Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ТВОРЧЕСКИЙ / НАВЫКИ / ЛИЧНОСТЬ / ЗАНЯТИЯ / НАГЛЯДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадырова Мунаввара Вахидовна, Мирзабоев Зикрилло Зиёдуллоевич

Статья посвящена вопросам воспитания и обучения, проведению внеклассной деятельности в сфере изобразительного искусства. В изложенных автором предложениях для студентов обосновываются методы, способы организации и проведения учебно-воспитательной работы в процессе обучения изобразительному искусству. Отмечается, что целью воспитания и обучения в школе является обеспечение единства науки, производства и общества как средства самостоятельности, а целью образования является воспитание всесторонне развитой личности. Упоминается, что предложения важны для образовательного процесса и оказывают помощь студентам-практикантам, будущим учителям изобразительного искусства в организации и проведении внешкольной и внеклассной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадырова Мунаввара Вахидовна, Мирзабоев Зикрилло Зиёдуллоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF METHODOLOGICAL PREPARATION OF STUDENTS FOR EXTRA-CURRICULAR AND OUT-OF-SCHOOL EDUCATIONAL WORK IN FINE ARTS

This article deals with education and training, extracurricular activities in the field of fine arts. The author recommends methods, ways of organizing and conducting educational work in the process of fine arts teaching. It is noted that the purpose of education and training at school is to ensure the unity of science, production and society as a means of independence, and the goal of education is to educate a comprehensively developed personality. It is mentioned that the proposals are important for educational process and provide assistance to probationers, students, future teachers of fine arts in the organization and conducting of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

№1(74)-2023 • НОМАИ ДОНИШГОХ, • УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ • SCIENTIFIC NOTES ТКБ 74.213.8

ХУСУСИЯЩОИ МЕТОДИИ ГУЗАРОНИДАНИ КОР^ОИ БЕРУНАЗСИНФЙ ВА БЕРУНАЗМАКТАБИИ ДОНИШУУЁН АЗ ФАННИ САНЪАТИ ТАСВИРЙ Цодирова Мунаввара Воидовна, н.и.п., дотсент; Мирзабоев Зикрилло Зиёдуллоевич, н.и.п., дотсенти кафедраи нацшакаши, геометрияи тасвири ва методикаи таълими МДТ ДДХ ба номи акад.Б.Гафуров" (Тоцикистон, Хуцанд)

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Кадырова Мунаввара Вахидовна, к.п..н, доцент кафедры черчения, начертательной геометрии и методики преподавания;Мирзабоев Зикрилло Зиёдуллоевич, к.п.н, доцент кафедры1 черчения, начертательной геометрии и методики преподавания ГОУ «ХГУ имени акад.Б. Гафурова (Таджикистан, Худжанд)

FEATURES OF METHODOLOGICAL PREPARATION OF STUDENTS FOR EXTRA-CURRICULAR AND OUT-OF-SCHOOL EDUCATIONAL WORK IN FINE ARTS Kadyrova Munavvara Vakhidovna, candidate of pedagogical sciences, Е-mail: Kodirova M. V@mail.ru: Mirzaboеv Zikrillo Ziyodulloеvich, candidate of pedagogical sciences, assistant of the department of technology and methods of teaching it, State Educational Institution "KSU named after acad. B. Gafurov (Tajikistan, Khujand), Е-mail:zikrillo.mirzoboеv@mail.r

Вожаком калиди: тарбия, санъат, фаъолияти беруназсинфи, донишцуён, эцоди, малака, шахсият, машгулият, аёният

Мацолаи мазкур ба масъалацои мухтасари таълиму тарбия оид ба гузаронидани кормом беруназсинфи аз фанни санъати тасвири бахшида шудааст. Дар пешнщощои муаллиф ба донишууён услуб, роццои ташки ва гузаронидани корцои таълими ва тарбияви дар раванди таълими санъати тасвири маълумот асоснок карда шудаанд. Кайд карда мешавад, ки мацсади таълим ва тарбия дар мактаб ин як воситаи социб шудани хонандагон бо тацрибаи илм ва цаёт буда, ягонагии илм, истецсолот ва уамъиятро таъмин карда мацсади он тарбияи шахси цаматарафа инкишофёфта мебошад. Зикр мешавад, ки пешнщощо ба раванди таълим ацамият дошта, ба тацрибаомузон, донишууён, муаллимони ояндаи санъати тасвири барои ташкил ва гузаронидани корцои беруназсинфи ва беруназмактаби ёрии амали мерасонад.

Ключевые слова: воспитание, художественное образование, изобразительное искусство, особенность, внеклассная деятельность, подготовка, процесс, студенты, педагог, значение, задача, мировоззрение, творческий, навыки, общество, личность, занятия, мероприятия, наглядность. Данная статья посвящена вопросам воспитания и обучения, проведению внеклассной деятельности в сфере изобразительного искусства. В изложенных автором предложениях для студентов обосновываются методы, способы1 организации и проведения учебно-воспитательной работы1 в процессе обучения изобразительному искусству. Отмечается, что целью воспитания и обучения в школе является обеспечение единства науки, производства и общества как средства самостоятельности, а целью образования является воспитание всесторонне развитой личности.

Упоминается, что предложения важны1 для образовательного процесса и оказывают помощь студентам-практикантам, будущим учителям изобразительного искусства в организации и проведении внешкольной и внеклассной деятельности.

Key words: education, arts, extra-curricular activities, students, skills, society, occupations, visibility

This article is devoted to brief issues of education and training, extracurricular activities in the field of fine arts. In the author's proposals, students substantiate the methods, ways of organizing and conducting educational work in the process fine arts education. It is noted that the purpose of education and training at school is to ensure the unity of science, production and society as a means of independence, and the goal of education is to educate a comprehensively developed personality. It is mentioned that the proposals are important for the educational process and provide assistance to

practitioners, students, future teachers fine arts in the organization and conduct of extracurricular and extracurricular activities.

Организация внеклассной и внешкольной деятельности по изобразительному искусству способствует гармоничному развитию учащихся.

Проведение внеклассных и внешкольных мероприятий повышает уровень знаний и умений по изобразительному искусству.

Освоение различных техник изобразительной деятельности способствует творческому процессу, развитию мышления, фантазии, в результате, активизируется деятельность детей, создаются условия для эстетического воспитания ребенка и развития его художественно -творческих способностей.

В современных условиях художественное образование и эстетическое воспитание подрастающего поколения в Таджикистане требует совершенствования методов учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы, а таже подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Анализ методической литературы по организации воспитательной работы показывает, что проблема изучения таджикского изобразительного искусства имеет специфические особенности. Выявление и изучение этих особенностей представляет собой научный и педагогический интерес (3, с.14).

В настоящее время многие методисты и учителя недооценивают возможности внеклассной работы, считая ее второстепенной, вспомогательной при достижении общих образовательных целей.

Внеклассная работа по изобразительному искусству имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение, способствуя углублению знаний и расширению кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса (7, с.20).

При организации и проведении внеклассного мероприятия от преподавателя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов студентов. Массовая работа является доминирующей во внеклассной деятельности студентов, благодаря ее познавательному, практическому и воспитательному значению. Проведение массовых мероприятий в содержательной и интересной форме создает благоприятные условия для развития творческих способностей студентов (5, с.85).

Организация и проведение внеклассных мероприятий позволяет реализовать разнообразные, познавательные, воспитательные и развивающие цели, такие как:

- воспитание у студентов чувства уважения к истории и культуре страны;

- развитие творческих начал студентов и преподавателей;

- воспитание умения работать в коллективе при выполнении групповых заданий.

В процессе подготовки студентов к воспитательной работе можно выделить следующие основные задачи:

- изучение различных видов внеклассной и внешкольной работы;

- изучение методики организации проведения внеклассных и внешкольных мероприятий;

- изучение психолого-педагогических основ эстетического воспитания;

- изучение основ эстетического воспитания;

-составление планов внеклассной работы по изобразительному искусству;

- изучение изобразительного искусства Таджикистана как средства эстетического воспитания школьников;

- изучение искусства родного края (1, с.55).

Подготовка студентов к воспитательной работе осуществляется в учебном процессе и во внеаудиторное время. Одним из важных средств подготовки студентов к внеклассной и внешкольной работе является изучение изобразительного искусства Таджикистана. В общую систему подготовки высококвалифицированных преподавателей изобразительного искусства, необходимо ввести специальный курс «Внеклассная и внешкольная работы по национальному изобразительному искусству» (9, с.13).

Задача курса - дать студентам знания и навыки, необходимые для практической работы педагога. На лекциях студенты получают знания о разных формах внеклассной и внешкольной работы, об ее организации и проведении, знакомятся с материалами по искусству родного края, с основами восприятия произведений изобразительного искусства.

Особое внимание в лекционном курсе должно быть обращено на научно-теоретические основы воспитательной работы. Необходимо полнее раскрывать содержание воспитательного процесса, объяснять, на основе каких принципов и с соблюдением каких условий и правил

строить эстетическое воспитание, чтобы результаты были лучше. Указывая на современные приёмы, методы и организационные формы воспитательной работы по изобразительному искусству в школе, необходимо уделить серьезное внимание возрастным особенностям учащихся и специфике работы педагога в каждой возрастной группе (2, с.28).

При изложении содержания внеклассной, внешкольной работы по изобразительному искусству следует раскрывать принципы, положения эстетики и художественной педагогики.

В основном при проведении внеклассных бесед об изобразительном искусстве большое значение имеет анализ произведений искусства. Педагог должен научить детей понимать художественные достоинства, идейное содержание и национальные особенности шедевров искусства (4, с.22). Значительное место в беседах должно быть отведено изобразительному искусству Таджикистана.

При разборе такого вида внеклассной работы, как экскурсия на выставку, особое внимание должно быть уделено вопросам разнообразия экскурсий. Педагог должен разъяснить особенности экскурсии в музей изобразительного искусства, исторический музей, краеведческий музей, в музей самодеятельных художников и народных мастеров, школьный музей, раскрыть методы планирования и проведения названных экскурсий (6, с.30).

При организации воспитательной работы необходимо особо выделить учебно-воспитательные задачи, подготовить будущего учителя к правильному использованию этого вида работы с детьми

На лекции, посвященной учебно-воспитательным вопросам организации выставки творческих работ школьников, оформлению учебных кабинетов, необходимо уделять внимание студентов на важность развития творческих способностей детей.

Вопросы, связанные с методикой внеклассной и внешкольной воспитательной работы по изобразительному искусству, следует излагать на примерах опыта передовых учителей, используя статьи, пособия (8, с.125).

На практических занятиях студенты должны изучить основы эстетического воспитания, уметь составлять план внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству на учебный год.

Практические занятия по организации и проведению внеклассной и внешкольной работы предусматривают следующие виды работ:

1. Составление планов и конспектов воспитательных мероприятий;

2. Составление методических разработок по внеклассным и внешкольным воспитательным мероприятиям;

3. Изготовление наглядности для проведения воспитательных мероприятий;

4. Демонстрация отдельных фрагментов воспитательной работы.

Познавательная деятельность студентов во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Для этого важно соблюдение важнейших факторов творческого развития - создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Важным условием развития творческих способностей является создание обстановки, окружения участника коллектива, которое стимулировало бы его творческую деятельность.

Второе важное условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса.

Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в выборе деятельности.

Таким образом, развитие творческих способностей студентов в ходе организации и проведении внеклассной работы по изобразительному искусству реализуется в процессе тех знаний и умений, которые формировались в процессе учебно-воспитательных занятий, направленных на развитие креативности личности.

Внеклассная работа по изобразительному искусству расширяет кругозор учащихся, повышает их общий культурный уровень, вырабатывает художественный вкус. Освоение различных техник изобразительной деятельности способствует творческому процессу, развитию мышления, фантазии, активизирует деятельность студентов и повышает стимул к творческому развитию.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Алехин, А.Д.Изобразительное искусство/А.Д. Алехин. -М: Просвицение, 2013-156с.

2.Ананьев,Б.Г.О проблемах современного человекознания/ Б.Г Ананьев- Москва: Наука, 1985-381с.

3.Болотина, Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах/ Л.Р Болотина.-М: Просвещенные, 1978-9с.

4.Венгер, Л.А. Воспитание и обучение/ Л.А. Венгер-М., 1969-368с.

5.Вульфов, В.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы/ В.З. Вульфов. -М: Просвещенные,1983- 18с

6. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах/В.С. Кузин.-М., 1979-266с.

7.Краснов, В.Н. Беседы по искусству в средней школе/Н.В. Краснов.- Искусство, 1970-176с.

8.Линский, В.Н. Эстетическая культура личности/ В.Н. Линский.-1987-128с.

9.Щукина,Г.Н.Роль деятельности в учебном процессе/Г.Н.Щукина.- Просвещенные, 1986.-144с.

REFERENCES:

1. Alekhin A.D., Fine Arts / A.D. Alekhine. -M: Enlightenment, 2013-156s.

2. Ananiev B.G., On the problems of modern human knowledge / B.G. Ananiev - Moscow: Science, 1985-381p.

3. Bolotina L.R. Methods of out-of-class educational work in primary classes. / L.R. Bolotina.-M: Enlightened, 1978-9s.

4. Wenger L.A. Education and training./ L.A. Wenger-M., 1969-368s.

5. Vulfov V.Z. Organizer of extracurricular and extracurricular educational work / V.Z. Vulfov.-M: Enlightened, 1983-18s

6. Kuzin V.S. Methods of teaching fine arts in 1-3 grades./V.S. Kuzin.-M., 1979-266s.

7. Krasnov V.N. Conversations on art in high school / N.V. Krasnov - Art, 1970-176s.

8. Linsky V.N. Aesthetic culture of personality / V.N. Linsky-1987-128s.

9. Shchukina G.N. The role of activity in the educational process. / G.N. Schukina - Enlightened, 1986, -144p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.