5. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart osnovnogo obschego obrazovaniya. URL: https:// minobrnauki.rf/dokumentyi/938 (data obrascheniya: 21.04.2018).
6. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart osnovnogo obschego obrazovaniya. URL: https:// minobrnauki.rf/dokumentyi/2365 (data obrascheniya: 21.04.2018).
7. Schedrovitskiy G. P. Sistema pedagogicheskih issledovaniy (metodologicheskiy analiz) // Pedagogika i logika: sb. M.: Kastal, 1992. S. 12-200.
8. Yasyukova L. A. Prognoz i profilaktika problem obucheniya v 3-6 klassah: metodicheskoe rukovodstvo. SPb.: GP IMATON, 2007.
9. Yasyukova L. A. FGOS i dalneyshee padenie kachestva obrazovaniya // Vestnik prakticheskoy psihologii obrazovaniya — MGPPU. M., 2015. № 2 (43). S. 65-70.
Е. И. Бражник
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ И РОССИИ
Исследование выполняется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда,
проект 16-06-00083
В статье представлены результаты сравнительного педагогического исследования становления и развития научно-образовательной среды в современном университетском образовании Китая и России. Раскрыта методология и методы исследования, сущность понятия «научно-образовательная среда», ее компоненты, технологии развития. Охарактеризованы общие направления становления научно-образовательной среды в университетах двух стран и некоторые социокультурные особенности развития китайских университетов.
Ключевые слова: сравнительная педагогика, научно-образовательная среда, университетская наука, тенденции развития университетского образования в Китае, в России.
E. Brajnik
INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC-EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN UNIVERSITIES OF CHINA AND RUSSIA
The article presents the results of the comparative pedagogical research of the formation and development of scientific-educational environment in the modern University education in China and Russia. The disclosed methodology and methods, the essence of the concept «scientific-educational environment», its components, technology development. Identifies the General directions of development of scientific-educational environment in the universities of the two countries and some socio-cultural peculiarities of the development of Chinese universities.
Keywords: comparative pedagogics, the scientific and educational environment, university science, tendencies of development of university education in China, in Russia.
В статье представлены некоторые результаты сравнительного педагогического исследования, посвященного изучению
становления и развития научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России. Исследование направ-
лено на раскрытие сущности, структуры, проблем, основных направлений и путей развития научно-образовательной среды в университетах этих стран в современных социокультурных условиях. Исследование ставит задачи изучения исторических особенностей развития университетского образования в Китае, проблем современного университетского образования в контексте социокультурных условий развития этой страны, выявления особенностей нормативно-правовых основ формирования научно-образовательной среды современных университетов КНР, анализа опыта развития научно-образовательной среды в университетах КНР на примере университетов Цин-хуа, Фудань и др.
Актуальность данного научного исследования обусловлена поиском путей повышения эффективности высшего образования в Российской Федерации на основе изучения зарубежного опыта и активным развитием всестороннего стратегического партнерства с КНР. Представляется необходимым по-новому взглянуть на опыт развития высшего образования в КНР, в частности университетского образования на современном этапе, осмыслить тенденции формирования научно-образовательной среды в университетском образовании Китая и найти пути использования инновационных идей в отечественной практике и в межвузовском международном взаимодействии двух стран.
Исследование направлено также на решение проблемы выявления инновационных технологий развития научно-образовательной среды в современном университетском образовании Китая с учетом перспектив развития российско-китайского сотрудничества в сфере высшего образования.
В современный период в системе российского высшего образования происходят изменения, затрагивающие содержание, организацию, структуру университетского
образования. Эти изменения отразились на формировании научно-образовательной среды учебных заведений. Организация уровневой подготовки (специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура) привела к совершенствованию образовательной и научной деятельности в российском университетском образовании. Для дальнейшего развития международного взаимодействия с университетами Китая необходимо получить представление о научно-образовательной среде лучших китайских университетов, имеющих близкие уровне-вые подготовки, путем изучения инновационных технологий развития научно-образовательной среды.
Образованию в Китае посвящен широкий круг исследований зарубежных и российских авторов, которые проводились на протяжении последних 17 лет. Изучались также проблемы развития высшего образования в Китае, например: Ван Ци «Становление и развитие государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая» (2012); Цзинь Синьсинь «Роль гуманитарных ценностей конфуцианства в развитии духовной культуры современного студенчества: на материале вузов Внутренней Монголии КНР» (2009); Хоу Дун «Формирование профессионального самосознания студентов высших учебных заведений КНР» (2006); Хэ Сяоган «Становление и развитие системы высшего профессионально-технического образования в Китае» (1980-е — начало 2000 года) (2004); Хао Сюе «Принципы формирования инновационной политики вуза в научно-образовательной сфере: на примере высшего профессионального образования России и КНР» (2009) и др.
Однако проведенные исследования не отражают специфику современной развивающейся научно-образовательной среды университетов Китая, учебных заведений, которые имеют важнейшее значение для
формирования интеллектуальной элиты современного китайского общества.
В нашей статье понятие «научно-образовательная среда» университетского образования рассматривается как совокупность внутренних и внешних средств, обстоятельств и организационных структур, которые оказывают влияние на научно-образовательные процессы в университете [5]. В качестве методологической основы своего исследования мы использовали культурологический подход, позволяющий всесторонне объяснить процессы, происходящие в обществе зарубежной страны в целом и в частности в образовании как культурном феномене. Культурологический подход является наиболее продуктивным для выявления условий и перспектив развития научно-образовательной среды в российском и китайском университетском образовании. Он дает возможность опираться на идеи таких подходов, как системный, аксиологический, проектировочный и др., которые позволяют рассмотреть процессы развития в университетском образовании на разных уровнях системы (ценностном, содержательном, технологическом). В качестве основных методов нами использовались историко-логический, сравнительный анализ, проблемно-сравнительный анализ, герменевтический анализ источников — нормативно-правовой базы развития высшего образования, учебных планов и программ, учебных пособий, методических рекомендаций и др., а также метод систематизации и классификации на основе изучения литературы китайских и отечественных авторов [1].
Законодательная база в области высшего образования в Китае и России является основой формирования научно-образовательной среды в университетском образовании с учетом нормативных требований [8]. В настоящее время большую роль в развитии университетского образования в
России играют программы развития университета на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах описываются стратегические направления развития, пути модернизации образовательной деятельности, перспективы развития научно-образовательной среды и инновационной деятельности. Программы развития университетов могут быть источниками сведений об опыте и перспективах развития научно-образовательной среды.
Нами учтены результаты исследования авторского коллектива РГПУ им. А. И. Герцена, представленного в монографии «Отечественный и зарубежный опыт формирования и развития научно-образовательной среды современного университета в условиях трехуровневой системы профессиональной подготовки» [5]. В этой работе был проведен анализ программ развития ведущих федеральных государственных университетов страны — МГУ и СПбГУ. Программы этих университетов включают описание стратегии реализации основных направлений развития университетов. В них представлены пути системного развития ресурсов научно-образовательной среды университетов, среди которых образовательные и научно-исследовательские ресурсы, кадровый потенциал, инфраструктура, внешние коммуникации и др. Так, в программе Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова до 2020 года [6] отражено направление системного развития научно-образовательной среды университета. Университет поставил задачи прежде всего системного развития образовательных, научно-исследовательских и инновационных процессов. В программе намечены пути развития студенческого и научно-педагогического сообщества, инфраструктуры университета, системного развития сетевого взаимодействия с другими социальными партнерами. Реализация программы МГУ требует применения различных технологий раз-
вития научно-образовательной среды вуза: технологий разработки и реализации собственных образовательных стандартов; разработки программ модульного образования; интегрального развития фундаментального и прикладного образ о-вательных компонентов; организации междисциплинарных научных исследований; активизации инновационной деятельности студенческого и научно-педагогического сообществ университета и др. В программе МГУ [6] уделяется особое внимание системному формированию сетевого взаимодействия с международными партнерами, с субъектами инновационной экономики, а также развитию российской и международной академической мобильности студентов, преподавателей, исследователей.
Задачи программы развития другого ведущего университета России — Санкт-Петербургского государственного университета [4] определяют приоритетные направления модернизации научно-образовательной среды университета. Так же как и в программе МГУ, это происходит путем системной деятельности по развитию основных ресурсов научно-образовательной среды, включающих образовательные программы, научные исследования, инновационную деятельность, инфраструктуру университетского комплекса. Совершенствование вышеперечисленных ресурсов среды необходимо для обеспечения образовательной, научно -исследовательской, экспертной и информационной деятельности университета в современных социокультурных условиях, а также для развития систем управления научно-образовательным комплексом Санкт-Петербургского университета и реализации социального взаимодействия с российскими и международными партнерами.
Таким образом, в программах развития двух ведущих университетов России вы-
страивается системная интеграция всех основных ресурсов научно-образовательной среды университета (образовательного, научно-исследовательского, инфраструктурного, управленческого, информационного, кадрового потенциала и др.). Особое внимание уделяется созданию материально-технических условий для проведения научных исследований и внедрения полученных результатов интеллектуальной деятельности, которые должны включать парк современного экспериментального оборудования и предоставлять исследователям свободный доступ к современным производственным и информационным технологиям, к необходимой для работы научной информации [5].
Как показывает наше исследование, процесс развития системы университетского образования в Китае связан прежде всего с процессом проникновения западной культуры в эту страну. Современная система китайского высшего образования, смоделированная по советскому образцу, восходит к началу 50-х годов ХХ века. Пережив «культурную революцию», до конца 80-х годов прошлого столетия высшие образовательные учреждения в Китае были предназначены в основном для обучения студентов, цель которого заключалась в обеспечении кадрами планируемой и централизованной экономики страны. Большая часть исследовательской деятельности проводилась вне университетов, в специализированных институтах и в академии наук. В 1990-е годы Министерство образования Китая принимает два важных проекта, направленных на развитие высшего образования: «Проект 211» и «Проект 985» [10]. Их реализация повлияла на современное состояние научно-образовательной среды университетов страны.
«Проект 211» (1995) был направлен на преобразование одной сотни университетов в образовательные организации, име-
ющие передовой опыт в области обучения студентов и проведения научных исследований. Предварительно выбранные образовательные учреждения были оценены специальной комиссией, которая определила развитие в них более 600 приоритетных учебных дисциплин, а также направления научных исследований, охватывающих разные научные области (естественнонаучные, технические, гуманитарные). В 2014 году в «Проект 211» вошло 118 университетов. Этот проект также позволил обновить университетам кампусы, реализовать модернизацию информационно-коммуникативной среды и создать национальную цифровую библиотеку.
«Проект 985» (1998) дополняет «Проект 211». Его цель — развитие ведущих китайских университетов до университетов мирового уровня. Дополнительные финансовые средства были выделены на создание исследовательских центров, улучшение инфраструктуры университетов, организацию международных конференций и приглашение известных китайских и зарубежных специалистов для обучения студентов и проведения научных исследований. В начале реализации «Проекта 985» было отобрано 9 лучших высших учебных заведений. В настоящее время в проект входят 39 вузов [15]. Эти два китайских проекта ускорили процесс слияния университетов, обеспечили приглашение на работу высококвалифицированных профессоров и иностранных экспертов, повлияли на улучшение материально-технических условий проведения исследований и расширили взаимодействие университетов с другими социальными партнерами. На основе сетевого взаимодействия девяти университетов, первоначально входящих в «Проект 985», была создана «Лига 9 университетов» (2009). Ее цель — повысить прозрачность деятельности университетов. Университеты, входящие в «Лигу 9», выпускают в свет
почти 20% от всего количества научных публикаций в Китае [15].
Система развития научно-образовательной среды в китайских университетах имеет свои особенности и складывалась под влиянием политических факторов, запросов рынка труда, уровня профессионализма профессорско-преподавательского состава, потребностей общества в образованных специалистах, научных кадрах и т. д. [7].
Современная практика ведущих университетов Китая (Цинхуа, Фудань и др.) показывает пример интенсивного развития научно-образовательной среды, качественного образования, отвечающего уровню лучших университетов мира. По данным Министерства образования Китая [13], в конце 2016 года число китайских высших учебных заведений составило 2566; в 2016 году 4,05 млн студентов были приняты на программы бакалавриата в университеты, что свидетельствует об интенсивном развитии высшего образовании в стране. 28,53 млн человек получили высшее образование в период с 2005 по 2015 год. Среди тех, кто получил рабочие места в городах после окончания вуза в 2015 году, лица с высшим образованием составили 47,2%, что на 25% больше по сравнению с 2005 годом. Увеличивается также количество преподавателей в вузах. По данным министерства, число преподавателей в университетах увеличилось с 1,065 млн в 1995 году до 2,399 млн в 2015 году. «Те, кто имеет высшее образование, являются самым мощным движущим фактором новых человеческих ресурсов в стране, поддерживая социальное развитие и экономический рост», — говорится в докладе министерства [13].
По данным Министерства науки и технологий Китая, очевиден в стране быстрый прогресс в области инноваций в сфере науки и техники [14]. Число исследователей
в высших учебных заведениях Китая в конце 2015 года составило 355 тыс. человек, что на 46,7% больше, чем в 2006 году. Материальная поддержка высших учебных заведений, в том числе университетов, на проведение научно-технических исследований в 2015 году достигла почти 100 млрд юаней (15 млрд долларов). Это в 2,6 раза больше, чем в 2006 году. В 2015 году университеты и другие высшие учебные заведения получили 136 тыс. патентов, в том числе 57 тыс. патентов на изобретения. Это в 8,2 раза больше, чем в 2006 году. В докладе Министерства науки и технологий говорится, что 573 из 1762 вузов создали специальные инновационные предприятия для распространения своих технологических достижений [14].
Наше исследование показывает, что инновационные технологии развития научно-образовательной среды университетов Китая и России имеют сходства в создании структур и компонентов научно-образовательной среды (например, создание инновационных научно-образовательных центров, центров коллективного пользования научным оборудованием), а также развиваются в целях построения информационного пространства научно-образовательной среды университетов, расширения ее социального взаимодействия. В этой статье мы остановимся на характеристике технологий развития социального взаимодействия университетов в плане развития совместных инновационных исследований.
План повышения инновационного потенциала вузов под названием «План 2011», принятый Министерством образования и Министерством финансов КНР, уделяет особое внимание инновациям в университетском образовании. Основная задача плана — слияние человеческих, интеллектуальных, материальных ресурсов университетов с ресурсами научных
исследовательских организаций, предприятий, местных органов власти и международных институтов, создание инновационных научных центров, которые имеют различные формы сотрудничества и отвечают современным социально-экономическим потребностям страны [2]. По «Плану 2011» создаются новые совместные инновационные центры. Объединяют, например, свою научную деятельность в исследованиях квантовой физики Пекинский университет, университет Цинхуа и институт физики Китайской академии наук. Эти организации должны составить одну исследовательскую команду.
Созданный совместный инновационный центр каждые 4 года должен подвергаться системной экспертной оценке со стороны Министерства образования и Министерства финансов. Если поставленная задача перед центром выполняется и соответствует государственным потребностям, то этот центр успешно продолжает действовать, в противном случае его деятельность не будет поддерживаться [4]. В 2013 году в КНР создано 14 государственных совместных инновационных центров, содержание исследований которых включает следующие направления: квантовая физика, авиация и космос, нанотехнологии, новые материалы, химия и химическая промышленность, биология и медицина, дороги и транспорт, современное сельское хозяйство, правосудие и др. Эти направления отражают значимые актуальные потребности КНР.
Совместные инновационные центры по «Плану 2011» можно разделить на несколько групп: совместные инновационные центры, занимающиеся проблемами передовой науки и проблемами социального развития; совместные инновационные центры, решающие проблемы строительства социалистической культуры; совместные инновационные центры, направленные на развитие производства и промышленности;
совместные инновационные центры, отвечающие запросам развития регионов страны [3].
Предметом исследований совместных инновационных центров, занимающихся проблемами передовой науки и социального развития, являются естественные науки. Посредством сотрудничества с другими вузами, научно-исследовательскими организациями и международными академическими институтами эти центры становятся важной научной инновационной площадкой. Например, совместный инновационный центр биотерапии включает сотрудников Сычуаньского университета (ведущая организация в этом центре), а также сотрудников университета Цинхуа, Китайской медицинской академии и университета Нанькай.
Совместные инновационные центры, решающие проблемы строительства социалистической культуры, сотрудничают с другими вузами, научно-исследовательскими организациями, правительственными службами, предприятиями, международными академическими институтами по проблемам развития общественных наук. Например, совместный инновационный центр для развития судебной теории и практики включает сотрудников Университета политологии и права Китая, а также сотрудников Нанькайского университета, Нанькинского университета, Китайского народного университета, Китайской академии общественных наук, Национального бюро статистики КНР.
Совместные инновационные центры, направленные на развитие производства и промышленности, объектом исследований имеют технические науки. Важной задачей этих центров является развитие новой промышленности, модернизация традиционных отраслей производства. Примером такого центра служит совместный инновационный центр аэрокосмической науки и
техники, ведущая организация — Харбинский технологический институт, другой партнер — Корпорация китайской аэрокосмической науки и технологий (China Aerospace Science and Technology Corporation — CASC).
Совместные инновационные центры, отвечающие запросам развития регионов страны, усиливают связи между высшими учебными заведениями и ведущими предприятиями региона и являются субъектами продвижения региональных инноваций. Например, совместный инновационный центр зерновых культур провинции Хэнань проводит исследования силами Хэнаньско-го сельскохозяйственного университета и его партнеров — Хэнаньского технологического института и Хэнаньской академии сельскохозяйственных наук.
Расширение социального партнерства китайских университетов является признаком значительных перемен в университетском образовании Китая [ 1 ].
Таким образом, реформы высшего образования в России и Китае, проводимые с 90-х годов ХХ века и направленные на модернизацию университетского образования, способствовали развитию инновационных технологий, изменяющих научно-образовательную среду университетов. Общими технологиями для двух стран можно назвать технологии развития информационно-коммуникативной среды; интегрального развития фундаментального и прикладного образовательных компонентов; разработки и реализации программ модульного образования; разработки и реализации собственных уникальных университетских образовательных стандартов; активизации инновационной научной деятельности на основе развития междисциплинарной научной тематики и др. Инновационные технологии в Китае способствуют развитию системного сетевого научного взаимодействия университетов и
других научных и промышленных организаций, интеграционному взаимодействию с субъектами инновационной экономики. Перспективным в дальнейшем является развитие технологий социального взаимодействия российских и китайских вузов в плане осуществления академической мобильности
студентов и преподавателей, создания совместных образовательных программ и проведения совместных научных исследований и т. п. [12]. Примером совместных научных исследований является, в частности, данное исследование, которое проводится совместно со специалистом из Китая.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бражник Е. И., Юань Фанъфанъ. Методология и методы исследования научно-образовательной среды в современных университетах Китая // Научное мнение. Педагогические, психологические и философские науки: научный журнал. СПб., 2016. № 15. С. 30-36.
2. Дорога строительства высококлассных университетов в Китае / отв. ред. Го Синьли. Пекин: Изд-во высшего образования, 2012. 384 с.
3. Министерство образования КНР. URL: http://www.moe.gov.en/publicfiles/business/htmlfiles/moe/s 7244/201303/148418.html (дата обращения: 22.10.2015).
4. Об одобрении программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» до 2020 года (с изменениями на 13 сентября 2016 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/902240596 (дата обращения: 01.10.2017).
5. Отечественный и зарубежный опыт формирования и развития научно-образовательной среды современного университета в условиях трехуровневой системы профессиональной подготовки: коллективная монография / под ред. Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 238 с.
6. Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2010 № 1617-р «Об одобрении программы развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова" до 2020 года». URL: http://lawru.info/dok/2010/09/27/n212968.htm (дата обращения: 01.10.2017).
7. Хао Сюе. Принципы формирования инновационной политики вуза в научно-образовательной сфере. 2009. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL: http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-08/dissertaciya-printsipy-formirovaniya-innovatsionnoy-politiki-vuza-v-nauchno-obrazovatelnoy-sfere#ixzz4xNISU02X (дата обращения: 01.10.2017).
8. Юань Фанъфанъ, Бражник Е. И. Нормативно-правовые основы формирования научно-образовательной среды в современных университетах КНР и России [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования: электронный научный журнал. Горно-Алтайск, 2016. № 6 (61). С. 78-81.
9. Юанъ Фанъфанъ. Перспективы развития научно-образовательной среды в современных университетах Китая [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн: ART 2489 2017 г. Вып. 1 (январь — март).
10. Юань Фанъфанъ. Проекты модернизации современного университетского образования в Ки-тае // Инновации. Интеллект. Культура: материалы XXIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых ученых и студентов (12 февраля 2016 г.) / ред. кол.: Г. И. Егорова, З. Р. Тушакова. Тюмень: ТИУ, 2016. С. 119-124.
11. Юанъ Фанъфанъ. Совместные инновационные исследовательские центры Китая как основа для достижений в науке и практике // Педагогика и психология в интегрированном пространстве науки и практики: материалы X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (25 марта 2016 г., г. Тобольск) / отв. ред. Т. А. Яркова; под ред. И. И. Черкасовой. Тобольск, 2016. С. 265-267.
12.Юанъ Фанъфанъ. Традиции университетского образования в Китае // Научное мнение. Педагогические, психологические и философские науки: научный журнал. СПб., 2016. № 10. С. 42-46.
13. Chine: progrès remarquables dans les sciences et technologie. URL: http://french.china.org.cn/china/ txt/2017-10/09/content_50033852.htm (дата обращения: 30.10.2017).
14. Fiche curie republique populaire de Chine. URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/CHINE_ Fiche_Curie_-_relue_AC_novembre_2014_cle8563c6.pdf (дата обращения: 30.10.2017).
15. Les diplômés, moteur du développement de la Chine. URL: http://french.peopledaily.com.cn/Chine/n3/ 2017/1018/c31354-9281718.html (дата обращения: 30.10.2017).
REFERENCES
1. Brazhnik E. I., Yuan Fanfan. Metodologiya i metodyi issledovaniya nauchno-obrazovatelnoy sredyi v sovremennyih universitetah Kitaya // Nauchnoe mnenie. Pedagogicheskie, psihologicheskie i filosofskie nauki: nauchnyiy zhurnal. SPb., 2016. N 15. S. 30-36.
2. Doroga stroitelstva vyisokoklassnyih universitetov v Kitae / otv. red. Go Sinli. Pekin: Izd-vo vyisshego obrazovaniya, 2012. 384 s.
3. Ministerstvo obrazovaniya KNR. URL: http://www.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/ s7244/201303/148418.html (data obrascheniya: 22.10.2015).
4. Ob odobrenii programmyi razvitiya federalnogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vyisshego obrazovaniya «Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyiy universitet» do 2020 goda (s izmeneniyami na 13 sentyabrya 2016 goda). URL: http://docs.cntd.ru/document/902240596 (data obrascheniya: 01.10.2017).
5. Otechestvennyiy i zarubezhnyiy opyit formirovaniya i razvitiya nauchno-obrazovatelnoy sredyi sov-remennogo universiteta v usloviyah trehurovnevoy sistemyi professionalnoy podgotovki: kollektivnaya mono-grafiya / pod red. N. F. Radionovoy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2013. 238 s.
6. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 27.09.2010 N 1617-r «Ob odobrenii programmyi razvitiya federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vyisshego professionalnogo obrazovaniya "Moskov-skiy gosudarstvennyiy universitet imeni M. V. Lomonosova" do 2020 goda». URL: http://lawru.info/dok/ 2010/09/27/n212968.htm (data obrascheniya: 01.10.2017).
7. Hao Syue. Printsipyi formirovaniya innovatsionnoy politiki vuza v nauchno-obrazovatelnoy sfere. 2009. Biblioteka avtoreferatov i dissertatsiy po pedagogike. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/ dissertaciya-printsipy-formirovaniya-innovatsionnoy-politiki-vuza-v-nauchno-obrazovatelnoy-sfere#ixzz4xNISU02X (data obrascheniya: 01.10.2017).
8. Yuan Fanfan, Brazhnik E. I. Normativno-pravovyie osnovyi formirovaniya nauchno-obrazovatelnoy sredyi v sovremennyih universitetah KNR i Rossii [Elektronnyiy resurs] // Mir nauki, kulturyi, obrazovaniya: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal. Gorno-Altaysk, 2016. N 6 (61). S. 78-81.
9. Yuan Fanfan. Perspektivyi razvitiya nauchno-obrazovatelnoy sredyi v sovremennyih universitetah Kitaya [Elektronnyiy resurs] // Pisma v Emissiya.Offlayn: ART 2489 2017 g. Vyip. 1 (yanvar — mart).
10. Yuan Fanfan. Proektyi modernizatsii sovremennogo universitetskogo obrazovaniya v Kitae // Innovatsii. Intellekt. Kultura: materialyi XXIII Vserossiyskoy (s mezhdunarodnyim uchastiem) nauchno-prakticheskoy konferentsii molodyih uchenyih i studentov (12 fevralya 2016 g.) / red. kol.: G. I. Egorova, Z. R. Tushakova. Tyumen: TIU, 2016. S. 119-124.
11. Yuan Fanfan. Sovmestnyie innovatsionnyie issledovatelskie tsentryi Kitaya kak osnova dlya dostizheniy v nauke i praktike // Pedagogika i psihologiya v integrirovannom prostranstve nauki i praktiki: materialyi X Vserossiyskoy (s mezhdunarodnyim uchastiem) nauchno-prakticheskoy konferentsii (25 marta 2016 g., g. Tobolsk) / otv. red. T. A. Yarkova; pod red. I. I. Cherkasovoy. Tobolsk, 2016. S. 265-267.
12. Yuan Fanfan. Traditsii universitetskogo obrazovaniya v Kitae // Nauchnoe mnenie. Pedagogicheskie, psihologicheskie i filosofskie nauki: nauchnyiy zhurnal. SPb., 2016. N 10. S. 42-46.
13. Les diplômés, moteur du développement de la Chine. URL: http://french.peopledaily.com.cn/Chine/ n3/2017/1018/c31354-9281718.html (data obrascheniya: 30.10.2017).
14. Chine: progrès remarquables dans les sciences et technologie. URL: http://french.china.org.cn/china/ txt/2017-10/09/content_50033852.htm (data obrascheniya: 30.10.2017).
15. Fiche curie republique populaire de Chine. URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/CHINE_ Fiche_Curie_-_relue_AC_novembre_2014_cle8563c6.pdf (data obrascheniya: 30.10.2017).