УДК 377.018.48
Казакова М.А.
Институт развития образования Омской области E-mail: [email protected]
принципы андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной
переподготовке педагогических кадров
Данная статья раскрывает специфику организации андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогических кадров. В статье приведены результаты контент-анализа современных научных трудов, которые доказывают, что вопросы профессиональной переподготовки педагогов разработаны на сегодняшний день недостаточно глубоко. Особой разработки в направлении краткосрочной профессиональной переподготовки педагогических работников требует организация андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, а именно, принципы андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогических кадров.
На основе контент-анализа эмпирической базы дополнено содержание педагогической науки об андрагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса. В статье актуализировано и уточнено содержание принципов, которые должны лечь в основу организации субъект-субъектного взаимодействия андрагогов и слушателей профессиональной переподготовки педагогов. на основе андрагогических принципов обучения, с учетом особенностей педагогических работников как субъектов андрагогического взаимодействия образовательного процесса в профессиональной переподготовке, специфики самого образовательного процесса профессиональной переподготовки раскрываются и уточняются принципы, регулирующие андрагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогических кадров.
Принципы андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогических кадров могут в дальнейшем использоваться при отборе образовательных технологий, форм организации образовательной деятельности взрослых обучающихся (педагогов), средств обучения, способов и инструментария оценивания результатов взаимодействия преподавательского состава и слушателей профессиональной переподготовки. Результаты, приведенные в статье, могут быть использованы в работе профессорско-преподавательским составом учреждений дополнительного профессионального образования и образовательных организаций, реализующих программы профессиональной переподготовки.
Ключевые слова: андрагогическое взаимодействие, профессиональная переподготовка, педагогические кадры, взаимодействие субъектов, принципы андрагогического взаимодействия.
В современной ситуации модернизации российского образования педагогические работники сталкиваются с необходимостью оперативно осваивать новые виды деятельности, готовиться к выполнению новых функций, приобретать новые профессиональные компетенции.
В связи с этим в последнее время стремительно возрастает потребность педагогов в осуществлении непрерывного образования. Современный педагог, который испытывает мотивацию быть конкурентоспособным и не отставать от изменений, происходящих в практике, проявляет активность в получении неформального и информального образования. В педагогическом сообществе востребованы сегодня мастер-классы по актуальным проблемам, научно-практические и практические конференции, семинары, конкурсы профессионального мастерства, педагогические фестивали
и марафоны, участие в работе проектировочных и творческих групп по конкретным направлениям, связанным непосредственно с практической деятельностью, работа в различных лабораториях и методических объединениях и многое другое. Самообразование и саморазвитие педагогических кадров также выступают сегодня необходимым условием для того, чтобы осуществляемая ими деятельность соответствовала современным требованиям, отвечала запросам общества на получение качественного и доступного общего образования, была продуктивна и эффективна.
Однако стоит отметить, что наряду с важностью и актуальностью формального и неформального образования, не менее востребованным среди педагогов в современных условиях становится и получение формального образования. Так, например, бюджетным образовательным учреждением Омской области допол-
нительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области» ежегодно по запросам педагогов реализуется более 400 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для 13-15 тысяч педагогических работников региона.
Особого внимания со стороны преподавательского состава образовательных учреждений, осуществляющих повышение квалификации и профессиональную переподготовку, требуют проблемы обучения педагогических кадров. В современных исследованиях по вопросам дополнительного профессионального образования достаточно широко освещены различные аспекты повышения квалификации педагогических работников.
Так как в последние годы возрастает количество педагогов, которые принимают решение в краткие сроки приобрести новые профессиональные компетенции, на первый план, на наш взгляд, выступают вопросы, связанные с организацией образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических кадров. Проблемы профессиональной переподготовки, согласно результатам проведенного контент-анализа актуальных научных трудов, разработаны на сегодняшний день недостаточно глубоко. Особой разработки требует проблема краткосрочной профессиональной переподготовки педагогических работников в части андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, а именно, принципов андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогических кадров. Данный аспект в научных публикациях в настоящий момент не разработан, о чем свидетельствуют результаты проведенного контент-анализа последних исследований.
В качестве эмпирической базы для проведения контент-анализа выступали научные публикации, в которых авторами представлены результаты исследований по вопросам проведения профессиональной переподготовки педагогов в современных условиях.
Первоначально материал для проведения исследования отбирался по ключевым словам в массиве публикаций, представленных в разделе 14.00.00 «Народное образование. Педа-
гогика» научной электронной библиотеки eLi-brary.Ru. Для отбора публикаций были заданы хронологические рамки с 2010 по 2015 гг. Так, по ключевым словам «профессиональная переподготовка педагогических работников» найдена всего 1 статья, по словам «андрагогическое взаимодействие субъектов» - 2 статьи, по ключевым словам «принципы андрагогического взаимодействия субъектов», «взаимодействие субъектов образовательного процесса» не найдено ни одной статьи.
Данный результат подтверждает, что проблема андрагогического взаимодействия субъектов профессиональной переподготовки и его принципов в настоящее время не решена. Исходя из этого, необходимо обосновать принципы андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогических кадров, уточнить и дополнить их содержание.
С этой целью был проведен повторный отбор эмпирической базы. Повторный отбор для осуществления контент-анализа последних исследований и публикаций, в которых заложены основы решения данной проблемы, проводился по параметру «в полном тексте публикации» в массиве публикаций того же раздела электронной библиотеки. Хронологические рамки отбора те же - с 2010 по 2015 гг.
Так, из найденных по результатам запроса 245 трудов было отобрано 22 публикации, в которых авторами раскрываются принципы образовательного процесса при обучении взрослых.
По результатам проведенного анализа содержания публикаций стало возможно выделить три основных направления, которым посвящены работы о принципах обучения взрослых:
Общедидактические принципы образовательного процесса в вузе.
Обосновывая андрагогические концепции как важную методологическую основу профессионального образования будущего учителя, авторы называют принципы образовательного процесса, которые обусловлены психофизиологическими, социальными, профессиональными особенностями обучающихся и спецификой условий их обучения. Наряду с андрагогически-ми принципами выделяются праксиологические принципы обучения студентов.
Коротаева Е.В. среди актуальных направлений педагогической науки и практики выделяет такое современное интегративное направление, как «педагогика взаимодействий». Автор предлагает свой взгляд на проблему оптимизации педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в современных условиях вузовского образования и отмечает дальнейшую необходимость разработки закономерностей, принципов, методов, перспектив и адаптивных технологий организации взаимодействий, начиная с межличностных контактов и заканчивая общими процессами образовательного пространства [12, с. 49].
Общедидактические принципы постдипломного педагогического образования (образовательный процесс повышения квалификации).
В работах, посвященных специфике постдипломного педагогического образования как самостоятельной образовательной системы, авторы опираются на принципы модернизации педагогического образования, положения андрагогического подхода и учитывают ярко выраженную специфику самого процесса повышения квалификации.
Принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В публикациях, посвященных взаимодействию субъектов образовательного процесса, принципы взаимодействия сформулированы на основе принципов адаптивного обучения.
Результаты контент-анализа публикаций по проблеме принципов организации образовательного процесса взрослых обучающихся представлены в таблице 1.
Большинство современных исследователей отмечают в своих работах, что принципы являются регуляторами протекания образовательного процесса, задают характер и стратегию действий всех его субъектов.
Анализ содержания трудов по проблеме дополнительного профессионального образования показывает, что их авторы особо подчеркивают значимость системы повышения квалификации как наиболее мобильной подсистемы непрерывного образования.
Проблемам профессиональной переподготовки педагогических кадров уделено недостаточное внимание. Отметим, что проблеме
взаимодействия субъектов образовательного процесса посвящено крайне мало публикаций, что в очередной раз подтверждает актуальность исследования в данном направлении. Так, принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогических кадров на данный момент не сформулированы.
Профессиональная переподготовка педагогических кадров как процесс, обладающий определенной спецификой, значительно отличается от процесса повышения квалификации. В процессе профессиональной переподготовки происходит изменение вектора профессионального развития педагога, перестройка смысловых структур его профессионального сознания, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции, переориентация педагогического работника на новые цели и новое предметное содержание, смена способов выполнения деятельности.
Эта специфика делает невозможным заимствование принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса повышения квалификации педагогов и распространение этих принципов на процесс профессиональной переподготовки. Необходимо выделить принципы андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогов.
В педагогической литературе термин «принцип» трактуется как категория педагогического знания, научное положение, которое, с одной стороны, отражает обоснованную закономерность, а с другой, предписывает, как правильно выстраивать образовательный процесс в соответствии с этой закономерностью.
Представляя из себя систему основных дидактических требований, выполнение которых призвано обеспечить эффективность, принципы носят характер общих рекомендаций, норм, регулирующих осуществление образовательного процесса. По мнению В.И. Загвязинского, принципы являются некими основными рекомендациями о способах регулирования отношений противоположных сторон, тенденций педагогического процесса, о способах разрешения противоречий, о достижении меры, гармонии, позволяющих успешно решать учебно-воспитательные задачи [9].
Казакова М.А. Принципы андрагогического взаимодействия субъектов..
Таблица 1. Результаты контент-анализа публикаций по вопросу принципов организации образовательного процесса взрослых обучающихся
Авторы Принципы
1. Общедидактические принципы образовательного процесса в вузе
Маралова Е.А. Праксиологические принципы обучения студентов: принцип инициативной препарации, заключающийся в «отсечении» тех аспектов содержания, форм, методов, технологий, которые не способствуют практической успешности в профессиональной деятельности; принцип инновационного накопления позитивных нововведений, потенциально эффективных для практической успешности в профессиональной деятельности; принцип антиципации как обоснованного ожидания практической успешности в дальнейшей профессиональной деятельности студента вуза [14, с. 4-5].
2. Общедидактические принципы постдипломного педагогического образования (образовательный процесс повышения квалификации)
Пилюгина С.А. Принцип всемерного развития личности учителя; принцип многоуровневости и многоступенчатости постдипломного педагогического образования; принцип дополнительности; принцип маневренности профессиональных образовательных программ; принцип гибкости организационных структур [15, с. 126].
Лопанова Е.В. Принципы процесса повышения квалификации педагогов: принцип субъектности, который предполагает субъективную значимость для обучающегося образовательной деятельности и органическое сочетание воздействующих друг на друга субъектов; принцип развития, определяющий универсальную последовательность стадий процесса изменения качества; принцип вариативной организации обучения, предполагающий предоставление педагогам достаточного многообразия полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий; принцип непрерывного мониторинга качества процесса повышения квалификации, реализующийся в процессе диагностики результатов процесса повышения квалификации педагогов с целью коррекции процесса [13, с. 239-245].
Гребенникова В.М., Галкина Т.Э. Принципы адаптивного обучения в системе повышения квалификации: принцип ориентации на реальные потребности субъекта обучения; принцип гибкости; принцип открытости образовательной среды; принцип культуросообразности; принцип вариативности; принцип диверсификации [7, с 234].
Бриткевич М.С. Принципы освоения педагогами инновационного опыта: принцип самостоятельности обучения; принцип опоры на опыт обучающихся; принцип актуализации результатов обучения; принцип развития образовательных потребностей [1, с. 29].
Суртаева Н.Н., Ройблат О.В. Принципы непрерывного инновационного педагогического образования: принцип содержательно-структурного построения и многоуровневости образовательных программ; принцип дополнительности и мобильности; принцип системности и разномаршрутности; принцип сетевой организации образовательного процесса [18, с. 37].
Сидорова О.А. Принципы контекстного обучения (Вербицкий А.А.): принцип педагогического обеспечения личностного включения в учебную деятельность; принцип последовательного моделирования деятельности целостного содержания, форм и условий учебной деятельности; принцип проблемности содержания обучения и процесса его развертывания деятельности субъектов образования; принцип адекватности форм организации учебной деятельности целям и содержанию образования; принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса; принцип сочетания новых и традиционных педагогических технологий; принцип открытости; принцип единства обучения и воспитания [16, с.184].
Смышляева Л.Г. Принципы реализации компетентностно-ориентированных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки: актуализация компетентностной модели специалиста в контексте определения целевых и содержательных акцентов программ; полисубъектность; персонализация содержания программ; приоритет интерактивности при организации образовательного взаимодействия субъектов процесса ДПО посредством форм и методов обучения; акме-направленность; развитие рефлексивной активности обучающегося специалиста; непрерывный мониторинг формирования компетенций [17, с.185].
3. Принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса
Гребенникова В.М., Галкина Т.Э., Комарова Е.В., Толстикова С.Н. Принципы андрагогического взаимодействия в повышении квалификации: принцип гуманистической направленности; принцип субъектности; принцип опоры на положительное в человеке; принцип стимулирования активности; принцип вариативности деятельности; принцип сотрудничества; принцип партнерства; принцип системно-целостного подхода [7, с. 239], [5, с. 125-126].
Исходя из того, что в основе принципов заложены уже познанные закономерности, теоретической основой для выработки, постулирования принципов андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогов будем рассматривать принципы обучения взрослых, изначально сформулированные Малколмом Ш. Ноулзом и позднее дополненные С.И. Змеёвым. Дидактические принципы обучения взрослых, в свою очередь, дополняют общедидактические принципы [4, с. 92-93].
Поскольку андрагогические принципы обучения главным образом определяют совместную деятельность прежде всего обучающихся, а также обучающих по организации процесса обучения, именно на их основе выделим принципы андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогов (табл. 2).
На основе андрагогических принципов обучения, с учетом особенностей педагогических работников как субъектов андрагогического взаимодействия образовательного процесса в профессиональной переподготовке, ярко выраженной специфики самого образовательного процесса профессиональной переподготовки раскроем и уточним принципы, регулирующие андрагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогических кадров.
1. Принцип контекстности взаимодействия
Так как одним из специфических отличий профессиональной переподготовки педагогических кадров является необходимость приобретения слушателями компетенций в новой предметной области в крайне сжатые сроки, представляется оправданным построение ан-драгогического взаимодействия субъектов
Андрагогические принципы обучения Принципы андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогов
Принцип опоры на опыт обучающегося в качестве одного из источников обучения как его самого, так и партнеров по учебе Принцип контекстности взаимодействия
Принцип системности обучения, предусматривающий соответствие целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения
Принцип контекстности обучения, преследующий ориентацию на конкретные профессиональные цели обучающегося с учетом имеющихся условий
Принцип развития образовательных потребностей, ориентирующий на формирование новых образовательных потребностей обучающихся после достижения предыдущей цели обучения
Принцип приоритетности самостоятельного обучения как основного вида учебной работы взрослых Принцип совместной ответственности
Принцип элективности обучения, дающий обучающемуся определенную свободу выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения
Принцип индивидуализации обучения, направленный на достижение всеми обучающимися единого уровня подготовки
Принцип актуализации результатов обучения, предполагающий безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков, качеств Принцип взаимного полисубъектного влияния
Принцип осознанности обучения, предполагающий осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения
Принцип совместной деятельности обучающегося с андрагогом и другими обучающимися по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения
Таблица 2. Теоретические основания принципов андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогов
на основе контекстного обучения. Контекст-ность в нашем понимании предполагает адаптацию педагогов в процессе переподготовки к будущей профессиональной деятельности, с одной стороны, и адекватный контекст андрагогического взаимодействия субъектов, с другой стороны.
В соответствии с этим принципом, андра-гогическое взаимодействие субъектов в профессиональной переподготовке строится с учетом будущей профессиональной и социальной деятельности педагогов в новой предметной области. Совместная деятельность по разрешению «профессионально подобных» ситуаций потребует от субъектов андрагогического взаимодействия активности и инициативности, межличностного взаимодействия и диалогического общения, позволит приблизить деятельность педагогов в процессе профессиональной переподготовки к реальным условиям, выстроить канву усваиваемой профессиональной деятельности, скорректировать имеющийся опыт и личностные установки, препятствующие освоению нового опыта. Практические действия субъектов в моделируемых профессиональных ситуациях, совместная работа в интерактивных группах в перспективе призваны найти отражение в реальной профессиональной деятельности педагогов, обеспечить их готовность к реализации компетенций, приобретенных в процессе андрагогического взаимодействия. Активная де-ятельностная позиция обучающихся педагогов позволяет развивать профессиональную мотивацию, обеспечивает высокую результативность и эффективность процесса профессиональной переподготовки, способствует готовности педагогов к дальнейшему профессиональному саморазвитию.
Принцип контекстности предполагает принимать во внимание непосредственно контекст осуществления взаимодействия субъектов, адекватный выбор межсубъектных связей андрагогов, обучающихся педагогов, кафедры, группы и подгрупп обучающихся, форм и способов взаимодействия (непосредственное и опосредованное взаимодействие).
2. Принцип совместной ответственности
Андрагогическое взаимодействие преподавателей и обучаючающихся педагогов в процессе профессиональной переподготовки требует
от субъектов согласованности целей, содержания, отбора организационных форм и образовательных технологий на всех этапах реализации образовательного процесса. При этом ответственность за достижение планируемых результатов распределяется между всеми субъектами андрагогического взаимодействия.
Каждый обучающийся педагог, обладая, с одной стороны, стремлением и способностью к самореализации, самостоятельности и самоуправлению, с другой стороны, ориентирован на сотрудничество с другими субъектами образовательного процесса в достижении единых целей и конкретных результатов. И обучающимся, и андрагогам необходимо принимать во внимание, что предполагаемая индивидуализация обучения в процессе профессиональной переподготовки подразумевает достижение обучающимися одинаковых результатов посредством реализации разных образовательных маршрутов, учитывающих возрастные особенности педагогов, имеющийся жизненный и профессиональный опыт, индивидуальные интересы и потребности, ведущую учебную модальность слушателей и т. д. От обучающихся это потребует включения всего потенциала активности, от преподавательского состава - определенного уровня профессиональной компетентности в области андрагогики, знания особенностей контингента обучающихся и т. п.
Умение выстраивать межсубъектные связи также входит в сферу ответственности каждого субъекта образовательного процесса. При этом преподаватели как отдельные субъекты образовательного процесса и кафедра как коллективный субъект в большей степени ответственны за создание атмосферы партнерства, сотрудничества и взаимопомощи при организации андра-гогического взаимодействия всех субъектов: как обучающихся друг с другом и с преподавательским составом кафедры, так и преподавателей между собой.
Таким образом, андрагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических кадров подразумевает способность субъектов активно и самостоятельно осуществлять свою деятельность, осознанно управлять ею и нести ответственность за результат своих действий.
3. Принцип взаимного полисубъектного влияния
Взаимодействие в самом общем понимании подразумевает непосредственное влияние субъектов друг на друга в процессе совместной деятельности. В нашем исследовании андраго-гическое взаимодействие рассматривается как сущностная характеристика образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогов и отражает отношения его субъектов в процессе деятельности.
Андрагогическое взаимодействие предполагает деятельностный и личностный обмен между субъектами, воздействие субъектов друг на друга, ведущее к взаимообусловленным изменениям.
Взаимное полисубъектное влияние требует формирования множественных межсубъектных связей андрагогического взаимодействия:
- андрагогическое взаимодействие на уровне индивидуальных субъектов образовательного процесса: андрагог ^ обучающийся педагог, обучающийся педагог ^ обучающийся педагог, андрагог ^ андрагог;
- андрагогическое взаимодействие на уровне коллективных субъектов образовательного процесса: кафедра ^ группа обучающихся, подгруппа ^ подгруппа;
- андрагогическое взаимодействие индивидуальных и коллективных субъектов образовательного процесса: андрагог ^ группа; ан-
драгог ^ подгруппа; кафедра ^ обучающийся педагог.
В системе обмена знаниями, способами действий, энергией происходит полисубъектное влияние, влекущее впоследствии позитивные изменения субъектности и развитие каждого субъекта. При этом каждый субъект сохраняет свою уникальность и автономность.
В результате андрагогического взаимодействия изменяются не только отношения между субъектами образовательного процесса.
Эффект андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогических кадров будет проявляться в изменении отношения самого субъекта к себе как к деятелю, как к профессионалу, в готовности субъектов к профессиональному саморазвитию.
Таким образом, сформулированные нами принципы андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогических кадров будут в дальнейшем определять отбор адекватных образовательных технологий, форм организации деятельности, средств обучения, способов и инструментария оценивания результатов взаимодействия в соответствии с целью и общими закономерностями андраго-гического взаимодействия преподавательского состава и слушателей профессиональной переподготовки.
28.12.2015
Список литературы:
1. Бриткевич М.С. Андрагогическое сопровождение педагогов в диссеминации инновационного педагогического опыта // Человек и образование. - 2014. - №1 (38). - С. 29-32.
2. Василькова Т.А. Об индивидуальной траектории подготовки взрослых в новых организационно-правовых формах функционирования образовательных учреждений // Научные исследования в образовании. - 2011. - №7. - С. 11-19.
3. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006. - №11. - С. 3946.
4. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 128 с.
5. Галкина Т.Э., Комарова Е.В., Толстикова С.Н. Андрагогический подход к организации учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы // Ученые записки. - 2012. - №7. - С. 122-126.
6. Гилева О.Я., Шиманчик И.П. Дополнительное профессиональное образование взрослых: принципы и особенности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - №3 (3). - т.12. - С.603-605.
7. Гребенникова В.М., Галкина Т.Э. Теоретико-методические основы андрагогического взаимодействия в системе повышения квалификации педагогических кадров // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - №13. -С. 232-240.
8. Дорожкин Е.М. Андрагогические основы дополнительного образования взрослых // Научные исследования в образовании. -2006. - №2. - С. 83a-91.
9. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебник для вузов. - Новосибирск: САФБД, 2008. - 260 с. [Электронный ресурс. Режим доступа: http://txtb.ru/82/22.html, доступ 03.12.2015].
10. Каменская Ж.Н. Научные подходы к дополнительному профессиональному образованию педагогов // СПО. - 2010. - №7. -С. 5-7.
11. Ковальчук В.И. Модель развития педагогического мастерства мастера производственного обучения профессионально-технических учебных заведений. - Вестник МГОУ Серия «Педагогика» // 2014. - №2. - С. 112-120.
12. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: проблемы и поиск решений // Педагогическое образование и наука. - 2014. -№1. - С.45-50.
13. Лопанова Е.В. Компетентностная модель повышения квалификации педагогов // Сибирский педагогический журнал. -2011. - №7. - С. 237-248.
14. Маралова Е.А. Интеграция андрагогического и праксиологического подходов как путь оптимизации профессионального образования учителя // Непрерывное образование: XXI век. Научный электронный журнал. - 2013. - №3. - С. 1-7.
15. Пилюгина С.А. Методологические основания развития андрагогической субъектности учителя // Казанский педагогический журнал. - 2011. - №2. - С. 125-135.
16. Сидорова О.А. Реализация контекстного подхода и андрагогических принципов в работе с родителями будущих первоклассников // Человек и образование. - 2012. - №2 (31). - С. 183-188.
17. Смышляева Л.Г. Полисубъектность как принцип реализации компетентно-ориентированных андрагогических программ // Вестник ТГПУ. - 2011. - №10 (112). - С. 185-188.
18. Суртаева Н.Н., Ройблат О.В. О понимании и признании неформального образования взрослых // Академия профессионального образования. - 2015. - №4 (46). - С. 34-42.
19. Gitterman Alex. Interactive Andragogy: Principles, Methods, and Skills. Journal of Teaching in Social Work. 2004. Vol. 24 (3/4). Pp. 95-112. Available at: http://www.bu.edu/ssw/files/2010/11/Alex-Gitterman1.pdf (Accessed 3 December 2015).
20. Pahalyan Victor E. Adult Education in the Context of Constructive Conflict Theory. Journal of Siberian Federal University. 2014. Т. 7. №4. Pp. 566-578.
21. Tolutienè Gitana. Andragogical interaction and expression of learning environment aspect: theoretical and empirical dimension. Journal Andragogy. 2013. Vol 1 (4). Available at: http://journals.ku.lt/index.php/andragogy/article/view/346 (Accessed 3 December 2015).
22. Moshe Sonnheim, Shlomit Lehman. The Andragogic Learning Center: A Field Study in Social Work Education. University Press of America. 2010. 128 p. Available at: https://books.google.ru/books?id=2GH2epc_i5wC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage &q&f=true (Accessed 3 December 2015).
Сведения об авторе:
Казакова Мария Александровна, проректор по организационно-методической деятельности и внешним связям Института развития образования Омской области 644043, г Омск, ул. Тарская, 2, тел.: (3812) 24-20-91, (3812) 24-09-54, e-mail: [email protected]