Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ'

НЕКОТОРЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ И СРЕДСТВА / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / УЧИТЕЛЬ / УЧАЩИЕСЯ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаропов Шавкат Ахмадович, Гафори Мухримахон Гафорзаде

В статье рассматриваются некоторые эффективные формы и средства методической работы по повышению профессиональной мобильности учителей русского языка в национальных школах. Отмечается, что целенаправленная организация образовательного процесса по повышению профессиональной мобильности учителей русского языка национальных школ увязывается с развитием ряда профессиональных компетенций. Реализация данного процесса основывается на принципе преемственности школьного и вузовского образования. В связи с этим, в статье освещается и анализируется ряд эффективных форм и средств методической работы по повышению профессиональной мобильности учителей русского языка в национальных школах. В частности, раскрываются содержание, место и значение теоретических семинаров (доклады, сообщения),психолого-педагогических практикумов, диспутов, дискуссий, деловых игр, ролевых игр, игр-имитаций; урока-панорамы, значимость обсуждения современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки, научно-практических конференций, педагогических чтений. Делается вывод о том, что использование разнообразных форм и методической работы с учетом возможностей и потребностей каждого педагогического коллектива общеобразовательных учреждений будет способствовать повышению профессиональной мобильности учителей русского языка в национальных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN EFFECTIVE FORMS AND MEANS OF METHODOLOGICAL WORK TO INCREASE THE PROFESSIONAL MOBILITY OF TEACHERS OF THERUSSIAN LANGUA GE IN NATIONAL SCHOOLS

The article dwells on certain effective forms and means of methodological work in order to increase the professional mobility of Russian language teachers at national schools. It is underscored that the purposeful organization of the educational process to increase professional mobility of teachers of the Russian language at national schools is linked to a number of professional competencies development. The implementation of this process is based on the principle of continuity of school and university education. In this regard, the article highlights and analyzes a number of effective forms and means of methodological work to increase the professional mobility of Russian language teachers at national schools. In particular, the content, place and meaning of theoretical seminars (reports, messages), psychological and pedagogical workshops, disputes, discussions, business games, role-playing games, imitation games are revealed; a panoramic lesson, discussion of modern latest techniques, technologies, achievements of psychological and pedagogical science, scientific and practical conferences, pedagogical readings being taken into account as well. It is concluded that use of various forms and methodological work taking into consideration the capabilities and needs of each teaching staff of educational institutions, will contribute to increasing the professional mobility of Russian language teachers in national schools.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ»

13.00.00.илм^0и ПЕДАГОГИКА 1З.ОО.ОО.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I3.OO.OO.PEDAGOGICAL SCIENCES

13Ж01ЛЕДАГОГИКАИ УМУМИ,ТАЪРИХИ ПЕДАГОГИКА ВА ТА^СИЛОТ 13.00.01.ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 13.00.01.GENERAL PEDAGOGICS, THE HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

УДК 1МН7 ББК 87.7117.7

НЕКОТОРЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Шаропов Шавкат Ахмадович, д.п.н., профессор кафедры социальной и профессиональной педагогики ГОУ «ХГУ имени акад. Б. Гафурова»; Гафори Мухримахон Гафорзаде,

соискатель кафедры общей педагогики ГОУ ««ХГУ имени акад.Б. Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)

БАЪЗЕ ШАКЛУ ВОСИТАХОИ САМАРАБАХШИ КОРИМЕТОДИ ОИД БА БАЛАНД БАРДОШТАНИ ЗУДХАРАКАТИИ КАСБИИ МУАЛЛИМОНИ ЗАБОНИ РУСИ ДАР МАКТАБХОИ МИЛЛИ

CERTAIN EFFECTIVE FORMS AND MEANS OF METHODOLOGICAL WORK TO INCREASE THE PROFESSIONAL MOBILITY OF TEACHERS OF THERUSSIAN LANGUA GE IN NATIONAL SCHOOLS

Waponoe WaeKam A%Madoeu% d.u.n., npo^eccopu Ka^edpau пeдaгогuкau u^muMoü ea Kac6uu MffT «flifliX 6a homu amd.E.Fafiypoe»; ra$opü My^puMaxoH Fa$op3oda, ymomiyu Ka^edpau педaгогикaи yMyMuu MffT «flifliX 6a homu amd.E.Fafiypoe» (Тоцuкuсmон, Xy^Hd)

Sharopov Shavkat Akhmadovich, Dr. of Pedagogy, Professor of the department of social and professional pedagogy under the SEI "KhSU named after acad. B. Gafurov" E-mail: sharofzod54@mail.ru; Gafori Mukhrimakhon Gaforzadeh, applicant for the department of general pedagogy under the SEI "KhSU named after acad. B. Gafurov" (Tajikistan, Khujand), E-mail: muxrima86@mail.ru

Ключевые слова: профессиональная мобильность, формы и средства, методическая работа, учитель, учащиеся, обучение, воспитание, общеобразовательные учреждения

В статье рассматриваются некоторые эффективные формы и средства методической работы по повышению профессиональной мобильности учителей русского языка в национальных школах. Отмечается, что целенаправленная организация образовательного процесса по повышению профессиональной мобильности учителей русского языка национальных школ увязывается с развитием ряда профессиональных компетенций. Реализация данного процесса основывается на принципе преемственности школьного и вузовского образования. В связи с этим, в статье освещается и анализируется ряд эффективных форм и средств методической работы по повышению профессиональной мобильности учителей русского языка в национальных школах. В частности, раскрываются содержание, место и значение теоретических семинаров (доклады, сообщения),психолого-педагогических практикумов, диспутов, дискуссий, деловых игр, ролевых игр, игр-имитаций; урока-панорамы, значимость обсуждения современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки, научно-практических конференций, педагогических чтений. Делается вывод о том, что использование разнообразных форм и методической работы с учетом возможностей и потребностей каждого педагогического коллектива общеобразовательных учреждений будет способствовать повышению профессиональной мобильности учителей русского языка в национальных школах.

Вожа^ои калиди: пуёии касби, шаклцо ва воситауо, корцои методы, муаллимон, хонандагон, таълим, тарбия, муассисацои таълими

Дар мацола баъзе шаклу воситацои самарабахши кори метода оид ба баланд бардоштани пуёа(зудцараката)-и касбии муаллимони забони руса дар мактабцои милла барраса шудаанд. Цайд мешавад, ки ташкили цадафмандонаи раванди таълим барои баланд бардоштани пуёии касбии муаллимони забони руса дар мактабцои милла бо рушди як цатор салоцияти касба алоцаманд аст. Татбици ин раванд ба принсипи муттаасилии таусилоти мактаба ва донишгоца асос ёфтааст. Дар мацола як цатор шаклу воситацои самарабахши корцои метода оид ба баланд бардоштани пуёии касбии муаллимони забони руса дар мактабцои милла, аз цумла, мундарица, цойгоц ва ацамияти семинарцои назариява (маърузацо, паёщо), семинарцои равоншиноса ва педагога, бацсцо, мубоцисацо, бозщои тицората, нацшбоза, бозщои тацлида ошкор карда мешаванд; дарси панорамава, муцокимаи техникаи муосир, технологияцо, дастовардцои илми равоншиноса ва педагога, конфронсцои илмию амала, хонишцои педагога шарцу эзоц ва тацлил карда шудаанд. Хулоса шудааст, ки истифодаи шаклцо ва корцои гуногуни метода бо назардошти имконот ва ниёзцои цар як цайати омузгорони муассисацои таълима ба баландшавии пуёии касбии омузгорони забони руса дар мактабцои милла мусоидат хоцад кард.

Key words: professional mobility, forms and means, methodical work, teacher, students, teaching, upbringing, educational institutions

The article dwells on certain effective forms and means of methodological work in order to increase the professional mobility of Russian language teachers at national schools. It is underscored that the purposeful organization of the educational process to increase professional mobility of teachers of the Russian language at national schools is linked to a number of professional competencies development. The implementation of this process is based on the principle of continuity of school and university education. In this regard, the article highlights and analyzes a number of effective forms and means of methodological work to increase the professional mobility of Russian language teachers at national schools. In particular, the content, place and meaning of theoretical seminars (reports, messages), psychological and pedagogical workshops, disputes, discussions, business games, role-playing games, imitation games are revealed; a panoramic lesson, discussion of modern latest techniques, technologies, achievements of psychological and pedagogical science, scientific and practical conferences, pedagogical readings being taken into account as well. It is concluded that use of various forms and methodological work taking into consideration the capabilities and needs of each teaching staff of educational institutions, will contribute to increasing the professional mobility of Russian language teachers in national schools.

Целенаправленная организация образовательного процесса по повышению профессиональной мобильности учителей русского языка национальных школ увязывается с развитием ряда профессиональных компетенций. Реализация данного процесса основывается на принципе преемственности школьного и вузовского образования. Данные профессиональные компетенции определяются:

- готовностью решать актуальные учебные и профессиональные задачи в контексте быстро изменяющегося информационного общества;

- способностью создавать дидактические учебные материалы творческого характера;

- способностью создавать специальные обучающие материалы, вбирающие в себя нестандартные творческие задания по русскому языку, в которых отсутствуют готовые домашние задания.

Рассмотрим некоторые формы методической работы, которые наиболее часто используются в общеобразовательных учреждениях по повышению профессиональной мобильности учителей русского языка в национальных школах. Наиболее эффективными формами по повышению профессиональной мобильности учителей русского языка в национальных школах средствами методической работы являются следующие:

1.Теоретические семинары (доклады, сообщения).Такая форма обучения важна для учителей, чтобы они могли познакомиться с научными достижениями последних лет, в которых представлен передовой педагогический опыт. Данная форма работы предусматривает выступление главы методического объединения учителей, в котором дается методическая и педагогическая информация, связанная с освещением актуальных проблем в образовании, пояснением сущностного содержания новых технологий, методов и методик обучающего характера. Помимо этого, непременной частью проведения семинаров должны стать выступления и доклады преподавателей, обладающих высоким уровнем квалификации и входящих в состав методических объединений, составляющих проблемные группы. Следовательно, нужна предварительная основательная подготовка в виде личных бесед, консультаций с учителями и профессионалами, докладов в кругу коллег.

На теоретическом семинаре по повышению профессиональной мобильности учителей русского языка в национальных школах с помощью методической работы целесообразно сделать объектом рассмотрения следующие вопросы:

-актуализация традиционного и инновационного в образовательном процессе;

-модель обучения школьников технологического порядка;

-методы и приемы, содействующие освоению школьниками новых знаний.

Научно-теоретические семинары по повышению профессиональной мобильности учителей национальных школ следует запланировать и организовать 2-3 раза в течение учебного года, с целью предотвращения повышения нагрузки на учителей.

2. Психолого-педагогические практикумы.Эффективность данных практикумов обусловлена созданием непринужденной атмосферы в рамках неформального общения. Данный вид методической работы приобщает каждого участника семинара к современным достижениям в сфере психолого-педагогических знаний,совершенствует профессионально значимые навыки педагогов и воспитателей. Повышение профессиональной мобильности учителей русского языка в национальных школах с помощью методической работы надлежит сочетать с подготовкой и проведением психологических и педагогических семинаров, связанных с:

-исследованием личности школьника с позиции психологии и педагогики;

-выявлением уровня развитости внимания и интереса детей;

-классификацией целевых установок обучения, выявлением ее роли в апробации результативности новых курсов специальной направленности (изучение литературы, курсы эстетики интегративного характера, краеведение, этикет и нормы поведения, педагогические знания базового порядка, умение работать с деловыми бумагами и т. д.).

Обеспечение взаимосвязи теории и практики является непременным условием проведения такого рода семинаров. К примеру, если психолог ведет речь о таксономии целевых установок обучения, прежде всего, ему следует дать описание включающих психологией диапазона сфер деятельности: познание, эмоциональная сфера, процессы умственного порядка. Эксперты, после конкретизированной дифференциации целей в соответствии с категориями, дают учителям возможность попробовать силы в моделировании первостепенных задач учебного процесса, и после этого заявляют о своем внимании к основным аспектам, оценке и будущим перспективам трудоустройства.

Следует отметить, что такое общение и диалог помогает учителям развивать свой творческий потенциал и профессионализм.

3. Диспуты, дискуссии. Как часть социальной мобильности, профессиональную мобильность можно представить в виде вертикальных и горизонтальных этапов карьерного роста. Без таких качеств учителя, как гибкость, дивергенция, конвергенция, способность к рассуждению, рефлексивная способность и активный социальный и культурный статус, невозможно вести вертикальное обучение. Перемещение по административной лестнице в образовательной сфере считается вертикальной мобильностью. Например: учитель, заместитель директора, директор. В качестве интерактивного метода обучения вертикальная мобильность - это изучение или анализ. Коллективные обсуждения, нацеленные на разрешение конкретно обозначенных вопросов (ситуаций), в ходе которых актуализируется взаимообмен идей, опыта, позиций внутри группы,составляют суть образовательных дискуссий.В процессе развития профессиональной мобильности учителей в национальных школах посредством методической работы, дискуссии включают обсуждение руководителями любого вопроса или группы связанных вопросов с целью достижения взаимоприемлемого решения. Обсуждение - это противоречивая, близкая к дискуссии, серия заявлений, сделанных участниками по очереди. Последнее утверждение должно касаться того же предмета или явления, что делает обсуждение необходимой согласованности. Диспут-с латыни disputare - рассуждение, спор. В ходе диспутов в коллективном порядке происходит рассмотрение вопросов морального, политического,литературного, научного, профессионального характера, в отношении которых невозможно применять общепринятые и однозначные решения.Участники диспута высказывают зачастую отличные друг от друга позиции, суждения и оценки относительно тех или иных событий и проблем.В процессе формирования профессиональной мобильности учителей в национальных школах посредством методической работы важной особенностью диспута является строгое соблюдение ранее принятых положений и тем. Следует понимать, что совокупность разнообразных курсов(встреч): дебатов, «круглых столов», дискуссий в форме диалога, форумов,симпозиумов,«аквариумных технологий», «панельных дискуссий» и т.п.,в принципе, обозначаются понятием общего порядка «дискуссия».Дискуссионная цель, как

правило ,сочетается с разбором ситуации или взаимообменом суждений относительно вопроса, поиском и установлением решения спорных моментов, которые вызваны разногласиями, против остоянием и т.п. Вместе с тем, дискуссии отличаются от дебатов, в процессе которых стороны защищают собственную позицию относительно поставленного вопроса.

Роль дискуссии в развитии профессиональной мобильности педагогов в национальных школах обусловлена грамотно организованной методической работой, в которой находят отражение целенаправленные взгляды и обмен мнениями между членами проблемных микрогрупп, представленных методическими объединениями, которые созданы для конкретизации верных позиций. Главной особенностью дискуссии является организация равноправного диалога среди всех участников. При этом количественный состав участников диалога не должен превышать 10 человек, чтобы каждый участник имел возможность выразить собственное мнение в процессе обсуждения.

В практике образовательной деятельности осуществляется взаимообмен разнообразными мнениями, например, «круглые столы», форумы, дискуссии, симпозиумы, групповые обсуждения «аквариумных технологий».

4. «Деловые» игры, ролевые игры, игры-имитации; урок-панорама. Исследование игр с философских, культурологических, психологических и педагогических позиций позволило установить формы социального и культурного общения.

Весь спектр игровых форм деятельности, в частности, «деловые игры», ролевые игры и т.д, сопровождается конкретно установленными правилами (условиями), обязательными для игроков. Игра традиционно направлена на достижение конкретно обозначенных целей или решение определенных проблем, и в ней участвует состав из двух-трех (или более) групп. В процессе игры педагоги обретают практический опыт, который может быть использован ими в своей профессиональной деятельности, чтобы решать сложные задачи, а не наблюдать за внешним миром. Кроме того, посредством классной (встречной) методической работы проблемных микрогрупп, использование игровых форм - методических объединений в формировании профессиональной мобильности учителей в национальных школах может помочь учителям научиться экономно распределять время и «сократить» его в процессе обучения. Важно то, что игры содействуют развитости стремления учителей к самообразованию, улучшению качества преподавания и профессиональной составляющей при воспитании личностных качеств учащихся. «Деловые игры». Учителя с высоким уровнем квалификации, заведующие кафедрами, кураторы, ученые, заместители руководителей по научно-экспериментальной работе должны вовлекаться в методическую работу по повышению уровня профессиональной мобильности учителей в национальных школах. Для проведения игры следует выбрать ведущего, тренера (в разъяснении деталей игры нет необходимости, так как раскрытие подробностей может снизить интерес игроков, с другой стороны, должно быть сходство между ними и реальными событиями из жизни), ход игры и соблюдение ее правил контролируется судьей. Тренеру (ученому-куратору) следует играть свою роль, во время игры он дает советы для наиболее полной актуализации ее потенциала.

Для подготовки к этим играм нужно время, на сегодняшний день такие игры актуальны среди учителей. Во время игры из-за эмоционального подъема участники часто прибегают к подражанию и драматургии. По завершении осуществляется подведение итогов, результатов в виде подсчета очков, объявления результатов игры. Тем не менее, необходима самооценка поведения участников.

5.Обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки. Рассмотрение новейших достижений современных технологий, психологии и педагогической науки осуществляется по такому же механизму, который мы описали в четвертом пункте.Важным моментом является то, что методическое объединение, координационный центр науки и методологии и информационно-аналитический центр наделены ответственностью за проведение данной формы работы.Вместе с тем, преподавательский состав школы обладает правом самостоятельного решения при выборе книг и статьей для чтения, новых технологий для освоения, инноваций для использования в обучении и воспитании учащихся, и экспериментов, которые целесообразно проводить. Например, учительский состав начальной школы применяет технологии обучения на основе коммуникаций, расширения границ познания посредством общения, культуры и любви, а учителя кафедры физики, русского языка и информатики преуспели в деле внедрения для учеников в национальных школах и гимназии модульной технологии обучения.

Другая форма работы связана с обсуждением при участии педагогов открытых курсов, мероприятий или их серий.

В свете рассмотрения форм методической работы и методики, проблема профессиональной мобильности учителей русского языка в национальных школах актуальна, ибо существует связь между всевозможными формами методической работы микрогрупп и практическими навыками учителей, другими словами,их навыками проведения открытых уроков или внеклассной деятельности,в процессе которых преподаватель демонстрирует своим коллегам апробированные им самим различные формы занятий, типы и методы работы, которые привели к результативности процесса обучения студентов.Некоторые открытые уроки предусматривают, что учитель уже на начальном этапе эксперимента приглашает коллег принять в нем участие. В данном случае у учителя для проверки существует только одна гипотеза, однако у него нет решения, и он не может наблюдать за результатами эксперимента со стороны, ввиду этого, чрезвычайно важны экспертные мнения и оценки людей, которые находятся в классе или присутствуют во внеурочной деятельности

Следовательно, суть открытых занятий или внеклассных мероприятий заключается не только в возможности участия в них всех желающих, но в демонстрировании новшества, даже, может быть, небольшого, но обучающего открытия.

Одним из вопросов, обстоятельно рассматриваемых в классе (на собрании) проблемной микрогруппой, является обсуждение отдельных открытых уроков, разнообразных внеклассных мероприятий. Целью обсуждения является решение следующих задач:

1) способность к составлению плана и определению целевых установок образования, воспитания и развития (развитие интеллекта, воли, эмоций, познавательного интереса и т. д.);

2) умение, выражающееся в конкретной постановке задачи и цели занятий;

3) наличие умения и навыков отбора эффективных и целесообразных форм, методов, видов работы с учащимися;

4) наличие умения, проявляющегося в достижении максимальной эффективности и обоснованности работы.

6. Научно-практические конференции, педагогические чтения. Эти формы работы процесса повышения профессиональной мобильности учителей в национальных школах при помощи проведения методической работы, что является итоговым результатом их деятельности, предусматривают привлечение всех структурных звеньев методических служб. Важна связанность темы научно-практического собрания или педагогического исследования с учебной дисциплиной школы, а также исключение ее случайности. Иными словами, в теме должны отображаться такие моменты,как опыт школьных учителей,их достижения и успехи,устранение ошибок, профессиональная деятельность и недочеты в работе руководства. Исследовательская работа должна привести к положительным результатам. В отчете должны быть представлены формы работы, видеоролики,слайды, фотографии, продукция деятельности студентов и т.д. Сообщение докладчика регламентируется в плане времени его представления и, как правило, обсуждается в рамках дискуссии (которая состоится после заслушивания ответов докладчика на возникшие вопросы). Планирование лекций, научных и практических встреч для подведения итогов и результатов по отдельным методическим темам и важнейшим вопросам целесообразно согласовывать с «Планом развития школы» на 3-5 лет, намеченным педагогическим коллективом.На основе работ выступивших преподаватель составляет практикум по проведению собраний и лекций. Это предусмотрено в случае, если, при отсутствии методической помощи, учитель не отберет практические и пояснительные материалы из опыта работы преподавателя для выполнения соответствующей работы в процессе составления и корректировки отчета педагогического коллектива. Уровень профессиональной подготовки, готовность участников к работе, а также развитость творческого потенциала всего профессорско-преподавательского состава могут стать гарантом успеха конференций и лекций. Доступность для ознакомления и восприятия должна быть одним из свойств работы всех аспектов методической службы. Рекомендуется в течение учебного года (январь и май) выпускать два научно-методических журнала, которые можно назвать «Вестник школы» или «Вести школы» и т. п. Вышеизложенные моменты не предусматривают актуализации всех перечисленных приемов, работа методических служб должна вестись с учетом возможностей и потребностей каждой проблемной микрогруппы - школьного методического объединения.

Таким образом, учителя русского языка, благодаря работе по повышению профессиональной мобильности учителей русского языка в национальных школах, получают возможность более результативного и взаимосвязанного выполнения учебных заданий нормативного поряд-

к а , а т акже зад аний неформального характера.Выполнение домашних заданий предусматривает овладение учителем русского языка определенных навыков на основе самообразования, в частности, в научном кружке или творческом объединении.Наращивание содержательной составляющей материала учебных заданий в работе может послужить толчком к преобладанию творческого характера в деятельности учителя русского языка, который в свою очередь, содействует формированию и развитости интереса к самообразованию, потребности актуализировать его в процессе вникания в более глубокие слои знаний и обретения профессионально значимого опыта.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: курс лекций/Ю.К.Бабанский . - М.: Просвещение, 1988. -254 с.

2. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности/Н.В.Кузьмина. -Л.: ЛГУ, 1967. - 81 с.

3. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании/О.Е.Лебедев//Школьные технологии. -№5.- 2004. -С.3-13.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов/А.Н.Леонтьев.- М.: Смысл: Академия, 2005 - 352 с.

5. Лутфуллоев, М. Образование - источник духовного развития школьников /М.Лутфуллоев//Вестник Таджикского национального университета.-2013.- №3. - С.46-52.

6. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020г.Душанбе: Ирфон.2012.

7. Сластенин, В.А. Педагогика/В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов.- М., 2011. - 608 с.

8. Сластенин, В.А.Педагогика/В.А.Сластенин,И.Исаев, А.Мищенко, Е. Шиянов.-М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.

9. Степанова, И.А. Формирование профессиональной мобильности социальных педагогов: теоретический аспект/И.А.Степанова//Социальная педагогика: традиции и инновации. -Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием. Ч. 2. Екатеринбург, 2009. - 213 с.

10. Сушенцева, Л.Проблема профессиональной мобильности в контексте междисциплинарного подхода/Л.Сушенцева//Теория и методика профессионального образования. -№ 1.- 2011.- С. 7

11. Сычева, Т.Е. Структура эссе/ Т.Е. Сычева [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ipk.khakasnet.ru.(дата обращения 20.04.2020)

12. Таланчук, М. В. Воспитательная мобильность личности и ее формирование/ М. В. Таланчук .Казань, НИИ ПТП АПН СССР, 1981.- 150 с.

EFERENCES:

1. Babansky, Yu.K. Pedagogy: a course of lectures. / YK Babansky .-M .:Education,1988.-254 p.

2. Kuzmina N.V. Essays on the psychology of the teacher's work: the psychological structure of the teacher's activity and the formation of his personality. / N.V. Kuzmina. -L .: Leningrad State University, 1967 .- 81 p.

3. Lebedev,O.E.Competence-based approach in education // School technologies. No. 5, 2004. -S.3-13.

3. Leontiev,A.N. Activity. Consciousness. Personality: textbook. manual for universities / A.N. Leontiev . - M .: Sense: Academy, 2005 - 352 p.

4. Lutfulloev, M. Education is a source of spiritual development of schoolchildren / M. Lutfulloev [Text]. // Bulletin of the Tajik National University.- Dushanbe. - 2013. - No. 3. - S.46-52.

5. National Strategy for the Development of Education of the Republic of Tajikistan until 2020 Dushanbe: Irfon. 2012.

6. Slastenin, V.A. Pedagogy : textbook. for stud. universities/V.A.Slastenin,I.F.Isaev,E.N. Shiyanov/ed.V.A.Slastenin.-M.:Academy, 2011.-608 p.

7. Slastenin VA, Isaev I., Mishchenko A., Shiyanov E. Pedagogy: textbook. allowance. - 4th ed. / VA Slastenin, I.Isaev, A.Mishchenko, E. Shiyanov . - M .: School Press, 2002. - 512 p.

8. Stepanova, I.A. Formation of professional mobility of social teachers: theoretical aspect // Social pedagogy: traditions and innovations. - Materials of the All-Russian Congress of Social Educators with international participation. Part 2. Yekaterinburg, 2009 .- 213 p.

9. Sushentseva, L. The problem of professional mobility in the context of an interdisciplinary approach // Theory and methods of vocational education. . - No. 1. - 2011. - P. 7

10. Sycheva, T.E. The structure of the essay/T.E.Sychev [electronic resource]. - Access mode: http: // ipk.khakasnet.ru. (Date of access 20.04.2020)

11. Talanchuk, MV Educational mobility of the personality and its formation./ M.V. Talanchuk Kazan, Research Institute of PTP APS USSR, 1981. - 150 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.