УДК 355.541.1/.2:351.74 Косовский Владислав Борисович
преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала
Краснодарского университета МВД России
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА
https://doi.org/10.24158/spp.2017.11.36 Kosovskiy Vladislav Borisovich
Lecturer, Special Subjects Department, Crimean branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
FIRE TRAINING OF INTERNAL AFFAIRS BODIES WHILE IMPROVING THE PISTOL SHOOTING SKILLS
Аннотация:
В последнее время наблюдается значительный рост количества преступлений, связанных с использованием огнестрельного оружия. При этом во многих случаях оружие используется против сотрудников правоохранительных органов, которые должны эффективно противопоставить свои действия действиям противника и выйти победителями вне зависимости от сложившейся обстановки. В статье рассматривается методика совершенствования приобретенных навыков владения огнестрельным оружием, а также освоения новых элементов производства выстрела. Особо отмечена важность своевременного перехода обучаемых с начального этапа на этап совершенство-вания приобретенных навыков стрельбы. Представлены признаки, свидетельствующие о достаточной сформированности навыков стрелка и готовности к такому переходу. Признается значимым доведение до автоматизма механизмов переключения режимов работы двигательной системы в процессе обучения сотрудников ОВД. Предложены рекомендации стрелку и инструктору, направленные на успешное овладение приемом «флеш», предполагающим выполнение выстрела по схеме «движение - выстрел - движение».
Summary:
Recently there has been a significant increase in the number of crimes involving the use of firearms. In many cases, weapons are used against law enforcement officers who must be confronted with the opponents and emerge victorious regardless of the situation. The study describes the techniques for improving the acquired shooting skills as well as developing new shot elements. The research focuses on the prompt transition of the trainees from the initial stage of shooting skills development to their refinement. The paper shows the evidence of sufficient skills of a shooter and his readiness to such transition. While training the internal affairs bodies, it is necessary to practise the changes in movement until they become automatic. The author provides recommendations for a shooter and an instructor to master the flash technique when the shot is taken according to the movement-shot-movement scheme.
Ключевые слова:
огневая подготовка, огнестрельное оружие, выстрел, формирование навыка, прием «флеш», этап совершенствования навыков, методика обучения, обучаемый, стрелок, психологическая готовность.
Keywords:
fire training, firearms, shot, skill development, flash technique, stage of skill development, teaching techniques, trainee, shooter, psychological readiness.
Табельное оружие в руках профессионала является не только символом власти, но и действенным средством в борьбе с криминальными структурами, поэтому обучение стрельбе из пистолета выступает важным элементом в системе профессиональной подготовки работников ОВД. Здесь следует акцентировать внимание на двух вариантах применения табельного оружия в служебной деятельности: стрельба на расстоянии до 25 м, требующая хороших профессиональных навыков, знания тактико-технических характеристик табельного оружия, и стрельба в условиях непосредственной близости к преступнику на расстоянии 3-10 м, где необходимы быстрая реакция, владение филигранной техникой скоростной стрельбы и тактическими приемами ухода с линии огня [2, с. 215].
Огневая подготовка является одним из основных предметов профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел и направлена на формирование устойчивых навыков в обращении с огнестрельным оружием, обучение личного состава действовать в условиях, связанных с эффективным и правомерным его применением [3, с. 7].
Большинство предлагаемых методик обучения различным видам стрельбы из огнестрельного оружия условно можно отнести к начальному этапу и этапу совершенствования навыков. Переход от одного этапа к следующему возможен лишь в том случае, когда у обучаемых появился значительный прогресс в освоении элементов подготовки предыдущего.
Отличительной особенностью начального этапа является то, что при выполнении подготовительных упражнений у обучаемых формируются базовые навыки в отработке элементов производства выстрела. В то же время часть стрелков нуждается в преодолении психологического
барьера, влияющего на правильность их действий (ожидание выстрела, боязнь боевого оружия, звука выстрела, отдачи оружия после выстрела и т. д.). При этом необходимо учитывать, что пока обучаемый не добьется устойчивого положительного результата при выполнении подготовительных упражнений, не обретет уверенность в себе и в правильности своих действий с оружием, переход к следующему этапу не даст позитивных результатов, более того, может привести к закреплению ошибок, допускаемых стрелком на начальном этапе.
Существует ряд признаков, свидетельствующих о том, что навыки стрелка сформировались в достаточной степени и можно переходить к этапу совершенствования навыков. В частности, к ним относятся:
- правильное осознание собственных ошибок, умение анализировать свою стрельбу и действия других стрелков;
- умение управлять своими действиями в условиях лимита времени;
- способность управлять своей стрельбой в соревновательных условиях;
- быстрая приспособляемость к стрельбе из «чужого» оружия.
Все вышеуказанные признаки свидетельствуют о проявлении у стрелка основных качеств, обеспечивающих успешность стрельбы: надежности, стабильности, подвижности (приспособляемости к изменению внешних условий), о формировании двигательных навыков, отработанных до автоматизма. Очевидным становится то, что в данный момент можно незначительно изменить методику обучения и включить в нее новые, более сложные элементы.
Практика деятельности сотрудников правоохранительных органов показывает, что в большинстве случаев применение оружия при выполнении поставленных задач осуществлялось непосредственно в движении либо сразу после определенных перемещений тела стрелка (бег, прыжки, перекаты, падения и т. д.). Т. е. к ранее закрепленному навыку четких и точных действий, каким является сам выстрел, присоединяются более простые по исполнению, однако значительные по количеству и амплитуде движения. Вся сложность задачи заключается в том, что двигательная система стрелка должна мгновенно перестроиться с одного режима работы на другой и обеспечить успешное достижение цели. Это предъявляет особые требования к механизмам самоуправления, особенно к процессам переключения двигательных программ.
В связи с этим важным элементом является формирование и последующее доведение до автоматизма механизмов переключения режимов работы двигательной системы. Этого можно достичь только путем последовательного глубокого фиксирования в сознании каждого микроэлемента целостного действия. Иными словами, кажущаяся мгновенность выполнения профессионалом выстрела в движении или после перемещения является следствием длительной отработки всего действия по отдельным его составляющим.
Механизм формирования такого навыка заключается в следующем. В процессе освоения отдельных компонентов сложного двигательного действия происходит запечатление в сознании образов этих элементов. При достаточном уровне отработки движений считается, что сформированные образы находятся в области подсознания и запечатлены в нем как отдельными компонентами, так и в виде целостного действия. В это время как раз и происходит доведение до автоматизма двигательного навыка, т. е. по мере закрепления и считывания образов в подсознании снижается сознательный контроль за выполнением отдельных элементов действия, следовательно, процесс переключения с одного режима на другой происходит автоматически.
Успешное достижение этой цели возможно в результате выполнения некоторых рекомендаций, адресованных как обучаемому, так и инструктору.
Рекомендации стрелку:
1. Не стоит спешить отрабатывать целостное действие при стрельбе по типу «флеш», т. е. выстрел в движении либо непосредственно после перемещения. Необходимо внимательно следить, как это делает инструктор, постараться самостоятельно определить, из каких компонентов состоит это действие, какие составляющие являются решающими для его успешного выполнения. Затем обучаемый должен попробовать мысленно представить себе, как сам делает это - начиная от приготовления к выполнению перемещений и заканчивая завершающим этапом отработки спуска.
2. На первых 5-10 занятиях после ознакомления с приемами «флеш» не надо стремиться выполнять их за минимальное время. Это может привести к закреплению ошибочных способов исполнения, так как, осуществляя целостное действие ускоренно и не имея при этом достаточного навыка, стрелок просто компенсирует дефицит мастерства за счет качества исполнения. В конечном итоге, если он и будет иногда стрелять быстро, то в боевой ситуации такой способ стрельбы не обеспечит должной степени надежности и высокой результативности.
3. При выполнении упражнения не нужно ожидать полного окончания перемещения, начинать производство выстрела необходимо в процессе движения, так, чтобы в момент остановки тела оставалось только завершить выжимание рабочего хода спускового механизма. При этом полной остановки вообще не должно быть. В отличие от стрельбы из положения стандартной
статической изготовки выполнение «флеша» не прекращается завершением отработки спуска. Действие можно считать законченным только тогда, когда стрелок полностью выполнит перемещение после выстрела. Иными словами, простейшая схема «флеша» может быть изображена следующим образом: движение - выстрел - движение. Это объясняется прикладными особенностями данного вида стрельбы, так как любой неподвижный хоть на мгновение объект является удобной мишенью для поражения. Поэтому во время тренировок очень важно до автоматизма отработать различные варианты ухода от возможного встречного огня [4, с. 13-14]. Рекомендации инструктору:
1. Не стоит стремиться к обучению сразу нескольким видам сложных стрелковых упражнений. Это вызовет смешение образов-эталонов различных двигательных действий, в результате чего ключевые моменты, необходимые для отложения в сознании, могут быть упущены в процессе подготовки.
2. Необходимо обращать внимание на динамику выполнения сложных упражнений с перемещением, при этом улавливать временные интервалы и отрезки, необходимые для выполнения как отдельных элементов, так и целостного действия.
3. Важно давать стрелку возможность самостоятельно определить, из каких компонентов состоит каждое действие, какие составляющие являются решающими для его успешного выполнения.
4. Как можно чаще осуществлять контрольное тестирование на предмет точности ощущения времени.
5. Обучение новым видам сложных упражнений следует подкреплять примерами из практики действий опытных стрелков-профессионалов, объяснять, какие моменты привели к успеху, что привело к неудаче, постоянно указывать на значимость тренировки, способствуя формированию у стрелков уверенности в себе [5, с. 15].
Предложенные рекомендации не являются жесткими и однозначными. При необходимости, исходя из особенностей обучаемого и учебной программы в целом, в них могу вноситься изменения.
Сотрудник полиции должен быть психологически готов применить огнестрельное оружие в отношении преступника на близкой дистанции, в том числе и в присутствии случайных лиц. Он должен быть уверенным в правомерности и возможности осуществить применение огнестрельного оружия в такой ситуации с положительным для себя результатом [6, с. 118]. Поэтому с целью формирования у сотрудников правоохранительных органов устойчивых навыков ведения огня вне зависимости от создавшихся условий необходимо уделять постоянное внимание огневой и морально-психологической подготовке сотрудников подразделений ОВД.
Ссылки:
1. Огневая подготовка : учебник / под ред. В.Л. Кубышко. М., 2016. 286 с.
2. Чмиль М.А. Особенности психологической подготовки работников ОВД к стрельбе в экстремальных условиях // Право i безпека. 2004. Т. 3, № 2. С. 215-218.
3. Огневая подготовка. С. 7.
4. Лапутина Ю.А. Огневая подготовка сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом : метод. пособие. Киев, 1997. 37 с.
5. Там же. С. 15.
6. Павлов И.М. Тактика действий сотрудника полиции при огневом контакте на близкой дистанции // Альманах современной науки и образования. 2015. № 4 (94). C. 116-118.