Научная статья на тему 'Перспективы развития научно-образовательной среды университетского образования в современном Китае'

Перспективы развития научно-образовательной среды университетского образования в современном Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
777
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ / UNIVERSITY EDUCATION / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STATE POLICY IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION IN CHINA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юань Ф., Бражник Е.И.

Изучение опыта университетского образования в КНР, в одной из интенсивно развивающихся стран, является важным для понимания основных тенденций развития университетского образования в мире. В статье проанализировано содержание реформ в высшем образовании Китая в конце ХХ в начале ХХI веков, представлена государственная политика в области высшего образования, отраженная в законодательных документах, раскрыты задачи государственных инновационных проектов, направленных на развитие университетского образования, подчеркивается значимость развития научных исследований и подготовки студентов к этому виду деятельности. Приведен пример развития научно-образовательной среды в одном из лучших китайских университетов в университете Цинхуа, показано направление ее совершенствования, связанное с развитием научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT UNIVERSITY EDUCATION IN MODERN CHINA

The study of experience of university education in China is important for understanding the main trends of development of university education in the world. This article analyzes content of system-wide educational reforms in China in the late XX early XXI centuries. State policy in the field of higher education reflected in legislative documents is presented. Objectives of the state innovation projects aimed at the development of university education are disclosed. The importance of scientific research development is stressed. Improvement of development of scientific and educational environment is shown on the example of the best Chinese universities Tsinghua University.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития научно-образовательной среды университетского образования в современном Китае»

УДК 378.4

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Юань Ф., Е.И. Бражник

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT UNIVERSITY EDUCATION IN MODERN CHINA

Yuan F., E.LBrazhnik

РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург, ev.brajnik@gmail.com

Изучение опыта университетского образования в КНР, в одной из интенсивно развивающихся стран, является важным для понимания основных тенденций развития университетского образования в мире. В статье проанализировано содержание реформ в высшем образовании Китая в конце ХХ — в начале ХХ1 веков, представлена государственная политика в области высшего образования, отраженная в законодательных документах, раскрыты задачи государственных инновационных проектов, направленных на развитие университетского образования, подчеркивается значимость развития научных исследований и подготовки студентов к этому виду деятельности. Приведен пример развития научно-образовательной среды в одном из лучших китайских университетов — в университете Цинхуа, показано направление ее совершенствования, связанное с развитием научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: университетское образование, научно-образовательная среда, государственная политика в области высшего образования Китая

The study of experience of university education in China is important for understanding the main trends of development of university education in the world. This article analyzes content of system-wide educational reforms in China in the late XX - early XXI centuries. State policy in the field of higher education reflected in legislative documents is presented. Objectives of the state innovation projects aimed at the development of university education are disclosed. The importance of scientific research development is stressed. Improvement of development of scientific and educational environment is shown on the example of the best Chinese universities -Tsinghua University.

Keywords: university education, scientific and educational environment, state policy in the field of higher education in China

Стратегия развития научно-образовательной среды университетов Китайской Народной Республики выстраивается на системной интеграции всех основных ресурсов (человеческого, научно-исследовательского, инфраструктурного, управленческого, информационного, расширения возможностей внутренних и внешних связей и др.). Этот опыт требует специального изучения.

Для развития научно-образовательной среды современных университетов Китая существуют нормативно-правовые предпосылки. Законодательная база в области высшего образования позволяет построить концепцию научно-образовательной среды в университетах, ее характеристики с учетом нормативных требований, увидеть перспективы ее развития.

Современное университетское образование в Китае берет начало с момента проведения реформ в 1978 году, когда государственная политика провозгласила образование приоритетным направлением развития страны. Основополагающим документом о начале проведения глобальных реформ в образовании КНР можно считать «Постановление ЦК КПК о реформе системы образования» (1985) Центрального Комитета Коммунистической партии Китая. На реформы была возложена надежда по развитию потенциала высшей школы, предполагалось расширение автономии вузов, изменение плана единого государ-

ственного приема в высшие учебные заведения, изменение в системе государственного распределения выпускников. Реформы этого исторического периода были направлены на усиление взаимосвязи между вузами и производством, научно-исследовательскими центрами и другими общественными институтами. Основные изменения согласно Постановлению коснулись содержания образования в университетах и педагогических технологий, что предполагало повышение качества высшего образования. Перед университетами поставили задачи по проведению опытно-экспериментальных и научно-исследовательских работ; обновлению содержания образования и усилению практико-ориентированного обучения; уменьшению числа обязательных предметов с целью увеличения предметов по выбору; введению кредитной системы оценки; увеличению объема самостоятельного обучения и внеаудиторной деятельности студентов и др. [1].

Хотя «Постановление ЦК КПК о реформе системы образования» (1985) было издано более тридцати лет назад, но оно не потеряло своей значимости и в настоящее время. В современных китайских университетах можно наблюдать его результаты: организацию совместной деятельности университетов и предприятий, изменение содержания образования (введение разнообразных общеобразовательных предметов,

открытие новых направлений подготовки — экономика, менеджмент, политология и др.), создание материально-технических условий для обучения (современных лабораторий, библиотек и т.п.).

Следующей вехой развития высшего образования в КНР стала принятая в 1993 году «Программа реформы и развития образования». Эта программа внесла идею разделения финансовой ответственности между государством и вузом, что способствовало увеличению частных вузов. В Программе утверждены основные принципы строительства социалистической системы образования с китайской спецификой: образование является фундаментом социалистической модернизации и должно рассматриваться как приоритетное и стратегически важное направление развития страны с целью подготовки морально, интеллектуально и физически развитых молодых граждан. Особое внимание уделяется роли педагогических кадров, речь идет о постоянном повышении их квалификации, улучшении условий работы и жизни педагогов и преподавателей. Образование должно соответствовать реальному развитию страны и ее различных регионов. Программа (1993) также делала акцент на преумножение роли фундаментальных отраслей науки, поощряла развитие новых междисциплинарных научных направлений, а также целенаправленное развитие прикладных наук. Китай поставил цель конкурировать со всеми развитыми странами мира во всех ведущих областях экономики и науки. В целях повышения конкурентоспособности на мировом уровне университеты страны должны были придерживаться идеи о том, что наука и техника являются первостепенной производительной силой, и поэтому перед ними стоит задача расширения развития исследовательской деятельности в фундаментальных и прикладных науках, отвечающих запросам современного общества. С этой же целью стали создаваться Национальные ключевые лаборатории и инженерно-исследовательские центры, развивалась научно-исследовательская деятельность в области философии и социальных наук на основе теории К.Маркса и теории построения социализма с китайской спецификой, исследовались проблемы социалистического строительства [2].

В этот период развития страны государство стимулировало развитие международного сотрудничества университетов, поддерживало студентов, обучающихся за рубежом. В КНР ценятся знания студентов, получивших образование в зарубежных странах, создаются благоприятные условия для их возвращения на родину, чтобы они могли способствовать развитию своей страны. Вместе с тем государственная политика направлена и на то, чтобы китайские вузы укрепляли сотрудничество с зарубежными вузами — партнерами, реализовывали совместные научные исследования и международные программы подготовки студентов.

В «Законе об образовании КНР» (1995) уделяется особое внимание увеличению инвестиций в образование. Принятый на 4-й сессии Всекитайского Народного собрания закон «О высшем образовании» (29.08.1998) закрепил ранее достигнутые результаты

развития реформ и ввел дополнительные меры, согласно которым: государство гарантирует свободу научно-исследовательской деятельности, свободу литературному, художественному творчеству и проведению различных культурных мероприятий в высших учебных заведениях страны. Принятый закон определяет в высшем образовании Китая очную и заочную формы обучения, три ступени высшего образования: курсы по специальным учебным программам (срок обучения 2—3 года), бакалавриат (4—5 лет), магистратура (2—3 года), аспирантура (3—4 года), а также устанавливает три присуждаемых степени: бакалавр, магистр и доктор наук [3, с. 14-24].

Для укрепления и развития международного сотрудничества в сфере образования в 2003 году Госсовет КНР издает положение «О совместных китайско-зарубежных школах». В нем говорится о важности деятельности по организации китайско-зарубежных школ в интересах развития общества. Этим положением государство также поощряет китайское сотрудничество с зарубежными партнерами в области высшего и профессионального образования [3, с. 43].

С 1995 года в Китае реализуется один из самых масштабных государственных проектов, разработанных Министерством образования КНР, — «Проект 211». В преддверии XXI века страна стремилась к созданию 100 первоклассных высших учебных заведений, где организуется подготовка специалистов в ключевых областях научного знания общенационального значения. Проект включал три основные задачи: совершенствование научно-образовательной среды университетов. развитие научно-исследовательской деятельности; построение системы инновационной информационной инфраструктуры. Реализация этого проекта осуществлялась в 3 этапа: 1-й этап — 1995— 2000 гг.; 2-й этап — 2002—2006 гг.; 3-й этап — 2008—2011 гг. [4, с. 12].

Другим крупномасштабным проектом в сфере образования Китая является «Проект 985» (1998). Основные задачи проекта: создать в Китае несколько пилотных университетов; являющимися исследовательскими университетами мирового уровня; привлечь для работы в университеты выдающихся ученых и инновационные научные коллективы; открыть новые центры развития науки и техники; реализовы-вать инновационные проекты, направленные на развитие философских и социальных наук [4, с. 32].

Новый принятый государственный «План 2011» (2012) был направлен на развитие совместных инновационных исследований китайских и зарубежных вузов. Основная идея плана состояла в совместном использовании университетских ресурсов, ресурсов научных исследовательских организаций, предприятий, региональных властей и зарубежных вузов в целях создания инновационных научных центров, отвечающим разнообразным потребностям социально-экономического развития [4, с. 52].

В 2010 году политбюро ЦК КПК утвердила программу «О долгосрочных реформах и плане развития образования на 2010—2020 год». В числе задач утвержденной программы значится увеличение к

2020 году общей численности обучающихся в высшем образовании до 36 млн. человек, при этом общее число получивших высшее образование в соответствии с программой превысит 20% от всего населения Китая [5]. В 2012 году Министерство образования КНР издает Положение «О всестороннем повышении качества высшего образования». В число рекомендаций в Положении вошло прежде всего совершенствование стандартов качества подготовки талантливых студентов; поиск инновационных педагогических технологий в целях подготовки талантливой студенческой молодежи, создание специального плана подготовки высококвалифицированных специалистов из талантливой молодежи в области фундаментальных наук [3, с. 147-160]. Создание организационно-педагогических условий для подготовки талантливых студентов в области фундаментальных и прикладных естественных наук стало перспективным направлением развития научно-образовательной среды современных ведущих китайских университетов.

Рассмотрим развитие современной научно-образовательной среды в китайском университете на примере университета Цинхуа (г. Пекин). Университет Цинхуа имеет 19 институтов, включающих 55 факультетов. После вступления в силу «Проекта 211» (1995) и «Проекта 985» (1998) университет Цинхуа получил возможность усовершенствовать свою инфраструктуру и развить новые научные направления исследований. По статистическим данным, на 31 декабря 2014 года количество обучающихся в Цинхуа составляло 45237 человек, в том числе: студентов-бакалавров — 15692, иностранных студентов-бакалавров — 1420, магистрантов — 11873, магистрантов-иностранцев — 951, аспирантов — 807, аспирантов-иностранцев — 291. В университете создана научно-образовательная среда, которая дает широкие возможности для приобщения студентов, магистрантов, аспирантов к научно-исследовательской деятельности. В университете имеется система библиотек обшей площадью 55647 м2 с читальными залами на более чем 3300 мест, издают университетские газеты и научные журналы: «Естественные науки», «Наука и техника», «Философско-социальные науки», «Исследования в области образования университета Цинхуа» и др. В 2015 году в университете было организовано более 100 международных научных конференций с общим числом участников около 19 000 человек. Наиболее значимые из них: «Международный конгресс по квантовой химии», «Глобальный Финансовый Форум Цинхуа», «Саммит метаболической инженерии». Большое внимание уделяется организации студенческих научных форумов «Цинхуа-ский форум "Время"», «Топ-диалоги», «Научная жизнь». Основной принцип организации подготовки студентов в университете — многопрофильность. На уровне бакалавриата организовано 74 направления профессиональной подготовки. Образовательная среда стимулирует студентов к научным исследованиям, постоянно совершенствуются формы и содержание подготовки студентов: организуются курсы, обучающие научно-исследовательской работе, введены различные практические курсы в целях подготовки на-

учных статей и дипломных работ. Специальный учебный курс, введенный в учебные планы разных факультетов, по организации научно-исследовательской деятельности в лаборатории направлен на повышение мотивации и подготовку студентов к научной деятельности. Важное место в процессе обучения отводится дискуссионным лекциям по проблемам развития современных наук, увеличен процент исследовательских заданий для студентов и т.д. В университете созданы открытые дистанционные курсы обучения методам исследовательской деятельности, например курс «Научно-исследовательская работа в лаборатории». Преподаватели университета участвуют в разработке и развитии массовых открытых онлайн — курсов МООС (англ. Massive open online courses, кит. по истории, филологии, философии, искусству, педагогике, социологии, экономике, политике, строительству, технике, фундаментальным естественным наукам и др.

В ходе нашего исследования было установлено, что для создания инновационной образовательной среды университета, стимулирующей студентов к научным исследованиям, университет Цинхуа уделяет большое внимание организации научно-исследовательской практике и созданию площадок для организации научных исследований студентов. В университете Цинхуа принят «План SRT» ("Student Research Training"), стимулирующий студентов-бакалавров к внеаудиторным научным исследованиям, который появился после изучения опыта деятельности в этом направлении в Массачусетском Технологическом институте США. Студенты бакалавриата первого, второго и третьего курсов различных факультетов могут участвовать в совместных научных проектах под руководством преподавателей. Факультеты должны согласовывать свои планы исследований, выделять участникам проекта материальные ресурсы (лаборатории, компьютеры и т.п.), оказывать информационную и финансовую поддержку. Научный руководитель проекта помогает студентам выбирать актуальную научную тему, обучает методам теоретического анализа литературы, проведению эксперимента. Студенты создают отчет о полученных результатах, реализуют конкретный проект. Ежегодно в университете создаются около 1000 студенческих научных проектов, в которых принимают участие больше 60% студентов-бакалавров. В 2014 году в университете Цинхуа было представлено 1818 проектов, в которых участвовало 3200 студентов. Ежегодно из всех проектов выбираются лучшие, по результатам которых вручаются студентам награды и денежные премии [6].

За последние годы в университетах Китая были открыты многочисленные инновационные научные центры и лаборатории, которые своими оригинальными научными результатами оказывают значительное влияние на мировое научное сообщество. Например, в государственной лаборатории физики Нанкинского университета, был обнаружен и описан новый физический эффект, разработаны прототипы различных физических приборов. Исследовательские

результаты ученых и студентов этой же лаборатории публикуются в международных журналах "Science, Physical Reviews Letters", "Advanced Materials" и ис- 6 пользуются в вузах и в научных лабораториях в более, чем 20 стран мира, среди которых США, Великобритания, Франция, Россия, Япония и др. ?

За годы, прошедшие с начала реформ в конце ХХ века, Китай добился значительных успехов в развитии высшего образования. Некоторые китайские вузы входят в списки лидеров высшего образования: 8

7 китайских вузов попали в Топ-200 по версии мирового рейтинга лучших вузов QS, университет Цинхуа занимает 25-е место в мире и 3-е место среди Азиатских вузов, Пекинский университет находится на 41-м месте в мире, университет Фудань на 51-м месте, Нанкинский университет на 130-м месте [7]. '

Перспективы развития научно-

образовательной среды китайских университетов связаны с созданием организационно-педагогических условий для приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности, для создания спе- 2.

циальных условий подготовки талантливых студентов в области естественных наук. Наше исследование показывает, что в китайских университетах просматривается тенденция понимания, как и в России, научно-образовательной среды как совокупности ин- 3. теллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научно-исследовательской деятельности [8].

Исследование выполняется при поддержке РГНФ по проекту 16-06-00083.

1. «Постановление ЦК КПК о реформе системы образования» (1985 г.) Центрального Комитета Коммунистической партии Китая [Электр. ресурс] // Сайт новостей об образовании в Китае. 2009. 09 сентября. URL: http://www.jyb.cn/china/zhbd/200909/t20090909_309252.ht ml (дата обращения: 23.02.2017).

2. Программа реформы и развития образования от 13 февраля 1993 года [Электр. ресурс]. URL: http://www.eol.cn/article/20010101/19627.shtml. (дата обращения: 31.05.2017).

3. Сборник основных нормативно-правовых документов о современном университетском образовании в Китае / Под ред. Департамента высшего образования Министерства образования КНР. Пекин: Изд-во образования и науки, 2013. 347 с. (На кит. яз.).

4. Дорога строительства высококлассных университетов в Китае: от Проекта 211 до Плана 2011 / Под ред. Го Синь-ли. Пекин: Изд-во высшего образования, 2012. 384 с. (На кит. яз.).

5. Программа «О долгосрочных реформах и плане развития образования на 2010—2020 год» [Электр. ресурс] // Сайт Китая 2010. 01 мая. URL:

http://www.china.com.cn/policy/txt/2010-03/01/content_19492625_3.htm (дата обращения: 23.02.2017).

Сайт новостей Университета Цинхуа. URL: http://news.tsinghua. edu. cn/publish/thunews/9660/2014/2014 0331164041100222550/20140331164041100222550_.html (дата обращения: 20.06.2016).

Топ-200 мировых университетов по рейтингу QS 20152016 г. [Электр. ресурс] // Сайт Народа. 2015. 15 сентября. URL: http://edu.people.com.cn/nZ2015/0915/c1053-27583247.html (дата обращения: 21.06.2017). Юань Ф., Бражник Е.И. Нормативно-правовые основы формирования научно-образовательной среды в современных университетах КНР и России // Мир науки, культуры, образования. Научный журнал. 2016. № 6 (61). С. 78-81.

References

"Postanovlenie TsK KPK o reforme sistemy obrazovaniia" (1985 g.) Tsentral'nogo Komiteta Kommunisticheskoi partii Kitaia [Decision of the Central Committee of the Communist Party of China on the reform of the educational system (1985)]. Available at:

http://www.jyb.cn/china/zhbd/200909/t20090909_309252.ht ml. (accessed: 23.02.2017).

Programma reformy i razvitiia obrazovaniia ot 13 fevralia 1993 goda [Program for the Reform and Development of Education in China (CPC Central Committee and State Council issued in February 13, 1993)]. Available at: http://www.eol.cn/article/20010101/19627.shtml. (accessed: 31.05.2017).

Sbornik osnovnykh normativno-pravovykh dokumentov o sovremennom universitetskom obrazovanii v Kitae / pod red. Departamenta vysshego obrazovaniia Ministerstva obrazovaniia KNR [Chinese feature of modern university system files: Ministry of education on 2013 Edition / Department of higher education, ed.]. Beijing, Education Science Publ., 2013. 347 p.

Doroga stroitel'sva vysokoklassnykh universitetov v Kitae: ot Proekta 211 do Plana 2011 [Construction of China's high level universities — from 211 project to 2011 project]. Beijing, Higher Education Publ., 2012.9, 384 p. Programma "O dolgosrochnykh reformakh i plane razvitiia obrazovaniia na 2010—2020 god" [National program for medium and long term educational reform and development (2010—2020)]. Available at:

http://www.china.com.cn/policy/txt/2010-03/01/ content_19492625_3.htm. (accessed 23.02.2017). Sait novostei Universiteta Tsinkhua [Tsinghua News]. Available at: http://news.tsinghua.edu.cn/publish/thunews/ 9660/2014/20140331164041100222550/2014033116404110 0222550_.html. (accessed: 20. 06. 2016). Top-200 mirovykh universitetov po reitingu QS 2015-2016 g. [2015-2016 QS World University ranked 200]. Available at: http://edu.people.com.cn/n720 1 5/09 15/c1053-27583247.html. (accessed: 21.06.2017).

Yuan F., Brazhnik E.I. Normativno-pravovye osnovy formirovaniia nauchno-obrazovatel'noi sredy v sovremennykh universitetakh KNR i Rossii [Normative-legal bases of formation of scientific and educational environment in the modern universities of China and Russia.]. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya, 2016, no. 6 (61), pp. 78-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.