6. Vasil'ev R.A. Formiruya otvetstvennost' za sud'bu strany. Aktual'nye voprosy voennoj podgotovki studentov v federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2023; № 5 (44): 4-9.
7. Mamurov U.I. Formy i metody voenno-patrioticheskogo vospitaniya. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 22-2 (100): 43-45.
8. Agranovich M. Formirovanie universal'noj kompetencii: Kak budut prepodavat' osnovy voennoj podgotovki v vuzah. Available at: https://rg.ru/2022/12/30/formirovanie-universalnoj-kompetencii-kak-budut-prepodavat-osnovy-voennoj-podgotovki-v-vuzah.html
9. Safoev H.A. Vospitanie studentov v duhe voennogo patriotizma - aktual'naya pedagogicheskaya problema. Problemy pedagogiki. 2020; № 6 (51): 34-35.
10. Temirov U.H. Principy voenno-patrioticheskogo obrazovaniya. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 22 (100): 49-52.
11. Zhumaev F.Sh. Principy organizacii fizkul'turno-ozdoroviteinyh zanyatij studentov. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 22 (100): 55-58.
12. Grymzin K.A. Fizicheskaya podgotovka studentov voennogo uchebnogo centra i ee osobennosti. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020; № 1 (179): 114-117.
13. Burcev S.P., Afonina A.A. Opyt distancionnogo obucheniya studentov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v usloviyah pandemii. Gorizonty gumanitarnogo znaniya. 2021; № 3: 33-37.
14. Gilaeva A.G., Kuznecova V.P. Model' smeshannogo obucheniya v prepodavanii discipliny «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». Materialy XXIV Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakiicheskoj konferencii Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskij gosudarstvennyj universitet, 2022: 232-236.
15. Rahmanov Sh.V., Rahimov H.M. Sistema metodov obucheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 2: 67-69.
16. Fil'kov S.M. Sistema voennoj podgotovki v grazhdanskih vuzah: teoriya i praktika funkcionirovaniya i sovershenstvovaniya: monografiya. Moskva, 2002.
17. Bajhanov I.B. Vospityvat' patriotov. Obzor. NCPTI. 2016; № 8: 52-54.
Статья поступила в редакцию 31.03.24
УДК 377
Zritneva E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Naimanova M.M., postgraduate, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
TECHNOLOGIES OF MENTORING STUDENTS IN THEIR PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT. The article discusses the ways to (pedagog-ically, psychologically) accompany students during their studies with the help of mentoring technologies. The relevance of turning to mentoring technologies in vocational education is due to the need to accompany students in mastering professional knowledge and skills, developing them as professionals, in connection with the tightening requirements of employers and the labor market. The research problem is determined in identifying the potential of mentoring technology in the professional and personal development of students in vocational training institutions (school, college, university). The results of the study obtained by the authors show the relationship between the professional and personal development of students. The work determines directions of psychological and pedagogical support for mentors and the specifics of monitoring the professional and personal development of students. Conclusions of the study are as follows: 1) mentoring, as a pedagogical technology, can be implemented during the period of professional training of students; 2) support from mentors extends to the educational and extracurricular activities of students.
Key words: student, professional training, mentor, mentoring, support, professional development, personal development
Е.И. Зритнева, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
М.М. Найманова, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрены возможности технологии наставничества в сопровождении (педагогическом, психологическом) студентов в период их обучения. Актуальность обращения к технологии наставничества в профессиональном образовании обусловлено потребностью в сопровождении студентов в освоении профессиональных знаний и навыков, становлении их как профессионалов в связи с ужесточением требований работодателей и рынка труда. Проблема исследования связана с необходимостью выявления потенциала технологии наставничества в профессионально-личностном развитии студентов в учреждениях профессионального обучения (училище, колледж, вуз). В результате исследования авторами показана взаимосвязь профессионального и личностного развития студентов, определены направления психологического и педагогического сопровождения наставников, выявлена специфика мониторинга профессионально-личностного развития студентов. Выводы исследования: 1) наставничество как педагогическая технология может реализоваться в период профессионального обучения студентов; 2) сопровождение наставников распространяется в сфере учебной и внеучебной деятельности студентов.
Ключевые слова: студент, профессиональная подготовка, наставник, наставничество, поддержка, профессиональное развитие, личностное развитие
Актуальность работы: определяется рядом факторов, которые обоснуем ниже. Ориентация современного образования - подготовка специалистов, готовых качественно выполнять свои профессиональные обязанности, способных к адаптации в быстроменяющихся условиях в профессиональной сфере, прогрессирующих информационных потоках. В связи с этим система образования должна не только обеспечить воспроизводство профессионального опыта, но и способствовать всестороннему развитию личности студента, будущего специалиста. Наставничество как педагогическая технология направлено на обеспечение освоения профессиональных компетенций, освоение профессиональных знаний и навыков посредством взаимодействия опытного специалиста (наставника) и обучающегося (студента). Следовательно, изучение специфики организации работы наставника в профессионально-личностном развитии студентов в период обучения является важной педагогической задачей.
Цель статьи - представить возможности технологии наставничества в профессионально-личностном развитии студентов в период обучения в системе профессионального образования.
Основные задачи статьи: 1) рассмотреть понятие «профессионально-личностное развитие»; 2) выявить взаимосвязь понятий «профессиональное развитие» и «личностное развитие» 3) определить направления работы наставника в профессионально-личностном развитии студентов в период обучения; 4) выявить перспективные направления исследований по проблеме использования технологии наставничества в профессиональном и личностном развитии студентов в период профессиональной подготовки.
Научная новизна статьи определяется разработкой направлений работы наставника со студентами в период освоения ими профессиональных компетенций, формирования профессиональной культуры, профессионального становления и развития.
Теоретическая значимость статьи определяется: 1) выявлением соотношения профессионального и личностного развития личности студентов; 2) определением специфики психологического, педагогического и экспертного сопровождения студентов в работе наставника; 3) анализом концепции «Развитие образования» до 2030 года, выявлением базовых компетенций, необходимых современному выпускнику системы профессионального образования.
Методы исследования: обобщение педагогического опыта, синтез понятий и определений, систематизация и структуризация научного материала по проблеме исследования.
Изучение проблемы профессионально-личностного развития в педагогике и психологии широко представлено работами по профессиональному развитию, психологии труда, профессиональному становлению, профессиональному саморазвитию. Профессиональное формирование студентов является «процессом целостного развития личности как участника профессиональной деятельности (на этапе первичной профессиональной подготовки)», обусловленном индивидуальными особенностями субъекта, социальной ситуацией, а также спецификой профессиональной среды.
Н.В. Бордовская [1, с. 31] отмечает, что профессионально-личностное развитие - это интегративный процесс, объединяющий в себе два подпроцесса: профессиональное становление и личностное развитие. Профессиональное становление включает ориентацию личности на определенную профессию, потребность студента в освоении и дальнейшей профессиональной деятельности, направленность на профессиональное развитие и профессиональный рост Личностное развитие предполагает положительные изменения в структуре личности студента в период его профессионального становления.
Исследователи Д.А. Чернышев, Д.Д. Бордюг [9, с. 462] указывают, что профессионально-личностное развитие следует рассматривать как аспект формирования профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств.
Взаимосвязь профессиональногоиличностногоразвитияпредставлено на
рис. 1.
Лзчлисчлие ьасеоаос
Профессиональное Ьасеоаос
Остова - принципы сааоьасвзазя, творческой оааиьсадргацрр; Дечеьазлалчы нагвочов - иьичреиьсирв
Молраоьрлс иьифсииоилалвли-доилисчлиси ьасвочов
IE
Ik
Экспертлый Порхидисрисокрс Педагигаческие
аилочиьолс сииьивижяелое сииьивижяелое
Рис. 1. Взаимосвязь личностного и профессионального развития
На рис. отмечено, что основой как личностного, так и профессионального развития выступают принципы саморазвития и творческой самореализации. Детерминантамиразвития являются противоречия между уровнемпрофессио-нальных знаний студентов и необходимостью освоения большого количества теоретическогпматернилаипр аппическиинив ы ио в апрофпстс онп^п^ь^т^сийс^иЗпри. В целях контроля профессионально-личностного развития студентов необходимо осуществлять педагогический мониторинг, который состоит из трех компонентов: экспертного мониторинга, психологического и акмеологического сопровождения. Экспертный мониторинг - оценка профессионального и личностного развития студентов педагогами (оценка подготовленности на экзаменах, зачетах, при выполнении самостоятельной исследовательской работы), работодателями (в период практики). Психологическое сопровождение - работа воспитателей, кураторов по адаптации студентов к процессу обучения, обеспечение благоприятной психологической атмосферы на занятиях, мероприятиях воспитательной направленности. Педагогическое сопровождение - консультирование, вовлеченное наблюдение, личное участие воспитателей, кураторов, преподавателей в решении сложных ситуаций освоения профессиональных знаний и навыков.
Реализацию педагогического мониторинга возможно осуществить при внедрении технологии наставничества в образовательном процессе профессиональной подготовки студентов. Отсутствие системной технологии наставничества в период обучения может привести к доминированию деструктивных факторов в процессе социализации на стадии получения профессионального образования [5; 7].
Исследователи И.Н. Голицына, Е.М. Дорожкин, Л.А. Саенко, Г.Н. Солома-тина, Е.Ю. Щербина [3; 4; 6; 7] пишут, что сопровождение в профессиональном образовании - системная деятельность педагогического коллектива по проблеме профессионального становления студентов. Педагоги Л.А. Саенко, Г.Н. Солома-тина [8, с. 230] отмечают, что такое сопровождение профессионально-личностного развития возможно при реализации технологии наставничества. Наставничество выступает как неотъемлемый компонент в системе профессиональной подготовки, обеспечивающий решение проблемных вопросов при обучении. Авторы отмечают, что технологии наставничества должны реализоваться на протяжении всего периода обучения в учебном учреждении профессиональной направленности. Студенты, будущие специалисты, должны пройти профессиональную подготовку под контролем высококвалифицированных специалистов-наставников. Технологии наставничества обеспечивают адаптацию студентов, поддержку, обучение, развитие, сопровождение. «Миссия» настав-
Рис. 2. «Миссия» наставников в учреждениях профессионального образования
ничества в образовательных учреждениях профессиональной подготовки представлена на рис. 2.
На рис. 2 показано, что роль наставничества состоит не только в помощи освоения профессиональных знаний и компетенций (профессиональное развитие), но и в социокультурной адаптации студентов к специфике профессиональной сферы, профессиональной культуры - принятие норм и ценностей профессии.
Ценность наставничества - наблюдение за тем, как работает наставник, как решает проблемные ситуации, возникающие вопросы профессионального цикла. Наставник для студента - это не только преподаватель, но и тренер, эксперт, критик, помощник, старший товарищ, способный дать совет, образец для профессионального развития. Наставничество содействует тому, чтобы студенты максимально приблизились к портрету профессионала (в конкретной профессиональной деятельности).
Положительным результатом реализации технологии наставничества в период обучения студентов являются следующие признаки личности:
- способность к самооценке уровня своего профессионального развития;
- требовательность к своему профессиональному статусу, потребность в профессиональном саморазвитии;
- способность к анализу своей профессиональной деятельности, умение поставить цель и задачи по ее достижению;
- планирование собственного профессионального развития и построение профессиональной карьеры;
- потребность в развитии качеств профессионала в определенной области деятельности.
С.Б. Велединская, М.Ю. Дорофеева [2, с. 11] указывают, что наставничество - системная индивидуальная работа опытного преподавателя (наставника) по формированию у молодого специалиста профессиональных умений и навыков, а также метакомпетенций посредством неформального взаимодействия. Работа наставника выражается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении студента в процессе обучения. Таким наставником для студентов могут выступать кураторы групп, преподаватели-предметники, воспитатели.
В концепции «Развитие образования» до 2030 года представлено, что будущий профессионал должен обладать востребованными качествами:
- способностью к освоению новых профессиональных знаний, потребностью в профессиональном росте и саморазвитии;
- сформированностью «гибких навыков» (soft skills), таких как коммуникабельность, тайм-менеджмент, лидерские качества, творческим подходом в профессиональной деятельности;
- цифровой компетентностью, способностью работать в широком информационном пространстве.
Обозначенные характеристики будущего специалиста предполагают, что наставникам значительное внимание в профессионально-личностном развитии студентов необходимо уделять следующим направлениям:
1) профессиональная адаптация и освоение студентами профессиональной культуры;
2) повышение доли самостоятельности студентов, расширение сотрудничества педагога и студента;
3) освоение методов контекстного обучения, методов самообразования студентов;
4) развитие навыков профессиональной коммуникации и специфики профессионального взаимодействия.
Все вышеизложенное позволяет заключить, что технологии наставничества эффективны не только в период первичной адаптации молодого специалиста на новом месте работы, но и в период обучения в образовательном учреждении профессиональной направленности (колледж, вуз).
Обозначим образовательные эффекты от внедрения в процесс обучения студентов практик наставничества:
- формирование и развитие корпоративной культуры образовательного учреждения (колледжа, вуза), поддержание этой культуры студентами- первокурсниками;
- формирование у наставляемых модели организационного поведения, принятой в образовательном учреждении, положительной мотивации к учению, профессиональному развитию;
- снижение оттока студентов из образовательного учреждения (колледж,
вуз);
- повышение качества образования за счет индивидуальной работы со студентами;
- сокращение периода адаптации студентов к новым видам образовательных практик.
Стоит выделить типичные проблемы, связанные с реализацией технологии наставничества в профессионально-личностном развитии студентов в образовательных организациях профессиональной направленности:
1) недостаточная поддержка со стороны руководства организацией внедрения в практику воспитательной работы колледжа/вуза технологии наставничества;
2) низкая мотивация наставников, слабая заинтересованность в данной работе, что выражается в формальном подходе к данному вопросу;
3) низкая мотивация наставляемых (студентов);
4) опасность психологического выгорания, скрытая боязнь конкуренции.
Мы видим, что решение данных проблем возможно посредством трансляции положительных результатов и эффектов от внедрения технологии наставничества в различных образовательных учреждениях профессиональной подготовки (колледжи, вузы) через пропаганду технологии наставничества в системе профессионального образования, а также посредством создания мотивирующей среды для всех участников, реализующих технологию наставничества.
Перспективы дальнейшего исследования по проблеме реализации технологии наставничества в профессиональных образовательных учреждениях видятся в следующем: разработка модели и специфики наставничества в колледже/вузе; определение направлений работы наставника со студентами (наставляемыми) по профессиональному развитию и личностному развитию; подготовка методических рекомендаций для педагогов-наставников, работающих в колледжах и вузах; составление программы и плана индивидуального сопровождения (наставничества) студента; организация системной работы наставников в образовательном учреждении профессиональной направленности (колледж, вуз).
Таким образом, результаты анализа научной литературы позволили сделать обобщающие выводы по проблеме использования технологии наставничества в профессионально-личностном развитии будущих специалистов:
1) наставничество может рассматриваться как технология психолого-педагогического сопровождения студентов в период обучения;
Библиографический список
2) наставничество обеспечивает неформальный контакт студентов и педагогов, что обеспечивает развитие у студентов коммуникативных умений, расширение социальных взаимодействий;
3) наставничество как форма педагогического сопровождения направлено на оптимизацию процесса обучения, освоение профессиональных компетенций, овладение профессиональной культурой;
4) необходима разработка типовых подробных инструктивных и методических материалов, сопровождающих работу наставников в учреждениях профессионального образования;
5) создание методической службы (школы наставников, курсов и т. д.), направленной на обучение наставников практическим методам работы со студентами;
6) разработка различных форм взаимодействия наставников, при которых наставники смогут обмениваться мнениями, опытом, методическими наработками, положительными эффектами от внедрения приемов работы наставников в различных профессиональных образовательных учреждениях (по виду профессиональной деятельности: педагогические, медицинские, инженерные и др.).
Модель реализации наставничества в профессионально-личностном развитии студентов может быть различной и зависит от социокультурных особенностей, подготовленности педагогического состава, индивидуальных особенностей студентов, заинтересованности в данной работе со стороны администрации образовательного учреждения профессиональной подготовки, мотивации наставников и наставляемых (студентов), возможности реализовать практическую помощь, системы контроля над работой наставников.
1. Бордовская Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012; № 145: 28-43.
2. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности. Высшее образование сегодня. 2014; № 8: 8-13.
3. Голицына И.Н. Образование 4.0 в подготовке современных специалистов. Образовательные технологии и общество. 2020; № 1: 12-19.
4. Дорожкин Е.М., Щербина Е.Ю. Тенденции развития профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований. Образование и наука. 2013; № 6 (105): 64-73.
5. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Кант. 2020; № 4 (37): 431-435.
6. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212-219.
7. Саенко Л.А. Деструктивные факторы процесса профессиональной социализации на стадии обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 316-318.
8. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Технология наставничества в системе поддержки молодого специалиста педагогического профиля. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023; № 5 (98): 228-234.
9. Чернышев Д.А., Бордюг Д.Д. Концептуальные подходы к профессионально-личностному развитию студентов в системе СПО. Педагогический журнал. 2023; № 4-1: 460-465.
References
1. Bordovskaya N.V. Professional'no-lichnostnoe razvitie buduschego specialista kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2012; № 145: 28-43.
2. Veledinskaya S.B., Dorofeeva M.Yu. Smeshannoe obuchenie: sekrety 'effektivnosti. Vysshee obrazovanie segodnya. 2014; № 8: 8-13.
3. Golicyna I.N. Obrazovanie 4.0 v podgotovke sovremennyh specialistov. Obrazovatel'nye tehnologiiiobschestvo. 2020; № 1: 12-19.
4. Dorozhkin E.M., Scherbina E.Yu. Tendencii razvitiya professional'nogo obrazovaniya v usloviyah social'no-'ekonomicheskih preobrazovanij. Obrazovanie i nauka. 2013; № 6 (105): 64-73.
5. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.
6. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212-219.
7. Saenko L.A. Destruktivnye faktory processa professional'noj socializacii na stadii obucheniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 316-318.
8. Saenko L.A., Solomatina G.N. Tehnologiya nastavnichestva v sisteme podderzhki molodogo specialista pedagogicheskogo profilya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2023; № 5 (98): 228-234.
9. Chernyshev D.A., Bordyug D.D. Konceptual'nye podhody k professional'no-lichnostnomu razvitiyu studentov v sisteme SPO. Pedagogicheskijzhurnal. 2023; № 4-1: 460-465.
Статья поступила в редакцию 23.03.24
УДК 378
Razbegaev P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgograd, Russia),
E-mail: [email protected]
THE USE OF GAMING TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article deals with a problem of using gaming technologies in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author examines examples of the use of gaming technologies in all types of educational activities: educational (theoretical and practical) and extracurricular (competitions, etc.). The article analyzes the category of "game", its types, essence and examples of gaming technologies, the basic principles of their implementation, the possibilities and advantages of using virtual and augmented reality in the classroom. The author explores a problem of relevance and expediency of using various forms of gaming technologies in the educational process of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the study, the author comes to the conclusion that the use of gaming technologies in educational activities makes it possible to strengthen the motivation of cadets and students, continuously improve their practical skills, solve urgent tasks of law enforcement agencies in the field of updating professional information. The article concludes that the analysis of materials, examples of the use of game technologies in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, indicate the expediency and activation of the use of various forms of game technologies.
Key words: digitalization, educational process, game, game technologies, virtual and augmented reality
П.В. Разбегаев, канд. пед. наук, доц., нач. каф. информатики и математики ФГКОУ ВО «Волгоградская академия Министерства внутренних дел
Российской Федерации», г. Волгоград, E-mail: [email protected]