Научная статья на тему 'Формирование речевой компетенции студентов на занятиях по практическому курсу русского языка в кыргызской аудитории'

Формирование речевой компетенции студентов на занятиях по практическому курсу русского языка в кыргызской аудитории Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
19
1
Поделиться
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / TECHNICAL COLLEGE / НАУЧНЫЙ СТИЛЬ / SCIENTIFIC STYLE / УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ORAL AND WRITTEN LANGUAGE / ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ / THE LANGUAGE OF THE SPECIALTY / РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN LANGUAGE / РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SPEECH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Хасанов Навруз Баротович

Статья посвящена особенностям преподавания дисциплины практического курса русского языка в техническом вузе. В процессе обучения русскому языку студенты овладевают основами научного стиля речи, развивают и активизируют речевые навыки, учатся анализировать тексты по специальности, вырабатывается у них навыки исследовательского подхода к событиям и окружающим явлениям. На занятиях студенты учатся написанию конспектов, тезисов, рецензий, аннотаций, отзывов по прочитанным текстам по специальности, которые помогают им для выражения различных видов информации научного текста, с целью описания, обобщения, выводов по тексту

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Хасанов Навруз Баротович,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование речевой компетенции студентов на занятиях по практическому курсу русского языка в кыргызской аудитории»

PEDAGOGICAL SCIENCES

FORMATION OF SPEECH COMPETENCE OF STUDENTS IN THE CLASSROOM FOR PRACTICAL COURSES RUSSIAN LANGUAGE IN THE KYRGYZ AUDIENCE Khasanov N.B. (Republic of Kyrgyzstan) Email: Кhasanov425@scientifictext.ru

Khasanov Navruz Barotovich - PhD, Associate Professor, DEPARTMENT OF "ORGANIZATION OF WORK WITH YOUNG PEOPLE AND THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN LANGUAGE" KYRGYZ STATE UNIVERSITY OF CONSTRUCTION, TRANSPORT AND ARCHITECTURE N. ISANOVA, BISHKEK, KYRGYZ REPUBLIC

Abstract: the article is devoted to the peculiarities of teaching the practical course of Russian language in a technical college. In the process of teaching the Russian language students master the basics of the scientific style of speech, develop and stimulate the speaking skills, learn to analyze texts in their specialty, produced their skills research approach to the events and phenomena of the surrounding. In the classroom, students learn to write summaries, abstracts, reviews, annotations, reviews Read the text in the specialty, which help them to express various types of information, scientific text, in order to describe, generalizations, conclusions on the text.

Keywords: technical college, scientific style, oral and written language, the language of the specialty, the Russian language, speech competence.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЫРГЫЗСКОЙ АУДИТОРИИ Хасанов Н.Б. (Кыргызская Республика)

Хасанов Навруз Баротович - кандидат педагогических наук, доцент кафедра организации работы с молодежью и развития русского языка, Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: статья посвящена особенностям преподавания дисциплины практического курса русского языка в техническом вузе. В процессе обучения русскому языку студенты овладевают основами научного стиля речи, развивают и активизируют речевые навыки, учатся анализировать тексты по специальности, вырабатывается у них навыки исследовательского подхода к событиям и окружающим явлениям. На занятиях студенты учатся написанию конспектов, тезисов, рецензий, аннотаций, отзывов по прочитанным текстам по специальности, которые помогают им для выражения различных видов информации научного текста, с целью описания, обобщения, выводов по тексту

Ключевые слова: технический вуз, научный стиль, устная и письменная речь, язык специальности, русский язык, речевая компетенция

Целью преподавания русского языка в техническом вузе является совершенствование речи студентов. В последние годы эта проблема в технических вузах Кыргызской Республики требует учета в условиях национально-русского двуязычия не только психологических и лингвистических факторов, но и профессиональных. В контексте модернизации высшего образования

профессионально-ориентированный аспект изучения русского языка в техническом вузе реализуется как общая тенденция подъема его роли в профессиональной подготовке будущего специалиста [3, с. 43]. Поэтому специфика обучения профессионально-ориентированному языку требует от преподавателя наличия методической компетентности с целью: - разработки курса обучения в зависимости от установленной цели; - применения базовых сведений обучаемого по русскому языку как основания для усвоения профессионально существенных знаний и умений; -ориентации содержания курса обучения на конкретную профессиональную область (строительство, экономика, архитектура, экология); - корректировки программы курса в зависимости от модифицирующихся условий обучения [1, с. 138].

Проблема профессионально-ориентированного обучения имеет свои традиции, но в последние годы в связи с вхождением Кыргызской Республики в Болонскую систему образования она вновь приобретает свою актуальность, так как у граждан и общества возникла потребность в знании русского языка. Это объясняется тем, что абитуриенты, которые заканчивают школы на родном языке, имеют низкую языковую культуру и плохо владеют навыками грамотного письма. Нерешенной остаётся и проблема формирования речевой компетенции студентов технического вуза на практическом курсе русского языка в Кыргызской Республике. Формирование речевой компетенции студентов на занятиях по практическому курсу русского языка в кыргызской аудитории специально не изучалось, что даёт возможность исследовать психолого-педагогические основы активных методов обучения и экспериментально проверить выдвинутую предложенную в исследовании на основе изучения научных представлений концептуальную модель.

Молодые специалисты должны уметь работать в команде, знать современное производство, уметь руководить людьми, развивать свой карьерный рост, быстро адаптироваться в незнакомой обстановке и профессионально развиваться.

Главный критерий по формированию качеств конкурентоспособной личности - это совершенствование уровня языковой подготовки студентов технических вузов. Сейчас формирование речевой компетентности молодых специалистов является обязательным условием их деятельности в различной среде. На наш взгляд и от выбранной специальности зависит представления о необходимости хорошо владеть языком и речью, несмотря на то, что многие из них и не задумываются об использовании знаний о языке в своей будущей профессии.

Значимость учебных дисциплин обусловливается теми задачами, стоящими в данное время на первом месте. Это подтверждается по наблюдениям многих ученых, которые пришли к мнению, что уровень языковой подготовки даже в самых высоких слоях общества требует улучшения их языковой и речевой подготовки [2, с. 105].

Плохое владение языком многих выпускников технических вузов является одним из проявлений сложной ситуации в сфере речевой компетентности. Иногда выпускники осуществляют свою профессиональную деятельность, не имея представлений об этических нормах, об особенностях грамотной речи, о специфике общения как вида взаимодействия людей между собой, о стилистике современного русского языка, в том числе о научном и деловом стиле речи. Наше исследование показало, что низкая языковая и речевая подготовка многих выпускников технических вузов является препятствием выполнения некоторых должностных обязанностей. Все это обстоятельство в условиях рыночной экономики отрицательно сказывается на конкурентоспособности специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К занятиям русского языка отношение студентов тоже неоднозначно. Часто они утверждают, что они умеют говорить и выразить свои мысли на русском языке. Если им приходиться изъясняться, выступать с докладами, оппонировать, комментировать, написать тезисы, резюмировать. Такие виды речевой деятельности должны занимать достойное место в профессиональной деятельности будущего выпускника вуза [2].

Дисциплина «Практический курс русского языка» в системе подготовки студентов технического университета занимает особое место. Изучение русского языка в вузе для студентов технического вуза является не лишь овладением и совершенствованием приобретенных в школе умений и навыков, однако и является средством овладения своей будущей специальностью.

Практический курс предусмотрено программой технических вузов и изучается студентами на первом курсе в течение двух семестров. В первом семестре студенты изучают такие темы, как «Официально-деловой стиль», «Письменная научная речь», «Человек. Портрет. Характер», «Искусство в нашей жизни», а во втором семестре запланировано такие темы, как «Человек и природа», «Наука для общества», «Моя специальность» и корректировочный курс русского языка, а также культура профессиональной речи.

В процессе изучения русского языка студенты получают навыки работы с научным стилем речи, развивают и активизируют коммуникативные навыки. В этом процессе они усваивают основы научного стиля речи, производят структурно -семантический анализ текстов. В ходе обучения у студентов вырабатываются навыки написания аннотаций к научным текстам, конспектов, рефератов. Лексический и языковой материал имеет в структуре курса на уровне предложения и текста, отвечающим основным принципам обучения языкам, то имеется системности и коммуникативности. Если лексический материал базируется по тематическому принципу, то текстовый материал имеет познавательно-развивающий характер, где отображается специфика научной, специальной и учебной литературы.

Задачами практического курса русского языка является обогащение лексического минимума студентов из перечня общеупотребительных слов или словосочетаний, а также их употребление на речевом уровне, употребление грамматическими формами и конструкциями для формулирования мысли. Они также помогают формированию системы знаний для выражения различных видов информации научного текста, с целью описания, обобщения, выводов по тексту.

Студенты технических вузов на занятиях по практическому курсу русского языка не просто знакомятся с научным стилем, а они знакомятся также и языком специальности в системе, расширяют свой словарный запас лексикой по специальности, совершенствуют навыки работы с текстами, знакомятся законами правописания русского языка.

Студенты в процессе работы с научными текстами знакомятся и с методами логической организации текста, с проблемным изложением, помогающим развить мысль на основе закона или положения. Вырабатывается у них навыки исследовательского подхода к событиям и окружающим явлениям.

Участие студентов на научных конференциях, олимпиадах, их выступление с докладами также является одним из мотивирующих факторов в овладении ими навыков научной речи. Заключение

Все это помогает студенту повысить профессиональный уровень как конкурентоспособного специалиста, который имеет высокий рейтинг в системе социальных ценностей.

Список литературы /References

1. Алексеева Л.Е. Учащиеся и преподаватели ESP - Кто они? // Обучение английскому языку: новые возможности: Сборник материалов и тезисов докладов Х Межрегиональной научно-практической конференции. Самара, 2004. 138 с.

2. Маслова Н.П. и др. Формирование навыков и умений устной и письменной научной речи. Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» (для студентов технического профиля). Самара: СамГТУ, 2006. 105 с.

3. Хасанов Н.Б. Роль и значение практического курса русского языка в формировании речевой компетенции в техническом вузе // «Новые подходы изучения психологических и педагогических наук» материалы XXVIII Международ. научно-практич. конф. для студентов, аспирантов и молодых ученых / М., Изд-во Московского научного центра психологии и педагогики, 2014. С. 43.

Список литературы на английском языке /References in English

1. Alekseeva L.E. Students and teachers of ESP - Who are they? // Learning English: new features: Collection of materials and abstracts X Interregional Scientific and Practical Conference. Samara, 2004. 138 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Maslova N.P. Formation and other skills of oral and written scientific speech. The manual for the course "Russian language and culture of speech" (technical profile for the students). Samara: Samara State Technical University, 2006. 105 p.

3. Khasanov N.B. The role and importance of the practical course of Russian language in the formation of speech competence in technical colleges // "New approaches to the study of the psychological and pedagogical sciences" materials XXVIII the International. Scientific-practical. Conf. for students, graduate students and young scientists / M., Publishing House of the Moscow Scientific Center of Psychology and Pedagogy, 2014. P. 43.