ОБРАЗОВАНИЕ ■ ЗА РУБЕЖОМ ■
УДК 37 ББК 74
DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-43-56
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
А. В. Лубков, О. А. Морозова, Чжан Чжаоюй, А. В. Юдин
Аннотация. Настоящая статья открывает серию статей авторов Московского педагогического государственного университета (МПГУ), посвященных анализу ряда наиболее важных особенностей и закономерностей развития педагогического образования Китайской Народной Республики на современном этапе. Отбор проблематики и материалов для написания статей основан на опыте МПГУ в области реализации совместных с китайскими партнерами образовательных программ и научно-исследовательских проектов и обусловлен прежде всего практической целью - обеспечить руководителей и представителей администрации российских вузов информацией, необходимой для наиболее эффективного сотрудничества с китайскими педагогическими университетами, иными образовательными учреждениями, а также научно-исследовательскими организациями, осуществляющими деятельность в педагогическом образовании и в смежных областях в контексте общего междисциплинарного поля.
Ключевые слова: Китай, образовательная политика, законодательство, педагогическое образование, анализ систем образования.
Для цитирования: Основные тенденции развития системы педагогического образования в китайской народной республике на современном этапе / А. В. Лубков, О. А. Морозова, Чжан Чжаоюй, А. В. Юдин // Наука и школа. 2021. № 4. С. 43-56. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-4-43-56.
© Лубков А. В., Морозова О. А., Чжан Чжаоюй, Юдин А. В., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION SYSTEM IN CHINA IN THE MODERN PERIOD
A. V. Lubkov, O. A. Morozova, Zhang Zhaoyu, A. V. Yudin
Abstract. This article opens a series of articles by authors of Moscow Pedagogical State University (MPGU) and introduces the analysis of a number of the most important aspects and milestones in the development of pedagogical education in the People's Republic of China at the present time. The selection of issues and materials discussed in the series of articles is based on MPGU experience in implementation of joint educational programs and research projects with Chinese partners. The selection also serves a practical goal of providing the administration of Russian universities with the information necessary for the successful cooperation with Chinese pedagogical universities, various educational institutions, research organizations that implement teacher training and corresponding programs in the context of the common interdisciplinary field.
Keywords: China, education policy, legislation, pedagogical education, analysis of educational systems.
Cite as: Lubkov A. V., Morozova O. A., Zhang Zhaoyu, Yudin A. V. Main trends in the development of pedagogical education system in china in the modern period. Nauka i shkola / Science and School. 2021, No. 4, pp. 43-56. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-43-56.
Авторы выражают благодарность за оказанную помощь при написании данной статьи первому проректору МПГУ Виктору Павловичу Дронову, за консультации по проблематике статьи советнику при ректорате МПГУ Гэ Чану, за перевод и анализ материалов на китайском языке студентам 4-го курса Института иностранных языков МПГУ Сологуб Анастасии Алексеевне и Шагалиевой Марии Эдуардовне.
Образование - одна из фундаментальных основ любого социума, которая представляет собой сложнейшую, постоянно изменяющуюся сферу жизнедеятельности общества, затрагивающую так или иначе каждого человека и включающую в число занятых в ней работников значительную часть населения.
Китай, как и Россия, не только сохраняет систему педагогического образования как самостоятельный организационный и содержательный сегмент национальной системы образования, но и продолжает активно и поступательно его развивать. Истоки такого понимания места педагогического образования в структуре приоритетов государственной образовательной политики восходят к середине ХХ в., к временам создания КНР, когда молодое
государство с неофициальным, но вошедшим в историю названием «Новый Китай» перенимало опыт Советского Союза, в том числе в образовательных реформах и определении содержания подготовки педагога для социалистического общества.
СССР и Российская Федерация оказали очень заметное, во многих вопросах решающее воздействие на развитие системы педагогического образования КНР что видно не только из его истории в ХХ в., но явно прослеживается и в настоящее время.
Влияние советского и российского опыта на систему педагогического образования КНР на современном этапе
В педагогическом образовании и педагогической науке КНР на современном
этапе развития продолжает оставаться достаточно ощутимым влияние советского и российского опыта в довольно широком ряде аспектов, среди которых наиболее важными и стратегически значимыми представляются следующие:
• научно-педагогические инновации СССР в контексте реализации идей советских педагогов-новаторов 19201980-х гг.;
• система целевой подготовки педагогических кадров в СССР 1970-1980-х гг., в РФ начиная с 1992 г.;
• система непрерывной педагогической практики студентов в СССР 1980-х гг. и в России;
• система наставничества молодых учителей в СССР и в России;
• обучение учителей с правом преподавания двух и более предметов, в том числе посредством реализации программы двухпрофильного бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», разработанного на базе МПГУ в начале 2000-х гг.;
• специализированные образовательные программы для национальных меньшинств;
• законодательное закрепление за образованием, в том числе за сегментом, осуществляющим подготовку будущих учителей, воспитательной и просветительской функций.
Научно-педагогические инновации СССР в русле идей Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и других видных советских педагогов. Китайские теоретики в области педагогики и системы подготовки педагогических работников уделяют большое внимание изучению научного наследия и применению на практике научно-педагогических подходов Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других классиков советской педагогики; имеет место их адаптированное включение в основополагающие нормативные документы, определяющие
государственную политику КНР в образовании, в том числе:
• постулирование развития личности учащегося в соответствии с целями развития справедливого социалистического общества с китайской спецификой как главного принципа любой образовательной деятельности;
• идея всесторонне и гармонично развитого сознательного гражданина и счастливого человека как цели воспитания и обучения;
• внедрение элементов индустриального обучения школьников начиная с 1980-х гг.;
• постоянное применение и модернизация разнообразных методов проблемного обучения, моделирования и проектирования в учебном процессе в качестве одной из основ формирования диалектического и научно-материалистического мировоззрения учащихся;
• продвижение принципа социалистического гуманизма, в том числе в аспекте равенства всех наций.
Система целевой подготовки педагогических кадров в СССР 1970-1980-х гг., в РФ начиная с 1992 г. Продолжая традиции СССР, в КНР развивается институт целевой подготовки педагогических кадров.
Образовательные программы магистратуры и докторантуры (докторантура КНР - «боши» - соответствует российской аспирантуре (далее - докторантура)) предоставляются прежде всего для работников сельских школ, школ уездных городов и школ районов компактного проживания национальных меньшинств, и включают в себя обучение учителей-практиков, директоров школ и других руководящих работников образовательных учреждений без отрыва от производства.
Кроме того, целевая подготовка педагогов осуществляется и для студентов бакалавриата. В 2007 г. шесть педагогических вузов, находящихся в прямом подчинении Министерству образования
КНР, начали осуществлять бесплатное обучение студентов по педагогическому профилю, а с 2012 г. бюджетное финансирование обучения будущих педагогов стало реализовываться также в ряде педвузов провинциального подчинения.
Бесплатное для студентов обучение осуществляется как за счет государственного финансирования, так и средств провинциальных и местных бюджетов и т. п. Студент, получивший педагогическую специальность бесплатно, обязан отработать в школе по распределению 10 и более лет в рамках той провинции или иного административно-территориального образования, с которым он перед поступлением в вуз заключил соответствующее соглашение [1, с. 461-462].
Система непрерывной педагогической практики в СССР второй половины 1980-х гг., принцип повышения доли практики в учебных планах направлений бакалавриата «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование» в современной России. КНР систематически и последовательно реализует принцип сочетания теоретической подготовки в вузе с практической подготовкой в процессе педагогической практики и регулярных практических занятий студентов. Начиная с 2010-х гг. имеет место увеличение доли педагогической практики в учебных планах бакалавриата педагогических вузов КНР. В августе 2014 г. в изданных Министерством образования КНР «Мнениях по реализации программы подготовки высококвалифицированных педагогов» закреплен принцип практикоориентиро-ванности содержания программ подготовки будущих учителей [1, с. 463].
Система наставничества молодых учителей в СССР; возрождение института наставничества в современной российской школе. КНР на протяжении двух последних десятилетий осуществляет массовое внедрение института
наставничества молодых педагогов, начиная с середины 2000-х гг. Кроме того, основные принципы института наставничества начинают реализовываться уже на стадии обучения в вузе, прежде всего в процессе педагогической практики студентов.
Обучение учителей с правом преподавания двух и более предметов на основе российского опыта реализации двухпрофильного бакалавриата направления «Педагогическое образование». КНР во многих случаях реализует подготовку педагогических кадров на программах бакалавриата с правом преподавания школьных дисциплин по двум предметным областям, которым соответствуют те или иные школьные предметы. В Китае активно практикуется направление школьных учителей -выпускников бакалавриата с одной специальностью (профилем) на учебу для получения второй квалификации, которая представляет собой некий аналог действующей в России программы профессиональной переподготовки.
Специализированные образовательные программы в школах, учреждениях СПО и вузах СССР для обучения представителей национальных меньшинств, в том числе по установленным органами государственной власти квотам. В Китае вплоть до настоящего времени действуют особые образовательные программы всех уровней для национальных меньшинств страны в рамках системы регулируемого государством квотирования. Не являются исключением программы бакалавриата и магистратуры по подготовке педагогов. Подобного рода программы подготовки учителей для национальных школ реализуются, в частности, в Педагогическом университете Внутренней Монголии, Синцзянском педагогическом университете, Цинхайском педагогическом университете, Гуаньсиском педагогическом университете национальностей, а так-же в ряде педвузов, статус которых
корректнее передавать словом «институт»: Цяннаньском педагогическом институте национальностей, Синьйиском педагогическом институте национальностей, Ганьсуском педагогическом институте национальностей и др.
Сочетание целевых установок на развитие информатизации обучения с принципом сохранения коллектива учащихся какличностно важного пространства общения, социализации, приобретения ценностных установок, знаний, умений, навыков и т. п. Современные теоретики китайской педагогики, принимая важность информатизации учебного процесса на всех уровнях образования [2, с. 186-207], настаивают на сохранении межличностного общения «ученик -учитель», «ученик - ученик», «ученик -наставник» и т. п., для чего, по их мнению, необходимо сохранять школьные классы, студенческие группы и иные коллективы обучающихся как важнейшую основу будущего общества [3].
Таким образом, интерес Китая к советской и российской педагогике на государственном уровне подтверждается не только вышеназванными примерами, но и тем фактом, что на базе ряда университетов созданы соответствующие специализированные центры с целью координации исследований по советской и российской педагогике, повышению их качества, а также активизации научного обмена и сотрудничества с Россией.
Данный интерес в значительной мере обусловил создание в апреле 2014 г. Китайско-российского Союза высших педагогических учебных заведений, учредителями которого стали Московский педагогический государственный университет и Пекинский педагогический университет. Деятельности этого объединения, в которое сегодня входят
8 китайских и 12 российских педвузов, и его роли в продвижении российского педагогического образования и педагогической науки в Китае будет посвящена одна из наших следующих статей.
Основные приоритеты образовательной политики КНР
Китай начал системные и долгосрочные реформы образования одновременно со стартом экономических реформ в 1978 г., неуклонно повышая долю населения, получающего высшее образование [4, с. 392]. Согласно официальным данным Министерства образования КНР, сравнение основных показателей развития образования КНР в 1978 и 2018 гг. выглядит следующим об-разом1 [5; 6] (табл. 1).
В феврале 2019 г. Правительство КНР утвердило основополагающий документ об образовательной политике «Модернизация образования в Китае 2035» как составную часть всеохватывающей фундаментальной модернизации страны, регулируемой документом на уровне закона «Китайская национальная стратегия модернизации». «Модернизация образования в Китае 2035» является новым планом на следующие 15 лет и провозглашает следующие основополагающие принципы и стратегические приоритеты образовательной политики.
1. Новая эра образования. Магистральный вектор - переход от уже почти достигнутого максимума количества образовательных учреждений разного уровня и с постоянно растущим числом образовательных программ к новому качеству образования, призванному сформировать прочный фундамент для постоянного прогресса социалистического общества во всех сферах жизнедеятельности.
1 В обзоре основных статистических сведений о системе образования КНР, об основополагающих документах, определяющих стратегию развития китайского образования, использованы материалы статьи профессора Восточно-китайского педагогического университета Чжу Имина. Также использованы официальные сведения из обзора Национального среднесрочного и долгосрочного плана реформы и развития образования.
Таблица 1
Сравнение основных показателей развития образования КНР (1978 и 2018 гг.), %
№ Показатель (индикатор) 1978 2018
1 Коэффициент охвата населения дошкольным образованием 10,6 79,6
2 Коэффициент охвата населения начальным образованием 94,0 100,0
3 Коэффициент охвата населения средним образованием первой (младшей) ступени 66,0 100,0
4 Коэффициент охвата населения средним образованием второй (старшей) ступени (в том числе в рамках программ начального профессионального образования и среднего профессионального образования) ок. 20,0 88,3
5 Коэффициент охвата населения высшим образованием (в том числе средним профессиональным образованием, приравниваемом к неполному высшему образованию или признаваемому в качестве периода высшего образования) 2,7 45,7
2. Главные цели реформ образования:
• Китай - одна из самых влиятельных держав в образовании (во взаимосвязи с целью превращения Китая в ведущую экономику мира);
• Китай - страна талантов;
• Китай широко известен в мире своим образованием;
• Китай укрепляет «прочную основу для создания благополучной, сильной, демократической, культурно развитой, гармоничной и прекрасной социалистической нации к середине XXI в».
3. Восемь «ключевых принципов» развития образования:
• этика как приоритет образования;
• всестороннее развитие личности и общества;
• ориентация на человека и народ;
• образование в течение всей жизни;
• персонализированное обучение;
• интеграция знаний и практики;
• интегрированное развитие;
• совместное строительство и общая польза.
4. Восемь «основных целей развития модернизации образования»
• создание современной системы образования, обеспечивающей обучение в течение всей жизни для всех;
• равное высокое качество дошкольного образования для всех;
• достижение высококачественного и сбалансированного обязательного образования;
• обеспечение всеобщего среднего образования старшей (второй) ступени;
• значительное улучшение образования для взрослых;
• существенное улучшение конкурентоспособности высшего образования;
• обеспечение надлежащего обучения для детей с особенностями развития;
• формирование новой модели менеджмента образования с вовлечением общества.
5. Десять «специфических стратегических задач»:
• разработка и применение концепций развития образования;
• повышение качества образования;
• обеспечение общедоступности образования всех уровней;
• создание системы сбалансированных образовательных сервисов;
• создание общегосударственной системы образования в течение всей жизни;
• развитие талантов;
• развитие учительского потенциала и повышение общественной роли педагога;
• информатизация образования;
• расширение доступности образования;
• совершенствование управления образованием.
Как можно убедиться, вышеизложенные принципы и стратегические приоритеты, исходящие из китайской специфики, во многом схожи с хорошо знакомыми российскому исследователю отечественного образования, управленцу и эксперту-практику принципами и подходами, закрепленными в российском законодательстве. Не приводя детального сопоставления, укажем наиболее, на наш взгляд, очевидные параллели, причем в контексте, так сказать, «хронологического приоритета» за российской стороной. 29.12.2012 г. был опубликован Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, в котором закреплены принцип приоритетности образования (ст. 3), нацеленность образования на всестороннее развитие личности и общества (ст. 2), поддержка талантов (ст. 77), принцип интеграции образования и науки (ст. 23, 24, 2), принцип этического характера образования и воспитания (ст. 66) и др.
Приведенное краткое сопоставление принципов и стратегических ориентиров развития образования, реализуемых в России и в КНР, позволяет сделать вывод, что Китай смог инкорпорировать в систему образования в целом и в систему подготовки педагогов в частности не только лучшее из своей культуры, но и прорывные достижения нашей страны.
Основные нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность КНР
Китай со времени реформ Дэн Сяопина осуществляет последовательную политику по разработке системы нормативных актов, определяющих и регулирующих цели образования, принципы воспитания, основы взаимоотношений участников образовательного процесса и иные ключевые вопросы развития образования КНР.
Нами проанализирован широкий спектр нормативных актов, регламентирующих основные сферы китайского образования, в том числе касающиеся педагогического образования (табл. 2).
Анализируя приведенные в таблице выдержки из соответствующих нормативных актов, можно сделать вывод, что КНР на текущий день имеет разветвленную систему нормативно закрепленных установок, принципов и утвержденных государством подходов к оптимальной расстановке приоритетов и целевых ориентиров развития как образования в целом, так и педагогического образования как особого его сегмента.
Организационная структура педагогического образования КНР
Министерство образования КНР реализует государственную политику в области образования и регламентирует деятельность образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогических кадров.
В зависимости от вида образовательной организации и типа образовательной программы подготовка педагогических кадров варьируется по уровням образования, квалификациям (степеням) и срокам обучения1 (рис. 1).
• Университеты-дасюэ реализуют программы четырехлетнего бакалавриа-та-бэнькэ, программы магистратуры-шу-оши, докторантуры-боши;
• Институты-сюэюань реализуют программы четырехлетнего бакалавриа-та-бэнькэ; выпускники имеют право поступать в магистратуру-шуоши;
• Колледжи реализуют программы трехлетнего среднего профессионального образования - программы «дачжуан». Выпускники программы «дач-жуан» имеют право продолжить образование на программе четырехлетнего
1 При подготовке обзора видов образовательных организаций и типов образовательных программ использованы сведения, опубликованные на сайте Министерства образования КНР: http://www.moe.gov.cn/s78/A03/moe_560/jytjsj_2019/qg/
Таблица 2
Краткое изложение основного содержания государственных нормативных актов КНР в части, относящейся к образованию и подготовке педагогических кадров
1. Конституция КНР
Провозглашается фундаментальный принцип «социалистического просвещения» народа, содействия развитию образования и системы образовательных учреждений на всех уровнях, принцип государственно-общественного и государственно-частного партнерства в деле развития образования.
«Статья 19. Государство развивает дело социалистического просвещения, поднимает научно-культурный уровень всего народа.
Создавая различные учебные заведения, государство осуществляет всеобщее начальное образование, развивает среднее, профессиональное и высшее образование, кроме того, развивает дошкольное воспитание. Расширяя сеть просветительных учреждений, государство ликвидирует неграмотность, проводит политическое, общеобразовательное, научно-техническое, профессиональное обучение рабочих, крестьян, государственных служащих и других трудящихся, а также поощряет самообразование.
Государство поощряет коллективные экономические организации, государственные предприятия, учреждения и иные общественные силы на создание в соответствии с законом различного рода учебных заведений. Государство обеспечивает распространение по всей стране общепринятого китайского языка» [7]
2. Закон «Об образовании» Китайской Народной Республики от 01.09.1995
• указывает основные направления развития образования, основы трудовых отношений педагогических работников с образовательной организацией;
• определяет образование как деятельность по развитию талантов и распространению знаний, воспитание и общественное просвещение в соответствии с интересами общества и государства [8]
3. Закон «Об обязательном образовании» Китайской Народной Республики от 01.09.2006
• устанавливает всеобщий и обязательный характер общего 9-летнего образования;
• определяет обязательное образование как общественное благо;
• заявляет приоритет воспитания способностей самостоятельного мышления, творческо-инновационной деятельности, практико-профессиональных навыков в целях содействия всестороннему развитию учащихся [9]
4. Закон «О высшем образовании» Китайской Народной Республики от 01.01.1999
тшт
• в качестве цели высшего образования заявлена подготовка профессионалов высокого уровня с социальной ответственностью, инновационным духом и практико-ориентированными способностями, способных и готовых развивать научно-техническую культуру и содействовать социалистической модернизации Родины;
• закрепляется за государством правомочие разработки, утверждения и контроля исполнения планов развития высшего образования в соответствии планами экономического и социального развития КНР;
• заявляется о важности государственно-частного партнерства в развитии высшего образования;
• в качестве высшего органа власти, разрабатывающего политику и принимающего законодательные решения в области высшего образования, указан Государственный Совет КНР [10]
5. Закон «О профессиональном образовании» Китайской Народной Республики от 01.09.1996
• принят в соответствии с Законом «Об образовании» и Законом «О труде» в целях реализации Стратегии процветания страны посредством науки и образования, развития профессионального образования, повышения качества работников и содействия социалистической модернизации;
• устанавливает три уровня профессионального образования: начальное, среднее и высшее (только обладатели высшего профессионального образования, как и выпускники 12-летней школы, имеют право поступать на программы бакалавриата);
• регулируются взаимоотношения предприятий и образовательных организаций в сфере профессионального образования работников [11]
6. Положение о китайско-иностранном совместном образовании Китайской Народной Республики от 01.09.2003
• регулирует основные вопросы разработки и реализации совместных образовательных программ, реализуемых китайскими образовательными организациям с иностранным участием;
• закрепляет за образовательными организациями, реализующими совместные программы с иностранными организациями, право на льготы со стороны государства;
• разрешение на совместные китайско-иностранные образовательные программы дает специальная комиссия при Государственном Совете КНР
7. Национальный стандарт качества специальностей бакалавриата от 02.04.2018
• устанавливает нормативный срок программ бакалавриата в 4 года, в некоторых случаях в 5 лет;
• включает основные требования к уровню знаний и умений выпускника по каждой из более чем 100 специальностей бакалавриата «в соответствии с требованиями экономического, технологического, социального и культурного развития»;
• постулирует принцип сочетания фундаментальности и регулярного обновления, «стабильности и гибкости», преемственности и адаптивности к постоянно меняющимся условиям целей и содержания образовательных программ бакалавриата в целом и программ каждой дисциплины в отдельности;
• в качестве универсальных компетенций заявлены «способность самостоятельного мышления, независимое и постоянное учение, непрерывное освоение новых знаний, новых теорий и новых технологий... навыки предпринимательства, коммуникативности и работы в команде»;
• формулирует следующие требования к выпускнику программы бакалавриата педагогического направления: обладание благородной общей и профессиональной этикой, усердие в преподавании и воспитании обучающихся, способность быть примером для учащихся, обладание базовыми знаниями в области педагогической психологии и владение основными методами обучения, умение трансформировать результаты научных исследований к прикладной преподавательской деятельности, умение планировать личное профессиональное развитие, участвовать в соответствующих тренингах и исследовательских проектах, программах повышения квалификации, отслеживать перспективу развития дисциплин, обновлять структуру знаний, расширять академические горизонты и постоянно улучшать навыки преподавания [12]
8. Основные требования для получения степени доктора и магистра от 01.01.2014
• устанавливает нормативный срок программ магистратуры в 3 года, в некоторых случаях в 2 или 4 года;
• устанавливает нормативный срок программ докторантуры в 3 года, в некоторых случаях в 4 года;
• классифицирует группы специальностей магистратуры и докторантуры;
• включает основные требования к уровню знаний и научно-исследовательских компетенций выпускника по каждой из более чем 140 специальностей магистратуры и докторантуры [13]
бакалавриата-бэнькэ, чаще всего на 3-м или в редких случаях 4-м курсах на основе признания программы «дачжуан» как периода программы бакалавриата-бэнькэ. При этом в настоящее время понятие «дачжуан» стало фактически синонимом понятию «чжуанькэ», которое обозначает сегмент специализированных программ профессионального образования, соответствующих российским программам среднего профессионального образования.
Возможности трудоустройства выпускников разных образовательных программ также варьируются, причем не
только в зависимости от полученной квалификации (степени), но и от реальной ситуации в той или иной провинции, уезде, ином административно-территориальном образовании страны.
Магистральные направления научно-исследовательской деятельности в сфере педагогического образования ведущих педагогических университетов КНР (стратегические проектные направления общегосударственного уровня)
Одна из содержательных сторон реформ в педагогическом образовании
Уровни образования в КНР (этапы подготовки профессиональных педагогических кадров)
3-4 года Докторантура - Боши (Ш± B6shi) Университеты Daxuë) Научно-исследовательские организации
2-3 года Магистратура - Шуоши (Щ± Shu6sЫ) Университеты Daxuë) Научно-исследовательские организации
4 года Бакалавриат - Бэнькэ (^4 Вепке) полное высшее образование Практическая деятельность 3 - 5 лет
2-3 года Бакалавриат (неполный) Чжуанькэ Zhuankë) или Дачжуань Dazhuan) Специализированная программа профессионального образования; может приравниваться к периоду программы бакалавриата-бэнькэ Колледжи
Университеты (^^р^ахиё) Институты Хиёуиап)
3 года Старшая ШКОЛА - Гаочжунбие Gaozhбпg Ыуе) 3 года Чжунчжуаньбие (Ф^-^Ф Zhбngzhuan Ыуе) Программа профессионального образования Колледжи
9 лет Основная ШКОЛА Чучжунбие (ЙФ^Й Chflzhбng Ыуе) Возможность продолжить обучение в старшей школе или в колледжах по программам Чжунчжуань
Рис. 1. Система образования в Китае
КНР заключается в закреплении за теми или иными ведущими педагогическими университетами роли головных вузов в осуществлении определенных направлений научных исследований по
заданиям Министерства образования КНР, которые являются приоритетными, соответствуя целям, задачам и принципам реформ, сформулированных в «Модернизации образования в Китае 2035».
Рассмотрев деятельность ведущих педагогических университетов КНР, в настоящей статье представляем следующие наиболее значимые соответствующие примеры.
Пекинский педагогический университет
• Изучение высоких технологий и наукоемких инноваций с целью их внедрения в тех или иных объемах и качествах в среднее общее, среднее профессиональное и высшее образование.
• Разработка проектов для законодательства об образовании КНР.
• Изучение искусственного интеллекта, разработка моделей и электронных платформ его применения в учебном процессе, в управлении образовательным учреждением, оценке качества образования и т. п.
• Исследования в областях когнитивной нейробиологии и нейропсихологии, изучение психофизиологических основ познавательной деятельности человека.
Восточно-китайский педагогический университет
• Разработка базовых национальных учебников для школ.
• Разработка базовых национальных учебников по программам начального профессионального и среднего профессионального образования и проектирование управленческой политики в этой сфере.
• Изучение функциональной геноми-ки мозга, применение результатов исследований в изучении когнитивных основ личности.
• Фундаментальные исследования теории инноваций, в том числе педагогической инноватики.
Северо-восточный педагогический университет
• Сельское образование, разработка законопроектов в части поддержки и развития сельских школ.
• Нравственное воспитание учащихся всех возрастов, разработка инновационных моделей морального воспитания.
• Женское образование.
• Непрерывное образование для учителей начальной и средней школы, разработка национального проекта «Новая модель обучения учителей "и^^" (университет - местное правительство -начальная и средняя школа)».
Юго-западный университет
• Самопознание, формирование и развитие личности, в том числе школьника и студента.
• Сельскохозяйственные науки и подготовка педагогических кадров для сельскохозяйственных образовательных учреждений, преподавателей дисциплин аграрного профиля;
• Подготовка учителей природоведения.
• Экологическое воспитание и экологическая культура молодежи.
Педагогический университет Центрального Китая
• Разработка школьных учебников истории.
• Разработка школьных и вузовских дисциплин по современной истории и политической системе КНР и других стран.
• Исследования в области научного социализма.
• Исследования в сфере общей дидактики.
Шэньсиский педагогический университет
• Разработка школьных и вузовских дисциплин по китайскому языку и китайской литературе.
• Изучение и разработка учебников по истории древнего Китая.
• Изучение и разработка учебников по литературе древнего Китая.
• Разработка школьных и вузовских учебников по зоологии.
Данный опыт профилизации ведущих педуниверситетов КНР в качестве головных по тем или иным направлениям деятельности наглядно демонстрирует то, что китайское государство создает условия для укрепления фундаментальности и придания уникальности педагогическому образованию, повышая его значимость
как в рамках системы образования, так и в общественном мнении населения и в мировом образовательном пространстве.
Несмотря на высокоразвитую сеть образовательных учреждений КНР готовящих педагогов, большие государственные вложения и инвестиции посредством государственно-частного партнерства в вузы и колледжи, система подготовки педагогических кадров в Китае продолжает испытывать потребности в дальнейшем совершенствовании, в том числе в сфере повышения качества подготовки будущих учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и иных специалистов, задействованных в обучении и воспитании детей. Этот факт в значительной мере объясняет высокий интерес профессионального педагогического сообщества КНР к педагогическому образованию России, который проявляется в довольно широком спектре форм китайско-российского взаимодействия в данной сфере. К одним из наиболее показательных примеров такового интереса можно отнести создание на базе педвузов центров и иных подобных подразделений, специализирующихся на изучении советской и российской педагогики и системы образования в целом, направление руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием, деканов и иных вузовских управленцев на курсы повышения квалификации в педуниверситеты России, приглашение ведущих российских специалистов на кратковременное чтение лекций и на долгосрочную работу в Китай и т. п.
Резюмируя отметим, что для современного развития китайской системы
педагогического образования характерны такие системообразующие и долгосрочные тенденции, как приоритизация развития подготовки педагогических кадров на уровне первостепенных государственных задач, повышение требований к качеству всех видов ресурсов системы (кадровых, материально-технических, финансовых, технологических, информационных и т. п.), усиление идейно-этической составляющей в подготовке педагогов и создание системы непрерывного профессионального совершенствования педагогических работников в условиях постоянно обновляющихся знаний, технологий и компетенций, ставка на сбалансированное развитие педагогических вузов в контексте всей системы педагогического образования, основанное на сочетании принципов согласованности целей и задач развития с принципами сохранения и приумножения уникальности, специфичности каждого учебного заведения, готовящего педагогов.
Рассмотренные факты и тенденции развития педагогического образования КНР представляют высокий интерес для российского педагогического образования, а их анализ и дальнейшая разработка связанной с ним проблематики может помочь учесть лучшие апробированные разработки китайских коллег, восходящие в своих основах к советским и российским парадигмам, при проектировании стратегий развития педагогических университетов России в контексте международного сотрудничества в разных аспектах педагогического образования и педагогической науки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ли Хунтянь, Хуан Чжэпин, Лю Сюедун. Подготовка педагогов в Китае // Россия - Китай: тенденции развития образования в XXI в.: сравнительный анализ / отв. ред.: В. П. Борисенков, Мэй Ханьчэн. М.: Наука, 2019. С. 460-482.
2. Ли Чан. Информатизация образования в Китае // Россия - Китай: тенденции развития образования в XXI в.: сравнительный анализ / отв. ред.: В. П. Борисенков, Мэй Ханьчэн. М.: Наука, 2019. С. 186-207.
3. Гу Минъюань. Сборник научных работ. Пекин: Изд-во Пекинского пед. ун-та, 2018.
4. Ху Цзяньхуа, Лю Янчунь. Развитие высшего образования в Китае // Россия - Китай: тенденции развития образования в XXI в.: сравнительный анализ / отв. ред.: В. П. Борисенков, Мэй Хань-чэн. М.: Наука, 2019. С. 392-408.
5. Timing Zhu. New National Initiatives of Modernizing Education in China // East China Normal University Review of Education 2019. Vol. 2 (3). P. 353-362. DOI: https://doi.org/10.1177/20965311 19868069.
6. Обзор Национального среднесрочного и долгосрочного плана реформы и развития образования (2010-2020 гг.). URL: http://www.gov.cn/jrzg/2010-07/29/content_1667143.htm (дата обращения: 23.03.2021). (Кит. яз.)
7. Конституция Китайской Народной Республики. В редакции 11.03.2018. г. URL: https://chinalaw. center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/ (дата обращения: 20.06.2021).
8. Закон «Об образовании» Китайской Народной Республики от 01.09.1995. URL: http://www. npc.gov.cn/wxzl/gongbao/1995-03/18/content_1481296.htm (дата обращения: 11.05.2021). (Кит. яз.)
9. Закон «Об обязательном образовании» Китайской Народной Республики от 01.09.2006. URL: http://www.gov.cn/flfg/2006-06/30/content_323302.htm (дата обращения: 11.05.2021). (Кит. яз.)
10. Закон «О высшем образовании» Китайской Народной Республики от 01.01.1999. URL: http:// www.moe.gov.cn/s78/A02/zfs__left/s5911/moe_619/201512/t20151228_226196.html (дата обращения: 11.05.2021). (Кит. яз.)
11. Закон «О профессиональном образовании» Китайской Народной Республики от 01.09.1996.
URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A02/zfs_left/s5911/moe_619/tnull_1312.html (дата обращения:
11.05.2021). (Кит. яз.)
12. Национальный стандарт качества специальностей бакалавриата от 02.04.2018. URL: http://www. jxga.edu.cn/uploadfile/52/Attachment/ab54fd4046.pdf (дата обращения: 10.06.2021). (Кит. яз.)
13. Основные требования для получения степени доктора и магистра от 01.01.2014. URL: http://www. isl.cas.cn/yjsjy/xwjy/201407/P020140725353503906710.pdf (дата обращения: 10.06.2021). (Кит. яз.)
REFERENCES
1. Li Hongtiang, Huan Zhepin, Liu Suidong. Podgotovka pedagogov v Kitae. In: Rossiya - Kitay: tendentsii razvitiya obrazovaniya v XXI v.: Sravnitelnyy analiz. Moscow: Nauka, 2019, pp. 460-482.
2. Li Chang. Informatizatsiya obrazovaniya v Kitae. In: Rossiya - Kitay: tendentsii razvitiya obrazovaniya v XXI v.: Sravnitelnyy analiz. Moscow: Nauka, 2019, pp. 186-207.
3. Gu Minyuan. Sbornik nauchnyh rabot. Beijing: Izdatelstvo Pekinskogo pedagogicheskogo universiteta, 2018.
4. Hu Jianhua, Liu Yangchun. Razvitie vysshego obrazovaniya v Kitae. In: Rossiya - Kitay: tendentsii razvitiya obrazovanija v XXI v.: Sravnitelnyy analiz. Moscow: Nauka, 2019, pp. 392-408.
5. Yiming Zhu. New National Initiatives of Modernizing Education in China. East China Normal University Review of Education. 2019, Vol. 2 (3), pp. 353-362. DOI: https://doi.org/10.1177/20965 31119868069.
6. Obzor Natsionalnogo srednesrochnogo i dolgosrochnogo plana reformy i razvitiya obrazovaniya (2010-2020). Available at: http://www.gov.cn/jrzg/2010-07/29/content_1667143.htm (accessed: 23.03.2021). (In Chinese)
7. Konstitutsiya Kitayskoy Narodnoy Respubliki. V redaktsii 11.03.2018. Available at: https://chinalaw. center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/ (accessed: 20.06.2021). (In Russian)
8. Zakon "Ob obrazovanii" Kitayskoy Narodnoy Respubliki ot 01.09.1995. Available at: http://www.npc. gov.cn/wxzl/gongbao/1995-03/18/content_1481296.htm (accessed: 11.05.2021). (In Chinese)
9. Zakon "Ob obyazatelnom obrazovanii" Kitayskoy Narodnoy Respubliki ot 01.09.2006. Available at: http://www.gov.cn/flfg/2006-06/30/content_323302.htm (accessed: 11.05.2021). (In Chinese)
10. Zakon "O vysshem obrazovanii" Kitayskoy Narodnoy Respubliki ot 01.01.1999. Available at: http:// www.moe.gov.cn/s78/A02/zfs__left/s5911/moe_619/201512/t20151228_226196.html (accessed: 11.05.2021). (In Chinese)
11. Zakon "O professionalnom obrazovanii" Kitayskoy Narodnoy Respubliki ot 01.09.1996. Available at: http://www.moe.gov.cn/s78/A02/zfs__left/s5911/moe_619/tnull_1312.html (accessed: 11.05.2021). (In Chinese)
12. Natsionalnyy standart kachestva spetsialnostey bakalavriata ot 02.04.2018. Available at: http://www. jxga.edu.cn/uploadfile/52/Attachment/ab54fd4046.pdf (accessed: 10.06.2021). (In Chinese)
13. Osnovnye trebovaniya dlya polucheniya stepeni doktora i magistra ot 01.01.2014. Available at: http://www.isl.cas.cn/yjsjy/xwjy/201407/P020140725353503906710.pdf (accessed: 10.06.2021). (In Chinese)
Лубков Алексей Владимирович, доктор исторических наук, профессор, ректор Московского педагогического государственного университета
e-mail: [email protected]
Lubkov Alexey V., ScD in History, Professor, Rector, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Морозова Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры теории и практики перевода и коммуникации, Заместитель начальника Управления международных связей, Московский педагогический государственный университет
e-mail: [email protected]
Morozova Olga A., Senior lecturer, Translation and Communication Theory and Practice Department, Deputy Head of the International Relations Office, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Чжан Чжаоюй, кандидат экономических наук, Заместитель директора Российско-китайского координационно-методического центра, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Zhang Zhaoyu, PhD in Economics, Deputy head of the Russia-China Center, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Юдин Алексей Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков имени В. Ф. Семенова, директор Российско-китайского координационно-методического центра, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Yudin Alexey V., PhD in History, Associate Professor, Assistant Professor, Ancient and Medieval History Department, Head of the Russia-China Center, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.07.2021 The article was received on 07.07.2021