Научная статья на тему 'Исторические основы взаимодействия семьи и школы'

Исторические основы взаимодействия семьи и школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1251
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / HISTORY OF PEDAGOGY / INTERACTION OF SCHOOL AND FAMILY / PEDAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Марфа Николаевна

Статья написана на актуальную тему, связанную с проблемами обобщения и систематизации процесса взаимодействия таких социально значимых институтов, как школа и семья. В данной статье проблема взаимоотношений семьи и школы рассматривается в рамках междисциплинарного подхода через обращение к историческим истокам как европейского, так и отечественного прошлого. Также в статье представлен региональный аспект рассматриваемой тематики. Задача исследования состоит в выявлении исторических корней взаимовлияния и взаимодействия школы и семьи. Особое внимание в статье уделяется анализу влияния этапов развития общества на развитие взаимоотношений семьи и школы. Каждый новый этап в развитии общества привносил изменения в отношения основных субъектов воспитания личности. Многие философы, педагоги сходятся на мысли, что нельзя механически пытаться сочетать деятельность семьи и школы, необходимы союз и согласованное взаимодействие этих важных институтов в вопросах воспитания личности. Исследование исторических основ взаимоотношений семьи и школы позволяет выделить пять этапов развития их взаимодействия. Как относительно массовое явление взаимодействие образовательного учреждения с семьей началось с возникновением индустриального общества, что подтверждает мысль о социально-экономической обусловленности развития образования. К концу ХХ века из объекта педагогического воздействия семья постепенно превращается в равноправного субъекта процесса образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Марфа Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical basis of family and school INTERACTION

The article is written on a current topic related to the problems of generalization and systematization of the interaction of such socially important institutions as the school and the family. In this article the problem of family relationships and the school is seen as part of a multidisciplinary approach by referring to the historical origins of both European and Russian past. The article also presented the regional aspect of the considered subjects. The object of the research is to identify the historical roots of the mutual influence and interaction of school and family. Special attention is paid to the analysis of the influence of society on the development stages of family relationships and school development. Each new stage in the development of society brings changes to the participants of educational process. Many philosophers and teachers share the idea that one can not mechanically try to combine family and school activities. Coordinated interaction of these important institutions is necessary on the issue of a person education. A research of the origins of family relationships and school in the history of education shows that this interaction as a relatively mass phenomenon began with the emergence of industrial society, which confirms the idea of ​​the socio-economic conditionality of education development. Gradually, from the object of pedagogical influence family turns into the subject of equal education process.

Текст научной работы на тему «Исторические основы взаимодействия семьи и школы»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.018.26(091) ББК Ч420.5+Ч403(0)

ГСНТИ 14.09.03

Код ВАК 13.00.01

Попова Марфа Николаевна,

аспирант, Северо-восточный федеральный университет им. г. Якутск-5, ул. Лермонтова, д. 42, к. 103; e-mail: afram@list.ru

М. К. Аммосова; 677005, Республика Саха (Якутия),

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история педагогики; взаимодействие семьи и школы; педагогическое взаимодействие.

АННОТАЦИЯ. Статья написана на актуальную тему, связанную с проблемами обобщения и систематизации процесса взаимодействия таких социально значимых институтов, как школа и семья. В данной статье проблема взаимоотношений семьи и школы рассматривается в рамках междисциплинарного подхода через обращение к историческим истокам как европейского, так и отечественного прошлого. Также в статье представлен региональный аспект рассматриваемой тематики. Задача исследования состоит в выявлении исторических корней взаимовлияния и взаимодействия школы и семьи. Особое внимание в статье уделяется анализу влияния этапов развития общества на развитие взаимоотношений семьи и школы. Каждый новый этап в развитии общества привносил изменения в отношения основных субъектов воспитания личности. Многие философы, педагоги сходятся на мысли, что нельзя механически пытаться сочетать деятельность семьи и школы, необходимы союз и согласованное взаимодействие этих важных институтов в вопросах воспитания личности. Исследование исторических основ взаимоотношений семьи и школы позволяет выделить пять этапов развития их взаимодействия. Как относительно массовое явление взаимодействие образовательного учреждения с семьей началось с возникновением индустриального общества, что подтверждает мысль о социально-экономической обусловленности развития образования. К концу ХХ века из объекта педагогического воздействия семья постепенно превращается в равноправного субъекта процесса образования.

Popova Marfa Nikolayevna,

Post-graduate Student, Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Rusia.

HISTORICAL BASIS OF FAMILY AND SCHOOL INTERACTION

KEY WORDS: history of Pedagogy; interaction of school and family; pedagogical interaction.

ABSTRACT. The article is written on a current topic related to the problems of generalization and systema-tization of the interaction of such socially important institutions as the school and the family. In this article the problem of family relationships and the school is seen as part of a multidisciplinary approach by referring to the historical origins of both European and Russian past. The article also presented the regional aspect of the considered subjects. The object of the research is to identify the historical roots of the mutual influence and interaction of school and family. Special attention is paid to the analysis of the influence of society on the development stages of family relationships and school development. Each new stage in the development of society brings changes to the participants of educational process. Many philosophers and teachers share the idea that one can not mechanically try to combine family and school activities. Coordinated interaction of these important institutions is necessary on the issue of a person education. A research of the origins of family relationships and school in the history of education shows that this interaction as a relatively mass phenomenon began with the emergence of industrial society, which confirms the idea of the socio-economic conditionality of education development. Gradually, from the object of pedagogical influence family turns into the subject of equal education process.

О1

V/l

»тношения между семьей и школой, традиционными институтами воспитания подрастающего поколения, всегда находятся в фокусе внимании науки и общества, что связано, как отмечают исследователи, с вечной проблемой столкновения социальных и биологических детерминант. Так, семья рассматривается нами как первичный и естественный транслятор фундаментальных ценностей [13], а школа - как специально организованное учебно-воспитательное учреждение, возникшее с осмысле-

нием человеком важности государствообра-зующего значения образования.

В истории современного отечественного школьного образования происходит переосмысление взаимодействия образовательного учреждения с семьей, что находит отражение в нормативных актах, в том числе в федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года, где вводится новое понятие «семейное образование» как форма получения общего образования, в «Национальной стратегии действий в инте-

© Попова М. Н., 2017

ресах детей на 2012-2017 годы», где первым в числе ключевых принципов обозначена реализация основополагающего права каждого ребёнка воспитываться в семье [9]. Следовательно, государство рассматривает семью как эффективный педагогический ресурс сферы общего образования, придает особое значение ее воспитательному и социализирующему потенциалу. Данные нормативные нововведения и новые экономические, политические и социальные реалии в России обусловливают необходимость изучения исторических основ развития отношений семьи и школы для анализа и переосмысления существующей системы взаимодействия семьи и школы, несомненно, как одного из важных факторов воспитательной среды.

Еще в Древнем мире система воспитания и обучения состояла из двух направлений - семейного и школьного. Например, в Китае семья должна была сформировать у детей умение различать добро и зло, т. е. развивать нравственные качества и добродетель. Философы стабильность общества видели в правильном семейном воспитании. Например, Конфуций считал, что нормы поведения, привитые в семье, должны соответствовать правилам поведения в государстве. Также в Древнем Вавилоне семья рассматривалась как важный источник воспитания нравственности и дисциплины, о чем свидетельствуют Законы царя Хамму-рапи, где регулированию семейных отношений посвящено более 30 статей. Также педагогическую роль семьи в древнем мире отмечал царь Соломон в своих «Притчах»: «Слушайте, дети, наставления своего отца и внимайте, чтобы научиться разуму» [11]. Вместе с тем в древнем обществе прививали особое отношение к школьному ученичеству как обязательному этапу в жизни, так с середины первого тысячелетия до н. э. в Индии дети из высших каст, не получившие образование в общественном учреждении, лишались возможности заключать брак с представителем своей касты.

Таким образом, в Древнем мире постепенно государство начинает понимать важность гражданского, а церковь - религиозного воспитания и определенную ограниченность семейного обучения и воспитания, что обусловило необходимость введения обязательного специально организованного коллективного обучения и воспитания детей вне семьи. Для этого использовались определенные рычаги воздействия на семью, обязывающие отдавать детей в школы.

Безусловно, семейное воспитание на примере родителей - значимый и необходимый этап в жизни человека. Аристотель,

с одной стороны, утверждает, что «от хороших родителей - хорошее потомство», с другой - «природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может» [1]. Поэтому он предлагал до семи лет воспитывать ребенка в семье, затем в государственных учреждениях. Будучи учеником Платона, который утверждал, что «каждый брак должен быть полезен государству», мыслитель признавал первостепенную роль государственного воспитания. М. Ф. Квин-тилиан предпочитал организованное школьное образование домашнему: «Свет хорошей школы лучше одиночества семьи», где «учитель подобно отцу должен приучать питомца мыслить и действовать самостоятельно» [6]. Следовательно, мыслители подчеркивали важность семейного воспитания в раннем возрасте и необходимость обучения в школе как одного из важных условий формирования гражданина - человека государства.

В Средневековье работали немногочисленные церковные школы, которые воспитывали в духе слепой веры католической церкви, подчинению священной знати. Здания под школы стали более комфортными: соблюдалась чистота, уделялось большое внимание физическому воспитанию детей. Семьи все больше предпочитали отдавать своих детей в школы. Родители, отдавая детей в школу, не вмешивались в образовательный процесс. Роль родителей в системе организованного школьного образования продолжала быть пассивной и ничтожной. В школах не учитывалось мнение семьи обучающегося, широко применялось телесное наказание детей, так как физическое воздействие в целях обучения и воспитания было официально разрешено и воспринималось как естественное богоугодное дело. Таким образом, в Средние века еще не сложились отношения семьи и школы, домашнее воспитание не воспринимали всерьез профессиональные педагоги, которые были убеждены в педагогической некомпетентности родителей и не стремились просвещать родителей в вопросах воспитания детей.

В эпоху Возрождения общество начало свой путь к гуманистическим идеалам. Яркий представитель гуманизации образования Я. А. Коменский в «Великой дидактике» подчеркивал роль родителей в воспитании детей: «Попечение о детях, всего естественнее признать, падает на родителей. Родители - источники для разумной, нравственной и святой жизни». Автор уделял большое внимание преемственности семейного и школьного воспитания: «Школа -учебное заведение для совместного воспитания юношей» [7].

126

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

К концу XIX века активная мировая индустриализация, как отмечает Лоуренс Стоун, привела к различным социально-культурным преобразованиям [14], в том числе катализировала появление нового типа семьи, который утратил производственную функцию и охарактеризовался тесными эмоциональными связями между членами. В это время были приняты законы, ограничивающие детский труд и обязывающие детей посещать школу. Основной деятельностью ребенка стало учение. Со стороны общества и школы возникает пристальный интерес к семье, ее педагогическому потенциалу, начинают издаваться журналы, адресованные родителям, школа стремится к просвещению родителей в вопросах воспитания детей.

Таким образом, взаимодействие семьи и школы как массовое социально-культурное явление началось относительно недавно. Общество начинает осознавать необходимость сочетания семейного воспитания со школьным, поскольку социально-экономические условия жизни в индустриальном обществе напрямую начинают зависеть от уровня образования и воспитания человека.

На Руси организованное образование возникло по инициативе власти - князей, но под началом духовенства - православной церкви [8]. Школ при церквях было мало, они не могли полностью обеспечить возникшую в обществе потребность в образовании, и с XII века активной формой обучения стали «мастера грамоты» - частные лица, владеющие грамотой. Некоторые «мастера грамоты» обучали учеников (из более знатных семей) не только чтению и письму, но и математике. В первом букваре 1574 г. в конце учебника изложены небольшие тексты методического характера «Обращение к детям и родителям», чтобы букварем могли пользоваться в семье, таким образом внедрялась мысль, что обучение -общее семейное дело. Следовательно, еще в Древней Руси возникла заинтересованность семьи в получении образования детьми. Древнерусская организованная школа начала заключать договор с родителями, где указывались обязанности сторон: чему должна научить школа, родителей обязывали обеспечивать аккуратное посещение детей школы и пр.

В XVIII веке семейное воспитание было затронуто в работах Н. И. Новикова «О воспитании и наставлении детей», где он подчеркивает важность домашнего воспитания, которое в первую очередь должно быть нацелено на воспитание человека для общества [10]. В начале XIX века русская передовая дворянская молодежь, в частности декабристы, считала, что в интересах всего

общества необходимо влиять на семейное воспитание. Публицист и литературный критик В. Г. Белинский утверждал, что воспитание зависит не только от общества, но и от семьи, где с малых лет должно планомерно прививать общественные взгляды на основе доверия родителей и детей [2]. Другой публицист данного периода А. И. Герцен придерживался мнения, что в семейном воспитании имеется больше возможностей, чем в школе, руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его особенности и склонности [4].

В начале XX столетия возникает мысль о важности организации плодотворного взаимодействия семьи и школы. П. П. Блонский писал, что нельзя механически пытаться сочетать деятельность семьи и общества в формировании личности ребенка, необходимы союз и взаимодействие этих важных институтов [3]. В. А. Сухомлинский выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, построенный на доверии и сотрудничестве педагогов и родителей [15]. По мнению указанного автора, задачи воспитания и развития могут быть успешно решены, если школа будет поддерживать связь с семьей.

Таким образом, к XX веку исчезает обособленность семьи от школы, возникает стремление к согласованности в вопросах воспитания детей, появляется интерес общества к семье, ее воспитательному потенциалу, начинают издаваться журналы, адресованные родителям. Семья становится официально признанным институтом воспитания, а семейная педагогика - самостоятельной отраслью научного знания.

В Республике Саха (Якутия) сложилось особое отношение к образованию, образованным людям. В XVII-XIX веках происходит становление якутской общеобразовательной школы, где важную роль сыграла просветительская деятельность приезжих образованных людей: политических ссыльных, русских священников, медицинских работников. В Якутии массовое школьное образование появилось в начале XX века, и многие родители, будучи сами необразованными, старались помочь своим детям получить образование. По мнению таких родителей, образование было залогом жизненного благополучия, возможностью для ухода от тяжелого физического труда в экстремальных северных условиях, следовательно, становилось гарантом здоровой долгой жизни, оплачиваемой работы. Сформировавшийся в те времена стереотип, что школа обеспечивает знаниями и умениями лучше, чем семья, существует до сих пор, несмотря на то что сейчас 80 % родительского контингента имеют высшее обра-

зование, в том числе 45 % - высшее педагогическое образование.

В современном обществе повышение государственного интереса к институту семьи подтверждается созданием при министерствах, муниципальных органах управлений по делам семьи и детства, а также различных общественных комитетов российского и регионального уровней, которые занимаются пропагандой и укреплением социального статуса института семьи, интеграцией семьи и социума, открываются медицинские и психологические центры охраны здоровья семьи. Взаимоотношения семьи и школы в вопросах развития и образования личности постепенно переходят в социальное партнерство [12]. Семья начинает проявлять активность в интеграции, объединяясь в сообщества отцов, матерей, бабушек, обще-

Основные этапы развития

нию которых способствуют новые информационные технологии. В отдельных школах города Якутска имеется положительный опыт работы «Совета отцов» (например, в школе «Айыы Кыьата», Саха гимназии), семейного танцевального кружка для матерей с дочерьми «Кэрэ ситимэ» в СОШ №26, «Кюбэйэ» и Музея семейной педагогики в Саха гимназии, Клуба бабушек г. Якутска «Камелек» и др., которые инициируют образовательные проекты и активно включаются в систему дополнительного образования школы. Так, современные школа и семья, объединяя свой педагогический потенциал, используя новые формы совместной работы, основанные на социальном партнерстве, создают актуальное образовательное пространство для ребенка (табл. 1).

Таблица 1

оотношения семьи и школы

№ Этапы Школа Семья

1. Зарождение отношений возникновение специально организованного учреждения образования для детей формирование осознания обязательности школьного образования

2. Пассивные отношения существуют обособленно

3. Просветительский просвещает семью в вопросах воспитания личности становится объектом педагогического воздействия

4. Взаимодействие на основе сотрудничества создает условия для взаимодействия с семьей обучающегося формируется осознание необходимости участия в образовании ребенка

5. Социальное партнерство равноправные субъекты процесса образования, согласованно создающие единое образовательное пространство

Таким образом, в ходе исследования исторических основ взаимодействия семьи и школы нами выделено пять значимых этапов становления, которые были обусловлены и социально-экономическими, и культурными факторами развития общества. В период внедрения новых федеральных государственных образовательных стандар-

тов изучение исторических основ взаимодействия семьи и школы не утратило своей актуальности, а наоборот, требует дальнейшего внимательнейшего рассмотрения с точки зрения современной дидактики с целью организации воспитательного пространства с участием всех субъектов образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Сочинения : в 4-х т. - М. : Мысль, 1984. - Т. 4. - 830 с.

2. Белинский В. Г. Собрание сочинений : в 9 т. - М. : Худож. лит., 1979- - Т. 4. - 654 с.

3. Блонский П. П. Избранные психологические и педагогические сочинения : в 2-х т. - М. : Педагогика, 1979. - Т. 1. - 304 с.

4. Герцен А. И. Сочинения. - М. : Гослитиздат, 1958. - 363 с.

5. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 1998.

6. Квинтилиан М. Ф. О воспитании оратора. Книга первая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogia.pro/node/93 (дата обращения: 18.11.2016).

7. Коменский Я. А. Избр. пед. сочинения. - М. : Учпедгиз, 1955. - 652 с.

8. Курочкина И. Н. Русская педагогика. Страницы становления (УШ-ХУШ). - М. : ФЛИНТА, 2001. -

113 с.

9. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566 (дата обращения: 18.11.2016).

10. Новиков Н. И. Избранное. - М. : Правда, 1983. - 511 с.

11. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока : сб. науч. тр. / под ред. К. И. Салимовой. - М. : АПН СССР, 1988. - 198 с.

12. Попова М. Н., Прокопьева М. М. Социально-педагогическое партнерство школы и семьи как средство повышения родительской компетентности // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12. -Ч. 4. - С. 728-732.

13. Прокопьева М. М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи (на материале Республики Саха (Якутия) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 51 с.

14. Стоун Л. Будущее истории // Thesis. - 1994- - Т. 4- - С. 158-174.

15. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви / сост. А. И. Сухомлинская. - М. : Молодая гвардия, 1988. - 304 с.

REFERENCES

1. Aristotel'. Sochineniya : v 4-kh t. - M. : Mysl', 1984. - T. 4. - 830 s.

2. Belinskiy V. G. Sobranie sochineniy : v 9 t. - M. : Khudozh. lit., 1979. - T. 4. - 654 s.

3. Blonskiy P. P. Izbrannye psikhologicheskie i pedagogicheskie sochineniya : v 2-kh t. - M. : Pedagogika, 1979. - T. 1. - 304 s.

4. Gertsen A. I. Sochineniya. - M. : Goslitizdat, 1958. - 363 s.

5. Dzhurinskiy A. N. Istoriya zarubezhnoy pedagogiki. - M. : FORUM ; INFRA-M, 1998.

6. Kvintilian M. F. O vospitanii oratora. Kniga pervaya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://pedagogia.pro/node/93 (data obrashcheniya: 18.11.2016).

7. Komenskiy Ya. A. Izbr. ped. sochineniya. - M. : Uchpedgiz, 1955. - 652 s.

8. Kurochkina I. N. Russkaya pedagogika. Stranitsy stanovleniya (ViII-XVIII). - M. : FLINTA, 2001. - 113 s.

9. Natsional'naya strategiya deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gody [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70183566 (data obrashcheniya: 18.11.2016).

10. Novikov N. I. Izbrannoe. - M. : Pravda, 1983. - 511 s.

11. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoy mysli drevnego i srednevekovogo Vostoka : sb. nauch. tr. / pod red. K. I. Salimovoy. - M. : APN SSSR, 1988. - 198 s.

12. Popova M. N., Prokop'eva M. M. Sotsial'no-pedagogicheskoe partnerstvo shkoly i sem'i kak sredstvo pov-ysheniya roditel'skoy kompetentnosti // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. - 2015. - № 12. - Ch. 4. -S. 728-732.

13. Prokop'eva M. M. Sistema sotsial'no-pedagogicheskoy samoorganizatsii sem'i (na materiale Respubliki Sakha (Yakutiya) : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2007. - 51 s.

14. Stoun L. Budushchee istorii // Thesis. - 1994. - T. 4. - S. 158-174.

15. Sukhomlinskiy V. A. Mudrost' roditel'skoy lyubvi / sost. A. I. Sukhomlinskaya. - M. : Molodaya gvardiya, 1988. - 304 s.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Д. А. Данилов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.