Научная статья на тему 'Модель развития учебной самостоятельности студенто при обучении иностранному языку в неязыковом вуз (на примере Республики Саха (Якутия))'

Модель развития учебной самостоятельности студенто при обучении иностранному языку в неязыковом вуз (на примере Республики Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / DEVELOPMENT OF LEARNING INDEPENDENCE / СТУДЕНТЫ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ ЯКУТИИ / STUDENTS FROM INDIGENOUS INHABITANTS OF YAKUTIA / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парникова Г. М.

В статье представлено описание авторской модели по развитию учебной самостоятельности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе Якутии. Разработанная модель представляет собой целостную систему, состоящую из следующих компонентов и совокупности элементов: социального заказа региона (требования ФгОс ВО, стратегические планы региона, конкуренция на региональном рынке труда), стратегического (общая и специфическая цели, закономерности, принципы), тактического (методологические подходы, педагогические условия, этапы реализации), содержательного (методическое обеспечение, содержание обучения, практико-ориентированная методика развития учебной самостоятельности), оценочно-результативного (компоненты учебной самостоятельности, уровни, критерии, показатели её развитости), а также системообразующих связей (целеполагания, рефлексия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парникова Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF DEVELOPMENT OF STUDENTS’ LEARNING INDEPENDENCE WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITY (AT THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA))

The article presents the description of the author’s model of development of independence in learning, while teaching a foreign language at higher educational schools in Yakutia. The developed model is a holistic system, consisting of the following components and operating elements: social demand of the region (FSES HE, strategic plans of the region, competition in the regional labor market), strategic (general and specific objectives, laws, principles), tactical (methodological approaches, pedagogical conditions, stages of implementation), substantial (methodological support, training content, practice-oriented methodology for the development of learning independence), productive (components of learning independence, levels, criteria, indicators of development) and strategic relationships (goal setting, reflection).

Текст научной работы на тему «Модель развития учебной самостоятельности студенто при обучении иностранному языку в неязыковом вуз (на примере Республики Саха (Якутия))»

тику НИР Недостатками мы посчитали: невнимание к мотиваци-онной составляющей НИР студентов, не попавших в категорию талантливых, незнание студентами ресурсов и о возможностях

Библиографический список

участвовать в НИР, которые предоставляет университет, а также отсутствие достаточного внимания к НИР студентов со стороны преподавательского состава.

1. Бражник Е.И., Юань Фаньфань. Методология и методы исследования научно-образовательной среды в современных университетах Китая. Научное мнение. Педагогические, психологические и философские науки: научный журнал. Санкт-Петербургский университетский консорциум. Санкт-Петербург, 2016; 15: 30 - 36.

2. Юань Фаньфань, Традиции университетского образования в Китае / Юань Фаньфань. Научное мнение. Педагогические, психологические и философские науки: научный журнал. Санкт-Петербургский университетский консорциум. Санкт-Петербург, 2016; 10: 42 - 46.

3. Вопрос Цянь Сюесэнь к Вэнь Цзябао. Сайт Синьхуа. 05.05.2010. Available at: http://news.xinhuanet.com/politics/2010-05/05/c_1273985. html

4. Юань Фаньфань, Бражник Е.И. Нормативно-правовые основы формирования научно-образовательной среды в современных университетах КНР и России. Мир науки, культуры, образования: электронный научный журнал. Горно-Алтайск, 2016; № 6 (61): 78 - 81.

5. «План подготовки талантливых студентов ЦинхуаСюетан. Available at: http://www.xtjh.tsinghua.edu.cn/publish/xtjh/index.html

6. Юань Фаньфань, Роль информационно-коммуникативной среды в подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности в университетах Китая. Человек и образование Санкт-Петербург, 2016; 4: 165 - 169.

7. Официальный сайт «План Вандао» Университета Фудань. Available at: http://www.exc.fudan.edu.cn/doku.php?id=JM^:¥iSiffi^?4

8. Официальный сайт института КуанЯмин Нанкинского университета. Available at: http://dii.nju.edu.cn/kuangym/

9. Отчёт о качестве образования бакалавров Университета Цинхуа 2015-2016 гг. Available at: http://www.tsinghua.edu.cn/publish/jwc /7168/20170223095940885173175/1487815425407.pdf

References

1. Brazhnik E.I., Yuan' Fan'fan'. Metodologiya i metody issledovaniya nauchno-obrazovatel'noj sredy v sovremennyh universitetah Kitaya. Nauchnoe mnenie. Pedagogicheskie, psihologicheskie i filosofskie nauki: nauchnyj zhurnal. Sankt-Peterburgskij universitetskij konsorcium. Sankt-Peterburg, 2016; 15: 30 - 36.

2. Yuan' Fan'fan', Tradicii universitetskogo obrazovaniya v Kitae / Yuan' Fan'fan'. Nauchnoe mnenie. Pedagogicheskie, psihologicheskie i filo-sofskie nauki: nauchnyj zhurnal. Sankt-Peterburgskij universitetskij konsorcium. Sankt-Peterburg, 2016; 10: 42 - 46.

3. Vopros Cyan' Syues'en' k Ven' Czyabao. Sajt Sin'hua. 05.05.2010. Available at: http://news.xinhuanet.com/politics/2010-05/05/c_1273985. html

4. Yuan' Fan'fan', Brazhnik E.I. Normativno-pravovye osnovy formirovaniya nauchno-obrazovatel'noj sredy v sovremennyh universitetah KNR i Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. Gorno-Altajsk, 2016; № 6 (61): 78 - 81.

5. «Plan podgotovki talantlivyh studentov CinhuaSyuetan. Available at: http://www.xtjh.tsinghua.edu.cn/publish/xtjh/index.html

6. Yuan' Fan'fan', Rol' informacionno-kommunikativnoj sredy v podgotovke studentov k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti v universitetah Kitaya. Chelovek i obrazovanie Sankt-Peterburg, 2016; 4: 165 - 169.

7. Oficial'nyj sajt «Plan Vandao» Universiteta Fudan'. Available at: http://www.exc.fudan.edu.cn/doku.php?id=

8. Оficial'nyjsajt instituta Kuan Yamin Nankinskogo уuniversitetaинского университета. Available at: http://dii.nju.edu.cn/kuangym/

9. Otchet o kachestve obrazovaniya bakalavrov Universiteta Cinhua 2015-2016 gg. Available at: http://www.tsinghua.edu.cn/publish/jwc/7168/ 20170223095940885173175Z1487815425407.pdf

Статья поступила в редакцию 18.05.17

УДК 378

Parnikova G.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, doctoral postgraduate, North-Eastern Federal University

n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: allerigor@yandex.ru

MODEL OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' LEARNING INDEPENDENCE WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITY (AT THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)). The article presents the description of the author's model of development of independence in learning, while teaching a foreign language at higher educational schools in Yakutia. The developed model is a holistic system, consisting of the following components and operating elements: social demand of the region (FSES HE, strategic plans of the region, competition in the regional labor market), strategic (general and specific objectives, laws, principles), tactical (methodological approaches, pedagogical conditions, stages of implementation), substantial (methodological support, training content, practice-oriented methodology for the development of learning independence), productive (components of learning independence, levels, criteria, indicators of development) and strategic relationships (goal setting, reflection).

Key words: modeling, development of learning independence, students from indigenous inhabitants of Yakutia, foreign language, non-linguistic university.

Г.М. Парникова, канд. пед. наук, доц., докторант, Северо-Восточный федеральный университет М.К. Аммосова,

г. Якутск, Е-mail: allerigor@yandex.ru

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Статья публикуется за счёт средств гранта РФФИ 17-16-14003

В статье представлено описание авторской модели по развитию учебной самостоятельности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе Якутии. Разработанная модель представляет собой целостную систему, состоящую из следующих компонентов и совокупности элементов: социального заказа региона (требования ФГОС ВО, стратегические планы региона, конкуренция на региональном рынке труда), стратегического (общая и специфическая цели, закономерности, принципы), тактического (методологические подходы, педагогические условия, этапы реализации), содержательного (методическое обеспечение, содержание обучения, практико-ориентированная методика развития учебной самостоятельности), оценочно-результативного (компоненты учебной самостоятельности, уровни, критерии, показатели её развитости), а также системообразующих связей (целеполагания, рефлексия).

Ключевые слова: моделирование, развитие учебной самостоятельности, студенты из числа коренных жителей Якутии, иностранный язык, неязыковой вуз.

При конструировании модели мы опирались на позиции к моделированию различных учебных процессов (С.И. Архангельский [1], Ю.К. Бабанский [2]) и идеи системного подхода (И.В. Блауберг [3]) для комплексного изучения исследуемого объекта как континуума различных элементов с учётом внешних и внутренних условий. Модель представлена целостной системой, включающей в себя ряд блоков. В её структуру в качестве обязательного элемента включены также системообразующие связи, благодаря которым реализуется взаимодействие всех элементов.

В рамках исследования было установлено, что общероссийская система иноязычного образования в неязыковом вузе не учитывает специфику Республики Саха (Якутия): региональные социально-экономические, культурно-исторические, этнолингвистические особенности; психолого-физиологические, социально-педагогические, лингводидактические особенности контингента обучающихся из числа коренных жителей региона; комплекс трудностей исследуемой категории студентов, воздействующих на процесс усвоения иностранного языка в неязыковом вузе, объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на региональный рынок труда среди молодых специалистов. Ввиду вышесказанного, социальный заказ региона является отправным моментом построения модели развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе, поскольку главным потребителем образовательных услуг является конкретный федеральный субъект. Указанный элемент модели включает в себя не только требования, завяленные в российских нормативных документах, но и стратегические планы развития динамично развивающегося региона, его потребность в высококвалифицированных специалистах со знанием иностранного языка из числа национальных кадров в условиях высокой конкуренции с приезжими (приглашенными) специалистами. В целом, социальный заказ диктует определенные требования к качеству иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза, пронизывает всю выстраиваемую нами модель и накладывает отпечаток на её структуру и наполнение компонентов.

Поскольку противоречия, имеющиеся в практике системы высшего образования в Республике Саха (Якутия), актуализируют вопросы построения модели развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе на примере данного региона, то каждый её элемент (компонент) выстраимовой модели отражает ее специфичность для изменения содержания иноязычного образования и методики преподавания с учетом реальной региональной обстановки.

Стратегический элемент модели составили цель и принципы вузовского иноязычного образования. С учётом вышесказанного, считаем логичным конкретизировать общие цель и принципы обучения, исходя из сложившейся региональной методической действительности и социального заказа отдельного федерального субъекта на подготовку специалистов со знанием иностранного языка. Отметим, что сформулированные специфические цель и принципы обучения не находятся в противоречии с нормативными, а лишь углубляют и дополняют их.

В этой связи, определим специфическую цель методики преподавания иностранного языка студентов из числа коренных жителей Республики Саха (Якутия) как методическое обеспечение выполнения образовательного заказа региона на подготовку востребованных на рынке труда, конкурентоспособных специалистов со знанием иностранного языка из числа местных кадров посредством рационального использования форм, методов и средств обучения, учитывая национальное своеобразие обучающихся и особенности региона.

Ядро нашей концепции составляют следующий элемент стратегического компонента: закономерности (закономерность социально-этнической обусловленности подходов к содержанию иноязычного образования в неязыковых вузах Республики Саха (Якутия) исходя из социально-экономических, культурно-исторических, этнолингвистических особенностей региона; закономерность повышения качества самостоятельной работы студентов-северян в эффективности выбора способов её организации для снятия трудностей обучающихся в восприятии учебного материала, которые оказывают влияние на процесс его усвоения на иностранном языке и взаимодействие со всеми участниками учебно-воспитательного процесса; закономерность развития учебной самостоятельности при обучении иностранного языка студентов из числа коренных жителей национального региона в зависимости от их психолого-физиологических, социально-педа-

гогических, лингводидактических особенностей) и принципы обучения иностранному языку студентов исследуемой группы.

Общая стратегия обучения иностранному языку требует планомерно-последовательной реализации соответствующих подходов, организационно-дидактических условий, этапов обучения, представленных тактикой нашей модели. Практическая реализация сформулированных педагогических условий обучения предполагает ее этапность: 1) организационно-подготовительный, 2) процессуальный, 3) результативный. Организационно-подготовительный этап включал в себя: выявление особенностей северного региона, потребностей его рынка труда, особенностей студентов из числа коренных жителей Якутии; определение трудностей исследуемой категории обучающихся при обучении иностранному языку; выявление потенциала учебной дисциплины для развития учебной самостоятельности; определение структуры, состава, уровней, критериев, показателей сформированности учебной самостоятельности как качества личности, технологии её формирования; общее выстраивание цели, задач, способов осуществления исследуемого процесса; планирование этапов образовательной деятельности по иностранному языку; составление прогнозов в отношении результатов опытно-экспериментальной работы.

Второй этап ориентирован на практическую реализацию совокупности сформулированных теоретических положений, идей, закономерностей, принципов, подходов, педагогических условий к обучению иностранного языка для достижения намеченной цели. На данном этапе происходит организация деятельности субъектов учебного процесса. Он предполагает обучение иностранному языку на основе предложенной модели. Исследуемый процесс направлен на развитие качественной характеристики студентов и предполагает коррекцию и минимизацию трудностей, возникающих у студентов из числа коренных жителей Якутии при изучении иностранного языка: ведущий язык коммуникации, отличный от русского; сложный адаптационный период к новым условиям; коммуникативно-речевая пассивность; инертность психической деятельности; низкая потребность в проявлении личной индивидуальности; недостаточный уровень владения иностранным языком на довузовском уровне.

Вышесказанное определило методические требования, содержание обучения, методику развития учебной самостоятельности при обучении иностранному языку для достижения поставленной цели (содержательный элемент). На процессуальном этапе реализуется иноязычное обучение на уровне эмоционально-волевого, когнитивного, содержательного, оценочно-рефлексивного компонентов учебной самостоятельности средствами иностранного языка (табл. 1).

Методические требования к организации учебного процесса по иностранному языку являются важной составляющей для преодоления трудностей студентов из числа коренных жителей указанного региона и включают в себя:

> дифференциацию и индивидуализацию в применении методических средств и приемов работы с разными студентами обеих ступеней обучения, исходя из их индивидуальных трудностей в овладении изучаемой дисциплины и усвоением знаний, умений самостоятельной учебной деятельности;

> применение продуктивных копинг-стратегий при адаптации к новым среде/условиям/ситуациям;

> употребление родного языка обучающихся (якутского, русского) при объяснении наиболее сложного иноязычного материала, нахождение в нём аналогов/параллелей/различий для адекватного понимания английского языка;

> групповую траекторию организации учебного процесса для преодоления инертности психических действий северян по вектору: учебная группа - работа в малых группах - студент;

> со-изучение языка и культуры стран изучаемого языка для инициирования диалога культур, воспитания толерантного отношения к другим ценностям, культурно-историческому наследию при бережном сохранении своеобразия своего народа и страны;

> практико-ориентированную и профессионально-направленную устремленность курса иностранного языка в неязыковом вузе;

> развитие ситуации успеха, создание положительной мотивации к учебной дисциплине, содержанию самостоятельной учебной деятельности для формирования готовности к ее осуществлению средствами иностранного языка;

> создание благоприятной атмосферы, комфортной среды на занятии по иностранному языку, способствующей снижению

Таблица 1

Учебная деятельность в рамках иноязычного обучения по развитию учебной самостоятельности студентов неязыкового вуза

Актуализация компонента учебной самостоятельности Вид учебной деятельности

эмоционально-волевой • решение коммуникативно-поисковых задач (мозговой штурм); • нагрузка аудиовизуальных каналов (применение средств мультимедиа); • устная коммуникация (моделирование профессионально/практико-ориентированных ситуаций)

когнитивный • применение теоретических знаний на практике (выполнение проектов); • использование ИКТ (работа с платформой Moodle); • использование вербальных/невербальных средства общения (презентация)

содержательный • работа с учебником (анализ/сравнение/обобщение/систематизация иноязычного текстового материала); • коммуникативно-ориентированные игры (ролевая игра); • письменная коммуникация (написание делового письма); • внеаудиторные мероприятия по английскому языку (участие в языковых олимпиадах)

оценочно-рефлексивный • выполнение упражнений (он-лайн тесты); • чтение текстов по специальности (критический анализ прочитанного); • проверочные работы (выполнение лексико-грамматических диктантов)

уровня тревоги, нервозности, неуверенности в собственных возможностях обучающихся;

> стимулирование проявления личной активности, инициативы, самостоятельности через попеременное чередование активных и интерактивных методов, средств, приемов обучения иностранному языку для преодоления коммуникативно-речевой пассивности;

> постепенное включение студентов в самостоятельную учебную деятельность средствами иностранного языка с последовательным усложнением, создание положительного настроя, уверенности в своих возможностях;

> одновременную нагрузку слухового и визуального каналов студентов при восприятии информации, объяснение грамматического материала в виде схем и таблиц, исходя из присущей особенности студентов воспринимать окружающую действительность и оперировать образами;

> применение рефлексии, приемов оценки, самооценки и анализа осуществляемой самостоятельной учебной деятельности средствами иностранного языка;

> включение студентов во внеаудиторную самостоятельную работу по иностранному языку, организация которых осуществляется неязыковыми кафедрами СВФУ: участие в языковых олимпиадах, конкурсах, конференциях и т. п. регионального, российского, международного уровня;

> организацию совместных мероприятий со студентами старших курсов/слушателями магистерских программ/выпускниками вуза, прошедших обучение в зарубежном вузе для преодоления низкой потребности в проявлении личной индивидуальности;

> обеспечение свободного доступа студентов к основной / дополнительной /справочной учебной литературе, справочникам информационного /аналитического /профессионального характера, словарям методического кабинета неязыковых кафедр иностранных языков СВФУ;

> ознакомление с регулярно обновляемыми ресурсами образовательных сайтов и другими источниками получения необходимой информации на английском языке (например, сайты британских газет), находящихся в открытом доступе сети Интернет;

> оказание методической помощи в создании личного кабинета (профиля) студента в системе Moodle вуза для выполнения заданий, предусмотренной рамками самостоятельной работы и для связи с преподавателем.

Применение перечисленных требований к организации учебного процесса по иностранному языку со студентами-северянами в значительной степени облегчает достижение уровня иноязычной компетенции, указанного в нормативных документах высшего профессионального образования.

Содержание иноязычного обучения направлено на формирование готовности, способности и устойчивой потребности студента к проявлению им самостоятельной учебной деятельности, воспитание положительного отношения ко всему процессу, результатам его реализации. В соответствии с этим, компоненты

иноязычного содержания в неязыковом вузе были определены с учетом возможности воспитания учебной самостоятельности студентов средствами иностранного языка: 1. сфера общения, ситуация и тема; 2. средства общения; 3. устные и письменные навыки и умения иноязычного общения; 4. учебные умения. Содержание иноязычного обучения отражает процесс развития учебной самостоятельности и её результат. Обучение иностранному языку на основе описываемой модели реализуется посредством специально разработанной практико-ориентирован-ной методики обучения иностранному языку, предполагающей использование определенных стратегий, приемов, методов и средств обучения.

Оценочно-результативный элемент модели включает в себя мониторинг, коррекцию, оценочную деятельность, как педагога, так и студентов, а также компоненты, уровни, критерии и показатели развитости учебной самостоятельности.

Результативный этап реализации педагогических условий по развитию исследуемого качества личности средствами иностранного языка заключается в осуществлении оценочно-результативной деятельности по развитию учебной самостоятельности студентов неязыкового вуза средствами иностранного языка: мониторинг преподавателем всего учебно-воспитательного процесса; коррекция и закрепление педагогом достижений, положительной динамики самостоятельной учебной деятельности; оценка и анализ преподавателем уровней и показателей сформированности учебной самостоятельности будущих специалистов; текущая оценка и самоанализ студентов личной готовности и способности к осуществлению самостоятельной учебной деятельности средствами иностранного языка; прогнозирование студентами применения результатов самостоятельной учебной деятельности для решения последующих задач в своей будущей профессиональной деятельности.

Под результатом исследования подразумеваются положительные качественные изменения в структуре изучаемого качества личности студента. Показателями мотивации обучающихся к изучению учебной дисциплины, содержанию самостоятельной учебной деятельности являются наличие внутренней /внешней положительной мотивации, потребность в самостоятельной учебной деятельности и работоспособность студента. Активность личности измеряется сформированно-стью специальных и мета умений, проявлением инициативы, наличием усилий для преодоления трудностей. Самостоятельность студентов демонстрируют способность к самостоятельной учебной деятельности средствами иностранного языка и независимость от внешних оценок сокурсников или преподавателя. Показателями осознания студентами значимости самостоятельной учебной деятельности выступают оценка её значения и самооценка своих действий. Динамика развития рефлексии характеризуется способностью к самоанализу самостоятельных учебных действий, а также способностью к оценке учебной ситуации, результатов самостоятельной учебной деятельности. Основными критериями развитости

Рис.1.Модельразвития учебнойсамостоятельностистудентов при обучении иностранного языка в неязыковом вузе

учебной самостоятельности были выбраны: мотивация, активность, самостоятельность студента, осознание им значимости самостоятельной учебной деятельности, показатели рефлексии. Было выявлено три уровня сформированности учебной самостоятельности: 1) репродуктивный (низкий); 2) продуктивный (средний);3)продуктивнс-творчсский(высокий). Они по-

Библиографический список

зволяют отследить прогресс развития искомой качественной характеристики личности студента.

Последний, но не менее важный элемент выстраиваемой модели - это системообразующие связи (целеполагание и рефлексия), чьими задачами являются объединение отдельных блоков в единое целое для придания модели устойчивости.

1. Архангельский С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. С.И. Архангельский, В.И.Михеев,С.А.Машников. Москва: Знание, 1974.

2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. Составитель М.Ю. Бабанский; вступ. ст. Г.И. Филонова и др.; АПН СССР Москва: Педагогика, 1989.

3. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. Москва: Эдиториал УРСС, 1997.

4. Парникова Г.М. Анализ методической действительности, сложившейся в системе высшего образования в Республике Саха (Якутия). Вестник ЧГПУ. Челябинск, 2016; 8: 83 - 87.

5. Парникова Г.М. Принципы обучения иностранному языку студентов из числа представителей коренных народов Севера в неязыковом вузе. Педагогическое образование сегодня. Екатеринбург, 2016; 1: 197 - 203.

References

1. Arhangel'skij S.I. O modelirovanii i metodike obrabotki dannyh pedagogicheskogo 'eksperimenta. S.I. Arhangel'skij, V.I. Miheev, S.A. Mashnikov. Moskva: Znanie, 1974.

2. Babanskij Yu.K. Izbrannyepedagogicheskie trudy. Sostavitel' M.Yu. Babanskij; vstup. st. G.I. Filonova i dr.; APN SSSR. Moskva: Pedagogika, 1989.

3. Blauberg I.V. Problema celostnostiisistemnyjpodhod. Moskva: 'Editorial URSS, 1997.

4. Parnikova G.M. Analiz metodicheskoj dejstvitel'nosti, slozhivshejsya v sisteme vysshego obrazovaniya v Respublike Saha (Yakutiya). Vestnik ChGPU. Chelyabinsk, 2016; 8: 83 - 87.

5. Parnikova G.M. Principy obucheniya inostrannomu yazyku studentov iz chisla predstavitelej korennyh narodov Severa v neyazykovom vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie segodnya. Ekaterinburg, 2016; 1: 197 - 203.

Статья поступила в редакцию 05.05.17

УДК 378.172:796.323.2

Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sub-faculty, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan,

Russia), E-mail: shvaleva-t@mail.ru

DEFINING ABILITY TO HARD WORK IN 2-YEAR STUDENTS AT CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION ON THE BASIS OF SPORT GAMES (BASKETBALL). A great role has physical strength and hard work of students during educational classes at modern conditions of uninterrupted education. High professional education is directed firstly to the perfection of personal mental and moving abilities of a student, formation of a student as a future professional in his activity. A high level of hardworking of a student creates favorable conditions for mastery a future profession. The article describes the experience of defining students' physical strength at the classes of Physical Education with the use of specific tests that appreciate functional condition of an organism and correctness of a structure of a class, choice and distribution of means, optimal size of work and dosage.

Key words: Physical Education, hardworking, functional possibilities, physical strength, physical work, pulse, moving abilities, adopted rebuilding.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: shvaleva-t@mail.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ 2-Х КУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ СПОРТИВНЫХ ИГР (БАСКЕТБОЛ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современных условиях непрерывного образования большое значение имеет физическая выносливость и работоспособность студентов в процессе учебных занятий. Высшее профессиональное образование направлено на приоритетное совершенствование личных умственных и двигательных способностей, формирование его как будущего профессионала в своей деятельности. Высокий уровень работоспособности у студента создаёт благоприятные условия для освоения будущей профессии. В работе представлен опыт определения работоспособности студентов на занятиях дисциплины «Физическая культура» с использованием специфических тестов, которые оценивают функциональное состояние организма и правильность построения занятия, выбора и распределения средств, оптимальной величины нагрузки и дозировки.

Ключевые слова: физическая культура, работоспособность, функциональные возможности, выносливость, физическая нагрузка, пульс, двигательные способности, адаптационные перестройки.

В связи с тем, что миллионы студентов занимаются физической культурой и спортом, растёт значение врачебно-педаго-гического контроля над их состоянием здоровья. Всё большее место в учебном процессе стали занимать рекомендации ученых по построению занятий, организации и проведения их, подбору физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторений, интенсивности мышечной нагрузки и т. д. В этом плане большое значение имели результаты научных исследований учёных и практиков врачебного контроля по изучению физического развития (В.В. Гориневская, М.А. Минкевич), по разработке функциональных проб сердечно-сосудистой системы (Д.Ф. Дешин, Г.И. Котов, С.П. Летунов и др.), по изучению спортивного травматизма (И.А. Крячко, А.М. Ланда и др.), возрастные аспекты физического развития изучала РЕ. Мотылянская. А.Н. Крестовников ввёл в практику врачебного контроля ряд физиологических методов [1].

Ведущие специалисты в области спортивной медицины такие, как В.И. Дубровский, В.К. Добровольский, З.С. Миронова разрабатывают и внедряют в практику самые передовые, современные методы исследования и тесты. Научные достижения в спортивной медицине дают основание, что их результаты можно использовать не только в спорте, но и в занятиях по физической культуре со студентами различных специальностей. Важная роль в функциональной диагностике физической работоспособности студентов принадлежит функциональным пробам, проводимые

педагогом в спортивном зале, на стадионе или в лабораторных условиях [2].

Используя на занятиях «Физическая культура» методы врачебного контроля, мы определяли физическую работоспособность студентов, отслеживали реакцию организма на физическую нагрузку, а также обеспечивали контроль за адаптационными перестройками в функциональных показателях, происходящими в организме под воздействием физической нагрузки.

Цель нашего исследования заключается в выявлении работоспособности у студентов на занятиях с использованием спортивной игры баскетбол. Исследование проводился на базе спортивного зала №1 ХГУ им. Н.Ф. Катанова со студентами (23) вторых курсов образовательного профиля «Физическая культура».

Дисциплина «Физическая культура» включает раздел « Спортивные игры», в том числе и игру баскетбол, которая рассматривает общие основы обучения в становлении профессиональной готовности студентов с учётом её специфики, структуру соревновательной деятельности, наличие арсенала технико-тактических действий у студентов и их реализация в постоянно изменяющихся условиях. Это требует системного подхода к педагогическому процессу обучения игровым элементам (технико-тактическим действиям) и осуществление контроля со стороны педагога за физической работоспособностью студентов во время занятий.

Работоспособность организма и степень его тренированности мы определяли с одной стороны, наличием соответствующих двигательных навыков у студентов, уровнем владения игровыми элементами в баскетболе, с другой - аэробными и анаэробными возможностями организма. При обследовании учитывали влияние отдельных занятий физическими упражнениями на организм студентов и отмечали особенности ответных реакций по данным пульса в течение занятия.

Так как работоспособность зависит от техники владения двигательным действием (правильно выполнение упражнения в пространственных и временных характеристиках, рациональным мышечным напряжением при выполнении упражнений, соблюдение правильного направления движения и скоростью движения отдельных частей тела и перемещением тела в пространстве), а также уровнем развития двигательных способностей (скоростными, скоростно-силовыми, координационными) и функциональными (аэробными и аэробными: работы сердечно-сосудистой и дыхательных систем) возможностями организма. Для этого мы проверили исходные данные пульса на занятии и выявили, что показатели пульса до нагрузки студенты имеют большой разброс от 60 до 72 уд в мин. Поэтому мы распределили все показатели по уровням ( первая группа - высокий - до 60 уд. в мин., средний - 66 уд. в мин. и низкий - 72 и выше). К первой группе мы отнесли студентов, имеющих ЧСС в пределах до 60 уд. в мин., что составило 38% испытуемых. Во вторую группу мы включали студентов пульс, которых наблюдается до 66 уд. мин., что составило - 40%. И к третьей группе мы отнесли игроков, у которых ЧСС наблюдалось от 72 и выше, что составило 22%.

Для решения поставленных задач мы предложили студентам выполнить технический элемент на время: ведение мяча одной рукой, дистанция 50 м. По результатам выполнения игрового задания 36,5%, игроков показали высокое время в пределах 11,5 сек. 38,5%. студентов выполнили задание за 12,2 сек. Третью группу составили студенты, показавшие результаты задания выше 13,3 сек - 25,%. Следующее задание. Студентам было предложено выполнить игровое задание (ведение мяча и бросок в кольцо в течение 6 мин. по кругу на два кольца. Результат оценивался по количеству бросков в баскетбольное кольцо и количеству выполненных кругов.

После выполнения задания показатели ЧСС изменились во всех группах. Мы выявили, что ЧСС была в среднем 172 удара в мин., что составило 28%, их мы отнесли к высокому уровню работоспособности, и они забросили 16 мячей. У 46% студентов показатели ЧСС составили в разбросе от 156 до 162 уд. в мин., мы их отнесли к среднему уровню работоспособности (16 мячей). Низкий уровень работоспособности показали 26% студентов с ЧСС 150 уд. в мин., которые не только слабо владели техническими элементами, но и физическим качеством, как скоростной выносливостью (8 мячей). Это объясняется тем, что не все студенты хорошо владели техникой игрового элемента и как результат - у них недостаточно развиты скоростные способности, а с другой стороны, мы утверждаем, что у них недостаточный запас функциональных (аэробных) возможностей организма. Это отразилось на показателях пульса после выполненной работы. Соответственно и период восстановления к исходному уровню после физической нагрузки соответственно был различный: в первой группе после 2-ой мин., во второй группе после 3-ей и в последней группе на 4-ой минуты. Данные показатели говорят о том, что студенты с ЧСС исходного уровня первой группы имеют более высокую работоспособность, так как они имели больший функциональный запас (ЧСС во время выполнения фи-

Библиографический список

зической работы и по её окончании показала более экономичную работу и период восстановления). Показатели в третьей группе находятся на пределе границ функциональных возможностей, что отразилось на низких результатах в игровых действиях и низкой работоспособности.

Контроль над работоспособностью студентов на занятиях мы осуществляли с помощью регулирования физической нагрузки в разных частях занятия за счёт изменения интенсивности выполнения упражнений и их общего объема; чередования нагрузки с отдыхом, которые обеспечивали восстановительные процессы; учитывали дозировку физических упражнений. Кроме этого, проводили хронометрирование, (как форма контроля) которое определялась общей плотностью занятия (она составляла 97%) и моторной плотностью (составила 86%).

Физическая нагрузка определялась по динамике пульса в течение занятия: в подготовительной части занятия частота пульса в среднем увеличивалась на 32%, в основной части - на 70% по отношению к исходной величине, во время выполнения игровых заданий, связанных со скоростно-силовы-ми способностями увеличение достигала до 90%, в заключительной части пульс снижался и превышал исходные данные в среднем на 15%. Возвращение пульса к исходному уровню после занятий у студентов наблюдалось на 2-3 мин., что соответствует рациональному распределению физической нагрузки и её интенсивности. Интенсивность мышечной нагрузки на занятии зависела от подбора игровых упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторения. При подборе физических упражнений для нормирования физической нагрузки мы ориентировались на сдвиги частоты сердечных сокращений, которая отражает влияние физической нагрузки на организм студентов и имеет прямую связь с характером энергообеспечения мышечной деятельности. Средняя частота сердечных сокращений на занятии по наблюдениям у студентов составляла 160 ударов в мин., что соответствовало допустимой нагрузке студентов Мы учитывали, что не только объём и интенсивность мышечной деятельности определяют функциональные сдвиги в организме: во многом они определяются и методикой организации и проведения занятий по физической культуре. Кроме этого, у студентов на занятиях мы брали функциональную пробу с дозированной мышечной нагрузкой «степ-тест», (1 раз в месяц) которая определяет работоспособность организма при физической нагрузке. Влияние мышечной нагрузки мы оценивали по изменению показателей работы сердечно-сосудистой системы по пульсу (до нагрузки, после выполнения «теста» и по времени восстановления) к исходному уровню. Динамика функциональной пробы показывает улучшение работоспособности у студентов к концу семестра.

В заключении можно отметить, что в работе со студентами на занятиях физической культурой необходимо обращать внимание на максимально возможные изменения главных энергообе-спечивающих систем организма за счёт повышения физических нагрузок с тенденцией к предельно возможным и за счёт расширения границ аэробных возможностей. В этих случаях мы помним, что необходимо дозировать физическую нагрузку, которая находится на границе имеющихся функциональных возможностей организма, но ни в коем случае не должна выходить за пределы его адаптационных перестроек. При систематическом выполнении работы такого типа значение аэробных возможностей у студентов будет настолько большим, что отразился не только на приросте работоспособности организма, но и воспитанию физических качеств.

1. Дешин Д.Ф., Коваленко В.Н., Летунов С.П., Мотылянская РЕ. Врачебный контроль: учебник для студентов института физической культуры. Москва: Издательство «ФиС», 1965.

2. Карпман В.Л. Спортивная медицина: учебник для институтов физической культуры. Москва: «ФиС», 1987.

3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для высших учеб заведений, Москва: Владос, 2002.

4. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: учебник для студентов высших педагогических заведений. Москва: Академия, 2004.

References

1. Deshin D.F., Kovalenko V.N., Letunov S.P., Motylyanskaya R.E. Vrachebnyj kontrol': uchebnik dlya studentov instituta fizicheskoj kul'tury. Moskva: Izdatel'stvo «FiS», 1965.

2. Karpman V.L. Sportivnaya medicina: uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury. Moskva: «FiS», 1987.

3. Dubrovskij V.I. Sportivnaya medicina: uchebnik dlya vysshih ucheb zavedenij, Moskva: Vlados, 2002.

4. Zheleznyak Yu.D., Portnov Yu.M. Sportivnye igry: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih zavedenij. Moskva: Akademiya, 2004.

Статья поступила в редакцию 15.05.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.