Научная статья на тему 'Подготовка учителей в Китае в контексте профессиональной аккредитации'

Подготовка учителей в Китае в контексте профессиональной аккредитации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аттестация педагогических вузов / национальные стандарты / учебные программы / программы обучения / педагогическое образование / высшее педагогическое образование / специализация / accreditation of pedagogical universities / national standards / curricula / training programs / teacher education / specialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джанг Ксяоджинг

Проведение профессиональной аккредитации по направлению подготовки будущих учителей является важной мерой для стандартизации и руководства в сфере педагогического образования, улучшения общего положения и повышения качества подготовки учителей. Разработка учебных программ является важной частью профессиональной аккредитации, а также основой для построения системы подготовки учителей. В 2017 году Министерство образования КНР издало стандарт профессиональной аккредитации дошкольного образования (начального образования, среднего образования), который основан на концепции «концентрации на ученике, ориентации на результат, последовательного улучшения» по направлению подготовки будущих учителей. В представленной статье рассматриваются четыре различных вида педагогических учреждений в Китае, дается оценка их соответствию требованиям стандарта, анализируются учебные программы и предлагается обобщенная характеристика текущих учебных программ. В соответствии с требованиями аккредитации в структуру учебного плана должны входить три категории дисциплин: общеобразовательные, специализированные и педагогические. В настоящее время существуют тенденции к стандартизации структуры учебных программ и к возрастающему значению педагогических дисциплин. В то же время распределение баллов и семестров по каждой дисциплине различается, отражая нюансы в настройках учебных программ между вузами из-за различных целей образования. По мнению автора, цель профессиональной аккредитации не только выявить недостатки и усовершенствовать структуру учебных программ, но и сформировать ориентированную на учащихся систему преподавания и подготовить учителей, чтобы в будущем удовлетворить потребности фундаментального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джанг Ксяоджинг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher training in China under the background of professional accreditation

Conducting professional accreditation is an important measure to standardize and guide the construction of teacher education, and improve its quality. A curriculum is not only an important content of professional accreditation, but also the basis for building a teacher training system. In 2017, the Ministry of Education of the PRC issued a standard for professional accreditation of preschool education (primary education, secondary education), which is based on the concept «focus on the student, original on results, consistent improvement» in the field of teachers’ education. The article discusses the train program of four different types of normal universities in China, their conformity with the standard is assessed, curricula are analysed and current curricula are summarized. In accordance with the requirements of accreditation, the structure of the curriculum should have three categories of disciplines: general education, specialized and pedagogical. Currently, there are trends towards standardizing the structure of the curriculum and the increasing importance of pedagogical disciplines. On the other hand, the distribution of scores and semesters for each discipline is not the same, reflecting differences in the settings of curricula between universities due to different educational goals. Undoubtedly, the author thinks the purpose of professional accreditation is not only to identify shortcomings and improve the structure of curricula, but also to form a student-oriented teaching system and prepare teachers to meet the needs of fundamental education in the future.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителей в Китае в контексте профессиональной аккредитации»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-563 УДК 377

Джанг Ксяоджинг https://orcid.org/0000-0001-7267-6171

Подготовка учителей в Китае в контексте профессиональной аккредитации

Для цитирования: Джанг Ксяоджинг Подготовка учителей в Китае в контексте профессиональной аккредитации // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 6 (111). - С. 75-80.

Проведение профессиональной аккредитации по направлению подготовки будущих учителей является важной мерой для стандартизации и руководства в сфере педагогического образования, улучшения общего положения и повышения качества подготовки учителей. Разработка учебных программ является важной частью профессиональной аккредитации, а также основой для построения системы подготовки учителей. В 2017 году Министерство образования КНР издало стандарт профессиональной аккредитации дошкольного образования (начального образования, среднего образования), который основан на концепции «концентрации на ученике, ориентации на результат, последовательного улучшения» по направлению подготовки будущих учителей. В представленной статье рассматриваются четыре различных вида педагогических учреждений в Китае, дается оценка их соответствию требованиям стандарта, анализируются учебные программы и предлагается обобщенная характеристика текущих учебных программ. В соответствии с требованиями аккредитации в структуру учебного плана должны входить три категории дисциплин: общеобразовательные, специализированные и педагогические. В настоящее время существуют тенденции к стандартизации структуры учебных программ и к возрастающему значению педагогических дисциплин. В то же время распределение баллов и семестров по каждой дисциплине различается, отражая нюансы в настройках учебных программ между вузами из-за различных целей образования. По мнению автора, цель профессиональной аккредитации не только выявить недостатки и усовершенствовать структуру учебных программ, но и сформировать ориентированную на учащихся систему преподавания и подготовить учителей, чтобы в будущем удовлетворить потребности фундаментального образования.

Ключевые слова: аттестация педагогических вузов, национальные стандарты, учебные программы, программы обучения, педагогическое образование, высшее педагогическое образование, специализация.

Dschang Ksyaodzhing

Teacher training in China under the background of professional accreditation

Conducting professional accreditation is an important measure to standardize and guide the construction of teacher education, and improve its quality. A curriculum is not only an important content of professional accreditation, but also the basis for building a teacher training system. In 2017, the Ministry of Education of the PRC issued a standard for professional accreditation of preschool education (primary education, secondary education), which is based on the concept «focus on the student, original on results, consistent improvement» in the field of teachers' education. The article discusses the train program of four different types of normal universities in China, their conformity with the standard is assessed, curricula are analysed and current curricula are summarized. In accordance with the requirements of accreditation, the structure of the curriculum should have three categories of disciplines: general education, specialized and pedagogical. Currently, there are trends towards standardizing the structure of the curriculum and the increasing importance of pedagogical disciplines. On the other hand, the distribution of scores and semesters for each discipline is not the same, reflecting differences in the settings of curricula between universities due to different educational goals. Undoubtedly, the author thinks the purpose of professional accreditation is not only to identify shortcomings and improve the structure of curricula, but also to form a student-oriented teaching system and prepare teachers to meet the needs of fundamental education in the future.

Keywords: accreditation of pedagogical universities, national standards, curricula, training programs, teacher education, specialization.

Введение

Государственная профессиональная аккредитация является важным инструментом обеспечения гарантии качества педагогического образова-

ния в вузах. В разных странах мира существует множество различных моделей и уровней обучения, однако в каждой из них последовательно разработаны стандарты профессиональной аккредитации, что способствует повышению качества

© Джанг Ксяоджинг, 2019

подготовки будущих учителей. В Китае педагогические учреждения всегда выполняли особую миссию по подготовке кадров. Начиная с середины 90-х годов прошлого века педагогическое образование в Китае постепенно реформировалось, и к настоящему времени сформировалась современная система педагогического образования, в рамках которой существуют две большие структуры - педагогические университеты и комплексные университеты, которые совместно осуществляют подготовку педагогических кадров.Некоторые из высших педагогических колледжей (факультетов) после присоединения вошли в состав комплексных университетов [1, 2, 3]. В условиях такой системы возникли новые вопросы: к примеру, многие вузы еще не создали полноценную систему обеспечения качества педагогического образования, а некоторые с трудом адаптируются к современной ситуации в образовании [4, 5, 6]. В некоторых педагогических вузах подготовка будущих учителей отходит на периферию, уступая место непедагогическим специальностям.

Общеизвестно, что учебная программа в педагогических учреждениях играет решающую роль в подготовке, при этом существующая система построения учебной программы нерациональна, ее содержимое и материалы обновляются медленно, методы обучения устаревают, звено учебной практики ослабевает [7, 8] - эти и другие проблемы непосредственно влияют на качество обучения студентов-педагогов. Проведение профессиональной аккредитации педагогов, учитывающей современную обстановку, позволяет не только регулировать и направлять развитие педагогического образования, углублять комплексную реформу в сфере образование, но и, что более важно, поспособствует обеспечению и повышению качества подготовки педагогов.

Основанная на концепции «концентрация на ученике, ориентация на результат, последовательное улучшение» государственная профессиональная аккредитация по направлению подготовки будущих учителей начала внедряться в 2017 году, и к настоящему моменту уже изданы «Стандарт профессиональной аккредитации дошкольного образования / начального образования / среднего образования» и т. д. (далее «Аккредитации») [9]. «Аккредитации» делятся на три уровня. Первый уровень - это основные требования, которые обязано выполнять каждое педагогическое учрежде-

ние. Второй уровень аккредитации выявляет, соответствует ли качество преподавания в учебном заведении стандартам качества. Третий уровень ориентирован на аккредитацию педагогических вузов по высшим стандартам качества. «Аккредитации» представляют собой комплексную, всеобъемлющую и систематическую систему оценки условий обучения педагогов, процесса и также результатов обучения [10].

Известно, что учебный план - это конкретное воплощение целей обучения и качества образования. В «Аккредитации» подчеркивается необходимость соответствия «Стандартам учебных программ педагогического образования (пробная версия)» и требованиям профессиональных стандартов педагогов, уделяется особое внимание ориентированности на студентов, достижению учебными планами целей обучения, выполнению требований, предъявляемых к выпускной квалификационной работе. В учебном плане сочетаются общее, предметное профессиональное и педагогическое образование: общеобразовательные, специализированные и педагогические дисциплины, теоретические и практические курсы, обязательные и факультативные курсы. Также для некоторых учебных планов определены минимальные уровни соотношения учебных баллов: доля гуманитарных и социальных дисциплин должна составлять не менее 10 % от общего числа, доля профильных специализированных дисциплин последовательно возрастает в дошкольном, начальном и среднем образовании, а доля педагогических учебных программ последовательно уменьшается (табл. 1) [9].

Как видно из приведенной таблицы, аккредитации отражают важность предметных знаний на разных этапах обучения, содержание учебного курса показывает специализацию на всех этапах. В то же время процентная доля педагогических учебных программ, соответственно, носит убывающий характер. По мнению некоторых ученых, «это может быть связано с тем, что вслед за увеличением этапов обучения, возрастанием объема и сложности предметных знаний повысились и требования к педагогам в области предметных знаний, потому и доля педагогических дисциплин в общем объеме учебной программы подготовки педагогов уменьшилась» [11]. Это помогает учителям овладеть навыками обучения, предназначенными для учащихся определенных этапов.

Таблица 1

Содержание организации учебного плана в дошкольном, начальном

и среднем образовательном стандартах профессиональной аккредитации II и III [9]_

Блоки Показатель Стандарт подготовки воспитателей детских садов Стандарты подготовки учителей начальных школ Стандарты подготовки учителей средних и старших классов

Общеобразовательные дисциплины Доля гуманитарных и социальных дисциплин > 10 % > 10 % > 10 %

Специализированные дисциплины Доля учебной программы по профессии > 20 % > 35 % > 50 %

Педагогические дисциплины Обязательный учебный предмет, всего учебные баллы Обязательный предмет > 44 баллов (высшее специальное учебное заведение с 3-годичным сроком обучения > 40 и с 5-летним > 50). Всего учебных баллов > 64 (высшее специальное учебное заведение с 3-годичным сроком обучения > 60, и с 5-летным > 72) Обязательный предмет > 24 баллов (высшее специальное учебное заведение с 3-годичным сроком обучения > 20, и с 5-летним > 26). Всего учебных баллов > 32 (высшее специальное учебное заведение с 3-годичным сроком обучения > 28, и с 5-летним > 35) Обязательный предмет > 10 учебных баллов. Всего учебных баллов > 14

Ли Шульман выдвигает идею о том, что квалифицированный учитель должен иметь общую подготовку, обладать знаниями по предметам, педагогике, учебной программе, по преподаванию дисциплин, разбираться в учениках и их особенностях, понимать цели, ценности, философские и исторические основы образования и т. д. [12]. Формирование этих знаний зависит от рациональной структуры учебного плана. Более того, на этапе подготовки учебной программы следует уделять больше внимания развитию у будущих педагогов образовательных конпетенций и навыков. На протяжении длительного времени некоторые ученые указывают на существующие общие проблемы учебных программ педагогических заведений: большой объем базовых курсов, отсутствие специализированных дисциплин и акцент на образовательной практике и т. д. Согласно опубликованному в 2014 г. отчету «Исследование и анализ стратегии ситуации в области подготовки кадров в учреждениях Китая», в результате исследования 27-и высших учебных заведений различных типов было установлено, что в учебных программах педагогических вузов существуют следующие особенности: «высокая доля предметных дисциплин, относительно низкая доля педагогических дисциплин, соотношение учебной практики и теоретических курсов относительно велико»; «учащиеся педагогических учреждений уделяют большое внимание предметным дисциплинам» [13]. Таким образом, сравнив требования к учеб-

ной программе с прописанными в «Аккредитации», нетрудно выяснить, что последние как раз подчеркивают важность предметных дисциплин. А поскольку в Китае общее образование в основном придерживается принципа деления на предметы (это основная особенность обучения студентов в педагогических учебных заведениях), отражает особенности формирования и реформирования учебной программы, призванной служить базовому образованию. При отсутствии необходимой и достаточной предметной подготовки будущие учителя не смогут хорошо обучать этим дисциплинам.

Педагогические дисциплины раскрывают особенности обучения в педагогических заведениях, в отличие многопрофильного университета, и должны стать важной частью учебной программы педагогического вуза. Создание учебных модулей стало основной тенденцией в разработке многих педагогических учебных программ. «Это способствует постепенному становлению профессионального образования в педагогических вузах как относительно самостоятельной системы, тем самым приводит к постепенному переходу к относительной открытости и специализации педагогических кадров» [14]. Таким образом, в целом «Стандарты аккредитации» отражают равную значимость и важность предметных и педагогических курсов.

Таблица 2

Предметы по китайскому языку и литературе (направление подготовки учителей) в университетах четырех различных типов_

Название учреждения Тип университета и история Типы дисциплины Академические часы и доля Учебные баллы и доля Учебные баллы (всего)

Пекинский педагогический университет Напрямую подчиняется Министерству образования Дисциплины общего образования - 58, 40.3 % 144

Профессиональные предметы - 86, 59.7 %

Столичный педагогический университет Построенные совместно г. Пекином и Министерством образования (присоединили «Пекинскую третью педагогическую школу», «Тунчжоускую педагогическую школу», «Пекинскую педагогическую школу для воспителей») Дисциплины общего образования 800, 24.41 % 50, 27.9 % 179

Основное образование 192, 5.86 % 12, 6.7 %

Профессиональное образование 1072, 32.7 % 67, 37.4 %

Практическое образование 608, 18.55 % 20, 11.2 %

Педагогическое образование 606, 18.49 % 30, 16.8 %

Цяньнань национальный педагогический университет Педагогический учреждение местного подчинения (присоединили бывший «Цяньнаньский национальный педагогический колледж», «Цяньнаньский педагогический колледж» и «Дуюнь-скую национальную педагогическую школу») Платформа общего образования - 43, 23.2 % 185

Платформа профессионального образования 93, 50.3 %

Платформа подготовки учителей - 40, 21.6 %

Платформа комплексного практического образования 9, 4.86 %

Университет Лудун Комплексный университет провинциального подчинения (бывший «Яньтайский педагогический колледж» был объединен с «Шаньдунским транспортным колледжем» и переименован в «Университет Лудун») Базовое образование 576, 34 % 36, 24 % 150

Предмет базового курса 656, 38 % 41, 27 %

Предметы подготовки учителей 256, 15 % 16, 11 %

Практика - 43, 29 %

Ограниченные факультативные предметы 144, 8 % 9, 6 %

Факультативные предметы 224, 13 % 14, 9 %

Карьерный рост 96, 5 % 6, 4 %

Источники:

1. Предметы по китайскому языку и литературе (направление подготовки учителей) [15, 16, 17, 18].

2. История университета (Пекинский педагогический университет: https://www.bnu.edu.cn/xxgk/index.htm; Столичный педагогический университет: https://www.cnu.edu.cn/xxgk/index.htm; Цяньнань национальный педагогический университет: http://www.sgmtu.edu.cn: Университет Лудун. URL: http://www.ldu.edu.cn)

С момента внедрения «Аккредитации» многие вузы пересмотрели программы подготовки кадров для педагогических специальностей и провели активные исследования в области учебных программ. Так, автор выделил три педагогических вуза различных типов, а также еще один университет, ранее известный как педагогический институт, впоследствии объединенный с другим институтом, переименованный и ставший комплексным

университетом, для сравнения структуры учебного плана по специальности «Китайский язык и литература» (педагогическое направление) (табл. 2) [15, 16, 17, 18] Учебные программы, предлагаемые четырьмя учебными заведениями, в основном одинаковы и включают в себя общее образование, предметное образование и педагогическое образование, что охватывает три основные категории учебных программ в нынешних педагоги-

ческих заведениях. В конкретных модулях учебной программы каждый вуз имеет собственную организацию. К примеру, Пекинский педагогический университет включил учебную практику в «Учебную программу профессиональной грамотности педагогов», Столичный педагогический университет принимает участие в «Учебной программе педагогического образования», Государственный университет Лудун делает упор на «практический курс», а Цяньнаньский педагогический университет включен в создание платформы «Подготовка педагогических кадров». С другой стороны, положение дел, по сравнению со временем, когда не уделялось достаточно внима-

ния учебной практике, значительно улучшилась. Кроме того, из таблицы видно, что между университетами существуют большие различия в распределении учебных баллов и академических часов. Например, общее количество учебных баллов в Пекинском педагогическом университете составляет 144, в Цяньнаньском национальном педагогическом университете - 185. Среди них учебная практика в первом университете занимает 12 учебных баллов, во втором - 18. Это может указывать на то, что вузы имеют относительно большую свободу и гибкость в применении учебных баллов.

Таблица 3

Распределение по семестрам учебных баллов по общеобразовательным дисциплинам в трех университетах [15, 16, 17, 18]

Название учреждения Баллы за каждый семестр

1 2 3 4 5 6 7 8

Пекинский педагогический 8 16 16 14 14 12 4

университет

Столичный педагогический 13 9 15.5 23.5 26 7или8 12 2 или 3

университет

Университет Лудун 13 11 18 9 5 16 1 8

Общая образовательная программа, в отличие от традиционного, давно установленного «Всеобщего начального курса», в большей степени ориентирована на гуманитарное образование учащихся, воспитание здоровой личности, на координацию между различными дисциплинами, и потому привлекает внимание работников просвещения, которые начинают активно изучать модели создания общего образования. Однако некоторые университеты по-прежнему понимают это как «всеобщий начальный курс» (например, Государственный университет Лудун). В целом, анализ учебной программы позволяет утверждать, что указанные учебные заведения различаются характером организации учебных баллов и семестров

(табл. 3). Программа общего образования Пекинского педагогического университета и Государственного университета Лудун охватывают длительный промежуток, при этом прослеживается тенденция к уменьшению курсов общего образования по мере увеличения учебного года, что соответствует правилам обучения учащихся педагогических учебных заведений. В Столичном педагогическом университете программа общего образования сосредоточена на первом курсе, в то время как продолжительность обучения для студентов-педагогов, как правило, составляет четыре года - такая организация учебной программы довольно нерациональна.

Таблица 4

Распределение по семестрам учебных баллов по специализированным

Название учреждения Баллы за каждый семестр Примечания

1 2 3 4 5 6 7 8

Пекинский педагогический университет 22 14 6 6 6 4

Столичный педагогический университет 34

Университет Лудун 11 | 9 4 6 1 6 баллов между семестрами

В ходе подготовки будущих педагогов необходимо укрепить знания, педагогические идеи и навыки учащихся педагогических заведений. Распределение учебных баллов профессиональных и

педагогических дисциплин в трех вузах (Табл. 4) свидетельствует о том, что эти дисциплины в основном присутствуют в программе на протяжении всего периода обучения.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в настоящее время разработка учебного плана по специальностям подготовки учителей развивается в направлении стандартизации и унификации. Конечно, учебные программы различаются в зависимости от уровня и целей педагогических вузов. Возвращаясь к теме профессиональной аккредитации педагогов, стоит прояснить, что прохождение профессиональной аккредитации не является конечной целью создания учебных программ в педагогических вузах, но все же определяет качество подготовки кадров. В соответствии со стандартами аккредитации должны выявить недостатки и усовершенствовать структуру учебных программ, чтобы в итоге сформировать ориентированную на учащихся систему преподавания учебных дисциплин и подготовить учителей, способных в будущем удовлетворять потребности фундаментального образования.

Библиографический список

1. Джанг Ксяожинг. Развитие подготовки педагогов в КНР. к 40-летию начала реформ (1978-2018 гг.) [Текст] / Джанг Ксяожинг // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2019. - № 3(66). -С. 67-74.

2. (since 1998 renamed

Л й Ж Ж » Ш Я № . - URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7058/199903/t19990 316_162694.html (дата обращения 06.07. 2019)

3. шштшш^ш// шда

штттшщжт. - шж =

2014. - C. 141-143.

4. Hu Wanshan. Significance and path of teacher education reform under background of teachers' profession accreditation // Heilongjiang Researches on Higher Education. - 2018. - № 7. - С. 25-28.

5. Zhang Songxiang. A Study on Some Problems and Countermeasures of Teachers' Professional Certification in China // Exploring education development. - 2017. -№7. - С. 38.

6. Li Zemin. Research on the development path of normal college against the background of education discipline certification // Journal of Guangdong University of Education. - 2018. - № 4. - С. 19.

7. Wang Xiaocheng, Che Lina. Responsibility and M issionofLocalNormalUniversity: Based on the Survey

Research on TeacherEducation ofShandong Norm alU-niversity // Journal of Shandong Normal University(Humanities and Social Sciences) - 2016. -№ 2. - C. 102.

8. Hu Weiping, Hu Yaogang. On the Normal Education and the Curriculum Reform of University in China // Journal of Shanxi Teacher University(Social Science Edition) - 2004. - № 3. - C. 129.

9. ф^АЙ^Я^^. тшятяж ««

>£(Ш)»йЖП. -

URL:

http://www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7011/201711/t20171 106_318535.html (дата обращения 06.07.2019)

10. Li Hongqing, Li Jianhui. Normal professional standards: the guarantee of teacher education quality // Journal of Minnan Normal University (Philosophy and Social Sciences). - 2019. - № 1. - С. 107-111.

11. Zhu Xudong, Hu Yan. China Education Reform and Opening-up 40 years. - Beijing: Beijing Normal University Publishing Group. 2018. - С. 361.

12. Lee Schulman. Knowledge and teaching: foundations of the new reform // Harvard Educational Review. - 1987. - № 1. - С. 1-23.

13. Research Team of National Teacher Education Institution Surveys. A National Investigation Report and Policy Analysis on Cultivation Status of Normal University Students in China // Education Research. - 2014. -№ 11. - С. 97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Research Team of National Teacher Education Institution Surveys. A National Investigation Report and Policy Analysis on Cultivation Status of Normal University Students in China // Education Research. - 2014. -№ 11. - С. 98.

15. даю

Ш ^ Ш (2018 ^ Ш ). - URL: http://kczx.bnu.edu.cn/jxjh.html (дата обращения 06.07.2019)

16. ШШЙА^ШШ»« даю

Ш ^ Ш (2018 ^ Ш ) URL:

http://jwc.cnu.edu.cn/docs/2018-11/201811130902308823 52.pdf (дата обращения 06.07.2019)

17. ^шйшш^йшш»^ даю #

Щ А Я Ш Ш Я Ш (2018 ^ Ш ). - URL: http://zwx.sgmtu.edu.cn/info/1004/1585.htm (дата обращения 06.07.2019)

18. ШЖАЗДИ^ЗДЮ^ФАЯШШ^

Ш (2018). - URL:

http://www.chinese.ldu.edu.cn/info/1011/1209.htm (дата обращения 06.07.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.