Научная статья на тему 'Определение работоспособности у студентов 2-х курсов на занятиях физической культуры на основе спортивных игр (баскетбол)'

Определение работоспособности у студентов 2-х курсов на занятиях физической культуры на основе спортивных игр (баскетбол) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / HARDWORKING / FUNCTIONAL POSSIBILITIES / PHYSICAL STRENGTH / PHYSICAL WORK / ПУЛЬС / PULSE / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / MOVING ABILITIES / ADOPTED REBUILDING / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / АДАПТАЦИОННЫЕ ПЕРЕСТРОЙКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швалева Т.А.

В современных условиях непрерывного образования большое значение имеет физическая выносливость и работоспособность студентов в процессе учебных занятий. Высшее профессиональное образование направлено на приоритетное совершенствование личных умственных и двигательных способностей, формирование его как будущего профессионала в своей деятельности. Высокий уровень работоспособности у студента создаёт благоприятные условия для освоения будущей профессии. В работе представлен опыт определения работоспособности студентов на занятиях дисциплины «Физическая культура» с использованием специфических тестов, которые оценивают функциональное состояние организма и правильность построения занятия, выбора и распределения средств, оптимальной величины нагрузки и дозировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швалева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINING ABILITY TO HARD WORK IN 2-YEAR STUDENTS AT CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION ON THE BASIS OF SPORT GAMES (BASKETBALL)

A great role has physical strength and hard work of students during educational classes at modern conditions of uninterrupted education. High professional education is directed firstly to the perfection of personal mental and moving abilities of a student, formation of a student as a future professional in his activity. A high level of hardworking of a student creates favorable conditions for mastery a future profession. The article describes the experience of defining students' physical strength at the classes of Physical Education with the use of specific tests that appreciate functional condition of an organism and correctness of a structure of a class, choice and distribution of means, optimal size of work and dosage.

Текст научной работы на тему «Определение работоспособности у студентов 2-х курсов на занятиях физической культуры на основе спортивных игр (баскетбол)»

3. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. Mосква: Эдиториал УРСС, 1997.

4. Парникова r.M. Анализ методической действительности, сложившейся в системе высшего образования в Республике Саха (Якутия). Вестник ЧГПУ. Челябинск, 2016; 8: 83 - 87.

5. Парникова r.M. Принципы обучения иностранному языку студентов из числа представителей коренных народов Севера в неязыковом вузе. Педагогическое образование сегодня. Екатеринбург, 2016; 1: 197 - 203.

References

1. Arhangel'skij S.I. O modeiirovanii i metodike obrabotki dannyh pedagogicheskogo 'eksperimenta. S.I. Arhangel'skij, V.I. Miheev, S.A. Mashnikov. Moskva: Znanie, 1974.

2. Babanskij Yu.K. Izbrannyepedagogicheskie trudy. Sostavitel' M.Yu. Babanskij; vstup. st. G.I. Filonova i dr.; APN SSSR. Moskva: Pedagogika, 1989.

3. Blauberg I.V. Probiema ceiostnostiisistemnyjpodhod. Moskva: 'Editorial URSS, 1997.

4. Parnikova G.M. Analiz metodicheskoj dejstvitel'nosti, slozhivshejsya v sisteme vysshego obrazovaniya v Respublike Saha (Yakutiya). Vestnik ChGPU. Chelyabinsk, 2016; 8: 83 - 87.

5. Parnikova G.M. Principy obucheniya inostrannomu yazyku studentov iz chisla predstavitelej korennyh narodov Severa v neyazykovom vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie segodnya. Ekaterinburg, 2016; 1: 197 - 203.

Статья поступила в редакцию 05.05.17

УДК 378.172:796.323.2

Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sub-faculty, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan,

Russia), E-mail: shvaleva-t@mail.ru

DEFINING ABILITY TO HARD WORK IN 2-YEAR STUDENTS AT CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION ON THE BASIS OF SPORT GAMES (BASKETBALL). A great role has physical strength and hard work of students during educational classes at modern conditions of uninterrupted education. High professional education is directed firstly to the perfection of personal mental and moving abilities of a student, formation of a student as a future professional in his activity. A high level of hardworking of a student creates favorable conditions for mastery a future profession. The article describes the experience of defining students' physical strength at the classes of Physical Education with the use of specific tests that appreciate functional condition of an organism and correctness of a structure of a class, choice and distribution of means, optimal size of work and dosage.

Key words: Physical Education, hardworking, functional possibilities, physical strength, physical work, pulse, moving abilities, adopted rebuilding.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: shvaleva-t@mail.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ 2-Х КУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ СПОРТИВНЫХ ИГР (БАСКЕТБОЛ)

В современных условиях непрерывного образования большое значение имеет физическая выносливость и работоспособность студентов в процессе учебных занятий. Высшее профессиональное образование направлено на приоритетное совершенствование личных умственных и двигательных способностей, формирование его как будущего профессионала в своей деятельности. Высокий уровень работоспособности у студента создаёт благоприятные условия для освоения будущей профессии. В работе представлен опыт определения работоспособности студентов на занятиях дисциплины «Физическая культура» с использованием специфических тестов, которые оценивают функциональное состояние организма и правильность построения занятия, выбора и распределения средств, оптимальной величины нагрузки и дозировки.

Ключевые слова: физическая культура, работоспособность, функциональные возможности, выносливость, физическая нагрузка, пульс, двигательные способности, адаптационные перестройки.

В связи с тем, что миллионы студентов занимаются физической культурой и спортом, растёт значение врачебно-педаго-гического контроля над их состоянием здоровья. Всё большее место в учебном процессе стали занимать рекомендации ученых по построению занятий, организации и проведения их, подбору физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторений, интенсивности мышечной нагрузки и т. д. В этом плане большое значение имели результаты научных исследований учёных и практиков врачебного контроля по изучению физического развития (В.В. Гориневская, М.А. Минкевич), по разработке функциональных проб сердечно-сосудистой системы (Д.Ф. Дешин, Г.И. Котов, С.П. Летунов и др.), по изучению спортивного травматизма (И.А. Крячко, А.М. Ланда и др.), возрастные аспекты физического развития изучала РЕ. Мотылянская. А.Н. Крестовников ввёл в практику врачебного контроля ряд физиологических методов [1].

Ведущие специалисты в области спортивной медицины такие, как В.И. Дубровский, В.К. Добровольский, З.С. Миронова разрабатывают и внедряют в практику самые передовые, современные методы исследования и тесты. Научные достижения в спортивной медицине дают основание, что их результаты можно использовать не только в спорте, но и в занятиях по физической культуре со студентами различных специальностей. Важная роль в функциональной диагностике физической работоспособности студентов принадлежит функциональным пробам, проводимые

педагогом в спортивном зале, на стадионе или в лабораторных условиях [2].

Используя на занятиях «Физическая культура» методы врачебного контроля, мы определяли физическую работоспособность студентов, отслеживали реакцию организма на физическую нагрузку, а также обеспечивали контроль за адаптационными перестройками в функциональных показателях, происходящими в организме под воздействием физической нагрузки.

Цель нашего исследования заключается в выявлении работоспособности у студентов на занятиях с использованием спортивной игры баскетбол. Исследование проводился на базе спортивного зала №1 ХГУ им. Н.Ф. Катанова со студентами (23) вторых курсов образовательного профиля «Физическая культура».

Дисциплина «Физическая культура» включает раздел « Спортивные игры», в том числе и игру баскетбол, которая рассматривает общие основы обучения в становлении профессиональной готовности студентов с учётом её специфики, структуру соревновательной деятельности, наличие арсенала технико-тактических действий у студентов и их реализация в постоянно изменяющихся условиях. Это требует системного подхода к педагогическому процессу обучения игровым элементам (технико-тактическим действиям) и осуществление контроля со стороны педагога за физической работоспособностью студентов во время занятий.

Работоспособность организма и степень его тренированности мы определяли с одной стороны, наличием соответствующих двигательных навыков у студентов, уровнем владения игровыми элементами в баскетболе, с другой - аэробными и анаэробными возможностями организма. При обследовании учитывали влияние отдельных занятий физическими упражнениями на организм студентов и отмечали особенности ответных реакций по данным пульса в течение занятия.

Так как работоспособность зависит от техники владения двигательным действием (правильно выполнение упражнения в пространственных и временных характеристиках, рациональным мышечным напряжением при выполнении упражнений, соблюдение правильного направления движения и скоростью движения отдельных частей тела и перемещением тела в пространстве), а также уровнем развития двигательных способностей (скоростными, скоростно-силовыми, координационными) и функциональными (аэробными и аэробными: работы сердечно-сосудистой и дыхательных систем) возможностями организма. Для этого мы проверили исходные данные пульса на занятии и выявили, что показатели пульса до нагрузки студенты имеют большой разброс от 60 до 72 уд в мин. Поэтому мы распределили все показатели по уровням ( первая группа - высокий - до 60 уд. в мин., средний - 66 уд. в мин. и низкий - 72 и выше). К первой группе мы отнесли студентов, имеющих ЧСС в пределах до 60 уд. в мин., что составило 38% испытуемых. Во вторую группу мы включали студентов пульс, которых наблюдается до 66 уд. мин., что составило - 40%. И к третьей группе мы отнесли игроков, у которых ЧСС наблюдалось от 72 и выше, что составило 22%.

Для решения поставленных задач мы предложили студентам выполнить технический элемент на время: ведение мяча одной рукой, дистанция 50 м. По результатам выполнения игрового задания 36,5%, игроков показали высокое время в пределах 11,5 сек. 38,5%. студентов выполнили задание за 12,2 сек. Третью группу составили студенты, показавшие результаты задания выше 13,3 сек - 25,%. Следующее задание. Студентам было предложено выполнить игровое задание (ведение мяча и бросок в кольцо в течение 6 мин. по кругу на два кольца. Результат оценивался по количеству бросков в баскетбольное кольцо и количеству выполненных кругов.

После выполнения задания показатели ЧСС изменились во всех группах. Мы выявили, что ЧСС была в среднем 172 удара в мин., что составило 28%, их мы отнесли к высокому уровню работоспособности, и они забросили 16 мячей. У 46% студентов показатели ЧСС составили в разбросе от 156 до 162 уд. в мин., мы их отнесли к среднему уровню работоспособности (16 мячей). Низкий уровень работоспособности показали 26% студентов с ЧСС 150 уд. в мин., которые не только слабо владели техническими элементами, но и физическим качеством, как скоростной выносливостью (8 мячей). Это объясняется тем, что не все студенты хорошо владели техникой игрового элемента и как результат - у них недостаточно развиты скоростные способности, а с другой стороны, мы утверждаем, что у них недостаточный запас функциональных (аэробных) возможностей организма. Это отразилось на показателях пульса после выполненной работы. Соответственно и период восстановления к исходному уровню после физической нагрузки соответственно был различный: в первой группе после 2-ой мин., во второй группе после 3-ей и в последней группе на 4-ой минуты. Данные показатели говорят о том, что студенты с ЧСС исходного уровня первой группы имеют более высокую работоспособность, так как они имели больший функциональный запас (ЧСС во время выполнения фи-

Библиографический список

зической работы и по её окончании показала более экономичную работу и период восстановления). Показатели в третьей группе находятся на пределе границ функциональных возможностей, что отразилось на низких результатах в игровых действиях и низкой работоспособности.

Контроль над работоспособностью студентов на занятиях мы осуществляли с помощью регулирования физической нагрузки в разных частях занятия за счёт изменения интенсивности выполнения упражнений и их общего объема; чередования нагрузки с отдыхом, которые обеспечивали восстановительные процессы; учитывали дозировку физических упражнений. Кроме этого, проводили хронометрирование, (как форма контроля) которое определялась общей плотностью занятия (она составляла 97%) и моторной плотностью (составила 86%).

Физическая нагрузка определялась по динамике пульса в течение занятия: в подготовительной части занятия частота пульса в среднем увеличивалась на 32%, в основной части - на 70% по отношению к исходной величине, во время выполнения игровых заданий, связанных со скоростно-силовы-ми способностями увеличение достигала до 90%, в заключительной части пульс снижался и превышал исходные данные в среднем на 15%. Возвращение пульса к исходному уровню после занятий у студентов наблюдалось на 2-3 мин., что соответствует рациональному распределению физической нагрузки и её интенсивности. Интенсивность мышечной нагрузки на занятии зависела от подбора игровых упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторения. При подборе физических упражнений для нормирования физической нагрузки мы ориентировались на сдвиги частоты сердечных сокращений, которая отражает влияние физической нагрузки на организм студентов и имеет прямую связь с характером энергообеспечения мышечной деятельности. Средняя частота сердечных сокращений на занятии по наблюдениям у студентов составляла 160 ударов в мин., что соответствовало допустимой нагрузке студентов Мы учитывали, что не только объём и интенсивность мышечной деятельности определяют функциональные сдвиги в организме: во многом они определяются и методикой организации и проведения занятий по физической культуре. Кроме этого, у студентов на занятиях мы брали функциональную пробу с дозированной мышечной нагрузкой «степ-тест», (1 раз в месяц) которая определяет работоспособность организма при физической нагрузке. Влияние мышечной нагрузки мы оценивали по изменению показателей работы сердечно-сосудистой системы по пульсу (до нагрузки, после выполнения «теста» и по времени восстановления) к исходному уровню. Динамика функциональной пробы показывает улучшение работоспособности у студентов к концу семестра.

В заключении можно отметить, что в работе со студентами на занятиях физической культурой необходимо обращать внимание на максимально возможные изменения главных энергообе-спечивающих систем организма за счёт повышения физических нагрузок с тенденцией к предельно возможным и за счёт расширения границ аэробных возможностей. В этих случаях мы помним, что необходимо дозировать физическую нагрузку, которая находится на границе имеющихся функциональных возможностей организма, но ни в коем случае не должна выходить за пределы его адаптационных перестроек. При систематическом выполнении работы такого типа значение аэробных возможностей у студентов будет настолько большим, что отразился не только на приросте работоспособности организма, но и воспитанию физических качеств.

1. Дешин Д.Ф., Коваленко В.Н., Летунов С.П., Мотылянская РЕ. Врачебный контроль: учебник для студентов института физической культуры. Москва: Издательство «ФиС», 1965.

2. Карпман В.Л. Спортивная медицина: учебник для институтов физической культуры. Москва: «ФиС», 1987.

3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для высших учеб заведений, Москва: Владос, 2002.

4. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: учебник для студентов высших педагогических заведений. Москва: Академия, 2004.

References

1. Deshin D.F., Kovalenko V.N., Letunov S.P., Motylyanskaya R.E. Vrachebnyj kontrol': uchebnik dlya studentov instituta fizicheskoj kul'tury. Moskva: Izdatel'stvo «FiS», 1965.

2. Karpman V.L. Sportivnaya medicina: uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury. Moskva: «FiS», 1987.

3. Dubrovskij V.I. Sportivnaya medicina: uchebnik dlya vysshih ucheb zavedenij, Moskva: Vlados, 2002.

4. Zheleznyak Yu.D., Portnov Yu.M. Sportivnye igry: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih zavedenij. Moskva: Akademiya, 2004.

Статья поступила в редакцию 15.05.17

УДК 378

Baikova E.N., Professor, Gnessin Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: lena.baykowa@yandex.ru

Gribkova O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),

E-mail: Groli@mail.ru

Ushakova O.B., senior lecturer, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: usakovamusik@mail.ru

THE EDUCATIONAL ASPECT OF CHORAL ART AS A FACTOR OF THE EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING AT A UNIVERSITY. The article discusses the aesthetic and educational functions of choral art, raising questions about performing quality vocal and choral training of students at a university. The authors reveal defining criterion of internal consistency of all the structural and performance elements of the individual conductor-choirmaster, owing to the huge preparatory work of the student in the learning process develops its own concept of the study of musical compositions, with which he is ready to go to his main instrument-performer - choral collective. In this context, the student is considered as a basis of professional competence, skill and demand in professional activities.

Key words: vocal and choral training, vocational education, pedagogical training, performance skills, choral art, conductor.

Е.Н. Байкова, проф. Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва, E-mail: lena.baykowa@yandex.ru

О.В. Грибкова, д-р пед. наук, проф., проф. Московского городского педагогического университета, г. Москва,

E-mail: Groli@mail.ru

О.Б. Ушакова, доц. Московского городского педагогического университета, г. Москва, E-mail: usakovamusik@mail.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ХОРОВОГО ИСКУССТВА

КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СТУДЕНТОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматривается эстетическая и воспитательная функция хорового искусства, поднимаются вопросы исполнительского качества вокально-хоровой подготовки студентов в вузе. Авторами выявляется определяющий критерий внутренней согласованности всех структурно-исполнительских элементов личности дирижера-хормейстера, где в результате огромной подготовительной работы у студента в процессе обучения складывается своя концепция изучения музыкального сочинения, с которой он готов выйти к своему главному инструменту-исполнителю - хоровому коллективу. В этом контексте высокий уровень вокально-хоровой подготовки студента рассматривается как основа профессиональной компетенции, мастерства и востребованности в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: вокально-хоровая подготовка, профессиональное образование, педагогическая подготовка, исполнительское мастерство, хоровое искусство, дирижер.

Проблема эффективной вокально-хоровой подготовки будущих педагогов-музыкантов, по-прежнему активно изучается и обсуждается. Ограниченность во времени многих профильных дисциплин заставляет искать новые, прогрессивные способы реализации основных задач вокально-хорового педагогического образования.

Исследуя общественно-культурные процессы наших дней, можно убедиться, что исполнительское творчество в области хоровой музыки развивается весьма бурно. Такой возрастающий интерес к хоровым жанрам объясняется, на наш взгляд, огромным потенциалом выразительности, эмоционального воздействия на слушателя.

Одним из важнейших факторов является повышение уровня исполнительской сложности. Многие современные хоровые произведения может исполнить только высокопрофессиональный коллектив с нестандартным диапазоном, большим количеством голосов. Многие сочинения из-за необычности звучания ошибочно воспринимаются как сложные и сразу отметаются хормейстерами. Здесь, безусловно, требуются многоаспектные методы анализа. Тем не менее, огромное количество хоровых сочинений могут стать великолепным материалом для вокально-хорового обучения будущих педагогов-музыкантов. И наша задача - выяснить, какие из этих современных хоровых произведений, могут быть включены в систему обучения вокально-хорового обучения студентов. Отбор таких произведений должен отвечать многим критерия. Прежде всего - эстетическая ценность. Далее следует учесть образно-содержательный компонент и художественную цельность сочинения. Ещё один важный аспект - на освоение каких конкретно вокально-хоровых навыков направлено изучение того или иного современного хорового сочинения.

Искусство хорового исполнения является одной из интересных проблем для обсуждения. Творческий характер дискурса определяется спецификой данного вида исполнительской деятельности. Несомненно, это утверждение обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, коллективной природой творческого действия. Во-вторых, регламентирующим характером его проявления - руководящей функцией дирижера. В-третьих, тем, что формирует

общий творческий результат. И, наконец, - всё то, чем отличается специфика хорового вида звучания.

Безусловно, возможны и какие-то иные аспекты рассмотрения поставленной проблемы, но, тем не менее, направленность представленных выше позиций является актуальной.

Один из постулатов, связанных с идеей коллективной природы творческого действия, осмысливается как некая константа. Это и есть то обязательное условие, вне которого не может формироваться какое-либо деятельное участие априори. Поскольку именно совместный проект действия и становится главной мотивацией его существования.

Единство усилий к достижению цели воспринимается как единство соучастия в процессе её реализации. И именно ощущение каждым и всеми однонаправленной природы совершающегося действия возникает исключительно благодаря руководящей функции дирижера.

Очевидно, что ансамблевая форма музицирования, представляющая также вариант коллективного модуса корреляции, может существовать и без подобного рода условия. Поскольку фактор более локальной среды проявления «всех» и «каждого» (немногочисленный состав участников) обеспечивает относительно системную форму их сбалансированности.

Вопрос исполнительского качества звучания в структуре хорового способа ансамблирования предполагает иную степень взаимообусловленности «певческих единиц». И определяющим критерием внутренней соорганизованности всех структурно-исполнительских элементов является личность дирижера.

Фактор дирижерского воздействия имеет широкую амплитуду своего влияния на любой вид контекстуальных связей: от структурно-объединяющего момента (хоровой коллектив) до экстраполяции собственной творческой позиции в рамках исполнительского процесса (трактовка). Особый интерес представляет тот ракурс взаимодействия дирижера и хора, где рождается не только возможность сосуществования в единой системе координат, но и условие совместного креативного поиска.

Условие, которое становится базовым критерием для оценки содержания последующего реализуемого действия на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.