Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникативной среды в подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности в университетах Китая'

Роль информационно-коммуникативной среды в подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности в университетах Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КНР / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHINA / UNIVERSITY EDUCATION / TRAINING OF STUDENTS / INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаньфань Юань

Статья посвящена исследованию развития информационно-коммуникативной среды в университетах Китая. В ней представлен материал о создании в университетах дистанционных курсов, виртуальных библиотек, демонстрационных центров, которые способствуют развитию научно-исследовательской деятельности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

He article investigates the development of information and communication environment in Chinа's universities, which contributes to the development of students’ scientific and research activity. There is material about emerging online courses, virtual libraries, demonstration centers in universities

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникативной среды в подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности в университетах Китая»

Юань Фаньфань

(Китай)

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT IN PREPARING STUDENTS FOR RESEARCH ACTIVITIES IN CHINA'S UNIVERSITIES

Статья посвящена исследованию развития информационно-коммуникативной среды в университетах Китая. В ней представлен материал о создании в университетах дистанционных курсов, виртуальных библиотек, демонстрационных центров, которые способствуют развитию научно-исследовательской деятельности студентов Ключевые слова: КНР, университетское образование, подготовка студентов, информационно-коммуникативная среда, научно-исследовательская деятельность

The article investigates the development of information and communication environment in Chinа's universities, which contributes to the development of students' scientific and research activity. There is material about emerging online courses, virtual libraries, demonstration centers in universities Keywords: China, university education, training of students, information and communication environment, research

Исследование выполняется при поддержке РГНФ по проекту 16-06-00083

Информационно-коммуникативная среда университета трактуется в научно-педагогической литературе по-разному, в том числе и как информационно-коммуникативная образовательная среда. Исследуя особенности информационно-коммуникативной среды в университетах Китая, понимаем ее как системно организованную в образовательном пространстве университета, целенаправленно обеспечивающего образовательный процесс, совокупность информационно-технического, учебно-методического обеспечения, которое создается с помощью инновационных электронных носителей, компьютерных телекоммуникационных технологий, включающих виртуальные библиотеки, распределительные базы данных, учебно-методические комплексы и др. [1].

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности является одной из задач современных университетов Китая. Развитие информационно-коммуникативной среды стало основой для организации научно-исследовательской деятельности в высшем образовании.

С 1995 года в Китайской Народной Республике реализуется «Проект 211», разработанный Министерством образования. Главная цель этого проекта - улучшение качества образования, повышение уровня развития науки и эффективности административного управления в вузе. «Проект 211» поставил задачу построения системы инновационной информационной инфраструктуры в вузе [3, с. 13]. Это стало первой попыткой структурного обновления материально-технической базы для развития информационно-коммуникативной среды в университетах Китая. В результате первого этапа реализации этого проекта за счет внедрения инновационной системы информационной инфраструктуры в сфере высшего образования была построена китайская компьютерная сеть учебных научных исследований (CERNET - China Education and Research Network], а также система академической информационной библиотеки

в высшем образовании Китая (CALIS - China Academic Library&Information System] [3, с. 15].

Одна из задач второго этапа «Проекта 211» - ускорение информатизации высшего образования, развитие китайской компьютерной сети учебных научных исследований (CERNET), системы деятельности академической информационной библиотеки китайского высшего образования (CALIS] и библиотечных цифровых ресурсов. Создается система коллективного пользования университетскими ресурсами (например, приборами и оборудованием); улучшается среда функционирования системы образовательных услуг в высшем образовании, создается основа информационного сервиса, объединяющего все вузы страны [3, с. 19].

Результаты «Проекта 211» стали значительными: повысилась сервисная функция китайской компьютерной сети учебных научных исследований (CERNET), созданы китайские научно-образовательные сети (ChinaGrid); в соответствии с проектом «Китайская Академическая Цифровая Ассоциативная Библиотека (China Academic Digital Associative Libra, CADAL)» в системе академической информационной библиотеки китайского высшего образования (CALIS) создан единый центр онлай-каталогизации, 3 технологических центра, 15 провинциальных центров, 16 центров обработки цифровых ресурсов и 22 платформы цифровых библиотек. Разработана система коллективного использования оборудования и университетских ресурсов (China Education Resource System. CERS], которая имеет единый центр управления государства, 2 областных центра (Пекин, г.Ухань] и несколько десятков участвующих в системе университетов. В настоящее время эта система включает более 2000 единиц научных приборов и оборудования, более 500 государственных центров экспериментального обучения, около 4000 государственных высококачественных курсов в высшем образовании [3, с. 91].

В 2011 году Министерством образования и Министерством финансов было выпущено постановление «О плане улучшения качества бакалаврского образования и педагогических реформ в период 12-й пятилетки», в котором

говорится о необходимости создания национальных высокопрофессиональных открытых электронных курсов. Перед университетами была поставлена задача создать 5000 открытых электронных курсов, которые демонстрируют тенденции научно-культурного развития, новейшие достижения страны и мира, распространяют передовые педагогические идеи, новые технологии обучения, демонстрируют богатый педагогический опыт преподавателей университетов Китая. Не остался в стороне и вопрос о содержании обучения - делается акцент на развитие исследовательских курсов и инновационных экспериментов, приобщающих студентов к проведению научных исследований [4].

Например, в университете Цинхуа создано 90 национальных высокопрофессиональных электронных курсов, среди которых история, филология, философия, искусство, педагогика, социология, экономика, политика, строительство и техника, фундаментальные естественные науки, в том числе такой курс, как «Научно-исследовательская работа в лаборатории» [2].

Все курсы разрабатываются университетами, далее они проходят экспертную оценку, и при получении положительных отзывов Министерство образования их размещает на специализированных сайтах

(http://www.icourses.cn/home/; http://www.jingpinke.com/), которые открыты и функционируют по инициативе Министерства образования и Министерства финансов КНР. Эти ресурсы бесплатно доступны любому зарегистрированному пользователю в любое время и в любом месте.

На этих сайтах курсы представлены по отраслям наук (филологические, исторические, философские, экономические, педагогические, инженерные, математические, медицинские и др.] и включают в себя многочисленные видеолекции высокопрофессиональных преподавателей, электронные программы и конспекты уроков, упражнения, тесты, литературу, практические задания и научные эксперименты. Кроме того, студенты могут обмениваться опытом, задавать вопросы, давать оценку курсам, размещенным на платформе сайтов. В результате создания и распространения таких курсов качественные педагогические ресурсы не ограничиваются пределами одного вуза, а используются сту-

дентами любого университета, как, впрочем, и всеми желающими получить хорошее образование. Получив возможность выполнять практические задания и научные эксперименты дистанционно, воспользовавшись интернетом, в любое удобное время и в любом месте, китайские студенты могут обмениваться опытом с другими, преодолевать физические и психологические барьеры, а значит, смело делают шаги в учебных научных исследованиях.

В мае 2014 года в целях создания национальных высокопрофессиональных открытых курсов на платформе icourses открыта рубрика «МООС китайских университетов», в которой представлены сотни онлайн-курсов, связанных с историей, филологией, философией, искусством, педагогикой, социологией, экономикой, политикой, строительством и техникой, фундаментальными естественными науками, сельским хозяйством и медициной. Сегодня студенты Китая имеют возможность получить систематическое образование благодаря этим онлайн-платформам и познакомиться с результатами работы лучших специалистов, доступными по всему миру [5].

Появление и распространение дистанционных курсов стимулирует изменения технологий обучения в высшей школе. Традиционная форма обучения постепенно вовлекает новые технологии, и в результате имеем «смешенное обучение» или «перевернутые занятия» («Flipped Classroom» или «Inverted

Classroom»fl$^®M]. Подобная форма подразумевает, что перед занятиями студенты самостоятельно проходят онлайн-курсы и получают знания, а во время аудиторных занятий между студентами и преподавателем ведется обсуждение трудностей, которые возникли при прохождении онлайн-курса. Узнавая о проблемах, с которыми столкнулся конкретный студент, преподаватель предлагает ему индивидуальную помощь и консультацию, что делает обучение индивидуализированным. Объединяя время и эффективность онлайн-курсов со временем и эффективностью аудиторных занятий, преподаватель делает весь процесс обучения эффективнее и полезнее; более того, сами студенты получают от такой формы работы удовлетворение и дополнительные возможности, они активнее участвуют в учебном

процессе и в научно-исследовательской деятельности [6].

В 2005 году Министерство образования КНР приняло решение о создании национальных демонстрационных центров экспериментального обучения (National Demonstration Center of Experimental Teaching], целью которых является повышение качества высшего образования; развитие практических компетенций студентов и готовности к инновациям, создание в вузах информационно-коммуникативной среды на базе современного оборудования и других ресурсов; демонстрация китайскими вузами положительного опыта экспериментального обучения.

До сентября 2015 г. было создано 800 вузовских демонстрационных центров экспериментального обучения в 368 вузах Китая (в 31 провинции], которые охватывают 44 области естественных, инженерных, аграрных, медицинских и гуманитарных наук [7].

Сегодня, например, в университете Цинхуа работают 11 национальных демонстрационных центров экспериментального обучения. В этих центрах с помощью специализированных учебных программ студенты знакомятся с лабораторными работами, ведут научные исследования. Для создания благоприятной инновационной образовательной среды университета, стимулирующей студентов к научным исследованиям, университет Цинхуа уделяет большое внимание организации научно-исследовательской практики и созданию площадок для научных исследований студентов.

На примере Нанкинского университета мы рассмотрим особенности содержания Библиотеки цифровых обучающих ресурсов (http://tres.nju.edu.cn], которые есть в университетах Китая. Здесь собраны как китайские, так и иностранные образовательные материалы. Раздел «Знаменитые дисциплины выдающихся преподавателей» охватывает лучшие учебные курсы вузов Китая национального значения. Данные курсы разрабатываются и ведутся известными профессорами страны. Проводятся постоянная систематизация курсов, а также улучшение и оптимизация учебного содержания, происходит гибкое использование различных методов обучения, которые направлены на мобилизацию ресурсов студентов, а также развитие их спо-

собностей к обучению. Раздел «Информационно-справочные ресурсы по научно-методическому обеспечению преподавателей и научно-исследовательским работам студентов» включает 13 исследовательских демонстрационных курсов Нанкинского университета и других знаменитых педагогов Китая, например, профессоров Лу Дэсиня и Сан Синьминя, а также некоторые ресурсы для исследовательской деятельности студентов. Эти выдающиеся педагоги применяют различные методы обучения студентов: группового обучения, проблемно-ориентированного обучения и др.

Раздел «Цифровой музей» включает в себя пять разделов: науку о Земле, историю и археологию, искусство скульптуры, экологию и биологию, а также историю Земли. Данный раздел представляет собой базу данных, построенную из изображений, анимации, аудио-и видеоматериалов и других мультимедийных носителей, а также научных стандартизированных специальных описаний. В качестве отправного пункта используются музейные экспонаты, на основании которых строится междисциплинарная сеть знаний. В данном разделе подчеркивается целостность системы знаний, при этом «представленные экспонаты» не имеют вещественных или профессиональных ограничений. В результате этого была сформирована цифровая музейная система, охватывающая множество научных дисциплин, которая предоставляет богатое разнообразие ресурсов для преподавателей и студентов. Среди более двухсот «он-лайн-курсов» Нанкинского университета некоторые дают студентам возможность обучения посредством Интернета, в основном они являются дополнением к обучению в аудитории. Так, учащиеся вуза после аудиторных занятий получают возможность использовать

электронные ресурсы и вести сетевое взаимодействие с преподавателями и студентами.

Раздел «Лекции» охватывает более двухсот академических лекций выдающихся отечественных и зарубежных ученых, в том числе лауреатов Нобелевской премии. Некоторые лекции затрагивают вопросы передовых научных исследований и развития научных отраслей, некоторые посвящены методологиям обучения и исследования, а некоторые касаются мировоззрения и системы ценностей. Материалы данного раздела позволяют студентам расширить свои научные горизонты и сформировать правильный взгляд на жизнь, построить систему ценностей, а также выбрать более научную методологию. Раздел «Другие ресурсы» включает в себя открытые дисциплины (свободные онлайн-курсы] университета Массачусетского Технологического института, лучшие курсы Китая и другие учебные материалы [8].

Таким образом, информационно-коммуникативная среда в китайских университетах включает систему демонстрационных центров, специализированных библиотек и оборудования, учебных и методических электронных ресурсов высокого качества по различным отраслям наук, доступных для всех студентов различных учебных заведений. Создаются условия для получения образования путем самостоятельного изучения дистанционных курсов, выполнения учебных научных исследований и обсуждения полученных результатов с преподавателями и другими студентами как в аудиториях, так и в интернет-ресурсах. Постоянное обновление информационно-коммуникативной среды в университетах Китая является стратегическим направлением развития университетского образования.

Литература

1. Скворцова Н. А., Пьянова Н. В. Информационно-коммуникационная образовательная среда вуза как средство формирования профессионализма студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 11. - С. 85-87.

2. Университет Цинхуа : [офиц. сайт]. - URL: http://www.tsinghua.edu.cn/ /publish/newthu/index.html (дата обращения 23.10.2016)

3. - М21ИШ02011г+й / ШЫ^Ш. - ШЩ 2012.9

4. ЩЩШип'Н'ШЖШ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://baike.baidu.com/item/ /B^^pnp^$$®/7225530?fr=aladdm (дата обращения 23.10.2016)

5. - [Электронный ресурс]. - URL: http://baike.baidu.com/ /Hnk?url=lq-wympET2zC1PeagLhzWugNetZPXhrkYkTbwnw9h7zBi6sZafwnEOCJisRL d3JygXZdyyLIFFQsdWceYcRrP-O8S4egOVVm3bferLwh0li (дата обращения 23.10.2016)

6. Ш^ШЖ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://baike.baidu.com/view/ /10545501.html (дата обращения 23.10.2016)

7. ^mrnmmmwmm

[Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.cn/zhong_guo_jiao_yu/ /gao_deng/gao_jiao_news/ /201509/t20150924_1320508.shtml (дата обращения 23.10.2016)

8. Ш^^^Ш^^Ш^'ШШ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://tres.nju.edu.cn (дата обращения 23.10.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.