Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к проектированию образовательной среды по развитию речи детей дошкольного возраста'

Подготовка педагогов к проектированию образовательной среды по развитию речи детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевое развитие / проектирование речевой среды / повышение квалификации педагогов / готовность педагогов к проектированию речевой среды / speech development / design of the speech environment / advanced training of teachers / readiness of teachers to design the speech environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Людмила Ивановна Пономарева, Ольга Валерьевна Калинина

В статье представлена дефинитивная характеристика проблемы речевого развития дошкольников, а также процесса подготовки педагогов ДОО к профессиональной деятельности в области речевого развития детей. Авторами представлено исследование (в форме анкетирования) педагогов дошкольных образовательных учреждений в аспекте их готовности к проектированию образовательной развивающей речевой среды. При этом, само проектирование соответствующей среды рассматривается как инновационная деятельность. Показана роль повышения квалификации в приобретении необходимых знаний и отработки практических умений в решении профессиональных задач по развитию речи дошкольников. Раскрыта особенность проектирования образовательной среды по развитию речи детей дошкольного возраста через ее структурные компоненты. В качестве основных компонентов авторы выделяют: когнитивно-целевой, мотивационно-деятельностный, рефлексивный. Содержательное наполнение данных компонентов в статье представлено через организацию курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Людмила Ивановна Пономарева, Ольга Валерьевна Калинина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing teachers for designing an educational environment for speech development in preschool children

The article presents a definitive description of the problem of speech development of preschool children as well as the process of preparing preschool teachers for professional activities in the field of speech development of children. The authors present a study (in the form of a survey) of teachers of preschool educational institutions in terms of their readiness to design an educational developing speech environment. At the same time, the design of the appropriate environment itself is considered as an innovative activity. The role of advanced training in acquiring the necessary knowledge and developing practical skills in solving professional problems for the development of speech in preschoolers is shown. The peculiarity of designing an educational environment for the development of speech of preschool children through its structural components is revealed. As the main components, the authors distinguish: cognitive-target, motivational-activity, reflexive. The content of these components in the article is presented through the organization of refresher courses for teachers of preschool institutions.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к проектированию образовательной среды по развитию речи детей дошкольного возраста»

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

K.A. Pozdnyakova, Graduate Student, Oryol State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, e-mail: mad-amlalori@gmail. com.

M.A. Fedorova, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Oryol State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, e-mail: mary_fedorova_75@mail.ru.

УДК 378.046.4 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_135

Людмила Ивановна Пономарева, Ольга Валерьевна Калинина

г. Шадринск

Подготовка педагогов к проектированию образовательной среды по развитию

речи детей дошкольного возраста

В статье представлена дефинитивная характеристика проблемы речевого развития дошкольников, а также процесса подготовки педагогов ДОО к профессиональной деятельности в области речевого развития детей. Авторами представлено исследование (в форме анкетирования) педагогов дошкольных образовательных учреждений в аспекте их готовности к проектированию образовательной развивающей речевой среды. При этом, само проектирование соответствующей среды рассматривается как инновационная деятельность. Показана роль повышения квалификации в приобретении необходимых знаний и отработки практических умений в решении профессиональных задач по развитию речи дошкольников. Раскрыта особенность проектирования образовательной среды по развитию речи детей дошкольного возраста через ее структурные компоненты. В качестве основных компонентов авторы выделяют: когнитивно-целевой, мотивационно-деятельностный, рефлексивный. Содержательное наполнение данных компонентов в статье представлено через организацию курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений.

Ключевые слова: речевое развитие, проектирование речевой среды, повышение квалификации педагогов, готовность педагогов к проектированию речевой среды.

Ludmila Ivanovna Ponomareva, Olga Valerievna Kalinina Shadrinsk

Preparing teachers for designing an educational environment for speech development in

preschool children

The article presents a definitive description of the problem of speech development of preschool children as well as the process of preparing preschool teachers for professional activities in the field of speech development of children. The authors present a study (in the form of a survey) of teachers of preschool educational institutions in terms of their readiness to design an educational developing speech environment. At the same time, the design of the appropriate environment itself is considered as an innovative activity. The role of advanced training in acquiring the necessary knowledge and developing practical skills in solving professional problems for the development of speech in preschoolers is shown. The peculiarity of designing an educational environment for the development of speech of preschool children through its structural components is revealed. As the main components, the authors distinguish: cognitive-target, motivational-activity, reflexive. The content of these components in the article is presented through the organization of refresher courses for teachers of preschool institutions.

Keywords: speech development, design of the speech environment, advanced training of teachers, readiness of teachers to design the speech environment.

Введение.

Актуальность. Владение речью не является врожденной способностью человека. И несмотря на то, что осваивает родную речь каждый ребенок индивидуально, без помощи взрослых обойтись невозможно. Только развиваясь в социуме, ребенок, по подражанию, усваивает нормы и правила пользования речью. Важнейший навык - общение с людьми - приобретается ребенком в дошкольном возрасте. Именно общение является необходимым средством социализации личности, условием усвоения сложившихся исторических традиций и культуры народа.

Нормативная база, регламентирующая процесс организации речевого развития детей в ДОО, раскрывает суть рассматриваемого нами явления.

Так, в послании к Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям» [11]. В ст.64 Закона «Об образовании в РФ», отмечается, что именно дошкольное образование призвано решить задачи по формированию общей культуры детей, оно направлено на развитие интеллектуальных, нравственных и личностных качеств личности [13]. Основной нормативный документ, определяющий организацию и порядок функционирования системы дошкольного образования -ФГОС ДО, выделяет отдельную образовательную область - речевое развитие, которая включает в

себя такую важную задачу, «...как овладение речью как средством общения и культуры.» [12].

При этом, употреблению грамотной речи, умению выражать свои мысли последовательно, использованию различных форм культуры общения, а самое главное, правильному применению методов и средств речевого развития детей должны быть обучены педагоги дошкольных образовательных организаций (ДОО). Как показывают психолого-педагогические исследования, если рассматривать готовность к проектированию образовательной среды (в том числе речевую) как инновационную практику, лишь 21% педагогов готовы к реализации новой для них (инновационной) деятельности, при этом более 50 % всех респондентов ответили, что им необходимо дополнительное теоретико-методическое изучение проблемы. Из всех возможных форм получения необходимых знаний более 80% педагогов отводят повышению квалификации [9].

Проблемы, связанные с подготовкой педагогов к развитию и коррекции речи дошкольников, сказываются на качестве работы по проектированию соответствующей образовательной среды [10].

Научная новизна исследования состоит в выделении сущностных характеристик проблемы проектирования речевой образовательной среды и выявлении готовности педагогов ДОО к созданию такой среды.

Сделанные в исследовании акценты на нормативно-правовых документах и анализе существующих практик вузов по повышению квалификации педагогов ДОО, с одной стороны, обосновывает актуальность темы настоящей статьи, с другой, подчеркивает необходимость проведения исследований в данном направлении.

Цель исследования: изучить готовность педагогов к проектированию образовательной среды по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста в ДОО.

Обзор литературы. Анонсируя суть проблемы по проектированию образовательной среды, способствующей развитию и коррекции речи, следует понимать, что речь не идет только о насыщении предметно-развивающей образовательной среды. Большая часть проектирования речевой среды предполагает использование различных форм, методов и средств обучения, применяемых в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Вместе с тем, в самом процессе создания речевой развивающей среды в ДОО ключевую роль играют и другие факторы. В частности, уровень подготовленности педагогов по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, напрямую влияет на эффективность коммуникативных навыков и речевых навыков дошкольников [3]. Кроме того, интересующий нас процесс включает продуцирование образовательных инноваций [4] и способность поддерживать речевую инициативу детей (А. Драайсма, Ф. Мейерс и М. Куиджперс) [9].

136

Образовательная среда в дошкольной организации, согласно ФГОС ДО, представляет собой комплекс условий, обеспечивающих всестороннее развитие детей и состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:

- взаимодействие субъектов педагогического процесса;

- развивающая предметно пространственная среда;

- содержание дошкольного образования [12].

Научное определение развивающей речевой

среды было дано Л.П. Федоренко. Ее исследования в области методики развития детской речи легли в основу нескольких авторских учебников. Так, в учебнике для педагогических вузов, она выделяет два типа речевой среды: естественную, в которой ребенок существует постоянно, определяя стиль и средства общения со взрослыми, сверстниками самостоятельно, в зависимости от заданной ситуации (данную среду можно назвать «непреднамеренной, свободной» (примечание авторов статьи), и искусственную, специально созданную, четко продумаю и целенаправленную, предполагающую усвоение ребенком норм и правил речевого общения [14].

Говоря о потенциале речевой среды в развитии общения, М.Р. Львов отмечал, что от созданной атмосферы «высокой культуры речи» зависит речевая грамотность детей. При этом, ученый писал, что лучший из возможных вариантов, когда «искусственная речевая среда превращается в школе в естественную» [6].

И если приведенные исследования авторов можно отнести к классике отечественной дидактической системы в области речевого развития подрастающего поколения, то стоит отметить, что изыскания данной проблематики интересуют и современных ученых, что, по мнению авторов статьи, только подчеркивает ее актуальность. Так в исследовании О.Е. Дроздовой появляется новая интерпретация речевой среды - «единая речевая среда». Она наделяет данную дефиницию аксиологическим содержанием, предполагающим системное и осознанное отношение к языку и речи всех субъектов образовательного процесса [2].

Переходя к предметному содержанию образовательной среды в речевом аспекте, следует обратиться к Стандарту дошкольного образования, который четко определяет его компонентный состав: накопление словарного запаса, воспитание фонетической культуры, развитие звуковой аналитико-синтетической деятельности, владение связностью речи и словесно-творческую активность [12].

Согласно цели и логике настоящего исследования, обратимся к анализу проблемы готовности педагогов ДОО к проектированию образовательной речевой среды. Понимание того, что готовность к какой-либо деятельности является непременным условием ее успешной реализации, доказана многочисленными теоретическими исследованиями и практическими разработками. Назовем лишь некоторые из них, касающиеся готовности

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023

педагогов к инновационной деятельности в различных областях знаний: Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган [8], Н.С. Пономарева [10] и др.

Основополагающим фактором готовности педагогов ДОО к проектированию речевой среды считается их потребность в преобразовании, улучшении профессиональной деятельности, что опосредованно приводит к эффективному воздействию на образовательный процесс и обучающихся [5].

Исследовательская часть.

Проблема проектирования образовательной речевой среды как никогда важна для дошкольных образовательных организаций. Именно в дошкольном детстве происходит накопление словарного запаса, закладываются основы коммуникативных навыков и активного усвоения норм и правил употребления грамматический категорий и синтаксических конструкций. Очевидно, что именно от правильно созданного речевого пространства, в которой постоянно находится ребенок, зависит культура владения родной речью [1].

Речевая среда должна базироваться на двух основных аспектах: взаимодействие педагогов ДОО и родителей в вопросах речевого развития детей; совершенствование профессионального мастерства педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Стремление к самореализации с учетом складывающихся «условий профессиональной деятельности педагога явно недостаточно, так как коммуникационные образовательные технологии предъявляют новые требования к его компетентности. Поэтому возникает вопрос о потенциале профессионального саморазвития и самореализации педагога в целом. Этот потенциал зависит от условий профессиональной деятельности и связан с мотива-ционной сферой личности» [6].

Как показывает практика, проектирование образовательной среды невозможно без четкого понимания ее структуры. В качестве основных компонентов таковой можно назвать: когнитивно-целевой, мотивационно-деятельностный, рефлексивный. Содержательное наполнение данных компонентов наиболее эффективно происходит на курсах повышения квалификации педагогов.

В структуре Шадринского государственного педагогического университета длительное время функционирует управление дополнительного образования и международной деятельности. В рамках деятельности которого было проведено масштабное исследование по изучению готовности педагогов ДОО к проектированию образовательной среды по развитию речи детей дошкольного возраста. В исследовании приняли участие педагоги дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) г.Шадринска и Шадринского района в количестве 256 человек. При изучении основных вопросов анкеты мы получили следующие результаты.

Все педагоги ДОО (100%) осознают важность овладения родным языком в дошкольном детстве.

В целом, они представляют сущность работы по речевому развитию дошкольников (87,5%), однако их когнитивный компонент является недостаточно сформированным. Так, 50% педагогов слабо владеют инновационными технологиями развития речи детей дошкольного возраста, особенно применения ИКТ. Еще более отдаленные представления обнаружили практические работники ДОО (62,5%) о способах коррекции различных нарушений речи детей. Интересными оказались результаты ответов педагогов о понимании совместной работы с родителями детей: несмотря на то, что в эффективности объединения усилий в развитии речи дошкольников убеждены 75% воспитателей, 14,5% всех опрошенных считают, что родители не обладают необходимыми компетенциями, поэтому надобности в привлечении их к целенаправленному процессу обучения детей родной речи нет. При этом, 10,5 % реципиентов, вовсе, ответили, что развитие речи детей - обязанность их родителей, а детский сад призван оказывать присмотр и уход за детьми-дошкольниками.

Следует отметить, что анкетирование показало, что некоторая часть опрошенных воспитателей понимают свой существенный вклад в проектирование среды по речевому развитию дошкольников (37,5%), чуть больше отметили, что это прерогатива администрации ДОО (43,7%), остальные ответы были объединены в общую группу и составили 18,8%, их авторы перекладывали ответственность на разных специалистов, например, логопедов, и, социальных партнеров.

Как было отмечено выше, проектирование образовательной среды по развитию речи следует воспринимать как инновационную деятельность, поэтому, значимыми для исследования были вопросы, отражающие внутреннюю мотивацию педагогов на готовность осуществлять данную деятельность. Ангажированность - искреннее желание в создании нового образовательного пространства была обнаружена у 62,5% всех опрошенных. При этом почти 75% от участвующих в анкетировании педагогов отмечали недостаточность теоретико-методической подготовки в данном вопросе.

Таким образом, полученные в анкетировании данные выявили необходимость повышения педагогической компетенции педагогов по проблеме проектирования речевой образовательной среды в ДОО.

Для достижения данной цели в обозначенной компетентности педагогов покажем содержательное наполнение выделенных выше компонентов готовности педагогов к проектированию интересующего нас вида образовательной среды при прохождении курсов повышения квалификации:

- когнитивно-целевой - предполагает формирование кругозора, определенного объёма знаний педагога по изучаемой проблеме (развитие речи дошкольников), четкая постановка целевых ориентиров на создание образовательной пред-

метно-речевой среды; знание педагогических методов и приёмов формирования ценностного отношения к культуре родной речи;

- мотивационно-деятельностный - воспитание внутренней потребности педагога к расширению и углублению собственных знаний инновационных социально-коммуникативных технологий, практическое создание речевой среды и наполнение разных видов детской деятельности аспектами развития речи;

- рефлексивный - готовность к применению практических умений и навыков педагогом проектировать образовательную речевую среду, а также потребность к самообразованию по вопросам речевого развития дошкольников.

При реализации каждого компонента необходимо учитывать формы и методы работы с педагогами ДОО в процессе повышения квалификации.

В образовательные программы курсов повышения квалификации педагогов ДОО «Актуальные проблемы дошкольного образования на современном этапе», «Современные технологии развития, воспитания и обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО», «Инновационные технологии в дошкольном образовании», реализованных в 2023 году были включены темы не только ознакомления с социально-коммуникативными технологиями, анализа особенностей речевого развития, но и разработка педагогического проекта по проектированию речевой образовательной среды.

В рамках теоретического обучения в программу курсов включены следующие темы «Связь мышления и речи: использование когнитивных приемов в работе воспитателя», «Ознакомление с художественной литературой как средством речевого развития дошкольников», «Формирование основ читательской грамотности», «Культура речи воспитателя - важный аспект речевой среды», «Типичные нарушения речи детей и приемы их коррекции», «Принципы создания развивающей речевой среды в ДОО». Помимо конкретной тематики по методике развития речи, слушатели знакомились с нормативными актами и методическими документами, в которых регламентируются работа по развитию речи детей.

Практические занятия проводились с использованием активных форм и методов обучения. Так, со слушателями курсов был проведен круглый стол на тему «Содержательное наполнение речевой и социально-коммуникативной образовательных областей ДО» на которых обсудили существующие практики речевого и коммуникативного развития детей-дошкольников. На организованной дискуссии «Технологии обучения детей диалогу в теории и практике дошкольного образования» воспитатели ДО поделились технологиями, которые используют в своей работе, отметили наиболее эффективные из них, особое внимание было уделено тем приемам и методам, которые не являются перспективными в речевом развитии детей. Интерес-

ными, по мнению слушателей курсов, были мастер-классы, проведенные на базе детских садов города Шадринска. На данных мастер-классах воспитатели не просто наблюдали за проведением конкретной образовательной деятельностью педагогов конкретного ДОО, но и имели возможность отработать практические навыки в работе с детьми по развитию речи, а также взаимодействия с родителями воспитанников. Например, слушателями были предложены информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по развитию и коррекции речи детей. Особо значимым при учебном выходе в дошкольное образовательное учреждение является возможность анализа организации развивающей речевой среды. После посещения детского сада слушатели, используя кейс-метод, составляли программу (план) проектирования предметно-пространственной образовательной среды, способствующей развитию речи дошкольников.

Как было сказано выше, программы курсов повышения квалификации предполагают образовательную мини-стажировку, которые проходят на опорных площадках. Между ШГПУ и базовыми площадками - МБДОУ № 5, 16, 33 г. Шадринска заключены договора о сотрудничестве. Это позволяет представить слушателям разнообразные модели организации образовательного процесса, в целом, и специфику работы детского сада по речевому развитию детей, в частности. Мини-стажировки на базовых площадках проводятся как в опНпе, так и offline режимах. При этом заранее согласовывается с детским садом тематика и определяется педагог - автор успешной речевой практики, который диссеминирует опыт своей работы.

Познавательный материал, который лежит в основе сюжетной линии обучения и игровых заданий способствует формированию компонентов речевой образовательной среды, а также ценностного отношения к родному языку и осознания важности данной работы с детьми дошкольного возраста.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что у слушателей курсов формируются представления о том, что проектирование речевой образовательной среды является необходимым и достаточным условием для овладения детьми родным языком. Успешность ее функционирования определяется вовлеченностью педагогов в создание процесса речевого развития детей, а также привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности для эффективной реализации данного процесса.

Понимая развивающую образовательную речевую среду как специально созданное пространство ДОО, включающее рациональную предметную обстановку, способствующую речевому развитию, а также формированию коммуникативных навыков (уголок книги, разные виды театров, сю-жетно-игровые зоны и др.); культуру речи окружа-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 138_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_ 2542-°291

ющих ребенка взрослых (памятуя, что речь усваивается по подражанию); содержательное наполнение образовательных областей «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» (по ФГОС ДО).

При этом, правильно спроектированная речевая среда должна обеспечить:

- формирование фонетико-фонематического восприятия;

- совершенствование артикуляционной моторики;

- закрепление навыков правильного произношения звуков;

- обогащение словаря, овладение обобщающими понятиями;

- уместное употребление лексико-граммати-ческих конструкций;

- развитие и свободное использование связной

речи;

- становление коммуникативных навыков.

Нахождение детей в специально организованной речевой среде способствует формированию речи с перечисленными качествами.

Заключение.

Для того чтобы успешно существовать в обществе, каждому индивиду необходим важнейший навык - общение с другими людьми. Как указывают ученые, «часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение - речь» [1].

Проведенное и описанное в настоящей статье исследование свидетельствует о том, что часть педагогов системы дошкольного образования не осознает важности правильно организованной речевой среды в ДОО в развитии речи, а также необходимости ознакомления с новыми технологиями в повы-

шении профессионального мастерства. В этом, полученные авторами данные подтверждаются результатами исследований М.А. Peters, Р. Jandric, которые считают, что «в эпоху цифрового разума требуется принципиально новая философия образования» [15]. Это также соотносится с мнением J. Portillo, Lopez de la Serna A., которые «в качестве перспектив динамики образовательных систем рассматривают возможности профессионального развития педагогов» [9].

В качестве осознаваемых барьеров повышения профессиональных навыков воспитатели ДОО считают неготовность к работе в современных условиях и недостаточные навыки владения инновационными речевыми и коммуникационными технологиями. То есть, несмотря на кажущуюся простоту таких барьеров, тем не менее почти половина опрошенных педагогов отмечают их актуальность для себя лично. При этом для преодоления такого рода препятствий, большинство воспитателей считают необходимым формирование мо-тивационной и деятельностной готовности, то есть освоение практических навыков. Нивелирование этих трудностей, по мнению большинства воспитателей ДОО, принадлежит регулярному прохождению курсов повышения квалификации.

В программы курсов повышения квалификации воспитателей должны быть включены вопросы, рассматривающие различные аспекты детской речи, согласно ФГОС ДО «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [12].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белянин, В.П. Психолингвистика : учебник / В.П. Белянин. - Москва : Флинта ; МПСИ, 2003. - 232 с. - Текст : непосредственный.

2. Дроздова, О.Е. Единая речевая среда образовательного учреждения и проблемы профессиональной подготовки учителей / О.Е. Дроздова. - Текст : непосредственный // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам : материалы II Всерос. науч.-практ. конф., г. Москва, 18 апр. 2019 г. / сост. О.Е. Дроздова, М.И. Шаповалов. - Москва : МПГУ, 2019. - С. 11-18.

3. Ильина, Т.А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т.А. Ильина, Е.А. Сергеева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 5 (243). - С. 175-177.

4. Козилова, Л.В. Профессиональное саморазвитие преподавателя педагогического вуза в условиях трансформации образовательной среды / Л.В. Козилова. - Текст : непосредственный // Педагогика и просвещение. - 2020. - № 4. -С. 106-121.

5. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2002. - 343 с. - Текст : непосредственный.

6. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / М.Р. Львов. - Москва : Просвещение, 1988. - 240 с. - Текст : непосредственный.

7. Модель мониторинга эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы / Л.Н. Хар-ченко [и др.]. - Текст : непосредственный // Helix. The Scientific Explorer. - 2018. - № 8 (6). - С. 4696-4701.

8. Пономарева, Л.И. Практико-ориентированные механизмы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология : науч. журн. - 2021. - Вып. 72, ч. 4. - С. 218-221.

9. Выявление готовности педагогов к организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации / Л.И. Пономарева, О.В. Крежевских, И.В. Колмогорова, Н.В. Скоробогатова. - Текст : непосредственный // Перспективы науки и образования. - 2023. - № 2 (62). - С. 677-692.

10. Пономарева, Н.В. Формирование развивающей речевой среды: опыт образовательных организаций Иркутской области / Н.В. Пономарева. - Текст : непосредственный // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам : материалы III Всерос. науч.-практ. конф., г. Москва, 2020 г. / сост. О.Е. Дроздова. - Москва : МПГУ, 2020. - С. 63-69.

11. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ : от 26.04.2007. - URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24203. - Текст: электронный.

12. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ от 17 окт. 2013 г. № 1155. - URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/186-fgos-do?ysclid=lde2g0ivk7796175393. - Текст : электронный.

13. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/708566b2fd52d51 c70e2f0c8e02abb2d81 a6c22e/. - Текст : электронный.

14. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Ло-тарев, А.Н. Николаичева. - 2-е изд., дораб. - Москва : Просвещение, 1984. - 240 с. - Текст : непосредственный.

15. Maussumbayev, R. Development of research capacity of a future social pedagogue in the face of digital technologies / R. Maussumbayev, R. Toleubekova, K. Kaziyev. - Text : direct // Education and Information Technologies. - 2022. - № 27. - Р. 6947-6966.

REFERENCES

1. Beljanin V.P. Psiholingvistika: uchebnik [Psycholinguistics]. Moscow: Flinta; MPSI, 2003. 232 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Drozdova O.E. Edinaja rechevaja sreda obrazovatel'nogo uchrezhdenija i problemy professional'noj podgotovki uchitelej [The unified speech environment of an educational institution and the problems of teacher training]. Drozdova O.E. (eds.) Metapredmetnyjpodhod v obrazovanii: russkij jazyk v shkol'nom i vuzovskom obuchenii raznym predmetam: materialy II Vse-ros. nauch.-prakt. konf., g. Moskva, 18 apr. 2019 g. [Meta-subject approach in education: Russian in school and university teaching of various subjects]. Moscow: MPGU, 2019, pp. 11-18.

3. Il'ina T.A., Sergeeva E.A. Rechevoe razvitie v sootvetstvii s FGOS doshkol'nogo obrazovanija [Speech development in accordance with the Federal State Educational Standard for Preschool Education]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2019, no. 5 (243), pp. 175-177.

4. Kozilova L.V. Professional'noe samorazvitie prepodavatelja pedagogicheskogo vuza v uslovijah transformacii obra-zovatel'noj sredy [Professional self-development of a teacher of a pedagogical university in the conditions of transformation of the educational environment]. Pedagogika i prosveshhenie [Pedagogy and Enlightenment], 2020, no. 4, pp. 106-121.

5. Leont'eva D.A. (ed.) Sovremennaja psihologija motivacii [Modern psychology of motivation]. Moscow: Smysl, 2002. 343 p.

6. L'vov M.R. Slovar'-spravochnik po metodike russkogo jazyka: ucheb. posobie dlja studentov ped. in-tov po spec. № 2101 «Rus. jaz. i lit.» [Dictionary-reference book on the methodology of the Russian language]. Moscow: Prosveshhenie, 1988. 240 p.

7. Harchenko L.N., et al. Model' monitoringa jeffektivnosti professional'noj dejatel'nosti prepodavatelja vysshej shkoly [The model of monitoring the effectiveness of the professional activity of a higher school teacher]. Helix. The Scientific Explorer, 2018, no. 8 (6), pp. 4696-4701.

8. Ponomareva L.I., Gan N.Ju. Praktiko-orientirovannye mehanizmy podgotovki budushhih pedagogov k professional'noj dejatel'nosti [Practice-oriented mechanisms of training future teachers for professional activity]. Problemy sovremennogo ped-agogicheskogo obrazovanija. Ser.: Pedagogika i psihologija: nauch. zhurn. [Problems of modern pedagogical education. Ser.: Pedagogy and Psychology], 2021, issue 72, ch. 4, pp. 218-221.

9. Ponomareva L.I., Krezhevskih O.V., Kolmogorova I.V., Skorobogatova N.V. Vyjavlenie gotovnosti pedagogov k organ-izacii rannej proforientacii v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii [Identification of teachers' readiness to organize early career guidance in a preschool educational organization]. Perspektivy nauki i obrazovanija [Prospects of science and education], 2023, no. 2 (62), pp. 677-692.

10. Ponomareva N.V. Formirovanie razvivajushhej rechevoj sredy: opyt obrazovatel'nyh organizacij Irkutskoj oblasti [Formation of a developing speech environment: the experience of educational organizations of the Irkutsk region]. Drozdova O.E. (ed.) Metapredmetnyj podhod v obrazovanii: russkij jazyk v shkol'nom i vuzovskom obuchenii raznym predmetam: materialy III Vseros. nauch.-prakt. konf., g. Moskva, 2020 g. [Meta-subject approach in education: the Russian language in school and university teaching of various subjects]. Moscow: MPGU, 2020, pp. 63-69.

11. Poslanie Prezidenta Rossii Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniju RF: ot 26.04.2007 [Message of the President of Russia Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation]. URL: http://kremlin.ru/events/president/tran-scripts/24203.

12. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija: prikaz ot 17 okt. 2013 g. № 1155 [About the approval of the federal state educational standard of preschool education]. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/186-fgos-do?ysclid=lde2g0ivk7796175393.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2542-U291

13. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 17.02.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 28.02.2023) [About education in the Russian Federation]. URL: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/708566b2fd52d51 c70e2f0c8e02abb2d81 a6c22e/.

14. Fedorenko L.P., Fomicheva G.A., Lotarev V.K., Nikolaicheva A.N. Metodika razvitija rechi detej doshkol'nogo vozrasta: ucheb. posobie [Methods of speech development of preschool children]. Moscow: Prosveshhenie, 1984. 240 p.

15. Maussumbayev R., Toleubekova R., Kaziyev K. Development of research capacity of a future social pedagogue in the face of digital technologies. Education and Information Technologies, 2022, no. 27, pp. 6947-6966.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Л.И. Пономарева, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и социального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: ldm1020@mail.ru.

О.В. Калинина, кандидат психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, начальник управления дополнительного образования и международной деятельности, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: kalininaolga23@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

L.I. Ponomareva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: ldm1020@mail.ru.

O.V. Kalinina, Ph.D. in Psychological Sciences, Professor, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Head of the Department of Additional Education and International Activities, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: kalininaolga23@mail.ru.

УДК 378.174 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_141

Дмитрий Викторович Семикин, Юлия Геннадьевна Семикина, Анна Анатольевна Кинаш

г. Волгоград

Образовательно-воспитательный потенциал межпредметного метода проектов в

высших учебных заведениях

В статье рассмотрен образовательно-воспитательный потенциал межпредметного метода проектов в высших учебных заведениях. Рассмотрены способы повышения эффективности использования проектной деятельности для формирования межпредметных связей как средства самообразования студентов и формирования у них профессиональных компетенций. Проанализирован опыт, полученный в процессе реализации проекта «Освещение СМИ культурно-исторического наследия ЧМ по футболу 2018 в Волгоградской области; осмысление и использование полученного опыта в условиях современной цифровой образовательной среды». Авторы последовательно доказывают, что использование проектного метода не только способствует профессиональной ориентации студентов, но и дает им возможность достичь самоопределения, социализации, сформировать ответственность, способность к самостоятельной работе. Даны рекомендации, позволяющие повысить эффективность использования межпредметного проектного метода в условиях цифровой образовательной среды.

Ключевые слова: образовательно-воспитательный потенциал, межпредметные связи, метод проектов, вуз, методика обучения.

Dmitriy Viktorovich Semikin, Yulia Gennadyevna Semikina, Anna Anatolyevna Kinash

Volgograd

Educational potential of the interdisciplinary method of projects in higher educational

institutions

The article deals with educational potential of the interdisciplinary method of projects in higher educational institutions. The authors suggest different ways to increase the efficiency of the use of project activities for the formation of interdisciplinary relationships as a means of self-education of students and the formation of their professional competencies.

The article also includes analysis of the experience gained in the course of implementation of the project «Media coverage of the cultural and historical heritage of the 2018 FIFA World Cup in the Volgograd region. Understanding and using of the experience gained in modern digital educational environment». Use of the project method not only contributes to professional orientation of students, but also gives them the opportunity to achieve self-determination, socialization, responsibility, the ability to work independently. Recommendations are given to increase the effectiveness of the use of the interdisciplinary method of projects in a digital educational environment.

Keywords: educational potential, interdisciplinary relationships, method of projects, educational institution, teaching methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.