Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В КИТАЕ: ОБЗОР КИТАЙСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА ПЕРИОД 2012-2021 ГГ.'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В КИТАЕ: ОБЗОР КИТАЙСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА ПЕРИОД 2012-2021 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КИТАЙСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ло В.

Актуальность темы определяется необходимостью повышения качества подготовки педагогов в Китае. В статье представлен краткий обзор китайских педагогических исследований проблемы подготовки педагогов в период 2012-2021 годы, с целью определения научной разработанности данной проблемы в Китае. Для анализа были отобраны педагогические исследования, представленные в CNKI (China National Knowledge Infrastructure) - глобальной информационной платформе «Китайская национальная инфраструктура знаний».Материалы и методы: метод контент-анализ, метод классификации. В выборку вошло 5541 диссертаций по педагогическим наукам согласно китайской номенклатуре научных специальностей: 04.01.00 (Принципы педагогики), 04.01.04 (Сравнительная педагогика), 04.01.06 (Высшее образование).Анализ диссертационных исследований по подготовке китайских педагогов включал в себя три основных блока: 1) определение количества защищенных педагогических диссертаций по годам; 2) определение количества университетских образовательных кластеров в проведении защит кандидатских диссертаций по проблемам подготовки педагогов; 3) определение тематики китайских педагогических диссертационных исследований за период 2012-2021 гг. Из общего количества всех диссертационных работ, исследования проблемы подготовки педагогов составили всего 10,2% (5541 из 54349 ед.). Лидером в проведении педагогических исследований проблемы подготовки педагогов является Восточно-китайский педагогический университет (город Шанхай, КНР). К наиболее популярным темам педагогических исследований проблемы подготовки педагогов в университетах Китая можно отнести изучение: особенностей реализации программ педагогического образования, осуществления реформы педагогического образования в Китае, особенностей формирования и развития педагогических команд учебных заведений, профессионального становления учителя.В результате исследования было установлено, что диссертационные исследования проблемы подготовки педагогов составляют незначительную долю в общем количестве китайских педагогических исследований. Тематика исследований не охватывает проблемы дидактики и управления педагогическим образованием, подготовки китайских педагогов в условиях реализации российско-китайского сотрудничества, развития цифровых навыков учителей, методов преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER EDUCATION IN CHINA: A REVIEW OF CHINESE PEDAGOGICAL RESEARCH FROM 2012-2021

The relevance of the subject is determined by the necessity of improving the quality of teacher education in China. The article presents a brief review of Chinese pedagogical research on the problem of teacher training in the period 2012-2021, in order to determine the scientific development of this problem in China. Pedagogical research presented in CNKI (China National Knowledge Infrastructure) - a global information platform.Materials and methods: content analysis method, classification method. The sample included 5,541 dissertations on pedagogical sciences according to the Chinese nomenclature of scientific specialties: 04.01.00 (Principles of Pedagogy), 04.01.04 (Comparative Pedagogy), 04.01.06 (Higher Education).The analysis of dissertation research on the education of Chinese teachers included three main blocks: 1) determining the number of defended pedagogical dissertations by year; 2) determining the number of university educational clusters for conducting PhD dissertations on teacher education problems; 3) determining the topics of Chinese pedagogical dissertation research for the period 2012-2021. Out of the total number of all theses and dissertations, research on teacher training problems accounted for only 10.2% (5,541 out of 5,449 units). The leader in carrying out pedagogical research on the problem of teacher training is the East China Pedagogical University (Shanghai, China). The most popular topics of pedagogical research on the problem of teacher education in universities in China are the study of: specifics of implementation of teacher education programs, implementation of teacher education reform in China; specifics of formation and development of teaching teams of educational institutions, professional development of the teacher.As a result of the study, it was found that dissertation research on the problem of teacher training accounts for an insignificant share in the total number of Chinese pedagogical research. The research topics do not cover the problems of didactics and management of teacher education, training of Chinese teachers in the implementation of the Russian-Chinese cooperation, development of teachers' digital skills, teaching methods.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В КИТАЕ: ОБЗОР КИТАЙСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА ПЕРИОД 2012-2021 ГГ.»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / GENERAL PEDAGOGY, HISTORY _OF PEDAGOGY AND EDUCATION_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.104

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В КИТАЕ: ОБЗОР КИТАЙСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА

ПЕРИОД 2012-2021 ГГ.

Научная статья

Ло В.1' *

1 ORCID : 0000-0002-1098-2947;

1 Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (luowanqi19940227[at]163.com)

Аннотация

Актуальность темы определяется необходимостью повышения качества подготовки педагогов в Китае. В статье представлен краткий обзор китайских педагогических исследований проблемы подготовки педагогов в период 20122021 годы, с целью определения научной разработанности данной проблемы в Китае. Для анализа были отобраны педагогические исследования, представленные в CNKI (China National Knowledge Infrastructure) - глобальной информационной платформе «Китайская национальная инфраструктура знаний».

Материалы и методы: метод контент-анализ, метод классификации. В выборку вошло 5541 диссертаций по педагогическим наукам согласно китайской номенклатуре научных специальностей: 04.01.00 (Принципы педагогики), 04.01.04 (Сравнительная педагогика), 04.01.06 (Высшее образование).

Анализ диссертационных исследований по подготовке китайских педагогов включал в себя три основных блока:

1) определение количества защищенных педагогических диссертаций по годам;

2) определение количества университетских образовательных кластеров в проведении защит кандидатских диссертаций по проблемам подготовки педагогов;

3) определение тематики китайских педагогических диссертационных исследований за период 2012-2021 гг.

Из общего количества всех диссертационных работ, исследования проблемы подготовки педагогов составили всего 10,2% (5541 из 54349 ед.). Лидером в проведении педагогических исследований проблемы подготовки педагогов является Восточно-китайский педагогический университет (город Шанхай, КНР). К наиболее популярным темам педагогических исследований проблемы подготовки педагогов в университетах Китая можно отнести изучение: особенностей реализации программ педагогического образования, осуществления реформы педагогического образования в Китае, особенностей формирования и развития педагогических команд учебных заведений, профессионального становления учителя.

В результате исследования было установлено, что диссертационные исследования проблемы подготовки педагогов составляют незначительную долю в общем количестве китайских педагогических исследований. Тематика исследований не охватывает проблемы дидактики и управления педагогическим образованием, подготовки китайских педагогов в условиях реализации российско-китайского сотрудничества, развития цифровых навыков учителей, методов преподавания.

Ключевые слова: педагогическое образование в Китае, подготовка педагогов, педагогические исследования, Китайские педагогические университеты.

TEACHER EDUCATION IN CHINA: A REVIEW OF CHINESE PEDAGOGICAL RESEARCH FROM 2012-2021

Research article

Luo W.1' *

1 ORCID : 0000-0002-1098-2947;

1 Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation

* Corresponding author (luowanqi19940227[at]163.com)

Abstract

The relevance of the subject is determined by the necessity of improving the quality of teacher education in China. The article presents a brief review of Chinese pedagogical research on the problem of teacher training in the period 2012-2021, in order to determine the scientific development of this problem in China. Pedagogical research presented in CNKI (China National Knowledge Infrastructure) - a global information platform.

Materials and methods: content analysis method, classification method. The sample included 5,541 dissertations on pedagogical sciences according to the Chinese nomenclature of scientific specialties: 04.01.00 (Principles of Pedagogy), 04.01.04 (Comparative Pedagogy), 04.01.06 (Higher Education).

The analysis of dissertation research on the education of Chinese teachers included three main blocks:

1) determining the number of defended pedagogical dissertations by year;

2) determining the number of university educational clusters for conducting PhD dissertations on teacher education problems;

3) determining the topics of Chinese pedagogical dissertation research for the period 2012-2021.

Out of the total number of all theses and dissertations, research on teacher training problems accounted for only 10.2% (5,541 out of 5,449 units). The leader in carrying out pedagogical research on the problem of teacher training is the East China

Pedagogical University (Shanghai, China). The most popular topics of pedagogical research on the problem of teacher education in universities in China are the study of: specifics of implementation of teacher education programs, implementation of teacher education reform in China; specifics of formation and development of teaching teams of educational institutions, professional development of the teacher.

As a result of the study, it was found that dissertation research on the problem of teacher training accounts for an insignificant share in the total number of Chinese pedagogical research. The research topics do not cover the problems of didactics and management of teacher education, training of Chinese teachers in the implementation of the Russian-Chinese cooperation, development of teachers' digital skills, teaching methods.

Keywords: teacher education in China, teacher training, pedagogical research, Chinese pedagogical universities.

Введение

Подготовка педагогических кадров является предметом научных исследований во многих странах. В Китае интерес к данной тематике обусловлен задачами государственной политики в сфере образования, особым статусом учителей, который закреплен следующими документами: Закон КНР от 31.10.1993 «Об учителях», Мнения Государственного совета КНР от 2012 «Об укреплении структуры учителей», Мнения Национальной комиссии развития и реформ Министерства финансов и Министерства образования КНР от 2012 «Об углублении реформы педагогического образования», Планом национального среднесрочного и долгосрочного развития и реформирования образования (2010-2020 гг.).

Впервые позиция Китая о необходимости подготовки педагогических кадров была изложена в Мнении ЦК КПК и Госсовета КНР от 20.01.2018 «О всестороннем углублении реформы педагогического строительства в новую эпоху». Подготовка педагогов стала одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Представленный общественности в 2019 году План модернизации образования Китая до 2035 года, включает мероприятия по созданию высококачественной профессиональной и инновационной педагогической команды. Реализация законодательных положений о статусе китайского учителя в условиях реформы в сфере высшего образования обозначили новое важное направление китайских научных исследований - решение теоретических и практических задач проблем подготовки педагогов в Китае. Полученные результаты могут быть полезны для уточнения содержания образовательных программ подготовки педагогов как в китайских вузах, так и в условиях трансграничного образования, которое активно развивают китайские высшие учебные заведения.

С непрерывным развитием интернационализации высшего образования, развитие профессиональных компетенций учителей, повышение уровня их межкультурной коммуникации являются неотложными задачами реформы образования в Китае. Для определения масштаба и эффектов, проводимых государством мероприятий в области педагогического образования необходимо анализировать прошлые, текущие и прогнозируемые направления научных исследований этой области знаний. Поэтому цель данной статьи состоит в представлении результатов анализа массива китайских диссертационных исследований и ознакомлении с текущим состоянием научных знаний о проблемах подготовки педагогов в Китае.

Обзор китайских педагогических исследований проблемы подготовки педагогов в Китае за период 2012-2021 годы проведен на основе данных CNKI (China National Knowledge Infrastructure) - глобальной информационной платформы «Китайская национальная инфраструктура знаний».

Обзор литературы

Решение теоретических и практических задач проблем подготовки педагогов имеет принципиальное значение для развития педагогической науки в Китае. Некоторые китайские ученые высказывают озабоченность проблемами выбора современных исследовательских стратегий в области педагогического образования. Так китайский ученый Яо Фуфан считает, что большая часть результатов в исследованиях по формированию и развитию преподавательского состава учебных организаций дает только теоретические решения и не имеет практического значения [25]. Он отмечает, что хотя Китай и добился некоторых успехов в исследованиях реформы педагогического образования, однако теоретическая система исследований реформы педагогического образования еще не сформирована. Исследования международного значения реформы педагогического образования в Китае сосредоточены в основном на анализе нормативного обеспечения этой деятельности. Исследований практических вопросов совершенствования системы подготовки учителей проводится мало. Ян Лиле, Лю Цзюньцзюнь и Сяо Бинь считают, что, хотя исследования в области педагогического образования в Китае достигли определенных результатов, однако тематика большинства научных исследований сосредоточена на проблемах подготовки учителей начального и среднего образования. Вопросы высшего педагогического образования в диссертационных исследованиях представлены крайне редко [26]. Цзинь Иньфэн и Мэн Сяньлэ, анализируя стратегии научных исследований в области педагогических наук в Китае показали, что необходимо расширять контур научных педагогических исследований. Они должны быть направлены не только на изучение вопросов политики в области педагогического образования, но исследовать специфику реализации содержания педагогического образования в вузах страны, изучать роль образовательной среды вуза, ее ориентированность на повышение качества подготовки будущих педагогов [20].

Анализ размещенных на глобальной информационной платформе «Китайская национальная инфраструктура знаний». CNKI (China National Knowledge Infrastructure) кандидатских диссертаций за период с 2012 по 2021 годы, показал, что по проблемам трансграничного образования, осуществляемого в рамках китайско-зарубежных совместных образовательных программ, было защищено всего 12 диссертаций. В большинстве случаев научный интерес представляли проблемы реализации образовательных моделей подготовки специалистов [18], формирования программ бакалавриата [19], межкультурной адаптации студентов [16], системы обеспечения качества транснационального высшего образования Китая [22], режима подготовки кадров китайско-зарубежных совместных образовательных программ [6], правового обеспечения системы качества образования по китайско-зарубежным

совместным образовательным программам [24]. Опыт подготовки педагогов в рамках российско-китайского сотрудничества в научных исследованиях представлен незначительно.

Методы и принципы исследования

Для характеристики китайских диссертационных исследований по педагогике за период 2012-2021 гг. был использован метод контент-анализа для выявления по ключевым словам работ, относящихся к проблемам подготовки педагогов, а также метод классификации для распределения работ по признакам: количество диссертаций педагогической направленности, количество педагогических диссертационных исследований проблем подготовки педагогов, количество учебных заведений Китая, осуществляющих защиту кандидатских диссертаций по педагогическим специальностям.

В качестве исследовательской базы выступили диссертационные исследования по следующим научным специальностям Китая: 04.01.00 (Принципы педагогики), 04.01.04 (Сравнительная педагогика), 04.01.06 (Высшее образование). В выборку вошло 5541 диссертаций. В нее вошли только диссертаций, утвержденные Министерством образования КНР и Комитетом по ученым степеням Госсовета КНР, размещенные в CNKI (China National Knowledge Infrastructure) - глобальной информационной платформе «Китайская национальная инфраструктура знаний». Наименования отраслей науки приведены в соответствии с классификацией, указанной на сайте Министерства образования КНР.

Согласно Мерам Китайской Народной Республики от 1982 г. «По реализации Положения об ученых степенях», учёная степень кандидата наук присуждается высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями, уполномоченными Госсоветом [8].

По данным Комитета по ученым степеням Госсовета и Министерства образования Китая «Профессиональный каталог дисциплин послевузовского образования (2022 г.)», шифры научных специальностей предоставляются Комитетом по академическим степеням Государственного совета и Национальной комиссией по образованию КНР [14].

Основные результаты

Количественное распределение исследований кандидатских диссертаций по подготовке педагогов в Китае за период 2012-2021 гг.

Педагогические научные исследования занимают особое место в системе подготовки квалифицированных научных кадров Китая. Всего за исследуемый период было защищено 54349 диссертаций по педагогическим наукам. Проблемам подготовки педагогических кадров Китая было посвящено всего 5541 диссертаций, что составило 10,2% от общего количества педагогических диссертационных исследований. Среди них исследования проблем подготовки педагогов были изучены в рамках следующих научных направлений:

- 04.01.00 (Принципы педагогики) - 859 ед.;

- 04.01.04 (Сравнительная педагогика) - 1598 ед.;

- 04.01.06 (Высшее образование) - 3084 ед. (табл. 1).

Таблица 1 - Количество кандидатских диссертаций по педагогическим наукам, защищенных в КНР за период 20122021 гг.

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.125.104.1

Год Шифр научной специальности Всего, кол-во ед.

04.01.00, кол-во ед. 04.01.04, кол-во ед. 04.01.06, кол-во ед.

2012 66 174 295 535

2013 93 174 315 582

2014 94 185 314 593

2015 51 100 270 421

2016 92 194 333 619

2017 111 182 352 645

2018 82 163 329 574

2019 103 161 332 596

2020 89 139 300 528

2021 78 126 244 448

Всего 859 1598 3084 5541

Статистический анализ количества защищенных диссертаций показывает, что до 2016 года количество защищенных диссертаций по педагогическим профилям росло. При этом лидирующее положение занимали исследования проблем высшего педагогического образования (направление 04.01.06). В последующие годы количество защищенных кандидатских диссертаций стало снижаться. При этом, например, по направлению 04.01.00 количество защит кандидатских диссертаций значительно сократилось и приближается к значению десятилетней давности, а по направлению 04.01.04. показатель защит кандидатских диссертаций, преодолев свой максимум в 2017 году (194 диссертации) снизился ниже значений полученных в 2012 году. Общая динамика выражена снижением

количества диссертаций по проблемам подготовки педагогов. Это может быть обусловлено изменением образовательной политики Китая: ориентир на создание технопарков, бизнес-инкубаторов, развитие системы профессиональных учебных центров, улучшение инфраструктуры, прежде всего, инженерных и технологических учебных заведений. В силу этого проблемы подготовки педагогов нельзя относить к наиболее приоритетным областям научных исследований.

Университеты - лидеры по защитам кандидатских диссертаций по направлению подготовки педагогов в Китае

В настоящее время в Китае насчитывается 123 государственных педагогических университета, 24 из которых осуществляют подготовку научных кадров для страны. Однако только в 47 университетах Китая ведется подготовка аспирантов по педагогическим профилям.

Среди них наиболее высокие показатели по количеству защищенных кандидатских диссертаций в области педагогических наук за период 2012-2021 гг. имеют 7 педагогических университетов (табл. 2). Общее количество защищенных кандидатских диссертаций в них составляет 2702 диссертации. Когорту лидеров по защитам таких диссертаций возглавляет Восточно-китайский педагогический университет. Однако анализ статистики защит по годам показывает, что в этом университете с 2017 года количество защит по педагогическим наукам снижается, в то время как в Северо-Восточном педагогическом университете и Нанкинском педагогическом университете - растет. За исследуемый период оба вуза в 1,5 раза увеличили количество защит кандидатских диссертаций по педагогическим наукам. Так Нанкинский педагогический университет только за период 2021-2022 гг. увеличил показатель по количеству защит кандидатских диссертаций педагогической направленности в 3 раза. Это позволяет отметить особую роль Нанкинского педагогического университета в повышении квалификации педагогических работников, создании крупной научно-педагогической школы, в развитии академических традиций по подготовке педагогических кадров для Китая.

Таблица 2 - Университеты - лидеры по защите кандидатских диссертаций в области педагогических наук за период

2012-2021 гг.

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.125.104.2

Год, кол-во ед. Восточн о- китайск ий педагог ический Северо-Восточн ый педагог ический универс итет, кол-во ед. Централ ьно-китайск ий педагог ический Нанкин ский педагог ический универс Шэньси йский педагог ический универс Хунаньс кий педагог ический универс Шанхай ский педагог ический универс Всего, ед.

универс универс итет, итет, итет, итет,

Шифры: итет, кол-во ед. итет, кол-во ед. кол-во ед. кол-во ед. кол-во ед. кол-во ед.

04.01.00 2012 81 54 34 32 40 10 6 257

04.01.04 2013 76 60 61 19 22 33 8 279

2014 69 81 43 40 19 32 1 285

04.01.06 2015 16 41 38 40 16 30 18 199

2016 80 73 52 30 27 23 25 310

2017 102 65 43 45 17 12 22 306

2018 85 93 26 30 27 9 12 282

2019 69 116 48 17 22 17 10 299

2020 88 48 18 14 38 19 7 232

2021 61 72 22 43 29 22 4 253

Всего 727 703 385 310 257 207 113 2702

Анализ тематики диссертационных исследований проблемы подготовки педагогов в Китае

Тематика научных педагогических исследований в Китае отличается разнообразием. Анализ количества защит в ведущих педагогических вузах Китая показывает, что к наиболее часто встречающимся тематическим блокам исследований проблем подготовки педагогов можно отнести темы, связанные с изучением особенностей профессионального развития учителя; условий реализации программ педагогического образования; анализом выполнения задач реформы педагогического образования; особенностей формирования и развития педагогических команд. Полученные данные выглядят вполне логично. В настоящее время китайские исследователи уделяют основное внимание анализу достижений реформы образования, которая во многом соответствует потребностям модернизации педагогического образования в Китае. Полученные данные представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Распределение тематики кандидатских диссертаций в области педагогического образования

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.125.104.3

Пробле матика кандида тских диссерт аций по педагог ическим наукам Восточн о- китайск ий педагог ический универс итет, кол-во ед. Северо-Восточн ый педагог ический универс итет, кол-во ед. Централ ьно-китайск ий педагог ический универс итет, кол-во ед. Нанкин ский педагог ический универс итет, кол-во ед. Шэньси йский педагог ический универс итет, кол-во ед. Хунаньс кий педагог ический универс итет, кол-во ед. Шанхай ский педагог ический универс итет, кол-во ед. Всего, ед. Доля от общего количес тва диссерт аций,%

Профес сиональ ное развити е учителя 85 95 25 27 26 11 14 283 17,3

Програ мма педагог ическог о образов ания 63 74 19 19 18 9 11 213 13,0

Реформ а педагог ическог о образов ания 50 64 21 12 17 8 13 185 11,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формир ование и развити е педагог ической команд ы 43 60 22 13 17 5 14 174 10,7

Педагог ическая практик а 42 55 13 11 15 8 10 154 9,4

Профес сиональ ная культур а учителя 39 46 13 12 12 3 5 130 8,1

Непрер ывное педагог ическое образов ание 30 40 11 9 12 3 8 113 6,9

Система педагог ическог о образов 25 31 11 10 11 5 7 100 6,1

ания

Компете нции, професс иональн ые умения и навыки педагог ов 20 29 10 10 7 2 5 83 5,1

Государ ственна я политик а в области педагог ическог о образов ания 22 31 6 5 8 2 5 79 4,8

Модели подгото вки учителе й 17 16 5 4 5 2 5 54 3,3

Качеств о подгото вки учителе й 10 15 7 2 2 2 4 42 2,6

Предмет ная подгото вка учителе й 3 6 0 2 2 0 0 13 0,8

Адаптац ия молоды х учителе й 1 4 1 1 3 1 0 11 0,67

Всего 450 566 164 137 155 61 101 1634 1

Заключение

Анализ тематики диссертационных исследований китайских ученых в области педагогических наук показывает, что проблема подготовки педагогов в Китае занимает незначительную долю в общем количестве китайских педагогических исследований (10,2%). Значительная часть этих исследований носит теоретический характер, констатируя в основном статистические показатели либо исторические факты развития системы педагогического образования в Китае. Работ, анализирующих динамику подготовки педагогов, имеющих сравнительный характер либо раскрывающих обоснование тех или иных теоретических позиций, доказанных именно экспериментальным путем немного.

Лидером в проведении педагогических исследований проблемы подготовки педагогов является Восточно-китайский педагогический университет (провинция Шанхай КНР). К наиболее популярным темам педагогических исследований проблемы подготовки педагогов можно отнести:

- профессиональное развитие учителя, реализация программ педагогического образования, реформирование педагогического образования;

- формирование и развитие педагогических команд образовательных организаций Китая.

Весьма мало защищается диссертационных исследований по проблемам качества подготовки учителей (2,6%), адаптации молодых учителей (0,67%), подготовки учителей по конкретным предметам (0,8%).

Дополнительный анализ тематики диссертационных исследования показал, что практически отсутствуют защиты кандидатских диссертаций в области реализации китайско-зарубежных совместных образовательных программ. При этом китайско-зарубежное академическое взаимодействие весьма востребовано и имеет необходимое ресурсное обеспечение. По статистике 2022 года, количество образовательных проектов, построенных в рамках трансграничного образования, насчитывает до 1433 совместных образовательных программ, из них 39 программ подготовки педагогов. Несомненно, с развитием этой направленности программ могут появиться диссертационные исследования, связанные с изучением особенностей международных педагогических команд, теоретического инструментария дидактики трансграничной подготовки педагогов для Китая.

Расширение тематики педагогических исследований должно строиться не только на основе личных интересов отдельных китайских исследователей, но и проводиться как реакция на стоящие перед национальной системой педагогического образования задачи. Они должны способствовать пониманию тех возможностей, которые открывают новые образовательные проекты в системе образования, выявлять пути преодоления затруднений их реализации, способствовать внедрению качественных образовательных ресурсов для формирования высококвалифицированного преподавательского состава китайских учебных заведений.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Абакумова Н.Н., Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Российская Федерация

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.125.104.4

Conflict of Interest

None declared.

Review

Abakumova N.N., Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.104.4

Список литературы / References

1. / // - 2018. - № 3. - p. 4-11.

2. Ф И Ш W M ft ft // . - URL: http://www.gov.cn/xinwen/2019-02/23/content_5367987.htm (ШЙЭ 10.01.2022)

3. ЭД. EJH^W^^W^^Sra^ 2018 / ^ifif // - 2019 - 11 m. - 34-37.

4. Ш^шишШШМКЖ^ / // - 2018 - 35 m. - 121-123

5. 8 / ЯШ. - МННМНН*^, 2019. - P. 34-37.

6. пт. / Ш. - 2021. - 270.

7. # Д М Ж Ш / // ФИ Ш W ^ и. - 2018. - № 7. - 5356.

8. Ф^ЛЙЙЯВ^Й^^!^^®^ Ш // Ф^ЛЙЙЙИФЛЛШЙЙ . - URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_zcfg/zcfg_jyxzfg/202204/t20220422_620528.html (ШЙЭ 10.08.2022)

9. Ф И Ш W M ft ft 2035 // . -URL:http://www.gov.cn/xinwen/2019-02/23/content_5367987.htm (ШЙЭ 10.05.2022)

10. И^^М? // Ф^ЛШЙЙИФ^ЛШЙЙ . - URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2012/content_2226134.htm (ШЙЭ 10.03.2022)

11. Ф^ФЛ // Ф^ЛШЙЙИФЛЛШМ. - URL: http://www.gov.cn/zhengce/2018-01/31/content_5262659.htm (ШЙЭ 10.02.2022)

12. // Ф^ЛШ^ЙИШШ^ . - URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7011/201211/t20121108_145544.html (ШЙЭ 10.01.2022)

13. (2010-2020 ^ ) // Ф^ЛШЙЯИШ!^ . - URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_171904.html (ШЙЭ 10.07.2022)

14. ( 2022 ^ ) // Ф^ЛЙЙЯИШ! 3 . - URL: http://m.moe.gov.cn/srcsite/A22/moe_833/202209/t20220914_660828.html (ШЙЭ 10.07.2022)

15. €3й.£г 0} ft Ж И Ш W Ш № РЛ ffi Ш Ш М И^Й S Щ Й g - Ж ? «Ф И Ш W M ft ft2 0 3 5)

/ €3« // - 2019. - № 2. - 8-14.

16. М. Й&ФЯ^Й^Э^Й^ШШЙ / М. - ФЛШ^А^, 2014. - 231

17. 1844.4 ^Л / ЯЕ // - 2022. - № 12. - 67-70

18. ШЙЩ^&Ф^^Й^Ж^УШ^Ш^Й / Я&Г©. - 2019. - 257.

19. ашч. - / ашч. ЯШША^, 2016. - 220.

20. rng«. штшшяж+ътя / тш, // - 2019. - № 12. - 59-65.

21. ШШ. -Ш^ЙШМ^ШШ / ШШ // - 2012. - №

7. - 60-63.

22. ШШ. ФВИБИЙ^ШМЙ^еЙ^Й / ШШ. - 2015. - 155.

23. / // ШШЯ. - 2013. - № 3. - 20-24.

24. шш. / шш.- 2020. - 160.

25. ШШШШШ^ШШШйШМ^^ / // ШИМ. - 2009. - № 4. - 182-183.

26. - шт&ШШШЙМШ / тт&, шт,

МШ // ШШШШъ. - 2022. - № 35(01). - 32-38.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Wang D. Xin shidai woguo jiaoshi duiwu jianshe de xingshi yu renwu [The situation and tasks of the construction of teaching staff in China in the new era] / Wang D. // Jiaoyu yanjiu [Educational Research]. - 2018. - № 3. - P. 4-11. [in Chinese]

2. Zhongguo jiaoyu xiandaihua [Teachers Law of the People's Republic of China] // Zhonghua renmin gongheguo zhongyang renmin zhengfu [Ministry of Education of the People's Republic of China]. -URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_zcfg/zcfg_jyfl/tnull_1314.html (accessed 01.10.2022). [in Chinese]

3. Li Q. Zhenxing jiaoshi jiaoyu, jiaqiang xin shidai jiaoshi duiwu jianshe: Sichuan sheng jiaoyu xuehui jiaoyu xue zhuanye weiyuanhui 2018 nian xueshu nian hui zongshu [Revitalize teacher education and strengthen the construction of teacher team in the new era: A summary of the 2018 academic annual meeting of the Pedagogy Professional Committee of Sichuan Education Society] / Q. Li, C. Li // Jiaoyu kexue luntan [Education Science Forum]. - 2019. - № 11. - P. 34-37. [in Chinese]

4. Li X. Xin shidai jiaoshi duiwu jianshe de zhongyao yiyi [The significance of the construction of teachers' team in the new era] / X. Li // Renmin luntan [People's Forum]. - 2018. - № 35. - P. 121-123. [in Chinese]

5. Liu M. Woguo "985 gongcheng" daxue jiaoshi duiwu jianshe wenti yanjiu/ liu meng [Research on the construction of university teaching staff in China's "985 Project"] / M. Liu. - Lanzhou : Lanzhou University, 2019. - P. 34-37. [in Chinese]

6. Liu Q. Zhong e gaodeng jiaoyu hezuo banxue rencai peiyang moshi yanjiu [Studies of the Training Regime of Sino-Foreign Educational Programs] : diss. ... of PhD in Pedagogical Sciences / Q. Liu. - Xiamen University, 2021. - 270 p. [in Chinese]

7. Meng X. Xin shidai shifan yuan xiao zai jiaoshi duiwu jianshe zhong zhuti zuoyong de fahui [The main role of normal colleges and universities in the construction of teaching staff in the new era] / X. Meng // Zhongguo jiaoyu xue kan [Chinese Journal of Education]. - 2018. - № 7. - P. 53-56. [in Chinese]

8. Zhonghua renmin gongheguo xuewei tiaoli zhanxing shishi banfa [Measures of the People's Republic of China of 1982 "On the Implementation of the Regulations on Academic Degrees"] // Zhonghua renmin gongheguo zhongyang renmin zhengfu [Ministry of Education of the People's Republic of China]. - URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_zcfg/zcfg_jyxzfg/202204/t20220422_620528.html (accessed 08.10.2022). [in Chinese]

9. Zhongguo jiaoyu xiandaihua 2035 [Modernization of education in China until 2035] // Zhonghua renmin gongheguo zhongyang renmin zhengfu [State Council of the People's Republic of China]. - URL: http://www.gov.cn/xinwen/2019-02/23/content_5367987.htm (accessed 05.10.2022). [in Chinese]

10. Guowuyuan guanyu jiaqiang jiaoshi duiwu jianshe de yijian [Opinions of the State Council of the People's Republic of China from 2012 "On strengthening the structure of teachers"] // Zhonghua renmin gongheguo zhongyang renmin zhengfu [State Council of the People's Republic of China]. - URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2012/content_2226134.htm (accessed 03.10.2022). [in Chinese]

11. Zhonggong zhongyang guowuyuan guanyu quanmian shenhua xin shidai jiaoshi duiwu jianshe gaige de yijian [Opinions of the Central Committee of the Communist Party of China and the State Council of the People's Republic of China dated January 20, 2018 "On the comprehensive deepening of the reform of pedagogical construction in the new era"] // Zhonghua renmin gongheguo zhongyang renmin zhengfu [State Council of the People's Republic of China]. - URL: http://www.gov.cn/zhengce/2018-01/31/content_5262659.htm (accessed 02.10.2022). [in Chinese]

12. Jiaoyu bu guojia fazhan gaige wei caizheng bu guanyu shenhua jiaoshi jiaoyu gaige de yijian [Opinions of the National Development and Reform Commission, Ministry of Finance of the Ministry of Education of the People's Republic of China from 2012 "On deepening the reform of teacher education"] // Zhonghua renmin gongheguo jiaoyu bu [Ministry of Education of the People's Republic of China]. - URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7011/201211/t20121108_145544.html (accessed 01.10.2022). [in Chinese]

13. Guojia zhong chang qi jiaoyu gaige he fazhan guihua gangyao (2010-2020 nian) [National Medium and Long-Term Development Plan and Education Reform (2010-2020)] // Zhonghua renmin gongheguo jiaoyu bu [Ministry of Education of the People's Republic of China]. - URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_171904.html (accessed 07.10.2022). [in Chinese]

14. Yanjiusheng jiaoyu xueke zhuanye mulu (2022 nian) [Professional Catalog of Postgraduate Education Disciplines (2022)] // Zhonghua renmin gongheguo jiaoyu bu [Ministry of Education of the People's Republic of China]. - URL: http://rn.moe.gov.cn/srcsite/A22/moe_833/202209/t20220914_660828.html (accessed 07.10.2022). [in Chinese]

15. Xun Y. Xin shidai jichu jiaoyu jiaoshi duiwu jianshe de mubiao, neirong yu lujing — jiyu "zhongguo jiaoyu xiandaihua 2035" jiaoshi duiwu jianshe neirong de fenxi/ xun yuan [The goal, content and path of the construction of the basic education teacher team in the new era — Based on the analysis of the content of the teacher team construction in "China's

MewdynapodnhM uayuHO-uccAedoBameAbCKuU wypnan ■ № 11 (125) • Hon6pb

Education Modernization 2035"] / Y. Xun // Jiáoshí jiáoyu yánjiü [Teacher Education Research]. - 2019. - № 2. - P. 8-14. [in Chinese]

16. Tang Y. Gaoxiáo zhongwái hézuo bánxué xiángmu xuésheng kuá wénhuá shi [Research of intercultural adaptation of students in Chinese-foreign joint educational programs at universities] : diss. ... of PhD in Pedagogical Sciences / Y. Tang. -Chinese Ethnic University, 2014. - 231 p. [in Chinese]

17. He R. Quánguó zhuanren jiáoshí zongshu dá 1844.4 Wán rén [The total number of full-time teachers nationwide reached 18.444 million] / R. He // Beijing ribáo: Zhongguó shijie [Beijing Daily: China World]. - 2022. - № 12. - P. 67-70 [in Chinese]

18. He X. Woguó gao zhí yuán xiáo zhongwái hézuo bánxué wü nián zhi jiáoyu móshi yánjiü [Research of the Five-Year Educational Model of Sino-Foreign Educational Programs in Chinese Higher Professional Institutions] : diss. ... of PhD in Pedagogical Sciences / X. He. - East China Normal University, 2019. - 257 p. [in Chinese]

19. Zeng J. Zhongwái hézuo bánxué dáxué benke kechéng yánjiü — jíyú jí suo dáxué de ánli fenxí [Research of the Undergraduate Curriculum in Sino-Foreign Joint Programs — Based on Multi-University Analysis] : diss. ... of PhD in Pedagogical Sciences / J. Zeng. - Hunan Normal University, 2016. - 220 p. [in Chinese]

20. Jin Y. Woguó jiáoshí jiáoyu gaigé shí nián yánjiü [Ten Years of Teacher Education Reform in China] / Y. Jin, X. Meng // Luoyáng shifán xuéyuán báo [Journal of Luoyang Pedagogical University]. - 2019. - № 12. - P. 59-65. [in Chinese]

21. Zhao Y. Huígu yü fansi: Jiáoshí jiáoyu gaigé yánjiü sanshí nián-jíyú yánjiü shijiao de wénxián zongshu

[Retrospective and Reflection: Thirty Years of Research in Teacher Education Reform—A Literature Review Based on a Research Perspective] / Y. Zhao // Jiáoyu xuéshu yuekan [Research in Education]. - 2012. - № 7. - P. 60-63. [in Chinese]

22. Zheng H. Zhongguó kuáguó gaodeng jiáoyu zhiliáng baozháng tíxi yánjiü [A study of China's transnational higher education quality assurance system] : diss. ... of PhD in pedagogical Sciences / H. Zheng. - Central China University of Science and Technology, 2015. - 155 p. [in Chinese]

23. Yao J. Jin shí niánlái woguó jiáoyu yánjiü fangfa de fenxí yü fansí [Analysis and reflection of educational research methods in my country in the past ten years] / J. Yao, X. Wang // Jiáoyu yánjiü [Educational Research]. - 2013. - № 3. - P. 2024. [in Chinese]

24. Yang J. Zhongwái hézuo bánxué zhiliáng baozháng falü zhidu yánjiü [Research on the Legal System for Quality Assurance in Sino-Foreign Educational Programs] : diss. ... of PhD in Pedagogical Sciences / J. Yang. - Chongqing University, 2020. - 160 p. [in Chinese]

25. Yao F. Jiáoshí duiwü jiánshe yü jiáoshí jiáoyu chuángxín de wénxián zongshu [Literature Review on Teacher Team Building and Innovation in Teacher Education] / F. Yao // Jíchü jiáoyu [Primary Education]. - 2009. - № 4. - P. 182-183. [in Chinese]

26. Yang L. Woguó jin sishí nián jiáoshí jiáoyu yítí huá yánjiü de jinchéng, wentí yü zhanwáng — jíyú zhongshen jiáoyu shijiao de fenxí [Process, problems and prospects of research on the integration of teacher education in China over the past 40 years: an analysis from the point of view of lifelong education] / L. Yang, J. Liu, B. Xiao // Jiáoshí jiáoyu luntán [Primary education]. - 2022. - № 35(01). - P. 32-38. [in Chinese]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.