Научная статья на тему 'Самостоятельная работа в процессе овладения русским языком'

Самостоятельная работа в процессе овладения русским языком Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3466
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ГРАМОТНАЯ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ КУРС / SELF-SUFFICIENT WORK / COMPETENT CONVERSATIONAL SPEECH / WRITTEN SPEECH / TYPES OF SPEECH ACTIVITY / ADJUSTMENT COURSE / КОРИ МУСТАқИЛОНА / МУКОЛАМАИ БОСАВОДОНА / НУТқИ ХАТТӣ / НАМУДҳОИ ФАЪОЛИЯТИ НУТқ / КУРСИ КӯТОҳМУДДАТИ ТАКМИЛӣ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Нилуфар Исматуллаевна, Алиева Бималика Абдувалиевна

В статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной работы студентов по русскому языку как эффективного способа развития их речевых навыков. Определена цель внеаудиторной работы, в частности чтения, как приобщения студента-первокурсника к лучшим образцам мировой культуры посредством русского языка, развития мышления и творческой способности студента в самостоятельном осмыслении прочитанного, активизация навыков таких видов речевой деятельности, как говорение, чтение. Представлены некоторые виды упражнений, которые направлены на развитие грамотной письменной речи обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипова Нилуфар Исматуллаевна, Алиева Бималика Абдувалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Sufficient Work in the Process of Mastering the Russian Language

The article dwells on the organization of self-sufficient work of students in the Russian language as an effective way to develop their speech skills. The purpose of extracurricular work, in particular reading, is defined as introducing a first-year student to the best examples of world culture through the Russian language, developing the student’s thinking and creative ability in independent reading comprehension, enhancing the skills of such types of speech activity as speaking, reading. Some types of exercises are presented that are aimed at the development of literacy of students.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа в процессе овладения русским языком»

УДК 377 ББК 74.268.1

Н.И. ШАРИПОВА Б.А. АЛИЕВА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ РУССКИМ ЯЗЫКОМ

В числе задач, которые выдвинула реформа общеобразовательной и профессиональной школы перед преподавателями вуза, важными являются, во-первых, формирование навыков самостоятельной работы студента и, во-вторых, «анализ факторов, побуждающих студента к самостоятельному поиску и усвоению знаний с учетом его ориентации на решение целевых задач».

В условиях педагогического вуза, где контингент студентов - в основном выпускники национальных школ, самостоятельная работа приобретает особое значение, должна строго регламентироваться и контролироваться. Главное требование к самостоятельной работе - от формирования элементарных навыков самостоятельной работы к реализации и выбору наиболее оптимальных форм усложненных видов самостоятельной работы (2, 9). Немаловажно будет отметить, что корректировочный курс в наших вузах сегодня необходим, так как наши студенты не владеют русским языком на таком уровне, который бы позволил изучать язык на материале текстов по специальности, минуя подготовительный этап. Такие тексты имеют свою специфику, очень сложны для восприятия еще вчерашних школьников. Нельзя забывать, что отсутствие речевой среды негативно повлияло на владение нашей молодежью языком. В такой ситуации мы не можем пренебрегать подготовительной, в том числе и самостоятельной работой по овладению языком.

Понятие «внеаудиторная самостоятельная работа» включает в себя два существенных аспекта. Первый - определение видов самостоятельной работы, вытекающих непосредственно из программы, целей и задач интенсивно-корректировочного разговорного курса русского языка. Второй - выработка методики проведения внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения интенсивно-корректировочного курса.

Особенно важной и необходимой представляется продуманная и целенаправленная организация самостоятельной внеаудиторной работы именно в этом курсе.

Цель внеаудиторного чтения - приобщение студента-первокурсника к лучшим образцам мировой культуры посредством русского языка, развитие мышления и творческой способности студента в самостоятельном осмыслении прочитанного, активизация навыков таких видов речевой деятельности, как говорение, чтение.

Для выработки навыков работы по пополнению собственного словарного запаса, повышению уровня знаний по изучаемым наукам, в том числе и по русскому языку, необходимо предложить студентам такие задания, которые интересны и в плане грамматики, и в плане информации, которую они могут получить при чтении того или иного текста (2, 13).

В ходе обучения русскому языку как корректировочному разговорному курсу мы предлагаем следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы, реализующие различные межпредметные связи:

1. Внеаудиторное чтение, скоординированное:

а) с пропедевтическим курсом русской литературы;

б) общественно-политической литературой (периодика);

г) специальной лингвистической литературой;

д) литературой по специальности.

Хотя здесь следует отметить, что во втором полугодии при обучении языку нами используются тексты лишь по специальности. Такой подход к обучению предусматривает развитие навыков общения с точки зрения подготовки будущего специалиста в той или иной сфере;

2. Конспектирование, тезирование прочитанного. Практика показывает, что научные, научно-популярные, учебные, художественные тексты усваиваются лучше, если они в процессе чтения конспектируются обучаемыми. По ряду тем интенсивно-корректировочного курса можно предложить студентам законспектировать специально подобранные статьи («Моя будущая профессия», «Здоровый образ жизни», «НТР и охрана природы» и т.д.). Как видно из названий предложенных студентам тем, весь корректировочный курс русского языка направлен не только на повышения уровня знаний по данному предмету, но и расширение общего кругозора обучающихся, для которых представляется интересным не только общение в сфере своей будущей профессии, но и во многих других сферах.

Этот вид самостоятельной работы способствует выработке и шлифовке навыков таких видов речевой деятельности, как чтение, письмо, аудирование;

3. Заучивание наизусть, что способствует активизации навыков говорения, чтения, совершенствованию орфоэпических навыков;

4. Работа со справочной литературой, со словарями разных типов;

5. Выработка умений самостоятельно оформлять деловые бумаги;

6. Обучение навыкам цитирования;

7. Привитие навыков самостоятельного изучения специальной лингвистической литературы;

8. Приобщение к самостоятельной работе с использованием компьютера, проектора, телевидения и т.д.

Каждый из этих видов работы предусматривает и грамотное выполнение заданий, предложенных в учебнике. Следует отметить, что при выработке навыков устной речи необходимо уделять внимание и на письменную речь обучаемых. Только при неоднократном выполнении письменных заданий можно развить у студентов и умение грамотного письма, т.е. автоматизацию навыков грамотной устной и письменной речи.

В связи с этим большое внимание уделяется изучению орфографических и пунктуационных правил, развитию устной и письменной речи, стилистическим упражнениям, практике перевода с таджикского языка на русский и наоборот х,4, с. 132].

Вот примеры некоторых видов заданий, которые способствуют выработке навыков грамотной устной и письменной речи:

Задание 1.От данных глаголов образуйте имена существительные при помощи суффиксов -ани-е, -ени-е. С полученными словами составьте словосочетания и запишите их.

Задание 2. К данным словам и словосочетаниям подберите синонимы, характерные для официально-делового стиля речи.

Задание 3. Напишите заявление по образцу. (образец представлен) Задание 4. Ответьте на вопросы.

Задание 5. Какие научные дисциплины вы знаете? Запишите их. Подберите 5 терминов из каждой области науки.

Задание 6. Данные слова классифицируйте по семантическим группам. Задание 7. Объясните значение фразеологизмов.

Задание 8. Составьте небольшой рассказ, используя данные слова и словосочетания; и т.д. (1, 129).

Данные виды заданий, как и многие другие, направлены, прежде всего, на развитие всех видов речевой деятельности, т.к. сегодня нашему обществу необходимы грамотные и всесторонне развитые личности, владеющие не только родным языком, но и одним или двумя иностранными языками, в частности русским и английским.

С учетом этих требований и строится индивидуальная работа со студентами во время выполнения самостоятельной работы под руководством преподавателя.

В связи с тем, что студенты овладевают различными индивидуальными особенностями, влияющими на успех их учения, самостоятельную работу необходимо индивидуализировать и дифференцировать. Это положение является важным принципом организации самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студента - это его индивидуальная работа в аудитории или за пределами вуза.

Организуя самостоятельную работу в аудитории, нужно определить цель такой работы и составить ее программу, оказывать помощь студентам в усвоении учебного материала и осуществлять контроль за ходом и результатом занятий в аудитории.

Для эффективной самостоятельной работы студентов в аудитории необходимо наличие определенного фонда научно-популярной литературы о языке, методических пособий, различных учебных пособий по предмету (учебников, словарей и т.д.), технических средств обучения.

Опыт показывает, что в школе пока еще мало учат методике работы с книгой, со справочным материалом, не объясняют, какие наиболее рациональные приемы можно использовать при этом. Поэтому студенты-первокурсники испытывают существенные трудности в процессе конспектирования первоисточников, составлении тезисов, аннотаций, докладов, рефератов. С целью оказания помощи студентам нами подготовлены методические рекомендации «Образцы деловых бумаг» с учетом специфики факультетов.

Активность и самостоятельность студенты должны проявлять не только на лекции и практических занятиях, но и во время выполнения домашних заданий, подготовки к зачетам и экзаменам.

В первом семестре важно определить сильные и слабые стороны в знаниях студентов и, исходя из этого, скоординировать индивидуальный план работы со слабоуспевающими студентами, определив те конкретные разделы и темы, которые в наибольшей мере обеспечат устранение имеющихся пробелов в овладении основными языковыми нормами.

Интенсивность поисков решения вопроса самостоятельной работы студентов свидетельствует о том, что эффективность ее организации во многом способствует оптимизации учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Асимова, Б.С. Учебник русского языка (для национальных групп неязыковых факультетов вузов). Худжанд, 2004. - 334 с.

2. Вопросы методики и психологии обучения русскому языку в таджикской средней и высшей школе (сборник статей, выпуск 2). - Душанбе, 1973. - 156 с.

3. Кустарева, В.А., Назарова, Л.К., Рождественский, Н.С., Яковлева, В.И. Методика русского языка для школьных педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1969. - 366 с.

4. Углубленное изучение русского языка в национальной школе. /З.П. Даунене, Л.А. Матвиевская, О.М. Александрова и др.; под ред З.П. Даунене. - Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1989. - 237 с.

REFERENCES:

1. Asimov, B.S. Manual of the Russian Language (for national groups of non-linguistic faculties of universities). - Khujand, 2004. - 334 p.

2. Issues of the Methodology and Psychology of Teaching Russian in the Tajik Secondary and Higher Schools (collection of articles, issue 2). - Dushanbe, 1973. - 156 p.

3. Kustareva, V.A., Nazarova, L.K., Rozhdestvensky, N.S., Yakovleva, V.I. Methodology of the Russian Language for Schoolchildren of Pedagogical Schools. - M.: Enlightenment, 1969. - 366 p.

4. In-depth Study of the Russian Language in the National School. / Z.P. Downene, L.A. Matvievskaya, OM Alexandrova et alia. Under the editorship of Z.P. Downene - L.: Enlightenment. Leningrad Department, 1989. - 237 p.

Кор^ои мустацилона дар раванди омузиши забони руси

Вожа^ои калиди: кори мустацилона, муколамаи босаводона , нутци хатти, намудцои фаъолияти нутц, курси кутоцмуддати такмили Мацола ба масъалаи ташкили кори мустацилонаи донишцуён дар омузиши забони руси, ки цамчун роци самараноки инкишофи малакацои суханронии онцо мацсуб меёбад, бахшида шудааст. Хадафи корцои беруназаудитори, ба вижа хониши мустацилона, ки як навъ ошноии донишцуёни соли якуми тацсил бо бецтарин намунацои фарцанги цацон тавассути забони руси мушаххас гардидааст. Таъкид шудааст, ки хониши мустацилона дар инкишофи донишу малакаи донишцуён ва цобилияти эцодии онцо дар фацмиши маводи хондашуда, баланд бардоштани малакацои гуфтори ва навиштории онцо мусоидат мекунад. Баъзе намудцои машццо тавсия карда мешаванд, ки ба рушди саводнокии хонандагон нигаронида шудаанд.

Самостоятельная работа в процессе овладения русским языком

Ключевые слова: самостоятельная работа, грамотная разговорная речь, письменная речь, виды речевой деятельности, корректировочный курс В статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной работы студентов по русскому языку как эффективного способа развития их речевых навыков. Определена цель внеаудиторной работы, в частности чтения, как приобщения студента-первокурсника к лучшим образцам мировой культуры посредством русского языка, развития мышления и творческой способности студента в самостоятельном осмыслении прочитанного, активизация навыков таких видов речевой деятельности, как говорение, чтение. Представлены некоторые виды упражнений, которые направлены на развитие грамотной письменной речи обучаемых.

Self-Sufficient Work in the Process of Mastering the Russian Language

Key-words: self-sufficient work, competent conversational speech, written speech, types of speech activity, adjustment course.

The article dwells on the organization of self-sufficient work of students in the Russian language as an effective way to develop their speech skills. The purpose of extracurricular work, in particular reading, is defined as introducing a first-year student to the best examples of world culture through the Russian language, developing the student's thinking and creative ability in independent reading comprehension, enhancing the skills of such types of speech activity as speaking, reading. Some types of exercises are presented that are aimed at the development of literacy of students.

Маълумот дар борам муаллифон:

Шарипова Нилуфар Исматуллоевна, сармуаллимаи кафедраи усули таълими забон ва адабиёти руси факултети филологияи русии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.¥афуров(Чум%урии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail:[email protected]

Алиева Бималика Абдувалиевна, сармуаллимаи кафедраи умумидонишгоуии забони русии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров(Цущурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: uchzaphgu@mail. ru Сведения об авторах:

Шарипова Нилуфар Исматуллаевна, старший преподаватель кафедры методики преподавания русского языка и литературы факультета русской филологии Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова(Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail:uchzaphgu@mail. ru

Алиева Бималика Абдувалиевна, старший преподаватель общеуниверситетской кафедры русского языка Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова(Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail:[email protected] Information about the authors:

Sharipova Nilufar Ismatullaevana, senior lecturer of the department ofRussian language and literature methods of teaching attached to the faculty of Russian Philology under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail:[email protected]

Alieva Bimalika Abduvaliyevna, senior lecturer of the all-University chair of the Russian language under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail:uchzaphgu@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.