УДК 74 261.3 М.Ф.КАМОЛОВА
ББК 4Р (07)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РУССКОГО ЯЗЫКА
В Таджикистане, как и в других суверенных республиках постсоветского пространства, обучение родному, русскому и иностранному языкам в образовательных учреждениях находится в ряду весьма важных и жизненно необходимых проблем. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон неоднократно подчеркивал необходимость более серьезного отношения к изучению русского языка на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольных учреждений и кончая вузами.
Современные условия преподавания русского языка учащимся, как в школах, так и в средних и высших учебных заведениях Республики Таджикистан, диктуют введение новых способов организации аудиторных занятий, а также и новых форм самостоятельной работы студентов.
Проблема реализации принципа коммуникативности является чрезвычайно злободневной для нашего времени. Сегодня мы видим, что далеко не все выпускники школ, студенты средних специальных учреждений и вузов умеют правильно говорить на русском языке, четко и логично излагать мысли, композиционно оформлять свою речь, адекватно воспринимать и анализировать чужие высказывания.
Нужно сказать, что работая над развитием речи студентов, мы должны учитывать специфику обучения этой категории учащихся и использовать более продуктивные методы обучения русскому языку.
В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым "арсеналом" интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.
Использование новых активных методов обучения русскому языку, в том числе и интерактивных методов, открывает новые возможности для подготовки
высококвалифицированных специалистов - учителей-русистов, владеющих русским языком как родным, и формирования у них коммуникативной и профессиональной компетенций.
В настоящее время использование интерактивных методов все шире внедряется в учебный процесс и требует от преподавателя пересмотра многих привычных подходов к обучению. Без взаимного уважения и умения прислушиваться друг к другу, без правильного руководства ведением занятия не получится применить методику на практике. Сегодня студент мало читает, что становится серьезной проблемой современной молодежи, так как бедный словарный запас не позволяет полноценно общаться, выражать собственные мысли, сформулировать наболевшие проблемы, желая решить их. А через диалоги студенты учатся критически мыслить, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие уровни сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника, задач. Интерактив исключает доминирование как одного
217
выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся получают навыки критического мышления, умение решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, возможность взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения, а также участвовать в дискуссиях и общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр. Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Опыт работы со студентами показывает, какие интерактивные методы являются наиболее эффективными в работе по развитию речи студентов. В своей преподавательской деятельности при использовании интерактивных технологий я начинаю с работы в парах. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе - школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Какие виды заданий можно использовать на занятиях по развитию речи:
1.Устная работа.
1.Проведение взаимопроверки (студент рассказывает соседу содержание текста, часть текста, стихотворение, затем меняются ролями, оценивают друг друга). Преподаватель может опросить любую пару.
2.Диалог у доски: один студент задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает.
3.Проведение работы «Хочу спросить», которая эффективна при проверке домашнего задания: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: определи вид текста, тему и основную мысль текста; расскажи об условии письменного задания; расскажи о ранее изученном грамматическом материале.
4.Написание каждым студентом на отдельной карточке трех слов на любые орфограммы: сосед объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры. Например: распространенней, (не)громко, вып...щенный (слова берутся из изученного текста).
П.Письменные работы.
1.Словарный диктант «Проверь соседа»( Студенты проверяют работу своего соседа)
2.Написание на доске слов из текста по памяти: второй студент объясняет правописание слов, составляет словосочетание.
3.Составление каждым студентом карточки «карточка - зачет для соседа» после изучения какой-либо большой темы, раздела (один теоретический вопрос и два практических).
4.Задания творческого характера на дом (написать сочинение, сочинение-миниатюру, этюд...).Чтобы с творческой работой познакомились другие студенты, можно дать «грамматические задания для соседа». Например, дома учащиеся составляют рассказ по теме, а на занятии, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа и оценивают. Затем наиболее интересные работы зачитываются вслух, а потом уже проверяются преподавателем.
Ш.Игры-соревнования, основанные на групповой деятельности.
1.Аукцион вопросов по теме (каждый ряд - команда задает вопросы по теме урока другому ряду. Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы).
2.Завершение по цепочке рассказа товарища по команде.
З.Написание на доске слов по какой-либо тематике одной командой и составление рассказа другой.
^.Ролевые, деловые игры.
Разделив студентов на группы, предлагаю выступить в роли редакторов, корректоров, составителей рекламы и т.д.
Изучая тему «Глагол», использую интерактивный прием «Дерево решений». Группа делится на 3 подгруппы. Каждая группа, выполняя задание, делает записи на своем «дереве» (лист ватмана).
1 группа - морфологические признаки глагола
2 группа - правописание не с глаголом
3 группа - время глагола
Потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - "большой круг", "вертушка", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты".
Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у студентов имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.
Наиболее простая форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа.
Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.
Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием "большого круга" оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.
"Аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих, все остальные ученики и преподаватель выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум.
Совместная деятельность учащихся эффективна не только для занятий формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно - обобщающих занятий. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Используются формы групповой работы: уроки-конференции, уроки-консультации, дискуссии.
Как показывает опыт, групповая работа - форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу "от простого - к сложному". Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.
Таким образом, использование интерактивных форм на занятиях по развитию речи способствуют созданию неформальной обстановки, которая позволяет студенту раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве и это делает уроки интересными, разнообразными, содержательными.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бабанский,Ю.К.Методы обучения в современной общеобразовательной школе/ Ю.К.Бабанский.- М.: Просвещение, 2006. - 126 с.
2.Кажигалиева, Г.А. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе/Г.А.Кажигалиева, М.В.Васенкова//Педагогика.-2005.- №2.
3.Ковалева, Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы/Т.М.Ковалева.-М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.-214 с.
4.Селевко, Г.К.Современные образовательные технологии/Г.К.Селевко М., 1998.- 256с.
REFERENCES:
1. Babanskii, Yu. K. Teaching methods in a modern comprehensive school / Yu. K. Babanskii - M: Prosveshenie, 2006. - 126 p.
2. Kazhigalieva, G.A. On the principles and methods of interactive technology learning Russian in high school /G.A.Kazhigalieva, M.V.Vasenkova //Pedagogik.- 2005.- №2.
3. Kovaleva, T.M. Innovative School: axioms and hypotheses/T.M.Kovaleva.- M .: Publishing House of the Russian Academy of Education, 2003.-214 p.
4. Selevko, G.K. Modern educational technology/G.K.Selevko. -M., 1998.- 256 p.
Использование интерактивных методов обучения на занятиях по развитию речи русского языка
Ключевые слова: коммуникативная и профессиональная компетенция, высококвалифицированный специалист, интерактивные методы, учебный процесс, познавательная деятельность, групповое взаимодействие.
Рассматриваются некоторые методы и приемы совершенствования речи учащихся, изучающих русский язык, как в школах, так и в средних и высших учебных заведениях Республики Таджикистан. Подчеркивается, что введение новых способов организации аудиторных занятий, а также и новых форм самостоятельной работы студентов продиктованы требованиями современных условий.
Указывается, что для реализации принципа коммуникативности необходимы новые методы и приемы работы, к каким относятся и интерактивные, способствующие четкому и логическому изложению мысли, композиционному оформлению речи, адекватному восприятию и анализу чужих высказываний Приводятся некоторые виды работ, применяемые преподавателем, для достижения поставленной на занятии цели.
Utilization of interactive methods of teaching which develop speech at the lessons of the Russian language
Key words: communicative and professional competence, highly skilled specialist, interactive method, educational process, cognitive activity, multi-point interaction.
Present article describes some methods and techniques of improvement of the speech of the students who learn Russian at schools and institutions of the Republic of Tajikistan.
The author emphasizes that introduction of the new techniques of organization of auditorium lessons and the new types of individual work of the students are explored by the request of the modern society.
The article states that the new methods and techniques are required to implement communicative principle. This method is: interactive method which facilitates clear and logical expression of thoughts, composition and formation of the speech, adequate perception and analysis of somebody else s statement and opinion. The author exemplified certain activities which were implemented by the teachers to achieve assigned task.
Сведения об авторе:
Камолова Муаззама Файзуллаевна, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы и развития устной и письменной речи Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Kamolova Muazzama Faizullaevna, docent for the chair of the method of teaching the Russian language and literature and development of spoken and written language of Khujand state university named after academician B.Gafurov ( Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]