Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ И РОССИИ'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ / УЧЕНИЧЕСТВО / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ СПО / УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршина Мария Михайловна

В данной статье автором предпринята попытка сравнить особенности подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования в Финляндии и России и выявить ключевые отличия, а также сильные и слабые стороны профессиональной подготовки в обеих странах, опираясь на историческую ретроспективу развития профессионального образования в обеих странах. Как показывают результаты различных международных исследований, Финляндия является одним из мировых лидеров по вопросам подготовки молодежи к жизни и работе в современном мире, в этой стране широко применяется принцип гуманизации образования, большое внимание уделяется развитию личности учащихся и созданию благоприятного психологического микроклимата в учебных заведениях. В то же время Финляндия и Россия имеют общие исторические корни, являются соседями, и именно поэтому финский образовательный опыт является особенно интересным для изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: THE EXPERIENCE OF FINLAND AND RUSSIA

In this article, the author attempts to compare the features of training specialists in the secondary vocational education system in Finland and Russia and to identify the key differences, as well as the strengths and weaknesses of vocational training in both countries, based on the historical retrospective of the development of vocational education in both countries. As the results of various international studies show, Finland is one of the world leaders in preparing young people for life and work in the modern world, the principle of humanization of education is widely applied in this country, great attention is paid to the development of the personality of students and the creation of a favorable psychological microclimate in educational institutions. At the same time, Finland and Russia have common historical roots, are neighbors, and that is why the Finnish educational experience is especially interesting to study.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ И РОССИИ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2021. №4

М . М . Паршина

Подготовка специалистов в системе среднего профессионального образования: опыт Финляндии и России

(аспирантура факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: mari73712@mail.ru)

В данной статье автором предпринята попытка сравнить особенности подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования в Финляндии и России и выявить ключевые отличия, а также сильные и слабые стороны профессиональной подготовки в обеих странах, опираясь на историческую ретроспективу развития профессионального образования в обеих странах. Как показывают результаты различных международных исследований, Финляндия является одним из мировых лидеров по вопросам подготовки молодежи к жизни и работе в современном мире, в этой стране широко применяется принцип гуманизации образования, большое внимание уделяется развитию личности учащихся и созданию благоприятного психологического микроклимата в учебных заведениях. В то же время Финляндия и Россия имеют общие исторические корни, являются соседями, и именно поэтому финский образовательный опыт является особенно интересным для изучения.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование; обучение на рабочем месте; ученичество; подготовка учителей для СПО; учебный план.

На сегодняшний день особенно актуальным является вопрос подготовки современных специалистов в системе среднего профессионального образования . Постоянно совершенствуется рабочий процесс на производствах, появляется новое оборудование, новые технологии, инновационные проекты, происходит автоматизация и компьютеризация различных отраслей . Все это приводит нас к понимаю того, что современный специалист с дипломом о среднем профессиональном образовании должен обладать, помимо профессиональных компетенций, ещё и такими навыками, как способность к непрерывному самообразованию и повышению квалификации, гибкость мышления, креативность, умение осваивать новые компьютерные программы и приложения, а также быть коммуникативным и стрессоустойчивым, так как именно два последних качества особенно необходимы в современном быстро меняющемся мире [9].

Рассмотрим, как организован процесс обучения в учреждениях среднего профессионального образования в Финляндии и России . По результатам исследования The Worldwide Educating for the Future Index (WEFFI), проведенного в 2019 г . отделом Intelligence Unit (EIU) журнала

The Economist при финансовой поддержке Yidan Prize Foundation, Финляндия занимает лидирующую позицию в рейтинге 50 стран мира по подготовке молодежи к жизни и работе в современном быстро меняющемся мире . Данное исследование проводилось среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет . Результаты были распределены по трем уровням -политическому, учебному и социально-экономическому. Россия в этом рейтинге находится в середине списка стран [10]. Во многом успех Финляндии объясняется реформами системы образования, произошедшими в этой стране в последние годы

История развития среднего профессионального образования в России берет свое начало в эпоху правления Петра I, в Санкт-Петербурге 14 января 1701 г . открылась первая школа математических и навигационных наук Именно эта дата считается днем рождения российского СПО . В правление Александра II в 1868 г . был создан 9-ый особый отдел (постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию), задачей которого стало открытие различного типа профессиональных и технических школ для всех слоев населения В последней четверти XIX в . русский инженер-механик, изобретатель и педагог Д . К. Советкин разработал теорию и методику производственного обучения («русский метод обучения ремёслам»), которая оказала воздействие на развитие профессиональной дидактики стран Западной Европы и Америки Д К Советкин проанализировал трудовой процесс и выделил в нем важнейшие составные элементы - операции и приемы Он предложил обучать не изготовлению целых изделий, а приемам и операциям, из которых складывается процесс труда по их созданию по принципу «от простого к сложному» [2].

В 1888 г . в России впервые законодательно определили единую систему профессионально-технических учебных заведений (средние технические училища, низшие технические училища, ремесленные училища). В этом же году Министром просвещения И . А . Вышеградским были изданы «Основные положения о промышленных училищах»

После революций 1917 г профессиональное образование получило особую роль, так как стране требовалось большое количество квалифицированных рабочих для становления советской экономики и промышленности В 1920 г для работающей молодежи открылись школы фабрично-заводского ученичества (4-летний срок обучения) . 2 октября 1940 г была создана единая централизованная система профтехобразования и принято Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения» для привлечения всех социальных слоев в систему профессионального обучения . Школы фабрично-заводского ученичества были преобразованы в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО)

После Великой Отечественной войны шел количественный и качественный рост трудовых резервов страны, поэтому система профессионального образования претерпела ряд изменений . В 1959 - 1963 гг . школы фабрично-заводского обучения и профессионально-технические учебные заведения были реорганизованы в профессионально-технические училища (ПТУ), срок обучения в которых варьировался от 1 до 3 лет в зависимости от специальности . В конце 60-х гг . в стране была начата реорганизация профтехучилищ в средние профессиональные учебные заведения со сроком обучения от 3 до 4 лет, которые были нацелены на подготовку профессиональных рабочих на базе 8 классов

В 1987 г . Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР самостоятельность профессионально-технической системы была ликвидирована Все училища вошли в состав Министерства общего образования [5].

10 июля 1992 г . был принят Федеральный закон № 3266-1 «Об образовании», согласно которому был начат переход системы среднего профессионального образования в подчинение регионов, окончательно завершившийся к 2012 г В мае 2012 г Россия вошла в состав международного движения WorldSkills International . Организации среднего профессионального образования начали подготовку студентов к участию в мировых и европейских чемпионатах WorldSkills . В 2019 г . мировой чемпионат WorldSkills был проведен в России В настоящее время разработаны ФГОС по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям Таким образом, мы видим, что в России система среднего профессионального образования прошла долгий путь развития, переживала взлеты и падения, и на сегодняшний день находится в начале своей новой страницы

Говоря о финской системе среднего профессионального образования, следует отметить тот факт, что до 1918 г Финляндия входила в состав России История среднего профессионального образования в Финляндии начинается с развития системы ученичества на местах По мере развития промышленности возникает необходимость в более широкой подготовке рабочих Первое профессиональное училище было открыто в Хельсинки в 1899 г . В нем обучали как практическим навыкам работы, так и теоретическим знаниям После Хельсинки последовало открытие таких училищ в Порвоо, Котке и Выборге На данном этапе профессиональная подготовка по-прежнему была ориентирована на относительно небольшое количество молодых студентов После 1918 г в Финляндии на первый план вышли вопросы построения новой республики и формирования национальной идентичности, поэтому вплоть до 1950-х гг особых реформ в сфере финского образования не наблюдалось

Следует отметить, что еще в начале 1950-х гг . в Финляндии придерживались абсолютно иной образовательной модели, отличной от финских реалий сегодняшнего дня Тогда в финском образовании

господствовал постулат «не каждого можно всему научить», если ребенок родился в сельской местности, в семье со скромными финансовыми ресурсами, его образовательные возможности были ограничены . И только в конце 1960-х гг . ситуация изменилась, приоритет получили ценности «равенства и социальной справедливости» . Финское правительство поставило цель создать такую систему, которая обеспечила бы каждому ученику равные возможности получать образование независимо от его способностей, места жительства, языка и обеспеченности родителей . Такая модель получила название «финской мечты» [6].

На рубеже 1950-60-х гг . Финляндия оказалась на пороге серьезных экономических изменений из-за сокращения доли населения, занимавшегося сельским хозяйством, и увеличения миграции . Стала очевидной необходимость увеличения числа профессиональных рабочих для развития промышленности Стояла задача увеличить количество мест для студентов профессионального образования в Финляндии, организовать всеобъемлющую сеть учреждений профессионального образования в стране и повысить ценность и эффективность образования . Эти цели были достигнуты с помощью изменений в законодательстве 1958 г .

Профессионально-технические училища должны были быть открыты в каждой из агломераций с населением более 20 000 человек, а небольшие муниципалитеты должны были предоставить место молодым людям, заинтересованным в образовании, для обучения в соседнем муниципалитете . В период с 1950 по 1970 гг . количество учащихся профессиональных училищ в Финляндии увеличилось в четыре раза: в 1970 г . в учебных заведениях обучалось 44 тыс . студентов [8].

Следующий переходный этап в развитии финской системы среднего профессионального образования произошел на рубеже 1980-х и 1990-х гг . В это время профессиональное образование стало неотъемлемой частью общей системы образования, так как у студентов появилась возможность поступать в высшие учебные заведения сразу после получения среднего профессионального образования . Возросла роль сотрудничества между образовательными организациями, органами образования и промышленными предприятиями . Всё это стало ответом на стремительный рост автоматизации и развитие информационных технологий

Рассмотрим количественные и качественные показатели систем финского и российского образования на сегодняшний день Первое различие между финской и российской системами среднего профессионального образования касается учебных планов и списка преподаваемых дисциплин В Российской Федерации структура и наполнение программ среднего профессионального образования регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Для каждой специальности

существует примерная образовательная программа, которой придерживаются учителя в учреждении среднего профессионального образования при составлении своих рабочих программ дисциплин [7]. Все дисциплины делятся на два цикла: общеобразовательный и профессиональный . Также существует деление по профилю . Выделяют следующие профили: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический . Индивидуальный учебный план состоит из 11 учебных предметов . Общими для всех учебных планов являются следующие предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия» [4].

В Финляндии объем образовательных программ среднего профессионального образования закреплен Законом о профессиональном обучении (531/2017), вступившим в силу 1 января 2018 г . [11]. Система среднего профессионального образования в Финляндии в настоящий момент находится в процессе реформирования [8] Основными положениями реформы являются:

• усиление формирования профессиональных квалификаций;

• акцент на индивидуализации образования (разработка планов развития личной компетенции);

• усиление значения системы обучения на рабочем месте

В Финляндии существуют три типа квалификаций: базовые профессиональные квалификации, профессиональные квалификации, специальные профессиональные квалификации . Учебный план базовой профессиональной квалификации содержит также общие части квалификации, направленные на развитие следующих навыков:

1) коммуникативные и интерактивные навыки;

2) математико-научная компетентность;

3) социальные и трудовые жизненные навыки

Учебная нагрузка распределяется следующим образом (1 кредит = 27 часов обучения):

180 кредитов = 145 кредитов (профессиональные квалификационные детали) + 35 кредитов (общие части квалификации);

145 кредитов = 90 обязательных + 50 дополнительных + 5 (коучинг на рабочем месте)

Общая часть квалификации включает следующие дисциплины:

1. Компетенции в области коммуникации и взаимодействия:

• Общение или взаимодействие на родном языке (финском);

• Общение и взаимодействие на втором родном языке (шведском);

• Общение и взаимодействие на иностранном языке;

• Работа в цифровой среде;

• Искусство и творческое выражение .

2. Математические и естественные науки:

• Математика и применение математики;

• Физико-химические явления и их применение .

3. Компетентность в социальной и трудовой жизни:

• Общество и гражданство;

• Работа на рабочем месте;

• Навыки обучения и планирования карьеры;

• Предпринимательство и предпринимательская деятельность;

• Поддержание работоспособности и благополучия;

• Содействие устойчивому развитию .

4. Факультативы на выбор [11].

Следует отметить, что в финской системе среднего профессионального образования акцент сделан на прикладных аспектах, в том числе и в общеобразовательных дисциплинах В российской системе СПО преподавание общеобразовательных дисциплин носит более академический характер Эта особенность находит отражение и в учебниках, написанных для колледжей и техникумов . В этом состоит второе существенное отличие между финским и российским средним профессиональным образованием

Рассмотрим для примера финский и российский учебники по физике для учащихся СПО Важной особенностью является то, что финны рассматривают физику и химию в рамках одного учебного курса, учебник носит название «Физика и химия технических специальностей» [13]. В России такие дисциплины, как физика и химия, являются отдельными предметами

Особое внимание финны уделяют заботе об окружающей среде и устойчивому развитию В учебнике предлагаются для обсуждения такие темы, как климатические изменения, сортировка отходов, эффективное использование энергии, не возобновляемые ресурсы и т д В российском учебнике по химии для СПО (одном из наиболее часто используемых преподавателями) эти темы не рассматриваются [3].

В отечественном учебнике объем теоретических знаний существенно больше, чем в финском, здесь рассматриваются многие разделы физики, не затронутые финнами, например, оптика, элементы квантовой механики, теория относительности [1]. И это учитывая тот факт, что химия вынесена отдельным предметом и по ней существуют свои учебники . Учебник рассчитан на студентов, которые уже имеют начальное представление о физике, поэтому в тексте уделено минимальное внимание базовым фактам, но более глубоко разъяснены понятия, традиционно вызывающие сложности в понимании . К учебнику прилагаются обучающие видео, однако они построены на демонстрационных моделях и экспериментальных установках, из-за чего может возникнуть разрыв в соотнесении теоретических фактов и практических жизненных

моментов . Данный учебник не ориентирован на какую-либо конкретную специальность, следовательно, по нему могут учиться и будущие повара, и автомеханики, и электрики . Это является системным недостатком, так как в зависимости от профиля выбранной специальности учащимся ближе отдельные разделы физики, а другие, более сложные разделы, возможно, следовало бы изучать на ознакомительном уровне Однако мы видим, что это не так

Следующее принципиальное отличие российской и финском систем среднего профессионального образования касается обучения на рабочем месте (Финляндия) и прохождения производственной практики (Россия) В Финляндии есть две формы обучения на рабочем месте: ученичество и соглашение об обучении В случае ученичества обучение происходит на рабочем месте в контексте практических рабочих заданий, которые при необходимости дополняются приобретением компетенции в других учебных средах . При этом заключается срочный трудовой договор между студентом и работодателем (студент должен достигнуть 15-летнего возраста) Среднее еженедельное рабочее время учащегося в процессе обучения должно составлять не менее 25 часов [11]. Данный договор носит трехсторонний характер, так как студент, работодатель и образовательная организация совместно договариваются об условиях обучения Стажировка должна включать план развития личной компетенции студента в части, касающейся обучения ученичеству План развития личной компетентности должен отражать практические задачи, которые студент может достичь в качестве цели Студент работает полный рабочий день и получает зарплату (глава 8 Закона о профессиональном образовании) [11]. Другой формой обучения на рабочем месте является соглашение об обучении В данном случае трудовой договор со студентом не заключается, зарплату он не получает, а соглашение составляется между образовательной организацией и работодателем . Целью такого соглашения об обучении также является развитие личных профессиональных компетенций учащегося в соответствии с его индивидуальным планом [10]. Причем верхняя и нижняя границы на количество часов для обучения на рабочем месте не определены . Всё зависит от индивидуального учебного плана и уже имеющейся у студента компетенции

В России такая форма прохождения практики, как ученичество, отсутствует Студенты при прохождении производственной практики, как правило, не получают зарплату . По сути, финское соглашение об обучении является аналогом российской производственной практики

Четвертое важное различие между российской и финской системами среднего профессионального образования касается составления индивидуального учебного плана В России индивидуальный учебный план, как правило, составляется только в случае серьезной болезни учащегося или наличия у него инвалидности В Финляндии так называемый план

развития личной компетенции составляют для каждого студента с учетом уже имеющихся у него знаний, умений и навыков, пройденных им ранее (возможно в другом месте) курсов Также в составлении данного плана принимают участие представители работодателя и в случае, если учащийся является несовершеннолетним, опекуны или законные представители [10]. Всё это позволяет снизить градус тревожности для студента и помогает выстроить ему оптимальный образовательный маршрут.

Общим и положительным для финского и российского СПО является проведение демонстрационного экзамена для выпускников по стандартам WoгldSkills, что позволяет оценить знания, умения и навыки выпускников в соответствии с международными требованиями в реальных производственных условиях

Интересно сравнить также финские и российские достижения на международных чемпионатах WoгldSkills, так как это крупнейшее соревнование для представителей рабочих профессий и специальностей на сегодняшний день . Чемпионат WoгldSkills проходит по 45 профессиональным компетенциям, разделенным по шести направлениям Россия является участником движения WoгldSkills с 2012 г . , в то же время Финляндия участвует в данных международных соревнованиях с 1989 г Согласно результатам, в последние годы участники профессиональных чемпионатов из России получают большее количество наград по сравнению с финскими коллегами [12]. Это связано с тем, что в нашей стране хорошо развита система подготовки к соревнованиям такого уровня, регулярно проводятся всероссийские и региональные состязания В то же время, как показывает практика, высокие результаты зачастую достигаются за счет того, что в образовательном учреждении выбирают из группы одного студента, освобождают его от посещения «непрофильных» занятий и занимаются с ним индивидуальной подготовкой к чемпионату. Такая практика является разрушительной как для самого студента, который не проходит в это время общеобразовательную подготовку, не развивается всесторонне как личность и рискует получить при этом «звездную болезнь» из-за своей избранности, так и для остальных студентов, которые чувствуют себя ущемленными, глупыми, лишенными таланта и способностей . В Финляндии же отсутствует система работы с одаренными учащимися, так как постулируется принцип всеобщего равенства в образовании В то же время если у студента возникают сложности в процессе освоения материала, финские преподаватели бесплатно помогут ему разобраться и подтянуться до уровня одногруппников

Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, следует отметить, что российская система среднего профессионального образования за годы своего существования претерпела больше изменений, чем финская, в силу разнообразных исторических событий в нашей стране При этом в финской системе среднего профессионального образования есть такие

важные составляющие, которых нет в российском СПО, как план развития личной компетенции для каждого студента, обучение на рабочем месте с возможностью получать заработную плату, учебники по общеобразовательным дисциплинам, ориентированные на конкретные специальности . Но в то же время у российской и финской систем есть и аналогичные моменты, как, например, производственная практика в России и соглашение об обучении в Финляндии, а также проведение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills . Следует отметить и тот факт, что в российском СПО больше внимания уделяется подготовке студентов к профессиональным чемпионатам, что подтверждается результатами российской сборной на мировых чемпионатах WorldSkills . В то же время финский опыт составления планов развития личной компетенции, обучения на рабочем месте и составления учебников по общеобразовательным дисциплинам под конкретные специальности может быть интересен и для российской системы среднего профессионального образования .

Литература

1. Кравченко Н.Ю. Физика: учебник и практикум для среднего профессионального образования . М . : Издательство Юрайт, 2019. 300 с . (Профессиональное образование)

2. Магсумов Т.А. Эволюция «Русской системы» производственного обучения: отечественный и зарубежный опыт последней трети XIX в // Актуальные вопросы современной науки. 2009. №8. URL: https:// cyberleninka. ru/article/n/evolyutsiya-russkoy-sistemy-proizvodstvennogo-obucheniya-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt-posledney-treti-xix-v (дата обращения: 26.12.2021)

3. Мартынова Т.В. Химия: учебник и практикум для среднего профессионального образования . М . : Издательство Юрайт, 2017. 393 с .

4. Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования URL: https://docs .edu.gov.ru/document/e2f7e224620a8aec7814ff53e6233 79b/ (дата обращения: 26 12 2021)

5 История становления и развития профессионального образования в России URL: https://proftech80 ru/history (дата обращения: 26 12 2021)

6. Сальберг П. Финские уроки . История успеха реформ школьного образования в Финляндии. М. : Классика XXI, 2015 . 318 с .

7. ФГОС среднего профессионального образования URL: https://fgos . ru/ (дата обращения: 26 12 2021)

8. Laukia Jari Ammatillinen koulutus taitekohdassa . Katu-Uskottava Ammatillinen Koulutus - Uusia ratkaisuja oppimiseen . Helsinki, Unigrafia, 2015 . P.179 .

9 . Lonka Kirsti Phenomenal Learning From Finland. Helsinki, Edita Publishing Oy . 2019 . P . 224.

10. Laki ammatillisesta koulutuksesta . URL: https://www. finlex . fi/fi/laki/ alkup/2017/20170531 (дата обращения: 26.12.2021)

11. Valtioneuvoston asetus ammatillisesta koulutuksesta . URL: https://www. finlex fi/fi/laki/alkup/2017/20170673 (дата обращения: 26.12.2021)

12. Finnish National Board of Education . "National core curriculum for basic education 2014 . " 2016 .

13. Terhi Kokkonen, Tapio Patrikainen, Jari Siltanen Teknisten ammattien fysiikka ja kemia . Helsinki, Sanoma Pro Oy. 2021. P .276.

14. The Worldwide Educating For The Future Index 2018 Building Tomorrow's Global Citizens . URL: https://educatingforthefuture . economist . com/ (дата обращения: 26 12 2021)

15 . WorldSkills URL: https://worldskills . ru/nashi-proektyi/chempionatyi/itogi-chempionatov html (дата обращения: 26 12 2021)

сведеиня об авторе

Паршина Мария Михайловна - аспирант кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: mari73712@mail.ru

Training of specialists in the system of secondary vocational education: the experience of Finland and Russia

m. m. Parshina

In this article, the author attempts to compare the features of training specialists in the secondary vocational education system in Finland and Russia and to identify the key differences, as well as the strengths and weaknesses of vocational training in both countries, based on the historical retrospective of the development of vocational education in both countries. As the results of various international studies show, Finland is one of the world leaders in preparing young people for life and work in the modern world, the principle of humanization of education is widely applied in this country, great attention is paid to the development of the personality of students and the creation of a favorable psychological microclimate in educational institutions. At the same time, Finland and Russia have common historical roots, are neighbors, and that is why the Finnish educational experience is especially interesting to study.

Keywords: secondary vocational education; on-the-job training; apprenticeship; teacher training for secondary vocational education; curriculum.

References

1. Kravchenko N. Yu. Fizika: uchebnik i praktikum dlya srednego professional'nogo obrazovaniya Moscow: Izdatel'stvo Yurait, 2019. 300 p .

2. Magsumov T.A. Evolyutsiya «Russkoi sistemy» proizvodstvennogo obucheniya: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt poslednei treti XIX v. Aktual'nye voprosy sovremennoi nauki. 2009. №8. URL: https:// cyberleninka. ru/article/n/evolyutsiya-russkoy-sistemy-proizvodstvennogo-obucheniya-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt-posledney-treti-xix-v (Accessed 26.12.2021)

3. Martynova T. V. Khimiya: uchebnik i praktikum dlya srednego professional'nogo obrazovaniya . Moscow: Izdatel'stvo Yurait, 2017. 393 p .

4. Metodicheskie rekomendatsii po realizatsii srednego obshchego obrazovaniya v predelakh osvoeniya obrazovatel'noi programmy srednego professional'nogo obrazovaniya na baze osnovnogo obshchego obrazovaniya URL: https:// docs, edu.gov. ru/document/e2f7e224620a8aec7814ff53e623379b/ (Accessed 26 12 2021)

5 Istoriya stanovleniya i razvitiya professional'nogo obrazovaniya v Rossii URL: https://proftech80.ru/history (Accessed 26.12.2021)

6 Sal'berg P Finskie uroki Istoriya uspekha reform shkol'nogo obrazovaniya v Finlyandii / P. Sal'berg. Moscow: Klassika XXI, 2015 . 318 p.

7. FGOS srednego professional'nogo obrazovaniya . URL: https://fgos . ru/ (Accessed 26 12 2021)

8. Laukia Jari Ammatillinen koulutus taitekohdassa . Katu-Uskottava Ammatillinen Koulutus - Uusia ratkaisuja oppimiseen . Helsinki, Unigrafia, 2015 P 179

9 . Lonka Kirsti Phenomenal Learning From Finland. Helsinki, Edita Publishing

Oy 2019 P 224

10 . Laki ammatillisesta koulutuksesta . URL: https://www . finlex . fi/fi/laki/

alkup/2017/20170531 (Accessed 26 12 2021)

11 . Valtioneuvoston asetus ammatillisesta koulutuksesta . URL: https://www.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

finlex fi/fi/laki/alkup/2017/20170673 (Accessed 26 12 2021)

12 . Finnish National Board of Education . "National core curriculum for basic

education 2014 . " 2016.

13. Terhi Kokkonen, Tapio Patrikainen, Jari Siltanen Teknisten ammattien fysiikka ja kemia Helsinki, Sanoma Pro Oy 2021 P 276

14 The Worldwide Educating For The Future Index 2018 Building Tomorrow's Global Citizens . URL: https://educatingforthefuture. economist . com/ (Accessed 26 12 2021)

15 WorldSkills URL: https://worldskills ru/nashi-proektyi/chempionatyi/ itogi-chempionatov html (Accessed 26 12 2021)

About the Author

Parshina Maria Mikhailovna - postgraduate of the Department of History and Philosophy of Education, Faculty of Educational Studies, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: mari73712@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.