Научная статья на тему 'Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности в Китае'

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / UNIVERSITY EDUCATION / ПЛАН ДЖОМОЛУНГМА / PLAN JOMOLUNGMA / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS / ПОДГОТОВКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ / TRAINING OF TALENTED YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юань Фаньфань

В статье раскрываются особенности организационно-педагогических условий подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности в университетах Китая. Анализируется государственный «План Джомолунгма», реализуемый в университетах Цинхуа, Фудань, Нанкинский университет, на базе которых были созданы специальные программы и проекты подготовки талантливых студентов. В статье представлены результаты опроса студентов различных китайских вузов с целью выявления организационно-педагогических условий, созданных для проведения студентами научно-исследовательской деятельности. Определены материальный, педагогический и психологический факторы научно-образовательной среды современных китайских университетов, отражены противоречия и основные характеристики организационно-педагогических условий китайских университетов, способствующих развитию научно-исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF STUDENTS FOR SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITIES IN CHINA

The article reveals the specifics of the organizational and pedagogical conditions for teaching students to conduct research activities in Chinese universities. The state “Plan of Jomolungma” has been realized in the universities of Tsinghua, Fudan, Nanking University, basis of this special programs and projects is the training talented students. The article presents the results of survey students of various Chinese universities in order to identify the organizational and pedagogical conditions created for students to conduct research and science activities. The material, pedagogical and psychological factors of the scientific and educational environment of modern Chinese universities are determined, the contradictions and basic characteristics of the organizational and pedagogical conditions of Chinese universities that promote the development of scientific research activities of students are reflected.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности в Китае»

References

1. Holopov Yu.N. Muzyka kak vid iskusstva. Moskva, 1994.

2. Apraksina O.A. Sovremennye zadachimuzykal'nogo vospitaniya. Moskva, 1975.

3. Sohor A.N. Vospitatel'naya rol'muzyki. 2-e izd. Moskva, 1975.

4. Nejgauz G. Ob iskusstve fortepiannoj igry. Moskva,1967.

5. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

6. Ukolova L.I. Muzykal'naya sreda kak pokazatel' razvitiya kul'tury lichnosti. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: RUDN, 2010.

7. Ukolova L.I. Vliyanie kul'turno-obrazovatel'noj sredy na process vospitaniya rastuschego cheloveka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6: 274 - 276.

Статья поступила в редакцию 28.05.17

УДК 378.1

Yuan Fanfan, postgraduate, Institute of pedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

TRAINING OF STUDENTS FOR SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITIES IN CHINA. The article reveals the specifics of the organizational and pedagogical conditions for teaching students to conduct research activities in Chinese universities. The state "Plan of Jomolungma" has been realized in the universities of Tsinghua, Fudan, Nanking University, basis of this special programs and projects is the training talented students. The article presents the results of survey students of various Chinese universities in order to identify the organizational and pedagogical conditions created for students to conduct research and science activities. The material, pedagogical and psychological factors of the scientific and educational environment of modern Chinese universities are determined, the contradictions and basic characteristics of the organizational and pedagogical conditions of Chinese universities that promote the development of scientific research activities of students are reflected.

Key words: China, university education, Plan Jomolungma, research activities of students, training of talented youth.

Юань Фаньфань, аспирантка института педагогики Российского государственного педагогического университета

им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КИТАЕ

*Исследование выполняется при поддержке РГНФ по проекту 16-06-00083

В статье раскрываются особенности организационно-педагогических условий подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности в университетах Китая. Анализируется государственный «План Джомолунгма», реализуемый в университетах Цинхуа, Фудань, Нанкинский университет, на базе которых были созданы специальные программы и проекты подготовки талантливых студентов. В статье представлены результаты опроса студентов различных китайских вузов с целью выявления организационно-педагогических условий, созданных для проведения студентами научно-исследовательской деятельности. Определены материальный, педагогический и психологический факторы научно-образовательной среды современных китайских университетов, отражены противоречия и основные характеристики организационно-педагогических условий китайских университетов, способствующих развитию научно-исследовательской деятельности студентов.

Ключевые слова: Китай, университетское образование, План Джомолунгма, научно-исследовательская деятельность студентов, подготовка талантливой молодежи.

Развитие научно-исследовательской деятельности в университетах становится приоритетом во многих государствах, желающих в экономическом развитии выйти на новый уровень. Экономическое благополучие государств связывается и с прорывами в нанотехнологиях в последнее десятилетие, мы можем наблюдать процесс развития высшей школы в сторону усиления научно-исследовательской работы и в тех странах, в которых большое внимание науке ранее не уделялось. Одной из таких стран является Китай.

Наш интерес к Китаю, как к стране с интенсивно развивающейся системой подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности объясняется историей университетского образования Китая, в которой активное заимствование идей из западного опыта переплетается с древними национальными традициями, образуя сплав современных образовательных технологий и традиционных ценностей воспитания и морали [1].

Университеты Китая приобрели современный облик в начале XX века и это преобразование связано с принятием реформ, в основе которых лежало заимствование идей из японского, европейского и американского опыта развития высшего образования [2]. Переживая многочисленные войны и политические потрясения, Китай потерял большую часть достижений в области высшего образования. К моменту провозглашения Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.), в стране насчитывался довольно большой процент безграмотного населения, ощущалась нехватка профессиональных специалистов и учебных заведений для их подготовки. Ситуация начала меняться только в 1978 году с принятием образовательных реформ Дэн Сяопина и уже к на-

чалу XXI века университетское образование в Китае достигло значительных успехов.

Поворотным моментом в вопросе организации подготовки научно-исследовательских кадров в университетах Китая считается встреча, состоявшаяся в 2005 году между бывшим премьер-министром Вэнь Цзябао и выдающимся физиком Китая Цянь Сюесэнь. Учёный поставил вопрос о недостатке научных кадров в стране. Он считал, что главной причиной низкого уровня социально-экономического развития страны является отсутствие университетов, которые применяли бы специальные технологии подготовки талантливой молодежи, способной творчески развивать науку[3].

После смерти Цянь Сюесэнь в 2009 году в сфере высшего образования Китая широко обсуждались планы и проекты, которые смогли бы ответить на этот поставленный вопрос и как результат этих дискуссий стал «План Джомолунгма». Это план имеет и другое название - «Экспериментальная программа подготовки талантливых студентов по фундаментальным дисциплинам» Он создан при поддержке Министерства образования, Министерства финансов КНР и организационного Отдела ЦК КПК[4]. «План Джомолунгма» действует в области пяти фундаментальных наук (математика, физика, химия, биология, информатика) в 20-ти вузах Китая. Основная идея плана - работа с талантливой молодежью с момента ее поступления в университет и, далее, индивидуальное сопровождение талантливого студента на всех этапах обучения в университете. Каждый университет имеет возможности создать свою собственную программу или проект в соответствии с «Пла-

ном Джомолунгма». Это означает, что каждый университет имеет свои особенности в организации работы с талантливой молодежью. Общее для всех университетов, включенных в «План Джомолунгма» то, что работа с молодыми талантами направлена, прежде всего, на развитие их научного потенциала.

На первом этапе изучения специфики подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности в китайских университетах нами были рассмотрены программы трех известных университетов КНР: Цинхуа, Фудань, Нанкинский университет. Целью исследования было выявление организационно-педагогических условий приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности в университетах. Основой исследования послужила нормативно-правовая документация исследуемых университетов, в том числе сайты университетов, программная документация, уставы университетов и официальные отчеты.

Университет Цинхуа, отвечая на «План Джомолунгма», создал «План подготовки талантливых студентов ЦинхуаСюетан» Основной отличительной особенностью «Плана ЦинхуаСюетан» являются организация 6-ти специальных групп лучших студентов (по математике, информатике, механике, науки о жизни на земле, физики и химии), которыми руководят известные профессора-ученые из Китая. Для этих групп студентов организован специальный процесс обучения, в основе которого лежат инновационные технологии преподавания, пишутся новые методологические пособия и курсы. Большое внимание уделяется фундаментальным наукам и их преподаванию, а также формированию базовых навыков проведения исследований, развитию инновационного мышления студентов, знакомство студентов с передовыми областями науки, научной практикой, и организация взаимодействия студентов с лучшими вузами мира. Для повышения мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности введен курс «Дорога к научным исследованиям» (^Ж^Й). На лекциях этого курса профессора рассказывают студентам о путях саморазвития, об опыте и важности научно-исследовательской деятельности, о своих интересах, связанных с наукой [5].

В ходе своего исследования мы выяснили, что «План Ван-дао», созданный в Фуданьском университете, в отличие от «Плана ЦинхуаСюетан» в Университете Цинхуа, имеет своеобразную организационную форму - совместное обучение талантливых студентов с другими студентами. Другая особенность «Плана Вандао» - это то, что созданы возможности учитывать желания самих студентов участвовать в этом плане или нет.

Особенное внимание в университета Фудань уделяется организации информационных платформ и открытых учебных курсов [6]. Для расширения теоретических знаний по специальности и для стимулирования исследовательской деятельности студентов по «Плану Вандао» к основной программе обучения добавляются общеобразовательные курсы, углубляющие знания студентов, а также используются новые технологии обучения - диалоговое обучение (seminar-styleteaching), междисциплинарные и многоуровневые семинары, организованные одновременно для бакалавров, магистров и аспирантов. С целью подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности со второго семестра второго курса бакалавриата начинает развиваться самостоятельная, инновационная научно-исследовательская деятельность студентов под руководством научных руководителей, которая ведется на основе программы поддержки студенческих научных исследований

Fudan's Undergraduate Research Opportunities Program, FDUROP) [7].

Особенностью «Экспериментальной программы подготовки талантливых студентов по фундаментальным дисциплинам» Нанкинского университета является создание индивидуальных учебных планов. В соответствии с научными интересами студента и его учебными достижениями в индивидуальный учебный план могут быть включены дисциплины из других курсов обучения и направлений подготовки, обязательные дисциплины могут быть заменены дисциплинами по выбору студента, бакалавры могут заранее приступить к изучению дисциплин магистратуры.

На базе Нанкинского университета, как ответ на «План Джомолунгма», образован институт Куан Ямин, который реализует программу подготовки талантливой молодежи для фундаментальных наук. В институте Куан Ямин организовано многопрофильное образование по 8-ми естественным наукам: математика, информатика, физика, астрономия, химия, биология, биофизика и биохимия. Особенностью организации подготовки студентов в бакалавриате института Куан Ямин является единая для студен-

тов 1 и 2 курсов образовательная программа, без разделения на специальности. Разделение на разные направления подготовки, расширение возможностей выбора студентами курсов - теоретических, практических, междисциплинарных, экспериментальных, исследовательских осуществляется с 3 курса обучения [8].

В проведенном исследовании мы определили общие организационно-педагогические условия для всех трех изученных университетов - это создание особой научно-образовательной среды, постоянная организация научных семинары и конференций, где со студентами обсуждаются научные проблемы при участии известных ученых мирового уровня. Большое внимание в государственном «Плане Джомолунгма» уделяется педагогическим ресурсам. В связи с этим университетами используется педагогический и научный опыт лучших китайских и иностранных профессоров-ученых, создаются специальные курсы и семинары, активизирующие познавательную деятельность студентов в учебных и исследовательских лабораториях. Межвузовское и международное взаимодействие студентов (студенческий обмен, стажировка лучших китайских студентов в лучших вузах мира) приоритетно для этих университетов. Еще одной общей особенностью университетов Цинхуа, Фудань и Нанкинского университета является развитая материально-техническая база для проведения научно-исследовательской деятельности, в которую входят оснащенные лаборатории, исследовательские центры, информационные платформы для реализации научных проектов студентов, специальные базы для проведения практики, библиотеки и др.

В ходе изучения специфики подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности в Китае нами был организован специальный опрос студентов 49 китайских вузов. Опрос включал 15 вопросов и проходил как в устной форме, в момент посещения китайских университетов (Нанкинского университета, Университета Фудань, Педагогического университета провинции Цзянсу), так и в письменной форме посредством электронной почты. Были получены ответы от 400 респондентов, которыми являлись студенты китайских вузов в основном второго, третьего и четвертого курсов бакалавриата из которых 60.25% девушки, и 39.75% юноши в возрасте от 18 до 22 лет. Из опрошенных студентов на гуманитарных специальностях обучаются 57.5%, на естественно-технических специальностях - 42.5%.

Цель проведенного опроса - выявление психологических факторов способствующих приобщению к научно-исследовательской деятельности (мотивация к научно-исследовательской работе - НИР), исследование имеющихся материальных ресурсов для организации НИР (лабораторий и площадок для проведения экспериментов, доступности к ним), а также исследование педагогических ресурсов (подготовка к проведению научно-исследовательской деятельности, удовлетворенность студентов педагогическими кадрами). Мы считаем, что совокупность психологических, материальных и педагогических факторов образует образовательную среду университета, которая способствует приобщению студентов к научно-исследовательской работе.

В рамках исследования мы спросили у студентов: «Есть ли у вас желание заниматься научно-исследовательской работой (НИР)». 58% опрошенных дали утвердительный ответ, 18% от общего числа опрошенных дали отрицательный ответ, а остальные 24% студентов затруднились дать однозначный ответ.

Возможно, такой показатель можно объяснить тем, что 40% опрошенных студентов еще не участвовали в НИР Другие же студенты знакомы с научно-исследовательской деятельностью через различные исследовательские проекты, а также посредством написания дипломных работ и участия в научных конкурсах.

В качестве основных видов деятельности в рамках НИР студенты, в основном, называют такие виды деятельности, как сбор фактов, знакомство с имеющимися данными и научной литературой по теме исследования (40%), обработка статистических данных исследования (31%), помощь в лаборатории (22%), проведение личного эксперимента (22%), проведение анкетирования (14%) и инициация исследования, не связанного с дипломной работой (13%). В качестве же основных форм научной работы, которыми студенты занимаются, называется подготовка дипломного исследования (31%) и подготовка научных статей (24%).

Выясняя, с чем у студентов ассоциируется научно-исследовательская работа, мы узнали, что самыми распространенными являются ассоциации с «высокой квалификацией» (75%), с «возможностью самореализации» (61%), а также с «творческой де-

ятельностью» (58.25%). Вариант ответа «возможность сделать хорошую карьеру» только четвертый по распространенности (54.75%). Еще меньше голосов набрали варианты «общественное признание» (34%), «престижная работа» (22.5%) и «возможность заработать деньги» (19.75%), что говорит нам об особенностях мотивации китайских студентов. Как мы видим настрой студентов работать на благо Китая и реализовать свой потенциал сильнее, чем забота о личной выгоде. Это говорит нам о том, что университеты Китая справляются со своей приоритетной задачей - воспитания патриотов страны.

В программах развития научно-образовательной среды университетов Цинхуа, Фудань и Нанкин - большое внимание уделяется улучшению материальной базы проведения исследований, преподавательскому составу и специальным программам для одаренных студентов. Также в образовательную программу вводятся специальные курсы по подготовке студентов к НИР Мы спросили у студентов, какие, на их взгляд, должны быть стимулы участия студентов в научно-исследовательской деятельности.

Большинство из них (83,5%) назвали в качестве главного стимула для НИР - «знания и умения в проведении научных исследований», т.е. учебные курсы по введению в научно-исследовательскую деятельность востребованы студентами. Больше половины студентов (52,75%) в качестве стимула к научно-исследовательской деятельности называют «расширение общественной практики», т.е. появлению возможности работать по своей специальности на предприятиях и в других реальных секторах экономики. Мы полагаем, что это показатель прагматического уклона в научной деятельности, характерного для всех вузов Китая в целом. Все фундаментальные исследования в Китае привязаны к реальному производству и потребностям рынка труда, а образование в китайских университетах практико-ориентирован-ное в зависимости от получаемой специальности. Поэтому мы предполагаем, что студенты хотят изучать реальные проблемы в своих научных областях, и уже на основе полученного на практике опыта хотят выбирать интересующие научные направления и инициировать научные исследования. Эта особенность не учтена «Планом Джомолунгма».

Одним из ярких примером несовпадения представлений студентов о стимулах к НИР и идей в программах университетов по развитию НИР является показатель только 14.75% студентов, для которых важны «финансирование и субсидии на НИР». Как мы видим, вопрос финансирования НИР, который приоритетен для университетов, для большинства студентов стимулом к проведению НИР не является.

В связи с вышесказанным объяснимы оценки, которые дали студенты своему вузу за создание условий проведения НИР Так 34,5% студентов оценили условия на 3 балла из 5-ти, а 33,37% на 4 балла из 5-ти. Максимальную оценку поставили своим вузам только 17,25% студентов.

Для того чтобы выяснить, что же ценного студенты видят в участии в научно-исследовательской деятельности, мы попросили описать влияние НИР на результаты их обучения. Почти все студенты (83%) ответили, что с помощью НИР они приобретают знания и умения использовать теорию на практике. Это еще раз доказывает, что для китайских студентов большое значение имеет практическая направленность обучения. 44% в качестве результата влияния НИР на обучение назвали «повышения успеваемости», а 27% студентов считают, что «НИР улучшает их нрав и характер». Но есть и негативные оценки, так 28% студентов утверждают, что НИР занимает большое количество времени, а 11% и вовсе приписывают НИР нарушение порядка студенческой жизни, называя НИР препятствием к изучению учебных планов. Нашлись студенты, которые считают, что НИР ухудшает их нрав и характер, но таких респондентов только 1%.

Неожиданным для нашего исследования является ответ на вопрос «что мешает студентам заниматься НИР». 62.5% респондентов отметили: «Отсутствие руководства и помощи преподавателей». Наше исследование показало, что преподавательский ресурс является одним из приоритетных в создании научно-образовательной среды китайских вузов, и поэтому замечания студентов о недостатки такового, возможно, демонстрирует сложности в реализации декларируемых целей вузов. Возможно, есть и другое объяснение - во всех университетах большое внимание уделяется талантливой молодёжи, а все остальные студенты, которых большинство, обделены вниманием преподавателей. Эта же гипотеза находит свое подтверждение в таком варианте ответа как «отсутствие интереса к научно-исследовательской

работе», который выбрали 62% опрошенных студентов, хотя, как мы уже говорили ранее, 57.75% студентов выразили желание заниматься наукой. Возможно, желание заниматься наукой уменьшается, когда студент сталкивается с отсутствием помощи от преподавателей и с их незаинтересованностью в личной передаче своего опыта, т.е. в отсутствии мотивации работать со студентами у самого преподавателя.

Еще одним открытием стало выявление фактора, мешающего студентам заниматься НИР - «недостаток количества времени на участие в НИР». Выбравших такой вариант ответа 55.75% студентов. Китайские студенты очень загружены учебным процессом, они набирают так называемые кредиты для того, чтобы пройти аттестацию по завершению сессии. На сегодняшний день многие университеты (например, университет Цинхуа и Нанкинский университет) сокращают количество требуемых учебных кредитов, освобождая тем самым время для расширения научной деятельности, для проведения практики, в том числе и научно-исследовательской практики.

Для половины студентов (50,25%), принявших участие в опросе, не хватает хороших научно-исследовательских проектов и интересных тем.

Необходимо также отметить, что не все студенты довольны и материально-технической базой университетов. Так, 46% опрошенных студентов считают, что для научно-исследовательской деятельности им не хватает материальных условий. Интересно, что назвавших в качестве места, где можно заниматься наукой -лаборатории чуть больше (31,5%), библиотеку (28,75%). Вспомнивших о центрах и платформах для практики - только 3,25%., Это говорит нам об их недоступности или отсутствии таковых площадок вовсе.

Мы также спросили у студентов, пользуются ли они библиотеками своего университета. 90.75% ответили утвердительно. Чаще всего (66.1% респондентов) студенты проводят там только от 1 до 5 часов в неделю, от 5-10 часов в неделю в библиотеках проводят 15.7% респондентов, и только 7.7% студентов проводят в библиотеках больше 20 часов в неделю. Надо отметить, что 38.3% студентов пишут, что они в библиотеках читают книги, журналы, научные статьи, литературу. 28.7% студентов используют библиотеку как место для самостоятельного обучения и выполнения учебных заданий или проведения исследования. 25.9% студентов на базе библиотеки собирают данные для учебных и научных исследований.

Таким образом, анализ полученных результатов проведенного исследования специфики подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности в университетах Китая говорит нам о том, что есть противоречия между имеющимися установками в нормативно-правовых документах университетов и реальной ситуацией в них. Эти противоречия говорят о том, что большая часть студентов, согласно проведенного опроса, остается исключенной из проведения научных исследований, так как все внимание в университетах уделяется талантливой молодежи. Так, например, в 2015 году из 14263 бакалавров университета Цинхуа только 536 студентов отобраны и включены в «План подготовки талантов Цинхуа Сюетан»[9]. При этом программам по развитию талантливой молодежи придается большое значение в лучших университетах Китая. Соответственно, большие возможности образовательной среды этих университетов (их большой педагогический и материальный потенциал) не влияют на приобщения к научно-исследовательской деятельности всех студентов.

Кроме этого, хотелось бы отметить важность психологического фактора, явно обозначенного в результатах опроса студентов, который, в первую очередь связан с мотивацией к НИР студентов. Этот фактор имеет глубокие связи с педагогическим и материальным факторами. Мы считаем, что повышение мотивации к НИР студентов является одним из важнейших условий приобщения к научно-исследовательской деятельности в университетах.

Изучение практики подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности в университетах Китае может быть важным не только для дальнейшего развития высшего образования Китая, но и для модернизации подготовки студентов к НИР в российских университетах. Китайский опыт приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности может быть интересен в таких направлениях развития, как специальные программы для талантливой молодежи, активное участие студентов в конференциях и круглых столах с именитыми учеными, индивидуальные учебные программы для студентов и курсы по ведению в прак-

тику НИР Недостатками мы посчитали: невнимание к мотиваци-онной составляющей НИР студентов, не попавших в категорию талантливых, незнание студентами ресурсов и о возможностях

Библиографический список

участвовать в НИР, которые предоставляет университет, а также отсутствие достаточного внимания к НИР студентов со стороны преподавательского состава.

1. Бражник Е.И., Юань Фаньфань. Методология и методы исследования научно-образовательной среды в современных университетах Китая. Научное мнение. Педагогические, психологические и философские науки: научный журнал. Санкт-Петербургский университетский консорциум. Санкт-Петербург, 2016; 15: 30 - 36.

2. Юань Фаньфань, Традиции университетского образования в Китае / Юань Фаньфань. Научное мнение. Педагогические, психологические и философские науки: научный журнал. Санкт-Петербургский университетский консорциум. Санкт-Петербург, 2016; 10: 42 - 46.

3. Вопрос Цянь Сюесэнь к Вэнь Цзябао. Сайт Синьхуа. 05.05.2010. Available at: http://news.xinhuanet.com/politics/2010-05/05/c_1273985. html

4. Юань Фаньфань, Бражник Е.И. Нормативно-правовые основы формирования научно-образовательной среды в современных университетах КНР и России. Мир науки, культуры, образования: электронный научный журнал. Горно-Алтайск, 2016; № 6 (61): 78 - 81.

5. «План подготовки талантливых студентов ЦинхуаСюетан. Available at: http://www.xtjh.tsinghua.edu.cn/publish/xtjh/index.html

6. Юань Фаньфань, Роль информационно-коммуникативной среды в подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности в университетах Китая. Человек и образование Санкт-Петербург, 2016; 4: 165 - 169.

7. Официальный сайт «План Вандао» Университета Фудань. Available at: http://www.exc.fudan.edu.cn/doku.php?id=iM^¥Siffi^?4

8. Официальный сайт института КуанЯмин Нанкинского университета. Available at: http://dii.nju.edu.cn/kuangym/

9. Отчёт о качестве образования бакалавров Университета Цинхуа 2015-2016 гг. Available at: http://www.tsinghua.edu.cn/publish/jwc /7168/20170223095940885173175/1487815425407.pdf

References

1. Brazhnik E.I., Yuan' Fan'fan'. Metodologiya i metody issledovaniya nauchno-obrazovatel'noj sredy v sovremennyh universitetah Kitaya. Nauchnoe mnenie. Pedagogicheskie, psihologicheskie i filosofskie nauki: nauchnyj zhurnal. Sankt-Peterburgskij universitetskij konsorcium. Sankt-Peterburg, 2016; 15: 30 - 36.

2. Yuan' Fan'fan', Tradicii universitetskogo obrazovaniya v Kitae / Yuan' Fan'fan'. Nauchnoe mnenie. Pedagogicheskie, psihologicheskie i filo-sofskie nauki: nauchnyj zhurnal. Sankt-Peterburgskij universitetskij konsorcium. Sankt-Peterburg, 2016; 10: 42 - 46.

3. Vopros Cyan' Syues'en' k Ven' Czyabao. Sajt Sin'hua. 05.05.2010. Available at: http://news.xinhuanet.com/politics/2010-05/05/c_1273985. html

4. Yuan' Fan'fan', Brazhnik E.I. Normativno-pravovye osnovy formirovaniya nauchno-obrazovatel'noj sredy v sovremennyh universitetah KNR i Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. Gorno-Altajsk, 2016; № 6 (61): 78 - 81.

5. «Plan podgotovki talantlivyh studentov CinhuaSyuetan. Available at: http://www.xtjh.tsinghua.edu.cn/publish/xtjh/index.html

6. Yuan' Fan'fan', Rol' informacionno-kommunikativnoj sredy v podgotovke studentov k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti v universitetah Kitaya. Chelovek i obrazovanie Sankt-Peterburg, 2016; 4: 165 - 169.

7. Oficial'nyj sajt «Plan Vandao» Universiteta Fudan'. Available at: http://www.exc.fudan.edu.cn/doku.php?id=

8. Оficial'nyjsajt instituta Kuan Yamin Nankinskogo уuniversitetaинского университета. Available at: http://dii.nju.edu.cn/kuangym/

9. Otchet o kachestve obrazovaniya bakalavrov Universiteta Cinhua 2015-2016 gg. Available at: http://www.tsinghua.edu.cn/publish/jwc/7168/ 20170223095940885173175Z1487815425407.pdf

Статья поступила в редакцию 18.05.17

УДК 378

Parnikova G.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, doctoral postgraduate, North-Eastern Federal University

n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

MODEL OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' LEARNING INDEPENDENCE WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITY (AT THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)). The article presents the description of the author's model of development of independence in learning, while teaching a foreign language at higher educational schools in Yakutia. The developed model is a holistic system, consisting of the following components and operating elements: social demand of the region (FSES HE, strategic plans of the region, competition in the regional labor market), strategic (general and specific objectives, laws, principles), tactical (methodological approaches, pedagogical conditions, stages of implementation), substantial (methodological support, training content, practice-oriented methodology for the development of learning independence), productive (components of learning independence, levels, criteria, indicators of development) and strategic relationships (goal setting, reflection).

Key words: modeling, development of learning independence, students from indigenous inhabitants of Yakutia, foreign language, non-linguistic university.

Г.М. Парникова, канд. пед. наук, доц., докторант, Северо-Восточный федеральный университет М.К. Аммосова,

г. Якутск, Е-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Статья публикуется за счёт средств гранта РФФИ 17-16-14003

В статье представлено описание авторской модели по развитию учебной самостоятельности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе Якутии. Разработанная модель представляет собой целостную систему, состоящую из следующих компонентов и совокупности элементов: социального заказа региона (требования ФГОС ВО, стратегические планы региона, конкуренция на региональном рынке труда), стратегического (общая и специфическая цели, закономерности, принципы), тактического (методологические подходы, педагогические условия, этапы реализации), содержательного (методическое обеспечение, содержание обучения, практико-ориентированная методика развития учебной самостоятельности), оценочно-результативного (компоненты учебной самостоятельности, уровни, критерии, показатели её развитости), а также системообразующих связей (целеполагания, рефлексия).

Ключевые слова: моделирование, развитие учебной самостоятельности, студенты из числа коренных жителей Якутии, иностранный язык, неязыковой вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.