Научная статья на тему 'Характеристика научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России'

Характеристика научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / UNIVERSITY EDUCATION / РОССИЯ / RUSSIA / КИТАЙ / CHINA / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SCIENTIFIC-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / EDUCATIONAL RESOURCES / ПОДГОТОВКА ТАЛАНТЛИВЫХ СТУДЕНТОВ / TRAINING TALENTED STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бражник Е.И., Жданов А.В., Юань Ф.

Статья посвящена проблеме развития научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России. Представлен анализ её основных компонентов: информационные ресурсы, важные для проведения научных исследований (информационно-исследовательский, информационно-библиотечный, информационно-образовательный); человеческие ресурсы (преподаватели высшей квалификации); ценностные характеристики культуры субъектов, основанные на культурных традициях стран. Характеристика информационным и педагогическим ресурсам в университетах Китая на примере университета Цинхуа. Представлен пример реализации комплексного подхода к созданию информационной инфраструктуры в университете, а также показаны особенности китайского университетского образования с учетом организации «либерального образования» и подготовки талантливых студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE SCIENTIFIC-EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE MODERN UNIVERSITIES OF CHINA AND RUSSIA

The article presents research on the development of scientific and educational environment of modern universities of China and Russia. It presents an analysis of its main components information resources important for conducting research (information research, information library, e-learning); human resources (specialists); the value characteristics of the culture of the subjects based on the cultural traditions of countries. Feature information and educational resources in Chinese universities on an example of Tsinghua University. The paper shows an example of implementation of an integrated approach to the creation of information infrastructure at the university, as well as the features of Chinese University education with the organization of “liberal education” and training talented students.

Текст научной работы на тему «Характеристика научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России»

УДК 378

Brazhnik E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State Pedagogical University of A. I. Herzen (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: ev.brajnik@gmail.com

Zhdanov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy of the Family, Institute of Childhood SPb-APPE of Saint-Petersburg (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: inferno07@mail.ru

Yuan F., postgraduate, Institute of Pedagogy, Russian State Pedagogical University of A. I. Herzen (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: yuan.fanfan@yandex.ru

CHARACTERISTICS OF THE SCIENTIFIC-EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE MODERN UNIVERSITIES OF CHINA AND RUSSIA. The article presents research on the development of scientific and educational environment of modern universities of China and Russia. It presents an analysis of its main components - information resources important for conducting research (information research, information library, e-learning); human resources (specialists); the value characteristics of the culture of the subjects based on the cultural traditions of countries. Feature information and educational resources in Chinese universities on an example of Tsinghua University. The paper shows an example of implementation of an integrated approach to the creation of information infrastructure at the university, as well as the features of Chinese University education with the organization of "liberal education" and training talented students.

Key words: university education, Russia, China, scientific-educational environment, information technology, educational resources, training talented students.

Е.И. Бражник, д-р пед. наук, проф. ФГБОУВО РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург), Е-mail: ev.brajnik@gmail.com А.В. Жданов, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики семьи, Институт детства, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Е-mail: inferno07@mail.ru Ф. Юань, аспирант института педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: yuan.fanfan@yandex.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ И РОССИИ

Исследование выполнено при поддержке РГНФ по проекту 16-06-00083 «Становление и развитие научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России»

Статья посвящена проблеме развития научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России. Представлен анализ её основных компонентов: информационные ресурсы, важные для проведения научных исследований (информационно-исследовательский, информационно-библиотечный, информационно-образовательный); человеческие ресурсы (преподаватели высшей квалификации); ценностные характеристики культуры субъектов, основанные на культурных традициях стран. Характеристика информационным и педагогическим ресурсам в университетах Китая на примере университета Цинхуа. Представлен пример реализации комплексного подхода к созданию информационной инфраструктуры в университете, а также показаны особенности китайского университетского образования с учетом организации «либерального образования» и подготовки талантливых студентов.

Ключевые слова: университетское образование, Россия, Китай, научно-образовательная среда, информационные технологии, педагогические ресурсы, подготовка талантливых студентов.

В настоящее время, как в российском, так и в зарубежном научном сообществе, в виду сложности явления развития «научно-образовательной среды» университетского образования не сложилось единого понимания сущности этого явления. В своем исследовании мы опираемся на результаты исследовательского проекта по теме «Комплексное исследование особенностей научно-образовательной среды современного университета в контексте отечественного и зарубежного опыта» на базе Научно-исследовательского института непрерывного педагогического образования Программы стратегического развития РГПУ им. А.И. Герцена на 2012 - 2016, выполненного группой ученых. Исследователи этого проекта, Е.А. Тумалева и С.Ф. Эхов [1], описывают разные компоненты научно-образовательной среды, представленные российскими учеными, среди которых информационная составляющая, которая включает полезные для ведения научных исследований ресурсы; профессиональная база знаний и информационные системы, отражающие передовые достижения ученых по направлениям подготовки студентов; технологическая и методическая поддержка образовательной деятельности и др. Предлагается включить также в понимание научно-образовательной среды и такие компоненты, как «человеческие ресурсы» (профессорско-преподавательский состав, работники вуза, администрация, обучающиеся); информационные ресурсы (информационно-исследовательский, информационно-библиотечный ресурс, информационно-образовательный ресурс и др.) В своем исследовании мы выявили ряд компонентов научно-образовательной среды университетов Китая и России, которые являются общими для двух стран, а также представили некоторые особенности современных китайских университетов.

В настоящее время система высшего профессионального образования в России базируется на ряде инновационных процессов, которые сопряжены с обновлением содержания

образования и внедрения новых образовательных технологий. Проблеме инновационных технологий как средству развития научно-образовательной среды российских университетов посвящены различные исследования (Г.А. Бордовский, И.С. Батракова, С.А. Писарева, Е.С. Заир-Бек, В.С. Кукушкин, Т.В. Склярова и др.). Изучается отечественный и зарубежный опыт формирования и развития научно-образовательной среды современных университетов в условиях трехуровневой системы профессиональной подготовки (И.С. Батракова, Е.И. Бражник, Е.В. Баранова, И.В. Гладкая, А.Г. Гогоберидзе, И.Б. Государев, Ю.А. Комарова и др.) [2].

Как показывает наше исследование, научно-образовательная среда в современных университетах России и Китая характеризуется введением инновационных информационных технологий, которые позволяют успешно организовывать сетевое взаимодействие субъектов в различных аспектах деятельности - учебной, научно-исследовательской, социально-проектной и др. Это предполагает интегрирование социально-личностных, материальных и информационных ресурсов и позволяет активизировать процессы развития и саморазвития субъектов сети в организационном, содержательном, технологическом и управленческом аспектах (Н.Н. Суртаева С.В. Иванова, Н.Ф. Ка-шапов) [3].

Процесс стремительного достижения в Китае уровня развития передовых стран Западной Европы путем инвестиций в информационные технологии получил название «информатизация» (xin xi hua) [4]. Еще «Проектом 211» (1995), разработанным Министерством образования Китая, была поставлена задача, которая продолжает решаться в настоящее время, это -задача построения системы инновационной информационной инфраструктуры в китайском вузе. В результате реализации этого проекта в настоящее время повысилась сервисная функция

китайской компьютерной сети учебных научных исследований (CERNET), созданы китайские научно-образовательные сети (ChinaGrid). [5] Примером комплексного подхода к созданию информационной инфраструктуры университета может быть «i.Center» (Информационный центр) в китайском университете Цинхуа. Центр представляет собой совокупность многочисленных ресурсов: инновационные мастерские, междисциплинарные лаборатории, информационные ресурсы, переговорные площадки, выставочные аудитории, комнаты для тренингов, служебная помощь для студентов разных специальностей и курсов и др. К Центру имеют доступ все студенты университета, желающие реализовать научные проекты и участвовать в практико-ори-ентированных исследованиях, в результате которых создаются востребованные «научные продукты» с привлечением финансов средств спонсоров и выходом «научных продуктов» на промышленный рынок.

В соответствии со специальным проектом под названием «Китайская Академическая Цифровая Ассоциативная Библиотека (China Academic Digital Associative Libra, CADAL)» в системе академической информационной библиотеки китайского высшего образования (cAlIS) созданы такие ресурсы, как единый центр онлай-каталогизации, различные технологические центры, центры обработки цифровых ресурсов, платформы цифровых библиотек и т. д. В китайских университетах реализуется также система коллективного использования оборудования и университетских ресурсов (China Education Resource System. CERS), в которой участвуют несколько десятков университетов, она имеет единый государственный центр управления [6].

На основе общенациональных, региональных и локальных университетских сетей (например, Сеть преподавания и исследований английского языка Jiangsu: JSELTRNET) создаются оперативные внутри университета каналы передачи данных и обмена информацией, как по конкретным учебных дисциплинам, так и по подразделениям, факультетам и т. д. Одна из актуальных проблем, которую затрагивают сами китайские исследователи [7; 8] - необходимость развития углубленной компьютерной грамотности обучающих и обучающихся в университетском образовании. Перед китайскими преподавателями, так же, как и перед российскими, ставится задача создания открытых электронных образовательных курсов, которые демонстрируют тенденции научно-культурного развития, новейшие достижения страны и мировые достижения, и одновременно представляют собой передовые образовательные технологии. Высококвалифицированные педагогические кадры имеют важное значение для развития научно-образовательной среды университетов Китая и России. В Китае еще в 30-е годы XX века Мэй Ици, один из выдающихся ректоров университета Цинхуа, считал, что иметь хорошие учебные корпуса - это не значит быть университетом; только имея профессиональные преподавательские кадры, мастеров своего дела, университет может именоваться университетом. В настоящее время университет Цинхуа является один из известных университетов Китая. В университет широко привлекаются на работу лучшие преподаватели и ученые из Китая и других стран мира. Среди более чем 3400 преподавателей, работающих в

Библиографический список

университете, 78 - академики национального уровня, 150 - учёные «Программы Янцзы», 16 - заслуженные профессора Китая, 578 - молодые почётные учёные. В университете регулярно организуются академические встречи студентов с лауреатами Нобелевской премии, премии А.М. Тьюринга. Лучшие преподаватели и ученые руководят научно-исследовательскими работами студентов.

Особенностью развития научно-образовательной среды в китайских университетах в контексте информатизации является активное внедрение «либерального образования» (Liberal-Education) в университетах, которое в отличие от профессионального образования предлагает широкое содержание образования в рамках различных научных областей на 1 и 2 курсах обучения. «Либеральное образование» в Китае основано на заимствовании идей из европейского опыта и соединении их с традиционной древнекитайской идеей - важно стать «цельным человеком» с всесторонними знаниями и навыками. В настоящее время в университетах Китая организуются разные формы «либерального образования».

Другой особенностью развития научно-образовательной среды в университетах Китая по сравнению с российскими университетами является создание специальных организационно-педагогических условий для особо одарённых студентов, изучающих естественные науки и технику. Для этих студентов открыт доступ к лучшим ресурсам научно-образовательной среды университета, в том числе информационным электронным ресурсам. С ними работают лучшие преподаватели вуза, для них созданы специальные учебные планы и учебные пособия, им предлагаются многочисленные научно-исследовательские проекты, они могут участвовать в международных академических обменах и получать повышенные стипендии, они имеют приоритет поступления в магистратуры. На примере университета Цинхуа мы видим, что с 2009 года и по настоящее время организуются специальные учебные группы для талантливых студентов, главной задачей которых является стимулирование их научных интересов, подготовка научных «лидеров» в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, инновационные информационные технологии становятся неотъемлемым условием поступательного развития реформ университетского образования в Китае и в России. Развитие университетов двух стран происходит в направлении совершенствования научно-образовательной среды, включающей такие компоненты, как информационная составляющая, включающая ресурсы, важные для проведения научных исследований, а также информационные ресурсы (информационно-исследовательский, информационно-библиотечный, информационно-образовательный); человеческие ресурсы -преподавателей высшей квалификации; ценностные характеристики культуры субъектов научно-образовательной среды, которые основаны на культурных традициях стран. Университетское образование в Китае и России ориентировано на выполнение задач государственной политики своих стран, отраженной в документах, программах и проектах относительно развития высшего образования в современных условиях. [9]

1. Тумалева Е.А., Эхов С.Ф. Теоретические основы формирования и развития научно-образовательной среды современного университета. Письма в Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное издание. ART 2003. Available at: http://www.emissia.org/ offline/2013/2003.htm

2. Отечественный и зарубежный опыт формирования и развития научно-образовательной среды современного университета в условиях трехуровневой системы профессиональной подготовки: коллективная монография. Под редакцией Н.Ф. Радионовой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2013: 238.

3. Галимов А.М., Кашапов Н.Ф., Маханько А.Ф. Управление инновационной деятельностью в вузе: проблемы и перспективы. Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». 2012; V. 15; № 4. Available at: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

4. Лю Чуань Шэнь. Источник энергии современных вузов: качество, самобытность, инновации. Высшее образование сегодня. 2007; № 12: 18 - 21.

5. Юань Ф. Роль информационно-коммуникативной среды в подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности в университетах Китая. Человек и образование. 2016; 4: 165 - 169.

6. Zhao, L., & Zhu, J. (2010). China's higher education reform: What has not been changed? East Asian Policy, 2(4): 115 - 125.

7. Кастелльс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. Москва: Высшая школа экономики, 2000.

8. Ding, X., Niu, J., & Han, Y. (2010). Research on distance education development in China. British Journal of Educational Technology. 41 (4): 582 - 592.

9. Юань Фаньфань, Бражник, Е.И. Нормативно-правовые основы формирования научно-образовательной среды в современных университетах КНР и России. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2016; 6 (61): 78 - 81.

References

1. Tumaleva E.A., 'Ehov S.F. Teoreticheskie osnovy formirovaniya i razvitiya nauchno-obrazovatel'noj sredy sovremennogo universiteta. Pis'ma v 'Emissiya. Offlajn. 'Elektronnoe nauchnoe izdanie. ART 2003. Available at: http://www.emissia.org/offline/2013/2003.htm

2. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt formirovaniya i razvitiya nauchno-obrazovatel'noj sredy sovremennogo universiteta v usloviyah trehurovnevoj sistemy professional'nojpodgotovki: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej N.F. Radionovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2013: 238.

3. Galimov A.M., Kashapov N.F., Mahan'ko A.F. Upravlenie innovacionnoj deyatel'nost'yu v vuze: problemy i perspektivy. Mezhdunarodnyj 'elektronnyj zhurnal «Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo (Educational Technology & Society)». 2012; V. 15; № 4. Available at: http:// ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

4. Lyu Chuan' Sh'en'. Istochnik 'energii sovremennyh vuzov: kachestvo, samobytnost', innovacii. Vysshee obrazovanie segodnya. 2007; № 12: 18 - 21.

5. Yuan' F. Rol' informacionno-kommunikativnoj sredy v podgotovke studentov k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti v universitetah Kitaya. Chelovek i obrazovanie. 2016; 4: 165 - 169.

6. Zhao, L., & Zhu, J. (2010). China's higher education reform: What has not been changed? East Asian Policy, 2(4): 115 - 125.

7. Kastell's M. Informacionnaya 'epoha: 'Ekonomika, obschestvo ikul'tura. Moskva: Vysshaya shkola 'ekonomiki, 2000.

8. Ding, X., Niu, J., & Han, Y. (2010). Research on distance education development in China. British Journal of Educational Technology. 41 (4): 582 - 592.

9. Yuan' Fan'fan', Brazhnik, E.I. Normativno-pravovye osnovy formirovaniya nauchno-obrazovatel'noj sredy v sovremennyh universitetah KNR i Rossii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2016; 6 (61): 78 - 81.

Статья поступила в редакцию 10.10.17

УДК 745.03

Golubeva A.N., Head of Decorative Painting Department, Higher School of Folk Art (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: vshni@mail.ru

NIZHNY TAGIL LACQUER PAINTING OF THE XIX CENTURY. The article is dedicated to artistic features of traditional Nizhny Tagil lacquer painting of the XIX century, which is a special phenomenon of Russian decorative art. Its tradition dates back to people's hand painting and professional art of the XVIII - XIX centuries, and it is marked by the diversity of the art features. Nizhny Tagil painted household items of metal of the XIX century are kept in the collections of many Russian museums. Examples of the XIX century, distinguished by a clear composition, highlighted by decorative color palette and variety of ornament, which allows us to estimate the Nizhny Tagil painting as part of the originality of traditional applied art of the Urals. These qualities will attract the attention of researchers of folk art.

Key words: painting, sectoral composition, lacquer painting, stencil pattern.

А.Н. Голубева, зав. каф. декоративной росписи Высшей школы народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: vshni@mail.ru

НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ЛАКОВАЯ РОСПИСЬ XIX ВЕКА

Статья посвящена художественным особенностям традиционной нижнетагильской лаковой росписи XIX века, которая представляет собой особенное явление русского декоративно-прикладного искусства. Ее традиция восходит к народным кистевым росписям и профессиональному искусству XVIII - XIX веков, также она отмечена многообразием художественных особенностей. Расписные нижнетагильские предметы быта из металла XIX века хранятся в фондах многих музеев России. Сохранившиеся образцы XIX века отличает ясная композиция, подчеркнутая декоративность колористического решения и вариативность орнамента, что позволяет оценить нижнетагильскую роспись как самобытную страницу традиционного прикладного искусства горнозаводского Урала. Именно эти качества будут вновь и вновь привлекать к себе внимание исследователей народного искусства.

Ключевые слова: роспись, секторная композиция, лаковая роспись, трафаретный орнамент.

Расписные нижнетагильские подносы XIX века находятся в коллекциях многих музеев России. В собрании Эрмитажа, Русского музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства есть экспонаты этого временного периода. Некоторые из них представлены в постоянных экспозициях, другие были задействованы во временных выставках и описаны в каталогах. Художественные особенности сохранившихся образцов подтверждают выводы искусствоведов об устойчивом формировании традиции нижнетагильской росписи и её расцвета на протяжении почти всего XIX века [1].

Самыми ценными в XIX веке считались подносы с различными сюжетами. Чаще всего для изображения какой-либо сцены нижнетагильские мастера лаковой живописи, как практически все мастера лаковых дел в Европе, использовали популярные гравюры. Два сохранившихся подноса из Музея народного искусства города Москвы и Эрмитажа подтверждают это полным сходством композиции росписи с гравюрой «Петр I в гостях у Меньшикова». В то время как орнамент, окружающий сюжетные изображения по характеру абсолютно разный. Два восьмигранных подноса из Музея народного искусства со сценами из жизни Петра I и Наполеона при стилистическом сходстве трафаретного орнамента демонстрируют нам, как можно творчески перерабатывать на подносе живописное изображение по графическому эстампу. В манере росписи продолжают наблюдаться иконописные приёмы. В частности, это можно заметить в написании лиц и рук, где используются монохромные оттенки в отличие от ярких многоцветных одежд. Полосы разнообразного сложного трафаретного орнамента обрамляют сюжеты на подносах подобно золотым рамам, усиливая сходство с классическими живописными картинами.

Но сохранились предметы, украшенные сюжетной росписью с более вольными образами, близкими к народным, лубочным изображениям. Таким является фигурный поднос с жанровой сценой из Нижнетагильского музея-заповедника, на котором изображены беседующие дамы и кавалер на фоне романтичного пейзажа. Живопись в этом случае обрамляют небольшие цветочные букеты.

Изображение пейзажа нередко встречается в сохранившихся образцах Нижнетагильской лаковой живописи. Но чаще всего оно служит фоном для сюжетной сцены. Развитие этого жанра можно наблюдать не только на металлических изделиях. Сохранились картины, написанные масляными красками на холсте теми же художниками, чьи фамилии мы встречаем на расписных предметах быта. Изображения имеют общие художественные особенности. Трудно назвать нижнетагильские пейзажи XIX века абсолютно реалистическими по манере письма. Некоторая преувеличенность и фантастичность, характерная для изображения на подносе, присутствует на пластинах, где художники старались с документальной точностью воспроизвести окружающую действительность. Думается, что сказались навыки в изображении декоративных композиций. По манере исполнения эти произведения можно в той или иной степени отнести к технике в стиле «примитив».

Рассмотрим наиболее показательные примеры вышесказанного. Овальная пластина из коллекции Эрмитажа «Вид Итальянского фонтана в Петергофе» выполнена по эстампу с гравюры С. Галактионова. Но в росписи есть существенные расхождения с оригиналом в композиционном решении. По утверждению исследователя Б.В. Павловского это объясняется следующими причинами: «Лучшие крепостные художники относились

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.