М. А. Казакова
(Омск)
Особенности педагогов как субъектов андрагогического
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
переподготовки
В статье рассматриваются особенности педагогических работников в позициях обучающего и обучающегося, анализируются характеристики педагогов в процессе профессиональной переподготовки, выявляются особенности педагогических работников как субъектов андрагогического взаимодействия в процессе профессиональной переподготовки
В контексте непрерывного образования учеба стала пожизненным процессом обогащения творческого потенциала личности. Профессиональная переподготовка, непрерывное обновление профессиональных компетенций играют немаловажную роль для взрослого, стремящегося быть конкурентоспособным специалистом.
В настоящее время резко повысился спрос на квалифицированного, творчески мыслящего, конкурентоспособного учителя, готового и стремящегося перейти от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь», гарантирующему профессиональное развитие, социализацию, востребованность и профессиональную мобильность в динамично меняющемся мире. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью не только повышение квалификации учителя по однажды полученной специальности, но и радикальные перемены в профессиональной деятельности для тех педагогов, которые в силу объективных или субъективных причин решили приступить к реализации нового вида профессиональной деятельности [4, с. 98].
В отличие от повышения квалификации профессиональная переподготовка подразумевает перестройку смысловых структур профессионального сознания, переориентацию на новые цели, коррекцию и ревизию социально-профессиональной позиции, смену способов выполнения деятельности. Приобретение новой специальности является резким изменением вектора профессионального развития личности педагога.
Изменения вектора профессионального развития определены Э. Ф. Зеером, как про-
фессиональные кризисы, которые наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой [2]. Следовательно, педагог как субъект андрагогического взаимодействия в процессе профессиональной переподготовки переживает профессиональный кризис, который в основном и определяет специфику характеристик, присущих данной категории взрослых обучающихся. Особенности педагогов как субъектов андрагогического взаимодействия в процессе профессиональной переподготовки не идентичны тем характеристикам, которые могли бы быть присущи им же в процессе повышения квалификации, поскольку профессиональный рост учителя внутри своей основной специальности не меняет вектора выполняемой им профессиональной деятельности и, следовательно, не становится причиной профессионального кризиса и эмоционального стресса педагога.
В современной системе педагогического образования в России нами зафиксировано очевидное противоречие между требованиями современных нормативных образовательных документов к дополнительному профессиональному образованию по профилю педагогической деятельности и отсутствием теоретического описания специфических характеристик педагогов как субъектов андрагоги-ческого взаимодействия в процессе профессиональной переподготовки. Для преодоления данного противоречия мы предлагаем решить следующую задачу: выявить и теоретически описать особенности педагогических работников как субъектов андрагогического взаимодействия в процессе профессиональной переподготовки.
Таблица
Особенности педагога как субъекта взаимодействия
Характеристики взаимодействия Педагог как субъект педагогического взаимодействия Педагог как субъект андрагогиче-ского взаимодействия
Общность цели Субъект педагогического взаимодействия действует ради достижения общей цели - для обучающихся и затем для себя. Субъект андрагогического взаимодействия действует для себя ради достижения общей цели.
Активность Педагогу свойственно устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление самореализоваться в ней, применить свои знания, способности. Педагог как специалист характеризуется стремлением к совершенствованию, обогащению деятельности. Высокая степень ответственности педагога за свой труд становится основой установки на дальнейший профессиональный рост внутри своей специальности. Педагог переживает коррекцию и ревизию социально-профессиональной позиции, смену способов выполнения деятельности. Информационные перегрузки, условия жесткого ограничения по времени, высокая степень ответственности, неопределенность, изменения информационных параметров профессиональной деятельности (информационный стресс), предполагаемая опасность, переживания неуверенности в своих способностях и возможностях (эмоциональный стресс) значительно снижают субъектную активность педагога.
Осознанность Педагог осознает свои педагогические действия, т.к. обладает высокой степенью знания преподаваемого предмета, степенью научной подготовки по данной специальности, знанием методологии предмета, общих дидактических принципов Педагог пребывает в ситуации профессионального кризиса, связанного с изменением вектора выполняемой им профессиональной деятельности. Педагог переживает перестройку смысловых структур профессионального сознания, переориентацию на новые цели, коррекцию и ревизию социально-профессиональной позиции, смену способов выполнения деятельности.
Целенаправленность и согласованность действий Педагог передает совокупность ценностей, систему знаний, способов деятельности, которые встречаются с определенным способом их освоения обучающимися Педагог осваивает способы деятельности через методы, предлагаемые андрагогом. При этом способ освоения совпадает или не совпадает с передаваемым методом
В образовании взрослых отличительные характеристики взрослого человека делают процесс обучения специфичным, требующим особого подхода к его реализации [7, с. 64].
К определению «взрослого человека» обращается большое количество исследователей в работах, посвященных вопросам образования взрослых Однозначное и четкое определение «взрослого человека» на сегодняшний день отсутствует. В качестве исходного Т. А. Василькова рассматривает определение взрослых как людей, достигших возраста юридического совершеннолетия, с которым связан переход к выполнению особого комплекса социальных ролей в социальном и
семейном функционировании. Взрослого человека понимают как достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости; обладающего определенным жизненным опытом, зрелым и постоянно растущим уровнем самосознания; выполняющего роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми; принимающего на себя полную ответственность за свою жизнь [7, с. 63]. Понимание взрослого человека как обучающегося определяют специфику андрагогиче-ского взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Классифицируя взрослых обучающихся, А. И. Кукуев выделяет наряду со студентами и
взрослыми, занятыми в сфере труда, особую группу взрослых обучающихся - лиц с педагогическим образованием. О специфике специалистов с педагогическим образованием, оказавшихся в роли обучающихся, говорит и Е. А. Григорьева [6, с. 292].
Отметим, что в зависимости от занимаемой позиции педагогическим работникам как субъектам взаимодействия присущи специфические характеристики. Особенности учителя, занимающего позицию обучающего и выполняющего соответствующие трудовые функции, значительно отличаются от особенностей, свойственных ему в позиции обучаемого (обучающегося).
Рассмотрим субъектные позиции педагога, сопоставив его особенности как субъекта педагогического взаимодействия и как субъекта андрагогического взаимодействия (таблица). Под взаимодействием будем понимать двухстороннее субъект-субъектное взаимодействие, характеризующееся общностью цели, активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий обеих сторон, выступающих в позиции субъектов [3, с. 186].
Особенности педагогических работников как субъектов андрагогического взаимодействия не могут не учитываться при организации андрагогического взаимодействия в процессе профессиональной переподготовки педагогических кадров.
Данные наблюдения позволяют нам конкретизировать такие особенности педагогических работников, которые препятствуют их субъектному становлению в андрагогиче-ском взаимодействии и требуют особого внимания при организации процесса профессиональной переподготовки. Педагоги как субъекты андрагогического взаимодействия в процессе профессиональной переподготовки
зачастую: испытывают неуверенность в своих способностях и возможностях; боятся быть подвергнутыми критике; испытывают сложности при соотнесении своего опыта по основной специальности с предлагаемым учебным материалом; быстро разочаровываются в занятиях, если их ожидания не удовлетворены; не склонны воспринимать точку зрения ученого; испытывают сложности с концентрацией внимания; испытывают сложности в освоении большого объема информации; склонны к паническому состоянию; склонны к раздражительности; ранимы и др.
Учитывая особенности педагогов как субъектов андрагогического взаимодействия в процессе профессиональной переподготовки, уточним и дополним факторы, определяющие специфику организации образовательного процесса профессиональной переподготовки: возрастная категория педагогов и педагогический стаж работы; имеющееся образование (учителя-предметники, педагоги-психологи, социальные педагоги и другие специалисты) и обладание определенными знаниями и умениями в соответствующей области; наличие или отсутствие мотивации к обучению; пребывание педагогов в состоянии профессионального стресса; эмоциональная неустойчивость; отсутствие опыта осуществления данного вида деятельности; стереотипы профессиональной деятельности, сложившиеся взгляды на жизнь; ценностные ориентации, привычки, мотивы поведения и другие личностные характеристики.
Таким образом, для эффективной организации андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в дополнительном профессиональном образовании педагогических работников требуется учитывать присущие им особенности.
Литература
1. Возгова З. В. Андрагогические особенности профессиональной подготовки в процессе непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-3. - С. 730-734.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. - 244 с.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. -Ростов н/Д., 1997. - С. 224.
4. Казакова М. А. Профессиональная переподготовка педагогов в системе дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - № 1 (10). - С. 98-102.
5. Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления. - М. : Ин-т психологии РАН, 2003. - 398 с.
6. Кукуев А. И. Андрагогический подход в педагогике : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Ростов-н/Д., 2010. - 449 с.
7. Кукуев А. И. Взрослый учащийся как субъект образовательного процесса // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2008. - № 3. - С. 63-68.
8. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова и др. ; под ред. А. Е. Марона. - СПб.: УРАО ИОВ, 2012. - 400 с.
9. Dunn, K. A. (2002). Teachers as Learners: Elements of Effective Professional Development. Retrieved from http://www.pearsonasses-sments.com/hai/images/NES_Publications/2002_08Dunne_475_1.pdf.
10. Cole, P. (2012). Linking Effective Professional Learning With Effective Teaching Practice. Australian Institute for Teaching and School Leadership. - 26 p.
11. Stoll, L., McKay, J., Kember, D., Cochrane-Smith, M., & Lytle S. (n. d.). Teachers as Learners. Retrieved from http://www.educatio-nalleaders.govt.nz/Pedagogy-and-assessment/Leading-professional-learning/Teachers-as-learners/ [Web site of Ministry of Education of New Zealand]
---------^------------