Д. А. Розанов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К СУБЪЕКТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ В ВОСПИТАНИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Армавирского государственного педагогического университета.
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Р. А. Галустов
В статье рассматривается идея социального партнерства, где сельские учителя и родители выступают как потенциальные партнеры по педагогической деятельности, а также затрагиваются перспективные направления развития образования и перечисляются основные проблемы образования, которые решаются путем современной взаимосвязи учителя с родителями в сельской местности.
D. Rozanov THEORETICAL PRECONDITIONS OF FUTURE TEACHERS’ TRAINING FOR SUBJECTIVE INTERACTION WITH PARENTS IN RURAL SCHOOLCHILDREN’S EDUCATION
The paper touches upon the idea ofsocial partnership, where rural teachers and parents act as potential partners in the pedagogical activity, as well as the perspective directions of education development.
The author enumerates the main problems of education, which are solved by the modern interaction of a teacher and parents in the rural area.
Известно, что на протяжении многих лет отечественная наука, а за ней и школьный учитель исходили из того, что воспитание представляет собой социально определенное и целенаправленное воздействие на личность ребенка, имеющее свое содержание, формы, средства и методы. Поэтому парадигма воспитания
представляла собой воздействия на человека (ребенка, родителей). Модернизация системы образования в конце ХХ — начале XXI в. меняет роль и функции образования. Приоритеты смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, социальных групп и общества в целом.
Поэтому целью образования в настоящее время является развитие личности человека [1].
Нередко в педагогической литературе как синонимы используются такие понятия, как влияние, взаимодействие, воздействие, взаимоотношение. Несмотря на несомненное сходство (описание механизмов межсубъект-ных отношений), данные понятия различаются и по цели, и по средствам совместных действий школы и семьи, родителей и учителей.
Семья является одним из важных партнеров школы в воспитании детей, потому что именно в семье у ребенка закладываются базовые социальные роли, первичные представления о мире, человеке, общественном окружении. Особенности сельской среды, в которой осуществляется воспитание школьников, становились предметом изучения в последние десятилетия довольно часто. Для нашего исследования важным представляются социокультурные основы процесса воспитания сельского школьника. Отставание сельских поселений России в социально-экономическом, культурно-досуговом и других отношениях вызвал отток сельского населения в городские поселения.
По мнению М. П. Гурьяновой, слабая «историческая память» селян не привязывает их к тем местам, где они родились и выросли, что предопределяет поверхностный интерес к историко-культурному наследию в целом [2].
Сельские учителя и родители учащихся как потенциальные партнеры по педагогической деятельности связаны не только общими целями воспитания, но и общими интересами бытовой, трудовой и производственной деятельности, соседскими отношениями. Родительская общественность и коллектив учителей в условиях села — это общности одних и тех же людей, только выполняющих различные социальные роли. Эти две системы взаи-модополняют друг друга и являются составными частями сельской среды. Сегодня сельская школа уже не может качественно решать проблемы образования и воспитания детей автономно, изолированно от института семьи. Поэтому возникает необходимость выстраивания перспективной реалистической системы воспитания сельских школьников,
используя фактор субъектного взаимодействия семьи и школы.
Усиление прогностического характера воспитательного процесса в условиях села вызвано тем, что на научно-практическом уровне возникает необходимость сделать предположения о видах работ, профессиях и должностях, которые могут понадобиться на селе через двадцать лет; о видах семейных и школьно-семейных форм взаимоотношений, которые должны превалировать в жизни селянина. С учетом особенностей земледелия и животноводства в Краснодарском крае как в настоящее время, так и в обозримом будущем чрезвычайно актуализируется роль учителя технологии сельской школы. Именно данный специалист обладает совокупностью психолого-педагоги-ческих и сельскохозяйственных знаний, которые включают в себя сведения, необходимые фермеру для успешной предпринимательской деятельности и работы на подворье.
Современная взаимосвязь учителя с родителями позволит в известной мере решать проблему эковалеологического образования. Учитель путем педагогического просвещения, педагогической поддержки привлекает, инициирует родителей ребенка к формированию физического, психического и социального здоровья человека в органической взаимосвязи с формированием здоровой окружающей среды. Особая роль здесь придается формированию здорового образа жизни, на долю которого, по оценкам социологов, приходится половина потерь или приобретения здоровья.
Готовность учителя технологии к субъектному взаимодействию школы и семьи позволит более эффективно осуществлять воспитание коллективистского, гуманного и высоконравственного гражданина в процессе образования. Именно эти направления воспитания в процессе образования позволят развить такие социальные качества, которые в настоящее время недооцениваются. Как известно, в России и на всем постсоветском пространстве насаждается антигуманизм и индивидуализм, идет быстрое разрушение традиционных коллективистских форм жизни. В сельской среде, в отличие от городской, в силу сложивших-
ся традиций существует больше потенциальных возможностей развития именно коллективных форм взаимодействия людей. Не случайно А. В. Мудрик [3] выделяет особенности сельской среды, связанные с общинными особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; сохранностью элементов традиционной соседской общины. На селе довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи, характерна «открытость» общения.
Чрезвычайно перспективным направлением развития образования особенно для жителей села может стать доместикация («одомашнивание») [4, с. 80—87] как часть более общего процесса создания рабочих мест на дому. Процесс доместикации органически связан с начавшимся в конце ХХ — начале XXI в. процессом разрушения массового производства, массовой культуры и традиционного школьного и вузовского образования, каким оно сложилось в XIХ—ХХ вв. По мере расширения материальных и финансовых возможностей семьи и роста духовной культуры населения образование и самообразование все больше будут концентрироваться в собственном доме или квартире: там может осуществляться подготовка детей к наследственной трудовой деятельности; в «родовом гнезде» могут концентрироваться уникальные виды такой деятельности. Это неизбежно потребует и определенных помещений: мастерской; лаборатории; «образовательно-компьютерной комнаты» или системы помещений как для традиционной книжной библиотеки, так и «знаниевой информации» в записях на дисках ВУБ или на других электронных носителях. По мере расширения в нашей стране коттеджного строительства, повышения уровня жизни людей уве-
личатся возможности создания «родового гнезда». С накоплением в нем знаниевой и культурной информации, опыта семейной творческой деятельности оно станет уникальным семейным культурным центром для многих поколений его обитателей.
С доместикацией образования органически связан процесс информатизации образования, открывающий широкое внедрение более совершенных методов взаимодействия семьи и школы, а также самообразования детей и их родителей на основе использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий и средств удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний энциклопедической, естественнонаучной, пси-хилого-педагогической и учебно-методической информации. Процесс информатизации общества сделает более доступной для многих родителей справочно-информационную базу по проблемам воспитания ребенка, повысит информационную психолого-педагогическую грамотность современного населения России. Поэтому система профессиональной подготовки будущего учителя должна содержать в себе компоненты, повышающие готовность будущего специалиста к субъектному взаимодействию с родителями учащихся. При этом идея субъектности человека рассматривается в качестве опорной для психологии личности.
Таким образом, в условиях современной сельской среды, обладающей специфическими социокультурными, этнокультурными особенностями, одним из приоритетов становится подготовка будущего учителя к рациональному взаимодействию с родителями ученика, научно-практическому поиску оптимальных путей согласованного педагогического взаимодействия основных институтов воспитания ребенка — школы и семьи, обеспечивающих усиление воспитательного потенциала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Право и образование. 1999. № 1. С. 61—86.
2. Гурьянова М. П. Социальная педагогика села: Вопросы теории и истории. М.:ИСН РАО, 1994. 67 с.
3. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. 200 с.
4. Демиденко Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социс. 2005. № 2. С. 80—87.