Местные партийные работники в разных формах помогали строительству новых мечетей. В результате к началу 1929 года в каждом из 1700 аулов Дагестана действовали в среднем по 3 мечети, включая одну пятничную (джума).
В 1924 - 1925 гг. в Дагестане насчитывалось до 40 тыс. духовных лиц на 2 млн. жителей, это составляло 4% от общего количества населения. Между тем, на Северном Кавказе царская власть, а позже советская власть до 1940-х гг. не создали подвластных себе официальных служителей мусульманского культа [3].
Так, партийные работники Дагестана не были достаточно компетентными в вопросах, кого именно причислять к мусульманскому духовенству. В результате даже не смотря на принятый в 1917 г. в Советской России общий курс на изживание религии, вплоть до второй половины 1920-х гг. мусульмане Дагестана продолжали пользоваться относительной культурно-конфессиональной автономией и свободой. Так в Дагестане наряду с советскими праздниками официально праздновали Уразу и Курбан-Байрам. Вплоть до 1927 г. существовали и советские народные, и шариатские суды. Шариатские суды для мусульманского населения были созданы и в городах - Дербент, Темир-Хан-Шу-ра, Махачкала. Число начальных (мектеб) и повышенных (медресе) мусульманских школ при мечетях намного превышало количество общеобразовательных государственных школ. В результате в 1920-е гг. наблюдался пик роста численности медресе в Дагестане.
В 1926 году Бюро Дагестанского обкома ВКП(б), согласовав этот вопрос с Наркомпросом и НКВД, разрешило преподавание мусульманского вероучения детям и подросткам старше 12 лет в медресе при мечетях. Мектебы и медресе подлежали обязательной регистрации в окружных отделах народного образования. В результате они просуществовали в некоторых районах Дагестана параллельно с советской школой до второй половины 1930-х гг. Однако, решением от 26 октября 1926 г. бюро Дагестанского обкома ВКП (б) поручило Наркомфину распространить налог на учителей медресе, для проработки вопроса, касающегося отделения Церкви от государства была создана комиссия в составе первых лиц республики: А. Тахо-Годи, Дж. Коркмасова, и других. При этом Наркомюсту республики Дагестан было дано задание разработать проект закона и представить на рассмотрение комиссии.
Библиографический список
Главный удар в антирелигиозной кампании конца 1920 -1930-х гг. государство нанесло по пятничным мечетям. Так, постановлением ВЦИК от 17 сентября 1928 г. предписывалось передавать все здания культовых сооружений конфессий, включая мечети, государственным культурно-просветительным учреждениям - начальным школам, клубам. Это положило начало массовому закрытию и перепрофилированию молитвенных зданий. В большинстве сельских районов Дагестана к закрытию мечетей приступили в начале 30-х гг. Власти республики принимали активные меры по завершению перерегистрации в Дагестане всех религиозных общин. Директивное закрытие мечетей и молельных домов не всегда проходило гладко. В ряде случаев это вызывало глухое недовольство и нередко открытое сопротивление верующих [4].
Постановление ЦИК и СНК СССР «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» от 11 февраля 1930 г. требовало от местных властей ужесточить меры при регистрации религиозных объединений и исключить из них «кулаков, лишенцев и иных враждебных для Советской власти лиц». Таковыми в Дагестане традиционно считались духовные лица. Самые авторитетные из них подлежали ссылке или физическому истреблению.
Это привело к массовым ссылкам и репрессиям религиозных деятелей. Всего за одно десятилетие в Дагестане была истреблена наиболее образованная часть мусульманского духовенства.
Таким образом, закрытие мечетей привело к тому, что мусульманская духовная культура понесла невосполнимые потери. Некоторые представители мусульманского духовенства сумели уцелеть при репрессиях. Но вынуждены были «уйти в подполье». При этом в подполье ушли не только алимы и суфии, но и верующие, которые не мыслили себя без веры и которые вынуждены были исполнять религиозные требы почти подпольно. В качестве положительного момента можно отметить тот факт, что сотни молитвенных домов и мечетей уцелели, будучи переоборудованными под «культурно-хозяйственные нужды» социалистической республики. Они сохранились и были возвращены верующим в конце 1980 - 1990-х гг. Однако возродить в полном объёме высокую религиозную культуру дореволюционного и раннего советского Дагестана уже не удалось.
1. Сулаев И.Х. Государство и мусульманское духовенство в Дагестане 1920 - 1930-х годов: из истории отношений. Отечественная история. 2007; 6: 144 - 155.
2. Магомедов М.З. Социализм и судьбы горцев: Из опыта разрешения национального вопроса и борьбы с идеологией ислама в Дагестане и Тереке. Махачкала, 1976.
3. Саидбаев Т. Ислам и общество: Опыт историко-социологического исследования. Москва, 1984.
4. Нуруллаев А.А. Ислам и мусульмане в условиях Советского режима. Ислам и мусульмане в России. Москва, 1999.
References
1. Sulaev I.H. Gosudarstvo i musul'manskoe duhovenstvo v Dagestane 1920 - 1930-h godov: iz istorii otnoshenij. Otechestvennaya istoriya. 2007; 6: 144 - 155.
2. Magomedov M.Z. Socializm i sud'by gorcev: Iz opyta razresheniya nacional'nogo voprosa i bor'by s ideologiej islama v Dagestane i Tereke. Mahachkala, 1976.
3. Saidbaev T. Islam iobschestvo: Opytistoriko-sociologicheskogo issledovaniya. Moskva, 1984.
4. Nurullaev A.A. Islam i musul'mane v usloviyah Sovetskogo rezhima. Islam imusul'mane vRossii. Moskva, 1999.
Статья поступила в редакцию 01.11.16
yflK 378
Yuan F., postgraduate, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Brazhnik E.I, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
NORMATIVE-LEGAL BASES OF FORMATION OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE MODERN UNIVERSITIES OF CHINA AND RUSSIA. The research is carried out with the help of a grant from RGNF. The objective of the work is to conduct a systemic analysis of factors and conditions of development of the scientific and educational environment of modern universities of the People's Republic of China and the Russian Federation. The work studies the basics, structure, problems, the main directions and ways of the development of the scientific and educational environment at universities in operating conditions of-level system of the vocational training including a bachelor degree and magistracy. Relevance of studying of standard and legal bases of formation of the scientific and educational environment in the People's Republic of China and in Russia is caused by need of search of prerequisites for understanding of models of the scientific and educational environment for modern universities of the two countries. In the article standard and legal basics of formation of the scientific educational environment at universities of China and Russia during the modern period are covered: laws, resolutions of the ministries, programs and projects which researches influence development of intellectual, material and information resources for training of specialists and carrying out scientific.
Key words: education of university, research and educational environment, China, Russia, regulatory framework, laws, regulations, programs, projects of development.
Ф. Юань, аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гзрцена,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
Е.И. Бражник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной педагогики и социальной работы Российский
государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ КНР И РОССИИ*
*Исследование выполняется при поддержке РГНФ по проекту 16-06-00083
Исследование выполняется в соответствии с грантом РГНФ, конкретная задача которого состоит в системном анализе факторов и условий развития научно-образовательной среды современных университетов КНР и РФ, что предполагает раскрытие сущности, структуры, проблем, основных направлений и путей развития научно-образовательной среды в университетах в условиях функционирования уровневой системы профессиональной подготовки, включающей бакалавриат и магистратуру. Актуальность изучения нормативно-правовых основ формирования научно-образовательной среды в КНР и в России обусловлена необходимостью поиска предпосылок для понимания моделей научно-образовательной среды в современных университетах двух стран. В статье рассматриваются нормативно-правовые основы формирования научно-образовательной среды в университетах Китая и России в современный период: законы, постановления министерств, программы и проекты, которые влияют на развитие интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследования.
Ключевые слова: университетское образование, научно-образовательная среда, КНР, РФ, нормативно-правовые основы, законы, постановления, программы, проекты развития.
В современный период в системе российского высшего образования происходят изменения, которые затрагивают структуру, организацию и содержание университетского образования. Переход российского университетского образования на уров-невую подготовку (бакалавриат - магистратура - аспирантура) приводит к необходимости совершенствования образовательной и научной деятельности, развитию их взаимосвязи. Дальнейшее развитие уровневого университетского образования в РФ актуализирует проблему изучения основных тенденций развития научно-образовательной среды университетов в зарубежных странах. Сравнительный анализ опыта университетского образования в этой сфере в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике особенно важен в условиях активного взаимодействия в высшем образовании двух стран.
Конкретная задача нашего исследования состоит в системном анализе факторов и условий развития научно-образовательной среды современных университетов КНР и РФ, что предполагает раскрытие сущности, структуры, проблем, основных направлений и путей развития научно-образовательной среды в университетах в условиях функционирования уровневой системы профессиональной подготовки, включающей бакалавриат и магистратуру. Актуальность изучения нормативно-правовых основ формирования научно-образовательной среды (НОС) в КНР и в России обусловлена необходимостью поиска предпосылок для понимания моделей научно-образовательной среды в современных университетах двух стран.
В Российской Федерации важную роль для развития научно-образовательной среды университетов играют такие документы, как: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Приказы и письма Министерства образования и науки, ФГОС бакалавриата и магистратуры по разным направлениям; Федеральная целевая программа развития образования, Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», Постановление Правительства РФ и Положение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования; Программы развития национальных исследовательских университетов и др.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2013) [1] позволяется несколько важных аспектов: особенности профессионального образования (п. 5 ст. 11 Закона); особенности научно-методического и ресурсного обеспечения системы образования (ст. 19 Закона); особенности экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (ст. 20 Закона); категории современных университетов (ст. 24 Закона); особенности форм интеграции образовательной
и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании (ст. 72 Закона). Закон установил трёхуровневую структуру высшего образования: бакалавриат; специалитет; магистратура; подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура). В системе образования в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» могут создаваться научно-исследовательские и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции и другие организации, которые осуществляют научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и т. п. Закон открывает возможности для экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования в целях модернизации и развития системы образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, образовательных ресурсов. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Эта деятельность осуществляется в форме инновационных проектов. Закон устанавливает категории российских университетов - федеральный университет, обеспечивающий высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических работ, а также национальный исследовательский университет. Интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании может осуществляться в самых разных формах: научные исследования кафедр, грантовая деятельность, совместная научная деятельность вузов с разными социальными партнерами, создание научных лабораторий и т. д.
Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО [2] регламентируют и позволяют оценить качество образования в вузе. Тексты ФГОС бакалавриата и магистратуры описывают требования к условиям реализации образовательных программ: информационному обеспечению ООП; электронно-библиотечным системам; минимальному необходимому для реализации ООП бакалавриата и магистратуры перечню материально-технического обеспечения. Эти положения можно рассматривать как требования к организации научно-образовательной среды университета.
Основным федеральным документом, регламентирующим подходы к проектированию научно-образовательной среды в высшем образовании РФ, являлось Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), которое утверждено Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 г. № 71 (утратило силу в 2014 г.). Один из пунктов положения был посвящён созданию университетского комплекса, объединяющего образовательные учреждения, реализующие образовательные программы различ-
ных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации и т. д. Университетский комплекс может быть рассмотрен как рекомендованная научно-образовательная среда.
В настоящее время нормативная база формирования научно-образовательной среды университетов на федеральном уровне регламентируется рядом приказов и писем Министерства образования и науки Российской Федерации. В связи с тем, что научно-образовательная среда в этих документах понимается как комплекс условий, которые обеспечивают качество высшего образования, нормативные требования сформулированы как обязательные положения в контексте лицензионных и аккреди-тационных требований, несоблюдение которых может привести к закрытию университета. В настоящее время, например, определены лицензионные нормативы к учебной, учебно-методической литературе и библиотечно-информационным ресурсам, которым должна соответствовать научно-информационная среда вуза.
Стратегическими документом для развития системы российского образования являются Федеральные целевые программы. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 гг. [3] и в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 гг. [4] и на 2014 - 2020 гг. [5] выделяются характеристики научно-образовательной среды университетов: открытость, ин-новационность, информационная насыщенность, высокая технологичность, интеграция образования, науки и производства, создание новых структур, которые можно рассматривать как формализованные модели научно-образовательной среды [6, с. 20].
Нормативно-правовыми ориентирами формирования научно-образовательной среды в вузе можно считать и Постановления правительства РФ от 09.04.2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [7] и Положения о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Кроме вышеперечисленных документов федерального уровня в Российской Федерации действуют различные документы локального уровня как нормативно-правовые основы формирования научно-образовательной среды современного университета. В Российской Федерации два ведущих университета имеют особый статус, он нормативно закреплен Федеральным законом РФ от 10.11.2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» [8; 9].
Таким образом, можно выделить следующие особенности законодательной базы научно-образовательной среды в университетах РФ: рассмотрение научно-образовательной среды в целом, без выделения отдельных требований к научно-образовательной среде разных уровней высшего образования; предъявление в документах требований аккредитационного и лицензионного характера на основе ФГОС; тенденции понимания научно-образовательной среды как совокупности интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследования.
Развитие научно- образовательной среды в современных университетах КНР основывается на различных документах, среди которых, несмотря на их значительную давность, продолжают оказывать влияние на современное состояние университетского образования: «Постановление ЦК КПК о реформе системы образования» (1985), «Программа реформ и развития образования» (1993), «Закон об образования КНР» (1995), Закон «О высшем образовании» (1998), «Проект 211», разработанный Министерством образования КНР (1995), «Проект 985» (1998), Программа «О долгосрочных реформах и плане развития образования государства (2010 - 2020 годов)» (2010) и др.
После «культурной революции», начиная с 1978 г. в Китае была принята стратегия на приоритетное развитие образование, реформа системы образования была включена в общий проект модернизации страны. В 1985 г. вышло «Постановление ЦК КПК о реформе системы образования», которое явилось первым системным и программным документом в сфере образования, и в котором подчеркивалось, что высшие учебные заведения выполняют важную задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, а также задачу развития науки и техники. Вузы должны активно вести опытно-экспериментальную работу, об-
новлять содержание обучения, внедрять кредитную систему обучения с увеличением самостоятельной деятельности студентов и др. Уделялось внимание улучшению материально-технических условий обучения, обновлению оборудования в учебных аудиториях, в лабораториях, в библиотеках и т. д. [10].
Хотя «Постановлению ЦК КПК о реформе системы образования» уже 31 год, но идеи его актуальны и для современной системы высшего образования в КНР. В современных китайских вузах наблюдаются результаты реализации данного Постановления: развивается совместная деятельность вузов и предприятий, используются новое технологии обучения, создаются материально-технические условия для развития современных научных лабораторий, библиотек и др.
Другим документом, вышедшим в 90-е гг. ХХ в., и до сих пор оказывающим влияние на развитие современного университетского образования в Китае, является «Программа реформ и развития образования» (1993) . В Программе подчёркивалась необходимость создания разных типов высших учебных заведений, увеличения числа магистратур в университетах, сохранения объёма фундаментальных научных исследований, развития новых междисциплинарных научных областей и прикладных наук. В Программе была поставлена цель развития 100 ведущих китайских университетов, которые в начале XXI века качеством образования и научных исследований смогли бы достичь уровня лучших университетов мира. Речь шла о создании ряда национальных ключевых лабораторий и инженерно-исследовательских центров, об усилении международного сотрудничества в высшем образовании [11].
В «Законе об образовании КНР» (1995) государству отводится ведущая роль развития и улучшения качества образования, поощрения, стимулирования и организации научно-исследовательской деятельности в образовании, распространения продуктов научной деятельности в образовании.
Закон «О высшем образовании» вступил в силу 01.01.1999 г. и был составлен на основе Конституции КНР и Закона об образовании КНР (1995).
В настоящее время все виды деятельности в высшем образовании регулируются данным законом. Основная идея закона, что высшее образование должно служить модернизации социалистического государства, интеграции производства и труда для подготовки всесторонне развитых строителей и продолжателей дела социализма. Задача высшего образования состоит в подготовке высококвалифицированных талантливых специалистов с новаторским духом и практико-ориентированными компетенциями в сфере науки, техники и культуры для продвижения социалистической модернизации. Закон предусматривает уровневую подготовку в высшем образовании: курсы по специальным учебным программам (срок обучения 2 - 3 года), бакалавриат (4 года обучения), магистратура (2 - 3 года обучения). Устанавливаются три учебные степени: бакалавр, магистр и доктор наук.
В Законе подчёркивается, что вузы должны развернуть деятельность по развитию научных исследований, разработать инновационные технологии и повысить социально-экономическую направленность научных исследований, государство стимулирует сотрудничество между вузами и предприятиями или общественными организациями разными способами в целях развития научных исследований, разработки технологий и их распространения. Предлагается поддержка некоторых вузов как центров науки государственного уровня. Кроме того, вузы должны сотрудничать и обмениваться опытом по науке, технике и культуре с зарубежными вузами.
По Закону в вузах организуется ученый комитет, рассматривающий такие актуальные вопросы, как создание новых специальностей, разработка учебного плана и плана научных исследований, оценка результатов образовательного процесса и научных исследований [12, с. 14-24].
Начиная с 1995 г. в Китае начал действовать «Проект 211», разработанный Министерством образования КНР. Цифры 211 обозначают, что в преддверии XXI в. руководство страны стремится к созданию 100 первоклассных высших учебных заведений и ключевых областей научных знаний общенационального значения. «Проект 211» включал 3 основные задачи: улучшение общего состояния университетов, входящих в этот проект; развитие ключевых областей научных знаний; построение в вузах системы инновационной информационной инфраструктуры [13, с. 12-13].
Идея о создании «Проекта 985» была предложена бывшим президентом КНР Цзян Цзэминем на праздновании 100-й
годовщины Пекинского университета 4 мая 1998. В своём выступлении он подчеркнул, что КНР должна быть представлена в мировом научном сообществе университетами высшего уровня. В связи с этим был разработан Министерством образования «План действий о продвижении образования навстречу 21 века». В данном плане подчеркивается значимость «Проекта 985», который стал реализовываться с 1999 г.
Основная задача проекта - создать несколько университетов в Китае мирового класса, ряд исследовательских университетов с мировой известностью; подготовить и привлечь группу выдающихся ученых и научные коллективы в университеты; построить ряд инновационных платформ науки и техники, ряд инновационных баз для развития философских и социальных наук [13, с. 32].
В 2013 г. количество выбранных для развития приоритетных вузов достигло 39. Университет Цинхуа, Нанкинский университет и университет Фудань впервые получили государственную поддержку. Эти университеты провели реформу системы управления, реформу кадровой системы, создавали такую научно-образовательную среду, в которой студенты могут свободно проявить свои таланты и творчество. Большого прогресса достигли научно-технические инновации в университетах, а также исследования в области общественных наук.
В июне 2010 года, политбюро ЦК КПК КНР утвердило программу «О долгосрочных реформах и плане развития образования государства (2010 - 2020 годов)». В программе планируется к 2020 г. увеличить численность обучающихся в университетах
Библиографический список
до 36 млн. человек, а валовой охват обучением превысит 40%. Относительно высшего образования предусмотрен ряд важных задач, среди которых дальнейшее развитие исследовательских университетов, где развиваются естественные науки, технические науки, социальные науки и философии, одновременно развиваются прикладные исследования. Государство поощряет развитие в вузах такой научно-образовательной среды, которая использует ресурсы вуза и одновременно научно-исследовательских институтов, предприятий, дает возможность создать междисциплинарную исследовательскую команду, объединяющую функции преподавания и проведения научных исследований; способствует развитию научно-исследовательской инновационной базы и технологических инноваций в университетах [14].
Таким образом, законодательная база научно-образовательной среды в университетах Китая рассматривает её, как и в Российской Федерации, в целом, без выделения отдельных требований к научно-образовательной среде разных уровней высшего образования. Просматриваются, как и в РФ, тенденции понимания научно-образовательной среды как совокупности интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследования. Стратегическое развитие научно-образовательной среды университетов в Китае направлено на последовательное совершенствование высшего образования, на повышение его инновационного потенциала и конкурентоспособность китайского высшего образования в мире.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Available at: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Проект приказа Минобрнауки России. Available at: httpV/минобрнауки.рф/документы
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Available at: http://www.programs-gov.ru/razvitie_ obrazovaniya
4. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 год. Федеральная целевая программа. Available at: http://www.fcpk.ru/catalog.aspx?Catalogld=239
5. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 год. Федеральная целевая программа. Available at: https://rg.ru/2013/06/03/kadry-site-dok.html
6. Отечественный и зарубежный опыт формирования и развития научно-образовательной среды современного университета в условиях трехуровневой системы профессиональной подготовки: коллективная монография. Под ред. Н.Ф. Радионовой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.
7. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Постановления правительства РФ от 09.04.2010 г. № 219 Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_99357/
8. О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете. Федеральный закон РФ от 10.11.2009 г. № 259-ФЗ- Available at: base.garant.ru/196580/
9. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон. Available at: httpV/минобрнауки.рф/документы/
10. Available at: http://www.jyb.cn/china/zhbd/200909/t20090909_309252.html
11. ФДЙ*»?4Ш+*ЛН Available at: http://www.eol.cn/article/ 20010101/19627.shtml
12. : 2013^® / - 2013.8 (2013.
12ЖЕР)
13. - Л2шея2011+й / - 2012.9
14. ДЖФ^ЖЙ*а^»®Ш1ЙШ®(2010-2020^) : ^BHAvailable at: http://www.china.com.cn/policy/txt/2010-03/01/content_ 19492625_3.htm
References
1. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon. Available at: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. O vnesenii izmenenij v federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya. Proekt prikaza Minobrnauki Rossii. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty
3. Federal'naya celevayaprogramma razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody. Available at: http://www.programs-gov.ru/razvitie_obrazovaniya
4. Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovacionnoj Rossii na 2009-2013 god. Federal'naya celevaya programma. Available at: http:// www.fcpk.ru/catalog.aspx?CatalogId=239
5. Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovacionnoj Rossii» na 2014-2020 god. Federal'naya celevaya programma. Available at: https://rg.ru/2013/06/03/kadry-site-dok.html
6. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt formirovaniya i razvitiya nauchno-obrazovatel'noj sredy sovremennogo universiteta v usloviyah trehurovnevoj sistemy professional'noj podgotovki: kollektivnaya monografiya. Pod red. N.F. Radionovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2013.
7. O gosudarstvennoj podderzhke razvitiya innovacionnoj infrastruktury v federal'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah vysshego professional'nogo obrazovaniya. Postanovleniya pravitel'stva RF ot 09.04.2010 g. № 219 Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_99357/
8. O Moskovskom gosudarstvennom universitete imeni M.V. Lomonosova i Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom universitete. Federal'nyj zakon RF ot 10.11.2009 g. № 259-FZ- Available at: base.garant.ru/196580/
9. O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii. Federal'nyj zakon. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/
10. Available at: http://www.jyb.cn/china/zhbd/200909/t20090909_309252.html
11. ФДЙ*»?4Ш+*ЛН Available at: http://www.eol.cn/article/ 20010101/19627.shtml
12. : 2013^® / - 2013.8 (2013.
12ЖЕР)
13. - Л2шея2011+й / - 2012.9
14. ДЖФ^ЖЙ*а^»®Ш1ЙШ®(2010-2020^) : ^BHAvailable at: http://www.china.com.cn/policy/txt/2010-03/01/content_ 19492625_3.htm
Статья поступила в редакцию 28.10.16