Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

СИСТЕМА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КНР / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ / "НАУЧНАЯ СИЛА СТРАНЫ" / АСПИРАНТУРА В КНР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донецкая Светлана Сергеевна, Ван Бин

Современный Китай является одной из динамично развивающихся экономик мира. Такой успех достигнут благодаря созданию технологичных предприятий и повсеместному внедрению инноваций, направленных на повышение производительности труда и рациональное использование других факторов производства. В настоящее время в Китае происходит трансформация условий экономического роста. В качестве важной силы технического прогресса, служащей ключом к преобразованию экономики страны, выступает человеческий капитал, в основе которого - качественное образование. Причём одним из главных приоритетов правительства Китая является создание «научной силы страны», на которую возложены надежды на прорыв государства в передовых отраслях экономики. Поэтому развитие системы послевузовского профессионального образования, в которую включается подготовка магистрантов и докторантов, является первостепенной задачей. В статье кратко представлен экскурс в историю развития послевузовского профессионального образования в Китае, показаны особенности становления, значимые события и достижения, полученные на каждом этапе формирования национальной системы подготовки научных кадров. Подробно анализируются процессы, происходящие на современном этапе, начавшемся в 2010 г. Продемонстрирована первостепенная роль правительства Китая в создании конкурентоспособной национальной системы послевузовского образования. На основе данных Министерства образования Китая, официальной статистической информации, публикаций, находящихся в открытом доступе в сети китайского Интернета, а также научных статей, опубликованных в ведущих мировых изданиях, показано, как изменилось за последние десять лет количество университетов, в которых ведётся подготовка магистрантов и докторантов, численность и структура обучающихся различным специальностям. Представлена информация о современных проектах по реформированию национальной системы подготовки научных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATE PROFESSIONAL EDUCATION IN CHINA: THE STATE AND DEVELOPMENT TRENDS

Modern China is one of the fastest growing economies in the world. This success has been achieved thanks to the creation of technological enterprises and the widespread introduction of innovations aimed at increasing labor productivity and making efficient use of other factors of production. China is undergoing a transformation in its economic growth environment. As an important force of technological progress, which is the key to transforming a country’s economy, it is human capital, and its foundation is high-quality education. Moreover, one of the main priorities of the Chinese Government is to build the “national scientific force” in the hope that China will make breakthroughs in advanced economic fields. Therefore, the development of the system of postgraduate professional education, including the training of undergraduates and doctoral students, is a top priority. This article gives a brief introduction to the history of the development of postgraduate professional education in China, shows the features of its formation, significant events and achievements obtained at each stage of the scientific training system formation. There is a detailed analysis of the processes taking place at the present stage, which began in 2010. The Chinese Government plays a primary role in establishing a competitive national system of postgraduate education. Based on data from the Ministry of Education of China, official statistics, publications that are publicly available on the Chinese Internet, and scientific articles published in leading world publications, the article shows how the number of universities training undergraduates and doctoral students, the number and structure of students in various specialties have changed over the past decade. The article presents the modern project of national scientific training system reform.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru

Система послевузовского профессионального образования в КНР: состояние и тенденции развития

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-147-166

Донецкая Светлана Сергеевна - д-р экон. наук, проф., dss@inbox.ru Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия Адрес: 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1 Ван Бин - аспирант, 1321666299@qq.com Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Адрес: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Аннотация. Современный Китай является одной из динамично развивающихся экономик мира. Такой успех достигнут благодаря созданию технологичных предприятий и повсеместному внедрению инноваций, направленных на повышение производительности труда и рациональное использование других факторов производства. В настоящее время в Китае происходит трансформация условий экономического роста. В качестве важной силы технического прогресса, служащей ключом к преобразованию экономики страны, выступает человеческий капитал, в основе которого - качественное образование. Причём одним из главных приоритетов правительства Китая является создание «научной силы страны», на которую возложены надежды на прорыв государства в передовых отраслях экономики. Поэтому развитие системы послевузовского профессионального образования, в которую включается подготовка магистрантов и докторантов, является первостепенной задачей.

В статье кратко представлен экскурс в историю развития послевузовского профессионального образования в Китае, показаны особенности становления, значимые события и достижения, полученные на каждом этапе формирования национальной системы подготовки научных кадров. Подробно анализируются процессы, происходящие на современном этапе, начавшемся в 2010 г. Продемонстрирована первостепенная роль правительства Китая в создании конкурентоспособной национальной системы послевузовского образования.

На основе данных Министерства образования Китая, официальной статистической информации, публикаций, находящихся в открытом доступе в сети китайского Интернета, а также научных статей, опубликованных в ведущих мировых изданиях, показано, как изменилось за последние десять лет количество университетов, в которых ведётся подготовка магистрантов и докторантов, численность и структура обучающихся различным специальностям. Представлена информация о современных проектах по реформированию национальной системы подготовки научных кадров.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Донецкая С.С., Ван Бин, 2021.

Ключевые слова.: послевузовское профессиональное образование в КНР, национальная система подготовки научных кадров, «научная сила страны», аспирантура в КНР

Для цитирования.: Донецкая С.С, Ван Вин. Система послевузовского профессионального образования в КНР: состояние и тенденции развития // Высшее образование в России.2021. Т. 30. № 11. С. 147-166. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-147-166

Postgraduate Professional Education in China: The State and Development Trends

Original article

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-147-166

Svetlana S. Donetskaya - Dr. Sci. (Economics), Prof., Faculty ofEconomics, dss@inbox.ru

Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia

Address: 1, Pirogova str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

Bing Wang - PhD-student, 1321666299@qq.com

RUDN University, Moscow, Russia

Address: 6, Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russian Federation

Abstract. Modern China is one of the fastest growing economies in the world. This success has been achieved thanks to the creation of technological enterprises and the widespread introduction of innovations aimed at increasing labor productivity and making efficient use of other factors of production. China is undergoing a transformation in its economic growth environment. As an important force of technological progress, which is the key to transforming a country's economy, it is human capital, and its foundation is high-quality education. Moreover, one of the main priorities of the Chinese Government is to build the "national scientific force" in the hope that China will make breakthroughs in advanced economic fields. Therefore, the development of the system of postgraduate professional education, including the training of undergraduates and doctoral students, is a top priority.

This article gives a brief introduction to the history of the development of postgraduate professional education in China, shows the features of its formation, significant events and achievements obtained at each stage of the scientific training system formation. There is a detailed analysis of the processes taking place at the present stage, which began in 2010. The Chinese Government plays a primary role in establishing a competitive national system of postgraduate education.

Based on data from the Ministry of Education of China, official statistics, publications that are publicly available on the Chinese Internet, and scientific articles published in leading world publications, the article shows how the number of universities training undergraduates and doctoral students, the number and structure of students in various specialties have changed over the past decade. The article presents the modern project of national scientific training system reform.

Keywords: China's postgraduate professional education, "national scientific force", master's students, doctoral students, interdisciplinary research

Cite as: Donetskaya, S.S., Wang Bing. (2021). Postgraduate Professional Education in China: The State and Development Trends. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 11, pp. 147-166, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-147-166 (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

История развития профессионального послевузовского образования в Китае началась в первой трети прошлого века. Следуя примерам британской и американской систем высшего образования, в апреле 1935 г. Нанкинское правительство Китайской Республики обнародовало первый «Закон о присуждении учёных степеней», в котором было прописано, что учёные степени делятся на три уровня: бакалавра, магистра и доктора наук. Также закон предусматривал процедуру квалификации выпускников и присуждения учёных степеней. В то время в Китае развитие высшего образования шло крайне медленно, и лишь немногие высшие учебные заведения набрали магистров. Согласно официальной статистической информации КНР, с 1935 по 1949 гг. всего 232 чел. получили учёную степень магистра [1, с. 103].

Развитие послевузовского профессионального образования в Китае после 1949 г. можно разделить на пять периодов. Первый период - исследование зарубежных систем послевузовского образования, стартовавший сразу после провозглашения КНР (1949-1977 гг.). В это время правительство КНР придавало большое значение образованию с целью подготовки высококвалифицированных кадров, необходимых для строительства социалистической экономики. Изучив и приняв идеи советской модели высшего образования, оно предполагало, что вузы Китая должны осуществлять послевузовское профессиональное образование аналогичным образом, что позволило бы заложить основу национальной системы подготовки научных кадров. Для этого предусматривалось создание исследовательских отделов в университетах и приглашение советских экспертов с целью обучения методам преподавания и проведения научных исследований. Однако с 1966 г. в результате «культурной революции» процесс создания системы послевузовского образования был прерван на 12 лет, что привело к недостатку

талантливых специалистов и беспорядку в преподавании [2].

Второй период - установление национальной системы послевузовского профессионального образования (1978-1988 гг.). В декабре 1978 г. на третьем пленуме 11-го созыва ЦК КПК было принято важное решение о смещении акцента в работе партии и государства на экономическое строительство, проведение реформ и открытость. Это ознаменовало новый этап в социалистическом строительстве Китая, который не мог обойтись без специалистов, имеющих качественное образование. В этот период было возобновлено послевузовское профессиональное обучение, расширены его масштабы, разрешено поступление в зарубежные вузы. Кроме того, сформирована система послевузовского образования с китайской спецификой, предполагающей, во-первых, двухуровневую подготовку (магистратура и докторантура), во-вторых, имеющей исследовательскую направленность. В 1982 г. был произведён первый набор в докторантуру, который составил 302 чел.1. А в 1983 г. было введено новое положение об учёных степенях и перестроен каталог дисциплин и специальностей для подготовки магистрантов и докторантов.

Третий период - устойчивое развитие, основанное на принципе «углубления реформ», предполагающем корректировку структуры послевузовского образования и адаптацию её к потребностям нового этапа развития экономики (1989-1998 гг.). В 1992 г. на 14-м съезде КПК была установлена цель реформы экономической системы Китая - создание социалистической рыночной экономики. Поэтому важной задачей стало достижение согласованного развития послевузовского образования и общества, что позволило бы

[Отчёт по приёму магистров и докторов 2020 года (70 лет развития послевузовского образования)] URL: https://www.eol.cn/e_ky/zt/ report/2020/content01.html (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

удовлетворить дифференцированные отраслевые требования к масштабу и содержанию подготовки магистрантов и докторантов. В 1986 г. Государственная комиссия по образованию выпустила «Уведомление об улучшении и усилении послевузовской работы», в котором предписывалось уделять внимание развитию подготовки по прикладным дисциплинам, что ознаменовало переход от единой академической модели послевузовского образования к модели, в которой упор делается как на академическую, так и на прикладную науку2. В соответствии с этим документом в Китае были введены две градации учёных степеней: академическая (научно-исследовательская) и профессиональная, увеличено число университетов, которым разрешалось открыть докторантуру, а также проведена корректировка образовательных программ и научных специальностей. В 1987 г. этой же комиссией была предложена модель подготовки специалистов совместно с зарубежными университетами [2] и стало поощряться тесное сотрудничество предприятий и университетов [3].

Четвёртый период построения системы послевузовского профессионального образования (1999-2009 гг.) можно назвать периодом быстрого развития, предполагающим увеличение масштабов подготовки и превращение научного образования из элитного в популярное. На рубеже веков перед лицом новых возможностей и вызовов в Китае были сформулированы и реализованы: стратегия возрождения страны за счёт науки и образования, стратегия укрепления страны через подготовку кадров и стратегия развития инновационной страны. В этот период послевузовское образование придерживалось стратегического позиционирования активного развития и достигло нового витка скачкообразного роста масштаба подготов-

[Закон и вдохновение развития послевузовского образования за 70 лет в КНР] URL: https:// www.

sohu.com/a/343882188_387116 (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

ки, системного построения и теоретических инноваций. Согласно официальным статистическим данным, в 1999 г. в Китае число зачисленных магистрантов и докторантов составило 92 200 чел.3, что на 30% больше, чем в 1998 г.4, и число магистрантов и докторантов, обучающихся в вузах, также выросло с 198 900 чел. в 1998 г. до 1,404 млн. чел. в 2009 г.5

Пятый период - период качественного строительства системы послевузовского профессионального образования (2010 г. -по настоящее время). В данное время происходит замедление темпов прироста приёма в докторантуру и магистратуру и переход послевузовского образования от стадии экстенсивного расширения к стадии интенсивного развития. Стратегическое положение последипломного обучения и актуальность повышения его качества становятся более значимыми, программы подготовки магистров и докторантов с прикладной степенью продолжают совершенствоваться и адаптироваться к особенностям экономики Китая. В результате послевузовское образование переходит на новый этап развития коннота-тивного типа, главной особенностью которого является выявление потенциала вузов, а общие требования к изменениям сводятся к стабилизации масштаба подготовки специалистов, оптимизации структуры специальностей, усилению специфики и обращению внимания на инновации [3].

3 1999^£Ш**Ф£йШ^»[Националь-

ный статистический бюллетень о развитии образования в 1999 г.]. URL: http://www.moe.gov. cn/s78/A03/ghs_left/s182/moe_633/tnull_841. html (In Chinese).

ный статистический бюллетень о развитии образования в 1998 г.]. URL: http://www.moe.gov. cn/s78/A03/ghs_left/s182/moe_633/tnull_842. html (In Chinese).

нальный статистический бюллетень о развитии образования в 2009 г.]. URL: http://www. moe.gov.cn/srcsite/A03/s180/moe_633/201008/ t20100803_93763.html (In Chinese).

Подводя итог краткому историческому экскурсу, отметим, что несмотря на то, что развитие послевузовского образования в Китае продолжается, созданная к настоящему времени система по качеству подготовки выпускников приближается к международному уровню [4; 5] и уже реально способствует развитию национальных инноваций, созданию научных разработок передового уровня и оказывает интеллектуальную поддержку экономическому и социальному развитию общества. Между тем, по мнению китайских исследователей, за пределами Китая нет полного понимания как общей системы послевузовского образования, так и её национальной специфики с акцентом на базовые ценности общества [5]. Однако в последнее время во всём мире, особенно в Европе, появляется интерес к изучению китайского опыта создания и постоянного улучшения системы подготовки интеллектуальной элиты [6; 7]. Актуальность такого исследования для российской аудитории также высока, поскольку в отечественной научной литературе данная тема изложена фрагментарно, либо представлена данными почти десятилетней давности [8-12].

Послевузовское профессиональное образование в современном Китае

Согласно «Закону КНР о высшем образовании»6, вступившему в силу 1 января 1999 г., высшие учебные заведения осуществляют послевузовское профессиональное образование, которое предусматривает подготовку магистров (период обучения -

2-3 года) и докторов (период обучения -

3-4 года). Для обучения магистрантов и докторов в университетах и научно-исследовательских учреждениях Китая созданы специальные подразделения (соответственно, магистратура и докторантура), входящие в состав аспирантуры. Поэтому применитель-

6 КНР о

высшем образовании»]. URL: http://old.moe. gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/ moe_619/200407/1311.html (In Chinese).

но к докторантам и магистрантам в Китае часто используется общий термин - аспирант.

В начале развития послевузовского профессионального образования в Китае подготовка научной элиты предполагалась только в университетах. Однако в 1978 г. административный департамент образования Госсовета КНР разрешил научно-исследовательским учреждениям осуществлять послевузовское образование. Поэтому в 1978 г. был создан первый в Китае исследовательский институт с послевузовской программой (^Й^Кяньцзюшенюань), а в 1984 г. в 22 университетах были открыты первые пилотные исследовательские институты с данными программами, в их числе - Пекинский университет, Университет Цинхуа и Китайский народный университет. К концу 2008 г. в вузах Китая уже насчитывалось 59 одобренных Министерством образования исследовательских институтов с послевузовскими профессиональными программами7. В 2017 г. в Китае насчитывалось около 500 вузов и более 300 научно-исследовательских институтов, в которых реализовывалось послевузовское профессиональное образование [11, с. 54].

Управление процессами приёма и академического обучения по программам послевузовского профессионального образования осуществляет Департамент студентов высших учебных заведений Министерства образования КНР8, который также руководит профориентационной работой, проводимой управлениями образования местных администраций и вузами, участвует в разработке общей политики занятости выпускников, составляет и реализует целевой план

7 2008^ШЯ£ШШ£^[Список вузов, открывших исследовательский институт магистрантов и докторантов в 2008 г.]. URL: https:// yz.chsi.com.cn/yxmd/yjsy.jsp (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

8 Äffnfeft^^^ [Департамент студентов высших учебных заведений Министерства образования]. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A15/ (In Chinese).

трудоустройства выпускников, остро нуждающихся в государственной поддержке.

В Китае поступление в магистратуру возможно при наличии степени бакалавра и успешном прохождении национальных единых вступительных экзаменов, которые организуются в декабре каждого года и проводятся в два этапа. Первый этап - единые письменные экзамены, состоящие из следующих обязательных дисциплин: идеологическая и политическая теория, иностранный язык, университетская математика - и других общественных предметов, определяемых Министерством образования КНР, а также профессиональных дисциплин, устанавливаемых приёмными комиссиями вузов или научно-исследовательских институтов. Тот, кто успешно проходит первый этап, может участвовать во втором. За соблюдение процедуры проведения второго этапа экзамена отвечает принимающий вуз или научно-исследовательский институт. Этот этап обычно включает и письменные, и устные экзамены, билеты к которым готовятся соответствующим принимающим учреждением [10, с. 31]. В целом условия приёма в магистратуру и количество мест по направлениям подготовки определяются приёмными комиссиями вузов или отделами магистратуры научно-исследовательских институтов в соответствии с положениями Министерства образования Китая.

Некоторым высшим учебным заведениям разрешено давать рекомендации своим лучшим выпускникам бакалавриата для поступления в магистратуру без участия в единых письменных экзаменах. Списки таких университетов ежегодно в августе публикует Канцелярия Министерства образования Китая. Например, список, изданный в 2017 г., содержал 366 университетов, в том числе 54 новых вуза, которых не было в 2016 г.9 Абитуриенты, получившие рекомен-

[Министерство образования: 54 вуза были официально отобраны в список новых вузов с квалификацией рекомендации выпускников в 2017 г. 2017. 08.23]. URL: https://

дации к поступлению, могут подать заявки в разрешённое количество вузов и научно-исследовательских институтов и после получения приглашения сдать устный вступительный экзамен или пройти собеседование [11, с. 57]. Согласно опросу10, проведённому в 2020 г. крупнейшим в Китае комплексным образовательным порталом «Китайское образование онлайн (Education online)» среди 366 вузов, которым позволено давать рекомендации своим выпускникам для поступления в аспирантуру, приёмные комиссии во время собеседования обращают внимание на два наиболее важных фактора при выборе абитуриентов - уровень профессиональных знаний и опыт научных исследований. В то же время более половины приёмных подразделений считают, что коммуникативные навыки и конкурсные награды тоже очень

важны11.

Обучению в докторантуре предшествует процедура отбора, которая осуществляется в Китае следующими четырьмя способами:

1) отбор докторантов из числа магистрантов, завершивших магистерскую программу, но ещё не защитивших диссертацию, имеющих отличные оценки, сильный новаторский дух и склонность к научным исследованиям;

2) отбор докторантов из вновь зачисленных магистрантов, соответствующих требованиям комбинированного образования. Обучение в докторантуре таких студентов осуществляется сразу после завершения магистерской программы и получения степени магистра;

3) отбор докторантов из числа выпускников бакалавриата, отлично сдавших вступительные экзамены. Получение доктор-

www.sohu.com/a/166734721_559618 (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

10 [Отчёт об исследовании приёма на послевузовские программы в 2020 г.] URL: https://www.eol.cn/e_ky/zt/ report/2020/content02.html#sc_2_4_2 (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

11 Там же.

ской степени напрямую после бакалавриата возможно по конкретным специальностям, установленным отделом управления образования Госсовета КНР, и предполагает удлинение срока обучения минимум до пяти лет;

4) отбор на основе подачи заявления и участия в организованных вузами письменных и устных вступительных экзаменах в докторантуру. В этом случае необходимо сдать экзамены по теории марксизма-ленинизма, иностранному языку и профессиональным дисциплинам. В дополнение к письменным и устным экзаменам приёмная комиссия может также проводить другие обязательные тестирования12.

Обучение в магистратуре и докторантуре в Китае возможно по программам послевузовского профессионального образования, которые по типу присваиваемых учёных степеней делятся на академические и прикладные, а по форме обучения могут осуществляться очно и заочно. Создание прикладных программ аспирантуры является важным содержанием реформы системы учёных степеней, направленной на подготовку специалистов высокого уровня, адаптированных к потребностям китайского общества. В 1990 г. Комитет по учёным степеням Госсовета КНР принял решение о разработке и пилотном внедрении прикладной магистерской степени. В результате создалась первая в Китае прикладная степень магистра делового администрирования (MBA)13. До сих пор насчитывалось 40 специальностей при-

[Разница между предварительным, непрерывным, прямым поступлением в докторантуру и участием в вступительных экзаменах в докторантуру]. URL: http://www.pinlue.com/article/ 2018/09/l700/437238140832.html (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

[Несколько замечаний о создании и пилотном внедрении магистерской степени в области делового администрирования]. URL: http://www. cdgdc.edu.cn/xwyyjsjyxx/gjjl/szfa/gsglss/263539. shtml (дата обращения: 23.10.2021). (In Chinese).

кладной степени магистра, например, магистр архитектуры, магистр права, магистр педагогики, магистр инженерии, магистр клинической медицины, магистр стоматологии, магистр общественного здравоохранения, магистр государственного управления (MPA), магистр перевода (MTI) и т.д.14 Также в настоящее время существует пять областей профессиональных докторских степеней: стоматология, педагогика, ветеринария, клиническая медицина и инженерия [13].

В китайских вузах и научно-исследовательских организациях предъявляются жёсткие требования к качеству обучения магистрантов и докторантов, в соответствии с которыми обучающиеся должны овладеть прочными знаниями по фундаментальным дисциплинам и систематическими знаниями по направлению подготовки, иметь навыки проведения научно-исследовательской работы и самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому преподавание фундаментальных дисциплин поручается преподавателям университетов, профильных дисциплин - узким специалистам, как правило, сотрудникам научно-исследовательских институтов или предприятий. Кроме того, для повышения качества подготовки разрешается подать заявку на приглашение учёных или практических специалистов на должность заместителя научного руководителя [11, с. 61].

Аспирантам, успешно прошедшим обучение, согласно «Закону КНР о высшем образовании»15, учебные учреждения выдают дипломы об образовании (свидетельства об обучении), а при успешной защите диссертационной работы и соответствующем общем балле зачётных единиц по учебным

14 40Ш±^^иШ[Обзор 40 специальностей прикладной степени магистра]. URL: http:// www.cdgdc.edu.cn/xwyyjsjyxx/gjjl/szfa/267348. shtml (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

15 Ф^ЛЙЛдаИЙШ*Щ«Закон КНР о высшем образовании»]. URL: http://old.moe.gov. cn/pubHcffles/business/htmlfiles/moe/moe_619/ 200407/1311.html (In Chinese).

дисциплинам присуждают учёную степень [12, с. 158]. Присуждать учёную степень магистра и доктора разрешено только вузам или научно-исследовательским институтам, уполномоченным Госсоветом КНР.

Политика правительства Китая

по развитию аспирантуры и поощрению

студентов к послевузовскому обучению

После начала реализации политики реформ и открытости, особенно после 18-го съезда КПК в 2012 г., система высшего образования Китая начала быстро развиваться. В результате Китай стал одной из ведущих стран мира по качеству высшего образования [4], а китайская система послевузовского обучения превратилась в одну из крупнейших систем подготовки научных кадров [5]. В экономике и социальной жизни страны также произошли изменения: социализм с китайской спецификой вступил в новую эру развития, спрос на инновационные кадры высокого уровня из всех слоёв общества стал более актуальным, а статус и роль высшего и послевузовского образования - более заметными. В это время система послевузовского профессионального образования взяла на себя важную миссию подготовки высококачественных и инновационных кадров и стала важным краеугольным камнем национального развития и социального прогресса.

Важную роль в становлении национальной системы послевузовского образования сыграло правительство Китая. В последнюю четверть ХХ в. было издано несколько важных проектов в области высшего образования. Так, в результате реализации «Проекта 211» (1995 г.), «Проекта 985» (1998 г.) и развития национальных ключевых дисциплин были созданы группы высококачественных учебных баз для подготовки магистрантов и докторантов, такие как исследовательские институты в Научно-техническом университете Китая, в Чжэцзянском университете, в Хуачжунском университете науки и технологии. В 1996 г. Национальная комиссия

по образованию Госсовета КНР разрешила официальное создание в 33 вузах исследовательских институтов с целью подготовки аспирантов16. В 2004 г. Госсовет КНР одобрил предложенный Министерством образования «План действий по активизации образования на 2003-2007 гг.»17, направленный на реализацию инновационной программы послевузовского профессионального образования, которая способствовала обмену качественными образовательными ресурсами по всей стране через создание сетевой образовательной платформы с совместным использованием инфраструктуры и программного обеспечения. В следующем правительственном документе - «Государственной программе среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования на 20102020 гг.»18 - было предложено создать систему ответственности научных руководителей, особенно при проведении технических и инженерных исследований, внедрить систему финансирования аспирантских проектов из фондов научного руководителя. В частности, Министерство образования КНР чётко указало, что научный руководитель является главным ответственным лицом за подготовку аспирантов: он должен не только передать аспиранту знания, обучить его методам научных исследований, но и взять на себя обязанность и ответственность по идеологическому, политическому и нрав-

16 ФИ^4ШЯ^*ЛШй(1996^)[Важные события в учёных степенях и послевузовском образовании (1996)]. URL: http://www.cdgdc. edu.cn/xwyyjsjyxx/xwbl/dsj/260254_19.shtml (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

17 2003-2007^*№^ткМЙ[План действий по активизации образования на 20032007 гг.]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/ moe_177/201003/t20100304_2488.html (In Chinese).

2020^) [Государственная программа среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования на 2010-2020 гг.]. URL: http:// www.moe.gov.cn/srcsite/A01/s7048/201007/ t20100729_171904.html (In Chinese).

19

ственному воспитанию аспирантов19, а также по финансированию их научно-исследовательских проектов20. В этом же документе предлагалось создать систему двух научных руководителей, предполагающую подготовку магистрантов и докторантов вузами совместно с предприятиями и научно-исследовательскими институтами. Наконец, в 2018 г. Министерство образования, Министерство финансов и Национальная комиссия по развитию и реформам КНР выпустили Руководство для вузов по ускорению строительства Проекта «два первоклассных»21, в котором, указывалось на необходимость углубления комплексной реформы высшего образования, дальнейшего уточнения требований к подготовке кадров на различных ступенях образования, реформирования режима подготовки, ускорения интеграции науки и образования, а также акцентировалось внимание на совершенствовании системы обучения магистрантов и докторантов, повышении их инновационной способности, углублении и расширении реформы послевузовского образования с получением прикладной степени и усилении практических способностей магистрантов и докторантов.

В Китае регулярно проводятся различные социологические исследования, направленные на выявление текущей ситуации в сфере образования. Например, результаты опроса выпускников китайских университетов,

19 [Крайне важно внедрить систему ответственности научных руководителей аспирантов]. URL: http://theory. people.com.cn/n1/2019/0322/c40531-30989149. html (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

20 [Каковы предпосылки для внедрения системы финансирования проектов научными руководителями?].

URL: http://www.cas.cn/xw/kjsm/gndt/200906/

t20090608_649509.shtml (дата обращения: 22.10. 2021). (In Chinese).

[Руководство вузами по ускорению строительства Проекта «два первоклассных»]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A22/moe_843/ 201808/t20180823_345987.html (In Chinese).

проведённого в 2020 г. образовательным порталом «Китайское образование онлайн» (Education online)22, показали, что одним из основных мотивов студентов для продолжения обучения в магистратуре и докторантуре (как в отечественной, так и зарубежной) является повышение их будущей конкурентоспособности при трудоустройстве и в период занятости. Не менее важными мотивами выступают: совершенствование собственной структуры знаний и повышение культурного уровня [14-17]. В связи с этим правительство Китая поощряет желание молодёжи к получению учёной степени. Это прежде всего выдача национальных стипендий для магистрантов и докторантов, расширение масштаба приёма в аспирантуру, увеличение приёма в магистратуру прикладной степени и поощрение выпускников вузов к созданию собственного бизнеса. Например, ещё в 2003 г. было издано правительственное уведомление, в котором предписывалось освобождение выпускников вузов, самозанятых в любой отрасли, помимо отраслей, регулируемых государством (строительство, развлечение и реклама, сфера услуг, интернет-кафе и т.д.), от уплаты сборов за регистрацию и управленческих расходов в течение одного года со дня утверждения его бизнеса про-

23

мышленным и коммерческим ведомствами23. Более мощным стимулом к получению научной квалификации, по мнению китайских граждан, является диверсифицированная система поддержки студентов, включающая

22 2020^|ЗДЯ£Й£ШЖп [Отчёт об исследовании национального приёма на послевузовские программы в 2020 г.]. URL: https:// www.eol.cn/e_ky/zt/report/2020/content02. html#sc_2_4_2 (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

^^Ш.ШШШ^П [Уведомление 2003 г. о льготной политике взимания оплаты с выпускников общих вузов, самозанимающихся бизнесом]. URL: http://www.moe.gov.cn/ s78/A15/xss_left/moe_780/s3265/201001/ t20100128_80093.html (In Chinese).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

национальные стипендии, дотации, кредиты на обучение и т.д. Такая ситуация объясняется тем, что, согласно статье 14 «Положений об управлении приёмом магистрантов в 2020 г.»24, все аспиранты, включённые в схему приёма на программы магистратуры и докторантуры в университеты, обязаны оплатить обучение. В то же время в соответствии с «Временными мерами по управлению национальными стипендиями для

25

магистрантов и докторантов»25, введёнными в действие Министерством финансов и Министерством образования Китая 1 сентября 2012 г., каждый аспирант очной формы обучения, отвечающий установленным условиям соискания искомой степени, имеет право подать заявку на получение национальной стипендии. Стандарт национальных стипендий для магистрантов и докторантов составляет соответственно 30 тыс. и 20 тыс. юаней в год. С осеннего семестра 2014 г. стипендия ежегодно увеличивается на сумму дотации, равной для докторантов не менее 10 тыс. юаней, для магистрантов - не менее 6 тыс. юаней26. Национальная стипендия выплачивается из средств государственного бюджета и реализуется только для аспирантов университетов. В случае прохождения обучения в научно-исследовательском институте или на предприятии государственная стипендия не выплачивается, а финансирование образования, в том числе оплата проживания,

24 2020^н[По-

ложения об управлении приёмом магистрантов в 2020 г.]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/ A15/moe_778/s3113/201908/t20190819_395052. html (In Chinese).

25 Ш%№ШШ^-Ш^ШИ [Временные меры по управлению национальными стипендиями для магистрантов и докторантов]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xxgk/moe_1777/ moe_1779/201210/t20121022_143547.html (In Chinese).

26 ШШП [Аспи-

ранты прощаются с бесплатным обучением с

осеннего семестра 2014 года]. URL: http://theo-

ry.people.com.cn/n/2013/0323/c49154-20891727.

html (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

осуществляется за счёт предприятий или институтов. Из средств предприятий также могут быть выплачены стипендии или субсидии за хорошую учёбу и научно-исследовательскую работу [11, с. 56].

Следует отметить, что пристальное внимание государства к послевузовскому образованию является большим преимуществом для студентов, поскольку гарантирует получение ими только качественной подготовки по востребованным китайской экономикой специальностям. За последние 70 лет в целях содействия данному процессу правительством Китая был принят ряд мер, направленных на совершенствование процедуры присуждения учёных степеней и разработку ключевых дисциплин и специальностей для обучения в аспирантуре. С 1981 г. по настоящее время были проведены четыре основные корректировки каталога дисциплин и специальностей послевузовских программ. В 1983 г. на третьем заседании Комитета по учёным степеням Госсовета КНР был обнародован «Каталог дисциплин и специальностей для присуждения докторских и магистерских степеней высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями (проект)», который впервые выделил 11 отраслей науки, 64 дисциплины первого уровня и 647 дисциплин второго уровня. Следующие четыре версии (1990 г., 1995 г., 1997 г. и 2011 г.) были разработаны и пересмотрены на этой основе27. В настоящее время в Китае используется «Каталог дисциплин присуждения учёных степеней и подготовки кадров (2011)»28, который предусматривает, что научные дисциплины и категории специальностей бакалавриата,

27 [Каталог дисциплин и специально-

стей]. URL: http://www.cdgdc.edu.cn/xwyy-jsjyxx/xwbl/xwzd/xkml/ (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

[Каталог дисциплин присуждения учёных степеней и подготовки кадров (2011)]. URL: http://www. cdgdc.edu.cn/xwyyjsjyxx/sy/glmd/272726.shtml (In Chinese).

магистратуры и докторантуры в научно-исследовательских институтах и вузах делятся на такие 13 отраслей науки, как философия, экономика, юриспруденция (включая политологию, социологию), педагогика (включая психологию и физическую культуру), гуманитарные науки (включая филологию, литературу и журналистику), история, естественные науки, технические науки, агрономия, медицина, военные науки, менеджмент, искусство. 14 января 2021 г. Комитет по учёным степеням Госсовета КНР и Министерство образования выпустили постановление, в котором было предписано создать междисциплинарную науку, ставшую 14-й научной отраслью в Китае29.

Направления подготовки в Китае охватывают 111 дисциплин первого уровня, каждая из которых, как правило, разделена на несколько дисциплин второго уровня. Дисциплины первого уровня - это большая категория, эквивалентная специальностям, дисциплины второго уровня - небольшая категория, эквивалентная направлениям. Например, в гуманитарных науках иностранный язык и литература являются дисциплинами первого уровня, а русский язык и литература - дисциплинами второго уров-ня30. В каталоге «дисциплин и специальностей» отдельно выделяются национальные ключевые дисциплины, которые наиболее значимы для подготовки инновационных кадров и проведения научных исследований в соответствии со стратегией развития и основными потребностями государства. Поэтому вузы и академические научно-исследовательские институты уделяют особое

29 "^.ХЩУШ^ЩЦШ [Междисциплинарная наука стала 14-й отраслью науки]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwlb/s5147/202101/ t20210114_509767.html (In Chinese).

30

(1997®Ф) [Каталог дисциплин присуждения докторских и магистерских степеней и подготовки кадров (1997)]. URL: http://old. moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlflles/moe/ moe_834/201005/xxgk_88437.html (In Chinese).

внимание этим дисциплинам и используют основные ресурсы для их развития. Ключевыми могут быть дисциплины разного уровня. Например, русский язык и литература в Хэйлунцзянском университете, Шанхайском университете иностранных языков, Университете иностранных языков Народно-освободительной армии - это национальная ключевая дисциплина второго уровня, а социология в Пекинском университете и Китайском народном университете - национальная ключевая дисциплина первого

31

уровня31.

До настоящего времени в Китае три раза проводилась работа по отбору ключевых дисциплин. Первая селекционная работа проводилась в 1986-1987 гг., когда при участии 108 вузов были отобраны 416 ключевых дисциплин, включая 78 дисциплин по гуманитарным наукам, 86 - по естественным наукам, 163 - по инженерным наукам, 36 - по агрономии, 53 - по медицине. Второй отбор проходил в 2001-2002 гг., когда были отобраны 964 ключевые дисциплины вузов. Третий отбор состоялся в 2006-2007 гг., были отобраны 286 дисциплин первого уровня, 677 дисциплин второго уровня, 217 национальных ключевых (культивированных) дисци-

32

плин32.

В соответствии с принципами сохранения строгих требований, обеспечения качества, справедливости и разумности в 2018 г. сформулирован единый стандарт присуждения учёных степеней, согласно которому Госсовет КНР уполномочивает вузы и научно-исследовательские институты самостоятельно

31 fr^A-äm-äma^M^wi

[Что такое дисциплина первого уровня, дисциплина второго уровня, национальная ключевая дисциплина? И список]. URL: https:// www.sohu.com/a/230462900_623714 (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

32 ШШМ&ЩШШШ^ [Введение в национальный проект по отбору ключевых дисциплин]. URL: http://edu.sina.com.cn/kaoy-an/2013-01-29/1705370473.shtml?bsh_bid=1883 82812 (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

присуждать учёные степени по определённым дисциплинам. Такая инициатива дала университетам больше самостоятельности в выборе программ обучения, открыла новые перспективы для развития научных исследований и привлечения талантливых педагогов и студентов. Однако для получения данного разрешения, как указано в «Мерах по предоставлению права присуждения учёных степеней», организация должна удовлетворять требованиям, выдвинутым к направлениям обучения, уровню развития университета, уровню преподавательского состава, опыту обучения, исследовательскому потенциалу, внутреннему и международному сотрудничеству и системе управления. Процедура рассмотрения и утверждения права независимого присуждения учёных степеней включает шесть этапов: подача заявления, получение рекомендации соответствующих провинциальных комитетов по учёным степеням, прохождение проверки заявочных материалов, экспертная оценка, оповещение, одобрение Комитета по учёным степеням Госсовета КНР33. Первый список из 20 уполномоченных организаций, имеющих такое право, был опубликован в апреле 2018 г. Комитетом по учёным степеням Госсовета КНР. В список были включены ведущие университеты Китая: Университет Цинхуа, Пекинский университет, Китайский народный университет и Пекинский университет авиации и космонавтики34. В мае 2019 г. в этот список были добавлены ещё 11 университе-

[Что означает независимое рассмотрение предоставления права присуждения учёных степеней для вузов]. URL: http://www.xinhuanet.com/ politics/2018-04/28/c_1122756837.htm (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

ШЩ^ЩШ'М [Уведомление

о печати

и распространении списка подразделений, имеющих право независимого присуждения учёных степеней]. URL: http://www.moe.gov. cn/srcsite/A22/yjss_xwgl/moe_818/201804/ t20180427_334450.html (In Chinese).

тов, такие как Хуачжунский университет науки и технологии, Пекинский политехнический университет и Университет Чжуншань имени Сунь Ятсена.

Государственная политика открытости Китая внешнему миру предоставила новые возможности для скоординированного развития послевузовского образования и качественно изменила модель подготовки магистрантов и докторантов. В последние годы повсеместным стало создание филиалов вузов за рубежом, открытие совместных образовательных проектов с иностранными партнёрами, взаимное признание учёных степеней и другие виды деятельности, которые не только повысили качество подготовки выпускников послевузовских программ, но и позволили сохранить особенности строительства послевузовского образования в Китае. По состоянию на 2017 г. число совместных учреждений, одобренных Министерством образования КНР для присуждения степени магистра и выше, выросло с 11 в 2010 г. до 40 в 2017 г. К таким университетам относятся, например, Цинхуа-Беркли Шэньчжэньский институт, Нью-Йоркский университет в г. Шанхай, Ноттингемский университет Нинбо и т.д. Число совместных проектов с иностранными партнёрами также увеличилось со 129 до 240. Например, Университет Цинхуа и Университет Темпл в США организуют магистерскую программу по юриспруденции, Пекинский технологический университет и Университет Рединга в Великобритании организуют магистерскую программу по информатике. Кроме того, растёт число магистрантов и докторантов, участвующих в международных научных конференциях, зарубежных летних школах, зарубежных стажировках и других международных программах обмена35. В это же

[Список

совместных образовательных учреждений и проектов с иностранными партнёрами послевузовской программы (включая материковые, Гонконгские и Тайваньские кооперативные

время при поддержке Министерства образования китайские вузы активизировали свои усилия по открытию филиалов и кампусов за рубежом. Например, функционирует филиал Университета Сучоу в Лаосе (2011 г.), кампус Университета Тунцзи во Флоренции (2014 г.), Сямыньский университет в Малайзии (2016 г.)36, Бизнес-школа ШВС при Пекинском университете в британском Оксфорде (2017 г.) и т.д.

В 2016 г. центральное правительство выпустило «Содействие совместному развитию образовательных действий вдоль "Пояса и Пути"». В частности, Китай подписал соглашение о взаимном признании учёных степеней с 24 странами, расположенными вдоль «Пояса и Пути»37. К концу 2017 г. Китай установил образовательное сотрудничество и обменные отношения со 188 странами и регионами и подписал соглашения о взаимном признании учёных степеней с 47 из них38.

Современное состояние системы послевузовского профессионального образования в Китае

Реформирование системы послевузовского образования было бы невозможным без роста инвестиций в данную сферу

институты и проекты)]. URL: http://www.crs. jsj.edu.cn/aproval/orglists/1 (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

36 МХЦШШ^-^ [Кампус Сямынь-ского университета в Малайзии открылся год назад]. URL: https://www.guancha.cn/ Neighbors/2017_07_07_417012.shtml (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

[Министерство образования: содействовать совместному строительству образовательной инициативы «Пояса и пути»]. URL: http://www. gov.cn/xinwen/2019-02/20/content_5367017.htm (дата обращения: 23.10.2021). (In Chinese).

ЙШ^Ж [Китай установил образовательное сотрудничество и обменные отношения со 188 странами и регионами]. URL: http:// www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/s5147/201712/ t20171219_321724.html (In Chinese).

деятельности. В течение 13-й пятилетки (2016-2020 гг.) Центральное правительство Китая настояло на увеличении инвестиций в образование, обеспечении устойчивого и стабильного роста финансирования, постоянной корректировке и оптимизации структуры расходов. Согласно официальной статистической информации, с 2016 по 2020 гг. в государственном бюджете общие расходы на образование составили 16,21 трлн. юаней, в том числе в 2019 г. впервые превысили 4 трлн. юаней, что соответствует 4,04% от ВВП страны. Необходимо отметить, что уровень расходов на образование 4% от ВВП сохраняется уже восемь лет подряд, начиная с 2012 г. В дополнение к бюджетному финансированию для поддержки коннота-тивного развития высшего образования и реализации Проекта «два первоклассных» созданы целевые фонды, бюджет которых за 2016-2020 гг. составил 9,19 млрд. юаней39.

В сентябре 2020 г. заместитель начальника Департамента науки, образования и культуры Министерства финансов КНР Люй Цзяньпин отметил, что в 2012-2019 гг. Министерство финансов и Министерство образования ежегодно увеличивали государственное финансирование в образование на 7,9% и одновременно создавали и совершенствовали систему распределения бюджетных ассигнований между вузами и механизм инвестирования в послевузовское образование40. Кроме того, в последние годы была установлена политика финансирова-

[Правительственные затраты на образование

сохраняются на уровне более 4% ВВП страны

уже восемь лет подряд]. URL: http://www.gov.

cn/shuju/2020-10/20/content_5552753.htm (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

40

[Совершенствование инвестиционного механизма послевузовского образования, ускорение реформы и развития послевузовского образования]. URL: http://www. moe.gov.cn/fbh/live/2020/52461/sfcl/202009/ t20200922_489538.html (In Chinese).

Рис. 1. Динамика изменения числа учреждений, в которых происходит обучение магистрантов

и докторантов в Китае, с 2009 по 2019 гг. Fig.1. Dynamics of the number of the institutions for postgraduate training in China from 2009 to 2019 Источник: Ш^^-^-ЖШШг^^Ш [Статистический бюллетень о развитии национального образования]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/ (In Chinese).

Source: Statistical bulletin of national education development. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_ fztjgb/ (In Chinese).

ния, ориентированная на результаты деятельности университетов, оптимизирована базовая система расходов и усилен надзор за эффективностью использования бюджетных средств. Для аспирантов установлена фиксированная стипендия и в целом улучшена система стипендии и дотации. Изменено управление научно-техническими фондами, оказывающими аспирантам мощную поддержку в осуществлении научно-исследовательской деятельности, расширена автономия центральных университетов в использовании образовательных инвестиций с целью повышения качества обучения и продвижения послевузовского образования на новый уровень.

Пристальное внимание государства к развитию системы послевузовского профессионального образования в последние десятилетие дало свои результаты. Поэтому в течение 2009-2019 гг. наблюдалась тенденция роста числа учреждений, в которых про-

исходит обучение магистрантов и докторантов (Рис. 1). В 2019 г. 828 вузов и научно-исследовательских институтов имели отделы аспирантуры. Однако не все университеты смогли поддерживать долгое время государственные требования к послевузовскому образованию. Например, если в 2010 г. было 797 таких учреждений, то всего за год их число снизилось до 755, затем, после роста в течение двух лет, в 2014 г. опять произошло сокращение на 45.

За последние 10 лет развитие послевузовского образования в Китае перешло от количественного накопления к качественному преобразованию (Рис. 2). К концу 2018 г. выпуск магистров и докторов впервые достиг 604 400 человек, из них 60 700 (10%) -это доктора и 543 600 (90%) - магистры. В 2019 г. насчитывалось 639 700 выпускников послевузовских программ (на 5,8% больше, чем в 2018 г.), среди которых 9,8% - доктора и 90,2% - магистры.

Рис. 2. Динамика выпуска магистрантов и докторантов в Китае с 2009 по 2019 гг. Fig. 2. Dynamics ofmasters' and doctoral students' graduation in China from 2009 to 2019 Источник: ШШШШЖШШХ^^Ш [Статистический бюллетень о развитии национального образования]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/ (In Chinese).

Source: Statistical bulletin of national education development. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_ fztjgb/ (In Chinese).

В настоящее время инженерная наука является приоритетным направлением подготовки, основой социально-экономического развития Китая, поэтому на инженерные специальности поступает больше всего абитуриентов. Отметим, что в Китае к инженерным наукам относятся следующие специальности: приборостроение, энергетика, электронная информатика и техника, транспорт, морская инженерия, лёгкая промышленность, авиация и др.

Согласно статистике Министерства образования Китая, в 2019 г. количество выпускников аспирантуры составило: по инженерным наукам - 217 590 чел., или треть от общего числа выпускников (37,4%), по менеджменту - 85 999 чел. (13,4%), по медицине - 74 371 чел. (11,6%), по естественным наукам - 57 273 чел. (9,0%), по юриспруденции - 42524 чел. (6,6%), по педагогике -40 189 чел. (6,3%), по гуманитарным наукам -33 405 чел. (5,2%), по экономике - 31 625 чел. (4,9%), по агрономии - 26 238 чел. (4,1%), по

искусству - 20 951 чел. (3,3%), по философии - 3912 чел. (0,6%) (Табл. 1). Выпускники инженерных специальностей также составляют треть выпуска магистров (33,7%) и докторов (37,4 %). Однако по другим наукам ситуация не так однозначна. Например, среди выпускников докторантуры 21,7% имеют квалификацию по естественным наукам и 15,4% - по медицине. В то же время среди выпускников магистратуры на эти специальности приходится всего 7,6 и 11,2% соответственно, а второе место по популярности после инженерных направлений среди магистрантов имеет менеджмент (14,3%).

За десять лет (2010-2019 гг.) число выпускников аспирантуры возросло на 268 393 чел., или 72,3%, в том числе прирост магистров составил 254 473 чел. (78,9%), докторов - 13 920 чел. (28,6%) (Табл. 2). Почти в три раза увеличилось число выпускников-магистров по педагогике и менеджменту, в два раза - по медицине и юриспруденции. В то же время почти наполовину снизилось

Таблица 1

Распределение выпуска магистров и докторов по отраслям науки в Китае в 2019 гг.

Table 1

Distribution of master's and doctoral students' graduation by field of science in China in 2019

Отрасли наук Количество, чел. В процентах к итогу

Всего Магистры Доктора Всего Магистры Доктора

Агрономия 26238 23354 2884 4,1 4,0 4,6

Военные науки 93 69 24 0,0 0,0 0,0

Гуманитарные науки 33405 31419 1986 5,2 5,4 3,2

Естественные науки 57273 43711 13562 9,0 7,6 21,7

Инженерные науки 217590 194206 23384 34,0 33,7 37,4

Искусство 20951 20342 609 3,3 3,5 1,0

Исторические науки 5496 4715 781 0,9 0,8 1,2

Медицина 74371 64703 9668 11,6 11,2 15,4

Менеджмент 85999 82802 3197 13,4 14,3 5,1

Педагогика 40189 39149 1040 6,3 6,8 1,7

Философия 3912 3260 652 0,6 0,6 1,0

Экономика 31625 29565 2060 4,9 5,1 3,3

Юриспруденция 42524 39793 2731 6,6 6,9 4,4

Итого 639666 577088 62578 100,0 100,0 100,0

Источники: [Общее количество магистрантов и докторантов по отраслям на-

уки, 2010]. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A03/moe_560/s4958/s4960/201012/t20101230_113585.html (In Chinese).

^^^^Я^Й(Й^) [Общее количество магистрантов и докторантов по отраслям науки, 2019]. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A03/moe_560/jytjsj_2019/qg/202006/t20200611_464779.html (In Chinese).

Sources: Number of master's and doctoral students by field of science (total), 2010. URL: http://www.moe.gov. cn/s78/A03/moe_560/s4958/s4960/201012/t20101230_113585.html (In Chinese).

Number of master's and doctoral students by field of science (total), 2019. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/ A03/moe_560/jytjsj_2019/qg/202006/t20200611_464779.html (In Chinese).

количество выпускников по военным наукам и незначительно сократилось по философии (на 14,7%) и искусству (12,7%). В докторантуре изменение численности выпускников было гораздо скромнее, но в целом оно соответствовало трансформации текущих потребностей экономики Китая. Наиболее существенный прирост выпуска произошёл по приоритетным направлениям подготовки: инженерным наукам (34,5%), естественным наукам (41,7%) и агрономии (43,8%).

В 2020 г. общая численность магистрантов и докторантов, обучающихся в вузах Китая, достигла 3 млн. чел., а доля приёма магистрантов с прикладной степенью

составила более 60%. За 13-ю пятилетку (2016-2020 гг.) 330 тыс. чел. получили докторскую степень и 3,39 млн. - магистерскую41. Таким образом, будучи важным сочетанием науки и техники, послевузовское профессиональное образование за годы своего существования подготовило большое количество кадров высокого уровня

41

(Ж^Ш [Министерство образования проводило пресс-конференцию, посвящённую завершению программы образования 2020 г. (сессия 2)]. URL: http://www.sdo.gov.cn/xwfbh/gbwxwfbh/ xwfbh/jyb/document/1693947/1693947.htm (In Chinese).

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменение численности выпускников по направлениям подготовки в Китае в 2019 г.

по сравнению с 2010 г.

Table 2

Changes in the number of graduations by field ofscience in China in 2019 compared to 2010

Отрасли наук Прирост, чел. Прирост, %

Всего Магистры Доктора Всего Магистры Доктора

Философия -606 -560 -46 -13,4 -14,7 -6,6

Экономика 13298 13699 -401 72,6 86,3 -16,3

Юриспруденция 20843 20320 523 96,1 104,3 23,7

Педагогика 26783 26662 121 199,8 213,5 13,2

Гуманитарные науки 1771 1887 -116 5,6 6,4 -5,5

Исторические науки 414 457 -43 8,1 10,7 -5,2

Естественные науки 15451 11459 3992 36,9 35,5 41,7

Инженерные науки 87076 81078 5998 66,7 71,7 34,5

Агрономия 12813 11935 878 95,4 104,5 43,8

Медицина 39742 35660 4082 114,8 122,8 73,1

Военные науки -98 -101 3 -51,3 -59,4 14,3

Менеджмент 54363 54936 -573 171,8 197,1 -15,2

Искусство -3457 -2959 -498 -14,2 -12,7 -44,9

Итого 268393 254473 13920 72,3 78,9 28,6

Источники: [Общее количество магистрантов и докторантов по отраслям на-

уки, 2010]. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A03/moe_560/s4958/s4960/201012/t20101230_113585.html (In Chinese).

[Общее количество магистрантов и докторантов по отраслям науки, 2019]. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A03/moe_560/jytjsj_2019/qg/202006/t20200611_464779.html (In Chinese).

Sources: Number of master's and doctoral students by field of science (total), 2010. URL: http://www.moe.gov. cn/s78/A03/moe_560/s4958/s4960/201012/t20101230_113585.html (In Chinese).

Number of master's and doctoral students by field of science (total), 2019. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/ A03/moe_560/jytjsj_2019/qg/202006/t20200611_464779.html (In Chinese).

квалификации для обеспечения социально-экономического развития Китая. Поэтому в декабре 2020 г. на пресс-конференции Министерства образования КНР начальник Департамента управления учёными степенями и послевузовским образованием Министерства образования Хун Даюн заявил, что Министерство образования полностью выполнило «13-й пятилетний план по послевузовскому образованию».

Выводы

Подводя итоги, ещё раз отметим, что развитие послевузовского профессионального

образования в Китае неразрывно связано с модернизацией структуры экономики страны. Следуя правительственному курсу «от строительства великой страны к строительству сильной державы», менялись направления и масштабы послевузовского образования. За годы реформ в Китае, с одной стороны, оптимизирована компоновка дисциплин, обеспечено соответствие состава дисциплин социальным и экономическим потребностями государства. Послевузовское образование начало уделять внимание подготовке специалистов по новым дисциплинам и междисциплинарным наукам. С другой стороны,

ускорено создание и продвижение прикладной учёной степени, подготовка комплексных, инновационных, прикладных специалистов высокого уровня квалификации. В последнее десятилетие, особенно с появлением новых материалов, новой энергии, больших данных, "Интернета+" и других научных достижений, система подготовки магистрантов и докторантов выдвинула новые требования к соискателям учёных степеней, появился режим подготовки магистрантов и докторантов совместно вузами и предприятиями, направления и масштабы подготовки специалистов с прикладной степенью стали в большей мере соответствовать актуальной отраслевой структуре и уровню экономического развития страны.

В итоге к 2020 г. в Китае была сформирована передовая модель послевузовского профессионального образования, основанная на «нравственном воспитании талантов, глубокой интеграции науки и образования и инновационной практике мастерских», и подготовлено более 10 млн. высококвалифи-

42

цированных научных кадров42, которые несомненно внесли весомый вклад в развитие Китая. Продолжая курс развития высшего образования, в 2020 г. Министерство образования, Национальная комиссия по развитию и реформам и Министерство финансов обнародовали «Предложения об ускорении реформы и развития высшего образования в новую эпоху»43, общая цель которых состоит в построении к 2025 г. высокоуровневой системы послевузовского образования с оптимизированной масштабной структурой,

42 [Независи-

мая подготовка аспирантов в Китае превысила 10 млн человек]. URL: https://baijiahao.baidu. com/s?id=1673504594362480085&wfr=spider&fo r=pc (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

Д [Предложения об ускорении реформы и развитии высшего образования в новую эпоху]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/ zhengceku/2020-09/22/content_5545939.htm (дата обращения: 22.10.2021). (In Chinese).

более совершенным институциональным механизмом, значительно улучшенным качеством подготовки кадров, ориентированным на обеспечение выдающегося вклада Китая в международный спрос на услуги послевузовского образования и расширение международного влияния. К 2035 г. должна быть создана система послевузовского образования с китайской спецификой, и для этого планируется реализовать следующие ключевые инициативы в шести областях:

- во-первых, усилить идеологическое и политическое образование, рассматривать результаты оценки идейно-политического образования как важное содержание оценки эффективности строительства Проекта «два первоклассных», квалификационной оценки учреждений с правом присуждения учёных степеней;

- во-вторых, углублённо продвигать корректировку дисциплин и специальностей, создать новый механизм развития и динамической корректировки базовых дисциплин, прикладных дисциплин и междисциплинарных наук;

- в-третьих, совершенствовать систему подготовки кадров, усилить подготовку академических и прикладных аспирантов в инновационных областях, а также реали-зовывать целевой план подготовки высококвалифицированных кадров для ключевых отраслей экономики страны;

- в-четвёртых, повысить уровень научных руководителей аспирантов, усилить управление научными руководителями, поддерживать их стремление к управлению обучением аспирантов;

- в-пятых, эффективно укреплять организацию послевузовского образования и руководство качеством обучения, усилить надзор и проверку его качества;

- в-шестых, улучшить условия и расширить гарантии подготовки кадров, всемерно укреплять руководящие позиции партии, совершенствовать дифференцированный механизм инвестиций, увеличить поддержку фундаментальных исследований и ключевых

технологических направлений, совершенствовать систему финансирования послевузовского образования.

Несмотря на масштабность заявленных работ, заглядывая в будущее, можно не сомневаться, что все они будут выполнены и усовершенствованная система послевузовского образования окажет сильную поддержку общей стратегии обновления китайской нации и построению современной и могущественной страны.

Литература

1. ШГ(Ян Дэгуан). ф|ЩЩ%ЁШШШШ Ш [История развития послевузовского образования в Китае] // [Университетское образование и наука]. 2013. № 4. С. 103-108.

2. Shen W. Transnational research training: Chinese visiting doctoral students overseas and their host supervisors // Higher Education Quarterly. 2018. № 72(3). P. 224-236. DOI: https://doi. org/10.1111/hequ.12168

3. ï/hft {Ван Сяоду), (Ван Чжань-цзюнь), ШЖЖ (Линь Гэнжун).

[70-летняя

история развития, пути и результаты высшего образования Китая] // ФДйШМ % [Исследование высшего образования Китая]. 2019. № 10. DOI: 10.16298/j.cnki.1004-3667.2019.10.06

4. Chen H., Zhao S., Shen W, Cai L. The Quality of Chinese PhDs: Achievements, Problems and Responses // Chinese Education and Society. 2018. Vol. 51. No. 3. P. 158-168. DOI: https:// doi.org/10.1080/10611932.2018.1458572

5. Zheng G., Shen W, Cai Y. Institutional logics of Chinese doctoral education system // Higher Education . 2018. Vol. 76. No. 5. Р. 753-770. DOI: 10.1007/s10734-018-0236-3

6. Bao Y, Kehm BM, Ma Y. From product to process. The reform of doctoral education in Europe and China // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 3. P. 524-541. DOI: 10.1080/03075079.2016.1182481

7. Zhu C, Cai Y., Shen W.-Q, François, K. Reforms and collaborations in Europe - China doctoral education // European Journal of Higher Education. 2017. Vol. 7. No. 3. P. 219-226. DOI: 10.1080/21568235.2017.1290857

8. Ащеулова Н.А, Душина С.А. Китайская аспирантура: особенности национальной системы подготовки интеллектуальной элиты // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 2 (23). С. 245-250.

9. Лунев С.И. Развитие образования (базовое и высшее, аспирантура) и науки в Китае и Индии // Сравнительная политика. 2013. Т. 4. № 2. С. 70-81.

10. Житникова М.Н. Система академических степеней и послевузовское образование в КНР // Научный вестник МГТУ ГА. 2005. № 94. С. 29-33.

11. Ван Сяотин. Послевузовское образование в научно-исследовательских институтах на предприятиях Китая // Преподаватель XXI век. 2019. № 2. С. 53-65. URL: http:// prepodavatel-xxi.ru/sites/default/liles/05_1.pdf (дата обращения: 22.10.2021).

12. Гурулева Т.Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 152-164.

13. Shiming Z, Ya'nan M. The Levels and Training Strategies of Chinese Higher Vocational Education // Chinese Education and Society. 2017. Vol. 50. No. 5-6. P. 441-450. DOI: https://doi.org/10. 1080/10611932.2017.1408316

14. Gu J., Levin J.S., Luo Y. Reproducing "academic successors" or cultivating "versatile experts": influences of doctoral training on career expectations of Chinese PhD students // Higher Education. 2018. Vol. 76. No. 3. P. 427-447. DOI: 10.1007/s10734-017-0218-x

15. Wenqin S, Yao G, Bin Z, Jin J. Academia or enterprises: gender, research outputs, and employment among PhD graduates in China // Asia Pacific Education Review . 2018. Vol. 19. No. 2. P. 285-296. DOI: 10.1007/s12564-018-9538-5

16. Yang Y, Volet S, Mansfield C. Motivations and influences in Chinese international doctoral students' decision for STEM study abroad // Educational Studies. 2018. Vol. 44. No. 3. P. 264-278. DOI: 10.1080/03055698.2017.1347498

17. Донецкая С.С., Ли Мэнжань. Китайские студенты за рубежом: динамика численности и цели выезда // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 153-168. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-6-153-168

Статья поступила в редакцию 13.03.21 Принята к публикации 22.10.21

References

1. Yang, D. (2013). The Development of Graduate Education in China. University Education Science. No. 4, pp. 103-108.

2. Shen, W. (2018). Transnational Research Training: Chinese Visiting Doctoral Students Overseas and Their Host Supervisors. Higher Education Quarterly. Vol. 72, no. 3, pp. 224-236, doi: https://doi .org/10.1111/ hequ.12168

3. ï^ft (Wang Xiaodong), (Wang Zhanjun), IffiS (Lin Genrong). (2019).

[The 70-Year History, Path and Effectiveness of China's Graduate Education]. + H [China Higher Education Research]. No. 10, doi: 10.16298/j.cnki.1004-3667.2019.10.06

4. Chen, H., Zhao, S., Shen, W., Cai, L. (2018). The Quality of Chinese PhDs: Achievements, Problems and Responses. Chinese Education and Society. Vol. 51, no. 3, pp. 158-168, doi: https://doi.org/10.1080/10611 932.2018.1458572

5. Zheng, G., Shen, W., Cai, Y. (2018). Institutional Logics of Chinese Doctoral Education System. Higher Education. Vol. 76, no. 5, p. 753-770, doi: 10.1007/s10734-018-0236-3

6. Bao, Y., Kehm, B.M., Ma, Y. (2018). From Product to Process. The Reform ofDoctoral Education in Europe and China. Studies in Higher Education. Vol. 43, no. 3, pp. 524-541, doi: 10.1080/03075079.2016.1182481

7. Zhu, C., Cai, Y., Shen, W.-Q., François, K. (2017). Reforms and Collaborations in Europe-China Doctoral Education. European Journal of Higher Education. Vol. 7, no. 3, pp. 219-226, doi: 10.1080/21568235.2017.1290857

8. Ashcheulova, N.A., Dushina S.A. (2012). Chinese Postgratuate Courses: Peculiarities of the National System of Preparation the Intellectual Elite. Vestnik MGIMO Universiteta = MGIMO Review of International Relations. Vol. 2, no. 23, pp. 245-250 (In Russ., abstract in Eng.).

9. Lunev, S. (2013). Education (Basic, Higher, and Postgraduate) and Science Development in China and India. Sravnitel'naya politika = Comparative Politics Russia. Vol. 4, no. 2, pp. 70-81 (In Russ., abstract in Eng.).

10. Zhitnikova, M.N. (2005). Degree and Graduate Education in China. Nauchnyi VestnikMGTUGA = Civil Aviation High Technologies. No. 94, pp. 29-33. (In Russ.).

11. Wang, X. (2019). Post-University Education in Research Institutes at Chinese Enterprises. Prepodavatel XXI vek. [Teacher XXI Century]. No. 2, pp. 53-65. Available at: http://prepodavatel-xxi.ru/sites/de-fault/files/05_1.pdf (accessed 22.10.2021). (In Russ., abstract in Eng.).

12. Guruleva, T.L. (2017). Education System in People's Republic of China: Structure and Main Directions of Development. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7 (214), pp. 152-164. (In Russ., abstract in Eng.).

13. Shiming, Z., Ya'nan, M. (2017). The Levels and Training Strategies of Chinese Higher Vocational Education. Chinese Education and Society. Vol. 50, no. 5-6, pp. 441-450, doi: https://doi.org/10.1080/10611932.2017. 1408316

14. Gu, J., Levin, J.S., Luo, Y. (2018). Reproducing "Academic Successors" or Cultivating "Versatile Experts": Influences of Doctoral Training on Career Expectations of Chinese PhD Students. Higher Education. Vol. 76, no. 3, pp. 427-447, doi: 10.1007/s10734-017-0218-x

15. Wenqin, S., Yao, G., Bin, Z., Jin, J. (2018). Academia or Enterprises: Gender, Research Outputs, and Employment among PhD Graduates in China. Asia Pacific Education Review. Vol. 19, no. 2, pp. 285-296, doi: 10.1007/s12564-018-9538-5

16. Yang, Y., Volet, S., Mansfield, C. (2018). Motivations and Influences in Chinese International Doctoral Students' Decision for STEM Study Abroad. Educational Studies. Vol. 44, no. 3, pp. 264-278, doi: 10.1080/03055698.2017.1347498

17. Donetskaya, S.S., Li, M, (2020). Chinese Students Abroad: Dynamics of the Number and Aims of Educational Travel. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 6, pp. 153-168, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-153-168 (In Russ., abstract in Eng.).

The paper was submitted 13.03.21 Accepted for publication 22.10.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.