Научная статья на тему 'Подготовка сотрудников спецподразделений ОВД к деятельности в условиях экстремальных ситуаций (психолого-педагогический аспект)'

Подготовка сотрудников спецподразделений ОВД к деятельности в условиях экстремальных ситуаций (психолого-педагогический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка сотрудников спецподразделений ОВД к деятельности в условиях экстремальных ситуаций (психолого-педагогический аспект)»

Казанский педагогический журнал

4'2006

относительно эффективности реализации выпускниками того потенциала, который они получили в вузе. Для этого необходимо перенести полученный метод измерения степени реализуемости инструментальных ценностей к списку свойств, отражающих профессионально важные качества личности. Возможно, его применение позволит ввести новый критерий личностной готовности выпускника вуза к реализации той или иной профессиональной деятельности, что составляет перспективное направление исследований в данной области.

Литература:

1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005.- Т. 2.- С. 3-21.

2. Леонтьев Д. А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) / Материалы

международной конференции.- М.: Смысл, 2005.- С. 36-49.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности.- М.: Смысл, 1999.- 486 с.

4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир.-М.: Наука, 1997.- 191 с.

5. Салихова Н.Р. Типы смыслообразо-вания в контексте личностных ценностей.- Казань: Издательский центр КГУ, 2005.- 128 с.

6. Салихова Н.Р. О механизме барьер-

ности-реализуемости личностных ценностей в структурировании жизненного пространства // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы

сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева.-Москва: Смысл, 2007.- С. 103-106.

7. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал.- 1992.- Т. 13.- № 1.-С. 107-117.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и пре-дисл. А.В.Толстых.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.- 344 с.

ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Р.Х. Хамидуллин, соискатель лаборатории социальной педагогики и профессионального воспитания Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, заместитель начальника 5-го отдела УБОП МВД Республики Татарстан, подполковник милиции, г. Казань

Знания сотрудников специальных подразделений ОВД не могут быть глубокими и прочными на основе одних объяснений. Применение знаний - процесс их интенсивной проверки, уточнения, более глубокого ус-

воения, превращения в инструмент решения практических задач. Практика - непременное звено качественного усвоения знаний. Всегда следует учитывать, что овладение сложной системой знаний связано с развитием

12

профессионального типа мышления у обучаемых. Поэтому командиру (руководителю) необходимо стремиться развивать у обучаемых тактический, технический, педагогический и другие типы мышления.

С этой целью на занятиях сотрудников ОВД включаются практические задания по применению усваиваемых знаний. Ведь при изучении материальной части, отработке действий необходимо углубить знания, обращаться к пониманию физики явлений, схемам. Хорошая постановка вопросов требует размышлений, а не просто воспоминаний, выработки самостоятельных заданий, решений различных задач исследовательского типа.

Основной метод формирования навыков - упражнение - многократное, сознательное повторение действий с целью их усовершенствования. Обучение идет эффективнее, если упор делается на психологическую зрелость и на сознательность сотрудников. Процесс овладения навыком идет упорнее при активизации мышления обучаемых - работа эта длительна, трудна и специфична, требует дифференцированного подхода к подчиненным, досконального знания их индивидуальных особенностей, целенаправленных идеологических усилий. Главная задача в этот период -сформировать у сотрудников ОВД навыки, выработать у них привычки ответственно выполнять любые задания и служебные обязанности.

Учения представляют богатейший комплекс возможностей для решения многих задач: преодоления напряжения физических и моральных сил,

сплачивания коллективов, формирования готовности к бою, совершенствования коллективных навыков в боевых действиях. Опыт учит, что возможности эти превращаются в действительность только в случае максимального приближения обстановки учений к боевой, в случае создания действительной модели боя. Мера приближения условий того или иного занятия, учения к боевым в решающей степени определяется тем, насколько в них решаются вопросы формирования профессиональной компетентности личного состава.

Рассмотрим некоторые условия, при которых моделируется бой. Это, во-первых, создание целесообразных физических и психологических трудностей, лишений, вызывающих физическое неудобство и внутренние отрицательные эмоции и состояния; во-вторых, привлечение «реально» противодействующего противника; в-третьих, воссоздание внешней картины боя (звуковые и шумовые эффекты, имитация взрывов, свиста пуль, завалов, разрушений, имитация жертв); в-четвертых, организация ситуаций риска и опасности. Рекомендуется искоренять шаблоны в проведении боевых операций, не допускать послаблений и упрощений, наносящих большой вред обучению и воспитанию войск, снижающих поучительность учений. Строго соблюдая меры безопасности на учениях, каждому командиру необходимо усложнять обстановку, способствовать проявлению творческих сил, дерзких замыслов, смелых решений и действий подчиненных. Каждый командир призван

■■■ І І І І І І

4- і ■ ■ тп

Казанский педагогический журнал

4'2006

учить своих подчиненных твердой решимости искать встречи с «противником», навязывать ему свою волю, диктовать наиболее выгодный в данную минуту способ борьбы.

Модель формирования профессиональной компетентности специалистов (сотрудников) ОРП по БОП подразумевает не только содержательный, но и временный аспект, т.е. выделяются определенные этапы формирования профессионального мастерства. В своем становлении любой профессиональнозначимый навык проходит ряд этапов:

1) аналитико-синтетический - этап членения действия на составные части (движение, приемы, операции) и их компоновка в единое целое;

2) период совершенствования (растет точность, легкость, скорость, но соблюдение правильности действий требует еще интенсивного внимания и мышления);

3) этап автоматизации (все начинает получаться быстро, легко и непринужденно, характерен перенос внимания с техники выполнения на достижение высокого конечного результата);

4) момент генерализации (приобретается способность достигать результата при больших нагрузках, причем высокие результаты достигаются не только при учебном, но и при фактическом выполнении).

Руководитель обучения достигает больших успехов в педагогической практике, если учитывает особенности этапов, ставит перед сотрудниками ОВД посильные задачи и подбирает соответствующие им приемы и методы. При выборе последовательности

придерживаются такого порядка: сначала отрабатывается правильность действий, затем скорость и, наконец, проводятся упражнения в предельно сложных условиях и для выработки выносливости. Всякие ошибки и неточности в последовательности и технике работы обучаемого, закрепившись, устраняются затем с большим трудом. Поэтому очень ответственен выбор момента перехода к отработке скорости действий. Оправдывает себя правило - тренаж проводить на пределе доступной трудности, причем сложность тренировки должна несколько превышать ту, что была на предыдущей. Доказано, что навык проявляется в совершенном виде лишь в тех условиях, в которых он формировался.

Навыки формируются при систематических упражнениях. В начале отработки нужны ежедневные тренировки, во всяком случае, не реже 3-4 в неделю. Сложные действия на одной тренировке не стоит повторять более 3 раз. Лучше 6 тренировок по 30 минут, чем одна продолжительностью в 3 часа. Ошибочно полагать, что частые тренировки в простых условиях могут сформировать высокое мастерство. Нужны частые тренировки в сложных условиях. Развитие профессионально-боевых качеств и формирование сложных умений в определенной мере происходит в ходе боевой и психологической подготовки, овладения навыками практической деятельности в процессе выполнения учебно-боевых задач, несения службы.

Наряду с формированием и совершенствованием профессиональных умений и навыков, руководители

14

должны уделять не меньшее внимание развитию необходимых личностных качеств бойцов и обеспечению для этого должных условий:

1) воспитание интереса и добросовестного отношения к службе и учебе;

2)стремление к самоконтролю и овладению высотами боевого мастерства;

3) всемерная активизация мышления, творческих сил и способностей каждого бойца;

4) недопущение шаблона, элементов механического заучивания, неполного или неточного понимания материала;

5) постоянное наращивание трудностей, создающих атмосферу больших (предельных) нагрузок на тренировках и учениях;

6) максимальное приближение условий обучения к боевым, ликвидация различного рода упрощений и условностей;

7) активизация особыми приемами и средствами тех качеств, которые необходимо развивать.

При формировании боевого мастерства коллектива следует учитывать: психологические трудности, возникающие перед бойцами при переходе от одиночных действий к согласованной работе в составе специального подразделения; своеобразие психологических компонентов мастерства коллектива; особенности командирского мастерства сержантов, старшин и офицеров.

Мастерство бойца небольшого специального подразделения, призванного действовать в реальных условиях совместно и согласованно с другими, никогда не может достигнуть совершенства в условиях одиночного обу-

чения. Более того, в результате чрезмерного увлечения одиночным обучением у бойца сложится «профессиональный индивидуализм» - такой стиль, привычки, навыки, в которых отсутствуют элементы взаимодействия, согласования, взаимопонимания. Попытка потом «пристроить» к уже сложившемуся стереотипу новые действия, как правило, оказывается затруднительной и часто приносит ненадежные результаты (в критический момент сотрудник ОВД «забывает» об этом «прибавлении»). Кроме того, только в условиях совместных действий можно воспроизвести реальную предметную и психологическую обстановку, необходимую для обучения каждого сотрудника ОВД. Переход от одиночного обучения (как в комплексе задач, так и по отработке частных вопросов) к обучению в составе первичного коллектива следует совершать после вооружения сотрудников ОВД необходимыми знаниями, умениями, а также отработки навыков на втором этапе их формирования. В подразделениях со сложной и взаимозависимой тактикой действия, где малейшие ошибочные действия чреваты серьезными последствиями, этот переход следует совершать на более высоком уровне индивидуального мастерства. При формировании боевого мастерства более четко, чем при индивидуальной подготовке, выражена направленность и удельный вес практического обучения, характерна комплексность целей (отработка организации, слаженности, командных пунктов и т.п.).

В общем процессе формирования мастерства и при отработке отдельных

■■■ 111111

4- I ■ ■ тп

Казанский педагогический журнал

4'2006

задач боевой учебы (видов действий коллективов) выделяются этапы: организации, тактической тренировки, развития боевой умелости. Первый этап характерен расстановкой людей, разделением обязанностей, вооружением всех необходимыми знаниями по предстоящим совместным действиям, первичной (организационной) практической отработкой частных и общих вопросов. На втором этапе достигаются большая согласованность, четкость, скорость, качество совместных действий. Появляются элементы гибкости в совместной работе. Третий этап - тренировка боевого коллектива в обстановке предельной сложности, любой совокупности трудностей, могущих возникнуть в бою, до предела насыщенной неожиданностями новизной условий и факторов. Для этого тактические, огневые и иные задачи решаются в комплексе, на сложном тактическом фоне, в условиях повреждения оружия и технических средств, выхода из строя знаменательной части личного состава.

Формирование боевого мастерства коллектива осуществляется успешно при соблюдении ряда психологических условий:

1) достижение осмысленности действий, единства мышления у членов подразделения;

2) совершенствование представлений личного состава об операции, вероятном противнике, способах его действий;

3) соблюдение последовательности в переходах от отработки частных вопросов к комплексным задачам, от подготовки отдельных подразделений к подготовке соединения в целом;

4) неослабное внимание к выработке у сержантов и офицеров командных качеств, умений, натренированности в руководстве подчиненными;

5) систематические упражнения в выполнении совместных действий;

6) максимальное предоставление самостоятельности, создание условий, требующих проявления бойцами, коллективами, офицерами активности, инициативы, решительности, ответственности;

7) непрерывная отработка боевой устойчивости (надежности) коллектива путем имитации потерь, отработки взаимозаменяемости, вывода «из строя» части технических средств, широкого постоянного и нарастающего применения всех видов помех и элементов неожиданности, внезапности, новизны, нешаблонности.

Формирование боевого мастерства, как индивидуального, так и коллек-тивного,-это постоянный процесс профессионального совершенствования и самосовершенствования.

Реализация разработанной модели профессиональной подготовки специалистов (сотрудников) ОРП по БОП осуществлялась в условиях обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории СевероКавказского региона (Республика Чечня).

В целях выяснения результативности апробированной модели подготовки специалистов (сотрудников) ОРП по БОП к практической профессиональной деятельности был проведен контрольный опрос о состоянии профессиональной подготовки специалистов (сотрудников) СОБР, нами было проведено исследование, кото-

16

рое выполнялось в течение 6 месяцев 2000 года во время участия сотрудников СОБР в антитеррористической операции по ликвидации вооруженных банд-формирований, восстановления законности и конституционного правопорядка в Республике Чечня.

В анкетировании приняли участие 60 респондентов, из них 40 сотрудников и 20 руководителей подразделений.

Сравнительный анализ результатов анкетирования выявил как единство во мнениях сотрудников и руководителей подразделений по одним вопросам, так и различия по другим.

В целях совершенствования обучения по специальности (профилю) проводится индивидуально-ориентированная подготовка сотрудников ОМСН, которая слагается из 4-х определяющих моментов:

1. Личное желание сотрудников.

2. Выявленные способности данного сотрудника, его предрасположенность к той или иной специальности (сапер, пулеметчик, гранатометчик, снайпер и т.д.) в ходе специальной подготовки.

3. Военная специальность при несении срочной службы в Вооруженных силах России.

4. Необходимость в данной специальности, исходя из штатного расписания подразделения ОМСН.

На основании этих данных по результатам специальной подготовки выявляются наиболее способные подготовленные сотрудники, за которыми закрепляются соответствующие военные специальности.

Специалистом (инструктором) по боевой и тактико-специальной подго-

товке совместно с обучаемыми составляется индивидуальный (дифференцированный) комплексный план подготовки по каждому отдельному сотруднику, исходя из его специальности (профилю) обучения.

Особое внимание уделяется совершенствованию обучения специалистов: снайперов, операторов применения спецсредств, специалистов по технике, пулеметного и гранатометного расчетов.

Дорабатываются наиболее «слабые места», раскрывшиеся при обучении сотрудников ОМСН, совершенствуются различные умения и навыки в использовании оружия, приемов и способов действия при проведении специальной операции и служебнобоевых задач и т.д. Достигаются стабильные навыки в использовании оружия в различных условиях экстремальной ситуации.

Инструктор занимается обучением и воспитанием указанных специалистов лично и непосредственно.

При индивидуально-ориентированном обучении сотрудников ОМСН содержание, формы и методы подвергаются существенной коррекции. Это предоставляет возможность выбора для обучающегося такого содержания и направления обучения, которое для него наиболее значимо и направлено на развитие его личностно важных и профессиональных качеств. Специалист (инструктор) в таком обучении выступает в роли соучастника процесса, «проживающего» совместно с сотрудниками их трудности, мотивы и формирование потребностей, а также поиск и направление путей их реализации.

■■■ 111111

4- I ■ ■ тп

Казанский педагогический журнал

4'2006

Индивидуально-ориентированное обучение представляет широкие возможности для раскрепощения личности и ее богатейшего интеллектуального и творческого потенциала с акцентом на развитие индивидуальных профессиональных качеств сотрудника.

Сущность индивидуально-ориентированного обучения заключается в следующем. Предположим, выясняется определенная область знаний (3), (см. рис. 1), которая подвергается преобразованию со стороны субъекта (СИ) (специалист, инструктор). Этот субъект (СИ), изучая данную область знаний, создает все необходимые предпосылки и условия для встречного движения по самопознанию со стороны второго субъекта (О) (обучаемый).

О О

О СИ

Рис. 1. Модель индивидуально-ориентированного обучения

3десь реализуется принцип сотрудничества специалиста (инструктора) (СИ) с обучаемым (О), являющийся элементом проблемного обучения. Индивидуально-ориентированное обучение направлено на поиск и разрешение проблем со стороны обучаемого (О), которые ему ставит специалист (инструктор) (СИ), тем самым развивая личность обучаемого (О).

16

Непосредственная реализация индивидуально-ориентированного обучения происходит в три этапа:

На первом этапе определяются личностные и профессиональные позиции обучаемых, их ценностные ориентации и уровень профессиональных умений. Актуализируются мотивы обучения, анализируется опыт обучаемых, их затруднения и проблемы. Происходит тесное сотрудничество специалиста (инструктора) с обучаемыми. Разрабатывается индивидуально-дифференцированный, ориентированный план их подготовки.

На втором этапе происходит непосредственная реализация (исполнение) индивидуально-дифференцированного, ориентированного плана, который включает в себя лекции, семинары, «круглые столы» по обмену опытом, спецкурсы по выбору, выездные тактические и тактико-специальные тематические занятия и т.д. 3десь ведется активная и тесная совместная работа специалиста (инструктора) с обучаемыми.

На третьем заключительном этапе составляется индивидуальная программа профессиональной деятельности каждого обучаемого, что позволяет повысить эффективность обучения.

Данный этап включает тактические и тактико-специальные, условные тематические занятия, конференции по обмену опытом и специальные, условные тактико-специальные учения, различные виды выходного контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация содержания обучения может быть успешной только при их значимости, практической целесообразности, новизны и профессиональ-

ной информированности участников, используемой на занятиях, а также потребности в ней со стороны обучаемых.

При сопоставлении профессионально-личностных данных обучаемого с типическими чертами модели профессиональной компетентности сотрудника позволяет определить не только профессиональную мобильность и профессиональные возможности обучаемых, но и составить индивидуально-дифференцированную профессиональную программу развития и саморазвития как на период обучения так и после нее.

После прохождения 2-х этапов обучения: специальной и индивидуальноориентированной подготовки сотрудников ОМСН, переходят к одному из наиболее сложных этапов программы (плана) обучения - профессиональнопедагогической помощи и поддержки сотрудников ОМСН (закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков), а также обеспечению адаптации в изменившихся экстремальных условиях профессиональной деятельности в местах локального конфликта (пунктах временной дислокации).

Цели данного этапа заключается в следующем:

1. Профессионально-педагогическое сопровождение, помощь и поддержка сотрудников ОМСН.

2. Обеспечение адаптации сотрудников в изменившихся экстремальных условиях профессиональной деятельности.

3. Закрепление и совершенствование приобретенных умений и навыков.

4. Развитие способностей самостоятельно принимать решения.

5. Совершенствование необходимых морально-волевых и психологических качеств.

Только после того как «сотрудник-новичок» будет устойчиво и стабильно владеть приобретенными умениями и навыками, адекватно реагировать на экстремально сложившиеся условия и принимать по ним профессионально грамотные, обоснованные решения, цели обучения и воспитания считаются достигнутыми.

Сущность данного этапа обучения заключается в следующем: «сотруд-ника-новичка» «прикрепляют» к опытному сотруднику-наставнику родственной специальности его помощником («вторым номером»). Как правило, на период командировки сотрудники «разделяются и работают» по «двойкам» либо «тройкам» в целях обеспечения оперативной поддержки и помощи, взаимного прикрытия, слаженности и взаимодействия в условиях боевой обстановки при выполнении специальных операций и служебно-боевых задач. Под руководством специалиста (инструктора) и наставника происходит процесс адаптации и совершенствования приобретенных знаний, умений и навыков, становление профессиональной компетентности обучаемых, а также при помощи и поддержке указанных сотрудников, переходу к самостоятельному несению службы в сложившихся условиях экстремальной ситуации. При необходимости в пункте временной дислокации проводятся дополнительные занятия (тренировки), на которые по усмотрению специалиста

19

■■■ І І І І І І

4- І ■ ■ тп

Казанский педагогический журнал

(инструктора) могут быть привлечены для оказания помощи и другие сотрудники.

Необходимость нахождения в командировках специалиста (инструктора), особенно на первых порах адаптации «сотрудников-новичков» продиктовано двумя причинами:

• постоянным совершенствованием знаний, умений и навыков у сотрудников ОМСН, профессионально-педагогическое сопровождение, помощь и

4'2006

поддержка, а также первоначальная адаптация «сотрудников-новичков» в изменившихся экстремальных условиях;

• быть в курсе событий (идти в ногу со временем) тактики действий незаконных вооруженных формирований, и на этой основе дальнейшее совершенствование приемов и способов действий сотрудников ОМСН в изменившейся тактике осуществления работы в экстремальной ситуации.

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИСЛАМСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ КЛАСТЕРНОЙ ИДЕОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

С.Е.Матвеева, кандидат педагогических наук, начальник отдела Министерства образования и науки РТ

Система среднего профессионального образования Республики Татарстан представляет собой достаточно многопрофильную сеть образовательных учреждений, обеспечивающую получение начального и дополнительного профессионального технического образования.

За последние годы в структуре подготовки кадров в системе среднего профессионального образования Республики Татарстан произошли заметные изменения. В частности, численность выпускников среднего профессионального образования в 2007 году, по сравнению с 2000 годом, увеличилась на 29,3 %, что значительно выше данного показателя в среднем по Приволжскому федеральному округу, составившего 21,6 %.

В 2006/ 07 учебном году система среднего профессионального образования в Республике Татарстан вклю-

20

чала 80 учебных заведений, численность студентов в которых составила 45759 тыс. человек. В сравнении с показателями 2000 года, количество указанных учреждений среднего профессионального образования увеличилось на 5 единиц или 6,2%,что значительно ниже данного показателя в среднем по Приволжскому федеральному округу, составившего 18%, и соответствует значению данного показателя по Российской Федерации (6%). Кроме того, на 3532 тыс. человек или на 20% возросло общее количество обучающихся в них студентов, что более чем в 3 раза ниже данного показателя по Приволжскому федеральному округу (20%) и соответствует значению данного показателя по Российской Федерации (6,5%). При этом указанное увеличение произошло за счет численности студентов очной формы обучения в техникумах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.