Научная статья на тему 'Средства обучения на практическом курсе русского языка и их роль в процессе формирования деловых качеств студентов технических вузов'

Средства обучения на практическом курсе русского языка и их роль в процессе формирования деловых качеств студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанов Навруз Баротович

В данной статье автор отмечает, что качественное языковое образование обусловлено задачей обучения в вузах комплексным обеспечением коммуникативной компетенцией, включающей языковую и речевую составляющие. Приоритетным направлением в обучении студентов вузов Кыргызстана является совершенствование всех видов речевой деятельности. Одной из главных задач выработки нового подхода в организации процесса обучения в технических вузах Кыргызстана является поиск новых форм и методов в формировании деловых качеств на практическом курсе русского языка и может быть достигнуто на основе правильного подбора средств обучения. Подобный выбор обусловливает весь ход процесса обучения русскому языку как фактору формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанов Навруз Баротович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства обучения на практическом курсе русского языка и их роль в процессе формирования деловых качеств студентов технических вузов»

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Хасанов Н.Б.

Хасанов Навруз Баротович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра организации работы с молодежью и развития русского языка,

Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье автор отмечает, что качественное языковое образование обусловлено задачей обучения в вузах - комплексным обеспечением коммуникативной компетенцией, включающей языковую и речевую составляющие. Приоритетным направлением в обучении студентов вузов Кыргызстана является совершенствование всех видов речевой деятельности. Одной из главных задач выработки нового подхода в организации процесса обучения в технических вузах Кыргызстана является поиск новых форм и методов в формировании деловых качеств на практическом курсе русского языка и может быть достигнуто на основе правильного подбора средств обучения. Подобный выбор обусловливает весь ход процесса обучения русскому языку как фактору формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

Ключевые слова: практический курс русского языка, средство обучения, процесс обучения, профессиональная компетентность, мотивация, аутентичные материалы.

УДК 378

В век информационных и коммуникативных технологий, социально-экономическое развитие общества требует нового подхода сфере человеческого общения, где важная роль отводится изучению языка. В Кыргызской Республике после получения суверенитета первые указы правительства были направлены на установление и развитие правового и демократического государства, которые повлекли за собой изменения во всей жизни общества. Все это потребовало от преподавателей вузов пересмотра методики преподавания на языковые дисциплины, так как современные информационные технологии, конкуренция на рынке труда предъявляют к преподаванию русского языка более радикальные требования по подготовке молодого специалиста. Настало время пересмотреть некоторые программы подготовки и обучения, предусмотреть в них необходимость углубленного изучения языков [13, с. 23]. Какие же требования предъявляются к предмету «Практический курс русского языка» в государственных образовательных стандартах? В них важная роль отводится знаниям в сфере профессионального общения, таким как: изучение основ научного стиля речи, которое характерно для профессиональной коммуникации; чтение и последующее обсуждение прочитанных текстов по специальности; обучение видам деловых писем, которые служат одним из критериев профессионализма. Поэтому процесс обучения русскому языку в технических вузах Кыргызской Республики нужно направить в коммуникативную направленность, чтобы у студентов сформировать коммуникативную компетентность, с целью правильно использовать язык в разных социально-профессиональных ситуациях.

Из четырех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) только две формы устная и письменная реализуется в виде диалога и монолога. Исходя из этого, нужно обозначить направленность каждой дисциплины в вузе на формирование языковых навыков с целью усвоения теоретического материала. Если студент в процессе обучения в вузе получит больше сведений о русском языке, о его величии и богатстве, то у него появляется желание и мотив в изучении этого языка. Одной из проблем при обучении студентов русскому языку является обучение

правильной русской речи, так как многие наши студенты заканчивают школы в сельской местности, где, как правило, отсутствует естественная речевая среда, и поэтому они испытывают трудности при общении на русском языке. Студенты не только испытывают трудности при общении, но и им также трудно даются написание различных видов диктантов.

Мы также уделяем большое значение взаимоконтролю и самоконтролю студентов, так как такой вид работы заостряет внимание на ошибках в произношении, развивает речь и тем самым способствуют искоренению речевых ошибок. В зависимости от специальности учебных групп при подборе материалов для упражнений вводится специальная лексика. На занятиях применяем разнообразные таблицы, схемы, а в конце модуля студенты готовят свои презентации по выбранной речевой теме.

Повышение уровня подготовки специалиста является одной из важнейшей проблемой, стоящей перед вузами республики. Об этом свидетельствуют публикации в педагогической литературе. Обучение русскому языку должно быть целенаправленным и должно быть ориентировано на конкретную аудиторию специалистов и, исходя из этого, правильно подобрать средства обучения, определяющие весь ход процесса обучения.

Во-первых, от него зависит характер, следовательно, и предмет обучения с точки зрения лексического содержания, структурного оформления и профессиональной направленности. Спектр и сложность языка обучения должны соответствовать потребностям, уровню знаний, а также способностям обучаемых.

Во-вторых, выбор средств обучения во многом обуславливает методику и форму обучения.

В-третьих, содержательный компонент учебных материалов является важным элементом с точки зрения соответствия потребностям личности, отражая мотивационную составляющую процесса обучения [2, с. 38].

Большое количество пособий, изданных в последние годы в республике, а также огромный выбор средств обучения вызывает определенную трудность для преподавателя, так как ни один из них стопроцентно не соответствует целям и задачам обучения русскому языку студентов конкретной группы в рамках конкретного учебного заведения, потому что все вузы ставят перед собой разные цели в их обучении. На первом курсе студенты в основном проходят общественно -гуманитарные дисциплины и плохо обладают информацией по своей специальности. Поэтому на занятиях практического курса русского языка по теме «Моя специальность» стараемся содержание занятий наполнить лексикой конкретной специальности. В техническом вузе во время проведения занятий русского языка по формированию деловых качеств студентов нужно более детально рассмотреть виды и средства обучения. Коммуникативную направленность должны носить используемые материалы во время занятий по формированию деловых качеств. Например, деловая игра представляет группе учащихся прекрасную возможность совершенствовать коммуникативные навыки - в свете формирования деловых качеств в ходе обсуждения проблемы делового характера на русском языке.

Использование таких материалов в качестве дополнительного материала также оживляют, разнообразить занятия в техническом вузе.

Различают несколько видов средств обучения подобного рода.

1. Использование видеопрезентаций помогают делать акцент на эффективном проведении собрания, а также помогает совершенствованию деловых качеств студентов, и разработке проектов по управлению организацией. Нестандартный способ изложения материала, его актуальность способствуют повышению интереса учащихся как к русскому языку, так и к своей будущей специальности.

2. Любая информация, взятая из реальной жизни, тоже может представлять интерес для студентов. Это может быть аудио, видео и текстовые материалы.

Для образца письменной аутентичной речи берем так называемые текстовые материалы. Их использование находится в непосредственной зависимости от потребностей обучаемого. Если наряду с получением информации учащиеся развивают навыки чтения, то в этом случае текст должен быть представлен в оригинальном, неадаптированном виде и сопровождаться соответствующими заданиями.

Здесь мы в первую очередь имеем в виду книги, газетные и журнальные статьи, которые являются важнейшим источником достоверной и актуальной информации как для специалистов, так и для студентов профессиональных учебных заведений. Такой вид работы с газетными и журнальными материалами помогает развитию языковых навыков распознавания грамматических конструкций и обогащает словарный запас студентов новой лексикой по специальности, а также вырабатывает навыки сравнительного и сопоставительного анализа единиц повествования.

Кроме того, высокая мотивация обучения обуславливает формирование коммуникативной компетентности, которая выражается в способности обмениваться мнениями, участвовать в коллективных обсуждениях и дискуссиях, а также развивать навыки письменной речи, выполняя творческие задания к текстам.

Некоторые студенты легко воспринимают информацию, ели она представлена в визуальном виде, то есть в виде изображений, графиков и диаграмм.

Кроме того, подобные средства обучения могут стимулировать мотивацию учащихся, побуждая их к анализу и синтезу полученной информации и в конечном итоге прививая им навыки логического мышления, умения емко и лаконично излагать свою точку зрения посредством схем и таблиц. Использование графиков и диаграмм способствует также усвоению на русском языке таких явлений, как сравнение, противопоставление различных данных, что, на наш взгляд, будет способствовать развитию не только коммуникативных, но и профессиональных умений.

Рекламные объявления особенно полезны при подготовке будущих специалистов, так как дают наглядное представление о том, например, как оформить заявление или резюме на русском языке. Кроме того, самостоятельное изложение информации о себе позволит студентам не только овладеть навыками составления подобного рода документов, но и научит в выгодном свете представлять свои деловые и личностные качества.

Стимулированию творческой инициативы, развитию навыков письменной речи дает использование на занятиях газетных рекламных объявлений. Они дают большой эффект как средства обучения при организации ролевых, деловых игр по формированию профессиональной компетентности молодых специалистов.

Правильно подобранные документальные фильмы также стимулируют интерес студентов к своей будущей профессиональной деятельности. Такие фильмы имеют наравне с профессиональным характером и страноведческий характер. Они помогают развитию навыков умения задавать вопросы по содержанию фильма, выделять, синтезировать, анализировать услышанную информацию.

Таким образом, анализируя аутентичные средства обучения на занятиях по практическому курсу русского языка в техническом вузе можно назвать причины, по которым следует обращаться к подобным источникам в процессе формирования деловых качеств студентов средствами русского языка.

Первая причина заключается в том, что аутентичные тексты (прослушиваемые или написанные), как правило, имеют ряд свойств, отсутствующих в учебных текстах и диалогах. Они наглядным образом демонстрируют языковые и стилистические особенности. Средства, которые используются в языке, отражают цель, ориентированный на подготовку специалиста и ради чего создавался данный материал. Такой вид работы имеет практический характер и на наш взгляд обогатить процесс обучения.

Столкнувшись с аналогичным текстом в процессе своей будущей профессиональной деятельности, учащийся не испытает замешательства при его изучении и интерпретации, что, безусловно, наилучшим образом отразится на его компетентности. Второй причиной является использование источника аутентичного

35

материала, который содержит, как правило, информацию о реальных событиях и ситуациях. Здесь интерес представляет содержательный, а не языковой компонент. Речь идет о надежности излагаемой информации по сравнению с той, которая имеется в изданиях подобного рода.

Она также может восполнить пробелы в знаниях по специальности у людей, чьи профессиональные интересы лежат в сфере, рассматриваемой в подобных материалах.

Аутентичные материалы составляют основу учебных курсов узкоспециальной направленности, которые в основном составляют чтение и составление контрактов, отчетов, которые помогают развитию навыков написания писем и докладов.

Несмотря на это при использовании аутентичных материалов на практическом курсе русского языка имеются некоторые трудности. Это объясняется тем, что многим студентам трудно воспринимать такие сложные явления, а также умением преподавателя использования аутентичных материалов в обучении.

Применение аутентичных средств, которые нацелены на формирование профессиональных умений, повышает эффективность процесса обучения, но и помогает создать хорошие условия по формированию деловых качеств будущих инженеров.

Обилие дополнительной информации по специальности на практическом курсе русского языка иногда снижает обучающую роль русского языка, так как может превратить его из фактора формирования профессиональной компетентности в средство получения дополнительной информации по теме, которая по себе является сочетанием языкового и профессионального компонентов. Знание русского языка помогает студенту получить информацию из интернета, помогает ему формировать базовый уровень профессиональной компетентности, а также читать литературу по специальности, общаться со своими коллегами, готовить сообщения о своей научной работе, проектах, писать аннотации статей, то есть развивать необходимое умение профессионального языкового общения. Одной из наиболее актуальных задач в этой связи является формирование коммуникативной компетентности обучаемого. Решение этой задачи обуславливает рассмотрение коммуникативной компетентности читающего как сложного системного объекта, включающего ряд основных компонентов, связанных между собой посредством ряда временных, пространственных, функциональных и причинно-следственных связей [1, с. 65].

Учебный курс русского языка должен быть практическим, то есть в первую очередь обеспечивать формирование и закрепление различных навыков, связанных с всесторонним применением учащимися полученных знаний в их будущей деловой и общественной деятельности; повторительным и обобщающим, то есть обстоятельно повторять пройденное, при этом подача материала должна быть организована так, чтобы демонстрировать перед учащимися связь явлений, их различия и сходство для упрочения приобретенных знаний с чёткими границами, определяющими последовательность прохождения материала.

Важное место в формировании деловых качеств должно отводиться наряду с профессиональной подготовкой специалиста формированию ключевых компетенций, включающих в себя способность брать на себя ответственность за принятие решений, готовность жить с людьми других культур, языков, религий, владение новыми технологиями, способность и желание учиться всю жизнь, наконец, владение несколькими языками как необходимое условие успешной социализации личности.

В методическом отношении обучение, направленное на развитие профессионально-деловых качеств личности, эффективно обеспечивается применением метода моделирования учебно-деловых ситуаций, на базе которого можно выстраивать успешные технологии обучения не только навыкам иноязычного общения, но и профессиональным умениям. При этом важно, чтобы данная технология отвечала следующим педагогическим условиям: усилению профессиональной ориентации содержания обучения; развитию деловых отношений в процессе обучения; активизации субъектной позиции студентов на занятиях. Все

36

приведенные выше средства обучения в своей совокупности должны обеспечивать актуализацию ведущего педагогического механизма развития профессионально -деловых качеств личности студентов, а именно перевод учебного пространства изучения языка в формат профессиональной среды делового взаимодействия студентов на занятиях.

Список литературы

1. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования / М.Н. Берулава. М.: Совершенство, 1998. 192 с.

2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов. М.: Просвещение, 1990. 366 с.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. М.: ИПО МОРФ, 1995. 336 с.

4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. М.: Наука, 1998. 263 с.

5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку / И.А. Зимняя. М.: Русский язык, 1989. 219 с.

6. Кузнецова А.А. Изучение иностранных языков в неязыковом вузе / А.А. Кузнецова. Казань, 1979. 112 с.

7. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. М.: Высш. школа, 1991. 223 с.

8. Леонтьев А.А. К определению речевой ситуации / А.А. Леонтьев // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А.А. Леонтьев. М.: Рус. яз., 1986. С. 161-162.

9. Осипов П.Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественных требований к личности / П.Н. Осипов. Казань: ИССО РАО, 1996. 99 с.

10. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка / Б.Т. Панов. М.: Просвещение, 1986. 208 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Командина А.А.

Командина Анастасия Александровна - учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя школа № 8, г. Выкса

Аннотация: в статье анализируется организация исследовательской деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС. Рассмотрены формы и методы организации исследовательской деятельности.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, учебное исследование, исследовательское поведение, исследовательская позиция, исследовательские способности, метод проектов.

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций - важнейшая задача модернизации школьного образования.

Формирование исследовательских умений учащихся, организация исследовательского обучения в учреждениях образования является одной из самых актуальных проблем. Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальность в современном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.