Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАЕТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ЗАНЯТИЯМ'

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАЕТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ЗАНЯТИЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ЗАНЯТИЕ / ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Лапшова Анна Владимировна, Краева Ирина Андреевна

В статье рассматривается актуальная проблема выявления особенностей подготовки преподавателей к учебным занятиям. Подготовка педагога профессиональной школы к занятиям состоит из нескольких этапов, которые включают в себя как непосредственную разработку содержания учебной дисциплины, так и проверку соответствия аудиторий для проведения учебных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Лапшова Анна Владимировна, Краева Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL FOR CLASSES

The article deals with the actual problem of identifying the features of training teachers for training sessions. The preparation of a teacher of a professional school for classes consists of several stages, which include both the direct development of the content of the academic discipline and the verification of the conformity of the audiences for conducting training sessions.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАЕТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ЗАНЯТИЯМ»

3. Прохорова М.П., Седых Е.П. Методическое обеспечение инновационнопроектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения // Наука и школа. - 2017. - №3. - С. 77-83.

4. Хижная А.В., Цыплакова С.А., Пасечник А.С. Содержание и модель методической деятельности педагога колледжа // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-3. - С. 225-229.

5. Цыплакова С.А., Мурыгин Н.С., Тимофеева Ю.С., Уракова Е.А. Значение самостоятельной работы в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-3. -С. 379-382.

Педагогика

УДК 371.32

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Краева Ирина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАЕТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ЗАНЯТИЯМ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема выявления особенностей подготовки преподавателей к учебным занятиям. Подготовка педагога профессиональной школы к занятиям состоит из нескольких этапов, которые включают в себя как непосредственную разработку содержания учебной дисциплины, так и проверку соответствия аудиторий для проведения учебных занятий.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, занятие, подготовка рабочих и специалистов, образовательный процесс.

An^tatton. The article deals with the actual problem of identifying the features of training teachers for training sessions. The preparation of a teacher of a professional school for classes consists of several stages, which include both the direct development of the content of the academic discipline and the verification of the conformity of the audiences for conducting training sessions.

Keywords: high school teacher, occupation, training of workers and specialists, educational process.

Введение. В связи с интеграцией и цифровизацией современной науки и общества должна проводиться качественная подготовка будущих рабочих и специалистов, которые могли бы эффективно осуществлять рабочий процесс в изменяющихся условиях. Подготовку подобных специалистов могут обеспечить компетентные преподаватели.

Для реализации эффективного учебно-воспитательного процесса обучающихся у педагогов должна присутствовать четко организованная подготовка. Систему подготовки педагогических кадров можно начать с базовой подготовки к занятиям и изучением рабочей программы дисциплины. После этого целесообразно создание тематических планов учебных занятий разных видов по всем имеющимся в распоряжении дисциплинам. Тематические планы должны соответствовать выделенным на изучение конкретных дисциплин часам. Далее следует непосредственно подготовка к учебным занятиям, поиск дополнительной литературы, составление иллюстративно-демонстрационных материалов и т.д.

Формулировка цели статьи - выявление особенностей подготовки преподавателей к учебным занятиям.

Изложение основного материала статьи. Для более эффективной организации образовательного процесса преподавателям следует на постоянной основе развивать и совершенствовать свои профессионально-педагогические знания, умения и навыки [2]. Для достижения этой цели можно знакомиться с содержанием смежных дисциплин, углублять специальные знания по предмету, изучать современную литературу (учебные пособия, учебники, выпуски научных журналов и пр.), участвовать в научно-исследовательской деятельности, принимать участие в конференциях, научных выставках и др.

Тематический план в обязательном порядке должен включать в себя следующие сведения: 1) темы дисциплины, расположенные в последовательности их изучения; 2) количество часов, требующееся для изучения каждой темы. Каждая представленная в тематическом плане тема должна иметь дидактическую обоснованность и целесообразность. Раскрытие содержания тем должно происходить с использованием теоретической информации, практических фактов, каких-либо научных исследований, производственных примеров и пр. Такой подход к раскрытию тем обеспечит высокую степень заинтересованности обучающихся к изучению учебной дисциплины.

Четко оформленный тематический план способствует оптимальному распределению нагрузки между учебными занятиями, укрепляет межпредметные связи, упрощает организацию учебной деятельности обучающихся.

Тематический план обеспечивает наиболее эффективную работу с ним, если он составлен на один или два семестра одного учебного года. При этом форма, в которой может быть составлен тематический план, зависит от желания преподавателя, особенностей учебной дисциплины, ее содержания, темы занятий и т.д.

По своему содержанию тематический план должен состоять из следующих элементов: порядковый номер учебного занятия; тема для изучения; ключевые вопросы, которые должны быть освещены во время проведения занятия; количество выделенных часов; цель занятия; тип занятия; методы учебной работы, которые обеспечат достижение поставленной цели; учебно-методическое обеспечение; технические средства обучения; задания для самостоятельной деятельности обучающихся; список литературных источников.

Объем знаний, который должны получить обучающиеся, отражен в рабочей программе дисциплины. Содержание программы дисциплины преподаватель в дальнейшем соотносит с ключевыми учебниками, учебно-методическими пособиями по определенным темам дисциплины.

Несколько тематических планов учебных дисциплин в течение всего года позволяют проследить тенденцию развитию педагогической деятельности преподавателя. После начала нового учебного года тематические планы могут быть просто скорректированы.

Поэтапное создание тематических планов послужит условием его успешной реализации. Прежде всего, следует разграничить учебный материал внутри каждой отдельной темы дисциплины в зависимости от типов занятий, а также часов, необходимых для изучения той или иной темы.

Подготовка к учебному занятию должна иметь четкую структуру, следует определить цель, которая должна быть достигнута (программная, фронтальная, индивидуальная или комбинированная), методы и технологии обучения, подготовить литературные источники, подготовить необходимый объем самостоятельной работы обучающихся [3].

Цель занятия должна быть четко обозначена и обеспечивать достижение цели изучения учебной дисциплины в целом. Тип занятия, методы и технологии обучения определяются с учетом конкретных материалов для изучения тем, степени подготовки обучающихся и т.д.

Немаловажную роль играет и педагогическая компетентность преподавателя, уровень его знаний по учебному материалу, способность к эффективной организации образовательного процесса посредством применения современных методов обучения.

Учебные занятия, проводимые преподавателем, в общем, состоят из следующих составляющих: представление нового учебного материала; проверка и закрепление получены ранее знаний.

Особенностью подготовки только начинающих свою деятельность преподавателей является необходимость в дополнительной подготовке к учебному занятию [1]. Это связано с их речевыми навыками. Как правило, начинающие преподаватели отличаются многословием, нарушением временных рамок проведения занятий, отсутствием должной аргументации, неспособность четко формулировать свои мысли, идеи и т.д.

Для решения данной проблемы должную помощь должен оказать конспект занятия. Такой конспект должен содержать ход проведения занятия, сформулированные вопросы, содержание теоретического материала, правила работы с методическими пособиями и пр. Следует отметить, что преподаватель не должен выстраивать весь учебный процесс на чтении заранее подготовленных конспектов. Он должен свободно владеть темой, а к конспекту целесообразно обращаться только для чтения цитат или каких-либо исторических выдержек.

Предварительная подготовка преподавателей (перед началом учебного года) состоит из нескольких основных шагов [5]:

- анализ учебного плана, программы преподаваемой учебной дисциплины, ознакомление с материалом смежных предметов. Такие действия обеспечивают регламентацию последовательности учебного процесса, установление межпредметных связей, связь теоретического материала и практического обучения;

- подбор актуальных источников литературы (пособий, учебников), определение технологий обучения и организации учебного процесса. Эти действия способствует повышению уровня педагогического мастерства;

- изучение новых методических материалов, освещающих опыт и теоретические вопросы содержания, организации и методики проведения занятий по предмету в целом и отдельным разделам и темам программы;

- создание учебных пособий, необходимых для изучения дисциплины, подбор кинофильмов, презентаций, видеороликов;

- проверка технического оборудования и оснащения аудитории, при выявлении неисправностей составление заявки для оперативного ремонта.

На следующем подготовительном этапе осуществляется подготовка к освещению конкретной темы дисциплины. Процесс данной подготовки начинается с содержания темы и количества часов на ее изучение. Тема может быть вводной, ознакомительной, основополагающего характера и т.п., в зависимости от этого особенности к ее подготовке также будут отличаться.

Подготовка преподавателя к изучению темы предполагает несколько этапов:

- в соответствии с учебной программой проанализировать содержание темы, обозначать ключевые проблемные ситуации и вопросы;

- изучить теоретический материал, относящийся к теме дисциплины, составить план изучения студентами данного материала, составить практические примеры, подобрать иллюстративный материал, подготовить практические задания для закрепления полученных знаний, составить контрольные задания, лабораторные работы, организовать по возможности экскурсии и т.п.;

- лично прорешать весь практический материал, контрольные задания, провести анализ иллюстративного материала, сделать соответствующие выводы;

- составить пути повышения мотивации обучающихся к изучению темы, путем разработки творческих заданий, подбора интерактивных технологий обучения, анализа примеров из реальной жизни и т.д.

Спецификой подготовки к производственному обучению является составления списка учебно-производственных работ. Они, как правило, осуществляются в учебных мастерских. Изготавливаются различные детали, ремонт техники и оборудования, монтаж технических устройств и пр.

Помимо учебных мастерских такие работы могут быть организованы непосредственно на производстве, стройках, предприятии, в транспортных организациях и т.д. В таком случае в перечне учебно-производственных работ указывается общая характеристика рабочих мест или объектов, на которых учащиеся будут обучаться, и наименования работ, которые они должны выполнить по каждой теме или разделу программы.

При составлении перечня учебно-производственных работ преподаватель должен учитывать следующие характеристики [4]:

- работы, представленные к выполнению должны отвечать способностям и уровням подготовки обучающихся, постепенно в процессе более углубленного изучения тем, работы будут усложняться;

- работы должны соответствовать профилю подготовки студентов;

- работы должны носить различный характер. Они могут классифицироваться по степени сложности, объему работы, форме, способам ее выполнения, временным рамкам и т.д.;

- компетенции, которыми студент овладевает в процессе выполнения работ, должны соответствовать учебной программе.

Подготовка к проведению занятий по техническим и специальным дисциплинам отличается большой долей практической деятельности для усвоения теоретических знаний. Необходимо усвоить знания на уровне умения их применять для решения производственных задач.

Эффективность проведения учебных занятий зависит не только от знаний, которые преподаватель пытается транслировать обучающимся, но и от личностных качеств, которые будут закладываться в обучающихся в процессе образовательного процесса. Благодаря такому подходу обеспечиваются такие функции обучения, как: развивающая, образовательная, воспитательная.

Определение содержания учебного занятия - это следующий этап подготовки преподавателя к занятию. Несмотря на то, что при анализе темы занятия, уже предварительно представляется «картина» содержания будущего занятия, но следует тщательно проработать учебный материал и дополнительные нюансы.

После того, как четко обусловлена цель и разработано содержание учебного занятия, следует детальный анализ каждой структурной составляющей содержания занятия. Так, например, условное разделение занятия происходит на вводную, основную и заключительную части. В основной части излагается новая учебная информация.

При подготовке к изложению необходимо наметить метод подачи материала, выделить узловые вопросы (идеи, законы, правила, закономерности), расположить их в рациональной последовательности изучения с учетом логики взаимосвязи. Таких ведущих положений должно быть немного, чтобы не рассеивалось внимание.

Готовясь к занятиям, преподаватель должен правильно определить место самостоятельной работы, внимательно проанализировать (или разработать) имеющиеся у него дидактические материалы (набор задач, карточек-заданий, схем, таблиц, образцов графиков, диаграмм и т.п.), оценить их сложность в зависимости от уровня подготовки учащихся, распределить задания по степени трудности.

Следует также подготовить задания повышенной сложности для наиболее успевающих студентов, которые раньше других справляются с работой.

Занятия производственного обучения будут отличаться от рассмотренных ранее тем, что там будут добавлены такие структурные элементы как инструктаж вводный, текущий, заключительный и основное внимание уделено выполнению учебно-производственных работ.

Выводы. Таким образом, процесс подготовки преподавателя к учебным занятиям - это многомерный процесс, который охватывает различные виды деятельности: творческая, познавательная, трудовая, учебная и многие другие. Подготовка педагога профессиональной школы к занятиям состоит из нескольких этапов, которые включают в себя как непосредственную разработку содержания учебной дисциплины, так и проверку соответствия аудиторий для проведения учебных занятий.

Литература:

1. Ваганова О.И., Лапшова А.В., Макеева А.В. Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. -№66-3. - 2020. - С. 43-46.

2. Лапшова А.В., Уракова Е.А., Грибина Г.А. Психолого-педагогические факторы развития профессионализма педагога // Проблемы современного педагогического образования. - № 69-3. - 2020. -С. 172-175.

3. Лапшова А.В., Цыплакова С.А., Григорян К.М. Педагогическая рефлексия как фактор развития профессионализма педагога // Известия балтийского государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - №1 (51). - 2020. - С. 45-46.

4. Маркова С.М. Теоретические основы оценки деятельности научно-педагогических работников в вузе // Теоретические основы и инструментарий профессиологической экспертизы качества педагогического образования (для специалистов системы общего и профессионального образования). Сборник научных статей под науч. ред. С.И. Назаровой. - Санкт-Петербург. - 2015. - С. 44-52.

5. Маркова С.М., Цыплакова С.А., Юртаева Т.С. Электронное учебное пособие «Проектная деятельность педагога профессионального обучения» // Российские инициативные разработки (Инициатива. Предприимчивость. Смекалка). Научное издание. Saint-Louis, Missouri, USA, 2017. - С. 66-67.

Педагогика

УДК 377

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гусев Евгений Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается содержание обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования. Содержание обучения в общем виде представляет собой взаимосвязанные между собой ключевые понятия, а также основанные на них требования к будущим рабочим и специалистам. Содержание профессионального обучения учреждений среднего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.