Н. В. Пунченко
(Санкт-Петербург)
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПОЛИСУБЪЕКТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы и представлен опыт практической работы по подготовке к эффективному полисубъектному взаимодействию с семьей на основе принципа преемственности в условиях постдипломного педагогического образования. Дан анализ эффективности разработанной и внедренной модульной программы «Воспитательный потенциал семьи»
Проблема взаимодействия образовательного учреждения с семьей, педагога с родителями является важнейшей составляющей общей профессиональной подготовки педагога. Основные подходы такой подготовки базируются на методологических и дидактических основах профессионального образования и входят в систему постдипломного педагогического образования.
В то же время необходимость взаимодействия образовательного учреждения и семьи декларируется в теории, но реально не находит широкого воплощения в практике современной системы образования. Выделяют следующие причины такого рассогласования:
- противоречивость современной социокультурной ситуации, влияющей на мотивацию педагогов и родителей к взаимодействию и способы его осуществления;
- неразработанность эффективной педагогической технологии взаимодействия в условиях вариативной образовательной системы;
- недостаточная подготовленность специалистов к осуществлению взаимодействия с семьей [2].
Идея непрерывного образования выступает в качестве важнейшего социально-педагогического принципа, отображающего современную тенденцию построения образования как целостной системы, направленной на развитие личности и составляющей условие социального прогресса [1, 4].
Проблема полисубъектности в настоящее время выходит на одно из значимых мест в теоретико-прикладных исследованиях психологической науки. Взаимодействие с семьей есть по-лисубъектное взаимодействие, «представляющее собой сложную систему особых отношений между личностями, входящими в совокупную личностную структуру (полисубъект), проявляющую себя в реализации как определенной
группы людей, связанных между собой общностью целей и других признаков» [6]. Инструментально полисубъектное взаимодействие заключается в создании условий для организации совместной деятельности и общения субъектов, функционально полисубъектное взаимодействие есть принятие партнерами самого факта существования друг друга и построение принимающих субъект-субъектных отношений [3, 6]. Поэтому подготовку к взаимодействию с семьей можно назвать подготовкой к полисубъект-ному взаимодействию.
Для повышения качества подготовки специалистов нами была разработана и внедрена модульная программа «Воспитательный потенциал семьи». Она носила вариативный характер.
Изучение эффективности программы по подготовке к взаимодействию с семьей в ПДО проводилось в Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования. В нем принимали участие слушатели курсов по семейной проблематике в количестве 437 человек - педагоги и педагоги-психологи Санкт-Петербурга со стажем от 5 до 25 лет.
При зачислении на курсы выявлялся первоначальный уровень готовности слушателей по данной программе, определялись потребности педагогов в определенных знаниях и умениях:
1. Желание понять и принять современную семью, те сложные процессы, которые связаны с особенностями социальной ситуации.
2. Умение сотрудничать в системе семья-школа, наладить контакт с родителями, быть соратником, как профессионал.
3. Необходимость освоения современных знаний по педагогике, возрастной психологии и психологии семьи, социальным наукам.
4. Овладение новыми формами и технологиями взаимодействия с семьей.
5. Развитие коммуникативных умений: слу-
64
Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования
Таблица 1
Результаты исследования эффективности реализации образовательной программы.
Динамика деятельно-технологического компонента обучения. Процент обучающихся, не испытывающих профессиональных затруднений (по годам)
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Среднее
До обучения 49 49 56 54 59 54 56 51 53,5
После обучения 82 83 77 88 83 82 86 87 83,5
Мотивационно-отношенческий компонент.
Среднее значение баллов по всем мотивациям (по годам)
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Среднее
До обучения 1,36 1,36 1,86 1,33 1,02 1,07 1,25 1,28 1,316
После обучения 2,41 2,45 2,93 2,49 2,18 2,39 2,56 2,46 2,484
шать и слышать, способность договориться с родителями о разделении ответственности за обучение и воспитание.
В основу программы по подготовке педагогов к взаимодействию с семьей в условиях пот-сдипломного образования была положена идея сближения знаний и опыта предшествующих этапов образования в колледже и вузе, их «интеграционного согласования» [1, 3] как важного принципа преемственности обучения.
Структура программы включает 7 модулей, внутренне связанных между собой общими идеями: «Подготовка к полисубъектному взаимодействию с семьей», «Диагностика семьи и семейных отношений», «Взаимодействие с семьями разного типа», «Консультирование семьи», «Тренинг взаимодействия с семьей», «Коммуникативная культура педагога», «Конфликты в образовательном пространстве семья - ОУ».
Вводный контроль показал, что слушатели имеют достаточно хорошие теоретические знания, но часто они не способны решать практические задачи, владеют лишь внешней стороной деятельности (сначала делает, а потом анализирует), при этом не вскрываются закономерные связи между компонентами процесса, часто копируются действия других.
Модульный принцип построения программы позволил установить оптимальное соотношение между традиционными формами работы и такими современными методами, как лекция-диалог, семинары-тренинги, ролевые игры, кейс-стади, индивидуальная и групповая проектно-исследовательская деятельность. В ходе решения практических задач отрабатывались
практические умения, способность планировать стратегию и предвидеть результат. В итоге мы получили значительные изменения по деятельностно-технологическому компоненту профессиональной компетентности (табл. 1).
В ходе обучения материал, изученный на предыдущих этапах, не повторялся - использовались практикоориентированные активные методы и моделирование сложных проблемных ситуаций, что позволило отработать практические навыки, решать сложные педагогические задачи не в логике предмета, а в логике практической деятельности.
Данные, полученные в процессе эксперимента, были приведены к виду, удобному для статистической обработки. Для этого мы рассчитали процентное отношение слушателей, не испытывающих профессиональных затруднений при взаимодействии с семьей, к общему числу обучающихся.
В процессе обучении возросла мотивация к взаимодействию с семьей. С целью изучения мотивации, направленности на семью и желания взаимодействовать с семьей была использована методика «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда. Анализ экспериментальных данных показал, что в ходе решения практических задач слушатели осознали значимость и психологический смысл полисубъектного взаимодействия, изменили отношение, приобрели уверенность и стремление к диалоговым формам общения (табл. 1). Успешность в деятельности повысила интерес и стремление самостоятельно распознавать задачи и разрабатывать новые подходы при их решении.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (20) 2009
65
Эмпирический анализ классификации суждений слушателей, прошедших программу, представлен следующим образом.
1. Приобрели уверенность: «поняла, что могу успешно работать с родителями», «поверила в свои силы», «я поборола в себе барьер перед родителями», «могу уверенно держаться с родителями», «стала в себе уверенней», «теперь работа с родителями меня не пугает», «стала более реально представлять особенности взаимодействия с семьей как полисубъектом».
2. Сформировали опыт (новые знания, умения): «научилась работать с разными типами родителей», «расширилось представление о современной семье», «узнала новые стороны взаимодействия с родителями», «стала понимать необходимость устанавливать контакт с родителями независимо от их личностных особенностей», «познакомилась с опытом других педагогов», «получила удовольствие от исследовательской работы», «приобрела практический опыт решения нестандартных задач»,
«увидела много трудностей, с которыми я могу столкнуться».
Литература
1. Андрагогика постдипломного образования : науч.-метод. пособие / под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской. - СПб.: СПбАП-ПО, 2007.
2. Березина Т. А. Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в современных социокультурных условиях // Мир современной семьи: проблемы, поиски, надежды. - СПб., 2006. - С.7-8.
3. Вачков И. В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию // Вопросы психологии. - 2007. - №3. - С.16-29.
4. Вербицкий А. А., Нечаев Н. Н. Юрисов В. А. Концептуальные основы перехода к непрерывному образованию. - М.: НИИ ВШ, 1989.
- С.40.
5. Власюк И. В. Ориентация будущих учителей на ценностное взаимодействие с семьей : автореф. ... канд. пед. наук. - 1998.
6. Иванова С. П. Учитель 21 века: ноопсихологический подход к анализу психологической готовности к педагогической деятельности // Психология полисубъектного взаимодействия в социальнопедагогической среде. - Псков, 2000. - С.62-77.
7. Тимошкова Ж. С. Создание образовательных программ на основе модульного подхода для системы образования взрослых // Образование взрослых для новой России. - М., 2004. - С.44.
3. Развили свои способности: «четче стала определять цель и средства взаимодействия с семьей», «научилась прогнозировать отдельные последствия при взаимодействии с семьей», «научилась отслеживать результаты своей деятельности», «устанавливаю полисубъект-ные отношения», «могу корректировать свои отношения с родителями», «научилась самостоятельно анализировать и решать новые задачи». Данные результаты могут свидетельствовать об эффективности внедрения разработанной программы.
В заключение следует отметить, что решение любой задачи в образовательном процессе невозможно без эффективного профессионального взаимодействия с семьей. Подготовка педагогов к полисубъектному взаимодействию с семьей в процессе повышения квалификации путем внедрения модульных программ может существенно повысить их компетентность, уменьшить количество конфликтных ситуаций, оптимизировать отношения всех участников воспитательного процесса.
бб
Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования