Научная статья на тему 'Самостоятельная работа в аспекте профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка'

Самостоятельная работа в аспекте профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDIVIDUAL WORK / FOREIGN LANGUAGE TEACHER / CREDIT SYSTEM OF EDUCATION / METHODS OF TEACHING / КОРИ МУСТАқИЛОНА / МУАЛЛИМИ ЗАБОНИ ХОРИЦӣ / НИЗОМИ КРЕДИТИИ ТАЪЛИМ / МЕТОДИКАИ ТАЪЛИМ / ФАЪОЛИЯТИ КАСБӣ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Мавжуда Негматовна

В статье рассматривается значимость самостоятельной деятельности студентов будущих учителей иностранного языка в рамках их научно-методической подготовки в условиях кредитной системы образования в вузе. Автор подчёркивает, что учет содержания указанных в работе компонентов научно-методической деятельности при организации самостоятельной работы студентов будущих учителей иностранного языка является важным условием становления современного, творчески мыслящего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Мавжуда Негматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual Work in the Aspect of Professional Activity of the Future Foreign Language Teacher

The present article deals with the importance of individual activity of the future foreign language teachers within their scientific and methodical preparation in the conditions of a credit education system at higher education institution. The author emphasizes that taking into consideration the specified components of scientific and methodical activity at organization of independent work of the future foreign language teachers is an important condition offormation of the modern, creatively conceiving specialist.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа в аспекте профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка»

УДК 372.881.111.1

ББК 74.262

КОРИ МУСТАЦИЛОНА Ахмедова Мавцуда Неъматовна,

ДАР САМТИ ФАЪОЛИЯТИ муаллимаи кафедраи методикаи

КАСБИИ ОМУЗГОРИ таълими забонуои хорицииМДТ "ДДХба номи

ОЯНДАИЗАБОЩОИ академикБ.Гафуров"

ХОРИЦИ (Тоцикистон, Хуцанд)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ Ахмедова Мавжуда Негматовна,

РАБОТА В АСПЕКТЕ преподаватель кафедры методики

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ преподавания иностранных языков

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО Худжандского госуниверситета имени

УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО академика Б.Гафурова (Таджикистан,

ЯЗЫКА Худжанд)

INDIVIDUAL WORK Akhmedova Mavjuda Negmatovna, lecturer of the

IN THE ASPECT OF chair of methods of teaching foreign languages,

PROFESSIONAL ACTIVITY OF Department of the foreign languages under SEI

THE FUTURE FOREIGN "KSU named after acad. B. Gafurov " (Tajikistan,

LANGUAGE TEACHER Khujand),E-mail: mavjuda_85m@mail.ru

Вожа^ои калидй: кори мустацилона, муаллими забони хорици, низоми кредитии таълим, методикаи таълим, фаъолияти касби

Дар мацола ащмияти корцои мустацилонаи донишцуён - омузгорони ояндаи забощои хорици ва омодагии илмиву методии ощо дар заминаи низомии кредитии таусил дар донишгоц барраси карда шудааст. Муаллиф таъкид менамояд, ки щнгоми ташкили кори мустацилонаи донишцуён - муаллимони ояндаи забощои хорици мундарица ва муутавои фаъолияти илмию методии ощоро ба эътибор гирифтан лозим аст, зеро барои ташаккули мутахассиси муосир, эцодкор ва мутафаккир ин шарти мууим мебошад.

Ключевые слова: самостоятельная работа, учитель иностранного языка, кредитная система образования, методика преподавания, профессиональная деятельность

В статье рассматривается значимость самостоятельной деятельности студентов - будущих учителей иностранного языка в рамках их научно-методической подготовки в условиях кредитной системы образования в вузе. Автор подчёркивает, что учет содержания указанных в работе компонентов научно-методической деятельности при организации самостоятельной работы студентов - будущих учителей иностранного языка является важным условием становления современного, творчески мыслящего специалиста.

Key words: individual work, foreign language teacher, credit system of education, methods of teaching

The present article deals with the importance of individual activity of the future foreign language teachers within their scientific and methodical preparation in the conditions of a credit education system at higher education institution. The author emphasizes that taking into consideration the specified components of scientific and methodical activity at organization of independent work of the future foreign language teachers is an important condition offormation of the modern, creatively conceiving specialist.

Согласно Положению о кредитной системе образования, утвержденному Решением коллегии Министерства образования и науки Республики Таджикистан №19/24 от 30.12.2016 г., самостоятельная работа является деятельностью студента, которая направлена на самостоятельное изучение тем и заданий, установленных учебной программой.

В условиях кредитной системы самостоятельная работа студента выполняется в двух формах:

- самостоятельная работа под руководством преподавателя;

- самостоятельная работа студента (проводится индивидуально самим студентом).

Подготовка студентов-бакалавров к деятельности учителя иностранного языка в условиях

кредитной системы образования включает в себя следующие звенья:

- курс лекций по методике преподавания иностранного языка;

- практические, семинарские занятия, самостоятельная работа под руководством преподавателя, самостоятельная (индивидуальная) работа;

- 1-ая (на 3-м курсе) и 2-ая (на 4 курсе) педагогическая практика;

- курсовая и выпускная квалификационная работа;

- спецсеминар, посвященный какой-либо методической проблеме (например, на факультете иностранных языков ХГУ имени академика Б.Гафурова на спецсеминарах обсуждаются проблемы о средствах оценивания знаний учащихся; теории тестов, и др.);

- студенческое научное общество, кружки (кружок "Современный учитель иностранного языка" и т.п.).

Научно-методическая подготовка студентов связана с теорией методики обучения иностранному языку. Для успешного решения практических задач учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе будущий учитель призван всесторонне освоить эту науку. Овладение теоретическими положениями методики, а также освоение практическими умениями, требует от него целенаправленной самостоятельной работы, так как навыки самостоятельной работы, приобретенные в стенах вуза, позволят будущему учителю заниматься самообразованием в процессе практической деятельности в школе, ведь "дидактические принципы сознательности, активности и самостоятельности в обучении - ведущие в современной дидактике" (5, 72). Исходя из этого, в процессе подготовки будущего учителя в стенах языкового вуза необходимо вовлекать студентов в изучение курса методики преподавания иностранного языка, науки, которая постоянно развивается, выявляя в результате опытной работы, экспериментов, обобщения передового опыта преподавания, новые резервы и пути повышения эффективности обучения учащихся.

На современном этапе развития образования Республики Таджикистан возникают новые типы общеобразовательных школ (лицеи, гимназии, частные школы); во многих из школ вводится углубленное изучение иностранного языка (с 1-2 классов), осваиваются экспериментальные учебные планы; нередко меняются задачи обучения иностранному языку в связи с введением профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы (классы гуманитарного направления и классы естественно-математического направления).

Еще в прошлом веке, отмечая значимость выработки навыков и умений самостоятельной работы обучаемых, И.Л. Бим отмечала, что их "подкрепляют такие тенденции учебно-воспитательного процесса, как динамизм, возможность самостоятельного доучивания, дифференциация обучения и др." (1, 19).

Такая трактовка существенности самостоятельной работы не теряет своей актуальности и сегодня, когда вузы Республики Таджикистан перешли на кредитную систему образования, главная отличительная особенность которой состоит в том, что "она основывается на праве выбора студентами своей последовательности изучения дисциплин, что дает возможность проведения самостоятельного планирования учебного процесса, при использовании системы кредита в качестве единой единицы измерения объема учебной работы, причем и для студентов, и для преподавателей" (6, 4).

Далее рассмотрим современные цели и содержание самостоятельной работы в рамках научно-методической деятельности учителя иностранного языка, т.к. в процессе преподавания "цели обучения выступают основными дидактическими факторами" (2, 5). Поэтому остановимся на целях самостоятельной работы в рамках практической языковой и методической подготовки учителя иностранного языка более подробно.

Согласно действующему госстандарту, в соответствии с целевой установкой обучения иностранному языку как специальности главными целями самостоятельной работы являются:

1) достижение соответствующего уровня иноязычной коммуникативной компетенции в период обучения в вузе;

2) освоение методической теории, овладение готовыми образцами решения типовых методических задач, приводимых в книге для учителя, без которых в самом начале деятельности нельзя обойтись; одновременное овладение творческим подходом к выделению, постановке и решению методических задач в постоянно изменяющихся условиях обучения;

3) подготовка выпускников к проведению эффективной самообразовательной работы.

Исходя из важности третьей, конечной, цели, выдвигается задача формирования у будущих

учителей самообразовательной компетенции как способности поддерживать и повышать в процессе самообразования, как уровень владения иностранным языком, так и методику преподавания для непрерывного совершенстования профессионально-педагогической деятельности.

Один из путей совершенствования методической подготовки связан с требованиями профессиограммы, где представлена квалификационная характеристика учителя иностранного языка. В соответствии с ней ядро учебной работы составляет овладение методическими умениями, которые обеспечивают успешное выполнение педагогических функций: конструктивно-планирующей, гностической, организаторской, коммуникативно-обучающей, развивающей и воспитывающей (4, 18). Эти умения представляют научно-теоретическую основу для совершенствования профессионально-методической подготовки будущего учителя иностранного языка.

Исходя из целей обучения и требований профессиограммы, нам бы хотелось раскрыть свою точку зрения на содержание методической подготовки учителя иностранного языка в условиях кредитной системы.

Известно, что методическая подготовка учителя иностранного языка включает в себя три компонента: учебную, воспитательную, методическую (3, 6). Рассмотрим содержание каждого из этих компонентов в современных условиях языковых вузов.

1. Поскольку учебная деятельность учителя иностранного языка преследует цель обучить языковому материалу и выработать на его основе речевые навыки и умения; а также формировать у обучаемых навыки учения в системе взаимодействия "учитель-ученик" и "ученик-ученик", содержание учебной деятельности должны составлять:

-организацию ознакомления (объяснения) с языковым материалом;

-организацию применения полученных знаний и речевых навыков в разных видах речевой деятельности;

-организацию учения учащихся (формирование навыков самостоятельной работы над языком на практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя или индивидуально);

- расширение общеобразовательного и лингвистического кругозора учащихся;

- установление межпредметных связей.

2. Воспитательная деятельность учителя иностранного языка преследует цель: целеленаправленное воздействие на учащихся для формирования их личности как в общепедагогическом плане, так и средствами предмета "Иностранный язык". Поэтому содержание воспитательной деятельности должны составлять:

-определение образовательно-воспитательных и развивающих задач уроками внеклассного мероприятия;

-подбор и переработка дополнительного материала;

-выбор способов и приемов реализации национального, трудового, нравственного, патриотического, интернационального, эстетического воспитания.

3. Так как методическая деятельность учителя иностранного языка направлена на рациональную организацию учебно-воспитательного процесса на основе теоретических положений методики преподавания иностранного языка и передового опыта учителей, содержание методической деятельности должны составлять:

-рациональное планирование учебного процесса и внеурочной работы по предмету;

-оснащение учебного процесса средствами обучения на основе компонентов УМК, дополнительных материалов;

-системное тематическое планирование с учетом конечных целей обучения, задач каждого года обучения и определение учебно-коммуникативных задач цикла и конкретного урока;

-методическая разработка урока с учетом особенностей языкового материала и механизмов разных видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма);

-анализ учебников и учебных пособий;

-подбор раздаточных материалов, дополнительных текстов;

-организация самостоятельной работы учащихся на уроке и вне урока, а также в лингафонном кабинете;

-составление дифференцированных заданий в целях индивидуализации учебно-тренировочной работы учащихся;

-наблюдение за учебно-воспитательным процессом, обобщение опыта работы; участие в экспериментальной работе;

-расширение и углубление знаний в области лингвистики, педагогической психологии, методики преподавания иностранных языков (самообразование); при подготовке доклада или

сообщения на заседании методобъединения учителей иностранного языка и педагогическия чтениях.

Считаем, что учет содержания всех указанных компонентов научно-методической деятельности при органиции самостоятельной работы студентов - будущих учителей иностранного языка является важным условием становления современного, творчески мыслящего специалиста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бим, И.Л. Обучение иностранному языку: поиск новых путей/И.Л.Бим//Иностранные языки в школе. - 1989, №1. - С.19-26

2. Бим, И.Л. Творчество учителя и методическая наука /И.Л.Бим //Иностранные языки в школе. - 1988, №4. - С.5-6

3. Научно-методическая деятельность учителя иностранного языка и подготовка к ней студентов в педвузе. - Вып.1.,МГПИ, 1984. - С.6

4. Профессиограмма учителя иностранного языка / Сост.: С.Ф.Шатилов, К.И.Саломатов, Е.С. Рабунский.- М., 1977. - C.18-I9

5. Раджабова, М.Р. Взаимосвязанность формирования самостоятельного мышления и речевого развития старшеклассников общеобразовательных школ Республики Таджикистан : на материале изучения английского языка на базе таджикского / Дис. канд. пед. наук/М.Р.Раджабова.- Душанбе, 2007.- 179 с.

6. Сангинова, Д. Н. Теоретические основы и тенденции развития кредитной системы обучения в Республике Таджикистан / Дис. канд. пед. наук/Д.Н.Сангинова. - Душанбе, 2015.- 162 с.

REFERENCES:

1. Bim, I.L. Teaching a foreign language: search for new ways / Journal "Inostranniye yaziki v shkole", 1989, No. 1. - P. 19-26

2. Bim, I.L. Creativity of the teacher and methodical science / Journal "Inostranniye yaziki v shkole" - 1988, No. 4. - P. 5-6

3. Scientific and methodical activity of the foreign language teacher and preparing students at the teacher training universities. - Issue 1., MSPI, 1984. - P. 6

4. Professional requirements to the foreign language teacher / Shatilov S. F., Salomatov K.I., Rabunsky E.S. - M.,1977. - P. 18-I9

5. Radzhabova M. R. Coherence of formation of independent thinking and speech development of senior level pupils of comprehensive schools of the Republic of Tajikistan: on material of studying English on the basis of Tajik / PhD thesis. - Dushanbe, 2007. - 179 p.

6. Sanginova D. N. Theoretical bases and trends of development of the credit system of training in the Republic of Tajikistan / PhD thesis. - Dushanbe, 2015. - 162 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.