Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» С МОДУЛЕМ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ» СТУДЕНТАМ ВУЗОВ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» С МОДУЛЕМ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ» СТУДЕНТАМ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / улучшение образовательных результатов студентов вузов / преподавание курса «Безопасность жизнедеятельности» / военная подготовка студентов / повышение квалификации преподавателей / higher education / improving educational results of university students / teaching “Life Safety” / military training of students / advanced training of teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Макарова, И.В. Переверзев, В.А. Еськов

В данной статье рассматривается проблема подготовки педагогических работников к преподаванию курса «Безопасность жизнедеятельности» с модулем «Основы военной подготовки» студентам современных вузов. Для этого, прежде всего, анализируется текущий этап развития человеческого общества, в том числе системы высшего образования. На основании результатов этого анализа выявляются основные факторы, оказывающие негативное влияние на ход обучения будущих профессионалов и граждан этой дисциплине и модулю. Далее намечаются некоторые пути противодействия им, могущие быть реализованными в современных условиях. Выясняются особенности той роли, которую преподавательский состав современного российского вуза играет в преодолении минимизации отрицательного влияния вышеуказанных факторов. В статье изложена информация о наиболее существенных требованиях, которым должен соответствовать такой педагог. Исследуется система мер, благодаря реализации которых представляется возможным достижение соответствия занятых в современных вузах преподавателей этим требованиям. Проведённое исследование показало, что одним из главных слагаемых успешности такой оптимизации является подготовка к ней педагогических кадров, учитывающая текущие педагогические, военно-политические и иные реалии. Успешное завершение этой, последней, представляется возможным на современном этапе развития системы вузовского образования в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF TEACHING STAFF TO TEACH THE COURSE “LIFE SAFETY” WITH THE MODULE “MILITARY TRAINING FUNDAMENTALS” TO UNIVERSITIES STUDENTS

The article discusses a problem of training teachers to teach a course “Life safety” with the module “Military training fundamentals” to modern universities students. The authors analyze the current stage of development of the society, including the higher education system. Based on the results of this analysis, the main factors that have a negative impact on the future professionals and citizens training course in this discipline and module are identified. Some ways of countering them are outlined that can be implemented in modern conditions. The work clarifies the specifics of the role that the modern Russian university teaching staff plays in overcoming the minimization of the negative impact of the mentioned factors. The researchers convey the most essential requirements that such teacher must meet. A system of measures is being investigated, through the implementation of which it is possible to achieve teachers employed in modern universities compliance with these requirements. The authors conclude that the study has shown that one of the main components of the success of such optimization is the training of teaching staff for it, taking into account current pedagogical, military-political and other realities. The successful completion of this last one is possible at the present stage of the development of the system of higher education in Russia.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» С МОДУЛЕМ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ» СТУДЕНТАМ ВУЗОВ»

Библиографический список

1. Тимиров Ф.Ф. Педагогика здоровьесбережения в системе современного образования. Ямальский вестник. 2016; № 4 (9): 55-59.

2. Голубчикова М.Г., Коробченко А.И., Голубчиков Г.М., Арпентьева М.Р Развитие учебной самостоятельности студентов в сфере физической культуры и здоровьесбережения. Педагогический имидж. 2022; № 1:327-335.

3. Коробченко А.И., Голубчикова М.Г. Развитие учебной самостоятельности студентов технических вузов как основы формирования общекультурных компетенций посредством дисциплины «Физическая культура и спорт». Вестник Костромского государственного университета. Серия: педагогика, психология, социокинетика. 2017; № 5: 79-82.

4. Banartseva A.V., Vlasova I.V., Kaplina L.Yu. The necessity of blended learning in the modem conditions of educational development. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-2: 51-54.

5. Шаповалова Т.Р, Медведева ГГ. К проблеме адаптации и использования новых стратегий обучения в контексте смешанного обучения. Евразийское научное объединение. 2021; № 10-5 (80): 350-352.

6. Шуляк Е.В. Здоровьесбережение студентов - важнейшая задача высших учебных заведений. Академический журнал Западной Сибири. 2012; № 2: 22.

7. Акимова Л.А., Панкратович Т.М. Феномен «смешанное обучение» В контексте методики преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях. Шаг в науку. 2021; № 4: 118-122.

8. Романова Л.М., Кочура А.С. Структура компетенций здоровьесбережения студентов вуза. Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2018: 131-134.

9. Лыженкова РС., Арпентьева М.Р Здоровьесбережение и физическая культура студентов в различных направлениях жизнедеятельности. Современные тренды высшего образования. Ульяновск, 2023: 252-264.

10. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология. Высшее образование в России. 2021; № 5: 44-54.

11. Байханов И.Б. Самообразование как детерминат социально-профессионального развития личности. Миссия конфессий. 2020; Т. 9, Ч. 1, № 8 (49): 860-865.

References

1. Timirov F.F. Pedagogika zdorov'esberezheniya v sisteme sovremennogo obrazovaniya. Yamal'skij vestnik. 2016; № 4 (9): 55-59.

2. Golubchikova M.G., Korobchenko A.I., Golubchikov G.M., Arpenfeva M.R. Razvitie uchebnoj samostoyatel'nosti studentov v sfere fizicheskoj kul'tury i zdorov'esberezheniya. Pedagogicheskij imidzh. 2022; № 1:327-335.

3. Korobchenko A.I., Golubchikova M.G. Razvitie uchebnoj samostoyatel'nosti studentov tehnicheskih vuzov kak osnovy formirovaniya obschekul'turnyh kompetencij posredstvom discipliny «Fizicheskaya kul'tura i sport». Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: pedagogika, psihologiya, sociokinetika. 2017; № 5: 79-82.

4. Banartseva A.V., Vlasova I.V., Kaplina L.Yu. The necessity of blended learning in the modern conditions of educational development. Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-2: 51-54.

5. Shapovalova T.R., Medvedeva G.G. K probleme adaptacii i ispol'zovaniya novyh strategij obucheniya v kontekste smeshannogo obucheniya. Evrazijskoe nauchnoe ob'edinenie. 2021; № 10-5 (80): 350-352.

6. Shulyak E.V. Zdorov'esberezhenie studentov - vazhnejshaya zadacha vysshih uchebnyh zavedenij. Akademicheskj zhurnal Zapadnoj Sibiri. 2012; № 2: 22.

7. Akimova L.A., Pankratovich T.M. Fenomen «smeshannoe obuchenie» V kontekste metodiki prepodavaniya fizicheskoj kul'tury v obscheobrazovatel'nyh organizaciyah. Shag v nauku. 2021; № 4: 118-122.

8. Romanova L.M., Kochura A.S. Struktura kompetencij zdorov'esberezheniya studentov vuza. Innovacii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii: materialy 23-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2018: 131-134.

9. Lyzhenkova R.S., Arpent'eva M.R. Zdorov'esberezhenie i fizicheskaya kul'tura studentov v razlichnyh napravleniyah zhiznedeyatel'nosti. Sovremennye trendy vysshego obrazovaniya. Ul'yanovsk, 2023: 252-264.

10. Blinov V.I., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Modeli smeshannogo obucheniya: organizacionno-didakticheskaya tipologiya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; № 5: 44-54.

11. Bajhanov I.B. Samoobrazovanie kak determinat social'no-professional'nogo razvitiya lichnosti. Missiya konfessij. 2020; T. 9, Ch. 1, № 8 (49): 860-865.

Статья поступила в редакцию 23.03.24

УДК 378

Makarova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Life Safety and Fundamentals of Military Training, North Caucasus Federal

University (Stavropol, Russia), E-mail: angeldeplata@mail.ru

Pereverzev I.V., teaching assistant, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: pereverzev_1994@mail.ru

Eskov V.A., teaching assistant, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: vadim.yeskov@inbox.ru

TRAINING OF TEACHING STAFF TO TEACH THE COURSE "LIFE SAFETY" WITH THE MODULE "MILITARY TRAINING FUNDAMENTALS" TO UNIVERSITIES STUDENTS. The article discusses a problem of training teachers to teach a course "Life safety" with the module "Military training fundamentals" to modern universities students. The authors analyze the current stage of development of the society, including the higher education system. Based on the results of this analysis, the main factors that have a negative impact on the future professionals and citizens training course in this discipline and module are identified. Some ways of countering them are outlined that can be implemented in modern conditions. The work clarifies the specifics of the role that the modern Russian university teaching staff plays in overcoming the minimization of the negative impact of the mentioned factors. The researchers convey the most essential requirements that such teacher must meet. A system of measures is being investigated, through the implementation of which it is possible to achieve teachers employed in modern universities compliance with these requirements. The authors conclude that the study has shown that one of the main components of the success of such optimization is the training of teaching staff for it, taking into account current pedagogical, military-political and other realities. The successful completion of this last one is possible at the present stage of the development of the system of higher education in Russia.

Key words: higher education, improving educational results of university students, teaching "Life Safety", military training of students, advanced training of teachers

Е.В. Макарова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. безопасности жизнедеятельности и основ военной подготовки ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский

федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: angeldeplata@mail.ru

И.В. Переверзев, асс., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: pereverzev_1994@mail.ru

В.А. Еськов, асс., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: vadim.yeskov@inbox.ru

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» С МОДУЛЕМ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ» СТУДЕНТАМ ВУЗОВ

В данной статье рассматривается проблема подготовки педагогических работников к преподаванию курса «Безопасность жизнедеятельности» с модулем «Основы военной подготовки» студентам современных вузов. Для этого, прежде всего, анализируется текущий этап развития человеческого общества, в том числе системы высшего образования. На основании результатов этого анализа выявляются основные факторы, оказывающие негативное влияние на ход обучения будущих профессионалов и граждан этой дисциплине и модулю. Далее намечаются некоторые пути противодействия им, могущие быть реализованными в современных условиях. Выясняются особенности той роли, которую преподавательский состав современного российского вуза играет в преодолении минимизации отрицательного влияния вышеуказанных факторов. В статье изложена информация о наиболее существенных требованиях,

которым должен соответствовать такой педагог Исследуется система мер, благодаря реализации которых представляется возможным достижение соответствия занятых в современных вузах преподавателей этим требованиям. Проведённое исследование показало, что одним из главных слагаемых успешности такой оптимизации является подготовка к ней педагогических кадров, учитывающая текущие педагогические, военно-политические и иные реалии. Успешное завершение этой, последней, представляется возможным на современном этапе развития системы вузовского образования в нашей стране.

Ключевые слова: высшее образование, улучшение образовательных результатов студентов вузов, преподавание курса «Безопасность жизнедеятельности», военная подготовка студентов, повышение квалификации преподавателей

Актуальность темы статьи объясняется особенностями геостратегического положения нашей страны, богатством её ресурсов, а равно - независимостью в проводимой внутренней и внешней политике. По этим причинам на всех этапах своей истории Россия привлекала внимание агрессоров (А.Н. Абрамов, С.В. Ма-клецов, Т.Г Мухина, В.В. Трембовецкий, ПЗ. Хабибуллина).

Отсюда следует, что подготовка граждан, прежде всего молодых, к защите Отечества всегда была в центре внимания органов государственного управления (А.Д. Амиралиев, И.В. Полякова, Д.В. Юрищев).

Сегодня, учитывая сложившуюся военно-политическую обстановку, а равно и обусловленные ей особенности проведения Россией специальной военной операции на Украине, являющейся, по сути, военным противодействием блоку НАТО, данная проблема стоит особенно остро [1]. Одним из путей её решения является осуществление эффективной начальной военной подготовки студентов вузов [2-17].

Между тем с 1 сентября 2023 г в отечественных вузах вводятся основы военной подготовки. Министерство науки и высшего образования совместно с Министерством обороны разработало соответствующий модуль для учебных программ бакалавриата и специалитета [8]. При этом хотелось бы отметить, что военная подготовка может преподаваться в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Как предполагается, занятия рассчитаны и на юношей, и на девушек, но в то же время подчёркивается, что вузы вправе самостоятельно «определять компоненты модуля с учетом индивидуальных возможностей студентов, в том числе женского пола» [8].

Как отмечают современные исследователи, обеспечение результативности военной подготовки представляется возможным посредством интенсификации преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности» с модулем «Основы военной подготовки» [3].

В то же время в целях повышения эффективности такой подготовки и получения высоких результатов соответствующего процесса необходимо уделить повышенное внимание компетентности преподавателей, привлекаемых к реализации соответствующих программ [4].

Некоторым аспектам данной проблемы посвящено представленное исследование.

Таким образом, его цель - рассмотрение ключевых аспектов подготовки педагогических работников к преподаванию курса «Безопасность жизнедеятельности» с модулем «Основы военной подготовки» студентам современных вузов.

Данной цели соответствуют задачи:

- исследовать основные факторы, оказывающие негативное влияние на ход обучения будущих профессионалов и граждан соответствующим курсу и модулю;

- наметить пути противодействия им, могущие быть реализованными в современных условиях;

- продемонстрировать роль преподавателя в преодолении создавшейся ситуации;

- рассказать об основных требованиях, которым должен соответствовать такой педагог;

- исследовать систему мер, благодаря реализации которых представляется возможным достижение соответствия занятых в современных вузах преподавателей этим требованиям.

Методы исследования, применявшиеся при решении этих задач, включают анализ содержания литературы, затрагивающей соответствующую проблематику, а также рефлексию авторами собственного педагогического опыта.

Научная новизна нашей статьи заключается в том, что на её страницах определены пути совершенствования хода и результатов процесса преподавания студентам вузов курса «Безопасность жизнедеятельности» с модулем «Основы военной подготовки», адекватные организационно-педагогическим условиям современных организаций ВО.

Теоретическая значимость состоит в определении значимости компетентности педагогического работника для реализации этих путей.

Практическая значимость - в демонстрации системы конкретных мер, направленных на достижение соответствия занятых в современных вузах преподавателей требованиям, реализация которых представляется необходимой с точки зрения дальнейшего совершенствования обучения студентов интересующей нас дисциплине.

Для образовательного пространства большинства современных российских вузов наиболее характерны шесть факторов, затрудняющих реализацию образовательных программ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и, в частности, модуля «Основы военной подготовки».

Перечислим их:

- принадлежность большинства лиц, обучающихся в организациях ВО, к поколению digital natives, представители которого характеризуются специфиче-

скими образовательными потребностями и особенностями усвоения материала, следовательно, использование традиционных образовательных методик затруднено или невозможно [5];

- отсутствие или явно недостаточное количество учебного оружия, комнат его хранения, стрельбищ и/или тиров [4];

- дефицит либо отсутствие газоанализаторов, противогазов, ОЗК и иного оборудования;

- существенное расхождение между набором компетенций, предусмотренных примерными программами интересующей нас дисциплины с одной стороны, и знаниями, умениями и навыками, формируемыми у курсантов военных вузов - с другой (А.Н. Абрамов, А.Д. Амиралиев, РА. Васильев, С.Н. Дащенко, Т.Г Мухина, Е.А. Тебенькова, Г.З. Хабибуллина);

- недостаточная практикоориентированность существующих программ физической и медицинской подготовки либо учёт ими исключительно опыта военных конфликтов 30-50-летней давности при необходимости анализа и систематизации данных, предоставляемых ходом более близких по времени операций [6];

- распространение цифровых технологий, способствующее снижению обучаемости студентов ориентированию по топографическим картам;

- недостаточное количество специалистов по тактической, топографической и строевой подготовке в штатах ОО [7].

Проанализировав описанные выше объективные факторы, мешающие в полной мере реализовать образовательный потенциал рассматриваемой дисциплины, можно говорить о необходимости оптимизации ресурсного обеспечения соответствующего процесса [3]. Однако, даже при современном его уровне существенному улучшению образовательных результатов будет способствовать внесение ряда трансформаций в организацию и содержание преподавания основ военной подготовки в курсе безопасности жизнедеятельности [1]. При реализации такого рода изменений с необходимостью должны учитываться особенности современной стадии научно-технического прогресса в соответствующей области, а равно во многом связанные с ней характеристики текущей военно-политической обстановки в мире [2].

Так, основной задачей реализации соответствующих программ должно стать обучение студентов вузов в духе патриотизма [8]. Это, в свою очередь, подразумевает формирование у них готовности к защите Отечества и службе в Вооружённых силах Российской Федерации [5].

Принимая во внимание особенности когнитивной сферы современных учащихся, отметим, что, прежде всего, необходима активизация их зрительного восприятия [6]. Соответственно, требуется широкое использование мультимедийных презентаций, а равно и различных средств наглядной агитации [9]. Учебно-воспитательный процесс с их использованием должен строиться на положительных эмоциях с постепенным усложнением заданий и обязательным подведением итогов усвоения отдельных тем и их блоков [10].

Необходимый материал при этом целесообразно давать дозированно и с широким использованием объяснительно-иллюстративного метода (А.Д. Ами-ралиев, У.И. Мамуров, У.Х. Темиров, В.В. Трембовецкий, ГЗ. Хабибуллина, Д.В. Юрищев). Все его составляющие должны быть ориентированы на формирование у учащихся компетенций, необходимых для защиты и укрепления могущества своей Родины.

Особое внимание при этом должно уделяться развитию умений и навыков, имеющих прямое отношение к практике реализации соответствующей деятельности [7]. Немалое значение имеет также формирование у студентов способности к эффективной командной работе [8]. Важно при этом научить их не только подчиняться лидеру группы, но и принимать самостоятельные решения [10].

Обобщая, скажем, что основными особенностями преподавания основ военной подготовки в условиях современного вуза, позволяющими минимизировать негативное влияние приведённых выше факторов, являются:

- необходимость учёта особенностей реализации познавательной и иных видов деятельности представителями современной студенческой молодёжи [9];

- интеграция в образовательный процесс практико-ориентированных программ физической, психологической и медицинской подготовки [11];

- умение педагогических работников эффективно применять современные методы обучения;

- уровень компетентности преподавателей, достаточный для осуществления учебно-воспитательной работы в рамках соответствующих дисциплины и модуля (А.Д. Амиралиев, Р.А. Васильев, Ф.Ш. Жумаев).

Многие авторы (С.М. Фильков [16] и др.) отмечают, что очень важно организовать самостоятельную работу студентов по предложенным темам.

При этом продуктивным способом поиска и получения необходимой студенту информации, справочной, энциклопедической, специальной литературы является использование современных компьютеризованных программ и различных баз данных, электронных библиотек.

Как видим, решение проблем, связанных с интенсификацией преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности» с модулем «Основы военной подготовки» лицам, обучающимся в современных росссийских вузах, во многом зависит от характеристик педагогического работника [12].

Его компетентность является важной составляющей как модернизации хода соответствующего процесса, так и обеспечения удовлетворительной подготовленности студентов в соответствии с новыми требованиями [13].

Конечно, большое значение в данном случае имеют подготовленность преподавателя в военно-профессиональном отношении, его знакомство с ведущими тенденциями в развитии отечественного и мирового военного дела, а равно и педагогики [1]. Однако при этом необходимо их соответствие следующим требованиям:

- высокая степень сформированности чувств гражданственности и патриотизма [12];

- наличие осознанного стремления к достижению воспитательных целей в ходе учебных занятий [14];

- психологическая готовность к работе с современными студентами [15];

- знание наиболее характерных черт их менталитета, особенностей реализации учебной и иной деятельности [13].

Для максимального соответствия наличных педагогических кадров данным требованиями современным вузам необходимо организовать подбор педагогов, в будущем ответственных за реализацию соответствующих программ, из числа преподавателей вуза, обладающих базовой военно-профессиональной подготовкой (офицеры запаса, лица прошедшие военную службу) [14].

Кроме того, некоторые авторы в связи с подбором педагогов говорят о возможности привлечения сторонних специалистов - работников ДОССАФ и военных комиссариатов (А.А. Афонина, К.А. Грымзин, Х.М. Рахимов, Ш.В. Рахманов, Е.А. Те-бенькова). Однако, на наш взгляд, в массовом порядке это вряд ли возможно.

Это связано с тем, что, согласно действующему законодательству, должности преподавателей вузов:

- во-первых, замещаются на конкурсной основе,

- во-вторых, занимающие их люди обязаны повышать свою квалификацию не реже, чем один раз в три года.

Соответственно, существуют большие сомнения относительно возможности найти достаточное количество профессионалов, каждый из которых будет отвечать всем этим требованиям [15].

Как отмечает С.М. Фильков [16], методика определения уровня квалификации научно-педагогических кадров заключается в выявлении их методической

Библиографический список

и общепрофессиональной подготовленности «на основе дифференцированного подхода и с учетом качественно-количественных параметров педагогической деятельности» [16, с. 192].

Так или иначе, педагоги, которым предстоит преподавать рассматриваемые дисциплину и модуль, должны пройти обучение в соответствии с дополнительной профессиональной программой повышения квалификации [11].

Примером такой программы может служить разработанная и реализованная в 2023 г в военном учебном центре при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского. В соответствии с ней в период с апреля по май 2023 г прошли обучение 39 преподавателей факультетов и институтов ННГУ, которые с сентября этого года проводили занятия со студентами по соответствующему модулю [1].

Её общая трудоёмкость составила 108 академических часов, в том числе 72 ч. учебных занятий и 36 ч. самостоятельной работы. Общий срок обучения составил 7 недель. Необходимые компетенции формировались у педагогических работников рассматриваемого вуза в режиме очно-заочного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

При этом, однако, практические занятия проводились только в очном режиме на объектах общевойсковой учебной материальной базы ВУЦ [1]. По завершении программы слушатели овладели необходимыми профессиональными компетенциями, позволившими им проводить учебные занятия в соответствии с современными требованиями.

Вышесказанное позволяет нам с определённой долей уверенности заявить: в современных условиях будущее нашей страны во многом зависит от качества военной подготовки выпускников вузов. Особенно это касается тех вузов, в которых нет военных кафедр. При этом сегодня требуется глубокая модернизация военной подготовки студенческой молодёжи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время необходимо не забывать и о воспитательном аспекте данной подготовки, которая должна протекать в духе патриотизма, любви к своей Родине, готовности её защищать [17].

В свою очередь, реализация данного усовершенствования возможна, в том числе, путём оптимизации преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности» с модулем «Основы военной подготовки». Проведённое исследование показало: одним из главных слагаемых успешности такой оптимизации является подготовка к ней педагогических кадров, учитывающая текущие педагогические, военно-политические и иные реалии. Успешное завершение этой, последней, представляется возможным на современном этапе развития системы вузовского образования в нашей стране.

1. Абрамов А.Н., Мухина Т.Г, Трембовецкий В.В. Подготовка преподавателей для реализации образовательного модуля «Основы военной подготовки» В образовательных организациях высшего образования (на примере ННГУ). Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023; № 4 (72): 250-257.

2. Полякова И.В., Юрищев Д.В. Формирование готовности к службе в армии в процессе физического воспитания в вузе. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021; № 8: 45-51.

3. Тебенькова Е.А. Методические подходы к проектированию предметного содержания общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» с учётом профессиональной направленности основной образовательной программы среднего профессионального образования. Непрерывное образование: XXI век. 2021; № 4 (36): 64-77.

4. Кузнецова В.П., Гилаева А.Г. Особенности дистанционного обучения безопасности жизнедеятельности. Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IX Международной научно-практической конференции. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021: 373-378.

5. Амиралиев А.Д. Цифровая образовательная среда вуза как условие подготовки бакалавров по профилям «Физика» и «Математика». Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 248-250.

6. Васильев РА. Формируя ответственность за судьбу страны. Актуальные вопросы военной подготовки студентов в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования. Вестник военного образования. 2023; № 5 (44): 4-9.

7. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания. Вестник науки и образования. 2020; № 22-2 (100): 43-45.

8. Агранович М. Формирование универсальной компетенции: Как будут преподавать основы военной подготовки в вузах. Available at: https://rg.ru/2022/12/30/ formirovanie-universalnoj-kompetencii-kak-budut-prepodavat-osnovy-voennoj-podgotovki-v-vuzah.html

9. Сафоев Х.А. Воспитание студентов в духе военного патриотизма - актуальная педагогическая проблема. Проблемы педагогики. 2020; № 6 (51): 34-35.

10. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования. Вестник науки и образования. 2020; № 22 (100): 49-52.

11. Жумаев Ф.Ш. Принципы организации физкультурно-оздоровительных занятий студентов. Вестник науки и образования. 2020; № 22 (100): 55-58.

12. Грымзин К.А. Физическая подготовка студентов военного учебного центра и ее особенности. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020; № 1 (179): 114-117.

13. Бурцев С.П., Афонина А.А. Опыт дистанционного обучения студентов безопасности жизнедеятельности в условиях пандемии. Горизонты гуманитарного знания. 2021; № 3: 33-37.

14. Гилаева А.Г., Кузнецова В.П. Модель смешанного обучения в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Материалы XXIV Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2022: 232-236.

15. Рахманов Ш.В., Рахимов Х.М. Система методов обучения безопасности жизнедеятельности. Вестник науки и образования. 2020; № 2: 67-69.

16. Фильков С.М. Система военной подготовки в гражданских вузах: теория и практика функционирования и совершенствования: монография. Москва, 2002.

17. Байханов И.Б. Воспитывать патриотов. Обзор. НЦПТИ. 2016; № 8: 52-54.

References

1. Abramov A.N., Muhina T.G., Tremboveckij V.V. Podgotovka prepodavatelej dlya realizacii obrazovatel'nogo modulya «Osnovy voennoj podgotovki» V obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya (na primere NNGU). VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2023; № 4 (72): 250-257.

2. Polyakova I.V., Yurischev D.V. Formirovanie gotovnosti k sluzhbe v armii v processe fizicheskogo vospitaniya v vuze. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2021; № 8: 45-51.

3. Teben'kova E.A. Metodicheskie podhody k proektirovaniyu predmetnogo soderzhaniya obscheobrazovatel'noj discipliny «Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti» s uchetom professional'noj napravlennosti osnovnoj obrazovatel'noj programmy srednego professional'nogo obrazovaniya. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2021; № 4 (36): 64-77.

4. Kuznecova V.P, Gilaeva A.G. Osobennosti distancionnogo obucheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Kul'tura, nauka, obrazovanie: problemy i perspektivy: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskij gosudarstvennyj universitet, 2021: 373-378.

5. Amiraliev A.D. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda vuza kak uslovie podgotovki bakalavrov po profilyam «Fizika» i «Matematika». Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 248-250.

6. Vasil'ev R.A. Formiruya otvetstvennost' za sud'bu strany. Aktual'nye voprosy voennoj podgotovki studentov v federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya. Vestnik voennogo obrazovaniya. 202Э; № 5 (44): 4-9.

7. Mamurov U.I. Formy i metody voenno-patrioticheskogo vospitaniya. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 22-2 (100): 4Э-45.

8. Agranovich M. Formirovanie universal'noj kompetencii: Kak budut prepodavat' osnovy voennoj podgotovki v vuzah. Available at: https://rg.ru/2022/12/Э0/formirovanie-universalnoj-kompetencii-kak-budut-prepodavat-osnovy-voennoj-podgotovki-v-vuzah.html

9. Safoev H.A. Vospitanie studentov v duhe voennogo patriotizma - aktual'naya pedagogicheskaya problema. Problemy pedagogiki. 2020; № 6 (51): Э4-Э5.

10. Temirov U.H. Principy voenno-patrioticheskogo obrazovaniya. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 22 (100): 49-52.

11. Zhumaev F.Sh. Principy organizacii fizkul'turno-ozdorovitel'nyh zanyatij studentov. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 22 (100): 55-58.

12. Grymzin K.A. Fizicheskaya podgotovka studentov voennogo uchebnogo centra i ee osobennosti. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020; № 1 (179): 114-117.

13. Burcev S.P., Afonina A.A. Opyt distancionnogo obucheniya studentov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v usloviyah pandemii. Gorizonty gumanitarnogo znaniya. 2021; № Э: ЭЭ-Э7.

14. Gilaeva A.G., Kuznecova V.P. Model' smeshannogo obucheniya v prepodavanii discipliny «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». Materialy XXIV Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskij gosudarstvennyj universitet, 2022: 2Э2-2Э6.

15. Rahmanov Sh.V., Rahimov H.M. Sistema metodov obucheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 2: 67-69.

16. Fil'kov S.M. Sistema voennoj podgotovki v grazhdanskih vuzah: teoriya i praktika funkcionirovaniya i sovershenstvovaniya: monografiya. Moskva, 2002.

17. Bajhanov I.B. Vospityvat' patriotov. Obzor. NCPTI. 2016; № 8: 52-54.

Статья поступила в редакцию 31.03.24

УДК 377

Zritneva E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: kafsocteh@yandex.ru

Naimanova M.M., postgraduate, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: kafsocteh@yandex.ru

TECHNOLOGIES OF MENTORING STUDENTS IN THEIR PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT. The article discusses the ways to (pedagog-ically, psychologically) accompany students during their studies with the help of mentoring technologies. The relevance of turning to mentoring technologies in vocational education is due to the need to accompany students in mastering professional knowledge and skills, developing them as professionals, in connection with the tightening requirements of employers and the labor market. The research problem is determined in identifying the potential of mentoring technology in the professional and personal development of students in vocational training institutions (school, college, university). The results of the study obtained by the authors show the relationship between the professional and personal development of students. The work determines directions of psychological and pedagogical support for mentors and the specifics of monitoring the professional and personal development of students. Conclusions of the study are as follows: 1) mentoring, as a pedagogical technology, can be implemented during the period of professional training of students; 2) support from mentors extends to the educational and extracurricular activities of students.

Key words: student, professional training, mentor, mentoring, support, professional development, personal development

Е.И. Зритнева, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru

М.М. Найманова, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены возможности технологии наставничества в сопровождении (педагогическом, психологическом) студентов в период их обучения. Актуальность обращения к технологии наставничества в профессиональном образовании обусловлено потребностью в сопровождении студентов в освоении профессиональных знаний и навыков, становлении их как профессионалов в связи с ужесточением требований работодателей и рынка труда. Проблема исследования связана с необходимостью выявления потенциала технологии наставничества в профессионально-личностном развитии студентов в учреждениях профессионального обучения (училище, колледж, вуз). В результате исследования авторами показана взаимосвязь профессионального и личностного развития студентов, определены направления психологического и педагогического сопровождения наставников, выявлена специфика мониторинга профессионально-личностного развития студентов. Выводы исследования: 1) наставничество как педагогическая технология может реализоваться в период профессионального обучения студентов; 2) сопровождение наставников распространяется в сфере учебной и внеучебной деятельности студентов.

Ключевые слова: студент, профессиональная подготовка, наставник, наставничество, поддержка, профессиональное развитие, личностное развитие

Актуальность работы: определяется рядом факторов, которые обоснуем ниже. Ориентация современного образования - подготовка специалистов, готовых качественно выполнять свои профессиональные обязанности, способных к адаптации в быстроменяющихся условиях в профессиональной сфере, прогрессирующих информационных потоках. В связи с этим система образования должна не только обеспечить воспроизводство профессионального опыта, но и способствовать всестороннему развитию личности студента, будущего специалиста. Наставничество как педагогическая технология направлено на обеспечение освоения профессиональных компетенций, освоение профессиональных знаний и навыков посредством взаимодействия опытного специалиста (наставника) и обучающегося (студента). Следовательно, изучение специфики организации работы наставника в профессионально-личностном развитии студентов в период обучения является важной педагогической задачей.

Цель статьи - представить возможности технологии наставничества в профессионально-личностном развитии студентов в период обучения в системе профессионального образования.

Основные задачи статьи: 1) рассмотреть понятие «профессионально-личностное развитие»; 2) выявить взаимосвязь понятий «профессиональное развитие» и «личностное развитие» 3) определить направления работы наставника в профессионально-личностном развитии студентов в период обучения; 4) выявить перспективные направления исследований по проблеме использования технологии наставничества в профессиональном и личностном развитии студентов в период профессиональной подготовки.

Научная новизна статьи определяется разработкой направлений работы наставника со студентами в период освоения ими профессиональных компетенций, формирования профессиональной культуры, профессионального становления и развития.

Теоретическая значимость статьи определяется: 1) выявлением соотношения профессионального и личностного развития личности студентов; 2) определением специфики психологического, педагогического и экспертного сопровождения студентов в работе наставника; 3) анализом концепции «Развитие образования» до 2030 года, выявлением базовых компетенций, необходимых современному выпускнику системы профессионального образования.

Методы исследования: обобщение педагогического опыта, синтез понятий и определений, систематизация и структуризация научного материала по проблеме исследования.

Изучение проблемы профессионально-личностного развития в педагогике и психологии широко представлено работами по профессиональному развитию, психологии труда, профессиональному становлению, профессиональному саморазвитию. Профессиональное формирование студентов является «процессом целостного развития личности как участника профессиональной деятельности (на этапе первичной профессиональной подготовки)», обусловленном индивидуальными особенностями субъекта, социальной ситуацией, а также спецификой профессиональной среды.

Н.В. Бордовская [1, с. 31] отмечает, что профессионально-личностное развитие - это интегративный процесс, объединяющий в себе два подпроцесса: профессиональное становление и личностное развитие. Профессиональное становление включает ориентацию личности на определенную профессию, потребность студента в освоении и дальнейшей профессиональной деятельности, направленность на профессиональное развитие и профессиональный рост Личностное развитие предполагает положительные изменения в структуре личности студента в период его профессионального становления.

Исследователи Д.А. Чернышев, Д.Д. Бордюг [9, с. 462] указывают, что профессионально-личностное развитие следует рассматривать как аспект формирования профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.