Научная статья на тему 'Диагностика сформированности речевых коммуникативных знаний и умений у студентов-первокурсников (результаты опытно-экспериментальной работы)'

Диагностика сформированности речевых коммуникативных знаний и умений у студентов-первокурсников (результаты опытно-экспериментальной работы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
278
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ЗАДАЧИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ / PRACTICAL RUSSIAN LANGUAGE COURSE / MOTIVATION FOR LEARNING / EXPERIMENT / EXPERIMENTAL RESEARCH TASKS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хасанов Навруз Баротович

В статье отражены результаты исследования, проведенного автором в техническом вузе по формированию и совершенствованию речевой компетенции. Главной целью эксперимента стала проверка эффективности предложенной модели процесса обучения для формирования речевой компетенции студентов технического вуза по устным и письменным видам работ, а именно: чтение, пересказ и понимание текста, написание изложения и требования, предъявляемые к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the formation LEVEL of verbal communicative knowledge and skills IN first-year students (Results of experimental work)

The article presents the results of a study conducted by the author in a technical university on the formation and improvement of speech competence. The results of the survey among first-year students on what they would like to do in the Russian language classes are presented. According to the author''s statement, the main purpose of the experiment was to test the effectiveness of the proposed model of the learning process in the formation of the speech competence of technical college students. The paper presents the results of oral and written types of work, namely, reading, paraphrasing and understanding the text, writing the presentation and the requirements imposed on them.

Текст научной работы на тему «Диагностика сформированности речевых коммуникативных знаний и умений у студентов-первокурсников (результаты опытно-экспериментальной работы)»

DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-82-24 УДК 378

Хасанов Навруз Баротович

Кандидат педагогических наук, доцент, Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры имени Н. Исанова

(г. Бишкек, Кыргызская Республика) E-mail: [email protected]

ДИАГНОСТИКА

СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ (результаты опытно-экспериментальной работы)

Аннотация. В статье отражены результаты исследования, проведенного автором в техническом вузе по формированию и совершенствованию речевой компетенции. Главной целью эксперимента стала проверка эффективности предложенной модели процесса обучения для формирования речевой компетенции студентов технического вуза по устным и письменным видам работ, а именно: чтение, пересказ и понимание текста, написание изложения и требования, предъявляемые к ним.

Ключевые слова: практический курс русского языка, мотивация обучения, эксперимент, задачи опытно-экспериментальной работы_

© Хасанов H.E., 2018

Khasanov Navruz Barotovich

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kyrgyz State University of Construction, Transport and Architecture (Bishkek, Kyrgyz Republic) E-mail: [email protected]

DIAGNOSTICS OF THE FORMATION LEVEL OF VERBAL COMMUNICATIVE KNOWLEDGE AND SKILLS IN FIRST-YEAR STUDENTS (Results of experimental work)

Abstract. The article presents the results of a study conducted by the author in a technical university on the formation and improvement of speech competence. The results of the survey among first-year students on what they would like to do in the Russian language classes are presented. According to the author's statement, the main purpose of the experiment was to test the effectiveness of the proposed model of the learning process in the formation of the speech competence of technical college students. The paper presents the results of oral and written types of work, namely, reading, paraphrasing and understanding the text, writing the presentation and the requirements imposed on them.

Keywords: practical Russian language course, motivation for learning, experiment, experimental research tasks

Введение

Объяснить отсутствие эффективной методики обучения русскому языку как предпосылки формирования речевой компетенции можно проанализировав действующие вузовские учебники обучения русскому языку в Кыргызской Республике. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что рассмотренные учебники реализуют большинство принципов авторитарно-знаниевого подхода без учета интересов, возможностей и уровня знания русского языка при поступлении в вуз.

Основная часть

К причинам, объясняющим вышеназванные ситуации, можно отнести следующие:

- не всегда благоприятные условия обучения русскому языку;

- малое количество учебного времени, предусмотренного для обучения русскому языку на первом курсе;

- стремление авторов учебников русского языка к применению универсальных и всеобъемлющих рекомендаций.

Осуществление инновационных методов преподавания языков возможно только на основе положительной мотивации обучающихся, которая создает условия для творческого процесса. Учитывая эти важные факторы, студентам было предложено ответить на вопросы, что для них является интересным на занятиях по русскому языку:

1) Изучать язык повседневного общения;

2) Изучать язык делового общения (вести беседу при приеме зарубежных специалистов, во время встреч, переговоров, обрабатывать и составлять деловую корреспонденцию, вести деловые разговоры);

3) Читать оригинальную литературу по специальности;

4) Читать оригинальную художественную литературу.

В анкетировании приняли участие 100 студентов-первокурсников институтов транспорта и коммуникаций, экологии и энергосбережений Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н.Исанова (КГУСТА). Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что 70 % студентов на первое место ставят язык повседневного общения, 21 % студентов -язык делового общения, 7 % студентов считают важным владение навыками чтения и понимания оригинальной литературы по архитектуре, геодезии и градостроительству, 2 % опрошенных студентов отдали предпочтение чтению оригинальной литературы по своей специальности.

Русский язык является частью мировой культуры, так как в ходе изучения, анализа текстов художественной литературы происходит обогащение и переосмысление значений, традиционно присущих слову. Кроме того, такого рода тексты способствуют достижению достаточного уровня зрелости чтения и делают возможным постановку новых задач: обеспечения переноса на тексты любого характера навыков и умений, выработанных на материале текстов оригинальной художественной литературы, формирование весьма специфических навыков и умений извлекать из текста его смысл [2, с. 43].

Для того чтобы понять, что является определяющим для студентов в таком выборе значимости изучения практического курса русского языка, чтение литературы по специальности и чтение художественной литературы, им было предложено заполнить анкету на тему: «Как в будущем Вы собираетесь использовать свои знания русского языка». Большинство студентов ответили, что хорошее владение русским языком им необходимо для общения при поездках в другие страны, для работы с компьютером, для чтения художественной литературы, научно-популярных журналов, для саморазвития [1, с. 154].

Главной целью эксперимента является проверка эффективности предложенной модели процесса обучения формированию речевой компетенции студентов технического вуза на занятиях по практическому курсу русского языка.

В условиях формирования русско-национального билингвизма модель процесса формирования речевой компетенции призвана решить конкретные цели и задачи, поставленные в обучении русскому языку.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

1) выявить начальный уровень сформированности коммуникативной компетенции, в частности речевой;

2) создать оценочно-критериальный инструментарий для констатации уровней сформированности компетенций на основе анализа выполненных контрольных заданий на всех этапах эксперимента;

3) разработать методические материалы в виде комплекса упражнений для формирования и совершенствования речевой компетенции;

4) проверить эффективность предложенной модели формирования и совершенствования речевой компетенции и умений употребления лексики в речевой коммуникации.

Итоги выполнения устных и письменных заданий оценивались дифференцированно по количественным и качественным показателям.

Эксперимент дал возможность установить:

1) эффективность предложенной модели обучения формированию речевой компетенции;

2) отобранный словарный минимум и предложенная система приемов семантиза-ции и закрепления активизируемой лексики отвечает коммуникативным требованиям;

3) комплекс упражнений как языковой, так и речевой направленности закладывает основу коммуникативной компетенции;

4) опытно-экспериментальное обучение подтвердило рабочую гипотезу исследования, выявив эффективность формирования и совершенствования речевой компетенции на коммуникативной основе.

Математическая обработка показала существенные различия в уровне сформиро-ванности речевой компетенции у студентов контрольной и экспериментальной групп.

Следовательно, контроль обеспечивает управление, помогает дать оценку деятельности студентов и преподавателей, симулирует их работу.

При обучении русскому языку студентов национальных групп технических вузов предполагается проведение стартового (установочного), текущего периодического рубежного контроля и итогового контроля.

В первый этап опытно-экспериментальной работы входит:

1) письменная работа, контролирующая навыки прослушанного текста в письменной форме

2) устное воспроизведение содержания прочитанного текста, в ходе которого проверяются навыки говорения, чтения.

Для контроля навыков аудирования и воспроизведения текста, так как аудирование есть процесс взаимодействия говорящего и слушающего, и успех этого процесса зависит, во-первых, от особенностей говорящего, во-вторых, от особенностей слушающего и, в-третьих, от особенностей самого сообщения (текста), студентам с целью проверки прослушанного текста предлагается написание изложения.

Текст для изложения объемом 300-350 слов должен представлять собой законченное по смыслу речевое произведение, интересное по содержанию, доступное по языку выпускнику национальной школы. За основу своей экспериментальной работы мы взяли требования, предъявляемые к написанию изложения для XI класса школ с кыргызским языком обучения. Тексты изложений были подобраны с учетом низкого знания русского языка, с каким обычно, по нашим наблюдениям, студенты поступают на первый курс.

В языковом плане текст должен содержать не более 5 % лексических единиц, не входящих в словарный минимум для национальной школы, то есть в тексте из 300 слов их должно быть не более 15. По возможности в тексте должны быть представлены разнообразные грамматические конструкции, наряду с простыми и простыми

осложненными предложениями, желательны сложные, однако степень ветвления конструкций не должна быть слишком высокой.

В плане содержания в тексте необходимо выделить его главную тему, предикат первого уровня, а также определить иерархию предикатов второго, третьего и последующих уровней, то есть наиболее важные для раскрытия главной темы, подтемы и микротемы и менее важные - различные уточнения, второстепенные детали и так далее. Текст изложения в обязательном порядке должен включать избыточную информацию, не быть чрезмерно скомпрессированным.

Перед письменной работой преподаватель подробно объясняет ее цель, требования к оформлению и содержанию. Студентам сообщается, что результаты контрольной никак не повлияют на их стипендию, общую успеваемость и тому подобное, а будут использованы для интенсификации учебного процесса, и, что, выполнив всю работу самостоятельно и добросовестно, они смогут в короткий срок выявить пробелы в своей языковой подготовке и затем более целенаправленно работать над их ликвидацией.

Текст изложения читается не более 2-х раз; после первого прочтения студентам задается несколько вопросов по его содержанию.

Проверка умений в области чтения:

1) Вдумчиво прочитайте «про себя» предсталенный ниже текст, старайтесь как можно лучше понять его содержание. Вычислите среднюю скорость чтения данного текста. В нем примерно 360 слов; разделите количество слов на время, которое вы потратили на чтение, получится средняя скорость.

2) Еще раз прочитайте текст «про себя». После чтения текста вам нужно будет выбрать ответы на поставленные ниже вопросы. (Листы с контрольными вопросами раздаются преподавателем).

Оценка сформированности навыков чтения как вида речевой деятельности проводится по двум показателям:

1) Скорость чтения;

2) Полнота и глубина понимания текста.

Оценку за скорость чтения не выставляют, записывают сам показатель - количество слов в минуту.

Полноту и глубину понимания текста оценивают по результатам правильно выбранных ответов на вопросы по таблице, представленной ниже.

Таблица

Полнота и глубина понимания текста

Фамилия студента, группа Название текста Скорость чтения Вопросы Итого правильных ответов

1 1 2 | 3 | 4 | 5

Правильность ответов

1 5 баллов

2 10 баллов

3 15 баллов

4 20 баллов

5 25 баллов

Полноту и глубину понимания текста преподаватель может проверить и по устному пересказу текста. Время, отведенное для пересказа: 3-5 минут.)

Устное воспроизведение содержания текста оценивается и с точки зрения того, как умеет студент строить самостоятельное монологическое высказывание на основе прочитанного текста.

В области говорения проверяется неподготовленная речь на заданную тему.

Примерные темы для устных сообщений (время на обдумывание - не более одной минуты).

1. Почему я выбрал специальность инженера (дизайнера, строителя и т.д.)

2. Как я провел летние каникулы?

3. Мой край.

4. Я через 10 лет.

5. Я и мои товарищи через 10 лет.

6. Первые дни учебы в вузе.

7. Молодежь: старт в науку.

Выводы

Проведение детальной начальной проверки уровня владения студентами русским языком необходимо как для преподавателя, так и для студентов. Только после определения исходного уровня владения русским языком студентами-первокурсниками, после выявления их реальных знаний, умений и навыков можно принимать решение о том, с какого раздела программы следует начинать изучение практического курса русского языка в вузе.

Литература

1. Петровская Т.С., Рыманова И.Е. Мотивация изучения английского языка студентами технического вуза при смешанном обучении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. №7 (37). Ч. 1. С. 154.

2. Хасанов Н.Б. Роль и значение практического курса русского языка в формировании речевой компетенции в техническом вузе // Новые подходы изучения психологических и педагогических наук: Материалы XXVIII Международной научно-практической конференции. М., 2014. С. 43.

References

1. Petrovskaia T.S. Rymanova I.E. Motivaciia izucheniia angliiskogo iazyka studentami tekhni-cheskogo vuza pri smeshannom obuchenii [Motivation of studying English in students of a technical college with mixed training]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki [Philological Sciences. Questions of theory and practice], 2014, no. 7 (37), part 1, рр. 154.

2. Khasanov N.B. Rol' i znachenie prakticheskogo kursa russkogo iazyka v formirovanii re-chevoi kompetencii v tekhnicheskom vuze [Role and significance of the practical course of the Russian language in the formation of speech competence in a technical college]. Novie podhody izucheniia psihologicheskih i pedagogicheskih nauk: materialy XXVIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii [New approaches to the study of psychological and pedagogical sciences: materials XXVIII International scientific and practical conferences]. Moscow, 2014, p. 43.

Хасанов Н.Б. Диагностика сформированности речевых коммуникативных знаний и умений у студентов-первокурсников (результаты опытно-экспериментальной работы) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №1 (82). С. 170-174.

For citation: Khasanov N.B. Diagnostics of the formation level of verbal communicative knowledge and skills in first-year students (results of experimental work). Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 1 (82), pp. 170-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.