УДК 37.013. 46 М.И.ТАДЖИБАЕВА
ББК 74.580.2
ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СТИМУЛИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ
КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Каждому педагогу приходится сталкиваться с проблемой отсутствия стойкого интереса к процессу учебы у некоторых студентов. Как организовать учебный процесс так, чтобы он стал для студентов радостью познания мира и способствовал бы их активному желанию учиться? Какие методы и средства использовать современному преподавателю для стимулирования самообразования студентов при изучении русского языка?
Причины снижения мотивации самообразования студентов при изучении русского языка различны и касаются как интеллектуального развития студента, его осмысленного пребывания в вузе, так и стиля руководства вузом, факультетом, группой, а также содержания педагогического общения между преподавателями и студентами.
На формирование мотивации к самообразованию у студентов при изучении русского языка влияют большое количество факторов: профессиональная компетентность преподавателя, педагогическое мастерство, умение не пересказывать учебный материал, а способность увлечь им обучающихся, которое бесспорно являются ключевыми звеньями развития познавательных мотивов самообразования студентов. Но ошибочно находить, что лишь профессиональное владение педагога образовательными технологиями, дидактическим инструментарием организации и проведения занятий и внеаудиторных мероприятий обеспечивает эффективность процесса самообразования. Во многом желание учиться определяется субъективными переживаниями студента, его успехами в вузе и взаимосвязано не только с хорошими оценками, но и с личной значимостью в коллективе, вниманием к себе не только со стороны сокурсников, но и педагога. Коммуникативный компонент педагогической деятельности во многом обуславливает ее эффективность в целом. Характер взаимоотношений педагога со студентами в процессе самообразования при изучении русского языка самым серьезным образом влияет на их успеваемость и личностную успешность.
Важно иметь в виду, что именно в методах самообразования студентов при изучении русского языка должна обязательно проектироваться познавательная деятельность студентов. Непосредственно с помощью методов, через содержание учебного материала образуется обратная связь между деятельностью преподавателя и самообразованием студентов при изучении русского языка. В связи с этим мы рассмотрим понятия «методы» и «средства» в аспекте стимулирования самообразования студентов.
Методы самообразования - это последовательные, взаимосвязанные действия преподавателя и студентов, обеспечивающие усвоение содержания образования, способствующие развитию интеллектуальных качеств у студентов, освоение ими средств самообразования (7,54).
Методы самообразования студентов при изучении русского языка обозначают цель самообразования, способы усвоения и характер взаимодействий субъектов самообразования.
Педагогические средства - это материальные объекты и предметы духовной культуры, которые предназначены для организации и осуществления образовательного процесса, а также выполняющие функции развития студентов и призваны обеспечить предметную поддержку педагогического процесса, а также разнообразную деятельность, в которую включены воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание (6, 152).
Педагогические программные средства - это пакеты прикладных программ для использования в процессе самообразования по различным предметам.
Результативность в освоении любого вида деятельности во многом зависит от мотивации студента к данному виду деятельности. Деятельность протекает наиболее эффективно и дает более качественные результаты, если у студентов будут иметься мощные, сильные и абсолютные мотивы, вызывающие желание активных действий, преодоления неизбежных затруднений, настойчивое продвижение к намеченной цели.
Кредитная технология - это образовательная технология, повышающая уровень самообразования студентов и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках строгой регламентации учебного процесса и
учета объема знаний в виде кредитов (1,46). В условиях кредитной системы обучения учебная деятельность будет идти более успешно, если у студентов сформировано положительное отношение к самообразованию при изучении русского, есть интерес и потребность в познании, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.
Схема 1. Классификация методов стимулирования самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования.
Роль учебной отметки в процессе самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования. В профессиональной деятельности преподавателя можно обнаружить такой широко распространенный способ поощрения и порицания учебной деятельности студентов, как учебная отметка (2,72).
По большому счету в процессе самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования, отметка — это не поощрение или порицание, а мерило знаний, но фактически ни один из педагогов не может уйти от применения отметки как мотивирующего средства, и поэтому нужно стремиться делать это лучшим образом. Любому педагогу нужно научиться тонко чувствовать влияние его отметок на студентов, улавливать те моменты, когда можно немного ее повысить с целью поддержки и поощрения. В большинстве случаев интуиция и доброжелательность педагога - лучшие советчики, но все же следует рассмотреть некоторые типичные ошибки при оценивании студентов в процессе самообразования:
1. Педагог обесценивает свои отметки, если постоянно завышает их, что может происходить либо по причине мягкости характера преподавателя, либо из-за его слабой профессиональной компетенции. Отметка «отлично» такого педагога утрачивает свою мотивирующую функцию.
2. Преподаватель скупится на хорошие отметки, считает, что тем самым повышает требовательность к уровню знаний, а стало быть, он улучшает информированность студентов в процессе самообразования. Можно было бы согласиться с таким видением функции оценивания, но такие преподавателя часто не скупятся и на занижение отметок.
3. Инертность преподавателя при оценивании отдельных студентов в процессе самообразования при изучении русского языка принимает характер ярлыка, клейма на его уровне знаний. Отмечается, что студенту трудно выйти за пределы сложившейся о нем репутации у данного педагога. Например, если студент учится на тройки, преподаватель с неохотой будет ставить ему «четверку» за контрольную работу, хотя тот этого и заслуживает, мотивируя это типичным профессиональным предубеждением: «Видимо, списал», - и считает «четверку» уколом для своего профессионального «Я». Или же студент всеми силами старается вытянуть с
«четверки» на «пятерку», преподаватель, убежденный, что этот студент не может знать на «отлично», ищет возможность «поставить его на место» (5, 89).
Педагогическая оценка в процессе самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы:
Предметная педагогическая оценка в процессе самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования касается того, что делает или что уже сделал студент, но не его личности. В данном случае оценке подлежит содержание, предмет деятельности, процесс и результат, но не сам субъект.
Персональная педагогическая оценка в процессе самообразования студентов в условиях кредитной технологии образования, напротив, относится к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечает индивидуальные качества человека, которые проявляются в его деятельности, старании, умениях, прилежании и т. п. В случае предметной оценки студент получает мотивацию к совершенствованию самообразования и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае персональной - через оценивание того, как он это делает и какие качества при этом проявляет (4, 10).
Моральная педагогическая оценка в процессе самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования включает в себя похвалу или порицание и характеризует действия студента с точки зрения их соответствия установленным нормам морали.
Результативная педагогическая оценка в процессе самообразования студентов относится к конечному результату деятельности, акцентирует внимание в основном на нем, не принимая в расчет или третируя другие атрибуты деятельности. В данном случае оцениванию подвергается то, что получилось в итоге, а не то, как это было достигнуто (3, 34).
Процессуальная педагогическая оценка в процессе самообразования студентов, наоборот, относится к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь уделяется внимание тому, как был достигнут полученный результат, что побудило, направило на достижение соответствующего результата.
Количественная педагогическая оценка в процессе самообразования студентов соотносится с объемом выполненной работы - число решенных задач, выполненные упражнения и т. п.
Качественная педагогическая оценка в процессе самообразования студентов касается качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей ее совершенства.
Наравне с видами педагогических оценок выделяются и способы стимулирования учебно-воспитательных успехов студентов. Важнейшие из них - это внимание, одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека.
Доброжелательное внимание к человеку - одна из действенных форм его поощрения. Преподаватель, обращая особое, доброжелательное внимание на студента, проявляя к нему искренний, неподдельный интерес, тем самым как бы поощряет его, привлекает к нему внимание окружающих людей. Студенты со своей стороны ценят внимание взрослых к себе, особенно преподавателей, добиваясь его и используя для этого разные приемы. Временами с этой целью студенты специально делают что-то необычное, совершают некоторые поступки и даже проступки только ради того, чтобы привлечь к себе внимание. Внимание - простейший и доступный способ педагогического стимулирования студентов, который часто сочетается с другими. Часто вниманию сопутствует одобрение, усиливая его стимулирующую роль.
Одобрение выступает позитивной оценкой того, что сделал или собирается сделать студент. Говоря об одобрении, имеют в виду вербальную или же невербальную позитивную оценку действий и поступков человека. К вербальной оценке относятся словесные высказывания, которые содержат соответствующие оценочные суждения, а к невербальной - жестикуляцию, мимику и пантомимику, выполняющие сходную оценочную роль. Нередко вербальные и невербальные приемы одобрения дополняют друг друга.
Признание в процессе самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования представляет собой подчеркивание тех или иных достоинств у оцениваемого субъекта и их высокую оценку. В отличие от внимания, которое не связано с
- предметная,
- персональная,
- материальная,
- моральная,
- результативная,
- процессуальная,
- количественная,
- качественная.
осознанием того, чем именно оно вызвано, или одобрения, в котором в общем-то также не отмечается предмет оценки, признание определяет его и дает понять оцениваемому субъекту, за что конкретно его ценят. Признание также выступает как акцентированная оценка тех качеств, по которым оцениваемый субъект отличается от других, в том числе и тех, кто его охарактеризовывает.
Влияние отношения преподавателя к студенту в процессе самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования.
При положительном отношении педагога студенты более успешны в учебе по сравнению со студентами, к которым преподаватель относится менее положительно. Своеобразное психологическое «поглаживание» студентов, которое проявляется в улыбке, одобрительном кивке, заинтересованности преподавателя, приободряют студента, заставляют поверить его в свои силы и способствуют выходу на более высокий уровень самообразования, следовательно, и академической успеваемости.
Влияние и помощь однокурсников в процессе самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования.
Безусловно, почти для каждого студента, подростка в группе есть несколько значимых сокурсников. Собственно, они-то, как показали исследования, личностно запечатлеваются в сознании студентов. И в данном случае, если эти лица являются значимыми для большинства в группе, педагог может приобрести существенное, не прямое, а опосредствованное воспитательное воздействие на обучающихся. Например, если студент регулярно не выполняет самостоятельные задания, педагог может обратиться с просьбой к его товарищу (чьим мнением он дорожит) повлиять на него и помочь в подготовке к занятиям. Таким товарищем может быть и не только сокурсник. В советский период институт шефства над студентами отлично решал такие учебные проблемы.
Метод группового давления в процессе самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования.
Групповое давление со стороны однокурсников вынуждает студента поступать требуемым образом в процессе самообразования, благодаря его нахождению в системе социальных связей и отношений внутри учебного коллектива.
Педагог должен четко понимать структуру отношений внутри группы и какое место в ней отводится проблемному студенту, знание групповой морали и ценностей данного учебного коллектива позволяет влиять на него не напрямую, а через группу.
Метод группового давления в процессе самообразования студентов реализуется только на высоком уровне развития учебного коллектива, когда групповое порицание или одобрение имеют значение. Это не означает, что преподаватель всецело перестанет прямо воздействовать на обучающихся; он просто все больше старается опираться на коллектив, который уже сам фактически является носителем воспитательного начала. В учебном процессе метод группового давления в процессе самообразования студентов при изучении русского языка фактически сложно применить, т. к. он имеет исключительно воспитательную нацеленность. Однако критическая или восторженная оценка сокурсников может способствовать тому, чтобы бездельник стал пытливым и «жадным» до знаний студентом.
Следует отметить, что демократический стиль руководства преподавателя является единственно возможным вариантом при организации реального сотрудничества педагога и студентов в процессе самообразования при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования. Демократический стиль педагогического руководства формирует в студентах творческое, инициативное отношение к делу, предоставляет возможность максимально проявить себя как личность каждому члену группы.
Средства стимулирования самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования.
Успехи в процессе самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования при усвоении знаний, формировании умений и навыков, приобретении определенных личностных качеств напрямую зависят от стимулирования. Наличие природных задатков к учебе у студента не является гарантией успеха, так как без должной мотивации, лишь по собственной инициативе он не будет включаться в учебную деятельность, в общение и, стало быть, будет мало принимать участие в тех видах человеческой социальной активности, которые ведут за собой его психологическое развитие. При недостатке мотивации существующие задатки не превратятся в способности, а интеллектуальное и личностное развитие будет идти гораздо медленнее, чем могло бы при более благоприятных условиях. Такие условия призваны обеспечить наибольшее по силе самостоятельную тягу обучающегося к развитию, в
конечном счете, становящиеся личностной потребностью обучающихся в новых знаниях, умениях и навыках, в непрерывном личном росте и самосовершенствовании. Для обучения и воспитания студентов имеются значительные резервы, но на практике они применяются не полностью из-за недостаточного уровня мотивации.
Выделяют следующие причины такого состояния дел:
1. Неизвестность всех мотивов, с помощью которых обучающиеся разного возраста, со своими индивидуальными особенностями включаются в учение, общение и оказываются заинтересованными в приобретении новых личностных качеств, знаний, умений и навыков;
2. Став преподавателями, мы фактически впервые начинаем обращаться к мотивам самообразования студентов, и это происходит уже тогда, когда мы вышли из студенческого возраста и не знаем о подлинных мотивах поведения студентов. Нет никаких гарантий того, что наши предположения педагогически верные и отвечают действительности. Совершенно может быть, что мы ошибочно приписываем студентам то, чего у них на самом деле нет, и не предполагаем о том, что для них в действительности имеет значение, что по-настоящему их мотивирует в учебе и воспитании;
3. Большие индивидуальные различия среди самих студентов, в силу которых то, что существенно для одного студента, не представляет интереса для другого;
4. Сама мотивация, как совокупность актуальных мотивов, может изменяться в зависимости от ситуации и вполне может подходить для стимулирования учебных и воспитательных интересов в одной ситуации и быть неприменимой в другой.
Одна из главных задач при обучении и воспитании обучающихся- это учет всех четырех названных возможных причин изменения мотивации, практическое воздействие на нее и сведение к минимуму снижающих факторов.
Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в процессе самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования, мы ни рассматривали, все они, в итоге, ведут к системе поощрений и порицаний. Поощрения стимулируют развитие положительных качеств, а порицания предотвращают появление отрицательных. Если на практике применять только поощрения и игнорировать порицания, то у студентов наравне с положительными свойствами личности смогут возникнуть и развиться отрицательные. И, напротив, если учебно-воспитательный процесс строить в основном с применением порицаний, то это может предотвращать появление у студентов некоторых отрицательных свойств, но вместе с тем и вызывать недостаточное развитие важных положительных качеств. Умелое соединение поощрений и наказаний способствует оптимальной мотивации, открывающей возможность для развития положительных качеств и препятствующей возникновению отрицательных.
В процессе самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования поддержка преподавателя как способ стимулирования проявляется в одобрении конкретных действий студента, стимулирующих его на повторение или успешное завершение этих действий. Поддержка может быть оказана в форме сочувствия, морально подкрепляющего студента, или содействия, т.е. выполнения педагогом таких реальных действий, которые бы активизировали деятельность студента. Нередко поддержка как средство стимулирования используется тогда, когда обучающемуся требуется помощь со стороны.
Анализируя современные тенденции в использовании активных методов в обучении, мы отмечаем, что приоритет должен отдаваться методам и средствам, которые направленны на стимулирование самообразования студентов при изучении русского языка.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Елибаева, Р.Д. К проблеме самостоятельной работы студентов на занятиях русского языка в условиях кредитной технологии обучения/ Р.Д.Елибаева, Г. Ш. Джумагулова // Вестник Тамбовского университета. Серия «Филологические науки и культурология». № 1 (1) 2015.
2. Колесникова, И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы/И.А.Колесникова// Педагогика, 1992.- № 5-6.- С. 71 - 78.
3. Пломп, Тьерд. Концептуализация сравнительных педагогических исследований/ Т.Пломперд. // Перспективы: Вопросы образования / ЮНЕСКО, 1993.- № 3,-С. 29-41.
4. Слободчиков, В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога/В.И.Слободчиков// Вопросы психологии, 1996.-№ 4.- С. 72 - 80.
5. Степанова, Е.О. Система оценивания результатов деятельности школ с применением самооценки/ Е.О. Степанова // Директор сельской школы. - 2008. - №1. - С.88-93.
6. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие/И.Ф.Харламов. - М.: Высш. шк., 1994. - 504 с.
7. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Г.И.Щукина.- М.: Педагогика, 1971. - 351с.
REFERENCES:
1. Yelibaeva R.D., Jumagulova G. Sh. To the Problem Beset with Self-Sufficient Work of Students at Russian Language Lessons under the Conditions of Credit Technology of Tuition. Bulletin of Tambov University. Series Philological Sciences and Cultural Studies. -№1 (1) / 2015.
2. Kolesnikova,I.A. How to Advance preparation of Teachers to the Needs of School/I.A.Kolesnikova// Pedagogy, 1992.-№5-6.- Р. 71 - 78.
3. Plomp,Tierd. Conceptualization of Comparative Pedagogical Researches /T.Plomp//Perspectives: Issues of Education / UNESCO, 1993.- №. 3. - Р. 29-41.
4. Slobodchikov, V.I. Psychological Conditions for Introduction of Students into the Profession of a Pedagogue //Issues of Psychology, 1996. -№ 4.- Р. 72 - 80.
5. Stepanova, Ye.O. The System of Assessment of the Results of Schools Activities Resorting to Self-Assessment / Ye.O. Stepanova // Headmistress of Rural School. - 2008. - №1. - Р. 88-93.
6. Kharlamov, I.F. Pedagogy: manual/I.F.Kharlamov.-M.: Higher School, Р. 1994. - 504. 7.Shchukina, G.I. Pedagogical Problems Dealing with a Formation of Cognitive Interests of Pupils/
G.I.Shchukina.-Moscow: Pedagogy, Р. 1971. - 351.
Хусусияти асосии усул ва восита;ои ;авасмандгардонии худидоракунии хонандагон дар омузиши забони руси дар низоми та;силоти кредиты
Вожа;ои калиди: худомузи, низоми кредиты, усулуо, пешрави, бауодиуи, инкишоф ёфтан, шинохтан
Мацола ауамияти созмондщии фароянди омузиширо аз тарщи интихоби муассири равишуо ва абзори таурики худомузи ва раванди ташаккули ангеза барои худомузии донишцуён дар омузиши забони руси мавриди баус царор медиуад. Сабабуои коуиши уавасмандгардонии худомузии донишцуён дар омузиши забони руси нишон дода шудааст, ки гуногун буда, уам ба инкишофи зеунии донишцу, уам ба ширкати огоуонаи у дар донишгоу ва уам тарзи идоракунии донишгоу, факултет, гуруу ва уамчунин ба муутавои муоширати педагоги байни муаллимон ва донишцуён вобаста мебошанд.
Таъкид меравад, ки равандуои муосири истифодаи равишуои фаъол ба унвони равишуо ва воситауои авлавиятдоштаест, ки уадафи онуо таурики худкифоии донишцуён дар омузиши забони руси аст. Дар асоси таулили тамоми фаъолиятуои таълими хулоса мешавад, ки донишцуён ба худомузи дар омузиши забони руси дар шароити таусилоти кредити уамон вацт муваффац хоуанд шуд, ки агар онуо шавц ва ниёз уамчунин эусоси масъулият ва таауууд дошта бошанд,
Основная характеристика методов и средств стимулирования самообразования студентов при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования
Ключевые слова: самообразование, кредитная система, методы, стимулирование, оценка, развитие, познание
В статье рассматривается вопрос о важности организации учебного процесса путём эффективного выбора методов и средств стимулирования самообразования; процесс формирования мотивации к самообразованию у студентов при изучении русского языка.
Указываются причины снижения мотивации самообразования студентов при изучении русского языка, которые различны и касаются как интеллектуального развития студента, его осмысленного пребывания в вузе, так и стиля руководства вузом, факультетом, группой, а также содержания педагогического общения между преподавателями и студентами. Подчёркивается, что современные тенденции в использовании активных методов выдвигают в качестве приоритетных методы и средства, которые направленны на стимулирование самообразования студентов при изучении русского языка. На основе анализа всей учебной деятельности делается вывод о том, что она будет идти более успешно, если у студентов сформировано положительное отношение к самообразованию при изучении русского языка в условиях кредитной технологии образования, есть интерес и потребность в познании, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.
Basic Characteristics in Regard to the Methods and Means of Students' Self-Education Stimulation in the Course of of the Russian Language Study under the Conditions
of Credit Technology Education
Keywords: self-education, credit system, methods, stimulation, assessment, development, cognition
The article dwells on the issue associated with the importance of correct organization of educational process by effective choice of methods and means of stimulation to self-education, formation of motivation to studentsл self-education in the course of Russian language studies.
The reasons of reduction of studentsл motivation to self-education in the course of Russian language studies are different and concern both intellectual development of students, thier comprehensive sojourn in universities and a style of management with high school, faculty group and the context of pedagogical communication between teachers and students as well. Modern tendencies in resorting to effective methods presuppose that priority must be given to the methods and means which are targeted at self-education's stimulation of students in the course of the study of the Russian language.
Educational activity will move more successfully if students' positive attitude to self- education is formed in the course of the study of the Russian language under the conditions of credit technology tuition and if students are guided with interest in cognition and senses of responsibility and obligation are imbued with them
Маълумот дар бораи муаллиф:
Тоцибоева Манзура Икромовна, сармуаллимаи кафедраи забони давлати ва забощои хориции Донишкадаи ку^ию металлургии Тоцикистон (Цумуурии Тоцикистон, ш. Бустон), E-mail: sharipovamanzura@mail.ru
Сведения об авторе:
Таджибаева Манзура Икромовна, старший преподаватель кафедры языков Горнометаллургического института Таджикистана (Республика Таджикистан, г.Бустон), E-mail: sharipovamanzura@mail.ru
Information about the author:
ТорЬоеуа Manzura Ikromovna, senior lecturer of the department of languages under Mining Metallurgical Institute of Tajikistan (Tajikistan Republic, Buston), E-mail: sharipovamanzura@mail.ru