УДК: 378.15:811.161.1
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Г.В. Рубина, Л.И. Селиверстова
В современных условиях низкий уровень речевой культуры является фактором, отрицательно влияющим на конкурентоспособность специалистов технической сферы. В статье дается анализ состояния языковой подготовки первокурсников технического вуза, определены условия для развития языковой грамотности, рассмотрены элементы применяемых технологий.
Ключевые слова: адаптация, конкурентоспособность, языковая компетентность, профессионально-языковая компетентность, профессионально-познавательная активность.
В условиях диверсификации профессионального образования особое значение приобретает подготовка квалифицированных кадров, обладающих высоким уровнем готовности к профессиональному росту, выполнению разнообразных социальных функций. Современному работнику недостаточно владеть только специальными знаниями, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Будущему профессионалу необходимо:
- уметь логически верно строить устную и письменную речь;
- быть способным убеждать;
- критически мыслить;
- творчески относиться к делу; быть самодисциплинированным, способным к постоянной работе, требующей значительных усилий;
- быть ориентированным на результат и не бояться принимать самостоятельное решение.
Формирование перечисленных компетенций возможно в процессе изучения родного языка. В
связи с этим в технических вузах предусмотрено изучение русского языка на первых этапах овладения профессией. Дисциплина «Русский язык и культура речи» отнесена Брянской государственной инженерно-технологической академией к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Приступая к изучению курса, мы предлагаем студентам вводный контроль знаний по русскому языку, определяющий уровень их языковой компетентности. Результаты ежегодной проверки (2007 - 2011 уч. г.) показывают, что языковая компетентность сформирована только на первом, более простом уровне (знание правил орфографии). Наблюдается также снижение уровня владения навыками механизмов успешной устной речи опрошенных (2007 - 37,5%; 2008 - 36%; 2009 - 35,7%; 2010 - 34%; 2011 - лишь 33,2%). Достаточно привести примеры устных ответов будущих специалистов: «мое фамилие»; «закончил школу», «более вредный прогресс», «согласно требований», «по приезду в Брянск»; «обширное единство». Это далеко не весь список, подтверждающий незнание грамматических особенностей языка, неумение студентов грамотно излагать мысли именно в рамках своего лексикона и тех синтаксических конструкций, которые они употребляют. Контрольные задания, содержащие информацию, связанную непосредственно с будущей профессиональной деятельностью, вызывают у студентов особую трудность: они не умеют получать целостное представление о научном понятии, не владеют достаточным профессионально-лексическим запасом.
Анализ состояния языковой подготовки первокурсников свидетельствует о наличии противоречия между потребностью в изменении обучения русскому языку и реальным его состоянием. Мы сталкиваемся с тем, что студенты, не могут применять знания в области языка на практике. Это обусловлено рядом причин:
- низкая степень адаптации обучающихся к новой образовательной среде;
- отсутствие познавательного интереса к содержанию образования как в аспекте его предметного содержания, так и аспекте форм и методов обучения;
- формирование понятийного аппарата, в недостаточной степени ориентированного на его дальнейшее использование в профессиональной деятельности студента.
Вчерашний абитуриент сталкивается с рядом трудностей: он чувствует себя растерянным перед иной, по сравнению со школьной, подачей учебного материала. Это закономерно, поскольку объем информации, предлагаемый для изучения в вузе, принадлежит к сфере науки, языковые средства ее выражения приобретают большую специфичность. Таким образом, для реализации целей адаптации первокурсников мы акцентируем вопросы формирования их познавательной сферы, усиливаем внимание к учебной и профессиональной мотивации. В целях активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе обучения русскому языку нами используются следующие мето-
ды:
1) когнитивные методы (методы сравнения, анализа, синтеза), которые активизируют внимание первокурсников, поскольку в постоянно поддерживаемом внимании изучение такого сложного и многогранного явления, как русский язык, способно стать для каждого интересным, быстрым и эффективным;
2) методы стимулирования и мотивации учения;
3) креативные методы:
- метод «потока» (работа с научной лексикой осуществляется следующим образом: студентам предлагается ключевое слово (термин), им необходимо предложить максимальное количество синонимов; возможно другое содержание задания: к нейтральной лексике, «скрывающей» понятие, подобрать ряд узкоспециальных слов;
- метод конструирования (к примеру, парцелляция текста для дальнейшего восприятия на слух). Приведем пример одного из заданий. Переконструируйте (отредактируйте) следующую фразу: «От Вас требуется незамедлительное приложение максимума усилий для полного устранения технической неисправности, создав при этом специальную опытную комиссию из специалистов, имевших опыт работы в данной сфере»;
- метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Перечисленные методы используются нами как на лекционных, так и на практических занятиях. В процессе обучения родному языку создается атмосфера благоприятного психологического климата и успешности для каждого студента. Например, вводная лекция сопровождается электронными презентациями, обеспечивающими психологически комфортный режим труда. Они включают приветствие первокурсников, постановку целей и задач в непривычных формулах («Как будущим профессионалам нам нельзя оставлять без внимания... »), вопросы к аудитории и варианты ответов на них. Как показывает наш опыт, такая подача теоретического материала способствует взаимодействию преподавателя и студентов, развитию отношений сотрудничества, содружества.
Для ликвидации пробелов в знаниях и развития языковой грамотности на уровне воспроизведения (знание орфографических, лексических и грамматических ресурсов русского литературного языка) на каждом практическом занятии используется разминка-пятиминутка «Счастливый случай». Студентам предлагается комплекс заданий и два бланка с их выполнением: один бланк заполнен безошибочно, второй - не выдержан в соответствии с нормами литературного языка. Студенту, который первым выбрал правильный бланк, предоставляется возможность быть консультантом на следующем практическом занятии.
Благоприятные условия для развития познавательной активности студентов создает многосторонняя внеаудиторная работа, к которой относится любая деятельность студентов, осуществляемая в рамках учебного заведения вне учебного процесса, способствующая их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний и формированию профессионально значимых качеств.
В процессе внеаудиторной работы нами решаются следующие задачи:
1) расширение и углубление запаса знаний студентов и формирование профессиональной компетентности;
2) поощрение студентов-знатоков русского слова;
3) развитие и совершенствование психологических качеств личности студентов: инициативности, настойчивости, креативности;
4) повышение творческого потенциала обучающихся.
Такие формы внеаудиторной работы, как вечера русского языка, литературные гостиные, олимпиады, деловые игры, регулярно проводимые со студентами Брянской государственной инженерно-технологической академии, послужили основой для создания кружка «Три составляющих успеха» (2008 -2011). Само название кружка определило содержание его работы. На первом заседании нами были обозначены три составляющих языковой компетентности будущих инженеров:
1) владение литературным языком;
2) совершенствование речевых навыков;
3) бережное отношение к родному языку.
Вопрос об организации деятельности кружка решается вместе со студентами в начале учебного года. Составляется календарь, который включает три рабочих периода (осень, зима, весна), имеющих каждый свое название, программу занятий и сроки их проведения. Основное направление круж-
ковой работы - повышение уровня сформированности профессионально-языковой компетентности. Приобщению студентов к научно-исследовательской деятельности в области профессиональноязыковой компетентности, совершенствованию коммуникативных умений и навыков, необходимых профессиональной культуре будущего бакалавра способствует единый комплекс разнообразных мероприятий под общим названием «Наука и мы», проводимых накануне студенческих научнопрактических конференций. С целью расширения лингвистического кругозора студентов и совершенствования коммуникативных умений и навыков, необходимых для профессиональной культуры мы разработали учебно-методический комплекс по курсу «Язык науки». УМК построен с учетом системно-деятельного подхода, формирующего комплекс ЗУНов, позволяющий организовать исследовательскую, проблемную и творческую деятельность первокурсников. В него входят три составляющих: «Знание» (теоретические основы), «Умение» (организация самостоятельной деятельности), «Навыки» (практическое владение научной речью). Каждый блок развивает ряд языковых компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью: поисковых, библиографических и когнитивных. В рамках данного УМК нами выделены следующие основные виды практических работ: конспектирование выступлений однокурсников; составление плана сообщений; составление обобщающих таблиц, схем, алгоритмов; лабораторные работы по анализу текстов; составление терминологического словаря; выписывание из справочников, словарей терминов и раскрытие их значения с указанием, в какой области науки они используются; творческие работы (составление аннотации к учебному пособию, плана исследуемой проблемы по специальным дисциплинам и т.д.).
Как показывает наш опыт, разработанная нами методика обучения родному языку имеет хорошую результативность. Используемые нами технологии обучения русскому языку и культуре речи способствуют:
- процессу адаптации студентов-первокурсников к новой образовательной среде;
- развитию языковой грамотности обучаемых и формированию их профессиональнопознавательной активности;
- повышению эффективности самостоятельной работы студентов.
Разработанные нами дидактические материалы (обучающие и контролирующие тесты, алгоритмы выполнения коммуникативных упражнений, ситуационные коммуникативные задачи, использование учебных модулей) отражают содержание изучаемой науки; обеспечивают овладение материалом в контексте приобретаемой профессии.
Low level of speech culture is a negative factor effecting competitiveness of engineering specialists. The analysis of the first-year students’ language training is given in this article. Conditions for the development of native language competence are determined. The article deals with some teaching techniques examining them in detail.
The key words: adaptation, competitiveness, language competence, professional and language competence, professional and cognitive activity.
Список литературы
1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентност-ного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. С. 3 - 13.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
3. Брякова И.Е. Формирование креативных качеств личности в процессе открытого образования // Человек и образование. 2009. №1. С.41 - 46.
4. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психологического исследования. М.: Педагогика, 2001. 208 с.
Об авторах
Рубина Г. В. - доктор педагогических наук, профессор кафедры инженерной педагогики, психологии и права ГОУ ВПО «Брянская государственная инженерно-технологическая академия», 241035 г. Брянск, ул. Комсомольская, д.7, кв. 19; e-mail: diagnostika@online.bryansk.ru
Селиверстова Л. И. - старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков ГОУ ВПО «Брянская государственная инженерно-технологическая академия», 241550 Брянская обл. г. Сельцо, пр. Горького д. 4, кв. 9; e-mail: verstkl@mail.ru, тел. (4832) 97-27-95; 89208319014
Native language competence development in the instruction of the first-year students at a technical higher school
G.V. Rubina, L.I. Seliverstova