УДК 378 ББК 74.480.267
Г.М. Парникова
закономерности, принципы и подходы к построению концепции развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе
В данной статье представлено описание ядра авторской концепции развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Оно представляет собой совокупность закономерностей и принципов иноязычного обучения студентов из числа коренных жителей Якутии. Также раскрыты методологические подходы к исследуемой проблематике.
Ключевые слова: учебная самостоятельность, студенты неязыкового вуза, иностранный язык, концепция, закономерности, принципы, подходы.
G.M. Parnikova
regularities, principles and approaches to construction of the concept of development of students' educational independence when learning a foreign language in non-linguistic university
This article presents the description of core concept of development of educational independence of students when learning a foreign language in non-linguistic university. It is represented in a form of regularities and principles of foreign language learning of students from indigenous inhabitants of Yakutia. The article also presents the methodological approaches to the studied issues.
Key words: educational independence, students of non-linguistic university, foreign language, concept, patterns, principles, approaches.
Выделение ядра концепции развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе позволяет нам оценить состояние проблемы, отследить динамику ее развития и связанные с ней дальнейшие перспективы. Ядро выстраиваемой концепции мы определяем как совокупность закономерностей и принципов обучения иностранному языку студентов из числа коренных жителей Республики Саха (Якутия) в неязыковом вузе. Она определяет сущность и механизмы построения теории, характеризует ее специфичность. При построении концепции мы опирались на фундаментальные теории, идеи, основные положения
целостности педагогического процесса (А.Г. Асмолов [3]), языковой личности и поликультурного образования (И.И. Ха-леева [15]), лингводидактики и методики преподавания иностранных языков (Н.Н. Сергеева [14]), становления индивидуальности личности студента, его творческого саморазвития (Т.Б. Гребе-нюк [5]), учебной деятельности (В.В. Давыдов [6]), взаимосвязи деятельности и становления личности обучающегося (А.Н. Леонтьев [10]), развития самостоятельности и активности студентов (С.И. Архангельский [2]).
Вышеперечисленные исследования демонстрируют неоднозначность и много-аспектность изучаемой проблемы. В этой
* Статья публикуется за счет средств гранта РФФИ 17-16-14003.
ж ф
0 ^ х со
Ю
"Я £
К Ü
Е з
ь со ^ к
со ф
П I
го 1
Q. £0
* f с
аЗ к
^ >ч
1 s о О
* X о X
* го
Ф о
0 о
ÜI
1 I
* ф
it
0 О. с с s Сй
_ о .0 н
с X
S <и
1 ь
о. °
с_ ¡5
Ь S
Q.«
1 k
2 О О IX О О О
ГО (О
со о
го ш о
X ^
го 1=
связи идея развития самостоятельности в условиях высшей школы не является принципиально новой. Однако развитие учебной самостоятельности студентов из числа коренных жителей Республики Саха (Якутия) при обучении иностранному языку в неязыковом вузе, имеющее свои закономерности и принципы, как целостное исследование ранее не рассматривалось.
Опираясь на формулировку П.И. Пид-касистого педагогических закономерностей как «объективных, существенных, устойчивых, повторяющихся связей между составными частями, компонентами процесса обучения» [13, с. 214], мы выделили следующие закономерности в отношении исследуемого нас процесса:
• закономерность социально-этнической обусловленности подходов к содержанию иноязычного образования в неязыковых вузах Республики Саха (Якутия), исходя из социально-экономических, культурно-исторических, этнолингвистических особенностей региона;
• закономерность повышения качества самостоятельной работы студентов-северян в эффективности выбора способов ее организации для снятия трудностей обучающихся в восприятии учебного материала, которые оказывают влияние на процесс его усвоения на иностранном языке и взаимодействие со всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
• закономерность развития учебной самостоятельности при обучении иностранному языку студентов из числа коренных жителей национального региона в зависимости от их психолого-физиологических, социально-педагогических, лингводидактических особенностей.
Проведение исследования в экономически активном регионе, характеризующемся наличием национального компонента во всех сферах жизнедеятельности человека, включая образование, дало нам основание для определения социально-этнической обусловленности подходов к содержанию иноязычного образования в неязыковых вузах Республики Саха (Якутия). Выделение указан-
ной закономерности позволяет нам конкретизировать общие цель и принципы иноязычного образования в неязыковом вузе, исходя из сложившихся региональной действительности и социального заказа отдельного федерального субъекта на подготовку специалистов со знанием иностранному языку.
Возросшие требования к иноязычному образованию, заложенные в нормативных документах современной высшей школы, являются основой для выделения закономерности повышения качества самостоятельной работы студентов, эффективность которой зависит от адекватного выбора методов и средств обучения иностранному языку в зависимости от целевой аудитории обучающихся. Знание трудностей студентов из числа коренных жителей Якутии при обучении иностранному языку [11] и использование соответствующей методики по их устранению способствует достижению поставленной цели. Выделение психолого-физиологических, социально-педагогических, лингводи-дактических особенностей исследуемой категории студентов [11] позволяет нам проследить следующую закономерность - развитие учебной самостоятельности студентов из числа коренных жителей национального региона зависит от учета их специфических особенностей. Манкирование перечисленных особенностей обучающихся окажет негативное влияние на процессы усвоения учебного материала на иностранном языке и взаимодействия с субъектами учебной деятельности.
Для развития учебной самостоятельности студентов из числа коренных жителей Якутии при обучении иностранному языку в неязыковом вузе мы определили ряд значимых общепедагогических (принцип соответствия содержания обучения требованиям развития общества и личности; принцип сознательности; принцип активности; принцип профессиональной направленности в обучении иностранному языку), методических (принцип коммуникативной направленности; принцип аутентичности; принцип ситуа-тивности; принцип учета родного язы-
ка) и специфических принципов обучения иностранному языку студентов из числа представителей коренных жителей Якутии в неязыковом вузе: I группа принципов, отображающая соответствие системы подготовки по иностранному языку в неязыковом вузе социальному заказу региона; II группа принципов, учитывающая культурно-историческое наследие и черты национального характера обучающихся; III группа принципов раскрывающая возможности многоязычия в поликультурном регионе [12].
Вышеобозначенные принципы и закономерности являются ключевыми положениями, которые лежат в основе обучения иностранному языку в неязыковом вузе при работе со студентами из числа представителей коренных жителей Якутии. Выделенное ядро авторской концепции позволяет нам перейти к рассмотрению методологических подходов применительно к предмету нашего исследования: системный (И.В. Блауберг [4]); компетентностный (И.А. Зимняя [8]); герменевтический (А.Ф. Закирова [7]), синергетический (В.И. Андреев [1]) и этнокультурный (Л.П. Карпушина [9]).
Системный подход и его преломление в образовательной практике вузов являются исходной методологической основой нашего исследования. С одной стороны, задача применения системного похода в нашем исследовании - это раскрыть целостность объекта исследования, определить стратегии взаимодействия между его компонентами, объединить их в одну теоретическую систему. С другой стороны, указанный подход предусматривает взаимосвязь становления учебной самостоятельности студентов и использования широких возможностей потенциала иноязычного образования, взаимодействие и целостность между указанными процессами, взаимообусловленность которых отражается в ходе постановки цели, определения задач, содержания и результатов исследуемого процесса. Таким образом, реализуется специально заданное и организованное развитие учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.
Главной целью применения компе-тентностного подхода к обучению в нашем исследовании является необходимость обеспечения модернизации современной высшей школы. Данный подход открывает новые возможности для подготовки студентов к самостоятельному расширению практики иноязычного общения, осуществлению продуктивной коммуникативной деятельности и актуализации личностных ресурсов (И.А. Зимняя). Изменение соотношения аудиторного и внеаудиторного времени, отводимого на изучение иностранного языка в неязыковом вузе, актуализация самостоятельной работы студентов будут существенно влиять на весь процесс подготовки студента: формирование комплекса компетенций и личностных характеристик будущего специалиста при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.
Центральное место в герменевтическом подходе отводится вопросам осмысления и осознания участниками образовательного процесса, начиная от наличия государственного образовательного заказа на тех или иных специалистов со знанием иностранного языка и заканчивая обоснованностью применения конкретного методического приема воспитания и обучения (А.Ф. Закирова). Практическая реализация данного подхода предполагает воспитание готовности и способности студентов неязыкового вуза не только осуществлять трафаретные, готовые задания в комфортных условиях обучения, но и, ориентируясь в новой, постоянно изменяющейся обстановке, интерпретировать полученные знания и умения; соотнося свои приоритеты/ценности, получить собственный личностно-значимый конечный результат; осознавать важность реализуемой самостоятельной учебной деятельности для последующей жизнедеятельности; осуществлять рефлексию, комплексную оценку и самооценку самостоятельных действий. В ходе исследования предлагаем использовать герменевтический подход через создание эмоционально-образных ситуаций, моделирующих конкретную профессиональную деятельность студентов неязыкового вуза. Темы
5 «
о ^
X со Ю
"Я £
К ^
5 3
со ф
п I
го 1 о. со
* i
с
Ф к :т х 2 о О
* X
с? 1
* го
Ф о
0 о й!
1 I
* Ф
г?
ч ^
О О.
С С
^ СО
_ О
.0 н
с X
И <и
о. °
с_ ¡5
* ?
О« К - О О IX О О О
ГО (О
со о
для обсуждения и изучения должны быть понятны и интересны студентам, а их актуальность - способствовать росту мотивации, как к изучаемой учебной дисциплине, так и к процессу самостоятельной учебной деятельности.
С позиций синергетического подхода педагогическая самоорганизация содействует поддержанию оптимального функционирования процесса развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранного языка, обусловленного как внешними, так и внутренними воздействиями (нелинейная система). Указанный подход предполагает качественно иной процесс взаимодействия между субъектами педагогического процесса в плане его открытости и совместного творчества (В.И. Андреев). Поскольку синергия указывает на развитие системы по нелинейным законам, то значимой мы выделим многовариативность выбора, что предполагает создание педагогом специальных условий альтернативы для активизации самостоятельности студентов, их ответственности в принятии решений, тем самым обеспечивая развитие самостоятельной индивидуальной траектории продвижения к успеху. Применение данного подхода дает нам также инструмент отхода от единой системы иноязычного российского образования в неязыковом вузе и предоставляет возможность изменить образовательный процесс с учетом потребностей отдельного региона (си-нергетическая случайность).
С точки зрения этнокультурного подхода к образовательному процессу
развитие учебной самостоятельности должно происходить с учетом этнокультурного наследия, характерного, как для отдельного региона, так и страны в целом, для воспитания личности, обладающей развитым этническим самосознанием, толерантностью, развитой способностью к межэтническому и межкультурному общению. Применение данного подхода направлено на воспитание у студентов гражданского и патриотического сознания, уважения к этносам, населяющим территорию их региона, страны и их культурам (Л.П. Карпуши-на). С одной стороны, этнокультурный подход к иноязычному образованию предполагает воспитание у студентов этнической идентичности, отчетливое осознание ими своей принадлежности к определенному этносу: современная молодежь демонстрирует заметное стремление изучать и сохранять родной язык и культуру. С другой стороны, активные процессы интеграции и глобализации, значительное расширение международных связей требует формирования поликультурной личности, а иностранный язык обладает возможностями для ее развития, приобщения к ценностям иноязычных культур.
Достижение целей нашего исследования на основе вышеобозначенных принципов, закономерностей и подходов возможно в специально созданных педагогических условиях развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.
Библиографический список
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Архангельский, С.И. Самостоятельная работа учащихся вузов [Текст] / С.И. Архангельский, А. Малах, В.И. Степанов. - М.: Педагогика, 1984. - 60 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст]: учебник / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ. -1990. - 256 с.
4. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход [Текст] / И.В. Блауберг. - М.: Эди-ториал УРСС. - 1997. - 448 с.
5. Гребенюк, Т.Б. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т.Б. Гребенюк. - Ярославль, 2000. - 42 с.
6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР. -1996. - 544 с.
7. Закирова, А.Ф. Концептуальные основания педагогической герменевтики [Текст] / А.Ф. За-кирова // Вестник Тюменского государственного университета. - № 5. - 2008. - С. 8-19.
8. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 21-26.
9. Карпушина, Л.П. Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования) [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук.- Саранск, 2012. - 521 с.
10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Академия. - 2004. - 352 с.
11. Парникова, Г.М. Анализ методической действительности, сложившейся в системе высшего образования в Республике Саха (Якутия) [Текст] / Г.М. Парникова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2016. - № 8. - C. 83-87.
12. Парникова, Г.М. Специфические принципы обучения иностранному языку студентов из числа коренных народов Севера в неязыковом вузе [Текст] / Г.М. Парникова // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 1. - С. 6-11.
13. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2006. - 608 с.
14. Сергеева, Н.Н. Иноязычная коммуникативная компетенция в сфере профессиональной деятельности: модель и методика развития [Текст] / Н.Н. Сергеева // Пед. образование в России. -2014. - № 6. - С. 147-150.
15. Халеева, И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста [Текст] / И.И. Халеева / / Язык-система. Язык-текст. Язык-способность. - М.: Ин-т рус. яз. РАН, 1995. -С. 277-285.
References
5 со
о ^ х со
Ю
"Я £
К Ü
Е 3
ь со ^ к
со ф
со
X
П
с
аЗ к
х S о О
* I о X
* го
Ф о
0 о
ÜI
1 I
1. Andreev V.I. Pedagogy: educational course for creative self-development. Kazan: Tsentr innovationnykh tekh nologii, 2000. P. 608. [in Russian].
2. Arkhangelskii S.I. Independent work of students at the universities. M.: Pedagogika, 1984. P. 60 [in Russian].
3. Asmolov A.G. Psychology of personality M.: Izd-vo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta, 1990. £co P. 256. [in Russian].
4. Blauberg I.V. Problem of integrity and system approach. M.: Editorial URSS, 1997. P. 448. [in Russian].
5. Grebenyuk T.B. Formation of personality of a future teacher in the process of training. Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Education). Yaroslavl, 2000. P. 42. [in Russian].
6. Davydov V.V. Theory of developmental education. M.: INTOR, 1996. P. 544. [in Russian].
7. Zakirova A.F. Conceptual foundations of pedagogical hermeneutics. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta,, № 5. 2008. P. 8-19. [in Russian].
8. Zimnyaya I.A. Competence approach. What is its place in the system of modern approaches to educational problems? (theoretical-methodological approach). Vysshee obrazovanie segodnya, 2006. № 8. P. 21-26. [in Russian].
9. Karpushina L.P. Ethnocultural approach as a factor of socialization of pupils of educational institutions (at the example of music education). Dis. ... doctor of sciences (Education). Saransk, 2012. P. 521. [in Russian].
10. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M: Smysl; Akademiya, 2004. P. 352 p. [in Russian].
11. Parnikova G.M. Analysis of methodical reality prevailing in higher education in the Republic of Sakha (Yakutia). Herald of Chelyabinsk state pedagogical university, 2016. № 8. P. 83-87. [in Russian].
12. Parnikova G.M. Specific principles of foreign language teaching of students from indigenous peoples of the North in a non-linguistic higher educational establishment. Pedagogicheskoe obrasovanie v Rosii, 2016. № 1. P. 6-11. [in Russian].
13. Pidkasistyi P.I. Pedagogy. Textbook for students of pedagogical universities and teacher training colleges. M.: Pedagogicheskoe obshestvo Rossii, 2006. P. 608. [in Russian].
14. Sergeeva N.N. Foreign language communicative competence in the professional activities sphere: a model and method of development. Pedagogicheskoe obrasovanie v Rossii, 2014. № 6. P. 147-150. [in Russian].
it
0 О. С С S CO _ О .0 Ic X s <U
1 ^
i. ° c_ ^
* ?
1 k
2 О О IX О О О
ГО (О
со о
15. Khaleeva I.I. Secondary linguistic personality as a recipient of foreign text. Language system. Language of text. Language-ability. M.: Institute of the Russian Academy of Sciences, 1995. P. 277-285. [in Russian].
Сведения об авторе Парникова Галина Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям, Институт зарубежной филологии и регионоведения,
Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск, Российская Федерация. &mail: allerigor@yandex.ru
Information about the author Parnikova Galina Mikhailovna,
Candidate of Sciences (Education),
Associate Professor, Department of Foreign
Languages in Engineering and Natural
Science Programs,
Institute of Modern Languages
and Region Studies
North-Eastern Federal University,
Yakutsk, Russia.
E-mail: allerigor@yandex.ru
УДК 378:36
ББК 74.480.26:65.9(2Рос)27
Т.Г. Пташко
социальное образование студента посредством обучения технологии проектирования в условиях образовательного процесса
В статье раскрыта сущность технологии проектирования в области социальной работы, влияние её применения в условиях обучения на процесс социального образования студента, определены объекты проектирования, разработан алгоритм проектирования в социальной работе, раскрыты условия реализации проекта в социальной работе.
Ключевые слова: социальное образование, проект, проектирование, алгоритм проектирования в социальной работе.
T.G. Ptashko
student social education in the educational process by design technologies
The essence of design technology in the field of social work, the impact of its application in the learning environment on the process of social education of the student is discussed, the objects of the design are determined, the algorithm design in social work is developed and the terms of the project implementation in social work are shown.
Key words: social education, project, design, design algorithm in social work.
Изменения в российском обществе и ориентир современной политики наше-| го государства на построение граждан-¡5 ского общества, в частности, приводят ^ к постановке вопроса становления типа н личности, готовой к новым социальным
отношениям. Для определения сущности показателей соответствующего новым требованиям социума типа личности необходимо понимание того, чем характеризуется модель гражданского общества. Прежде всего, она ориентирована