УДК 37.013.42:37.012.8
Р. В. Овчарова
ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-педагогическая запущенность; диагностика; коррекция; социогенез личности; десоциализирующее влияние.
АННОТАЦИЯ. Выделяются субъекты, предмет, цель специальной ранней профилактики и параллельной коррекции социальнопедагогической запущенности детей и подростков, обосновывается важность осуществления комплексного и системного характера этой деятельности.
R. V. Ovcharova
PROBLEMS OF DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF SOCIAL-PEDAGOGICAL NEGLECT OF CHILDREN AND TEENAGERS
KEY WORDS: social-pedagogical neglect; diagnostics; correction; personality sociogenesis; dissocialized influence.
ABSTRACT. There have been determined agents, a subject, the purpose of special early preventive maintenance and parallel correction of socially-pedagogical neglect of children and teenagers, proved importance of realization of complex and system character of this activity.
нализ современных исследова- том собственного развития, большинство
ний социально-педагогической исследователей в определениях сущно-
запущенности детей и подростков и сти запущенности исходят из внешней
сходных с ней состояний позволяет симптоматики, которая демонстрирует
очертить круг малоисследованных ас- последствия негативного влияния внеш-
пектов проблемы. Во-первых, в опреде- ней среды. Следовательно, в этих опре-
лениях сущности, причин и условий воз- делениях ребенок продолжает фигури-
никновения, развития, путей профилак- ровать только как объект воспитательно-
тики и коррекции не просматривается го воздействия. В-третьих, явления со-
комплексного, системного подхода, учи- циальной и педагогической запущенно-
тывающего взаимодействие социальных, сти рассматриваются изолированно, то-
биологических и психологических фак- гда как в реальной жизни развитие лич-
торов, а также системность и комплекс- ности, а следовательно, и его дисгармо-
ность самого феномена запущенности. нии, обусловлено взаимодействием раз-
Во-вторых, декларируя ребенка субъек- личных факторов, а сами аспекты запу-
щенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. В-четвертых, слабо выражена возрастная специфика проявлений социально-педагогической запущенности, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отсутствуют научно обоснованные методы ее психологопедагогической диагностики и коррекции. Наконец, недостаточно просматривается единство теоретико-методологических подходов в сфере диагностики, профилактики и коррекции социальнопедагогической запущенности в детском возрасте.
На наш взгляд, основаниями социально-педагогической запущенности в детском возрасте могут быть определяющие обстоятельства деформаций в развитии личности:
• обедненность, ущербность предметной и социальной среды, не обеспечивающей в полной мере социокультурное и психическое развитие ребенка;
• недостатки совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми, особенно родителями, затрудняющие процессы его развития и социализации;
• нарушения целостности педагогического процесса, оказывающие дезинтегрирующее влияние на ребенка;
• недостатки обучения и воспитания, связанные игнорированием зоны актуального и ближайшего развития ребенка;
• преобладание в педагогическом процессе авторитарного, объектного отношения к ребенку, тормозящего его развитие как субъекта самосознания, деятельности и общения и препятствующего формированию его личностной активности;
• отсутствие индивидуально-личностного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, не удовлетворяющее притязаниям каждого ребенка на признание и успех и пре-
пятствующее персонализации личности;
• дисгармонии психофизического развития различного генеза, обусловливающие несоответствие натурального и культурного рядов развития ребенка.
Нарушения нормального социогенеза личности вероятны, если:
— ребенку не удается адаптироваться в устойчиво значимой для него среде;
— он в силу ретардации психофизиологического развития не обнаруживает себя со стороны единства ин-траиндивидных, интериндивидных и метаиндивидных качеств, образующих его личность;
— референтные ребенку стабильные общности противоположны по своим социально-психологическим характеристикам и дезинтегрируют личность;
— внутренняя динамика развития личности неадекватна динамике развития общностей, в которые параллельно включен ребенок;
— в силу различных причин ребенок не в состоянии проявлять активное участие в воспроизводстве этих изменений.
Следовательно, можно выделить следующие исходные основания для определения сущности социально-педагогической запущенности. Во-первых, характер социальной микросреды, в первую очередь воспитательного микросоциума (родители, воспитатели, учителя), создающий, либо не создающий условий для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка. Он проявляется в индивидуально-личностных особенностях взрослых воспитателей, специфике воспитательно-образовательного процесса, отношении к ребенку. Во-вторых, характер взаимоотношений ребенка с окружающей социальной микросредой (педагоги, родители, сверстники), положительно или отрицательно влияющий на процессы иденти-
фикации и персонализации личности. Он результируется в первом рождении личности и концентрированно выражается в образе — Я ребенка. В-третьих, характер активности ребенка во взаимодействии с социальной микросредой. Он определяет уровень развития личности как субъекта общения и деятельности. В-четвертых, социально-педагогическая запущенность формируется при своеобразном сочетании названных факторов.
Отмеченные выше авторские позиции позволили по-новому рассмотреть феномен запущенности. Социальнопедагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социальнопедагогической ситуацией развития, характеризующейся неадекватной социальной активностью ребенка, с одной стороны, и дезинтегрирующим влиянием воспитательного микросоциума на процессы социализации и индивидуализации личности — с другой. Социальная запущенность формируется под десоциализирующим влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации в нем. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социальнокоммуникативных качеств и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.
Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформи-рованность ребенка как субъекта учебнопознавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует
считать труднообучаемость, трудновос-питуемость, т. е. собственно педагогическую трудность ребенка и низкий уровень его субъектности в учебнопознавательном процессе. У дошкольников это выражается в неразвитости комплекса игровых способностей, недостаточной активности в игре, несформиро-ванности игровой рефлексии. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-познавательная активность.
Социально-педагогическая запущенность в подростковом возрасте может быть рассмотрена как следствие объектной внутренней позиции личности подростка, представляющей собой особый тип взаимодействия различных систем отношений подростка (к себе, социуму, жизни), основными проявлениями которой являются: несформированность
Я-концепции, отраженное самоотноше-ние, внешний локус контроля и мотивации деятельности, отсутствие жизненных перспектив и потребности в достижениях, неразвитость субъектных свойств личности. Механизмом развития объектной внутренней позиции является воздействие неудовлетворенности стремления к принятию, страха быть отвергнутым на несформированность субъектных свойств личности подростка.
Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в деятельность игры и учения, определяя способы овладения последними. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в референтных группах.
Внешними причинами социальнопедагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательнообразовательной работе в детском саду и школе. При этом нарушается целостность педагогического процесса, вызванная отсутствием взаимодействия воспитывающих сил, слабой преемственностью содержания, форм и методов работы с детьми. Широкий спектр этих недостатков характеризуется дегуманизацией педагогического процесса и семейного воспитания.
Роль предрасполагающего фактора в возникновении и развитии запущенности детей могут играть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, актуальное состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с микросоциумом и др.
Ситуация развития запущенного ребенка оказывается неблагоприятной. Она складывается из пагубных для его развития сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции воспитанника, ими обусловливаемой.
Механизм возникновения и развития социально-педагогической запущенности детей приводится в движение противоречием между потребностью ребенка стать личностью и возможностью ею стать. В случаях социально-педагогической запущенности потребность ребенка в персонализации вступает в противоречие с нежеланием референтных для него общностей (сначала семьи, а затем групп сверстников в детском саду, школе) принимать проявления его индивидуальности, не соответствующие социальным нормам и ожиданиям.
Воспитательный микросоциум запущенного ребенка, характеризуемый по
параметрам личностных особенностей педагогов и родителей, психологической атмосферы в семье, детском саду и школе, отношений взрослых к ребенку, профессиональной и родительской компетентности, уровню социального развития воспитателей, можно считать фактором запущенности. Об этом свидетельствуют неразрешимые личностные проблемы и недостатки, эмоциональная нестабильность, тревожность и чувство вины, ги-персоциализированность и авторитаризм и связанные с ними низкий уровень эмпатии, отвержение воспитуемых, неспособных соответствовать эталону и выполнять социально или личностно желательные требования, поведенческая агрессия взрослых, преобладание функционально-ролевых моделей их взаимодействия с детьми. Отягчающим обстоятельством является идентичность характеристик педагогов и родителей.
Социально-педагогическая запущенность как устойчивое состояние обусловливает особенности личности запущенного ребенка, характеризующиеся дисгармоничностью психического развития, противоречивостью и неустойчивостью его личности, неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с социальной микросредой.
Субъективно эти особенности личности переживаются запущенным ребенком как особый образ «Я» и выражаются в неадекватной самооценке и уровне притязаний, общей личностной тревожности и неудовлетворенности. Главное противоречие запущенного ребенка это противоречие между его стремлением к принятию и признанию, успеху как базовой потребности личности и социальной дезадаптацией, неразрешимость которого, с одной стороны, вызывает внутреннюю и внешнюю конфликтность ребенка, компенсаторно-защитные реакции, а с другой — усугубляет его недос-
татки, приводит к возникновению комплекса неполноценности.
Комплексный и системный характер явления социально-педагогической запущенности требует соответствующих подходов к содержанию и организации ее профилактики и коррекции. Эта особенность обусловливает единство и взаимосвязь названных процессов, предполагает параллельность в работе с запущенным ребенком и его микросоциумом, сочетание групповых и индивидуальных форм работы, ее психологических и педагогических методов. Комплексный подход к указанному процессу подразумевает комплексное воздействие на личность запущенного ребенка: его самосознание, деятельность, общение, затрагивает мотивационно-потребност-ную, эмоционально-волевую, интеллектуальную и поведенческую сферы личности.
Целью системы ранней профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей является изменение социальной ситуации развития ребенка и гармонизация его личности. Предметом специальной ранней профилактики (или параллельной коррекции) являются личностные особенности педагогов и родителей, психологическая атмосфера в семье, группе детского сада, школьном классе, отношение к детям, профессиональная и родительская ком-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
петентность, социальное развитие субъектов воспитания. Предметом специальной ранней коррекции являются особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка, его деятельности и отношений с окружающими. Субъектами системы ранней профилактики и коррекции запущенности являются практические психологи, воспитатели детского сада, учителя начальных классов. В определенных ситуациях ими становятся родители, референтная детская группа и сам ребенок как носитель субъектных свойств и социальной активности по мере их развития.
Необходима ранняя комплексная психолого-педагогическая диагностика, предполагающая всесторонний и углубленный анализ личности ребенка, направленный на выявление присущих ей положительный сторон и недостатков, их причин, связанных с воспитательным микросоциумом. Задачи ранней диагностики социально-педагогической запущенности обусловлены необходимостью определения наличия рассматриваемого состояния; уровня деформации личности и характера дисгармоний ее развития; прогнозирования дальнейшего развития ребенка как субъекта деятельности, общения и самосознания; выявление путей и способов профилактики и коррекции, изучение их эффективности.
1. БУЛЫГИНА, А. В. Формирование субъектных компонентов самосознания подростков как фактор профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности : дис. ... канд. психол. наук / А. В. Булыгина. — Казань, 2003.
2. КУРМАНОВА, Н. С. Психологическая коррекция детско-родительских отношений социально и педагогически запущенных подростков : дис. ... канд. психол. наук / Н. С. Курманова. — Казань, 2003.
3. ОВЧАРОВА, Р. В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков / Р. В. Овча-рова. — Курган : Изд-во Курганского госуниверситета, 2009.
Получено 19.03.09 © Овчарова Р. В., 2010