Научная статья на тему 'Требования, предъявляемые к психологической подготовленности курсантов, обучающихся дополнительной специализации'

Требования, предъявляемые к психологической подготовленности курсантов, обучающихся дополнительной специализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В.А. Глубокий, Т.В. Гершевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования, предъявляемые к психологической подготовленности курсантов, обучающихся дополнительной специализации»

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

В.А. Глубокий, адъюнкт Т. В. Гершевич, психолог

Сибирский юридический институт МВД России,

г. Красноярск

В Сибирском юридическом институте МВД России с 2002 г. начато обучение курсантов второй (дополнительной) специализации - служебно-боевой с квалификацией "инструктор по служебно-боевой подготовке органов внутренних дел". Это создает необходимость разработки соответствующих критериев отбора кандидатов на обучение данной специализации.

Профессиональная деятельность инструкторов по служебно-боевой подготовке подразделений органов внутренних дел представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности особенностями. Для определения требований, которые предъявляются к психологическим качествам инструктора, необходимо изучить специфику этого вида профессиональной деятельности.

В.В. Романов (7) выделяет следующие особенности профессиональной деятельности инструкторов по служебно-боевой подготовке подразделений органов внутренних дел:

- правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения и принимаемых решений;

- властный, обязательный характер профессиональных полномочий;

- экстремальный характер профессиональной деятельности, особенно тех, кто служит в подразделениях специального назначения органов внутренних дел (ОМОН, ОМСН и т.п.);

- нестандартный, творческий характер профессиональной деятельности (проведение различных форм занятий по физической и огневой подготовке);

- самостоятельность при планировании и осуществлении подготовки сборных команд по служебно-приклад-ным видам спорта и персональная ответственность за состояние физической подготовки в подразделениях органов внутренних дел.

Профессиональная деятельность инструкторов по служебно-боевой подготовке подразделений органов

внутренних дел связана с выполнением служебных обязанностей следователя, оперуполномоченного или дознавателя. Как правило, большинство из них являются внештатными. Поэтому нередко нервно-психические нагрузки усугубляются быстрой сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха. Выполнение служебных обязанностей в описанных условиях может приводить к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустри-рованности. В связи с этим появляются различные заболевания, невротические реакции и функциональные психосоматические расстройства.

По данным В.В. Романова (7), почти каждый третий опрошенный сотрудник, проработавший в органах внутренних дел более двух лег, не скрывает своей апатии, безразличия к работе; 42,6% из них жалуются на неудовлетворительное состояние желудочно-кишечной системы; 35,2% - на повышенную возбудимость, раздражительность, головные боли; 18,5% - на болезненные симптомы в области сердечно-сосудистой системы.

Требованиями, предъявляемыми к психической подготовленности инструкторов по служебно-боевой подготовке, являются хорошее физическое и психическое здоровье, способность противостоять длительно воздействующим психофизическим перегрузкам. В качестве одного из важных факторов их профессиональной пригодности можно выделить также склонность к педагогической деятельности и наличие соответствующих профессионально важных педагогических качеств.

Различные исследователи (2; 4; 5; 8) к профессионально важным психическим качествам инструкторов относят коммуникативные, волевые, интеллектуальные и психомоторные.

К настоящему времени не разработаны психологические критерии, по которым должен производиться отбор кандидатов на обучение второй, дополнительной специализации-служебно-боевой. Это определяет необходимость проведения психологического исследования, направленного на выявление профессионально значимых личностных особенностей кандидатов, необходимых для овладения данной специализацией.

Целью нашего исследования стало выявление профессионально важных психологических качеств инструктора по служебно-боевой подготовке подразделений органов внутренних дел, необходимых для их успешного обучения и осуществления в дальнейшем профессиональной деятельности рассматриваемого вида. Одной из задач мы определили выделение модельных характеристик психологической подготовленности инструкто-

ров. При этом рабочей гипотезой послужило предположение, что профессиональная деятельность инструктора по служебно-боевой подготовке подразделений органов внутренних дел предъявляет определенные требования к личностным качествам, а наличие данных качеств у кандидатов повышает эффективность профессиональной подготовки.

Для профессионально-психологического обследования кандидатов использовался следующий пакет психодиагностических методик и методов, включающий в себя:

- ММР1 (Миннесотский многофакторный личностный опросник) в адаптации Бовина и Беспаловой, исследование устойчивых профессиональных, волевых, личностных свойств;

- ИТО (индивидуально-типологический опросник), разработанный Л.Н. Собчик метод исследований индивидуально-личностных свойств личности;

- ЛОО (личностно ориентированы® опросник направленности личности), разработанный В. Смекало, М. Кучером;

- опросник Баса-Дарки, определяющий уровень агрессии личности;

- МИОМ (методика исследования особенностей мышления).

Все опросники составили тестовый пакет и рассматривались интегрально. Тесты апробированы, валидны и надежны.

Обращалось внимание на наличие таких психологических свойств личности, как уровень развития познавательных процессов, лабильность нервных процессов, направленность на профессиональную деятельность, уровень самоконтроля, мотивация, работоспособность, коммуникативность, уровень агрессивности, поведение в экстремальных ситуациях.

В результате проведения профессионально-психологического обследования у 8 из 25 курсантов выявлены: низкая направленность на профессиональную деятельность; высокий уровень вербальной и физической агрессии; спонтанность в принятии решений; низкая эффекгивность действий в экстремальных ситуациях; конфликтный способ при разрешении проблем с коллегами. Такие курсанты не были рекомендованы для обучения дополнительной специализации "Служебно-боевая".

По психологическим качествам и по уровню физической подготовленности к педагогической деятельности признаны пригодными 17 курсантов 2 курса высшей формы обучения. В данной группе у большинства выявлены следующие психологические свойства личности: высокий уровень самоконтроля; средний уровень агрессивности; высокий уровень лабильности нервных процессов; средний уровень мотивации, ориентирование на внешнюю оценку; направленность на высокое взаимодействие в группе; хорошая работоспособность; направленность на дело высокая и средняя. Значительная часть рекомендованных имеют высокий уровень развития волевых качеств. У пяти курсантов, при высоком уровне самоконтроля, тип мышления определен как экстремальный. Признанные годными к обучению по второй специализации могут по своим психологическим характеристикам проходить службу в ОМСН или ОМОН.

Таким образом, отобранные по физическим и психологическим критериям 17 человек составили группу по обучению дополнительной специализации "Служебно-боевая". Обследуемые курсанты по своим качествам

оказались пригодными для работы в должности инструктора по служебно-боевой подготовке органов внутренних дел.

В результате анализа литературных источников и проведенных совместно с психологической службой Сибирского юридического института МВД России исследований разработана модель психологической подготовленности инструктора по служебно-боевой подготовке подразделений органов внутренних дел. К профессионально важным психологическим качествам инструкторов можно отнести наблюдательность, группу ат-тенциональных и волевых качеств, отсутствие интеллектуальных, коммуникативных, речевых и моторных дефектов. Ниже перечислены основные профессионально важные качества, необходимые для успешного выполнения профессиональных обязанностей инструктора по служебно-боевой подготовке подразделений органов внутренних дел.

Внимание и наблюдательность:

- способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители;

-умение конструктивно распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач;

- умение замечать изменения в самочувствии по внешним признакам сотрудников органов внутренних дел во время занятий физической подготовкой.

Интеллектуальные качества, представленные способностью:

- принимать правильное решение при недостатке необходимой информации;

- хорошо запоминать и воспроизводить информацию;

- в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации;

- выделять несколько возможных путей решения поставленной задачи и выбирать наиболее эффективный;

- определять информацию, необходимую для принятия решения.

Волевые качества:

-уравновешенность и самообладание;

- упорство в преодолении возникающих трудностей;

- высокий уровень самоконтроля;

- способность к длительному сохранению высокой активности;

- способность сохранять собранность и эмоциональную устойчивость в условиях, стимулирующих возбуждение.

Коммуникативные качества:

- Контактность - способность установления психологического контакта с окружающими;

- коммуникативная гибкость - способность быстро найти целесообразную форму общения (нужный тон) в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника;

- социальная согласованность - умение согласовывать свои действия с действиями других лиц.

Моторные качества (двигательные способности):

- быстрая ответная двигательная реакция на внешний раздражитель;

- способность к быстродействию в условиях дефицита времени;

- возможность длительно сохранять структуру и темп движений даже в условиях значительного физического утомления;

- способность хорошо запоминать двигательные действия и воспроизводить их, комментируя показ (объяснение).

На основе перечисленных психологических качеств и требований, предъявляемых к инструктору по служеб-но-боевой подготовке подразделений органов внутренних дел, психологической службой Сибирского юридического института разработана профессиограмма, отображающая наиболее важные профессиональные качества: коммуникативные, волевые, интеллектуальные, психомоторные.

Следует отметить, что при отборе и работе с данной категорией сотрудников органов внутренних дел необходимо использовать как традиционные психологические методики, применяемые при работе с сотрудниками органов внутренних дел, так и методики, направленные на выявление педагогических и организаторских способностей личности. Дальнейшее проведение исследований и психологическое сопровождение курсантов на всем периоде обучения позволит дополнить профес-сиограмму второй (дополнительной) специализации "Служебно-боевая". Данное обстоятельство позволит успешнее строить учебный процесс по обучению на базе высших учебных заведений МВД России инструкторов по служебно-боевой подготовке для подразделений органов внутренних дел.

лишмт

1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Педагогика, 1982.

2. Барчуков Е.С. Физическая подготовка личного состава спецподразделений. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.

Ъ. Дружинин В Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2000.

4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 "Физ. воспитание".-М.: Просвещение, 1987.

5. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

6. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пос. для ин-тов физ. культ. / Под ред. ТТ. Джамгарова, А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт. 1979.

7. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. -М.: Юристь, 1999.

8. Рудик П.А. Психология: Учебник для уч-ся ТФК. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА КУРСАНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА ОТДЕЛЕНИЯХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Заслуженный тренер РФ, профессор

Ю.Л. Лукин

Сибирский юридический институт МВД России,

г. Красноярск

С целью повышения уровня навыков профессиональ-но-прикладной и физической подготовки курсантов и слушателей в вузах МВД России создаются группы

спортивного совершенствования по служебно-приклад-ным видам спорта, которые формируются согласно спортивной классификации спортсменов. Учебно-тренировочные занятия проводятся тренерами-преподавателями во второй половине дня согласно расписанию, утвержденному начальником института.

Важнейшим элементом учебно-тренировочного процесса в группах спортивного совершенствования на современном уровне является научная организация труда (НОТ) как тренера, так и спортсмена. Этим понятием характеризуется широкий, важный круг вопросов, от учета и реализации которых зависит качество тренировок, их направленность, промежуточный и конечный результаты всей подготовки. Главной целью НОТ является бережное отношение и разумное, предельно эффективное расходование сил и возможностей спортсмена. Исходя из общих определений НОТ, выбирают основные, по мнению тренера, направления, важнейшие принципы, которые нужно использовать, учитывая индивидуальные особенности каждого отдельного спортсмена. Поскольку любой спортсмен отличается от других людей силой и подвижностью нервных процессов, темпераментом, выносливостью, целенаправленностью и другими индивидуальными особенностями, НОТ для каждого будет иметь конкретные формы. Однако всем без исключения спортсменам необходимо обладать культурой тренировочного труда. Далеко не всегда объем пролитого пота свидетельствует о полноценности той или иной тренировки. Это, скорее всего, показатель отсутствия научной организации труда, культуры проведения учебно-тренировочного процесса. Прежде чем приступить к занятиям, нужно отчетливо, в деталях представить себе весь ход тренировки от начала до конца, цели и задачи каждого его этапа и конечный результат которого необходимо достичь во что бы то ни стало. Учебно-тренировочный процесс с ростом уровня знаний, культурного развития спортсменов постепенно стал представлять собой коллективное творчество спортсмена и тренера, где оба в равной степени отвечают за весь ход работы. Разделение между ними функций руководителя и слепого исполнителя его воли изжило себя и может принести только вред. Применяя НОТ, спортсмен на основе глубокого и тщательного самоконтроля (самоанализа) совместно с тренером сможет успешно реализовать в процессе обучения все контрольные задания.

Важнейшее условие научной организации труда спортсмена - четко придерживаться установленных сроков выполнения какого-либо задания, его параметров и иных требований, добиваться их безусловного выполнения и только затем переходить к следующей теме. Для этого совместно с тренером нужно периодически оценивать свои реальные возможности в каждый момент и согласно такой оценке ставить перед собой наиболее сложные, трудные, но все же выполнимые задачи. После окончания каждой тренировки следует подводить итог проделанной работы, совместно с тренером давать ей оценку и намечать план на следующий день. Такой метод позволяет своевременно проводить идеомоторную тренировку и одновременно подготовку психики к последующей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.