиональной готовности студентов к субъектному взаимодействию с семьями учеников села.
Проведенный теоретический анализ позволил выделить основные признаки взаимодействия как общенаучной категории: одновременность существования объектов; двусторонность связей взаимопереходов субъекта в объект и объекта в субъект; закономерность связей на уровне сущности; взаимообусловленность изменения сторон; внутренняя активность объектов. Знание специфики педагогического взаимодействия позволяет повышать субъектность участников взаимодействия. Субъектность как учителя, так и родителей-воспитателей зависит от понимания собственной социальной роли, от
уровня педагогической культуры участников и путей повышения этого уровня. В результате повышения педагогической субъектности основных социальных институтов (семьи и школы) актуализируется механизм социально-педагогического партнерства. Профессиональная подготовка будущего учителя к субъектному взаимодействию с родителями сельских учеников в вопросах воспитания должна базироваться на развитых мотивах учебной деятельности студентов, поскольку они непосредственно влияют на качество профессиональной подготовки будущего учителя с родительской общественностью, на формирование личности будущего специалиста. Подготовка будущего учителя технологии к субъектному взаимодействию с родителями сельских школьников требует целостного понимания сельского образовательного пространства, актуализации социальнопедагогической среды. Поэтому в процессе современной подготовки будущего учителя необходимым условием управления социально-педагогической средой становится знание социально-педагогических функций деятельности учителя.
В рамках исследования была реализована опытно-экспериментальная работа, эмпирическую базу которой составили 116 студентов факультета «Технологии и предпринимательства» Армавирской государственной педагогической академии, обучающихся по специальностям «Техника и техническое творчество» и «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»; 12 преподавателей этого же вуза, 16 сельских учителей и педагогов дополнительного образования, 37 родителей учеников школ станицы Советская Новокубанского района Краснодарского края. Программа опытно-экспериментальной работы направлена на подготовку будущих учителей технологии к субъектному взаимодействию с родителями сельских учеников в едином воспитательном процессе; она условно разделена на три этапа. Задачей первого этапа было определение эффективности «погружения» студентов в проблему исследования с помощью таких учебных дисциплин, как педагогика, введение в педагогическую профессию, этнопедагогика. Второго - с помощью факультатива «Организация внеклассной работы по технологии в сельской школе», разработки и проведения спецкурса «Социально-педагогическое взаимодействие учителя и семьи в воспитании сельских школьников», подготовки методических рекомендаций для родителей «Повышение социально-педагогических и психологических знаний родителей». Третьего - с помощью проведения педагогической практики, в программу которой был введен социальнопедагогический раздел, связанный с непосредственной просветительской воспитательной работой среди родителей учеников сельской школы.
Данные меры привели к позитивным изменениям уровня готовности студентов к социально-педагогическому взаимодействию учителя с родителями в воспитании сельских детей:
повысился уровень знаний содержания и сущности процесса воспитания как составляющей целостного педагогического процесса, знание особенностей воспитательной работы в сельской среде;
^ обогатились технологические умения студентов диагностировать, проектировать воспитательную работу, осуществлять социально-педагогическое взаимодействие с родителями учеников;
появилось заинтересованное отношение, уверенность в необходимости субъектного взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка, интерес к социально-педагогической деятельности учителя.
Проводимая по экспериментальной программе работа привела к позитивным изменениям уровня готовности студентов педагогической академии к социальнопедагогическому взаимодействию будущего учителя и семьи в воспитании сельских школьников. При этом качественно изменилось отношение к воспитательной работе в сельской школе, повысился уровень осознания значимости субъектного взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка, появился интерес к социально-педагогической
деятельности учителя. Содержание процесса воспитания приобрело ярко выраженную целостность педагогического процесса, направленность на воспитательную работу в сельской среде, владение технологическими умениями воспитательной работы -диагностировать, проектировать воспитательную работу, проявлять социальнопедагогические умения взаимодействовать с родителями учеников. На более высоком уровне зафиксирована готовность будущих учителей к воспитательной работе в сельской среде, обозначилась тенденция освоения социально-педагогических технологий субъектного взаимодействия учителя с родителями сельских учеников в воспитательном процессе.
В настоящее время как в городском, так и в сельском социуме наблюдается динамизация процесса педагогической запущенности детей, которая проявляется в усилении ее асоциального поведения. Данное обстоятельство, безусловно, связано с потерей воспитательных ориентиров в обществе, отчуждением ребенка от воспитательного процесса, в той или иной мере осуществляемого каждым институтом социализации, недостаточной взаимосвязью разных воспитательных институтов, что ведет к снижению результативности воспитательной работы в целом.
Ключевой фигурой для современной сельской школы становится учитель, овладевший арсеналом социально-педагогической деятельности и способный эффективно взаимодействовать в партнерских отношениях с разными специалистами, объектом внимания которых является ребенок (психологами, медработниками, юристами, работниками культуры, спорта, сотрудниками отдела профилактики МВД и др.). Это позволяет сельскому учителю проводить диагностику раннего неблагополучия ребенка в семье. Единым смыслообразующим мотивом для участвующих в социально-педагогической помощи педагогически запущенным детям выступает гуманистический подход. Он позволяет на межведомственном уровне создать систему взаимодействия и взаимоотношений, основанных на принципах равенства, добровольности, равнозначимости и дополнительности участников педагогического процесса. Гуманистический стиль взаимодействия партнеров ориентирован на то, чтобы создавать каждому участнику взаимодействия ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Причем каждый успех в данном случае приобретает системный характер. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. По мере социального «выздоровления» семьи родители повышают свою педагогическую субъектность во взаимодействии с различными социальными институтами, ориентированными на социализацию ребенка, овладевают такими функциями, как ориентационная, коррекционная, реабилитационная, стимулирования, предупреждения.
Ориентационная функция помогает родителям наилучшим образом создавать условия для формирования детских социально-ценных интересов, а в дальнейшем для выбора планируемого профессионального пути. Семья должна занимать не последнее место в профессиональном самоопределении ребенка, которое должно стать результатом динамичного процесса семейного обучения, воспитания и развития, ориентирующего на профессию.
Коррекционная функция связана с преодолением отставания ребенка в учебе, овладении им базовыми социальными ролями. Это достигается путем объединения педагогических усилий родителей и специалистов, центров социально-педагогической помощи семье, создания индивидуальных проектов, в полной мере удовлетворяющих потребности ребенка.
Реабилитационная функция обусловлена необходимостью «восстанавливать» уверенность ребенка в своих возможностях путем создания комфортной, удовлетворяющей ребенка домашней обстановки гуманности, разнообразной досуговой деятельности.
Функция стимулирования ориентирована на побуждение ребенка к разнообразным
видам учебной и досуговой деятельности, на которые ориентируют родители. Значимость выполнения семьей данной функции определена часто отсутствием положительной мотивации ребенка на социально-ценные виды деятельности.
Функция предупреждения сопряжена с многочисленными затруднениями ребенка в учебе, овладении социальными знаниями. Родители на основе системной диагностики создают условия предупреждения отставания ребенка в обучении, развитии, воспитании. Реализация данной функции может осуществляться совместно семьей и различными специалистами с помощью адекватных проблеме технологий, изменения содержания организации семейного воспитания.
Для того чтобы обеспечить субъектное взаимодействие учителя, родителей и детей, необходимо воспринимать школьный и семейный коллектив как единое целое: например, в семье родители и дети решают общие проблемы совместно, организуют совместный труд и досуг, вместе творят и создают. И родители должны быть положительно настроены на совместную с детьми деятельность, понимая ее важность. Необходимо, чтобы каждый взрослый и ребенок осознавал цели совместной творческой деятельности или игры и находил в ней личностный смысл; чтобы такая деятельность не навязывалась, а осуществлялось ее совместное планирование, подготовка, проведение и подведение итогов; чтобы с учетом интересов и возможностей каждого были распределены роли, функции, сферы деятельности. Однако трудно добиться успеха в семейном воспитании, если отсутствует взаимопонимание между родителями и учителем сельской школы. Важно, чтобы педагоги воспринимали родителей как своих союзников, воспитателей детей, а потому исключали во взаимодействии с ними поучение, инструктаж, дидактизм. Поэтому главным правилом взаимодействия родителей и учителей школы становится партнерство.
Вышесказанное свидетельствует о возрастании роли высшего образования и улучшении качества технологической и социально-педагогической подготовки выпускников педагогических вузов, так как современная подготовка учителя требует совершенствования его гражданского, личностного и профессионального становления, формирования культуры педагогического взаимодействия с родителями учеников и учета региональных условий.
Примечания:
1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.
2. Борисов В.А. Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий // Социс. 2001. № 5. С. 56-66.
3. Галустов Р.А. Профессиональное становление учителя технологии сельской школы. М.; Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2001. 280 с.
4. Грицай А.Г. Семья группы риска в структуре типологий неблагополучных семей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2009. Вып. 3 (47). С. 3236.
5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 232 с.
6. Силласте Г.Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптационный ресурс // Социс. 2002. № 9. С. 50-59.
7. Стефановская Т.А. Основы современной методики воспитательной работы в школе. Иркутск, 1991.
References:
1. Arnautova Е.Р. The essentials of teacher’s co-operation wih preschool child’s family. М., 1994.
2. Borisov V.A. Social partnership in Russia: specific character or substitution of concepts // Sotsis. 2001. № 5. P. 56-66.
3. Galustov R.A. Professional making up of village school technology teacher. М.; Rostov-on-Don: RGPU Publishing house, 2001. 280 pp.
4. Gritsai A.G. Risk group family in the typology pattern of problem families // Bulletin of the Adyghe State University. «Pedagogy and Psychology». 2009. Issue. 3 (47). P. 32-36.
5. Kulikova T.A. Family pedagogy and home education: textbook for students of secondary and higher teachers’ training schools. M.: Academy, 1999. 232 pp.
6. Sillaste G.G. Village teachers: style of life and adaptation resources // Sotsis. 2002. №9. P. 50-59.
7. Stefanovskaya T.A. Fundamentals of modern methods of educational work at school. Irkutsk,
1991.