УДК 372. 881.1+74 261.3 М.Ф КАМОЛОВА
ББК 4р (07)
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ
Одним из основных педагогических аспектов высшего образования является качество подготовки студентов любого профиля. Проблеме повышения качества образования и подготовки квалифицированного специалиста в последние годы уделяется особое внимание.
Глобальные изменения в культурной и образовательной сферах жизни общества обусловливают необходимость формирования компетентной, социально активной личности, способной ориентироваться в получаемом потоке информации, заниматься самообразованием в зависимости от требований времени и ситуации.
Профессионально-педагогическая деятельность учителей также находится в тесной взаимосвязи со всеми процессами, происходящими в нашем обществе, — экономическими, политическими, социальными. На современном этапе развития системы образования центральной фигурой в осуществлении школьных реформ был и остаётся учитель.
Перед учителем русской словесности в современной национальной школе стоят более сложные, чем прежде, задачи, диктующие необходимость пересмотра всего арсенала педагогических средств воздействия на ум, волю, чувства ученика с целью его быстрейшего введения в богатый мир русской речи во всех ее видах - чтении, говорении, аудировании, письме. Особого внимания требует развитие связной устной речи нерусских учащихся, так как именно она является залогом их дальнейших успехов в изучении всех учебных дисциплин и быстрого развития многих интеллектуальных качеств.
Разработка проблем обучения студентов филологического факультета, будущих учителей-словесников, связной устной и письменной речи является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста и формирует у них все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции. Данные компетенции предполагают формирование как чисто лингвистических навыков (лексических, фонетических, грамматических), так и их нормативное использование в устной и письменной речи (1, 153).
Студент первого курса, выпускник школы, должен владеть навыками осмысленного и беглого чтения текстов разных стилей речи; навыками грамотного, толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной речи при разных условиях общения; адекватного восприятия чужой речи, в частности учебной информации, передач радио и телевидения и др.; навыками критической оценки своей и чужой речи, прибегая к лингвистическим знаниям, к словарям, т. е. проявляя языковую (речевую) компетенцию.
Но практика преподавания и обучения русскому языку свидетельствует, что студенты-первокурсники, как очного, так и заочного отделения, не всегда обладают этими качествами, речь студентов факультета нередко представляет собой «безликое» воспроизведение определенного текста, высказывания студентов в большинстве случаев невыразительны, не обладают необходимой силой воздействия на собеседника (2, 26).
Чтобы обучить студентов осознанному беглому чтению текстов различных стилей и жанров, научить их проведению информационно-смыслового анализа, грамотно высказывать свои мысли в устной и письменной форме, необходимо использовать на занятиях по развитию речи различные виды чтения и разнообразные задания к ним.
Целью обучения чтению на первом курсе филологических факультетов, готовящих будущих учителей, является формирование —самостоятельного речевого умения, обеспечивающего понимание читаемого на основе сознательного овладения студентами его операционным механизмом, который выступает в качестве ориентировочной основы этого вида деятельности.
В УМК помещаются задания, управляющие процессом обучения студентов самостоятельному чтению, которые не приводили бы к большому количеству ненужных действий, часто ошибочных, что отрицательно сказывается на понимании читаемого в целом. Такими действиями являются,
например, предварительное выписывание незнакомых и знакомых, но забытых слов, сплошной перевод, озвучивание текста и т.д.
Мы считаем, что уже на 1-м курсе необходимо учить грамматике творческого процесса, тренировать память обучаемых и активизировать их интеллектуальную деятельность, вооружить их новыми методиками освоения динамического чтения с целью научить их читать быстрее и с лучшим пониманием.
Управление процессом чтения через содержательную сторону деятельности понимается как целенаправленное воздействие на процессы смысловой переработки читаемого через постановку определенной цели чтения и оценку его результата под этим углом зрения, что предполагается осуществлять с помощью смысловых задач (заданий), отражающих реальные цели деятельности, и последующей проверки преподавателем результата чтения. Последнее осуществляется частично при получении выполненных студентом (в письменном виде) контрольных заданий, а также во время сессии.
Поскольку совершенствование операций того или иного умения достигается в результате многократного выполнения однотипных задач, требующих его применения, соответствующую тренировку рекомендуется проводить на материале отдельных абзацев/фрагментов текста или коротких текстов. Этой цели служат упражнения 1-й группы, которые сосредоточивают внимание читающего на использовании того или иного отдельного умения, что достигается формулировкой соответствующей смысловой задачи.
Такими заданиями могут быть:
Выделение информации - определить рассматриваемые в тексте проблемы; найти выводы автора; выделить факты, относящиеся к какой-либо теме (особое внимание уделяется лингвострановедческой насыщенности текстов).
Организация фактов - установить связь событий/фактов; сгруппировать факты по степени их значимости.
Предвосхищение содержания - изложить предполагаемое развитие темы; привести возможный в данном контексте аргумент/контраргумент.
Обобщение информации - обобщить изложенные факты; определить основную идею/замысел автора.
Интерпретация информации - сопоставить факты; сделать выводы и т.п.
Упражнения этой группы являются подготовительными по отношению к упражнениям второй группы, которые представляют собой практику в том или ином конкретном виде чтения и требуют от читающего комплексного применения соответствующих умений. Эти упражнения всегда строятся только на материале текстов. Чтение текста рассматривается всегда как практика в речевой деятельности, поэтому его организация должна воспроизводить трехкомпонентную структуру акта деятельности: мотив - исполнение -контроль(2, 25). Побуждением к деятельности (мотивом) в учебном процессе является задание-инструкция, а имеющий место в реальном чтении самоконтроль дополняется контролем преподавателя. Таким образом, работа с текстом проходит каждый раз по следующей схеме:
1. Инструкция, в которой сообщается смысловая задача, подсказывается рациональный вид чтения и время выполнения задания.
2. Чтение текста.
3. Самоконтроль читающего, который дополняется отсроченным контролем преподавателя.
Инструкция создает у студента установку на необходимый характер смысловой переработки читаемого и тем самым - на достижение нужной
степени полноты и точности понимания. Проверка понимания, которая осуществляется при получении контрольных заданий во время сессии, выполняет двойную функцию -контролирующую и обучающую. Контрольные задания составляются таким образом, чтобы одновременно с проверкой результата чтения подсказать студенту опорные точки для самоконтроля, указывая на ту информацию в тексте, понимание которой требуется в соответствии с конкретной целью чтения.
Цель обучения письменной речи - выработка умений излагать мысли в письменной форме. Условием письма является техника письма - умение соотнести звук с графическим символом. Это сложный психологический и психолингвистический процесс, который связан с общеречевыми механизмами.
Работа над письменной речью продолжается при выполнении контрольных и самостоятельных работ. Задания, выполняемые студентами, сформулированы с учетом развития навыков и умений письменной речи и направлены на:
• расширение объема оперативной памяти студентов;
• формирование умения грамотной логико-смысловой организации письменного высказывания;
• формирование умения:
а) формулировать замысел своего высказывания, вскрывать причинно-следственные отношения в тексте;
б) логично связывать части высказывания соответствующими языковыми средствами;
в) грамматически и стилистически правильно оформлять свою речь;
г) проводить социокультурный анализ текста и выбирать адекватные в социокультурном плане формы поведения и средства выражения своих мыслей.
При этом необходимо на 1 -м курсе обучать студентов:
• писать небольшие сочинения разных типов (описание, повествование, рассуждение);
• составлять и записывать план прочитанного/прослушанного текста и подготовленного устного высказывания по теме;
• составлять и записывать аннотацию, резюме по прочитанному/прослушанному тексту;
• реферировать текст (для подготовки к докладу, публичному выступлению);
• заполнять некоторые виды бланков
• составлять автобиографию (резюме);
• составлять правила поведения в различных ситуациях (за столом, в музее, в гостях);
• составлять рекомендации, полезные советы на темы: "Как стать более организованным", "Как справиться с умственными перегрузками", "Как научиться читать быстро" и т.п., в виде тезисов, коллажей, стихов, юмористических зарисовок, с помощью подписей к рисункам и фотографиям и т.д;
• составлять учебные задания и формулировать установки к ним в зависимости от решаемой дидактической задачи;
• писать письма официального, полуофициального и личного характера;
• исправлять коммуникативно неприемлемое оформление речи на русском языке (3. 65). Таким образом, задача филологических факультетов — подготовка учителей-словесников
с развитой коммуникативной компетенцией, за которой стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и грамотно защищать, правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания. Формировать эти компетенции помогают соответствующим образом отобранные тексты и задания к ним, разработки письменных заданий.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя / В.А.Адольф // монография. - М.: Академия, 2003 - 547 с
2. Вьюшкова , Л. Н. Обучение чтению на уроках русского языка / Л. Н. Вьюшкова // Русский язык в школе. - 1993. - №3. - С. 24 -28.
3. Камолова. М.Ф. Использавание интерактивных методов обучения на занятия по развитию речи русского языка/М.Ф.Камолова//Ученные записки Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова. Серии гуманитарно-общественных наук. - 2016. -№ 3(48). - С. 217-220.
4. Попова, Т.П. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов 1-го курса заочного отделения языкового вуза (Английский язык) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Н. Новгород, 1999.- 160 с.
5. Тарлаковская, Е. А. Компетентностный подход к обучению монологической речи студентов лингвистического вуза как цель и средство профессиональной подготовки/Е.А.Тарлаковская// Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста: Сборник статей по материалам конференции. - Н.Новгород: НФ ГУ - ВШЭ, 2007. - С. 65.
6. Умарова, М.К. Педагогические принципы формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка /М.К.Умаров//Ученые записки Худжандского государственного университета им.академика Б.Гафурова.Серия гуманитарно-общественных наук.-2013.- № 2.-С.192-202.
REFERENCES:
1. Adolf, V.A. Vocational Competence of Contemporary Teacher /V.A.Adolf //monograph. - M.: Academy, 2003 - 547 p.
2. Vjyushkova, L.N. Tuition of Reading at Russian Language Lessons / L.N.Vjyushkova // Russian Language at School. - 1993. - № 3. - P. 24 -28.
3. Kamolova. M.F. Usage of Interactive Methods of Teaching at Classes on the Development of Speech Skill of the Russian Language / M.F. Kamolova // Scientific Notes of Khujand State University named after academician B. Gafurov. Series of Humanities and Social Sciences. -2016. - № 3 (48). - P. 217-220.
4. Popova, T.P. Formation of Communicative Competence of the 1-st Year Students of Part-Time Department of Linguistic Higher School (the English language): synopsis of candidate dissertation in pedagogy: 13.00.02: Nizhny Novgorod, 1999. - 160 p.
5. Tarlakovskaya, Ye.A. Competence Approach to the Teaching of Monologic Speech of Linguistic Higher School Students as Goal and Means of Vocational Training /Ye.A. Tarlakovskaya // Foreign Language as an Indicator of the Quality of Training in Regard to Contemporary Specialist: Collection of articles on the materials of the conference. - Nizhny Novgorod: State University Scientific Filial attached to the Higher School of Economics, 2007. - 65 р.
6. Umarova, M.K. Pedagogical Principles of a Formation of Professional Competence of Future Teachers of the Russian Language /M.K.Umarova. Scientific Notes of Khujand State University named after academician B. Gafurov. Series of Humanities and Social Sciences. - 2013.-№ 2.-P.192-202.
Рушди сало^иятнокии донишцуёни соли аввали шуъбаи гоибона дар гуфтор ва навиштор
Вожа^ои калидй: сифати таусилот, салоуиятноки, фаъолияти касбию педагоги, рушди малака ва цобилиятуо
Мацола ба баррасии мушкилоти ташаккул ва инкишофи салоуиятнокии донишцуёни соли якуми шуъбаи гоибонаи факултети филология дар гуфтор ва навиштор алоцаманд аст. Таъкид мегардад, ки коркарди проблемауои омузиши донишцуёни факултети филологи, муаллимони ояндаи забондон, ки бо нутци гуфтори ва навиштори иртибот дорад, цисми таркибии омузиши касбии мутахассиси муосир буда, дар онуо тамоми цузъуои салоуиятнокии муошират бо забони дигарро ташкил медиуанд. Мувофици назари муаллиф, ин салоуиятноки барои шаклгирии малакауои комилан забоншиноси (лугавй, фонетики, грамматики) ва истифодаи онуо дар нутци шифоуи ва хатти кумак мекунанд.
Машцуои гуногун барои инкишофи малакауои хониши тезу огоуона ва ицрои вазифауои хатти пешнщод шудаанд. Мацсади омузиши нутци хатти, ки дар рушди цобилияти баёни фикру мулоуизауо мусоидат намуда, он дар навбати худ раванди печидаи равоншинохти ва равониву забони бо механизмуои умумигуфтори мебошад, муайян карда шудааст.
Развитие компетенции студентов первого курса заочного отделения в чтении и письме
Ключевые слова: качество образования, компетентностный подход, профессионально-педагогическая деятельность, развитие навыков и умений В статье рассмотрена проблема формирования и развития компетенции студентов первого курса заочного отделения филологического факультета в чтении и письме. Отмечается, что разработка проблем обучения студентов филологического факультета, будущих учителей-словесников, связной устной и письменной речи является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста и формирует у них все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции. По мнению автора, данные компетенции предполагают формирование как чисто лингвистических навыков (лексических, фонетических, грамматических), так и их нормативное использование в устной и письменной речи.
Предлагаются виды упражнений по развитию навыков беглого, сознательного чтения, разработки письменных заданий. Определяется цель обучения письменной речи, которая выражается в выработке умений излагать мысли в письменной форме, что, в свою очередь, представляет собой сложный психологический и психолингвистический процесс, связанный с общеречевыми механизмами.
Competence Development of First-Year Studentsл of Part-Time Department in Regard to Reading and Writing Key words: quality of education, competence approach, professional-pedagogical activity, development of skills and abilities
The article dwells on the problem dealing with competence formation and development of the first-year students of the in part-time department attached to the philological faculty in reference to reading and writing. It is underscored that elaboration of the problems beset with teaching students who study at the faculty ofphilology i.e., future teachers of literature and language, oral and written speech is considered to be an integral component aimed at vocational preparation of a modern specialist as it forms all components of communicative competence, on the whole. In conformity with the author's opinion, the relevant competences suppose a formation of both purely linguistic skills (lexical, phonetic, grammatical) and their normative use of oral and written speech.
Types of exercises targeted at a development of the skills of fluent conscious reading, written assignments working out the formers are proposed in the article. The author determines the goal of teaching to written speech which is expressed in the development of the ability to express thoughts in written form, which, in its turn, presents a complicated psychological and psycholinguistic process linked with general speech mechanisms.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Камолова Муаззама Файзуллоевна, номзади илмуои филология, дотсенти кафедраи методикаи таълими забон ва адабиёти руси Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик БТафуров (Цум^урии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: [email protected] Сведения об авторе:
Камолова Муаззама Файзуллаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы и развития устной и письменной речи Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected] Information about the author:
Kamolova Muazzama Faizullaevna, candidate of philological sciences, Associate Professor of the department of the methods of teaching the Russian language and literature and of the development of oral and written speech under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: [email protected]