УДК 37.02
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
НА ОСНОВЕ РЕГИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОГО ПОДХОДА1
Г.М. Парникова
'Опубликовано за счет гранта РФФИ 17-16-14003-ОГН
Аннотация. Исследование посвящено проблеме развития учебной самостоятельности студентов из числа коренных народов Якутии в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Раскрывается необходимость учета специфики конкретного региона и коренных этносов, его населяющего. Авторская концепция строится на основе регионально-этнического подхода к образованию. Введено в научный оборот понятие «регионально-этнический подход к иноязычному образованию», под которым понимается овладение языком и культурой изучаемого языка путем максимального отражения специфики региона, культуры и духовных ценностей этноса обучающихся в содержании, формах, методах обучения. Предложенная концепция позволяет повысить результативность иноязычного образования в регионе. Использование материалов исследования в профессиональной подготовке преподавателей английского языка неязыковых вузов и учителей средних общеобразовательных школ на курсах повышения квалификации по курсу «Методика преподавания иностранных языков» способствует обновлению его содержания, форм и методов работы.
Ключевые слова: концепция, учебная самостоятельность, иностранный язык, студенты неязыкового вуза, коренные народы Якутии, регионально-этнический подход.
THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INDEPENDENCE
OF STUDENTS WHEN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN NON-LINGUISTIC
UNIVERSITY ON THE BASIS OF REGIONAL-ETHNIC APPROACH
G. Parnikova
Abstract Results of a research on development of students' educational independence from indigenous people of Yakutia while training a foreign language in non-linguistic university are presented in the article. The author's concept is based on regional and ethnic approach to education. The article reveals the need to consider the specifics of a particular region and its ethnos. Introduction of regional-ethnic approach as mastery of the foreign language and culture targets to maximize the reflection of the specifics of the region, culture and spiritual values of the ethnic students in the content, forms and methods of teaching. The proposed concept allows to improve the effectiveness of foreign language education in the region. The use of research materials in the training of English language teachers of non-linguistic universities and secondary school teachers in advanced training courses on the course "Methods of teaching foreign languages" contributes to the updating of its content, forms and methods of work;
Keywords: concept, educational independence, foreign language, students of non-linguistic university, indigenous people of Yakutia, regional and ethnic approach.
Цель нашего исследования - это теоретическое обоснование, построение и практическая реализация концепции развития учебной самостоятельности студентов из числа коренных народов Республики Саха (Якутия) при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. При выстраивании концепции мы опирались на теории, идеи, основные положения: целостности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский [1]); языковой личности (И.И. Халеева [2]); лингводидактики и методики преподавания иностранных языков (Н.Н. Сергеева [3]); становления индивидуальности личности студента, его творческого саморазвития (Т.Б. Гребенюк [4]); учебной деятельности (В.В. Давыдов [5]); взаимосвязи деятельности и становления личности обучающегося (А.Н. Леонтьев [6]); развития самостоятельности и
активности обучающихся (А.А. Вербицкий [7] и др.). Авторская концепция предусматривает реализацию в иноязычном образовании совокупности теоретических положений, связанных с гуманистической парадигмой образования, тесной взаимосвязи деятельности и формирования личности индивида, идей системного, компетентностного,
герменевтического, синергетического,
регионально-этнического подходов и
организационно-дидактических условий. Ядром концепции является совокупность
закономерностей и принципов развития учебной самостоятельности студентов из числа коренных народов Республики Саха (Якутия) при обучении иностранному языку в неязыковом вузе на основе регионально-этнического подхода [8].
Как в теоретических работах, так и в
образовательной практике отмечается важность учета этноса обучающихся (Ю.П. Зинченко [9], В.А. Сластенин [10], Л.Л. Супрунова [11], Ф.П. Харитонова [12] и др.). Актуальность исследования с позиций региона и этноса подтверждается тем, что практически отсутствуют исследования по методике преподавания иностранных языков в русле учета специфики, присущей различным регионам нашей страны и коренным народам, проживающим на ее территории. Исключение составляет рассмотрение вопросов обучения иностранному языку обучающихся-билингвов конкретного субъекта РФ, что, конечно же, не раскрывает весь потенциал и возможности вузовского иноязычного образования. Введение в научный оборот понятия «регионально-этнический подход к иноязычному образованию» имеет своей целью поиск новых резервов
педагогической деятельности в современных условиях развития методической науки. Данный подход сложился под влиянием внешних и внутренних факторов, к которым мы относим: глобализацию образования; обновление содержания высшей школы; конкуренцию на рынке труда; социальный заказ страны и компетентных специалистов, иноязычной компетенцией;
особенности и трудности, для определенного этноса обучающихся при изучении иностранного языка. Регионально-этнический подход к иноязычному образованию - это овладение языком и культурой изучаемого языка путем максимального отражения специфики региона, культуры и духовных ценностей этноса обучающихся в содержании, формах, методах обучения.
регионов на владеющих специфические характерные
Мировые, российские, региональные тенденции в сфере высшего образования
Специфические трудности обучающихся при изучении иностранного языка
Социальный заказ региона Регионально-этнический подход к иноязычному образованию Л- Особенности этноса обучающихся, влияющие на организацию учебного процесса и взаимодействие субъектов учебной деятельности
-V
Специфические особенности региона -N
-^
32
1Е
Сущность
Характеристика
Позволяет:
1. органично внедрить в образовательную практику тенденции в сфере высшего образования;
2. идентифицировать специфику и соцзаказ региона на подготовку конкурентоспособных специалистов со знанием иностранного языка;
3. соотнести методику обучения иностранному языку с особенностями этноса обучающихся для нейтрализации присущих им трудностей
- наполнение содержания иноязычного образования в триединстве «страна-регион-этнос»;
- гармоничное соотношение общероссийской, общерегиональной и присущих этносам, проживающим на территории конкретного субъекта РФ;
- принципов и подходов к организации образовательного процесса;
- выбор элементов, условий, форм, методов и средств педагогической деятельности с зависимости от особенностей этноса обучающихся
Концепция развития учебной самостоятельности студентов из числа коренных народов Якутии при обучении иностранному языку в неязыковом вузе
Модель развития учебной самостоятельности студентов из числа коренных народов Якутии при обучении иностранному языку в неязыковом вузе
Методика развития учебной самостоятельности студентов из числа коренных народов Якутии при обучении иностранному языку в неязыковом вузе
Рисунок 1. - Регионально-этнический подход к иноязычному образованию
В каждом субъекте Российской Федерации функционирует образовательное пространство, отражающее свои региональные особенности и специфику этноса, его населяющего. Сущность регионально-этнического подхода заключается в
том, что его реализация позволит органично внедрить в практику иноязычного образования осмысление мировых, общероссийских, региональных тенденций в сфере высшего образования; идентифицировать социальный
заказ и специфику региона для подготовки конкурентоспособных выпускников высшей школы; соотнести методику обучения иностранному языку в неязыковом вузе с особенностями этноса обучающихся для нейтрализации присущих им трудностей. К основным характеристикам регионально-этнического подхода к иноязычному образованию мы отнесли: наполнение содержания иноязычного образования в триединстве «страна-регион-этнос»; гармоничное соотношение общероссийской,
общерегиональной и присущих этносам, проживающим на территории конкретного субъекта РФ, принципов и подходов к организации учебного процесса; выбор элементов, условий, форм, методов и средств педагогической деятельности с зависимости от особенностей этноса обучающихся.
Регионально-этнический подход является теоретико-методологической основой
организации иноязычного обучения в неязыковом вузе для развития учебной самостоятельности студентов из числа коренных народов Республики Саха (Якутия) и реализуется на трех
уровнях: а) концепция, раскрывающая сущность, специфику, закономерности и принципы становления исследуемого качества личности (методологический уровень); б) модель, являющаяся содержательно-смысловым
наполнением концепции и интегрирующая цели, задачи, методику и принципы, отражающие закономерности развития учебной
самостоятельности (теоретический уровень); в) методика, состоящая из взаимосвязанных элементов, объединённых в одно целое для достижения цели исследования (практический уровень).
С одной стороны, данный подход предполагает воспитание у студентов этнической идентичности, отчетливое осознание ими своей принадлежности к определенному этносу внутри российского общества: современная молодежь демонстрирует заметное стремление изучать и сохранять родной язык и культуру. С другой стороны, активные процессы интеграции и глобализации, значительное расширение международных связей требуют формирования поликультурной личности.
Литература:
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика. - 1988. -560 с.
2. Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста / И.И. Халеева // Язык-система. Язык-текст. Язык-способность. - М: Ин-т рус. яз. РАН, 1995. - С.277-285.
3. Сергеева Н.Н. Иноязычная коммуникативная компетенция в сфере профессиональной деятельности: модель и методика развития / Н.Н. Сергеева // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 6. -С. 147-150.
4. Гребенюк Т.Б. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Т.Б. Гребенюк. - Ярославль, 2000. - 42 с.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т.1. - М.: Педагогика, 1993. - 392 с.
7. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России 2013. - № 2. - С. 137-145.
8. Парникова Г.М Закономерности, принципы и подходы к построению концепции развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе / Г.М. Парникова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 3. -С.73-78.
9. Зинченко Ю.П. Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности в современной России. Материалы круглого стола: в 2 т. - Том. 2. -Издательство: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - 2016. - 254 с.
10. Сластенин В.А. Этопедагогические факторы мультикультурного образования / В.А. Сластенин, Г.В. Палаткина. - М.: Прометей. - 2004. - 170 с.
11. Супрунова Л.Л. Приоритеты региональных сравнительных исследований в контексте модернизации российского образования / Л.Л. Супрунова // Вестник ВЭГУ. - 2008. - № 1 (33). - С.44-54.
12. Харитонова Ф.П. Анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве / Ф.П. Харитонова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2013. -№ 1 (77). - Ч. 1. - С.200-205.
Cведения об авторе:
Парникова Галина Михайловна (г. Якутск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки по техническим и естественным специальностям» Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета, e-mail: allerigor@yandex.ru
Data about the author:
G. Parnikova (Yakutsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of "Foreign languages for technical and natural specialties" of the Institute of foreign philology and regional studies, North-Eastern Federal University, e-mail: allerigor@yandex.ru