Научная статья на тему 'Подготовка педагогических кадров в КНР: этапы развития, проблемы, решения'

Подготовка педагогических кадров в КНР: этапы развития, проблемы, решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / педагогическое образование / педагогика / подготовка педагогов / система образования. / China / teacher education / pedagogy / teacher training / education system.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синяков Андрей Сергеевич

В статье рассмотрена современная система подготовки педагогических кадров в Китайской Народной Республике (КНР), этапы её становления, стоящие перед ней вызовы и предпринимаемые руководством страны меры для укрепления системы педагогического образования. Автор анализирует исторический контекст развития педагогического образования и подготовки педагогических кадров в КНР, освещает ключевые проблемы, с которыми сталкиваются педагогические учебные заведения. Кроме того, в статье предлагаются решения для преодоления этих проблем. В качестве методологической основы исследования использовался анализ научно-методической литературы, статистических данных Министерства образования КНР, научных работ по педагогике. Результаты исследования будут полезны государственным образовательным органам, педагогическим учебным заведениям, специалистам в области педагогики и интересующимся проблемами подготовки педагогических кадров в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF TEACHING STAFF IN CHINA: STAGES OF DEVELOPMENT, PROBLEMS, SOLUTIONS

The article examines the modern system of teacher training in the People’s Republic of China (PRC), the stages of its formation, the challenges facing it and the measures taken by the country’s leadership to strengthen the pedagogical education system. The author analyzes the historical context of the development of teacher education and teacher training in China, highlights the key problems faced by pedagogical educational institutions. In addition, the article offers solutions to overcome these problems. The methodological basis of the study was the analysis of scientific and methodological literature, statistical data of the Ministry of Education of the People’s Republic of China, scientific works on pedagogy. The results of the study will be useful to government educational authorities, pedagogical educational institutions, specialists in the field of pedagogy and those interested in the problems of teacher training in China.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогических кадров в КНР: этапы развития, проблемы, решения»

Подготовка педагогических кадров в КНР: этапы развития, проблемы, решения

Синяков Андрей Сергеевич,

аспирант кафедры иностранных языков № 1, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» E-mail: andreyharmonica@gmail.com

В статье рассмотрена современная система подготовки педагогических кадров в Китайской Народной Республике (КНР), этапы её становления, стоящие перед ней вызовы и предпринимаемые руководством страны меры для укрепления системы педагогического образования. Автор анализирует исторический контекст развития педагогического образования и подготовки педагогических кадров в КНР, освещает ключевые проблемы, с которыми сталкиваются педагогические учебные заведения. Кроме того, в статье предлагаются решения для преодоления этих проблем. В качестве методологической основы исследования использовался анализ научно-методической литературы, статистических данных Министерства образования КНР, научных работ по педагогике. Результаты исследования будут полезны государственным образовательным органам, педагогическим учебным заведениям, специалистам в области педагогики и интересующимся проблемами подготовки педагогических кадров в Китае.

Ключевые слова: Китай, педагогическое образование, педагогика, подготовка педагогов, система образования.

Текущая ситуация

Педагогическая профессия в Китае является одной из самых престижных и востребованных среди всех областей занятости.

Согласно данным Министерства образования КНР, в 2022 году в стране насчитывалось более 18 млн учителей, работающих полный рабочий день, 293 миллиона учащихся и 518 500 школ всех уровней и типов. Число претендентов на национальный квалификационный экзамен для учителей за 10 лет выросло в 66,5 раз(!) - с 172 000 в 2012 году, до 11,442 миллиона в 2022 году [1].

Такие выдающиеся результаты были бы невозможны без наличия двух ключевых условий.

- Рассмотрения руководством КНР развития национальной системы образования и подготовки педагогических кадров, в частности, как приоритетной цели внутренней политики государства [2].

- Мощной образовательной базы, созданной в предшествующие десятилетия благодаря эффективной государственной образовательной политике и действенным мерам по повышению статуса педагогической профессии.

Этапы становления

Становлению образовательной базы КНР, которая легла в основу современной системы подготовки педагогов в Китае, предшествовало несколько этапов.

Первый этап: 1950-е - 1970-е гг. Опыт СССР

Появившаяся после основания Китайской Народной Республики острая нехватка педагогических кадров была устранена заимствованием опыта СССР. Китайское правительство приглашало множество советских педагогов. В 1950-е годы происходило разделение вузов на гуманитарные, естественные, точные, педагогические и другие профили [3].

В 1970-е годы сформировалась закрытая трехуровневая система педагогического образования, в рамках которой за подготовку специалистов для начальной, средней и старшей школы отвечали разные учебные заведения: педагогические институты и университеты давали общее высшее образование и готовили учителей старших школ; высшие специальные педагогические учебные заведения давали высшее специальное образование и готовили учителей средних школ; педагогические училища давали среднее педагогическое образование и готовили учителей начальных школ.

За повышение квалификации также отвечали независимые институты образования. Институты

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

образования государственного и провинциального уровня отвечали за повышение квалификации и подготовку учителей старших школ, муниципального уровня - за подготовку учителей средних школ, уездного уровня - за подготовку учителей начальных школ.

Второй этап: 1977-2000-е гг. Опыт США и западных стран С 1977 года во время политики реформ и открытости под лозунгом модернизации образования, Китай заимствовал и адаптировал множество педагогических идей из США, Великобритании, Канады и Японии.

С массовым распространением высшего и базового образования, Китай стал перенимать американскую открытую модель, суть которой состояла интеграции двух систем - учебно-педагогической и академической - для большего привлечения академических ресурсов и создания дополнительных образовательных возможностей для студентов в педагогических вузах.

Таким образом, начиная с 1990-х годов, с целью создания более открытой системы педагогического образования, педагогические колледжи и университеты были либо повышены до общеобразовательного университетского уровня, либо объединены в общеобразовательные педагогические колледжи, управляемые университетами.

С 1992 года началась перестройка и слияние педагогических вузов. В 1999 году Министерством образования КНР был издан документ "Мнения о регулировании структуры педагогических вузов" [4], сформировавший новый подход к созданию открытой системы педагогического образования, в рамках которой право подготовки учителей наряду с педагогическими учебными заведениями получили и комплексные университеты. Постепенно ликвидировался уровень среднего специального педагогического образования.

Проблемы и решения

На практике, такие преобразования привели к закрытию большого количества специализированных колледжей и ослаблению независимости педагогического образования. Открытости, коммерциализации и материального стимулирования оказалось недостаточно как для поддержания и пополнения педагогических кадров, так и для удовлетворения спроса на квалифицированных учителей начального образования.

Согласно докладу Бинь Чжоу "From Scale to Quality: Experiences and Challenges in Teacher Education in China" [5], "большинство интегрированных педагогических колледжей и университетов были ликвидированы комплексными университетами, и функциональность первых была улучшена о за счет академического качества последних лишь Ы в нескольких случаях."

Стремительно растущий общий объем обра-~ зовательной деятельности, увеличения числа направлений и конкретных практик обучения в КНР

влекут необходимость их обеспечения методологической основой, соответствующей национальному масштабу и разнообразию педагогической работы.

Бурный рост количественных показателей и увеличение популярности педагогической профессии ставит перед Китаем новые вызовы: необходимость непрерывно совершенствовать методическую подготовку, стимулировать работу учителей в менее развитых регионах страны, увеличивать инвестиции и упрочнять структуру педагогического образования.

Руководство КНР видит эти вызовы и отвечает на них.

На 18-м съезде КПК Си Цзиньпин подчеркнул, что основная задача для партийных комитетов и правительств на всех уровнях - построение передовых преподавательских коллективов и совершенствование подготовки учителей в слаборазвитых районах центрального и западного регионов [6].

Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет опубликовали заключение о всестороннем углублении реформы подготовки преподавательских кадров в новую эпоху, тем самым сделав развитие профессии учителя в стране важнейшим национальным стратегическим вопросом.

В чем заключается суть реформ? Во-первых, улучшить систему подготовки и механизмы отбора учителей и директоров, сформировать плеяду высокопрофессиональных работников образования с передовыми образовательными концепциями и современными моделями преподавания. С 2022 по 2025 г. на базе 30 учебных центров более 300 учителей и директоров начальных и средних школ пройдут интенсивную подготовку, чтобы усовершенствовать свои образовательные концепции, повысить качество преподавания и управления учебным процессом.

Во-вторых, уменьшить нехватку учителей начальных и средних школ в слаборазвитых районах, создать национальную базу обобщенного опыта по созданию педагогических коллективов, стандартизировать подготовку учителей.

В-третьих, расширить и укрепить структуру педагогического образования.

В 2018 году, Министерством образования был опубликован "План действий по активизации педагогического образования" (2018-2022 годы).

План предусматривал укрепление системы педагогического образования через следующие направления деятельности:

- приоритезацию роли педагогических колледжей и университетов;

- увеличение финансовой поддержки;

- оптимизацию структуры педагогического образования с упором на открытость;

- скоординированную и интерактивную современную среду с национальной базой педагогического образования в качестве руководства, педагогическим вузом в качестве основного органа;

- участие престижных общеобразовательных университетов и институтов повышения квалификации в качестве связующего звена и передовыми начальными и средними школами в качестве базы практики.

Политика Китая в отношении формирования преподавательских коллективов еще раз подчеркнула важность независимости педагогического образования и незаменимости его обычной системой образования. Китай планомерно увеличивает финансирование педагогического образования, выстраивая стабильную систему, во главе которой должны стоять специализированные педагогические учебные заведения.

Выводы

Непрерывное и своевременное совершенствование системы педагогического образования - это вызов, стоящий не только перед Китаем, но и перед любой крупной страной мира.

Однако, для Китая соответствие системы педагогического образования национальным целям имеет особое значение. Численность населения и размер экономики определяют огромный масштаб национальной педагогической деятельности и, соответственно, её инерционность. По этой причине, даже самая незначительная неточность или ошибка в управленческом решении масштабируется и может повлечь значительные негативные последствия.

Анализ этапов и проблем становления образовательной системы КНР, а также связанных с этим решений руководства страны показывает, что действия Министерства образования Китая и региональных органов управления национальной педагогической деятельностью должны быть сосредоточены в следующих направлениях:

- повышение её общественного статуса и престижа;

- планомерное увеличение финансирования;

- устранение региональных диспропорций;

- достижение сбалансированности структуры;

- повышение эффективности взаимодействия общей и педагогической образовательных систем;

- устранение отставания методологического обеспечения от практики преподавания.

Литература

1. Бинь Чжоу "From Scale to Quality: Experiences and Challenges in Teacher Education in China" [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.researchgate.net/publication/334137367_ From_Scale_to_Quality_Experiences_and_Chal-lenges_in_Teacher_Education_in_China

2. Лю Нань. Особенности развития системы педагогического образования в Китае [статья], № 4 (113) июль - август 2017

3. Новостная сеть "Синьхуа". [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://baijiahao.baidu. com/s?id=1749533330249547217&wfr=spider&-for=pc

4. Новостная сеть "Чжунгунван". [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://baijiahao.baidu. com/s?id=1775251385705155281&wfr=spider&-for=pc

5. Образовательная новостная сеть КНР [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://baijia-hao.baidu.com/s?id=1775463126750276365&w-fr=spider&for=pc

6. Сайт Министерства образования Китайской Народной Республики [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.moe.gov.cn/srcsite/ A10/s7058/199903/t19990316_162694.html

TRAINING OF TEACHING STAFF IN CHINA: STAGES OF DEVELOPMENT, PROBLEMS, SOLUTIONS

Sinyakov A.S.

Plekhanov Russian Economic University

The article examines the modern system of teacher training in the People's Republic of China (PRC), the stages of its formation, the challenges facing it and the measures taken by the country's leadership to strengthen the pedagogical education system. The author analyzes the historical context of the development of teacher education and teacher training in China, highlights the key problems faced by pedagogical educational institutions. In addition, the article offers solutions to overcome these problems. The methodological basis of the study was the analysis of scientific and methodological literature, statistical data of the Ministry of Education of the People's Republic of China, scientific works on pedagogy. The results of the study will be useful to government educational authorities, pedagogical educational institutions, specialists in the field of pedagogy and those interested in the problems of teacher training in China.

Keywords: China, teacher education, pedagogy, teacher training, education system.

References

1. Bin Zhou "From Scale to Quality: Experiences and Challenges in Teacher Education in China" [Electronic resource] - Access mode: https://www.researchgate.net/publication/334137367_ From_Scale_to_Quality_Experiences_and_Challenges_in_ Teacher_Education_in_China

2. Liu Nan. Features of the development of the teacher education system in China [article], No. 4 (113) July-August 2017

3. Xinhua News Network. [Electronic resource] - Access mode: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1749533330249547217&w-fr=spider&for=pc

4. Zhonggongwang News Network. [Electronic resource] - Access mode: https://baijiahao.baidu. com/s?id=1775251385705155281&wfr=spider&for=pc

5. Educational news network of the People's Republic of China [Electronic resource] - Access mode: https://baijiahao.baidu. com/s?id=1775463126750276365&wfr=spider&for=pc

6. Website of the Ministry of Education of the People's Republic of China [Electronic resource] - Access mode: http://www.moe. gov.cn/srcsite/A10/s7058/199903/t19990316_162694.html

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.