Научная статья на тему 'Совершенствование русской речи студентов неязыковых факультетов на материале учебного текста'

Совершенствование русской речи студентов неязыковых факультетов на материале учебного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
282
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ ПОДХОД / ПРАКТИЧЕСКОЕ ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ / ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЧЕВАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL TEXT / COMPETENCE APPROACH / PRACTICAL LANGUAGE SKILLS / JOB JUNIOR TASKS / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SPEECH ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камолова Муаззама Файзуллаевна

Процесс подготовки и обучения студентов средних специальных и высших учебных заведений должен быть неразрывно связан с постоянно изменяющимися условиями в современном мире. Этим и вызвано введение компетентностного подхода в образовании, предполагающего не просто трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студентам, а формирование у педагогов профессиональной компетентности В статье представлены некоторые виды работ с текстом, направленные на развитие у студентов речевой деятельности во всех её видах в процессе говорения, слушания, чтения, письма. Подчеркивается, что именно работа над текстом создает возможность анализа всех сторон связной речи содержательной и логико-композиционной, и текст как методическое средство обучает, развивает и совершенствует речевую среду, делая ее естественной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Russian Speech of the Students Who Study at Non-Lingual Faculties on the Material of the Educational Text

The process of training and education of the students of secondary and higher education institutions should be inextricably linked to the constantly changing conditions in the world today. This also caused the introduction of competence approach in education, involving not only translation of knowledge and skills from the teacher to the students, and the formation of teachers 'professional competence. The article presents some of the types of work with the text, aimed at developing the students ' speech activity in all its forms in the process of speaking, listening, reading and writing. It is emphasized that it is the work on the text which makes it possible to analyze all sides of coherent speech the content and the logical-compositional, and text as a methodological tool trains, develops and improves speech environment, making its natural.

Текст научной работы на тему «Совершенствование русской речи студентов неязыковых факультетов на материале учебного текста»

УДК 40 Р М.Ф.КАМОЛОВА

ББК 81 2 Р

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РУССКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНОГО ТЕКСТА

Реформы, проводимые в нашей стране в сфере образования, предполагают изменение системы обучения в средней школе, изменение процесса подготовки и обучения студентов средних специальных и высших учебных заведений в контексте динамики непрерывно изменяющихся условий в современном мире.

В Государственной программе развития профессионального образования Республики Таджикистан (2008-2015) подчёркнута необходимость введения компетентностного подхода в образовании, потому что он предполагает не просто трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студентам, а формирование у педагогов профессиональной компетентности.

Это, в свою очередь, предъявляет особые требования к подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного в решении вопросов, связанных с профессией, стремящегося к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Такая подготовка является сложным процессом, включающим в себя в качестве одного из компонентов совершенствование практического владения студентами русским языком. В методике под практическим владением понимается умение осуществлять речевую деятельность во всех её видах - в процессе говорения, слушания, чтения, письма.

Надо отметить, что решение задачи совершенствования и активизации русской речи студентов можно назвать фундаментальной проблемой вузовской методики. Известно, что работе над связной речью студентов на практических занятиях уделяется немало внимания, но студенты все еще испытывают затруднения при соединении фраз в единое целое, объединенное общим смыслом.

Методическим средством, которое служит основой создания на занятиях русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст. В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а естественной.

Вот почему очень важно, чтобы совершенствование русской речи учащихся осуществлялось на базе текста. Только посредством текста можно показать имеющие место в речи межуровневые связи лексики, морфологии и синтаксиса. При работе с текстом создается возможность анализа всех сторон связной речи - содержательной и логико-композиционной. Приёмы и формы работы с текстом могут в определенной степени рассматриваться как приёмы и формы совершенствования русской речи студентов.

Продуманный отбор текстового материала и методически правильное его использование на занятиях имеет большое значение. Для проведения речевых упражнений лучше всего использовать один или даже несколько связных текстов на одну тему. Используя эти тексты, преподаватель даёт понятие о функционировании того или иного лексико-грамматического материала и таким образом подготавливает учащихся к речевой деятельности.

Эффективность работы над текстом зависит от правильного выбора методов и приемов презентации учебного материала и подготовленности.

Работа над текстом при обучении связной речи студентов начинается с предтекстовых заданий, цель которых - снять языковые и содержательные трудности текста, семантизировать слова разными способами и др.

Затем студентам предлагается при прослушивании слов из текста повторять их и записывать в тетрадях. Можно дать ещё несколько заданий, направленных на определение частей речи новых слов, подбор однокоренных слов, выделение частей слова.

Далее студенты составляют словосочетания с новыми словами, а затем и предложения.

Перед непосредственным знакомством с текстом преподаватель акцентирует внимание студентов на употребление некоторых словосочетаний из текста, а также на типы словосочетаний.

Только после выполнения предтекстовых заданий студентам предлагается самостоятельно прочитать или прослушать текст с коммуникативной установкой. Например:

Прочитайте письмо известного педагога В. Сухомлинского сыну. О чем говорится в тексте? Добрый день, дорогой сын!

Вот ты и ушёл из родительского гнезда - живёшь в большом городе, учишься в вузе, хочешь чувствовать себя самостоятельным человеком. Знаю по собственному опыту, что захваченный бурным вихрем новой для тебя жизни, ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти не скучаешь. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь. Первое письмо сыну, улетевшему из родительского гнезда.

Хочется, чтобы оно осталось у тебя на всю жизнь, чтобы ты хранил его, перечитывал, думал над ним. Мы с матерью знаем, что каждое молодое поколение немного снисходительно относится к поучениям родителей: вы, мол, не можете видеть и понимать все то, что видим и понимаем мы. Может быть, это и так может быть, прочитав это письмо, ты захочешь положить его куда-нибудь подальше, чтобы оно меньше напоминало о бесконечных поучениях отца и матери. Ну что же, положи, но только хорошо запомни, куда, потому что придет такой день, когда ты вспомнишь эти поучения, скажешь сам себе: а все-таки прав был отец...И тебе надо будет прочитать это старое, полузабытое письмо. Ты найдешь и прочитаешь его. Сохрани его на всю жизнь. 1.Подберите более подходящее название к тексту.

2.Определите тему и основную мысль. Назовите слова, наиболее важные для раскрытия основной мысли текста.

3.Разбейте текст на законченные смысловые части, озаглавьте их. Назовите микротемы абзацев.

4.Дополните текст (новой микротемой, вступлением, заключением).

5.На примере текста составьте свой.

Самая большая проблема сегодня в обучении учащихся русскому языку - создание собственного монологического высказывания.

Поэтому на каждом занятии рекомендуется выделять время для упражнений по созданию своего текста.

После знакомства с текстом студенты выполняют задания, направленные на проверку глубины и точности понимания прочитанного (прослушанного) текста, необходимые для обеспечения творческого использования извлеченной информации в собственных высказываниях, связанных с темой текста.

Задания в упражнениях могут быть сформулированы таким образом:

«Нарисуйте словом картину...»,«Передайте своё отношение к предмету разговора.», «Расскажите, какие события, по-вашему, произошли с героем.», «Опишите своё отношение к прочитанному, используя эмоционально-оценочную лексику».

Немаловажную роль в формировании коммуникативной компетенции учащихся играет этнокультурологический аспект обучения языку. Невозможно понять психологию и культуру народа, не познакомившись с его литературными памятниками. Этот аспект работы должен пронизывать обучение от начала до конца. Задания в упражнениях могут быть сформулированы следующим образом:

«Прочитайте текст, какие исторические реалии в нём встречаются?», «Подготовьте сообщение о жизни и деятельности известного вам учёного», «Расскажите о достопримечательностях города ...».

Работа над связной речью студентов на практических занятиях требует особого внимания, так как им весьма сложно соединить свои мысли в единый и связный текст. Именно поэтому на начальном этапе работы необходимо подбирать такие тексты, в которых наблюдается действия, совершаемые его персонажами, так как такие тексты легче пересказывать. Если же в тексте идет описание, например, пейзажа, где нет непосредственно активных действий персонажа, студентам очень тяжело сформулировать свои мысли, чтобы передать его содержание. Именно этим можно объяснить тот факт, что тексты, содержащие факты из жизни той или иной известной личности, героя произведения, описание интересных событий, всегда легче пересказываются студентами, даже самыми слабыми.

Таким образом, текст как методическое средство, обучая и развивая, делает речевую среду естественной, совершенствует ее. Отсюда следует вывод о том, что именно посредством текста возможно знакомство с богатой лексической и грамматической сторонами языка и их анализ.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Богданова,О.Ю.Методика преподавания литературы, в двух частях/О.Ю.Богданова.-М.,«Владос», 1995.-286 с.

2. Болотнова,Н.С.Основы теории текста/Н.С.Болотнова.-Томск:Изд-во Том. пед. ун-та.

3. Валгина,Н.С.Теория текста/Н.С.Валгина.-М.,2003-279 с.

4. Ефимова,Л.И.Анализ художественного текста/Л.И.Ефимова.-Покровск 2003.-179 с.

5. Ипполитова,Н.А.Текст в системе обучения русскому языку в школе/Н.А.Ипполитова. -М.,1998.-171 с.

6. Кострикова,М.В.Методические основы современного учебника русского языка /М.В.Кострикова//Русский язык и литература в таджикской школе.-1997.-№ 3- 4.С.5-16.

7. Крамаренко,Н.О.Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-6 классы/Н.О.Карамаренко.-Волгоград, Учитель,2003.-92 с.

8. Маранцман,В.Г.Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников/В.Г.Маранцман. - Л.,1974.-176 с.

9. Пассов,Е.И.Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/Е.И.Пассов.-М.:Просвещение,1991.-223 с.

10. Солганик,Г.Я.Стилистика текста/Г.Я.Солганик.-4-е изд.-М.:Флинта, 2002. 256 с.

11. Текст как единица обучения русскому языку и речи в национальной школе. //О путях совершенствования обучения в национальной школе России,ИНПО. - М., 1996. - С. 24-30

REFERENCES:

1.Bogdanova,O.Teaching method literatury/O.Bogdanova.-M.:VLADOS,1995.- 286 p.

2.Bolotnova,N.S.text-based theory/N.S. Bolotnova.-Tomsk:Publishing house of Tomsk. ped. Universitet,1999.- 279 р.

3.Valgin,N.S.theory text/N.S.Valgin.-M.:Logos,2003.-279 p.

4.Yefimov,L.I.An analysis of a literary text/L.I.Yefimov.-Pokrovsk 2003.-179 р.

5.Ippolitova,N.A. Text in the system of Russian language teaching in the school/ Ippolitova,N.A. -M.,1998.-176 p.

6.Kostrikova,M.V. Methodical bases of modern Russian textbooks Language/Kostrikova M.V. //Russian language and literature in the Tajik shkole.- 1997. - № 3-4-Р.5-16..

7.Kramarenko N.O. Nontraditional lessons on Russian language classes 5-6/ Kramarenko N.O Volgograd, teacher, 2003.- 92 p.

8.Marantsman, V.G. analysis of literary works and the reader perception of school/ V.G. Marantsman, - L., 1974.-176 р.

9.Passow, E.I. The communicative method of teaching foreign language speaking/ Passow, E.I. - M .: Education, 1991. - 223

10.Solganik, G.Y. style of the text /G.Y.Solganik. - M .: Flirn, 2002.- 256 p.

11.For the text as a unit of teaching Russian language and speech in the national school. // About how to improve education in the national school Russia, INPO. - M., 1996. - P. 24-30

Совершенствование русской речи студентов неязыковых факультетов на материале учебного текста

Ключевые слова: учебный текст, компетентностью подход, практическое владение языком, предтекстовые задания, коммуникативная компетенция, речевая среда.

Процесс подготовки и обучения студентов средних специальных и высших учебных заведений должен быть неразрывно связан с постоянно изменяющимися условиями в современном мире. Этим и вызвано введение компетентностного подхода в образовании, предполагающего не просто трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студентам, а формирование у педагогов профессиональной компетентности

В статье представлены некоторые виды работ с текстом, направленные на развитие у студентов речевой деятельности во всех её видах - в процессе говорения, слушания, чтения, письма. Подчеркивается, что именно работа над текстом создает возможность анализа всех сторон связной речи - содержательной и логико-композиционной, и текст как методическое средство обучает, развивает и совершенствует речевую среду, делая ее естественной.

Improvement of Russian Speech of the Students Who Study at Non-Lingual Faculties on the Material of the Educational Text

Keywords: educational text, competence approach, practical language skills, job junior tasks , communicative competence, speech environment.

The process of training and education of the students of secondary and higher education institutions should be inextricably linked to the constantly changing conditions in the world today. This also caused

the introduction of competence approach in education, involving not only translation of knowledge and skills from the teacher to the students, and the formation of teachers 'professional competence.

The article presents some of the types of work with the text, aimed at developing the students' speech activity in all its forms - in the process of speaking, listening, reading and writing. It is emphasized that it is the work on the text which makes it possible to analyze all sides of coherent speech - the content and the logical-compositional, and text as a methodological tool trains, develops and improves speech environment, making its natural.

Сведения об авторе:

Камолова Муаззама Файзуллаевна, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы и развития устной и письменной речи Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: uchzaphgu@mail.ru

Information about the author:

Kamolova Muazzama Faizullaevna, Associate Professor of the department of method of teaching of the Russian language and literature and development of spoken and written speech under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: uchzaphgu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.