ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВИРОВАННОГО ИНТЕРЕСА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
Эффективность педагогического труда во многом определяется тем, какую функцию выполняет обучение в процессе получения студентами знаний: пассивного или активного восприятия и усвоения информации (самостоятельный поиск, обнаружение и использование). Задача преподавателя заключается в том, чтобы добиться максимальной активизации познавательной деятельности студентов, развивать у них активное, самостоятельное творческое мышление посредством необходимых методов и приемов.
Всякая деятельност включая учебную, исходит из определенных целей. Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, а цель - то, чего он стремится достичь в результате деятельности. Отношение мотив - цель образует своеобразный вектор, задающий направление и интенсивность деятельности.
Действительной основой мотива служит потребность, совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к деятельность, в определенном направлении, показывают мотивацией. Всякая целенаправленная деятельность человека должка иметь мотивацию. Только при этом условии проявляется собственно деятельность учения.
Мотивационная сторона процесса учения включает три группы мотивов: внешние (поощрение-наказание); соревнование (успех-в сравнении с кем-то или с самим собой); внутренние (раскрываемые как поле плодотворной деятельности личности), внутренние мотивы обеспечивают наиболее стойкий интерес к учению.
Психологи отмечают, что под влиянием интереса (мотива) все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. У студентов появляется стремление к постоянному расширению знаний.
Интерес студента к знаниям по русскому языку во многом зависит от уровня знаний, приобретенных им еще до поступления в ВУЗ. Наряду со студентами, окончившими городские школы, есть и такие, которые приехали из дальних районов нашей области и республики. У них очень беден словарный запас, недостаточно хорошее произношение. То, что представляет интерес для слабого студента, может быть неинтересным и скучным для сильного, и наоборот. Поэтому нужен индивидуальный подход к обучению, особенно при опросе, закреплении и повторении материала, а также при подборе заданий для самостоятельного выполнения.
По степени владения русским языком студентов можно и нужно делить на две группы: слабую и сильную. Задания творческого характера слабая группа может получить после неоднократных предварительных тренировочных упражнений, в то время как сильной группе к этому моменту дается дополнительный материал по теме.
Например, сильной группе можно дать следующий вид работы-самостоятельно определите значение следующих слов по тексту: брокер, дилер, маклер, дистрибьютор. А слабой группе студентов можно предложить ответить на вопросы по тексту и составить назывной план.
Для формирования мотивированного интереса к занятиям большое значение имеет правильное сочетание индивидуальной и фронтальной работы, самостоятельной работы студентов и работы под руководством преподавателя. Интерес не снизится, если каждый студент в течение всего занятия будет загружен максимально. Даже при индивидуальном опросе группе можно дать различные задания: найти ошибки в ответе, ошибки в произношении, задать вопрос по тексту, дополнить ответ фактами, упущенными отвечающими, и т.п.
Формирование мотивированного интереса к занятию зависит не только от его организации, но и от содержания материала обучения и формы подачи. Студенты часто проявляют пассивность на занятиях, потому что недостаточно осознают практическую ценность получаемых знаний. Значит, необходимо связывать изучаемый материал с будущей специальностью студентов, с их жизненной практикой, показать, для чего нужно знать ту или иную закономерность, когда и при каких условиях в живой разговорной речи понадобятся эти знания.
Ещё одним, не менее важным условием развития мотивированного интереса является обеспечение на занятиях активной мыслительной деятельности студентов. К.Д.Ушинский писал: «Главнейшая задача и обязанность наставника состоит в приучении к умственному труду, а именно с привычки к умственному труду начинается настоящий интерес» (6, 251.)
Практические занятия показывают, что если задания для самостоятельного выполнения сводятся к механическому повторению, заучиванию, переписке материала, то интерес к
предмету угасает. При закреплении любой темы можно найти и дать студентам такие задания, которые требуют обобщения, анализа, сравнения, поиска словом, активной мыслительной работы.
Например, можно предложить следующие виды работ:
1. Закончите предложения, используя информацию из текста;
2. Подберите синонимы к следующим словам;
3. Составьте диалог - беседу по изученному тексту, используя в речи выражения:
Я думаю, я не согласен, моё мнение таково.
Выполнение студентами разнообразных конструктивных и творческих упражнений, в которых требуется закончить мысль, ответить на вопросы, трансформировать предложения по данной модели, воспроизвести данную конструкцию с другими лексическими наполнениями, изменить форму числа и рода, составить предложения из слов, данных в начальной форме и т.п., в комбинациях с аналитическими упражнениями, активизирует мыслительную деятельность студентов и пробуждает их интерес.
Например: Задание №1. Разберите по составу слова: экономический, экономный, экономичный.
Задание №2.0пределите, одинаковое ли значение имеет эти прилагательные. Составьте с ним предложения.
Задание №3. Заполните таблицу существительными, учитывая при этом значение прилагательных
Экономный(-ые) Экономичный( -ые) Экономический(-ие)
человек способ факультет
Опрос по текстам можно организовать таким образом, чтобы студенты не могли воспользоваться механически заученным ответом, чтобы осмысливали и обдумывали каждый свой ответ. Целью использования текстов, подобранных к тому или иному грамматическому материалу, является усвоение фраз с определённой грамматической конструкцией. Поэтому при повторении текста даются задания, помогающие выработать у студентов умение применять фразы для выражении собственной мысли, приводить аналогичные примеры, используя ГК (грамматические конструкции) при ответе, составлять предложения, в которых употреблялись бы эти ГК в различных других сочетаниях и т.п.
Например: Задание №1. Составьте вопросный план по тексту. Перескажите текст, используя в речи изученные ГК.
Задание №2. Поставьте вопросы к выделенным словам, определите падеж существительных. Задание №3. С данными ГК составьте предложения.
Задание №4. Выразите свое согласие или несогласие с данными утверждениями, используя в речи ГК.
Для активизации мыслительной деятельности студентов не только при повторении и закреплении, но и при подаче нового материала можно использовать элементы поискового и исследовательского метода изложения, т.е. элементы проблемного обучения. При таком изложении материала ставится конкретная практическая задача-проблема. Обучающиеся практическим путем (конечно, используя ранее накопленные знания) ищут способы решения этой задачи, а преподаватель фиксирует, правилен или неправилен каждый способ решения. Затем посредством разбора еще нескольких подобных практических упражнений студенты под руководством преподавателя приходят к определённым выводам и правилам. связывать изучаемый материал с будущей специальностью студентов, с их жизненной практикой, показывать, для чего нужно знать ту или иную закономерность русского языка, когда и при каких обстоятельствах в живой разговорной речи понадобятся эти знания.
Использование проблемного метода изложения материала воспитывает у обучающихся ценные качества, свойственные познавательному интересу: удивление, озадаченность, интеллектуальную активность, эмоциональную приподнятость. К примеру:
Задание №1. В данном научном тексте найдите ранее изученные ГК.
Задание №2. Укажите, как изложен материал абзаца: от частного к общему или от общего к частному.
Задание №3. Укажите абзац, который несёт основную мысль. Задание №4. Укажите абзацы, несущие дополнительную информацию.
Но этот метод не всегда можно применять. Известный методист В.Оконь пишет, что задача может приобрести проблемный характер только в том случае, когда возникает определённая практическая трудность, что проблему удается решить только тогда, когда что-то на эту тему уже известно, что для решения проблемы должны быть известны предпосылки. (5,81.)
Профессор Д.И.Богоявленский, который разрабатывал проблемы педагогической психологии, в частности вопросы психологии орфографии, писал: «Важно вести преподавание так, чтобы учащиеся на опыте ощутили своего рода «конфликт» между прежними и новыми знаниями, чтобы вопрос «почему?» и «как выйти из затруднения?» возникал у них в процессе деятельности. В этом случае проблема-задача будет не только осознана и понята, но и «принята» учащимися как их собственная. Вместе с тем, у них появится познавательный интерес к процессу усвоения новых знаний и объяснение учителя о способах преодоления обнаруженных противоречий пробудит живое внимание учащихся». (1, 52.)
Развитие интереса к изучаемому предмету у студента во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, его умения правильно организовать познавательную деятельность студентов, побуждать их к развитию познавательной мотивации. Правильное понимание мотивации служит необходимой предпосылкой работы преподавателя при формировании целенаправленного и углубленного познавательного интереса.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Богоявленский Д.И. Формирование приёмов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения./Д.И. Богоявленский - М.: Просвещение, 1962.--150с.
2. Коллективная учебно-познавательная деятельность. Под редакцией Первина И.Б.// И.Б. Первин. - М.: Просвещение, 1995.- 112с.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения./ А.К. Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов - М.: Просвещение, 1990г. -190с.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте./А.К. Маркова.-М.: Просвещение, 1985. - 96с.
5. Оконь В. Основы проблемного обучения./ В. Оконь. - М.: Просвещение, 1968. - 104стр. .
6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Том 2-ой./ К.Д. Ушинский. - М.: Узпедгиз, 1939.- 468с.
REFERRENCES :
1. Bogoyavlensky D.I. The Formation of Methods of Pupils" Mental Work as a Way of Thinking Development and Activation of Teaching/ D.I. Bogoyavlensky.- M.: Enlightenment, 1962. - 150 p.
2. Collective Educational-Cognitive Activity. Under the editorship of Pervin I.B.// I.B.Pervin.- M.: Enlightenment, 1995. - 112 p.
3. Markova A.K. Formation of Motivation for Studies./ A.K. Markova, T.A.Matis, A.B.Orlov. -M.: Enlightenment, 1990. - 190 p.
4. Markova A.K. Formation of Motivation for Studies at School Age./A.K.Markova. - M.: Enlightenment, 1985. - 96 p.
5. Okon V. Basic Foundations of Problematic Tuition./ V.Okon. - M.: Enlightenment, 1968. - 104 p.
6. Ushinsky K.D. Selected Pedagogical Compostions. Vol 2./ K.D. Ushinsky. -M.: Uchzpedgiz, 1939. - 468 p.
Шаклгирии ангезаи шавкмандП ба машгу.шитхои амалии забони русй дар донишчуёни донишговдои гайризабонП.
Вожа^ои калиди: ангеза, шавцмандй, ташаккули ангезаи шавцмандй, фаъолияти фаъоли фикрй, шароити рушд, бунёди грамматики, машщои амалй, рушди шавцмандй
Мацола ба баррасии мушкилоти ташаккули ангезаи шавцмандии донишцуён ба машгулиятуои амалии забони русй бахшида шудааст. Ба назари муаллиф, инкишофи ангезаи шавцмандй ба фанни омухташаванда ин калиди муваффацият дар омузиши забон аст.Таъкид мегардад, ки масири рушди шавцмандй ба василаи анвои гуногуни машгулиятуо, ки тамаркуз ба
кори фикрии донишцуён дорад, уамчунин ба таваццууи онуо ба фанни мавриди омузиш, равона карда мешавад. Дар мацола цайд мешавад, ки ташаккули ангезаи шавцманди бояд бо дарназардошти сатуи дониш, майорат ва малакауое, ки донишцуён пеш аз таусил дар донишгоу ва дарсуои амалии забони руси дар барномаи донишгоуи ба даст овардаанд, бунёд карда шаванд.
Формирование мотивированного интереса на практических занятиях по русскому языку у студентов неязыковых вузов
Ключевые слова: мотив, мотивация, формирование мотивированного интереса, активная мыслительная деятельность, условия развития, грамматические конструкции (ГК), практические занятия, развитие интереса
Статья посвящается проблемам формирования мотивированного интереса у студентов на практических занятиях по русскому языку. По мнению автора, развитие мотивированного интереса к изучаемому предмету - это залог успеха в изучении языка. Отмечается, что путь к развитию интереса ведётся через разнообразные виды заданий, ориентированные на мыслительную работу студентов, на их заинтересованность к изучаемому предмету. В статье указывается, что формирование мотивированного интереса должно строиться с учётом уровня знаний, умений и навыков, приобретённых студентами до обучения в вузе, а также и на практических занятиях по русскому языку по вузовской программе.
Formation of Motivated Interest at Auditorium Lessons of the Russian Language among the Students of Non-Linguistic Universities
Keywords: motive, motivation, formation of motivated interest, active thinking, conditions of development, grammar structures (GS), practical training lessons, development of interest
The article is devoted to the problems offormation of motivated interest among the students of non-linguistic universities at the auditorium lessons of the Russian language. In conformity with the author's opinion the development of motivated interest in the subject under study is a pledge of success in language learning. The path to the development of interest is conducted through a variety of assignments that are focused on thinking work of students, on their interest in the studied subject. The article points out that formation of motivated interest should be built being based on the level of knowledge, abilities and skills acquired by students before coming to the university and on auditorium lessons of the Russian language in accordance with higher school curriculum as well.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Мирзохонова Матлуба Мирзо^ошимовна, номзади илмуои филологи, дотсенти кафедраи умумидонишгоуии забони русии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Чумуурии Тоцикистон,ш. Хуцанд), E-mail:[email protected] Сведения об авторе:
Мирзохонова Матлуба Мирзохашимовна, кандидат филологических наук, доцент общеуниверситетской кафедры русского языка Худжандского государственного университета им.академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail:[email protected] Information about the author:
Mirzokhonova Matluba Mirzohashimovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the all-University Department of Russian Language, Khujand State University named after academician B.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail:[email protected]
УДК 37.013+745 М.ДЖ. АШУРОВ
ББК 74.200.55+85.12 Н.С. УРАЛОВА
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВНА ЗАНЯТИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ ВЫШИВКИ
В числе распространенных в настоящее время в Таджикистане народных промыслов особое место занимает национальная декоративная вышивка. Различают несколько видов вышивки, в числе которых выделяются «кашидадузй» и «гулдузи». Они относятся к наиболее