Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ К ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ К ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ЛЕКЦИОННЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Искандарова Мадинахон Набиджоновна

Рассматриваются современные задачи подготовки специалистов - педагогов, в котором эффективность обучения достигается там, где органически сочетается урочная и внеурочная работа по предмету. Вместе с тем каждый учитель знает, что организация и проведение внеурочной работы - дело не легкое. Чтобы организовать внеклассную работу по русскому языку, нужна серьезная теоретическая подготовка и определенные навыки, которые будущие учителя могут и должны получать в стенах педагогического вуза. Обобщаются некоторые результаты проделанной работы, приемы и методы подготовки будущих учителей к организации внеурочной работы по русскому языку в школе, отмечается также, что при подготовке к внеклассной работе используются лекционные и практические занятия, педагогическая практика, спецсеминары и курсовые работы. Изложенный материал и его обобщение смогут оказать своеобразную практическую помощь в условиях обучения русскому языку во время урока и вне урока, в котором коммуникативная ориентация должна создаваться специально, что представляет собой одно из решающих основополагающих проблем, которую весьма сложно решать в условиях отсутствия языковой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Искандарова Мадинахон Набиджоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF STUDENTS - PHILOLOGISTS FOR OUT-OF-CLASS WORK IN "RUSSIAN LANGUAGE"

The article dwells on modern tasks of training specialists - teachers, in which the effectiveness of teaching is achieved where the lesson and extracurricular work on the subject are organically combined. At the same time, every teacher knows that organizing and conducting extracurricular activities is not easy. To organize extracurricular work in the Russian language, one needs serious theoretical training and certain skills that future teachers can and should receive within the walls of a pedagogical university. The article under consideration summarizes some of the results of the work done, techniques and methods of preparing future teachers for the organization of extracurricular work in the Russian language at school, as well as the fact that, in preparation for extracurricular work, lectures and practical classes, pedagogical practice, special seminars and coursework are used. The presented material and its generalization will be able to provide a kind of practical help in the conditions of teaching the Russian language during the lesson and outside the lesson, in which the communicative orientation must be created on purpose and this is one of the decisive fundamental problems, which is very difficult to solve in the absence of a language environment.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ К ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 4Р (075,3)

Искандарова Мадинахон Набиджоновна, к.ф.н., доцент кафедры развития устной и письменной речи русского языка ГОУ "ХГУ имени акад. Б.Гафурова" (Таджикистан, Худжанд)

Искандарова Мадинахон Набицоновна, н.и.ф., дотсенти кафедраи инкишофи нутци хатти ва дацонии забони руси МДТ "ДДХ ба номи акад.Б.Гафуров" (Тоцикистон, Хуцанд)

Iskandarova Madinakhon Nabidzhonovna, candidate of philological sciences, Associate Professor of the department of development of oral and written speech of Russian language attached to the faculty of Russian philology under the SEI "KhSU named after acad.B.Gafurov" (Tajikistan, Khujand), Е-mail: [email protected] Ключевые слова: внеурочная работа, теоретическая подготовка, всестороннее развитие, педагогическая практика, лекционные и практические занятия, методические приемы, конспект занятия.

Рассматриваются современные задачи подготовки специалистов - педагогов, в котором эффективность обучения достигается там, где органически сочетается урочная и внеурочная работа по предмету. Вместе с тем каждый учитель знает, что организация и проведение внеурочной работы - дело не легкое. Чтобы организовать внеклассную работу по русскому языку, нужна серьезная теоретическая подготовка и определенные навыки, которые будущие учителя могут и должны получать в стенах педагогического вуза. Обобщаются некоторые результаты проделанной работы, приемы и методы подготовки будущих учителей к организации внеурочной работы по русскому языку в школе, отмечается также, что при подготовке к внеклассной работе используются лекционные и практические занятия, педагогическая практика, спецсеминары и курсовые работы. Изложенный материал и его обобщение смогут оказать своеобразную практическую помощь в условиях обучения русскому языку во время урока и вне урока, в котором коммуникативная ориентация должна создаваться специально, что представляет собой одно из решающих основополагающих проблем, которую весьма сложно решать в условиях отсутствия языковой среды.

Вожа^ои калиди: Корцои беруназсинфй, омодагии назарияви, рушди цамацониба, амалияи педагоги, лексия ва дарсцои амали, усулцои таълим, ёддошти дарс

Дар мацола вазифацои муосири омодасозии мутахассисон - муаллимон, ки дар он самаранокии таълим цамон вацт ба даст оварда мешавад, ки корцои синфи ва беруназсинфии фанни ба таври табии ба цам пайваст бошанд. Дар баробари ин цар муаллим медонад, ки ташкил ва гузарондани корцои беруназсинфй осон нест. Барои ташкили кори беруназсинфй оид ба забони русй тайёрии циддии назариявй ва малакаи муайяне лозим аст, ки муаллимони оянда онцоро бояд дар доираи машгулиятцои донишгоццои педагогй гиранд. Баъзе натицацои кори ицрошуда, роц ва усулхои тайёр кардани муаллимони оянда барои ташкили кори беруназсинфй доир ба забони русй дар мактаб цамъбаст карда шудаанд. Инчунин цайд карда мешавад, ки цангоми тайёрй ба корзои беруназсинфй машгулиятцои назариявию амали, тацрибаи омузгори, семинарцои махсус ва корцои курсй истифода бурда мешаванд. Маводи пешницодшуда ва цамъбасти он метавонад дар таълими забони руси дар давоми дарс ва берун аз дарс як навъ ёрии амали расонад, ки дар он самти коммуникативи бояд махсус эцод карда шавад, ки ин яке аз масъалацои цалкунандаи бунёди мебошад, ки цалли он дар набудани муцити забони хеле душвор аст.

Key words: extracurricular work, theoretical training, all-round development, pedagogical practice, lectures and practical classes, theoretical training, methodological techniques, lecture notes

БО.1:10.51844-2077-4990-2022-2-189-193

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ- ФИЛОЛОГОВ К ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОМОДАСОЗИИ ДОНИШЦУЁНИ ФИЛОЛОГ БА КОРЗОИ БЕРУНАЗСИНФЙ АЗ ФАННИ ЗАБОНИ РУСЙ

PREPARATION OF STUDENTS - PHILOLOGISTS FOR OUT-OF-CLASS WORK IN "RUSSIAN

LANGUAGE"

The article dwells on modern tasks of training specialists - teachers, in which the effectiveness of teaching is achieved where the lesson and extracurricular work on the subject are organically combined. At the same time, every teacher knows that organizing and conducting extracurricular activities is not easy. To organize extracurricular work in the Russian language, one needs serious theoretical training and certain skills that future teachers can and should receive within the walls of a pedagogical university. The article under consideration summarizes some of the results of the work done, techniques and methods of preparing future teachers for the organization of extracurricular work in the Russian language at school, as well as the fact that, in preparation for extracurricular work, lectures and practical classes, pedagogical practice, special seminars and coursework are used. The presented material and its generalization will be able to provide a kind of practical help in the conditions of teaching the Russian language during the lesson and outside the lesson, in which the communicative orientation must be created on purpose and this is one of the decisive fundamental problems, which is very difficult to solve in the absence of a language environment.

Русский язык в нашей стране является важнейшим средством межнационального общения. Изучение русского языка людьми всех национальностей стало в нашей стране предметом всеобщей заботы и внимания. Широко вошедшее в обиход выражение «Русский язык — язык межнационального общения» стало реальностью, вызванной насущными требованиями жизни.

Урок -основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебными методическими программами и рекомендуется школьным расписанием. Для расширения и углубления знаний учащихся и решения воспитательных задач проводятся факультативные занятия по русскому языку и литературе, которые способствуют профессиональной ориентации, в определенной степени закладывают фундамент будущей специальности. Воспитательное и образовательное значение ее многопланово, в связи с тем общность с классными занятиями несомненна. Причем, несмотря на разграничение функций урока и внеурочных форм работы, все они находятся в органичном единстве, дополняя и продолжая одна другую. В процессе классных и внеклассных занятий у школьников формируются такие умения, как свободно общаться на русском языке в разнообразных жизненных ситуациях, читать и понимать художественную, общественно-политическую и научно-популярную литературу; совершенствуются их нравственные, и эстетические чувства.

Современная школа должна растить активных и сознательных строителей будущего развитого общества. В этом деле огромная роль принадлежит русскому языку. В успешном изучении великого и могучего русского языка важную роль играет внеклассная работа. Содействуя овладению языком, она в то же время имеет большое воспитательное значение, особенно велика роль внеклассной работы, когда дети приходят в школу и впервые учатся говорить на русском языке при отсутствии речевой среды. Формы внеклассной работы многообразны: организация и проведение внеклассного чтения, кружковые занятия, Дни, Недели, Декады русского языка, выпуск стенгазет, литературных монтажей, проведение утренников, вечеров, организация выставок. Все они содействуют овладению учащимися русским языком.Внеклассная работа — самая массовая форма внеурочных занятий по русскому языку и литературе. Жизнь школы и опыт лучших учителей настоятельно подсказывают, что эффективность обучения достигается там, где органически сочетается урочная и внеурочная работа по предмету. Основными задачами внеклассных занятий по литературе является нравственно-эстетическое воспитание учащихся, углубление их знаний, расширение кругозора путем привлечения нового внепрограммного материала, совершенствование навыков устной и письменной русской речи. В отличие от классно-урочных занятий, внеклассная работа предоставляет большие возможности для самостоятельной работы учащихся: они выбирают работу по своим склонностям и вкусам; проявляют инициативу в определении тематики, в решении организационных вопросов.

Вместе с тем каждый учитель знает, что организация и проведение внеурочной работы - дело не легкое. Чтобы организовать внеклассную работу по русскому языку, нужна серьезная теоретическая подготовка и определенные навыки, которые будущие учителя могут и должны получать в стенах педагогического вуза.Отсюда вытекают конкретные требования жизни: подготовка студентов педвузов к проведению различных форм внеклассной работы по специальности, убеждение их в том, что немыслимо обучение, воспитание и всестороннее развитие учащихся без единства учебных и внеучебных занятий.

Ныне действующие программы по методике преподавания русского языка отводят на этот вид работы всего 2 часа. Поэтому необходимо изыскать возможность проведения занятий по подготовке студентов к внеклассной работе по русскому языку [4,с.31].

Статье обобщаются некоторые результаты проделанной работы, приемы и методы подготовки будущих учителей к организации внеурочной работы по русскому языку в школе. Методический совет факультета русской филологии ГОУ «Худжандский государственный университет имени академика Б.Гафурова» принял решение об организации факультативных занятий по подготовке студентов к внеклассной работе по специальностям.

Кафедра развития устной и письменной речи русского языка предложила методистам организовать занятия по проведению различных видов внеурочных мероприятий. Начинать эту работу с первого курса нет смысла, так как студенты I и II курсов еще не осознали, что внеклассная работа с учащимися плодотворно сказывается на учебной работе, значительно усиливает интерес к предмету, повышает успеваемость, качество знаний учащихся: ведь она строится с учетом психологических особенностей детей, сочетается с творческой работой.

На III курсе кафедра методики преподавания русского языка и литературы проводит педагогическую практику по учебной и воспитательной работе. Находясь в школе, студенты сталкиваются с различными формами внеклассной работы по русскому языку, но, не имея теоретической подготовки, испытывают ряд затруднений. Поэтому на IV курсе интерес студентов к вопросам методики преподавания предмета, к организации внеклассной работы значительно возрастает. Теперь остается так поставить обучение студентов методике, чтобы каждый из них получил не только серьезную, теоретическую подготовку, но и научился практически руководить определенным видом работы во внеурочное время.

При подготовке к внеклассной работе используются лекционные и практические занятия, педагогическая практика, спецсеминары и курсовые работы.

Задачей лекционного курса является ознакомление студентов с различными видами и формами внеклассной работы (всего на это отводится 10 часов). В лекционных материалах излагаются вопросы организации постоянно действующего предметного кружка, а также вопросы проведения эпизодических мероприятий:

а) экскурсий в типографию, библиотеку, редакцию газеты;

б) конференций на темы: «Происхождение языка», «Почему люди говорят на разных языках» и др.;

в) олимпиад по русскому языку;

г) тематических молодежных сборов;

д) тематических видеоуроков;

е) лингвистических вечеров и других мероприятий [2,с.54].

Студентам даются указания, как следует планировать внеклассную работу, как ее проводить, какими методическими приемами им следует при этом пользоваться.

Большое внимание обращается на то, как пробудить у учащихся интерес к проводимым мероприятиям, а следовательно, и к усвоению русского языка; как активизировать работу с классом. Теоретический курс следует сопровождать демонстрацией показательных мероприятий, которые проводят учителя в школе (с помощью методиста). Будучи теоретически подготовленными, студенты сознательно следят за общим ходом внеклассного мероприятия и за деталями отдельных приемов. Затем следует анализ, в ходе которого выясняется весь процесс подготовки вечера или сбора, его положительные стороны и недостатки[1,с.32].После прослушанного лекционного курса просмотра некоторых внеклассных мероприятий студенты приступают к практическим аудиторным замятиям (10 часов), входе которых составляются и обсуждаются развернутые планы работы кружка русского языка (на год) для V-VIП классов. Особое внимание обращается на преемственность в планировании работы кружка в V, VI, VII, VIII классах; на соблюдение общепедагогического принципа перехода от более простого к более, сложному как в содержании, так и в методах и формах работы. Гораздо шире, чем на уроке, на внеклассных занятиях по русскому языку и литературе имеются возможности использования межпредметных связей. Запас фактов, понятий, полученных на уроках географии, истории, естествознания, родного языка и родной литературы, — все это составляет основу, на которой формируется познание жизни в определенном возрасте. Психологические особенности данного возраста, интеллектуальное развитие, знание исторических и научных фактов, литературная начитанность учащихся определяют тематику внеклассных занятий при тщательном учете внутренних органических связей, существующих между русским и родным языками и литературами, историей, географией. Задачи развития русской речи учащихся, организация речевой практики на базе материала урока требуют учета всех перечисленных факторов при организации и проведении внеклассной работы по русскому языку в национальной школе, а также усиленного внимания к

разделам программах, особенно важным для формирования речевых умений и навыков учащихся.

На втором занятии обсуждаются предварительно подобранные и разработанные темы бесед для организационного занятия в каждом классе. (Например, для V класса «О великой силе, выразительности русского слова», для VI - «Роль книги в жизни человека», для VII - «О культуре устной и письменной речи», для VIII - «Русский язык - мощное средство общения и укрепления дружбы между народами) [3,с.51]. Материал, используемый в этих беседах, расширяет знания студентов, развивает их речь. В таких беседах вырабатываются навыки выступления перед аудиторией, умение увлекательно говорить, заинтересовать слушателей. В ходе подготовки к ним студенты более широко и обстоятельно знакомятся с литературой по внеклассной работе. К третьему практическому занятию студенты составляют полный конспект занятия кружка. Привожу пример одного задания, которое было дано к этому практическому занятию.Внеклассная работа по русскому языку

1. Подготовить устное сообщение по вопросам:

1.Что следует понимать под внеклассной работой по русскому языку? Ее задачи, цели, виды и содержание.

2.В чем состоит отличие внеклассной работы по русскому языку от дополнительных занятий по данному предмету?

П.Составить, конспект занятия кружка русского языка на тему «Стилистические средства языка» (VIII класс).

1.Подобрать и указать литературу (художественную, научную и методическую), которую можно использовать при отборе материала для занятия.

2.Отобрать интересный для учащихся материал (иллюстрации, примеры, цитаты, отдельные слова и предложения), с помощью которого можно активизировать их работу.

З.Определить цель занятия, указать последовательность введения материала, формы и методы работы с ним.

В задании указывают вопросы теоретического характера, практические задачи. Если группа слабая, то указывается и конкретная литература. Получив задание, студенты составляют конспект, в котором должны предусмотреть все, чтобы содержание занятия кружка было связано с соответствующими разделами программы по русскому языку, чтобы вопросы и задачи, предлагаемые учащимися, были на высоком научно-теоретическом уровне по содержанию, интересы по форме, будили мысль учащихся, воспитывали у них чутье к слову, углубляли их грамматические знания.При составлении контекстов проверяется качество изучения студентами методической литературы, умение работать самостоятельно, творчески подходить к порученному делу.К четвертому практическому занятию студенты готовят конспект проведения одного из эпизодических мероприятий, например тексты олимпиады для IV и VII классов [4,с.52].Большое внимание уделяется преемственности и повторению. Так, составление заданий для олимпиады в IV классах поможет студентам детальнее познакомиться с программой и учебниками для начальной школы.С другой стороны, учащихся VIII классов следует подготовить к выпускным экзаменам, повторить и привести в систему все пройденное по русскому языку. Поэтому при составлении заданий для олимпиады восьмиклассников студенты должны ориентироваться на экзаменационные билеты, учитывать связь с литературой, а также задачи развития навыков речи, выразительного чтения, обогащения словаря. В период педпрактики студенты привлекаются к работе методической секции учителей русского языка и литературы[5,с.39]. Они присутствуют на заседании методобъединения учителей словесников, когда обсуждается методика подготовки и проведения олимпиады, ее содержание и итоги - это дает им возможность понять, что олимпиада помогает учителю в работе. Кроме того, она вскрывает недостатки в обучении русскому языку.

Школьная олимпиада обогащает как учащихся, так и студентов.

Большой интерес для учащихся представляют различные языковые «игры». Поэтому учитель должен уметь организовать их. К пятому практическому занятию студенты готовят грамматическое лото, грамматическое домино, лото синонимов. При этом они пользуются методическими указаниями, помещенными в журнале «Русский язык в школе». Во время занятия обсуждается способ изготовления карточек для игр, принципы подбора материала, методика преподавания игр; определяются грамматические темы, по которым следует проводить игры, чтобы они были интересными и полезными. После подробного анализа и обсуждения планов, вступительных бесед, полных конспектов некоторых мероприятий студенты уже конкретно представляют себе формы внеклассной работы по русскому языку, содержание занятий.В период педпрактики студенты-практиканты организуют и проводят

самые различные виды внеклассной работы по русскому языку со школьниками.Дети с удовольствием посещают занятия кружка, активно принимают участие в их подготовке и проведении: в организации «Уголка русского языка», в олимпиаде, тематических классных собраниях, лингвистических утренниках. Совместная работа быстро сближает студентов и учащихся, что способствует в свою очередь успешному прохождению практики.Важным обучающим моментом в подготовке студентов к внеклассной работе по русскому языку является обсуждение проведенного с учащимися мероприятия. На всех мероприятиях присутствуют студенты, учителя-предметники, завуч или директор школы, руководитель методической секции учителей-словесников и методист педвуза, которые отмечают все достоинства и недостатки проведенного мероприятия, дают ему общую оценку с учетом его практической ценности.Итогом всей внеклассной работы по русскому языку в школе за период педпрактики является оформление (или обновление) «Уголка культуры речи» или кабинета русского языка, куда практиканты помещают: газету «Наш язык»; «Уголок русского языка»; витрину олимпиады по русскому языку; бюллетень, посвященный языку какого-либо писателя; стенд «Великие люди о русском языке». В результате такой подготовки в университете будущий учитель приобретает некоторый опыт в организации различных внеурочных мероприятий по русскому языку. Чтобы углубить теоретическую подготовку студентов к внеклассной работе, на спецсеминаре «Новое в методике преподавания русского языка» им дается тема для доклада «Единство урочной и внеурочной работы по русскому языку».В конце IV курса с этой же целью предполагаются темы курсовых работ по тем же вопросам.Дополнительно студенты должны оформить один из альбомов по занимательной фонетике,грамматике, лексике и фразеологии или альбом «Внутришкольная олимпиада по русскому языку (IV-VII классы)» Все рассмотренные виды и формы внеклассной и внешкольной работы имеют огромное образовательное и воспитательное значение не только сами по себе, но и потому, что они способствуют подготовке учащихся национальной школы к внеклассному чтению на русском языке, что является одной из самых сложных проблем в методике. Таким образом, сглаживается разница в методических приемах, используемых на классных и внеклассных занятиях. Кроме того, следует учесть, что учитель зачастую стремится и на внеклассных занятиях повторить и закрепить программный материал, и тогда внеклассные занятия и по форме, и по содержанию превращаются в дополнительный урок. Поэтому при подготовке к внеклассным занятиям очень важно помнить о специфике внеклассной работы и о тех задачах, которые стоят перед нею.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Болотина,Л.Р.Методика внеклассной работы в начальных классах. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Педагогика и методика начального обучения/Л.Р.Болотина, Д.И.Латышина.- М.: Просвещение, 2014. - 230 с.

2.Алексеев,А.Н.Внеклассные занятия по русскому языку и литературному чтению/ А.Н. Алексеев.- М.: Просвещение, 2015. - 146 с.

3.Кунгурова, А.Т. Внеклассная работа по русскому языку и литературе/ А.Т. Кунгурова -Ижевск: Удмуртия, 2011. - 184 с

4.Евлампиева, Е.А. Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе/ Е.А.Евлампиева.- Чебоксары: Клио, 2015. - 170 с.

5.Усова, А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным/ А. В. Усова // Педагогика. - 2010. -№ 4. - С.30-35.

REFERENCES:

LBolotina, L.R., Latyshina, D.I. Methodology for extracurricular activities in primary grades: manual for students of pedagogical institutes. Pedagogy and methods of primary education / - M.: Education, 2014. - 230 p.

2.Alekseev,A.N.Extracurricular activities in the Russian language and literary reading/-M., Education, 2015. - 146 p.

3.Kungurova, A.T. Extracurricular work on the Russian language and literature / - Izhevsk: Udmurtia, 2011. - 184 p.

4.Evlampieva, E.A. Extracurricular activities in the Russian language and literature / - Cheboksary: Clio, 2015. - 170 p.

5.Usova, A.V. To make learning interesting and successful / A. V. Usova // Pedagogy. - 2010. - No. 4. -P. 30-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.