Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР: МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ'

СИСТЕМА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР: МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КНР / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПОСЛЕВУЗОВСКИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ПРАВИТЕЛЬСТВО КИТАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донецкая С. С., Ван Бин

Мощный экономический рост Китая обусловлен комплексом правительственных инициатив, среди которых приоритетными являются проекты реформирования системы высшего образования. Начиная с 1980-х гг. особое внимание государство уделяет подготовке научных кадров. Благодаря дальновидному государственному планированию и мощному бюджетному финансированию в Китае практически с нуля создана конкурентоспособная национальная система послевузовского профессионального образования. В итоге, если в 1978 г. было подготовлено только 9 postgraduates students, то в 1985 г. - уже 17 004, в 1998 г. - 47 077, а в 2018 г. - 604 368. Количество присвоенных докторских степеней только с 2005 по 2018 г . выросло более чем в два раза: с 27 677 до 60 700.Немаловажным при формировании системы послевузовского обучения является своевременное издание государственных нормативных актов, регулирующих это направление образовательной деятельности, правильно выстроенный механизм управления работой аспирантуры и жесткая система контроля образовательного процесса на всех этапах обучения магистрантов и докторантов. Поэтому в данной статье уделено внимание организации процесса обучения в аспирантурах, открытых в китайских университетах и научных институтах, а также механизму управления национальной системой подготовки научных кадров. Кроме того, на основе данных Министерства образования Китая, официальной статистической информации, публикаций, находящихся в открытом доступе в сети китайского Интернета, а также научных статей, опубликованных в ведущих мировых изданиях, показано как изменились за последние десять лет количество университетов и научных организаций, в которых происходит подготовка магистрантов и докторантов, численность обучающихся, прием и выпуск специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATE PROFESSIONAL EDUCATION IN CHINA: CONTROL MECHANISMS AND LEARNING PROCESS

China’s strong economic growth is undoubtedly due to a set of government initiatives, among which the priority projects are the reform of the higher education system. Since the 80s of the last century, the state has paid special attention to the training of scientific personnel. Thanks to far-sighted state planning and strong budget financing, China has created a competitive national system of postgraduate professional education almost from scratch. As a result, if only 9 postgraduate students were trained in 1978, then in 1985 - already 17004, in 1998 - 47077, and in 2018 - 604368. The number of doctorates degrees awarded from 2005 to 2018 more than doubled: from 27,677 to 60,700.The important factors in the formation of the system of postgraduate education is the promulgation of national laws and regulations governing this area of educational activity, a well-built mechanism for managing the work of postgraduate studies and a strict system to control all stages of the educational process for masters and doctoral students. Therefore, this article focuses on the organization of the learning process in Chinese universities and academic institutes, as well as the management mechanism of the national system of training scientific personnel.In addition, according to the data of China's Ministry of education, official statistical information, publications that are publicly available on the Chinese Internet, as well as scientific articles published in major publications around the world, it is shown how the number of universities and academic institutions that train masters and doctoral students, as well as the number of students, admission and graduation of specialists have changed over the past ten years.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР: МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ»

Научная статья

УДК 378.4 JEL A23, I28

DOI 10.25205/2542-0429-2021-21-3-147-168

Система послевузовского профессионального образования в КНР: механизмы управления и процесс обучения

Светлана Сергеевна Донецкая 1 Бин Ван 2

1 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Новосибирск, Россия

2 Российский университет дружбы народов Москва, Россия

1 dss@inbox.ru 2 1321666299@qq.com

Аннотация

Мощный экономический рост Китая обусловлен комплексом правительственных инициатив, среди которых приоритетными являются проекты реформирования системы высшего образования. Начиная с 1980-х гг. особое внимание государство уделяет подготовке научных кадров. Благодаря дальновидному государственному планированию и мощному бюджетному финансированию в Китае практически с нуля создана конкурентоспособная национальная система послевузовского профессионального образования. В итоге, если в 1978 г. было подготовлено только 9 postgraduates students, то в 1985 г. - уже 17 004, в 1998 г. - 47 077, а в 2018 г. - 604 368. Количество присвоенных докторских степеней только с 2005 по 2018 г. выросло более чем в два раза: с 27 677 до 60 700.

Немаловажным при формировании системы послевузовского обучения является своевременное издание государственных нормативных актов, регулирующих это направление образовательной деятельности, правильно выстроенный механизм управления работой аспирантуры и жесткая система контроля образовательного процесса на всех этапах обучения магистрантов и докторантов. Поэтому в данной статье уделено внимание организации процесса обучения в аспирантурах, открытых в китайских университетах и научных институтах, а также механизму управления национальной системой подготовки научных кадров. Кроме того, на основе данных Министерства образования Китая, официальной статистической информации, публикаций, находящихся в открытом доступе в сети китайского Интернета, а также научных статей, опубликованных в ведущих мировых изданиях, показано как изменились за последние десять лет количество университетов и научных организаций, в которых происходит подготовка магистрантов и докторантов, численность обучающихся, прием и выпуск специалистов. Ключевые слова

послевузовское профессиональное образование в КНР, процесс обучения в аспирантуре, управление послевузовским профессиональным образованием, правительство Китая

Для цитирования

Донецкая С. С., Ван Б. Система послевузовского профессионального образования в КНР: механизмы управления и процесс обучения // Мир экономики и управления. 2021. Т. 21, № 3. С. 147168. DOI 10.25205/2542-0429-2021-21-3-147-168

© Донецкая С. С., Ван Б., 2021

Postgraduate Professional Education in China: Control Mechanisms and Learning Process

Svetlana S. Donetskaya \ Bin Wang 2

1 Novosibirsk State University Novosibirsk, Russian Federation

2 RUDN University Moscow, Russian Federation

1 dss@inbox.ru 2 1321666299@qq.com

Abstract

China's strong economic growth is undoubtedly due to a set of government initiatives, among which the priority projects are the reform of the higher education system. Since the 80s of the last century, the state has paid special attention to the training of scientific personnel. Thanks to far-sighted state planning and strong budget financing, China has created a competitive national system of postgraduate professional education almost from scratch. As a result, if only 9 postgraduate students were trained in 1978, then in 1985 - already 17004, in 1998 - 47077, and in 2018 - 604368. The number of doctorates degrees awarded from 2005 to 2018 more than doubled: from 27,677 to 60,700.

The important factors in the formation of the system of postgraduate education is the promulgation of national laws and regulations governing this area of educational activity, a well-built mechanism for managing the work of postgraduate studies and a strict system to control all stages of the educational process for masters and doctoral students. Therefore, this article focuses on the organization of the learning process in Chinese universities and academic institutes, as well as the management mechanism of the national system of training scientific personnel.

In addition, according to the data of China's Ministry of education, official statistical information, publications that are publicly available on the Chinese Internet, as well as scientific articles published in major publications around the world, it is shown how the number of universities and academic institutions that train masters and doctoral students, as well as the number of students, admission and graduation of specialists have changed over the past ten years. Keywords

postgraduate professional education in China, the process of postgraduate education, management of postgraduate professional education, the government of China

For citation

Donetskaya S. S., Wang B. Postgraduate Professional Education in China: Control Mechanisms and Learning Process. World of Economics and Management, 2021, vol. 21, no. 3, pp. 147-168. (in Russ.) DOI 10.25205/2542-0429-2021-21-3-147-168

Введение

После проведения политики реформ и открытости в 1978 г. развитие вузовского образования в Китае придерживалось политического направления, установленного правительством, в основе которого повышение качества и стремление к совершенству. С этого времени государство стало уделять всё больше внимания послевузовскому профессиональному обучению. В частности, правительство и Министерство образования Китая только за последние десять лет выпустили ряд документов, касающихся реформирования системы высшего и послевузовского образования, в том числе «Государственную программу сред-

несрочной и долгосрочной реформы и развития образования (2010-2020)» 1 (2010), «Ряд заключений по всестороннему повышению качества высшего образования» 2 (2012), «Замечания по углублению реформы послевузовского образования» 3 (2013), «Замечания о работе по укреплению системы обеспечения и надзора за качеством ученых степеней и послевузовского образования» 4 (2014), «Уведомление о координации управления аспирантами очной и заочной форм обучения» 5 (2016), «Уведомление о пилотной работе по комплексному реформированию образования докторантов» 6 (2017), «Уведомление о дальнейшей стандартизации и усилении управления подготовкой аспирантов» 7 (2019), «Предложения об ускорении реформы и развития высшего образования в новую эпоху» 8 (2020), «Замечания по дальнейшему жесткому регулированию управления качеством ученых степеней и послевузовского образования» 9 (2020). Перечисленные документы направлены на улучшение организации процесса обучения, оптимизацию структуры подготовки научных кадров и повышение качества послевузовского образования. Так, например, в «Уведомлении о дальнейшей стандартизации и усилении управления подготовкой аспирантов», выпущенном Канцелярией Министерства образования в 2019 г., четко указано, что в системе послевузовского профессионального образования постоянно оптимизируется структура подготовки кадров и формируется модель специалистов с академической и прикладной степенями. Такие действия направлены на выпуск большого количества высококвалифицированных кадров, предназначенных для служения

1 ВШ^^ШШ^^Ш^ЖШШМШШ (2010-2020 [Государственная программа среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования на 2010-2020 гг.]. URL: http://www. moe.gov.cn/srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_171904.html (In Chinese)

2 [Ряд заключений по всестороннему повышению качества высшего образования]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A08/s7056/201203/t20120316_ 146673.html (In Chinese)

3 ^^S-ft-WÄ^SWä^WÄÄ [Замечания по углублению реформы послевузовского образования]. URL: http://old.moe.gov.cn/pubhcffles/business/htmlfiles/moe/A22_zcwj/201307/xxgk_154 118.html (in Chin.).

4 ^Ш^ЩкШ'п'^Ш'ЩЖШтШ'ШМШЖтШ^ [Замечания о работе по укреплению системы обеспечения и надзора за качеством ученых степеней и послевузовского образования]. URL: http://old.moe.gov.cn//publicfiles/business/htmlfiles/moe/s7065/201403/165554.html (in Chin.).

5 ^Т^^^ВШПФ^ВФШЯ^^ЯХ^ЙШП [Уведомление о координации управления аспирантами очной и заочной форм обучения] URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A22/moe_826/ 201609/t20160914_281117.html (in Chin.).

6 [Уведомление о пилотной работе по комплексному реформированию докторантуры]. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A22/xwb_left/moe_826/ 201708A20170804_310685.html (in Chin.).

7 ^ШШ^^аШШЖ^ШШШШ^Ш^ [Уведомление о дальнейшей стандартизации и усилении управления подготовкой аспирантов]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A22/moe_826/ 201904A20190412_377698.html (in Chin.).

8 ^TJPftSWtWÄ^SWä^SKWÄÄ [Предложения об ускорении реформы и развития высшего образования в новую эпоху]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2020-09/22/ con-tent_5545939.htm (in Chin.).

9 Й^ЯЙ^ТЙЙ [Замечания по дальнейшему жесткому регулированию управления качеством ученых степеней и послевузовского образования] . URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A22/moe_826/202009/t20200928_492182.html (in Chin.).

национальному и региональному социально-экономическому развитию и научно-техническому прогрессу, что в определенной степени отражает национальные потребности и требования рынка.

В «Замечаниях по дальнейшему жесткому регулированию управления качеством ученых степеней и послевузовского образования» (2020 г.) отмечено, что необходимо усилить ответственность учебных и научных учреждений по обеспечению качества диссертационных исследований, стандартизировать прием экзаменов для аспирантов, охватить мониторингом весь процесс обучения, усилить контроль за качеством руководства аспирантами научными руководителями, повысить эффективность борьбы с академическими проступками и улучшить надзор за работой аспирантуры отделами образования в регионах.

Благодаря этим документам система управления послевузовским образованием должна постепенно усовершенствоваться, структура послевузовских специальностей оптимизироваться, чтобы лучше соответствовать потребностям экономики и общества, что в итоге увеличит отдачу научных кадров и позволит эффективнее реализовать национальные стратегии экономического и социального развития Китая.

Несмотря на то что результаты внедрения указанных выше документов мы сможем проанализировать в лучшем случае через пять или десять лет, сегодня представляется интересным изучение современной организации процесса обучения в китайских аспирантурах, а также описание механизма управления национальной системой подготовки научных кадров. Такой интерес обусловлен прежде всего тем, что в российской научной литературе данная тема изложена фрагментарно и представлена зачастую устаревшими статистическими данными [1-7] либо касается только вопросов развития российско-китайского сотрудничества в сфере высшего и послевузовского образования [8]. Между тем поскольку в России уже второе десятилетие ведется реформирование системы подготовки научных кадров, то изучение опыта страны, добившейся определенного успеха в данной сфере, видится целесообразным. В этой связи авторы статьи считают необходимым представить результаты развития системы послевузовского профессионального образования в Китае за последние десять лет, а также описать процесс обучения в аспирантуре и механизм управления национальной системой подготовки научных кадров, без успешной организации которых был бы невозможен стремительный прогресс в китайской системе подготовки научной элиты.

Современное состояние послевузовского профессионального образования в Китае

Современная история развития китайской аспирантуры началась в 1978 г., когда правительством Китая было принято решение официально возобновить прием в магистратуру и докторантуру. Через два года (в 1980 г.) было обнародовано «Положение КНР об ученых степенях» 10, в котором оговариваются три

10 АКЯдаЯ? tü [Положение КНР об ученых степенях]. URL: http://www.

npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2008-12/15/content_1462106.htm (in Chin.).

уровня ученых степеней, присуждаемых в китайских университетах: бакалавр, магистр и доктор. Соответственно реализация программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры предусмотрена в предназначенных для этого образовательных и научных учреждениях, для которых в данном документе уточнены их функции, а также стандартизирована система присуждения ученых степеней и представлена ее китайская специфика.

Послевузовское профессиональное образование как самый высокий уровень образования в Китае отвечает за решение задачи подготовки высокоспециализированных кадров и развитие науки и техники. Согласно «Закону КНР о высшем образовании» 11, вступившему в силу 1 января 1999 г., послевузовское профессиональное образование предусматривает подготовку магистров и докторов. Для обучения магистров и докторов в университетах и научно-исследовательских учреждениях Китая созданы специальные подразделения (соответственно, магистратура и докторантура), входящие в состав аспирантуры. Поэтому применительно к докторантам и магистрантам в Китае часто используется общий термин «аспирант».

Структура и тип послевузовского образования в Китае во многом обусловлены уровнем развития экономики страны и ее отраслевой структурой. Изначально в китайской аспирантуре предполагалось создание только академической (научно-исследовательской) модели подготовки обучающихся. Однако вслед за развитием экономики в 1991 г. Госсовет Китая утвердил прикладные (профессиональные) степени, после чего в стране начало энергично формироваться прикладное послевузовское образование. До сих пор существуют 40 специальностей прикладной степени магистра и 6 специальностей прикладной степени доктора (стоматология, педагогика, ветеринария, клиническая медицина, инженерия и китайская медицина) 12. Появление различных типов послевузовского образования обусловлено экономическим и социальным развитием Китая и поэтому способствует эффективному развитию страны. В настоящее время в Китае в основном сформированы академическая и прикладная модели подготовки аспирантов и продолжается движение в направлении формирования диверсифицированной (смешанной) модели послевузовского образования.

С конца прошлого века послевузовское профессиональное образование в Китае начало развиваться ускоренными темпами. Так, согласно государственной статистике, например, в 1999 г. прием магистрантов и докторантов составлял 92 200 чел., что на 30 % больше, чем в 1998 г. В 2002 г. приняли уже 159 тыс. магистрантов и 37 тыс. докторантов. Таким образом, только за десять лет с 1998 по 2009 г. число магистрантов и докторантов, обучающихся в вузах, выросло с 198,9 тыс. до 1,404 млн чел. [9; 10].

11 [«Закон КНР о высшем образовании»]. URL: http://old.moe. gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_619/200407/1311.html (in Chin.).

12 ^ Ф ^ Й М ' [Обзор специальностей прикладной степени магистра и доктора] URL: http://www.cdgdc.edu.cn/xwyyjsjyxx/gjjl/ (in Chin.).

Динамика численности организаций, ведущих подготовку аспирантов, и численности аспирантов

за 2010-2019 гг.

Dynamics of the number of organizations that train postgraduates and the number of postgraduates

in 2010-2019

Число организаций, ведущих подготовку аспирантов Численность обучающихся Прием в аспирантуру, Выпуск из аспирантуры,

аспирантов, тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел.

Год научно-

вузов исследова-тельских институтов магистрантов докторантов магистрантов докторантов магистров докторов

2010 481 316 1279,5 258,9 474,4 63,8 334,6 49,0

2011 481 274 1374,6 271,3 494,6 65,6 379,7 50,3

2012 534 277 1436,0 283,8 521,3 68,4 434,7 51,7

2013 548 282 1495,7 298,3 540,9 70,5 460,5 53,1

2014 571 217 1535,0 312,7 548,7 72,6 482,2 53,7

2015 575 217 1584,7 551,5 570,6 74,4 497,7 53,8

2016 576 217 1639,0 342,0 589,8 77,3 508,9 55,0

2017 578 237 2277,6 362,0 722,2 83,9 520,0 58,0

2018 580 235 2341,7 389,5 762,5 95,5 543,6 60,7

2019 593 235 2439,5 424,2 811,3 105,2 577,1 62,6

Источник: ШЩ^ЖМШъ^[Статистический бюллетень развития национального образования]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/ (in Chin.).

Source: Statistical bulletin of national education development. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/ (in Chin.).

Анализируя деятельность аспирантуры за последнее десятилетие (см. таблицу), стоит отметить, что численность организаций, ведущих подготовку аспирантов, практически ежегодно увеличивалась, за исключением 2011 и 2013 гг. В 2017 г. число таких учреждений впервые превысило 800. При этом численность обучающихся аспирантов ежегодно возрастала, достигнув в 2019 г. 2863,7 тыс. чел. В 2019 г. число магистрантов и докторантов превысило 2,8 млн, принятых в магистратуру было 811,3 тыс., а в докторантуру - 105,2 тыс. чел. Отметим, что в это время в Китае насчитывалось уже 828 учреждений, в которых происходит обучение аспирантов. Основным показателем деятельности аспирантуры является выпуск специалистов, который за десять лет (2010-2019 гг.) почти удвоился: с 383,6 тыс. до 639,7 тыс. чел. Именно в это время развитие послевузовского образования в Китае перешло от количественного накопления к качественному преобразованию. Поэтому начиная с 2017 г. более половины магистрантов по окончании обучения получают прикладную степень.

В текущем 2021 г. численность обучающихся в магистратуре достигла рекордного уровня 3,77 млн, увеличившись за один год на 360 тыс. 13 Повышенный интерес к послевузовскому образованию обусловлен влиянием новой коронави-русной инфекции 2020 г., вследствие которой мощный рывок получило развитие дистанционного обучения, произошло массовое закрытие коммерческих организаций и резко выросла конкуренции на рынке труда. Такая ситуация заставила недавних выпускников-бакалавров поступить в магистратуру с целью улучшения своей конкурентоспособности и повышения вероятности престижного трудоустройства после окончания обучения. Предвидя повышенный спрос на послевузовское образование, в апреле 2020 г. более 40 китайских вузов выпустили брошюры и объявили о расширении масштаба приема аспирантов, в том числе Китайский Народный университет, Нанькайский университет, Юго-Восточный университет, Университет Китайской академии наук и др. 14

Следует заметить, что расширение масштаба приема аспирантов объясняется не только влиянием пандемии 2020 г., но и тенденциями развития вузов и китайского общества. Так, с одной стороны, нынешняя промышленная модернизация и экономические преобразования в Китае находятся в ключевой стадии трансформации и поэтому требуют большого количества высококачественных специалистов. С другой стороны, перед вузами поставлена задача - строительство первоклассных университетов. Решение данной задачи невозможно без создания научной элиты китайского общества. Именно поэтому университеты должны постепенно оптимизировать структуру подготовки научных кадров и расширять масштабы приема докторантов.

13 2021 ЩЩМЙ-te [Состояние поступающих в магистратуру в 2021 г.]. URL: http://www. moe.gov.cn/s5142/s5865/202012/t20201228_507799.html (in Chin.).

14 Äi^Ä 10 ЯА [Университеты объявили о расширении масштаба приема докторантов, число докторантов достигнет 100 тыс. человек]. URL: https://baijiahao.baidu. com/s?id=1663692803050494357&wfr=spider&for=pc (in Chin.).

Процесс обучения в аспирантуре

В Китае подготовка научной элиты осуществляется в вузах и научно-исследовательских институтах. Поступление в магистратуру возможно при наличии степени бакалавра и успешном прохождении национальных единых вступительных экзаменов, которые организуются в декабре каждого года. Поступление в докторантуру осуществляется в Китае следующими четырьмя способами:

1) отбор докторантов из числа магистрантов, завершивших магистерскую программу, но еще не защитивших диссертацию, и имеющих отличные оценки, сильный новаторский дух и склонность к научным исследованиям;

2) отбор докторантов из вновь зачисленных магистрантов, соответствующих требованиям комбинированного образования. Обучение в докторантуре таких студентов осуществляется сразу после завершения магистерской программы и получения степени магистра;

3) отбор докторантов из числа выпускников бакалавриата, отлично сдавших вступительные экзамены. Получение докторской степени напрямую после бакалавриата возможно по конкретным специальностям, установленным отделом управления образования Госсовета КНР, и предполагает удлинение срока обучения минимум до пяти лет;

4) на основе подачи заявления и участия в организационных вузами письменных и устных вступительных экзаменах в докторантуру. В этом случае необходимо сдать экзамены по теории марксизма-ленинизма, иностранному языку и профессиональным дисциплинам. В дополнение к письменным и устным экзаменам приемная комиссия может также проводить другие необходимые тестирования 15. Дата проведения экзамена определяется приемными комиссиями каждого учреждения, где происходит обучение по программам послевузовского профессионального образования.

Период обучения магистрантов обычно длится 2-3 года, период обучения докторантов - 3-4 года. Основные требования к обучению в аспирантуре определены во «Временных мерах по реализации положений КНР о ученых степенях» 16 (1981 г.). В документе предусматривается, что лица, претендующие на получение степени магистра, должны сдать экзамены по установленным в программе обучения дисциплинам, и только потом они смогут принять участие в защите своей диссертации. Магистерская диссертация, представленная к защите, должна отражать академический уровень, достигнутый магистрантом в области научных исследований по данной специальности, свидетельствующий о том, что ее автор хорошо владеет базовыми знаниями и основными навыками, умеет проводить исследования в данной или смежных научных областях.

Докторантура - это подразделение университета, предполагающее воспитание творческих специалистов высокого уровня квалификации с целью их после-

15 ^WtóKM [Разница между предварительным, непрерывным, прямым поступлением в докторантуру, и участием в вступительных экзаменах в докторантуру]. URL: http://www.pinlue.com/article/2018/09/1700/437238140832.html (in Chin.).

16 ^lÉ^fWfí^Mfrté [Временные меры но реализации положений КНР о ученых степенях]. URL: http://www.cdgdc.edu.cn/xwyyjsjyxx/xwbl/zcfg/flfg/259156.shtml (in Chin.).

дующего использования в преподавании и научных исследованиях. Поэтому докторанты должны не только обладать солидной базовой теоретической подготовкой, иметь систематические и глубокие знания, уметь самостоятельно и творчески заниматься научными исследованиями, но и иметь навыки планирования научных исследований, руководства проектами развития технологий или решения проблем экономического и социального развития Китая. Докторская диссертация должна демонстрировать способность автора самостоятельно заниматься научными исследованиями и умение получать творческие результаты в науке и технике.

Каждая организация, имеющая аспирантуру, формирует собственные магистерские и докторские программы. Общее требование к содержанию образовательных программ состоит в том, что магистранты и докторанты обязаны изучить обязательные и профессиональные дисциплины во время обучения, кроме того, они должны участвовать в академических мероприятиях и выступать с докладами. Так, например, докторанты должны принять участие с докладами не менее чем в 2-х национальных или международных научных конференциях по своей отрасли науки. Кроме того, все аспиранты должны изучить определенное количество отечественной и зарубежной научной литературы и написать ее обзор в соответствии с выбранным научным направлением. В большинстве университетах есть четкое условие для научных исследований магистрантов: по крайней мере одна статья, связанная с содержанием диссертации, должна быть опубликована в публичном издании в течение всего процесса обучения в университете. К докторантам требования чуть жестче - не менее двух статей в китайских ключевых журналах. Однако в последние годы количество публикаций не является единственным критерием для оценки академического уровня докторантов. Университеты обращают внимание и на другие результаты академических новаций докторантов, такие как гранты, патенты на изобретения, отчеты об исследованиях, монографии и т. д.

Магистерские и докторские диссертации в университетах в обязательном порядке проходят проверку на плагиат. Кроме этого, до защиты диссертации оцениваются другими учеными вне университета (слепая экспертиза). Все докторские диссертации проходят слепую экспертизу, доля слепой экспертизы магистерских диссертаций различна в разных вузах, как правило, от 30 до 50 %.

Магистрантам в процессе обучения нужно пройти обсуждение темы диссертации, промежуточную аттестацию, написать диссертацию, защитить ее и, наконец, получить диплом. В отличие от магистрантов, докторантам после завершения написания диссертации еще необходимо пройти предварительную экспертизу, предзащиту и другие обязательные процедуры, без которых докторант не может участвовать в итоговой защите диссертации. Так, например, в «Положениях Университета Цинхуа о подготовке аспирантов на соискание ученой степени доктора» указывается, что после того, как диссертационная работа в основном завершена, не менее чем за три месяца до заявки на официальную защиту докторанты должны составить краткий отчет о диссертационной работе, пригласить более пяти экспертов по своей специальности для рассмотре-

ния и оценки основных результатов и новизны диссертационной работы 17. Эксперты должны быть докторами по данной или смежным специальностям или экспертами, занимающими высшие профессиональные должности (например, старший инженер, исследователь, врач, профессор и т. д.). Не менее половины экспертов должны иметь практику руководства докторантами. В случае если докторант имел стажировку в зарубежном университете, то во время заслушивания его краткого отчета о работе над диссертацией, должно присутствовать не менее двух экспертов в смежных научных специальностях. После того как окончательный академический отчет будет принят, диссертация может быть представлена для проверки на плагиат. После защиты комиссия по оценке ученой степени факультета или университета выдает диплом о присуждении докторской степени.

С целью повышения качества подготовки аспирантов в «Государственной программе среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования на 2010-2020 гг.» 18 предложено создать систему ответственности научных руководителей, особенно при проведении технических и инженерных исследований, а также внедрить систему финансирования аспирантских проектов из фондов научного руководителя. В этом же документе предлагалось создать систему двух научных руководителей, предполагающую подготовку магистрантов и докторантов вузами совместно с предприятиями и научно-исследовательскими институтами. Совместная подготовка аспирантов двумя научными руководителями является важным способом обеспечения инновационного уровня научных исследований и повышения качества подготовки специалистов. Именно с этой целью в мае 2012 г. Министерство образования и Министерство финансов официально запустили «План повышения инновационного потенциала вузов» («План 2011»). Его цель - содействие вузам, научно-исследовательским институтам, промышленным предприятиям, местным органам власти в углубленном сотрудничестве, не только в научных исследованиях, но и для создания пространства и условий, благоприятствующих совместным инновациям в подготовке кадров 19.

В настоящее время в Китае практикуются различные виды совместной деятельности в процессе подготовки аспирантов. Это может быть совместная подготовка магистрантов и докторантов несколькими университетами, предприятиями и научно-исследовательскими институтами, а также сотрудничество по организации приема в аспирантуру, преподавательской деятельности и присуждении ученых степеней. Целью таких инициатив является интеграция и распределение научных и образовательных ресурсов участвующих субъектов, дости-

17 [Положения Университета Цинхуа о подготовке аспирантов на соискание ученой степени доктора]. URL: https://www.tsinghua.edu.cn/yjsy/info/ 1034/1059.htm (in Chin.).

18 (2010-2020 [Государственная программа среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования на 2010-2020 гг.]. URL: http://www. moe.gov.cn/srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_171904.html (in Chin.).

19 [Предложения о реализации плана повышения инновационного потенциала вузов]. URL: http://old.moe.gov.cn//publicfiles/business/htmlfiles/moe/ s6578/201408/xxgk_172765.html (in Chin.).

жение стратегического сотрудничества, получение взаимодополняющих преимуществ и повышение их конкурентоспособности. При выборе партнера для совместного обучения аспирантов необходимо учитывать, что университеты имеют очевидные преимущества в академической среде, преподавательском составе, международных обменах и других аспектах образовательной деятельности. Сильными сторонами научно-исследовательских институтов являются научно-исследовательские группы, оборудование, актуальные темы исследований и другие аспекты научной деятельности. В свою очередь, предприятия имеют современные ресурсы и передовые технологии. Таким образом, система двойного научного руководства, предполагающая совместную подготовку аспирантов между университетами, научными организациями и предприятиями, является новацией, энергичным механизмом развития аспирантуры и может способствовать повышению качества обучения, лучшему соответствию результатов преподавательской деятельности университетов социально-экономическим потребностям общества.

Система двойного научного руководства, как правило, основана на наличии научного руководителя внутри университета, который в основном отвечает за качество теоретических знаний и уровень научных исследований аспирантов, обеспечение необходимой теоретической и технической поддержки аспирантов, разработку конкретной программы и соблюдение графика обучения. Выбор темы диссертации и разработка учебного плана осуществляются основным научным руководителем только после консультации со вторым наставником. Внешний научный руководитель также имеет определенное право руководства аспирантами. В частности он отвечает за процесс практической подготовки и проведение проектных исследований. Таким образом, система двойного руководства позволяет аспиранту получить лучшее, что есть в нескольких учреждениях, и направлена на развитие практических, исследовательских и инновационных способностей обучающихся, наращивание практического опыта работы,

сокращение периода адаптации к занятости и повышение способности к пред-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

принимательству 20.

Организацию двойного научного руководства университет и предприятие (либо научный институт) обсуждают после зачисления аспирантов. Магистранты, имеющие двух научных руководителей, в соответствии с требованиями учебного плана, в первом учебном году должны завершить курс теоретического обучения, провести поиск литературы и сделать доклад по выбранной теме. Во втором учебном году - поступить на предприятие (научно-исследовательский институт) для проведения научных исследований, по окончании которых, в соответствии с требованиями к завершению диссертации, вернуться в университет для участия в ее защите. Докторанты, имеющие двойное руководство, после окончания теоретического курса обучения в университете завершают работу над диссертацией в научно-исследовательском институте, затем возвращаются в университет для защиты диссертации.

20 [Некоторые замечания Ми-

нистерства образования о работе по подготовке магистрантов очной формы обучения с прикладной степенью]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A22/moe_826/200903/t20090319_82629.html (in Chin.).

Кроме возможностей двойного руководства, аспирантам позволяется подать заявку в Китайский стипендиальный совет для получения финансирования на одно- или двухлетнее обучение в зарубежных университетах. Некоторые китайские университеты также учредили специальные стипендии с целью поощрения лучших докторантов к участию в международном сотрудничестве в области научных исследований и академических обменов. Для реализации любой из этих возможностей аспирант должен иметь зарубежного научного руководителя и получить от него письменное согласие. Примечательно, что китайское правительство позволяет аспирантам продолжить обучение за границей, поскольку считает, что профессора в зарубежных университетах имеют более высокую научную квалификацию, чем их китайские коллеги [11; 12]. Обучение аспирантов за рубежом проводится согласно учебному плану, разработанному совместно китайским и иностранным научными руководителями. В Китае такие аспиранты проходят теоретическое обучение, делают основные эксперименты в лабораториях китайских университетов. В свою очередь, использование зарубежных передовых технологий и оборудования позволяет им справиться с трудностями, возникающими при проведении диссертационных исследований в родном университете. После окончания стажировки все китайские аспиранты обязаны вернуться в Китай для защиты диссертаций.

Отметим, что, если аспирант планирует зарубежную стажировку, он должен отслеживать объявления на сайте университета, где проходит его обучение, так как обычно вузовский отдел аспирантуры уведомляет аспирантов о национальных проектах обучения за рубежом за государственный счет, организует сбор заявлений и выдачу необходимых материалов. Вузовский отдел международного сотрудничества, в свою очередь, отвечает за расширение международных связей, онлайн рассмотрение заявлений, получение рекомендаций и т. д. Комитет Фонда обучения за рубежом привлекает экспертов для рассмотрения заявок и отбора претендентов, список которых будет объявлен после рассмотрения и утверждения Министерством образования. Комитет Фонда обучения за рубежом возмещает аспирантам транспортные расходы и оговаривает стипендиальные расходы на проживание во время обучения за рубежом, включая питание, проживание, транспорт, телефон, книги и материалы, медицинскую страховку и т. д.

Кандидаты для обучения за рубежом за государственный счет (для соискания ученой степени доктора и совместной подготовки аспирантов) должны быть не старше 35 лет и знать базовый язык страны назначения или сдать тест по английскому языку. Существует приоритетное государственное финансирование обучения по направлениям и специальностям, являющимися ключевыми для экономического и социального развития, определенными в «Государственной программе среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования на 2010-2020 гг.». Это производство оборудования, информация, биотехнологии, новые материалы, аэрокосмическая наука, морская наука, финансы и бухгалтерский учет, политика и право, экологическая защита окружающей среды, культура, медицина, сельскохозяйственная наука и техника и т. д.

Еще одна возможность зарубежного обучения - поступить в аспирантуру зарубежного вуза, полностью оплатив свое обучение. Для этого необходимо подать заявку на официальном сайте зарубежного университета. В настоящее вре-

мя некоторые китайские и иностранные вузы имеют совместные образовательные проекты, что позволяет китайским гражданам получить диплом зарубежного университета, не выезжая за пределы Китая.

Для повышения качества подготовки докторантов в китайских аспирантурах предъявляются жесткие требования к научным руководителям. Так, в целях расширения автономии подразделений с правом присуждения ученых степеней Комитет по ученым степеням Госсовета КНР принял в 1995 г. «Меры по реализации реформы рассмотрения и утверждения научного руководителя докторан-21

тов» 21 , в которых указывалось, что преподаватели, претендующие на участие в приеме и подготовке докторантов, не должны предоставлять данные о себе непосредственно в Комитет по ученым степеням Госсовета КНР для утверждения, а должны отбираться учреждениями с правом присуждения докторских степеней или компетентным ведомством (например, административным департаментом образования провинций, автономных районов, городов центрального подчинения). Каждое учреждение с правом присуждения докторской степени формулирует стандарты по осуществлению отбора докторантов и преподавателей, которым позволено руководить их исследованиями.

Обычно научный руководитель докторантов должен быть преподавателем-исследователем, имеющим академические достижения, признанные в Китае. Как правило, его ученое звание - профессор. Однако доценты и старшие преподаватели могут также стать научными руководителями докторантов, если они имеют опыт работы и подготавливают магистрантов не менее двух лет. Научный руководитель обычно руководит одновременно двумя или тремя докторантами или магистрантами. В некоторых университетах от научного руководителя докторантов требуется, чтобы за последние пять лет у него было по крайней мере восемь опубликованных статей в ключевых китайских или зарубежных журналах (в качестве первого автора или второго, если первым автором является его аспирант) или иметь опубликованные монографии. Кроме того, необходимо, чтобы опубликованные статьи или монографии неоднократно цитировались коллегами или были удостоены провинциальной или министерской премии.

Научный руководитель магистрантов должен иметь должность доцента или профессора и степень не ниже магистра по специальности магистрантов или смежной. Старшие преподаватели с докторской степенью, опубликовавшие статьи в академических журналах высокого уровня за последние три года, также могут претендовать на получение возможности научного руководства магистрантами. Они должны обладать глубокими базовыми знаниями и опытом научно-исследовательской работы, способностью решать сложные теоретические, технические и прикладные задачи, иметь опыт преподавательской работы в бакалавриате более одного года.

Отдельные требования существуют и для учреждений, где предполагается защита диссертаций. Так, в «Положениях КНР об ученых степенях» и временных мерах по их реализации четко прописаны стандарты и требования к получе-

2i [Меры но реализации реформы рассмотрения

и утверждения научного руководителя докторантов] URL: https://gradschool.ustc.edu.cn/static/oldsite/ ylb/material/ds/gzzd/5.pdf (in Chin.).

нию степеней бакалавра, магистра и доктора наук 22. В частности сказано, что учреждение с правом присуждения ученой степени создает комиссию по оценке соответствующей ученой степени и организует диссертационные советы по нужным специальностям. Диссертационные советы, как правило, имеют в своем составе специалистов из разных учреждений или подразделений университета (научной организации). Диссертационные советы отвечают за рассмотрение магистерских и докторских диссертаций, организацию защиты и принятие решений о присуждении степени магистра или доктора. Резолюция по присуждению должна быть принята тайным голосованием более чем двумя третями всех членов и представлена в комиссию по оценке ученой степени. Организованные в университетах или научных организациях комиссии по оценке ученой степени отвечают за рассмотрение и утверждение списка студентов, получивших степень бакалавра, за принятие решения об утверждении решений, представленных диссертационными советам, о присвоении степени магистра или доктора. Решения по всем вопросам принимаются тайным голосованием большинством голосов всех членов комиссии. Список решений о присуждении ученой степени магистра или доктора наук представляется на рассмотрение Комитету по ученым советам Госсовета КНР. Учреждения с правом присуждения ученой степени после принятия комиссией по оценке степени решения о присуждении ученой степени выдает соответствующее свидетельство ее получателю.

Присужденная степень может быть аннулирована после повторного рассмотрения комиссией по оценке степени, если будет установлено, что имеет место мошенничество, фальсификация и другие серьезные нарушения «Положений КНР об ученых степенях». Такое правило введено с 2014 г., когда Комитет по ученым степеням Госсовета и Министерство образования Китая издали «Меры отбора и проверки докторских и магистерских диссертаций», в которых указывалось, что каждый год отбираются и проверяются докторские и магистерские диссертации, защищенные в предыдущем учебном году 23. В настоящее время отбор и проверка докторских диссертаций организованы Канцелярией Комитета по ученым степеням Госсовета Китая. Для проверки докторские диссертации выбираются непосредственно из Национальной библиотеки, доля выборки составляет около 10 %. Отбор и проверка магистерских диссертаций организуется провинциальными комитетами по ученым степеням, доля выборки составляет около 5 %. Выводы по проверке диссертаций передаются в учреждения с правом присуждения ученой степени и публикуются на их сайтах, а также используются в качестве важного показателя оценки результатов деятельности таких учреждений. Если окажется, что учреждение имеет высокую долю или большое количество проблемных диссертаций, то ему предоставят возможность внести исправления в установленные приказом сроки. Если проблемные диссертации после исправления по-прежнему не соответствуют требованиям, считается, что акаде-

22 [Процедура присуждения ученой степени]. URL: http://www.cdgdc.edu.cn/ xwyyjsjyxx/xwbl/xwzd/xwsycx/ (in Chin.).

23 ^TÉpSWiMi^iitôÂtt-fâ^fe» ЙЙЙ [Уведомление о печати «Мер отбора и проверки докторских и магистерских диссертаций»]. URL: http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/ htmlfiles/moe/s7065/201403/165556.html (in Chin.).

мический уровень присужденной степени не может быть гарантирован, и разрешение на получение степени будет аннулировано.

В дополнение к данной проверке в последние годы Комитет по ученым степеням Госсовета и Министерство образования Китая выпустили ряд документов для построения системы обеспечения качества и надзора за присуждением ученых степеней, способствующих формированию системы обеспечения качества образования «пять в одном», включающей пятикратную оценку, проводимую учреждениями с правом присуждения ученых степеней, административными отделами образования, академическими организациями, отраслевыми департа-

24

ментами и социальными учреждениями .

К аспирантам в Китае также предъявляются очень жесткие требования. Каждый год в новостях можно услышать об отчислении аспирантов по разным причинам. Например, согласно информации, размещенной на сайтах китайских вузов в 2018 г., 132 аспиранта были отчислены из Шэньчжэньского университета, 74 % которых из-за того, что не написали диссертацию или не соответствовали требованиям для получения ученой степени. В 2019 г. Технологический университет Хэфэй отчислил 46 магистрантов, поскольку они не завершили обучение в течение максимального срока обучения, установленного университетом, или без обоснования причин превысили установленный срок, а также покидали университет в течение двух недель подряд, не посещая учебных курсов университета 25. В назидание будущим аспирантам 23 октября 2020 г. на официальном сайте Сычуаньского университета было размещено объявление, что максимальный срок обучения для магистрантов не должен превышать 4-х лет (для магистрантов с прикладной степенью - 3-х лет), максимальный срок обучения для докторантов не должен превышать 6-ти лет. Учащиеся, успеваемость которых не соответствует требованиям университета или которые не завершили обучение в течение максимального количества лет обучения, установленного университетом, будут отчислены в соответствии с правилами 26.

Управление послевузовским образованием

Государство (через Министерство образования Китая) гарантирует качественное обучение в китайской аспирантуре. Это достигается посредством утверждения списка научных учреждений и университетов, которым позволено осуществлять послевузовское профессиональное образование, установления перечня направлений подготовки, принятия единого регламента поступления

24 ^ЛП^ЙЗДЯ^ЙШйШШМв^ШЙЙЙЖ [Предложения об усилении построения системы обеспечения качества и надзора за присуждением ученых степеней и послевузовским образованием]. URL: http://old.moe.gov.cn//publicfiles/business/htmlffles/moe/s7065/201403/ 165554.htm l (in Chin.).

25 X—! [Еще одна группа аспирантов была отчислена из университетов, что послужило причиной, заставившей задуматься]. URL: https://www.sohu.com/ a/312170585_282873 (in Chin.).

26 Ä 28 ! ? [28 аспирантов были отчислены из университетов! В чем причина?]. URL: https://kandian.youth.cn/mobile/detail?id=KX3pjJxr9YwmWqnde0G07 NE3YZ3Im4QALRvlPVyZ52g68MDzko (in Chin.).

и выпуска, распределения квот на зачисление между учебными заведениями, а также путем осуществления финансирования образовательных учреждений. Университетам и научно-исследовательским институтам дана свобода в разработке учебных планов и распределении утвержденного государством плана приема между направлениями подготовки [13]. Однако основополагающая роль в создании сильной национальной системы подготовки научной элиты отводится Правительству Китая.

Изначально послевузовское образование в Китае имело централизованную систему управления, при которой Министерство образования и Комитет по ученым степеням Госсовета КНР осуществляли управление утверждением уполномоченных учреждений с правом присуждения ученых степеней, работами, связанными с приемом, обучением, присуждением ученых степеней аспирантам и другими видами работ, связанными с деятельностью аспирантуры. Начиная с 1991 г. Госсовет одобрил создание комитетов по присуждению ученых степеней или учреждений по управлению послевузовским образованием в правительствах некоторых провинций 27 для общего регулирования и управления работой послевузовского образования в этих регионах.

В настоящее время в Китае сформированы системы центрального (государственного) и местного провинциального (регионального) управления высшим образованием. Центральное правительство управляет работой послевузовского образования через законодательство, разработку правил и положений, их утверждение, распределение финансовых ресурсов и оценку результатов деятельности. На государственном уровне Комитет по ученым степеням Госсовета КНР, находящийся в ведении Министерства образования, в основном отвечает за управление послевузовским образованием, руководит присуждением ученых степеней. Департамент управления учеными степенями и послевузовским образованием 28 через Канцелярию Комитета по ученым степеням Госсовета КНР организует реализацию «Положения КНР об ученых степенях», а именно: разрабатывает национальный план реформ и развития ученых степеней и послевузовского образования, руководит и управляет подготовкой аспирантов, определяет приоритетную структуру научных специальностей, осуществляет реализацию и координацию таких проектов, как «два первоклассных», и осуществляет повседневную работу Комитета по ученым степеням Госсовета, руководит расследованием и назначает наказание за нарушения в представлении информации о присуждении степеней, а также проводит надзор за онлайн запросами информации о присуждении ученых степеней.

Правительства на уровне провинций осуществляют управление конкретными работами, связанными с послевузовским образованием. На региональном уровне учреждены главные подразделения управления послевузовским образованием -отделы, отвечающие за соответствующую работу местных вузов по организации послевузовского образования. Например, они контролируют разработку планов

27 Провинциальный уровень - первый уровень административного деления КНР, к которому относятся провинции, автономные районы и города центрального подчинения.

28 ^ЙШЯ^Щ^^Ш'ЙЩ [Департамент управления учеными степенями и послевузовского образования]. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A22/ (in Chin.).

развития послевузовского образования, рассматривают и координируют планы приема аспирантов, проводят экспертизы, утверждают и оценивают подразделения по присуждению ученых степеней, определяют перечень провинциальных ключевых научных специальностей. Кроме того, как указано в «Мерах по управлению информацией о дипломах и присуждении ученых степеней» 29, провинциальные органы управления учеными степенями отвечают за надзор и управление информацией о присуждении ученых степеней в регионах: расследуют и пресекают нарушения, организуют и осуществляют обобщение, рассматривают и представляют информацию о присуждении ученых степеней, а также подтверждают изменения в информации о присуждении ученых степеней.

Нужно отметить, что государство и провинции постоянно уделяют внимание приоритетному развитию ряда специальностей (дисциплин), востребованных регионом или государством в целом, по которым нужно поддерживать высокое качеством подготовки научных кадров. В связи с этим ключевые специальности делят на два уровня: провинциальные и национальные. Университеты и научные организации, развивающие эти направления подготовки, получают специальную финансовую поддержку и имеют хорошую репутацию. Например, Университет Цинхуа, Пекинский университет, Научно-технический университет Китая и другие известные университеты, имеют множество провинциальных и национальных ключевых специальностей. Поэтому выпускники бакалавриата стремятся поступить в эти вузы с целью получения высокого уровня подготовки.

Система внутреннего управления послевузовским образованием в вузах и исследовательских институтах зависит от конкретной ситуации. В большинстве вузов внедряют систему ответственности ректора, создают ученый совет, аспирантуру и другие отделы, ответственные за определение научных специальностей, по которым будет проводиться подготовка аспирантов, рассмотрение предоставления права на присуждение ученых степеней, присуждение ученых степеней, назначение руководителей, организацию и управление другими текущими делами аспирантуры. В вузах обычно есть проректор, который отвечает за работу по послевузовскому профессиональному образованию и руководит работой комитета по оценке ученых степеней. На факультетах вузов, в свою очередь, создают подкомитеты по оценке ученых степеней.

Вузы и исследовательские институты обладают определенными полномочиями и ответственностью при реализации государственных постановлений по обеспечению качества послевузовского образования. Прежде всего, они имеют автономию в реформировании системы преподавания и открытии направлений подготовки. Но в то же время они должны брать на себя ответственность за разработку планов развития аспирантуры в соответствии с законами об образовании, создание хороших условий для обучения и проживания аспирантов. Кроме того, они отвечают за качество полученных знаний и уровень способностей, приобретенных аспирантами в процессе обучения в вузах и исследовательских институтах, а также обеспечении занятости выпускников аспирантуры. Так, на-

29 ^'fÛŒ^fn^'fiK^fg.e.^S^fe [Меры но управлению информацией о дипломах и присуждении ученых степеней]. URL: http://www.cdgdc.edu.cn/xwyyjsjyxx/zxkb/hyxx/bgs/280586.shtml (in Chin.).

пример, университеты способствуют трудоустройству выпускников аспирантуры через совершенствование плана подготовки аспирантов, основанного на рыночном спросе, создании системы практического преподавания, ориентированного на трудоустройство.

Однако, несмотря на стройность китайской системы подготовки научных кадров, в последнее время всё чаще предлагаются направления ее реформирования. Так, по мнению китайских ученых, в системе управления послевузовским образованием необходимо уделять большее внимание ответственности и полномочиям учреждений, где проходит обучение аспирантов, улучшать систему приема аспирантов, процесс обучения и оценки качества их подготовки. Поэтому предлагается создание трехуровневой системы управления послевузовским образованием в университетах: вуз, институты (факультеты), кафедра. Каждое из названных подразделений должно отвечать за микроуправление системой послевузовского образования, повседневное управление и подготовку кадров, иметь четкое разделение труда и взаимное сотрудничество. Создание трехуровневой системы управления послевузовским образованием в вузах должно действительно прояснить границу обязанностей органов всех уровней вузовского управления, наделить их определенными управленческими полномочиями, создать последовательную систему разделения прав и обязанностей, что позволит органам всех уровней управления лучше выполнять свои обязанности [14]. Кроме этого, предлагаются конкретные направления реформы системы подготовки аспирантов, включающие улучшение академической и прикладной модели подготовки научных кадров, создание трехуровневой системы оценки ученых степеней (уровень университета, факультетов, кафедр), использование метода заявки-оценки при приеме аспирантов, углубление динамичной системы отбора и найма научных руководителей через ежегодное проведение проверки квалификации, увеличение финансирования и расширение международного обмена [15; 16].

Заключение

Подводя итоги, отметим, что, несмотря на то что Китай не так давно создал массовую национальную школу подготовки научных кадров, есть определенные успехи. С момента начала этой образовательной деятельности по сегодняшний день быстро возросло число выпускников магистратуры и докторантуры. В итоге к 2020 г. в Китае уже подготовили более 10 млн высококачественных специалистов, обучившихся по послевузовским программам 30. Такие успехи получены благодаря тому, что Китай при организации системы послевузовского образования, взяв всё самое лучшее из мировой практики, грамотно учел национальную специфику и интересы национальной экономики.

Ведущая роль в системе послевузовского образования Китая принадлежит центральному правительству. Оно определяет направления модернизации сис-

30 1000 ^Х [Количество независимой подготовленных аспирантов

в Китае превысило 10 миллионов человек]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=16735045943624800 85&wfr=spider&for=pc (in Chin.).

темы управления послевузовским образованием, решает практические проблемы с выдачей дипломов и присуждением ученых степеней, контролирует качество обучения, активно выполняет работы в области стратегического планирования, политического руководства, управления классификацией научных специальностей, мониторинга образовательного процесса, а также продолжает деятельность по углублению децентрализации управления послевузовским профессиональным образованием. Благодаря децентрализации центр тяжести управления послевузовским образованием постепенно смещается от центрального правительства к местным органам власти и вузовским подразделениям, обладающим правом на обучение аспирантов и присуждение ученых степеней. В настоящее время региональные правительства имеют больше полномочий для планирования, контролирования и координации работ по обучению аспирантов. В свою очередь, вузы и исследовательские институты получают больше автономии в управлении аспирантурой, присуждении ученых степеней, отборе аспирантов, разработке программ подготовки, создании специальных органов для оценки качества послевузовского образования и т. д.

В целом сложившаяся в Китае к настоящему времени трехуровневая система управления послевузовским образованием позволяет поддерживать высокое качество подготовки научной элиты по востребованным национальной экономикой специальностям, что не только способствует повышению экономического и социального благосостояния общества, но и повышает конкурентоспособность государства на рынке образовательных услуг.

Список литературы

1. Ащеулова Н. А., Душина С. А. Китайская аспирантура: особенности национальной системы подготовки интеллектуальной элиты // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 2 (23). С. 245-250.

2. Бражник Е. И., Юань Ф. Внешние и внутренние факторы становления и развития научно-образовательной среды современных университетов России и Китая // Вестник Нижневарт. гос. ун-та. 2018. № 2. С. 8-15

3. Ван Сяотин. Послевузовское образование в научно-исследовательских институтах на предприятиях Китая // Преподаватель XXI век. 2019. № 2. С. 53-65.

4. Гурулева Т. Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 152-164.

5. Житникова М. Н. Система академических степеней и послевузовское образование в КНР // Научный вестник МГТУ ГА. 2005. № 94. С. 29-33.

6. Кузнецова В. В., Машкина О. А. Проект «Шуан и Лю». Глобализация китайского высшего образования» // Образовательная политика. 2019. № 4 (80). С. 76-90.

7. Лунев С. И. Развитие образования (базовое и высшее, аспирантура) и науки в Китае и Индии // Сравнительная политика. 2013. Т. 4, № 2. С. 70-81.

8. Сан Тяньцзы. Особенности и ключевые тенденции в сотрудничестве РФ и КНР в области высшего образования // Мир экономики и управления. 2019. Т. 19, № 1. С. 107-114. DOI 10.25205/2542-0429-2019-19-1-107-114

9. (Ван Чжаньцзюнь). ^МШ^ФШ^Й^#М[Послевузовское образование в Китае в переходный период] // [Ученая степень и послевузовское образование]. 2010. № 11. С. 1-5. (на кит. яз.)

10. (Ван Сяоду), i®^ (Ван Чжаньцзюнь), ШЩ^ (Линь Гэнжун).

70 ^ИЙбчЙ^^^Й [70-летняя история развития, пути и результаты высшего образования Китая] // [Исследо-

вание высшего образования Китая]. 2019. № 10. (на кит. яз.) DOI 10.16298/ j.cnki.1004-3667.2019.10.06

11. Shen W. Transnational research training: Chinese visiting doctoral students overseas and their host supervisors. Higher Education Quarterly, 2018, no. 72 (3), pp. 224-236. DOI 10.1111/hequ.12168

12. Shen W.-Q., Liu D., Chen H. Chinese PhD students on exchange in European Union countries: experiences and benefits. European Journal of Higher Education, 2017, vol. 7 (3), pp. 322-335. DOI 10.1080/21568235.2017.1290885

13. Zheng G., Shen W., Cai Y. Institutional logics of Chinese doctoral education system. Higher Education, 2018, no. 76 (5), pp. 753-770. DOI 10.1007/s10734-018-0236-3

14. ШЩЩ (Сюй Цуйхуа). [Исследование системы управления послевузовским образованием в вузах] // [Высшее образование в Цзянсу]. 2009. № 5. С. 92-94. (на кит. яз.)

15. ЫМ (Ду Чжаохуэй), (Чжан Годун).

[Практика и размышления о реформе механизма подготовки аспирантов Шанхайского университета Цзяотун] // W [Ученая степень и послевузовское образование]. 2012. № 10. С. 10-14. (на кит. яз.)

16. ШШ (Бао Вэй), (У Юйчуань).

W^ffi^ff [Эмпирический анализ реформы механизма подготовки аспирантов и ее эффективности] // [Ученая степень и послевузовское образование]. 2011. № 7. С. 4-10. (на кит. яз.)

References

1. Ashcheulova N. A., Dushina S. A. Chinese Peculiarities of the National System of Preparation the Intellectual Elite. Vestnik MGIMO Universiteta [MGIMO Review of International Relations], 2012, no. 2 (23), pp. 245-250. (in Russ.)

2. Brazhnik E. I., Yuan F. Internal and external factors of the formation and development of the scientific and educational environment of modern universities in Russia and China. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Nizhnevartov State University], 2018, no. 2, pp. 8-15. (in Russ.)

3. Wang X. Post-university education in research institutes at Chinese enterprises. PrepodavatelXXI vek [Teacher XXI century], 2019, no. 2, pp. 53-65. (in Russ.)

4. Guruleva T. L. Education system in people's republic of China: structure and main directions of development. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2017, no. 7 (214), pp. 152-164. (in Russ.)

5. Zhitnikova M. N. Degree and Graduate Education in China. Nauchnyi Vestnik MGTU GA [CivilAviation High Technologies], 2005, no. 94, pp. 29-33. (inRuss.)

6. Kuznetsova V. V., Mashkina O. A. Globalization of Chinese higher education: the Shuang-y-Liu project. Obrazovatel'naya politika [Educational policy], 2019, no. 4 (80), pp. 76-90. (in Russ.)

7. Lunev S. Education (basic, higher, and postgraduate) and science development in China and India. Sravnitel'naya politika [Comparative politics Russia], 2013, vol. 4, pp. 70-81. (in Russ.)

8. Sang T. Main features and key tendencies in partnership between Russian Federation and China in higher education field. Mirekonomiki i upravleniya [World of Economics and Management], 2019, vol. 19, no. 1, pp. 107-114. (in Russ.) DOI 10.25205/2542-0429-2019-19-1-107-114

9. Wang Z. China's Postgraduate Education in the Transitional Period. Degree and postgraduate education, 2010, no. 11, pp. 1-5.

10. Wang X., Wang Z., Lin G. The Graduate Education Development for 70 Years in China. China Higher Education Research, 2019, no. 10, pp. 33-40. DOI 10.16298/ j.cnki.1004-3667.2019.10.06

11. Shen W. Transnational research training: Chinese visiting doctoral students overseas and their host supervisors. Higher Education Quarterly, 2018, no. 72 (3), pp. 224-236. DOI 10.1111/hequ.12168

12. Shen W.-Q., Liu D., Chen H. Chinese PhD students on exchange in European Union countries: experiences and benefits. European Journal of Higher Education,, 2017, vol. 7 (3), pp. 322-335. DOI 10.1080/21568235.2017.1290885

13. Zheng G., Shen W., Cai Y. Institutional logics of Chinese doctoral education system. Higher Education, 2018, no. 76 (5), pp. 753-770. DOI 10.1007/s10734-018-0236-3

14. Xu C. Research on the mmanagement ssystem of postgraduate eeducation in uuniversities. Jiangsu Higher Education, 2009, no. 5, pp. 92-94. (in Chin.)

15. Du C., Zhang G. Practice and thinking on the reform of postgraduate training mechanism in Shanghai Jiaotong University. Degree and postgraduate education, 2012, no. 10, pp. 10-14. (in Chin.)

16. Bao W., U Yu. Empirical analysis of the reform of the mechanism for training postgraduate students and its effectiveness. Degree and postgraduate education, 2011, no. 7, pp. 4-10. (in Chin.)

Информация об авторах

Светлана Сергеевна Донецкая, доктор экономических наук, профессор Ван Бин, аспирант

Information about the Authors

Svetlana S. Donetskaya, Doctor of Sciences (Economics), Professor Bing Wang, Postgraduate Student

Статья поступила в редакцию 16.07.2021; одобрена после рецензирования 25.08.2021; принята к публикации 25.08.2021 The article was submitted 16.07.2021; approved after reviewing 25.08.2021; accepted for publication 25.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.