Научная статья на тему 'РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИП ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО УСЛОЖНЕНИЯ / SELF-SUFFICIENT WORK / PROFESSIONAL COMPETENCE / ACTIVITY OF APPROACH / TYPES OF ACTIVITY / PRINCIPLE OF SEQUENTIAL COMPLICATION / КОРИ МУСТАқИЛОНА / САЛОҳИЯТИ КАСБӣ / РАВИШИ ФАЪОЛИЯТ / НАМУДҳОИ ФАЪОЛИЯТ / ПРИНСИПИ МУРАККАБИИ ПАЙДАРПАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камолова Муаззама Файзуллаевна

В статье рассматривается вопрос о формировании профессиональной компетенции в процессе выполнения студентами самостоятельной работы, которая является неотъемлемой частью всей их учебно-воспитательной работы.Дается определение понятия «самостоятельная работа», перечисляются ее формы, а также подчеркивается ее роль в формировании профессиональнокоммуникативных навыков. Отмечается, что, продолжая и подкрепляя аудиторные занятия, самостоятельная работа в то же время отражает присущую только ей специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед нею задач. Подытоживается, что выполнение самостоятельной работы студентами, в первую очередь, положительно влияет на профессиональную компетентность студента, впоследствии и на формирование таких параметров, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SELF-SUFFICIENT WORK IN REGARD TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

The article dwells on the issue concerned with the formation of professional competence in the process of self-sufficient work performance by students which is considered to be as an integral part of the entire educational work of students. The author of the article gives a definition of the notion of self-sufficient work and lists its forms; she lays an emphasis upon the idea beset with its role in the formation of professional and communication skills as well. It is underscored that while continuing and reinforcing classroom studies the self-sufficient work at the same time reflects its inherent specificity in the content, organizational forms, methods and techniques for the implementation of the faced tasks. To sum it up, the author of the article comes to the conclusion that the self-sufficient work performance by students, first of all, is of a positive effect on the student’s professional competence, and then on the formation of such parameters as mobility, ability to predict the situation and actively influence it and independence of assessments, etc.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

13.00.00.илм^0и ПЕДАГОГИ 1З.ОО.ОО.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I3.OO.OO.PEDAGOGICAL SCIENCES

13Ж01.ПЕДАШГИКАИ УМУМИ,ТАЪРИХИ ПЕДАГОГИКА ВА МАОРИФ 13.00.01.ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 13.00.01.GENERAL PEDAGOGICS, THE HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

УДК 371.01 ББК 74.262

МАВЩИ КОРИ МУСТАЦИЛОНА ДАР ШАКЛГИРИИ САЛОЩЯТИ КАСБИИ ДОНИШЦУЁН

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

THE ROLE OF SELF-SUFFICIENT WORK IN REGARD TO THE FORMA TION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Камолова Муаззама Файзуллоевна, дотсенти кафедраи методикаи таълими забон ва адабиёти руси МДТ "ДДХба номи акад.Б.Гафуров" (Тоцикистон, Хуцанд)

Камолова Муаззама Файзуллаевна, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы ГОУ "ХГУимени акад. Б.Гафурова" (Таджикистан,Худжанд )

Kamolova Muazzama Faizullaevna, Associate Professor of the department of the Russian language and its methods of teaching under the SEI "KhSU named after acad.B.Gafurov (Tajikistan, Khujand), E-mail:kamolova@mail.tj

Вожщои калиди: кори мустацилона, салоуияти касби, равиши фаъолият, намудуои фаъолият, принсипи мураккабии пайдарпай

Дар мацола масъалаи шаклгирии салоуияти касби дар раванди ицрои кощои мустацилонаи донишцуён, ки цисми таркибии тамоми кощои таълими ва тарбиявии донишцу маусуб меёбад, барраси карда мешавад. Таърифи мафцуми кори мустацилона ва шаклцои он номбар карда шуда, нацши он дар ташаккули малакщои касби ва коммуникатсиони таъкид мегардад. Цайд карда мешавад, ки бо идома ва тацвияти омузиши аудитора, кори мустацилона щмзамон баёнгари вижагщои хоси онро дар муутаво, шакщои созмондщй, усущо ва усущои ицрои вазифацои дар назди он истода инъикос мекунад. Натицагири мешавад, ки ицрои корцои мустацилона аз цониби донишцуён, пеш аз щма, ба салоуияти касбии донишцу таъсири мусбат мерасонад, сипас ба ташаккули чунин хусусиятуои фарди, ба монанди пуёи, цобилияти пешгуии вазъ ва фаъолона таъсир расонидан ба он, мустацилияти арзёбщо ва г. мусоидат менамояд.

Ключевые слова: самостоятельная работа,профессиональная компетенция, деятельностный подход, виды деятельности, принцип последовательного усложнения

В статье рассматривается вопрос о формировании профессиональной компетенции в процессе выполнения студентами самостоятельной работы, которая является неотъемлемой частью всей их учебно-воспитательной работы.Дается определение понятия «самостоятельная работа», перечисляются ее формы, а также подчеркивается ее роль в формировании профессионально-коммуникативных навыков. Отмечается, что, продолжая и подкрепляя аудиторные занятия, самостоятельная работа в то же время отражает присущую только ей специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед нею задач. Подытоживается, что выполнение самостоятельной работы студентами, в первую очередь, положительно влияет на профессиональную компетентность студента, впоследствии и на формирование таких параметров, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д.

Key words: self-sufficient work, professional competence, activity of approach, types of activity, principle of sequential complication

The article dwells on the issue concerned with the formation of professional competence in the process of self-sufficient work performance by students which is considered to be as an integral part of the entire educational work of students. The author of the article gives a definition of the notion of self-sufficient work and lists its forms; she lays an emphasis upon the idea beset with its role in the formation of

professional and communication skills as well. It is underscored that while continuing and reinforcing classroom studies the self-sufficient work at the same time reflects its inherent specificity in the content, organizational forms, methods and techniques for the implementation of the faced tasks. To sum it up, the author of the article comes to the conclusion that the self-sufficient work performance by students, first of all, is of a positive effect on the student's professional competence, and then on the formation of such parameters as mobility, ability to predict the situation and actively influence it and independence of assessments, etc.

Современные тенденции социального развития требуют от высшей школы преобразования в системе подготовки специалиста. А это в свою очередь предусматривает введение изменений в концепцию характера самого образования. Новая образовательная парадигма рассматривает в качестве приоритета интересы личности, ибо "основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек — человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека"(5, 156).

Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, эрудиция, творческая деятельность, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования, высокая культура личности.

Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость не только дать студенту прочные фундаментальные знания, но и формировать умения получать и обрабатывать информацию, развивать у обучающихся умения ставить и решать задачи в профессиональной деятельности.

Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.На основе методологии самостоятельной работы студентов лежит деятельностный и профессиональный подходы, целью которых является формирование умений решать поставленные задачи, требующие от студентов знания конкретной дисциплины.

В педагогической литературе существуют разные варианты определения самостоятельной работы. Мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа студентов (далее СРС) - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (1, 154).

Технология организации СРС должна быть поэтапной и обоснованной.

Проведение самостоятельной работы на должном уровне подразумевает профессиональную компетентность преподавателей вуза, а также наличие развитой учебно-методической и нормативно-правовой базы.

Под профессиональной компетентностью преподавателей мы понимаем

умение определять наиболее важные темы предмета, при этом выбранные темы должны быть интересными и посильными для выполнения студентами самостоятельно.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьёзной мотивации. Самой сильной мотивацией для студентов является подготовка к профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студента в рамках действующих учебных планов предполагает самостоятельную деятельность по каждой дисциплине, включенной в учебный план. Объем самостоятельной работы (в часах) определен учебным планом.

В ходе самостоятельной работы студент может:

• освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.);

• закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (решение задач, выполнение контрольных применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры).

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы студентов. Продолжая и подкрепляя аудиторные занятия, она в то же время отражает присущую только ей специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед нею задач (3,64).

Основными задачами самостоятельной работы являются:

- осуществление идейного, нравственного, эстетического воспитания студентов путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице русского языка и литературы;

- практическое овладение нерусскими студентами русским языком как средством межнационального общения, создание русской речевой среды и речевых ситуаций, содействующих формированию речевых умений и навыков;

- развитие у студентов творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

- активизация общественно полезной деятельности студентов

На разных этапах обучения эти задачи решаются по-своему, в соответствии с психологическими особенностями студентов, а также степенью их владения русским языком. В процессе реализации этих задач устанавливается внутреннее единство и преемственность в проведении самостоятельной работы, согласованность всех форм и видов внеаудиторной деятельности, их взаимообусловленность.

Иными словами, самостоятельная работа должна проводиться в вузе, ни как сумма разрозненных мероприятий, а как слаженная система, нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и действующих во взаимной связи частей.

Система предполагает четкое разграничение в процессе планирования, подготовки и проведения самостоятельных работ функций преподавателя-филолога, а также участие студентов в работе общеуниверситетских организаций.

Преподаватель координирует и направляет самостоятельную работу студентов-филологов, отбирает и рекомендует языковой и тематический материал для занятий (в соответствии с занятиями определенных дисциплин, формирующими языковую базу).

Преподаватель обычно является руководителем самостоятельных работ и организатором самостоятельных мероприятий.

Значительное место в процессе приобщения студентов к научной литературе занимают внеаудиторные чтения, являющиеся связующим звеном между обычными занятиями, на которых осваивается программный материал, и внеаудиторным самостоятельным чтением. В часы, отведенные для руководства самостоятельным заданиям, стимулируется ответственное обращение студентов к художественной, общественно-политической, научно-популярной литературе на русском языке: учит читать вдумчиво, свободно ориентироваться в книге по обложке, оглавлению, иллюстрациям; прививает умение использовать при чтении справочный материал: комментарии к тексту, словари, библиографические справки и др.

Самостоятельные работы включают в себя следующие виды деятельности:

1.Рекомендация книг для чтения. К такому заданию готовится выставка рекомендуемых книг или витрина-монтаж из обложек, ярких иллюстраций, кратких аннотаций (о чем рассказывает та или иная книга, кто ее главные герои, чем они привлекательны);

2.Повышение культуры чтения. Выработка навыков вдумчивого изучения через чтение, бережного отношения к литературе. Рекомендация формы записей о прочитанном: ведение читательского дневника, выписывание цитат, образных и метких выражений, непонятных слов, иллюстрирование прочитанного рисунками;

3. Беседы об авторах книг и учебниках, прочитанных студентами самостоятельно. Формирование у них умения передать содержание книги, поделиться впечатлениями о новизне, теоретических обоснованиях, о событиях, героях произведения, дать оценочную характеристику прочитанного (в старших классах — мотивированную, соотнесенную с книгами, известными по предшествующему читательскому опыту); умение порекомендовать книгу товарищам;

4. Чтение (изучение материалов и по книге) наиболее интересных фрагментов из текста с комментированием. Умение мотивировать отбор, определить роль выбранного из произведения фрагмента; совершенствование навыков вдумчивого чтения;

5. Учет прочитанного за определенный период. Самоотчеты студентов, просмотр читательских дневников, подведение итогов соревнования на лучшего начитанного студента (2, 248).

Реализуя принцип последовательного усложнения учебного материала и увеличения степени самостоятельности, необходимо учитывать, что содержание и уровень самостоятельной работы с книгой должны соответствовать формирующимся возможностям студентов. Так, например, студенты первых курсов охотно читают небольшие произведения. Им близки и понятны книги, издаваемые в томах и сериях.

Принцип последовательного усложнения произведений и увеличение степени самостоятельности студентов при их усвоении должен реализовываться также при формировании умения работать с книгой, когда постепенно вырабатывается:

• умение определять примерное содержание книги при ознакомлении с ее внешним видом (рассматривание обложки, иллюстраций);

• умение прокомментировать иллюстрацию в тексте книги;

• умение обратиться к книгам-справочникам за ответом на возникший вопрос;

• составление элементарной записи о книге (фамилия автора, заглавие книги);

• умение составить более сложную, по сравнению со школьными заданиями запись о книге: инициалы, фамилия автора, заглавие книги, фамилия художника-иллюстратора, место и год издания; краткий отзыв о прочитанном (понравилось или не понравилось произведение — пока без мотивировки; перечень наиболее понравившихся героев, эпизодов).

На старших курсах самостоятельная работа закрепляет в себе уже имеющиеся умения, а также вырабатываются новые: самостоятельно подбирать литературу для чтения по определенной тематике. Принцип самостоятельной работы студентов заключается в совершенствовании в едином комплексе знаний, умений, сформированных во время лекционных и практических занятий (умение читать, анализировать прочитанное, сопоставлять научные тексты разных авторов и тематик).При самостоятельной работе необходимо провести подготовительную работу, когда готовятся альбомы иллюстраций к прочитанным книгам, инсценировки эпизодов, выразительный пересказ. Подготовка к таким занятиям длится обычно не менее месяца.Самостоятельные поиски нужного материала, дух соревнования, относительная тайна подготовки программы создают атмосферу увлеченности, творческого подъема. Это содействует воспитанию интересов и вкусов молодого поколения, формированию навыков практического владения научными знаниями (1, 16).

Таким образом, следует отметить, что выполнение самостоятельной работы студентами влияет на формирование таких параметров, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества / В.И.Андреев.-Казань: Изд-во Казан, унта, 1988.-238 с.

3. Бабайцева, В. Ю. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе группового взаимодействия: автореф. дис. канд. пед. наук. - ГорноАлтайский государственный университет, 2006. - 14 с.

4. Умарова, М.К.Педагогические принципы формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка/ М.К.Умарова// Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. - 2013. -№ 2 (35).- С. 192-202.

5. Шаропов, Ш. Формирование профессиональной компетенции будущих учителей как педагогическая проблема/Ш.Шаропов, М.Умарова//Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. -2012.- № 1 (29). -С. 156-161.

REFERENCES:

1. Andreev, V.I. Pedagogy: a Craining course for Creative Self-Development / V.I. Andreev. - Kazan: The Center of Innovative Technologies, 2000. - 608 p.

2. Andreev V.I. Dialectics of Upbringing and Self-Education of a Creative Individuality. Grounds of the Pedagogy of Creativity / V.I. Andreev. - Kazan: Publishing-house of Kazan State University, 1988. - 238 p.

3. Babaytseva, V.Yu. Methodological Recommendations Targeted at the Self-Sufficient Work Organization of Students in the Process of Group Interaction: synopsis of candidate dissertation in pedagogy. - Mountainous-Altai State University, 2006. - 14 p.

4. Umarova, M.K. Pedagogical Principles of the Formation of Professional Competence of Future Teachers of the Russian Language / M.K. Umarova // Scientific Notes of KhSU named after acad. B. Gafurov. Series of Humanities and Social Sciences. - 2013. -No. 2 (35). - P. 192 - 202.

5. Sharopov, Sh. The Formation of Professional Competence of Future Teachers as a Pedagogical Problem / Sh. Sharopov, M. Umarova // Scientific Notes of KhSU named after acad. B. Gafurov. Series of Humanities and Social Sciences. -2012. - No. 1 (29). - P. 156 - 161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.